1. Устное народное творчество и его наиболее известные представители 19 века



бет1/6
Дата18.06.2016
өлшемі0.67 Mb.
#145235
түріРеферат
  1   2   3   4   5   6


MASARYKOVA UNIVERZITA

Filosofická fakulta

BAKALÁŘSKÁ PRÁCE

Brno 2007 Antonín Lampiga
MASARYKOVA UNIVERZITA

Filosofická fakulta

Ústav slavistiky

Antonín Lampiga

Русские народные приметы и поверья”

Bakalářská diplomová práce

Vedoucí práce: PhDr. Taťána Juříčková, Ph.D.

Brno 2007

Prohlášení
Prohlašuji, že jsem předkládanou práci zpracoval samostatně a k práci jsem použil

literaturu, jejíž přehled uvádím v samostatném soupisu.



Rád bych touto cestou poděkoval PhDr. Taťáně Juříčkové, Ph.D. za její cenné rady a připomínky a za laskavé a trpělivé vedení této práce.

Содержание:
Введение.......................................................................................7

1. Устное народное творчество и его наиболее известные представители 19 века..............................................................9

2. Воззрение славян на природу…………............................18

2.1. Жанры устного народного творчества славян..........................................23

2.1.1. Загадка.......................................................................................................23

2.1.2. Пословицы, поговорки, присловья, прибаутки................................25

2.1.3. Заговоры...................................................................................................26

2.1.4. Народные лирические песни.................................................................27

2.1.5. Народные сказки.....................................................................................28

3. Русские народные приметы и поверья.…………….......31

3. 1. Беременность. Роды. Дети..................................…………..........................32

3. 2. Предсвадебные поверья и приметы…………………………...............37

3. 3. О женихах, невестах, тили-тили тесто……………………………...........39

3. 4. Поверья о жилище…………………………………………….................42

3. 5. Соль рассыпалась – к ссоре ли?..................................................................47

3. 6. Поверья о животных......................................................................................53

3. 7. Поверья о растениях......................................................................................58

3. 8. Пустой бутылке на столе не место..............................................................61

3. 9. Подошвы чешутся – к дороге.......................................................................65

3. 10. Приметы о человеке, привычках и манерах..........................................69

3. 11. Заклинания и заговоры...............................................................................71

3. 12. О смерти и похоронах..................................................................................73

4. Заключение……………………………......…………..........76

5. Resumé....................................................................................78

6. Список использованной литературы...............................79

Художественная литература

Интернетные источники


Введение

Приметы относятся к старейшему жанру фольклора и представляют собой сокровищницу многовекового человеческого опыта и знания. Само слово “примета” – это производное от глагола “примечать”, то есть улавливать зачастую неясную скрытую и даже тайную связь между явлениями и событиями как человеческой жизни, так и жизни растений животных и всего космоса в целом. Возникшие еще в глубокие дохристианские времена, приметы вобрали в себя многочисленные мифологические и магические понятия о мире и человеке. Согласно представлению древних, любой заурядный предмет наделялся необыкновенными свойствами и вел наряду с обычной и необычную жизнь.

Это нашло свое отражение и в приметах. По определенному “поведению” простых вещей ( ложка упала, дверь заскрипела, посуда бьется и пр.) можно было предугадывать те или иные события (приход гостя, покойника встретить, дальнюю дорогу, болезнь и т.д.), предсказывать погоду и даже судьбу ( замужество, смерть, рождение ребенка и т.п.). Причем все предметы, животные, растения и пр. делились на чистые и нечистые, на несущие человеку благо и несущие человеку зло, что отчасти отразилось и в приметах. Некоторые предметы и явления могут быть хорошими или плохими в зависимости от ситуаций и действий человека. Другие предметы несут чисто информативную функцию, предсказывая будущие события.

Данная дипломная работа посвещена теме русских народных примет и поверий. Основной целью нашей работы является:

1. Привести наиболее ярких представителей фольклорной школы 19 века.

2. Показать, как разнообразно русское устное народное творчество.

3. Ознакомиться с наиболее известными поверьями русского народа на работах Кульматова В.А., Кульматова Т.В и Афанасьева А.Н., попытаться их классифицировать и объяснить их значение.

Эта бакалаврская работа состоит из трех основных глав. В первой главе мы объясняем значение слова фольклор, а также показываем его развитие в „золотом“ 19 веке и приводим наболее известных представителей. Вторая глава занимается характеристикой устного народного творчесва и его отдельных жанров. Центральной главой данной работы является третья глава, которая представляет собой попытку анализа и классификации русских поверий и суеверий. Источником послужили исследования Кульматова В.А., Кульматова Т.В и Афанасьева А.Н.



1. Устное народное творчество и его наиболее известные представители в 19 веке.

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, – историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций. Термин Фольклор впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом.

В буквальном переводе Folklore означает: народная мудрость, народное знание.

Помимо термина «фольклор» в научном обиходе разных стран встречаются

и другие термины: немецкий – Volkskunde, в более узком значении слова – Volksdichtung; французский – Traditions populaires. В XIX в. в России господствовал несколько расширительно толковавшийся термин «народная словесность» или «народная поэзия».

Художественное и историческое значение фольклора было глубоко раскрыто А. М. Горьким, высказывания которого имеют руководящее значение в разработке основных проблем фольклористики. В своем докладе на Первом съезде советских писателей Горький говорил: «Я снова обращаю ваше внимание, товарищи, на тот факт, что наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устным творчеством трудового народа. Совершенство таких образов, как Геркулес, Прометей, Микула Селянинович, Святогор, далее доктор Фауст, Василиса Премудрая, иронический удачник Иван-дурак и, наконец, Петрушка, побеждающий доктора, попа, полицейского, чорта и даже смерть, все это образы, в создании которых гармонически сочетались рацио и интуицио, мысль и чувство. Такое сочетание возможно лишь при непосредственном участии создателя в работе творчества действительности, в борьбе за обновление жизни»1

Фольклор – поэтическое творчество, вырастающее на основе трудовой деятельности человечества, отразившее в себе опыт тысячелетий. Фольклор, будучи древнее письменной литературы и передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для познания истории каждого народа, на какой бы ступени общественного развития он ни стоял. Зарождение фольклористики тесно связано с романтизмом. Главную роль в научной разработке фольклора в эпоху романтизма играли братья Вильгельм и Яков Гриммы (особенно Яков). Сходные явления в Фольклоре европейских народов Яков Гримм и все его последователи объясняли унаследованием общего поэтического богатства от единого «праиндоевропейского» предка. Гримм и его последователи главное внимание обращали на остатки религиозных представлений.

Интерес к мифам особенно возрастает, когда последователями Гримма выступают санскритологи (А. Кун, М. Мюллер), пытавшиеся найти истоки европейского фольклора в ведийских гимнах и заклинаниях; отсюда и сама школа Гримма получила в истории науки название школы «мифологической». Взгляды Гримма на природу устной поэзии и на историю ее развития с древнейших времен изложены им в книге Немецкая мифология“.

Взгляды Гримма в дальнейшем были развиты в середине XIX в. в трудах его последователей – немецких ученых Куна, Шварца, Маннгардта, английского ученого Мюллер, Фридрих Макс 1823 -1900 (немецкий ориенталист, работы которого пробудили повышенный интерес к языкознанию, изучению мифологии и религии. Под редакцией Мюллера выходили на протяжении 25 лет „Священые книги Востока“. Ему принадлежит перевод на английский язык „Ригведы“. К его работам принято возводить начало деятельности «мифологической школы» в фольклористике. Также является невольным творцом популярной, начиная со второй половины XIX века, «арийской теории». Я вновь и вновь заявляю, что если я говорю "арийцы", то не имею в виду ни кровь, ни кости, ни волосы, ни череп. Я подразумеваю только тех, кто говорит на арийском языке. Понятие «ариец» в языкознании, настаивал Мюллер, совершенно неприменимо к происхождению. Оно означает язык и ничего кроме языка.)2, французского – Адольфа Пикте 1799-1875 (швейцарский филолог, иследователь индоевропейских языков. Одним из первых доказал принадлежность кельтских языков к индоевропейской семье) и русских ученых Ф.И. Буслаева, А.Н. Афанасьева и О.Ф. Миллера. В России, как и в Германии, «мифологическая школа» тоже была первым этапом в развитии научной фольклористики.

В России первыми подлинно учеными фольклористами были Ф. И. Буслаев и А. Н. Афанасьев.



Девятнадцатое столетие можно с полным на то основанием назвать “Золотым веком„ русской фольклористики. Русская «фольклорная школа» была довольно многочисленна и представительна к ней относятся такие умы как :

Фёдор Иванович Буслаев (1818-1897) – один из самых ярких русских филологов середины XIX в. Он изучал широкий круг вопросов языкознания, литературоведения, фольклористики и искусствоведения, был блестящим лектором, ученым, профессором в Московском университете, а в 1860 г. стал академиком. Буслаев полагал, что язык является средством «приобретения» мысли, в нем отражается вся жизнь народа. Он провозглашал необходимость сравнительно-исторического изучения родного языка после того, как усвоены его основные правила. Написанная Буслаевым в 1858 г. „Историческая грамматика русского языка“ еще при жизни автора выдержала пять изданий, а со временем так стал называться университетский курс истории русского языка. Буслаеву принадлежит „Историческая грамматика по церковнославянскому и древнерусскому языку“ (1861), в которую включены важнейшие письменные памятники средневековой Руси и их историко-литературный и лингвистический комментарий. Буслаев придал русской археографии и русской палеографии статус университетских дисциплин. Он навсегда остался верен языку и тексту, единственным духовным порождениям человеческой природы, изучению и прославлению которых посвятил свои труды и досуги: "Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников - солнца и сердца. Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они ещё не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни..." 3

Миллер Орест Федорович – известный историк русской литературы. Родился 4 августа 1833 г. в Гапсале, в немецкой семье, и был окрещен по лютеранскому обряду, с именем Оскар. С трех лет остался круглым сиротой и был взят на воспитание женой дяди, русской по происхождению. Получил превосходное домашнее образование. Под влиянием архимандрита Платона (впоследствии митрополита киевского), Миллер, 15 лет от роду, вполне сознательно присоединился к православию. Окончил курс историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. В начале 60-х годов вышло собрания народных песен Киреевского и Рыбникова которое стало для него новым откровением. Он отдался изучению народной словесности; все народное стало для него священным. Миллер с восторгом относился к древней Руси, то потому, что видел в ней господство общинного духа, «народосоветие» и торжество истинно-христианских начал. Огромная докторская диссертация Илья Муромец и богатырство Киевское“ (Санкт-Петербург,1870) Диссертации предшествовал учебник: Опыт исторического обозрения русской словесности“ (2-е изд., Санкт-Петербург, 1865), доведенный до монгольского периода, с отдельной хрестоматией к нему (2-е изд., Санкт-Петербург, 1866). С выходом в 1870 г. докторской диссертации научная деятельность Миллера почти заканчивается. В 70-х и 80-х годах Миллер, главным образом, посвящает свою литературную деятельность работам критического характера. Энергичный член совета. Был популярный оратор, привлекавший на общие собрания большую публику. Речи и статьи его по славянскому вопросу собраны в книге: Славянство и Европа“ (Санкт-Петербург, 1877). Главный тезис ее: “Общинность и равноправность - вот она, славянская правда“4 . Миллер написал еще множество разбросанных по разным журналам этюдов об Алексее Толстом, Майкове, Полонском, Гаршине, Надсоне, Мережковском, Минском, Щеглове и др., и книжку: „Глеб Ив. Успенский“. Миллер умер от разрыва сердца 1 июня 1889 г.

Александр Николаевич Пыпин – родился 6 апреля 1833 года в Саратове, в дворянской семье. В 1853 году окончил Петербургский университет, занимался историей литературы, славистикой и фольклористикой. В 1857 году защитил магистерскую диссертацию ""Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских"". Здесь впервые была дана история русской повести. Пыпин пользовался рукописными сборниками Публичной библиотеки и Румянцевского музея. Некоторые старинные повести впервые исследованы Пыпиным, а некоторые ( „Девгениево Деяние“5 – древнерусская переводная повесть, восходящая к византийским эпическим преданиям Х века о могучем богатыре и добывании им невесты. „Повесть о Горе-злосчастии“6 (17 в.) – русская лироэпическая повесть, в стихах, о добром, склонном к пьянству молодце. Преследуемом Горем-Злосчастием – «двойником» его слабостей и недобрых мыслей, от которого он спасается уходом в монастырь.) даже впервые открыты им при изучении сборников. С 1863 года он активно сотрудничал в „Современнике“, а с 1867 года – в „Вестнике Европы“. В молодости испытал идейное влияние своего двоюродного брата Н.Г. Чернышевского, однако впоследствии придерживался умеренно либеральных, просветительских взглядов. Ему принадлежат такие фундаментальные работы, как четырехтомные „История русской литературы“, „История русской этнографии“ и „Историю славянских литератур“ созданную А.Н. Пыпиным совместно с В.Д. Спасовичем. Исследования ученого внесли значительный вклад в исследование старорусской повести, масонства, литературно-общественного движения в России первой половины XIX века. Ему принадлежат работы о русской литературе XVIII и XIX веков, о жизни и творчестве В.Г. Белинского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, о зарубежных славянских литературах. В 1891 году А. Н. Пыпин был избран членом-корреспондентом, а в 1898 году – действительным членом Петербургской Академии Наук. Умер 26 ноября 1904 г.

Кавелин, Константин Дмитриевич – знаменитый писатель, юрист, психолог, этнограф и общественный деятель, родился 4 ноября 1818 г., умер 3 мая 1885 г. Первоначальное образование получил дома. В 1835 г. Кавелин поступил на первое отделение философского факультета, но в ноябре того же года перешел на юридический факультет. Окончил юридический факультет Московского университета (1839). В 1857-1861 профессор Петербургского университета. В 1840 был близок Т. Н. Грановскому, А. И. Герцену. С 1878 занимал кафедру гражданского права Военно-юридической академии. С конца 1850-х сблизился со славянофилами. Наряду с Б. Н. Чичериным стал основателем государственной школы в русской историографии. Развивал идею о решающей роли государства в жизни народа. Государство, по мнению Кавелина, явилось высшей формой общественного бытия в истории России, а власть – инициатором и гарантом прогресса. К трудам философского характера относятся: Задачи психологии“ (1872) и „Задачи этики“ (1884). Исторические взгляды Кавелина сформулированы в работах: „Взгляд на юридический быт Древней России“ (1847), „Краткий взгляд на русскую историю“ (1887), „Мысли и заметки о русской истории“ (1866).

Котляревский, Александр Александрович – известный славист, археолог и этнограф (родился в 1837 году, умер 29 сентября 1881 года). Из полтавской гимназии он поступил в Московский университет и был ревностным учеником Ф.И. Буслаева. Работал в различных отраслях «старины и народности». В 1862 году был арестован, несколько месяцев заключения сильно расстроили его здоровье, и, кроме того, арест по «политическому» делу впоследствии затруднил для него преподавательскую деятельность. В 1863 году, он принял участие в основании Московского археологического общества (1864) и в первых его предприятиях. В начале 1867 года Котляревскому предложено было занять кафедру славянского и русского языковедения в Дерпте. В 1872 году он отправился за границу, большую часть заграничного пребывания он провел в Праге, где, напечатаны его труды: Книга о древностях и истории поморских славян в XII веке“, „Сказания об Оттоне Бамбергском в отношении славянской истории и древности“ (Прага, 1874) и „Древности права балтийских славян“ (там же, 1874). Одна из этих книг была его докторской диссертацией, которую он защитил в Петербурге в 1874 году.1875 года Котляревский поселился в Киеве, где также вел кафедру. В течение нескольких лет он вел здесь курсы по различным отделам „Энциклопедии славяноведения“; принимал участие в трудах „Общества Нестора летописца“, председателем которого он был избран. В 1881 году он, по требованию врачей, выехал за границу на лечение, умер в Пизе.
Рыбников Павел Николаевич – известный собиратель фольклора и краевед. Родился 24 ноября 1831 г. в Москве в обедневшей купеческой семье. В 1854 г. поступил на филологический факультет Московского университета, где слушал лекции выдающихся историков и словесников. После окончания университета в 1859 г. в качестве корреспондента журнала „Вестник промышленности“ совершил поездку в Черниговскую губернию для изучения экономики, промышленности и ремесел, а также народного быта и поэзии края. В этом же году был выслан под надзор полиции в Олонецкую губернию. В Петрозаводск Рыбников прибыл 2 марта 1859 г. Служил в канцелярии губернатора, губернском правлениии, секретарем губернского статистического комитета, в 1866 г. был переведен на службу в г.Калиш (царство Польское). Во время многочисленных командировок по уездам Олонецкой губернии занимался собиранием памятников устного народного творчества – былин, сбором материалов по статистике, истории, этнографии. Печатал в „Олонецких губернских ведомостях“ материалы краеведческого характера.

Заслуга Рыбникова состоит в том, что он открыл немало сказителей, таких как Тимофей Рябинин, Леонтий Богданов, Козьма Романов, Никифор Прохоров, Василий Щеголенок и др. Собранные былины публиковались первоначально в „Олонецких губерских ведомостях“, позднее вышел четырехтомный сборник „Песни, собранные П.Н.Рыбниковым“ (1861–1867 гг.). За этот сборник Академия наук присудила Рыбникову Демидовскую премию. Открытиям Рыбникова во многом обязаны последующие собиратели русского фольклора.



Потебня Александр Афанасьевич – известный ученый, малоросс по происхождению и личным симпатиям, родился 10 сентября 1835 г., в небогатой дворянской семье Роменского уезда, Полтавской губернии, учился в радомской гимназии и в Харьковском университете по историко-филологическому факультету. В молодости Потебня также собирал народные песни. Не долго пробыв учителем русской словесности в харьковской гимназии, Потебня по защите магистерской диссертации „О некоторых символах в славянской народной поэзии“ (1860), стал читать лекции в Харьковском университете. Занимаясь вопросами лексикологии и морфологии, ввел в русскую грамматическую традицию ряд терминов и понятийных противопоставлений. Одним из первых в России Потебня́ изучал проблемы поэтического языка в связи с мышлением, ставил вопрос об искусстве как о особом способе познания мира. Изучал украинский язык (малорусское наречие) и украинский фольклор, комментировал „Слово о полку Игореве“.

Создал научную школу, известную как «Харьковская лингвистическая школа»; к ней принадлежали Д. Н. Овсянико-Куликовский (1853-1920) и ряд других учёных. Идеи Потебни оказали большое влияние на многих русских лингвистов второй половины XIX века и первой половины XX века.

Труды: Мысль и язык“ (1862)

О мифическом значении некоторых поверий и обрядов“ (1865)

Заметки о малорусском наречии“ (1870)

Из записок по русской грамматике“ (докторская диссертация, 1874)

Из истории звуков русского языка“ (1880–1886)

Язык и народность“ (1895, посмертно)

Из записок по теории словесности“ (1905, посмертно).
Самым главным из отечественных филологов и представителей русской фольклорной школы является Александр Николаевич Афанасьев.

Александр Николаевич Афанасьев исследователь народного творчества. Родился в 1826 году в г.Богучар Воронежской губернии. Образование получил в воронежской гимназии и Московском университете, где учился на юридическом факультете и в то же время слушал лекции С. П. Шевырева, О. М. Бодянского и Т. Н. Грановского. Окончив курс в 1848г., 1849 г. Афанасьев поступил на службу в Московский главный архив Министертсва иностранных дел. Где и проработал до 1862 года. Это было самое спокойное и плодотворное время его деятельности. Еще будучи студентом сотрудничал с лучшими тогдашними журналами „Собременник“, Отечественные записки“. Из этих статей упомянем только важнейшие: „Дедушка домовой“, „Ведун и ведьма“, „Языческие предания об острове Буяне", „Зооморфические божества у славян“, „Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями“, „Русские сатирические журналы 17691774 г.“ В 1858–1859 гг. он издавал чрезвычайно полезный, но не нашедший достаточной поддержки, журнал: „Библиографические Записки“, где поместил ряд своих статей, а именно: „Сатиры Кантемира“, „Н. И. Новиков“, „Литературная полемика прошлого столетия“, „Русская книжная торговля“.

В 1860 г. он издал сборник „Русские народные легенды“, вскоре изятые из продажи по цензурным соображениям. В 1862 г. в жизни Афанасьева произошел крутой переворот: он оказлся причастен, по-видимому совсем незаслуженно к политическому делу и, хотя не потерпел никакого наказания, вынужден был покинуть обеспечивавшую его службу. С большим трудом ему удалось найти место секретаря сначала в Московской думе, а затем мировом съезде. Но и в эти тяжелое время Афанасьев продолжал свои иследования и труды. В „Библиотеке для чтения“ появились его статьи „М.С. Щепкин и его записки“, „Поэтические предания о светилах небесных“, в „ Филологических записках“ он поместил статьи О радуге“ и „Сказка и миф“. В эти трудные для него годы, Афанасьев закончил и издал главные труды своей жизни. „Народные русские сказки“ – до сих пор остаются одним из самых популярных фольклорных произведений. „Поэтические воззрения славян на природу“ – фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с языком и фольклором других индоевропейских народов. Его труд до сих пор не превзойден в мировой науке о фольклоре. Книга Афанасьева воскрешает основы русского мышления. Трудами Афанасьева по мифологии пользовались не только исследователи, писатели но и поэты – Ф. М. Достоевский ( Достоевский в своих поздних романах использует мифологический мотив «Матери Сырой земли». Например „Братья Карамазовы“, „Двойник“ и другие.), А.Н.Островский (Островский в драматической поэме „Снегурочка“ использовал материалы народных сказок и песен. Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы.), В.В.Хлебников (Хлебников на протяжении всей своей литературной деятельности использовал материал „Поэтических воззрений славян на природу“ для словотворческих экспериментов. Фантастические мотивы и образы проявились в таких произведений Хлебникова, как „Перун“, „Вила леший“, „Лесная тоска“. Поэт сравнивал славянские мифы с мифами других народов, – например, в поэме „Дети выдры“), С. Есенин ( Есенин воспользовался фольклорно-мифологическими образами в поэме „Черный человек“, „Иония“) и др.

В Поэтических воззрениях славян на природу Афанасьев предстает перед нами как крупный ученый, представляющий русскую мифологическую школу. Афанасьев обращается не только к славянским поверьям и произведениям фольклора, а использует данные индоевропейских народов (тексты индийских Вед, скандинавские эддические песни, античные и иранские мифы. В 1871 г. Александр Николаевич Афанасьев умерает от чахотки.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет