11. В чем своеобразие философии Древней Индии?



жүктеу 176.01 Kb.
Дата18.07.2016
өлшемі176.01 Kb.

II. ФИЛОСОФИЯ ВОСТОКА Автор Н.Ф. Рахманкулова

Вопросы 11-14, с.23-34.

Философия в вопросах и ответах / Под ред. А. П. Алексеева и Л. Е. Яковлевой. — М.: Проспект, 2010. — 336 с.

С.23

11. В чем своеобразие философии Древней Индии?

Индийскую философию отличает совокупность свойств, главные из которых: 1) автохтонность, самобытность; 2) традиционность; 3) религиозность; 4) спиритуалистическая направленность, устремленность к внутреннему самоуглублению и духовному восхождению; 5) соединение рационализма (проявляющегося в построении сложных категориальных систем в онтологии, антропологии и гносеологии) и мистицизма; 6) единство большинства школ в определении высших целей и множественность картин мира; 7) сочетание мироутверждения (признания относительной ценности различных слоев бытия) и мироотрицания (стремление к освобождению от множественности сущего, деиндивидуализации и соединению с неопределенным, абсолютно благим первоначалом); 8) принятие почти всеми школами учения о трансмиграции («переселении душ»); 9) отношение к философии как к образу жизни; 10) высокий общественный статус философии и влиятельность философских идей в культуре.

Индийская философия, подобно греческой и китайской, автохтонна, то есть возникает на собственной культурной почве. Она традиционна и самобытна, существуя тысячелетиями без серьезных воздействий иноземных идей. Истоки неисчерпаемой мудрости видятся в далеком прошлом, которое воспринимается больше мифологически, чем исторически: как начальные времена и, наряду с этим, – вневременная вечность. Сложившиеся в древности философские учения освящены веками и расцениваются как образцовые. Установка философов на идейную и организационную преемственность явно превосходит стремление к новизне.

Своеобразие способов существования философских направлений, школ (даршан - вúдений), самих философов определяется, прежде всего, близостью форм философской и религиозной деятельности в Древней Индии. Большинство даршан представляет собой философское развитие основ вероучения определенного религиозного направления. Даршаны традиционно делятся на две группы по критерию их отношения к Вéдам (ведение, знание) – Священному слову религий брах – с.24 манизма, а затем индуизма. К первой группе принадлежат школы, признающие себя наследниками традиции Вед. Они считаются ортодоксальными и называются áстика (утверждающие). Вторую группу составляют школы неортодоксальные - нáстика (отрицающие), не признающие себя прямыми наследниками традиции Вед. Религиозность индийской философии не препятствует ее многообразию, поскольку сама религиозная жизнь страны плюралистична. Основные национальные религии не имеют централизованной церковной организации, жесткой догматики, допускают разнообразие мнений по многим важным мировоззренческим проблемам.

В философии преобладает спиритуалистическая направленность – склонность к усмотрению высшего духовного начала, сосредоточению на вопросах внутреннего совершенствования. Все учение воспринимается как имеющее нравственную значимость, в связи с чем этика не выделяется в специальный раздел. Социально-политическая проблематика остается на периферии философских интересов. В индийской традиции сохраняется характерное для всей древней философии антропоморфное миропредставление, основанное на мифологическом архетипе Человек-Вселенная. Различные философские направления дают свое видение этого универсума и моделей его последовательной «деконструкции», «разоблачения»: совлечения слой за слоем оболочек, реальность и ценность которых относительна, и постепенного приближения к нематериальной, бескачественной, безусловно истинной, реальной и благой сердцевине (основе) всего сущего. Почти все даршаны принимают учение о карме-сансаре (о трансмиграции) и об освобождении от телесных воплощений (мокше, нирване) как высшей цели. Задача философа – понять строение мира и человека, выявить ценность каждого из пластов существования, найти путь к освобождению. Основополагающие истины, открываемые философией, имеют одновременно гносеологический, онтологический и ценностный статус.

При этом школы сильно различаются между собой в представлении философской картины мира и путей освобождения. Довольно высока степень взаимопроникновения и взаимодополнения воззрений, идейной терпимости в отношениях между даршанами. Распространено мнение о том, что иная, чем в данной школе, точка зрения по какой-либо проблеме правомерна, но ее истинность и соответствующий уровень существования ниже.

Наиболее ценный способ передачи философской мудрости – устный (на языке священного знания – санскрите), от с.25 учителя к ученику, постепенно приобщаемого к закрытым для непосвященных первоистокам. Учеником воспринимается не только теория, но и практические жизненные ориентации, техника самосовершенствования, методы философского диалога и дискуссии, - весь образ жизни учителя, являющийся продолжением его учения. Сердцевина наследуемого корпуса произведений - канонизированный краткий исходный текст, обычно в виде сутры (букв. нить - предельно сжатое изложение основ учения), окруженный слоями комментариев. Содержание комментариев зачастую противоречит их форме, представляя собой продукт индивидуального философского творчества.

К философии в Индии относятся с большим почтением. Религиозно-философская деятельность традиционно считается занятием людей высшего, жреческого сословия – брахманов. Образ древнего философа слабо индивидуализирован, близок к образу святого. Высший авторитет принадлежит философу - основателю школы – личности, как правило, легендарной. Он - персонифицированная мудрость и совершенство, его облик и сведения о жизни мифологизированы. Так, Будда (даже в имени) – воплощение пути к нирване и самой нирваны.



12. Какие школы были в древнеиндийской философии, и на какие периоды она делится?

В философии Древней Индии различаются две группы школ (даршан). В первую, ортодоксальную, включается шесть даршан: сáнкхья, йога, нья́я, вайшéшика, пурва-мимáнса, ведáнта. Во вторую – три: буддизм, джайнизм, локая́та (иногда в качестве третьей неортодоксальной даршаны называется аджúвика).



Даршаны первой группы нередко объединяют попарно, поскольку санкхья близка к йоге, ньяя к вайшешике, пурва-миманса к веданте.. Кратко охарактеризуем их. 1. Санкхья (перечисление, рассмотрение). Одна из самых древних школ, основателем ее считается легендарный мудрец Капúла (VII в. до н.э), а пик влиятельности санкхьи приходится на середину I тысячелетия нашей эры. Все многообразие вселенной рассматривается как результат взаимодействия двух первоначал – материального (прáкрити) и идеального (пýруши). Пракрити (прасоздательница)- источник различных качеств и производящих сил мира. Пуруша (человек, мужчина) - бездеятельный и бескачественный дух, сближаемый с атманом. Задача познания и самосовершенствования – понять устройство мира, независимость пуру- с.26 ши от пракрити, самодостаточность духа, отождествить свою сущность с ним, разъединить пракрити и пурушу в себе и тем самым достичь освобождения – мокши. Вариант теистической санкхьи представлен в знаменитом и по сей день религиозно-философско-поэтическом произведении – Бхагавадгúте. 2. Йога (связь, усилие), основателем ее считается Патанджáли (II в. до н.э. или II в. н.э.) – автор “Йогасутры”. Йога переводит в практическое русло намеченные санкхьей пути и методы освобождения. Йогин, отделяющий, посредством активных усилий и сосредоточенности, своего пурушу от своей пракрити, идет к Высшему Пуруше, обладающему сакральной сверхценностью и именующемуся Ишварой - Господом, Владыкой. Для этого разработан «восьмеричный» метод йоги. В соответствии с ним требуется строгое соблюдение религиозных предписаний и нравственных требований, особенно ахимсы – непричинения вреда живым существа; контроль над организмом с помощью физических и дыхательных упражнений; концентрация чувств, внимания, созерцания, - таким образом последовательно устраняется зависимости от все более тонких составных Пракрити. И, наконец, достигается состояние транса, когда всякое различение исчезает, прекращается даже размышление и наступает освобождение. 3. Ньяя - (правило, логика). Даршана основана Готáмой (II в. до н.э. или II в. н.э.). Исходный текст - “Ньяясутра”. Сторонники школы считают, что к освобождению следует идти, пресекая привязанности человеческого Я к объектам, обращаясь к атману в себе, являющемуся органом чистой мысли. Главный путь к этому – познание. Отсюда сосредоточенность даршаны на проблематике гносеологии и логики, которые развивались в тесном взаимодействии и полемике с соответствующими идеями буддизма. Исследуя способы познания, философы ньяи построили классификацию видов достоверного и недостоверного знания, разработали различные формы логического вывода. В мировоззренческих вопросах, ньяя, в основном, следовала положениям вайшешики. 4. Вайшешика - (различение) Школа основана Кáнадой (I в. до н.э. или I в. н.э.), создателем “Вайшешикасутры”. В основе метафизики вайшешики лежат идеи теизма, атомизма, а также реализма схоластического типа . Последний вайшешика отстаивала в споре с буддистами, защищая тезис о том, что категории, подобно вещам, обладают реальным самостоятельным существованием. Согласно вайшешике, абсолютное божественное Я – Ишвара творит из атомов миры, поддерживет их и разрушает с помощью особой ценностно-каузальной силы – адришты (невидимое), действующей по закону кар- с.27 мы. Знание – выявление системы мира. В ней различаются семь видов реальности, каждая из которых имеет множество форм. Так, субстанция – носитель качеств и действий, имеет девять форм: пять элементов-стихий: земля, вода, огонь, воздух, эфир (áкаша) и еще четыре элемента - пространство, время, душа-атман, ум-манас (орган координации данных сознания). 5. Пурва-миманса (букв. - первое исследование). Основателем школы считается Джáймини (IV-III вв. до н.э.), автор “Мимансасутры”. Эта даршана возникла в целях сохранения Вед и ведийского ритуала. Веды понимаются как фундаментальная священная, совершенная, несущая дхарму реальность. Она имеет изначальную словесную природу, лишь частично проявляющуюся в звуках человеческой речи. Следствием исполнения ритуала является освобождение. Последнее понимается как избавление от страданий и наслаждение плодами ритуалов. Миманса способствовала поддержанию общинно-кастовой организации и всего ценностного строя культур брахманизма и индуизма. 6. Веданта - (завершение Вед). Основоположником данной школы и автором “Ведантасутры” (“Брахмасутры”) считается Бадарáяна (IV-III вв. до н.э.). Веданта представляет собой философскую разработку идей упанишад и Бхагавадгиты о Брахмане как Божественном первоначале, об Атмане-духе и об освобождении как следствии преданности (бхакти) Божеству и познания тождественности своей сущности Атману и Брахману. В классической веданте существует три главных направления. Шáнкара (788-820), вероучитель шиваизма, творчески переосмысливая идеи первоначальной веданты и буддизма, создает строго монистическую адвайта (недвойственную) веданту. Согласно Шанкаре, многообразие мира иллюзорно и в то же время объективно. Абсолютно реален лишь Брахман, а все остальное создано его творческой силой - майей. Атман человека по сути тождественен Брахману. Освобождение и блаженство достигаются путем такого познания, в котором сливаются познающий, познаваемый абсолют и само познание. Шанкара полагает возможным освобождение от уз кармы при жизни – дживанмукти. Рамáнуджа (XI-XII вв.), вероучитель вишнуизма, разрабатывает не строго монистический вариант адвайта-веданты - вишишта (различающая) адвайта. Полагает, что вселенная и души обладают относительной реальностью, а Атман человека есть часть божественного духа. Мáдхва (XIV в.), другой вишнуитский вероучитель, строит систему дуалистической – двайта веданты. Утверждает, что мир, индивидуальные души – не создания майи, не иллюзия, а особая, отличная от Брахмана, реальность. В Новое время идеи веданты на- с.28 шли свое продолжение в учениях Рамакрúшны (1836-1886), Свáми Вивекáнанды (1969-1902), Ауробúндо Гхоша (1872-1950), Сарвепалли Радхакрúшнана (1908-1975) и др.

Неортодоксальные школы. 1. Буддизм – мировая религия (наряду с христианством и исламом) и философское учение. Основан в Индии в VI в. до н.э. Сиддхартхой Гаутамой (623-544), названным Буддой (просветленным, пробудившимся). Главное произведение буддизма - Типúтака (три корзины), записанные в 80-х гг. I в. до н.э. на Цейлоне, на языке пали. Более тысячи лет буддизм был широко распространен в Индии, но к началу второго тысячелетия оказался почти полностью был вытесненным из страны, успев к этому времени существенно повлиять на индуизм и укорениться во многих областях далеко за ее пределами. Основные ветви буддизма - хиная́на и махая́на. Хиная́на (малая колесница) – «узкий путь спасения», близкое к первоначальному буддизму направление, в рамках которого развивается учение о том, что освобождение есть, главным образом, дело личного совершенствования человека, посвятившего этому жизнь. Достигают нирваны самые совершенные – арха́ты. Последователи этого пути называют его тхеравадой (учением старейших). Махая́на (большая колесница) - «широкий путь спасения», направление, в котором произошло обожествление Будды, развитие его культа и почитания совершенных людей (б́о́ддхисаттв), а также развитие монашеских общин (сангх). Согласно махаяне, возможности спасения широко открыты мирянам, а боддхисаттва – человек, сострадающий другим людям и показывающий им путь освобождения. Вначале буддизм был преимущественно этическим учением, альтернативным брахманистскому. С буддийской точки зрения, соблюдение ведийских ритуалов бесполезно. Будда, по преданию, уклонялся от обсуждения «метафизических проблем», считая более важным научить людей тому, как навсегда избавиться от страданий. Главные идеи первоначального буддизма - «четыре благородные истины» и «восьмеричный путь спасения». Четыре благородные истины: 1. Жизнь полна страданий. 2. Привязанность к жизни - корень страданий.3. Можно пресечь корень страданий. 4. Есть путь пресечения корня страданий. Это восьмеричный путь спасения, он – срединный, отвергающий и аскетизм, и чувственные наслаждения. Правильно поняв истины, следуя правильному внутреннему настрою и поведению, человек достигнет нирваны (затухание, остывание, распутывание паутины). Будда сравнивает нирвану с угасающим пламенем, не получающим поддержки. Она есть отречение от жажды жизни, невозмутимость, самодостаточность, - с.29 полное освобождение. Вокруг этих идей Будды складывается философско-религиозное учение. Все существует по закону причинности - закону зависимого возникновения (пратитья-самутпада). Ненавистью нельзя прекратить ненависть, поэтому добром надо отвечать и на добро, и на зло. Безусловно благое состояние – нирвана, она выше добра и зла. Бытие Бога, души, личности не абсолютно, не имеет субстанциональной основы. Истинное бытие – сверхбытие-небытие, которое невыразимо в конкретных характеристиках. Оно может быть отождествлено с нирваной и великой пустотой - шуньей. Буддизм не признает принципиального различия между субъектом и объектом, духом и материей. Состояния страдания и избавления от страданий – не только субъективны, они суть объективные реалии различных уровней. Страдание это не только мучения, вызываемые желаниями, но и волнение, пульсация (вспыхивание и затухание) энергетических психо-физических элементов бытия – дхарм. Избавление от страданий, освобождение есть одновременно прекращение волнения дхарм. Личность, душа, Я – не есть некая неразложимая целостность, это результат действия нескольких наборов дхарм, распадающихся при освобождении. Тогда разрушается причинная связь, приводящая к рождению нового существа и возобновлению страданий. Достижение нирваны - не следствие благодати, а величайшее завоевание самого освобождающегося - победа над собой. Как сказано в Дхаммападе (популярном произведении из Типитаки), никакое божество не сможет «превратить у такого человека победу в поражение»1. Основные философские школы хинаяны - вайбхашика и саутрантика, махаяны - мадхьямика и йогачара. 2. Джайнизм – индийская религия и философское учение, схожее с буддийскими. Основатель – Вардхамана (VI вв. до н.э.), называемый Махавúра (Великий герой) и Джи́на (Победитель). Два основных направления джайнизма: дига́мбары («одетые сторонами света», то есть нагие) и шветамба́ры («одетые в белое»). В онтологии джайнизма дуализм сочетается с плюрализмом. Из девяти ее категорий две важнейшие – джива (живое) и аджива (неживое). Джива – вечная, живая, духовная сущность - субстанция множества отдельных душ-джив, находящихся на разных уровнях развитости и способных (хотя бы потенциально) к познанию и деятельности. Аджива – сущность остальных (материальных) субстанций. К последним относятся вещество, состоящее из атомов, про- с.29 странство, время и др. Изменения в мире происходят по закону кармы. В несовершенном состоянии джива связана с адживой, страдает от этой зависимости, находясь во власти сансары. Совершенное состояние – нирвана, мокша. Освободившиеся дживы поднимаются на вершину Вселенной и пребывают там в состоянии духовной чистоты и блаженства, сохраняя свою индивидуальность. Правильное познание и строгое выполнение нравственных требований и предписаний ведут к освобождению. Наиболее важным считается соблюдение ахимсы. 3. Локаята (чарвака) – («мирская» от лока – мир). Основателем учения считается легендарный мудрец Брихаспати (ок. V в. до н.э.). Произведений локаяты не сохранилось, ее идеи дошли в критическом изложении сторонников других даршан. Локаятики признают истинно существующим только то, что доступно чувственному восприятию, оно же признается единственно надежным источником познания. Утверждается, что каждое явление есть осуществление заложенной в нем изначально собственной, индивидуальной природы (свабхавы). Все существующее, в том числе и сознание, рассматривается как результат взаимодействия материальных первоэлементов. Поэтому отвергается учение об Атмане, карме-сансаре, освобождении, утверждается, что индивидуальное существование полностью прекращается со смертью, смысл жизнь – в удовольствии, особенно – чувственном. Вульгарный материализм и сенсуализм локаяты вполне последовательно дополняется гедонизмом.

История индийской философии делится на три крупных периода: 1. Ведийский период (примерно с X по V вв. до н.э.). В это время идет становление индийской философии. В некоторых произведениях корпуса Вед, особенно в упанишадах (где представлены диалоги по отвлеченным вопросам, рассуждения о бытии в целом) появляется философская трактовка мировоззренческих вопросов. 2. Классический или брахмано-буддийский (с V в. до н.э. по X вв. н.э.). В этот период, после возникновения буддизма (ставшего впоследствии ведущим философским направлением эпохи) и джайнизма, в условиях острых философско-религиозных споров, сформировались основные классические даршаны. 3. Индуистский - с XI в. н.э. К этому времени влияние буддизма существенно ослабевает, и философская деятельность протекает, в основном, в русле культуры индуизма. Главными философскими направлениями становятся веданта, вобравшая в себя многие достижения других ортодоксальных даршан и буддизма, а также ньяя, все больше сосредоточивавшаяся на разработке логико-гносеологических, методологических проблем.



С.31

13. Что составляет отличительные черты философии Древнего Китая?

Созданная великой восточной цивилизацией, существующей от древности до наших дней, китайская философия, как и индийская, характеризуется автохтонностью, самобытностью, традиционностью, высоким статусом философии в обществе, отношением к философии как к образу жизни. Однако в Китае, в отличие от Индии, особая значимость придается истории, книжной учености, государственности, социальной активности индивида. В национальном мировоззрении ведущее положение занимают государственные и семейно-родовые ценности, ориентация на самоосуществление в земной жизни, в межчеловеческих отношениях. Власти, прежде всего верховной, а также, в определенной степени, чиновничеству, придается сакральный характер, предполагается, что легитимность правящей династии опирается на религиозное основание. Система управления предоставляет возможности для «выдвижения мудрых и способных», стимулируя дух индивидуальной конкуренции и социальный активизм. Ценностные образцы правления воспринимаются в форме традиции-ритуала, возводятся к мифическим «начальным» временам первых правителей и канонизируютcя в государственной истории, в книгах, фактически выступающих как священные тексты. Особым понятием Вэнь (письменность, культура) обозначается гармония, упорядоченность, к которой приближается жизнь человека высокообразованного и культурного. Все это в значительной степени определяет основные особенности традиционной китайской философии. Она сосредоточена на социально-политической и этической проблематике. Можно сказать, что это преимущественно практическая (в Аристотелевом смысле) философия, чуждающаяся чистой теории и методологии. Как в Индии, этические вопросы, благодаря их высокой значимости, не стягиваются в отдельную дисциплину, а проходит через всю философию. Так, «учение о добродетельном правлении» составляет ядро наиболее влиятельного направления китайской философии – конфуцианства. Важнейшими источниками философского знания в Китае считаются древние книги, прежде всего: 1) «Книга перемен» («И цзин») – относящаяся к VIII-IV вв. до н.э. гадательная книга, содержащая философские идеи; 2) «Беседы и изречения» («Лунь Юй»), представляющая высказывания Конфуция; 3) «Мэн-цзы» - книга конфуцианца Мэн-цзы, жившего в IV-III вв. до н.э.; 4) «Книга о Пути и Добродетели» («Дао Дэ цзин») авторство которой приписы – с.32 вается легендарному основателю даосизма Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.); 5) «Чжуан-цзы» - книга даосского учителя Чжуан-цзы (IV-III вв. до н.э). Стиль философских текстов, образный и афористичный, служит не столько целям доказательства идеи, сколько внушения определенного способа мировидения.



Философское мировоззрение Древнего Китая в общих чертах можно представить следующим образом. Справедливость, порядок и закономерность в мире исходят от Неба (тянь). Великий предел Неба – Тай цзи. Он же – Абсолют-Дао. Его нельзя назвать и обрести, оно есть небытие и неопределенность. Безымянное Дао есть исток бытия и определенности, упорядоченности - путь Неба. Из Дао возникает ци - пневма (букв. воздух, пар, дыхание, эфир) - первоматерия, первоэнергия. Она раздваивается на полюса инь (мутное) и ян (чистое) - всепроницающие противоположности (земли и неба, луны и солнца, тени и света, квадрата и круга, женского и мужского, слабого и сильного, воды и огня и т.д.). Возникает и пять первоэлементов или движущих начал (У-Син) - дерево, огонь, земля, металл, вода. Дао придает определенность вещам, и явлениям, выступая в качестве их жизненной силы, добродетели – Дэ, которое есть манифестация Дао на единичном уровне. Абсолют являет себя в символе, а символ тяготеет к «церемониальности», выражению священного движения, «вечного возвращения». Таков знак Великого предела - , называемый также «монада», «рыбки», «зародыши». Он выражает единство, переход, взаимопроникновение темного (инь) и светлого начала (ян). Китай - Поднебесная, Срединное государство - центр мира, все остальные земли - "варварская периферия", обращенная к центру. Способы приближения к Благу, исходящему от Абсолюта-Дао, заданы исторической традицией. Главная дорога - движение вверх по ступеням государственной иерархии (путь правителей) и семейно-родовой (путь предков). Их принцип един, это два переплетающихся ствола одного дерева, две взаимосвязанные дороги вверх: государство представляется большой патриархальной семьей, первоправители суть первопредки. Дао передается людям через правителя - сына Неба, получающего от него право (своеобразный мандат) на правление (Тянь-мин), это право одновременно обязывает следовать воле Неба. Если правитель этого не делает, значит, он утратил свою добродетель - Дэ и право на власть. От того, как правитель Китая исполняет волю Неба, зависит порядок в мире людей и в универсуме, поскольку общественное согласие есть часть мирового строя. В человеке две возвышающие его силы – любовь (инь) с.33 и долг (ян). Долг требует поддерживать мировое единство (с природой, государством народом, семейным кланом). Для этого необходимо занять, согласно традиции и собственным возможностям, место в семейно-родовом и государственном строю, выполнить обязательства перед предками и потомками, вышестоящими и нижестоящими в государственной иерархии. Добро - следование порядку, исходящему от Неба, зло - нарушение этого порядка. Совершенный род занятий - наиболее способствующий успешному правлению - государственный муж, часто это советник правителя и одновременно философ, образцом которого в большинстве случаев служит Конфуций.

14. Как можно кратко охарактеризовать основные школы и периоды древнекитайской философии?

Согласно китайской историко-философской традиции, в древности существовало шесть основных школ - 1) натурфилософы, 2) конфуцианцы, 3) моисты, 4) номиналисты, 5) легисты, 6) даосы. Позднее появились буддийские школы.



Конфуцианство, даосизм, буддизм – главные течения традиционной культуры Китая, каждое из которых включает в себя соответствующее философское направление. Самое влиятельное из них – конфуцианство, наиболее полно выражающее особенности национально сознания. Школа (цзя) конфуцианцев (книжников, служилых людей (жу цзя)) основана Почтенным Учителем Куном – Кун Фу-цзы (551-479 до н.э.), в латинизированной передаче – Конфуцием. Главная цель его учения - содействие благополучию общества, руководимого государством, и, тем самым, поддержанию мировой гармонии. Высшие ценности - патриархальные и государственные, традиция и порядок, деятельное служение обществу. В этике ведущая идея - управление на основе добродетели. Моральная норма ценится выше правовой. Главная сила воздействия правителя – нравственная - благой пример. Школа даосов, великого пути, пути и силы (дао дэ цзя) дополняет конфуцианство, полемизируя с ним. Основополагающие классические произведения школы – уже упоминавшиеся книги Лао-цзы и Чжуан-цзы. Даосизм более созерцателен, отрешен, мистичен, экзистенциален; сосредоточен на вопросах смерти и небытия. Даосы проповедуют «благородное недеяние» (у вэй) как способ единения с Вселенной. Они полагают, что наилучшее общество то, где люди живут просто, не пользуясь плодами цивилизации, а о правителе знают только, что он есть. Своеобразие китайского буддизма наиболее ярко представляет философская с.34 школа Чань-буддизма - Чань-цзун (чань – от индийского «дхиана» – медитация, цзун - родовое название буддийских школ). Школу основал в VI в. выходец из Индии Бодхидхарма (в китайской транскрипции - Путидамо, сокр. Дамо). Буддизм в этой школе развивается в направлении признания ценности жизни в мире, сближения с даосизмом. К VIII в. вкруг важнейших идей школы вошли следующие: нирвана и сансара – одно и то же, "обыкновенное сознание – это и есть истина"; прозревая свою природу, становишься Буддой; нирвана (непань) достигается внезапно, как озарение, подобное вспышке молнии; путь к ней не упражнения, а спонтанное переживание жизни, особого рода незаинтересованная деятельность - недеяние (у вэй). Другими основными философскими школами (цзя) в Древнем Китае были: натурфилософы (иньян цзя), разрабатывавшие своего рода числовую методологию - нумерологию на основе концепции двух всеобщих противоположных начал - инь-ян и пяти певоэлементов; легисты, (школа закона - фа-цзя), обосновывавшие необходимость установления всевластия государственного закона и жесткой централизации власти; моисты (мо цзя), называемые по имени основателя Мо ди (468-376), развивавшего идеи всеобщей любви (цзянь ай) и благополучия, взаимной выгоды, прагматической целесообразности; номиналисты, (школа имен - мин цзя - букв. оперирующие названиями), чье внимание было сосредоточено на логико-гносеологических исследованиях, особенно - на вопросе о соотношением понятий-имен и "реалий"; после III в. номиналисты утратили влияние, поскольку их проблематика считалась не имеющей практического значения.

Древнекитайская философия делится на три периода: 1) начальный классический период (VI-III вв. до н.э.); 2) философия эпохи Хань (II в. до н.э. – II в. н.э.), когда конфуцианство утверждается в качестве ведущего направления философии, получающего официальную поддержку; 3) послеханьская средневековая философия (III-X вв.), когда развивается философия китайского буддизма и оказывает возрастающее влияние на другие учения.




1 Дхаммапада. Пер. с пали В.Н. Топорова. – СПб., 1993, с.81 (VIII,105).


©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет