134 Январь 2010 организация российских юных разведчиков (орюр) опыт журнал разведческих руководителей



Дата17.07.2016
өлшемі0.8 Mb.
#204288

134 Январь 2010


ОРГАНИЗАЦИЯ РОССИЙСКИХ ЮНЫХ РАЗВЕДЧИКОВ

(ОРЮР)

ОПЫТ
ЖУРНАЛ РАЗВЕДЧЕСКИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
СОДЕРЖАНИЕ


От D,*"8P44 3

Вопрос об исполнении первой части Первого закона Разведчиков при смене Вероисповедания в ОРЮР. 3

ЗАЧЕМ НАМ ЖУРНАЛ «ОПЫТ»? 5

ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ 5

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ: «Зачем нам журнал ОПЫТ» 6

Выставка посвященная 100-летию Российского Разведчества 9

КЛЮЧИ ОТ ЛАРЦА 11

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ 12

ЗНАКОМЬТЕСЬ! НАШИ РУКОВОДИТЕЛИ 12

СКМ PОСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛЧАНИНОВ 12

ТЕМЫ ДЛЯ БЕСЕД 16

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ РУССКИЕ ЛЮДИ 16

Екатерина Романовна Дашкова (1743 – 1810) 17

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙПУТЕШЕСТВЕННИК 17

Григорий Ефимович Грум-Гржимайло (1860-1936) 18

РАЗВЕДЧИК ДРУГ ЖИВОТНЫХ И ВСЕЙ ПРИРОДЫ 18



«Опыт – журнал разведческих руководителей, издается Главной Квартирой Организации Российских Юных Разведчиков (ОРЮР). Редактор – скм А. Аристова, сотрудник редакции скм Е. Бобров. Помещаемый в порядке информации журнал не обязательно отражает мнение или установки руководства ОРЮР. Редакция оставляет за собой право не помещать присланный материал, как и вернуть автору на переработку. Редакция не отвечает за точность текста, основанного на неразборчивой рукописи или копии. Присланные рукописи и материал не возвращаются.


Главная Квартира ОРЮР
134 ЯНВАРЬ 2010
***********
Copyright SGPA 2010

От D,*"8P44


C,*"8P4b "?BZH"" F,D*,R>@ B@2*D"&:b,H &F,N *@D@(4N

DJ8@&@*4H,:,6, R:,>@& @D(">42"P44 4 *DJ2,6 F BD"2*>48"<4 C@0*,FH&" MD4FH@&" 4 0,:",H *@$D@(@ 2*@D@&\b, &,F,:@(@ *JN" 4 FR"FH:4&@6 D"2&,*84 & =@&@< (@*J!

Вопрос об исполнении первой части Первого закона Разведчиков при смене Вероисповедания в ОРЮР.


Данный вопрос об исполнении первой части Первого закона разведчиков, т.е. «Разведчик верен Богу», в сегодняшнее время встает ребром для многих. Не все понимают, как его нужно исполнять и что не позволительно совершать, чтоб остаться членом ОРЮР. В данной статье я попытаюсь расписать логические заключения, основываясь только на Уставе ОРЮР, что разведчик, давший Торжественное Обещание (ТО) как христианин, но со временем отказавшийся от христианства, уже не разведчик. А так же проблему в целом смены Вероисповедания в ОРЮР.

  1. Наш Устав гласит, что идеология ОРЮР основывается на христианском миропонимании (см. п.1.4.1), т.е. система взглядов, идей, характеризующих нашу организацию, должна быть основана и согласовываться с тем, что принес и явил нам Господь, Иисус Христос, и что освящено Духом Святым в Священном Предании и Священном Писании, что проповедуется в Православной Церкви. Это так же подтверждается в п. 8.1.2. Устава, который гласит, что «Православное христианство, лежащее в основе российской культуры и государственности, является основой религиозного воспитания и мировоззрения ОРЮР». То есть согласно п.1.4 и 8.1.2. все жизненные устои, миропонимание и мировоззрение нашей Организации должны быть растолкованы в свете Православной Церкви. А это означает, что во всех религиозных взглядах ОРЮР Бог един, и мы признаем только христианского Бога, Бога единого в Троице, и Троицу во единстве, без экуменических взглядов на Бога и Его Церковь.

2.Наш Устав так же гласит, что «членом ОРЮР может быть каждый, считающий законы, Торжественное Обещание и установления Организации для себя обязательными» (см. п.2.1 Устава). То есть каждый член ОРЮР должен обязательно соблюдать первую часть первого закона разведчиков: «разведчик верен Богу…» (см. п.1.6.1 Устава). Отсюда можно сделать вывод, что разведчик, нарушивший этот пункт Устава уже не член нашей Организации. Здесь есть малый «подвох», а какому Богу верен разведчик? И тут можно утверждать то, что разведчик верен тому Богу и принадлежит тому вероисповеданию, при котором давал свое Торжественное Обещание (см. п.1.7 Устава: «Честным словом обещаю, что буду исполнять свой долг перед Богом и Родиной, помогать ближним и жить по законам разведчиков», где уже присутствуют слова «исполнять свой долг перед Богом и жить по законам разведчиков», т.е. опять смотрим в первую часть первого закона разведчиков). Именно это утверждение и подчеркивает п.8.1.1 нашего Устава, что «каждый член ОРЮР верит в Бога и исполняет свои обязанности по отношению к той религии, к которой он принадлежит».

Но как быть, когда человек, дал ТО не в христианском вероисповедании, а потом принял святое Крещение? То тут мы уже должны обратиться снова к п.1.4 и п.8.1.2 Устава, которые говорят, что у нас в Организации только христианское миропонимание и мировоззрение. А то означает, что мы должны только приветствовать человека, который обратился от ложного бога или от ложных богов к Истинному Богу, вспоминая слова Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6), а также ветхозаветного евангелиста Исаию: «прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» (Ис.43:10-11).



Рассуждая далее нужно также сказать, что, если разведчик публично отрекся от Христа, а до этого момента был крещен, то с ним нужно поступить согласно п.2.1. Устава (см. выше). Этого человека можно простить и вернуть ему все его «регалии» в Организации до отречения, но только после того, что нам говорит Православная Церковь, которую создал Господь, Иисус Христос, (см. Мф.16.18-19 и Кол.1.24). А Церковь ждет от сего раба покаяния и раскаяния в совершенном поступке, т.е. публичного признания, что он не прав, и извинения с понесением епитимии. А до этого момента нужно прекратить полное общение с этим человеком, т.к.:

  • об этом четко указал первоверховный апостол Павел: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.» (1Кор.5:11), а язычество есть идолослужение (данный пункт действителен, если человек уклонился в язычество);

  • об этом толкует блаженный Феофилакта, архиепископ Болгарский, на евангелие:

«Горе миру от соблазнов: ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит». (Мф.18:7) - Как человеколюбец, Господь оплакивает мир, потому что он будет терпеть вред от соблазнов. Но кто-нибудь скажет: зачем нужно оплакивать, когда необходимо помочь и протянуть руку? Мы скажем, что и оплакивать кого-либо есть тоже помощь. Ибо часто можно видеть, что тем, которым наше увещание не принесло никакой пользы, мы доставляем пользу, оплакивая их, и они приходят в чувство. И если Господь говорит, что соблазны необходимо должны прийти, то, как мы можем их избежать? Нужно им прийти, но нет необходимости нам погибнуть, т.к. есть возможность противостоять соблазнам. Под соблазнами разумей людей, препятствующих в добре, под миром же - людей дольних и пресмыкающихся по земле, которых именно и легко удержать от делания добра.

«Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввер-жену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.» (Мф.18:8-9) - Под рукою, ногою и глазом разумей друзей, которых мы имеем в числе членов. Итак, если бы и таковые, то есть близкие друзья, оказались вредными для нас, то должно презирать их, как гнилые члены, и отсекать, чтобы они не повредили и других. Так что из этого ясно, что если и есть нужда, чтобы пришли соблазны, то есть вредные люди, то нет необходимости, чтобы мы портились. Ибо если будем поступать так, как сказал Господь, и будем отсекать от себя тех, кто причиняет нам вред, хотя бы они и друзьями были, то не потерпим вреда.» [Святое Евангелие от Матфея с толкованием блж. Феофилакта. М.: «Новая книга», «Ковчег», 2004, стр. 288-290]

Подводя заключение вышеизложенному, следует еще раз отметить, что мы в ОРЮР должны приветствовать переход члена Организации в Православие и наоборот констатировать, что человек, отрекшийся от Христа, уже не член ОРЮР.

Руководителям и страшим братьям и сестрам, давшим ТОВ/Д, на руководительских постах нужно быть внимательными к себе и к окружающим в данном вопросе, как и к младшим братьям и сестрам, чтоб их оградить от опрометчивых шагов, т.к. мы за них в ответе.
Всегда Готов! За Россию!

ски. Роман Аленин.


Сначала рассуди, потом суди.

Не трудно сделать, да трудно задумать.

Народная мудрость

От редактора

ЗАЧЕМ НАМ ЖУРНАЛ «ОПЫТ»?


В прошлом номере я обратилась к читателям с просьбой ответить на вопросы касательно «Опыта». Ко многим обращалась лично в письменной форме. Из ответов знаю, что «Опыт» читали наверняка шесть человек, на вопросы ответили четверо. Ответы прилагаю полностью, за исключением скм. Алексея Ружникова, написавший длинно и обстоятельно. В его случае, опустила места личного порядка.

Итак, снова ставлю вопрос: Зачем нам «Опыт»? Ответы показали, что дело не в качестве, а в количестве.

Уже с самого начала моей деятельности, мне приходилось неоднократно слышать:

- А ты думаешь твой «Опыт» кто-нибудь читает?

Или… и это говорилось тихим, но твердым голосом, с некоторым смущением, и отвернувшись от меня:

- Мне «Опыт» не нужен…

А молодые руки, говорили прямо:

- Я по-русски не читаю!

Вопрос теперь ставится ребром: стоит ли продолжать никому не нужное дело, и тратить на это время и средства?

Мои коллеги и я считали, что «Опыт» должен быть пособием для молодого руководителя, и поэтому давали практику и различную информацию, при помощи, которых можно было бы вести работу. Однако за последние 100 лет, накопилось столько опыта (давайте уж обыграем это слово), вылившегося в увесистые публикации, что имеется достаточно материала для работы на много лет вперед. Что касается нескаутской информации – культура, история и пр., то все это доступно по Интернету. Игры – да их уже целые тома - для всех возрастов и во всяких ситуациях. Идеология? Да, кто о ней пишет? Старая гвардия уже давно исписалась, а молодых такое поприще не интересует. К тому же у нас есть «Вестник руководителя», в котором не раз помещались статьи на идеологические темы.

Итак, кажется, что «Опыт» отжил свой век и пора ему исчезнуть в недрах архивов.

Однако следующий номер выпускаем вовремя. Хочу рассказать немного о нем: принимая во внимание сказанное ст. скм. М. Данилевским, возвращаемся к рубрике: «Знакомьтесь – наши руководители» и помещаем биографию старейшего русского скаута Америки – скм Ростислава Полчанинова. От ст. скм. М. Данилевского были получены две статьи о воспитании и идеологии, их и помещаем. В связи с стопятидесятилетием со дня рождения Грум-Гржимайло приводим биографические сведения. Материал очень интересный и может быть вдохновит какое-нибудь звено или отряд заняться собиранием местных бабочек или насекомых. У наших разведчиков часто встает вопрос, откуда появились наши песни. Недавно удалось получить сведения о «В степи широкой под Иканом» их и прилагаю. Песня эта, до некоторой степени перекликается с путешествиями Грум-Гржимайло и его освоением Средней Азии.

Хотелось бы знать мнение читателей о судьбе «Опыта». Следующий номер собираемся выпустить к апрелю, так что желательно было бы получить письма к марту. Интересно, сколько писем придет на этот раз?
ВГЗР

Скм Аста Аристова – Дикая Коза


ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ: «Зачем нам журнал ОПЫТ»


1. Что бы вы хотели видеть на страницах «Опыта»?

По-моему, в Опыте достаточно разнообразия. Можно добавить еще рубрику важных дат и юбилеев ОРЮР (отделы, дружины, единицы, важные даты руководителей).


2. В настоящем виде, какие темы вы считаете самые полезные?

Самое полезное – опыт строевой работы.


3. Что вам больше всего нравится?

Исторические юбилейные даты.


4. Что вы считаете можно упразднить?

Длинные статьи.


5. Комментарии.

Журнал в хорошем состоянии, выглядит очень прилично. Редактор на высоте.


Ст скм Михаил Данилевский

Объединяю все 6 вопросов в один: каким бы я хотел видеть "Опыт".

У первого номера "Опыта" был подзаголовок "Журнал для руководителей", хотя фактически он был журналом руководителей, так как руководители принимали в нем деятельное участие. Теперь у журнала подзаголовок "Журнал разведческих руководителей", хотя в нем принимает участие всего несколько человек.

Хотелось бы, чтобы журнал стал таким, каким он был в первые годы.

У нас есть Круг БКС, у нас есть "Устав Круга БКС", в котором в параграфе 1 б сказано: "Распространять идеологию, методику и программу БКС". Вот этого должен, как мне кажется, придерживаться журнал. Писать про нашу идеологию, обсуждать темы, которые включает программа БКС, говорить о методике, и обо всем другом, если для "другого" найдется место. Я не против пингвинов, шифров и германских рун. Пусть только "другое" не вытесняет "первое".

И еще одно пожелание. "Опыт" Но.77/1983 г. был посвящен КДВ, Но.82-83/1987 был посвящен ХХIX КНО. Предполагалось издание номера, посвященного КДР. Помню, я написал статью о нашем первом русском КДР в 1938 г., статью на тему о КДР написала И. Короленко, были еще статьи, не помню кем написанные. Они ведь, наверное, в "портфеле редакции", как говорят журналисты. Их надо только вытащить, стряхнуть пыль, добавить, скажем, о недавно проведенных заочных КДР и издать. За чем дело стало?



Скм Р.Полчанинов

Ответ:Дорогой Слава! В «портфеле редакции» этих статей нет. Ред.

То, что мало от кого был получен ответ на запрос, заставляет меня задуматься о том, кто его читает и читает ли? Это самое главное.

Цели и задачи Опыта не изменились, и я думаю, что-то, что помещается практики и темы для бесед и правильно и должно быть интересно и полезно ведущим работу. В особенности полезны описания интересных событий, цикловых игр или состязаний, проведенных в лагерях или в городах. Сообщения о том, как прошли только что прошедшие лагеря, в виде отчета, скорее подходят к ВеРу, а в Опыте больше о том, как прошло то или иное начинание, какое может быть использовано другими, т.е «делимся своим опытом».

Разные исторические события из нашей истории и культуры тоже очень интересны и не всегда доступны нашим руководителям.


Сравнивая с журналами Опыт старых времен, тут у нас не хватает статей, отражающих идеологию нашего движения и идею служения. К сожалению, я должен согласиться с тем, что в настоящее время у нас нет таких идеологических умов или писак, кто бы мог за это взяться. Некоторые статьи Артемьева, которые он посылает в ВеРу, мне кажется, больше подходят к Опыту, но не знаю, получает ли он Опыт или нет, ибо у него Интернета нет. Кроме того, такие идеологические статьи непременно повлекут за собой полемику, а в наше время полемика ведет к перепалке двух или больше безаппеляционных утверждений. Боюсь, что мы потеряли способность братского обмена мнений. Кроме того, не знаю, будут ли такие статьи интересовать наших молодых руководителей, если они их вообще читают. Для российских, может быть, они и будут интересны и полезны, но для наших зарубежных едва ли. Тут статьи или запросы о том как, скажем, надо отдавать салют с посохом или звеновым флажком скорее подходят к Опыту, чем к ВеРу, в котором они иногда появляются.
Скм Павел Уртьев
Журнал в том виде как он есть, ПРЕКРАСЕН, ПОЛЕЗЕН И ИНТЕРЕСЕН, Это самое главное. Все мои рассуждения нужны, чтобы сделать его чуть более "под меня". Может чуть интереснее... Но это не значит, что то, что есть не нужно или неинтересно!

Читать журнал было интересно, но в работе с отрядом эти материалы напрямую я НЕ использовал. Сначала потому, что журнал ранее был нацелен на руководительское саморазвитие, а не на конкретные сборы отряда. Скорее это был "анализ ситуации", чем "методические новшества". Первые можно лишь принять к сведению и учитывать, и лишь вторые уже изучать и пытаться применять. А когда печатали материалы для сборов, тоже не использовал. Я веду работу с отрядом иначе. Изучаем разряды, а они доступны без "Опыта". Остальное время - готовим какие-то дела, трудимся или играем.

Для подготовки рассказов об истории и культуре России, по специальностям, находил материалы в моих книгах или в Интернет. В рассказах о разведчестве пересказывал когда-то прочитанное. Лесной мудростью не занимался, а для остальной практики - у нас есть хорошие специалисты, которые занимались с детьми... или я сам их потом копировал.

В этом плане показателен журнал "Скаут-Разведчик". Когда его выпускала ски. Нелли Сергеева - это был скорее литературный сборник с некоторыми статьями о прошедших начинаниях. Сейчас его выпускает скм. Сергей Шишлянников и там разные материалы для сборов. Но он перестал быть детским. Сейчас "Ск-Рк" перестал отличаться от сегодняшнего "Опыта". Вышло, что детский журнал стал сборником материалов и, изредка, идей в работе. А журнал по методике от аналитических статей и исследования методики переменился к сборнику. То есть они вышли "навстречу друг другу" и встали где-то посередине, став сборником материалов.

В Опыте часто печатаются описания событий, дается их оценка – раньше это делал "Вестник Руководителя", а в России в некотором роде "Скаутский мир". В этой газете тоже "все в одном". Там: детям, руководителям, описание событий, исследования методики, и идеи к сборам.

Вывод - мы не имеем отличающей идеи у каждого издания, а все они на сегодня стали примерно одинаковы. Хотя есть свое "лицо" у каждого, но не по цели, а по форме и языку статей только.


1. Для меня "Опыт" - это журнал для исследования методики, ее анализа и развития. Можно приводить материалы для сборов, но они должны иллюстрировать некие принципы занятий и идеи. Это скорее исследование и рассуждение, чем механический набор данных. Приведу пример: описывать не конкретную спортивную эстафету, а правила организации эстафет вообще, рассуждать о месте соревнования в работе отряда или звена. И там приводить примеры нескольких конкретных эстафет. Можно описать плюсы и минусы спортивных эстафет как вообще, так и приведенных в статье. Поэтому я бы хотел видеть на страницах "Опыта", кроме просто конкретных материалов еще и их анализ, описание места этих материалов в нашей работе.

Статья о пингвинах в номере 133 - замечательна, интересна и понятна. Она удобна для рассказа, она связана тематически с другими статьями номера - рассказом об освоении Южного полюса и справкой об Антарктиде. По набору статей и по редким пояснениям, я понимаю, ДЛЯ ЧЕГО приведена статья о пингвинах: - изучая "скучную" историю освоения полюсов русскими офицерами мы должны ее "раскрасить" яркими эмоциональными образами. В этом вся суть, в этом "анализ подхода". Поэтому мы расскажем о ПРИРОДЕ южного полюса, и там особенно подробно о пингвинах (вот она статья, и фото есть!). Но мы тогда и поиграем в пингвинов (сделаем вариант игры "в салки" когда семенящие мелкими шагами "пингвины" пятнают "аистов", вышагивающих по ограниченной площадке, широко ставя и высоко задирая ноги; проведем эстафету, когда носят "пингвинье яйцо” - мячик между коленок). Мы можем посчитать сколько "этажей небоскреба" в ледниках, покрывающих этот материк и порассуждать о том, чем бы питались люди, , если бы они там жили. Можно сделать игровой "доклад" в арктическом обществе (читая дневник матроса - статья на месте!), где путешественник представит еще и образцы животных, тут же изображенных другими ребятами ("точка"), и объяснит, зачем так нужно северной России учреждать свою исследовательскую станцию на Южном полюсе. Изучение мирового климата в 20м веке, а в 19м - участие России на передовом крае мировой научной "географии", путем удаления белых пятен с глобуса и решения попутно военно-стратегических задач. То есть не просто пингвины, а как часть обыгрывания целого направления внутри изучения науки и истории. Погружаясь в ЭКОЛОГИЮ скорее чем просто беря одинокий закон "друг животных и всей природы", мы опять можем вспомнить пингвинов и обязательно понять их "экологическую нишу", ее оторванность от всего и в тоже время схожесть с другими видами птиц. Подумать, почему почти в каждом большом зоопарке есть пингвины, и характеризуют целый мир Южного полюса. Можно провести "спор дипломатов" - на тему "Чья Антарктика?" чтобы вспомнить опять роль русских открывателей и конвенции ООН о ее общем изучении, что она не принадлежит ни одной стране – так как экология не знает границ... Вывод - ценен не сам материал о пингвинах, а куда и, главное, КАК мы его вставим. Повторю, что в номере это заложено, но не выделено (или это и так всем видно?)

Про горные породы. Есть пояснения, что это должно сопровождаться походом с поиском образцов пород. Но когда я (лет 18 назад) знакомился в институте с основами минералогии – мы пользовались особыми определителями. Мы определяли породу, в том числе через определения их твердости - для этого нужен набор "камней эталонов". То есть уже надо посоветовать где "скачать" этот определитель, где взять "инструменты" и уже с ними проводить тематический сбор в разделе "география" 2го разряда или при изучении специальности типа "геолог". Прежде чем искать породы "в природе", надо потренироваться на принесенных уже "определенных" образцах...
2. Исходя из вышесказанного самая близкая к классическому "Опыту" статья - это "Зачем нужен Опыт?", потому что тут идет попытка осмысления, поиск целей и задач, перебор методов. На втором месте - подборка материалов связанных общим смыслом – темой (как Южный полюс в этот раз), но следовало бы дополнить песнями и играми на эту тему или т.п. И ценность тут именно в подборке, что это не отрывные материалы.
3. Мой "конек" как я его вижу сам - игры. Недостаточно просто описать игру. Нужно выписывать инвентарь, характеризовать ее "границы" - к какому возрасту, она подходит, на сколько играющих наиболее удобна, сколько времени на нее тратиться , до какой степени эти "границы" растяжимы. Такое описание позволит ее "включать" в ранее составленный банк игр с уже заданными показателями. Также советую, по мере сил, подчеркивать ту педагогическую задачу, которая может быть решена этой игрой, чтобы легче было ее подбирать для нужных случаев.

5. Статью про Юбилейный Слет можно было поместить и в "ВеРу", но думаю, она была в Опыте из-за эпохальности события. Для разового "спора" или сравнения и для долгой полемики – одинаково ли годится Опыт? На мой взгляд, полемика в Опыте должна приводить к итогу - в следующий раз делайте так-то. То есть урокам к следующему Слету в нашем случае.


Скм Алексей Ружников

Выставка посвященная 100-летию Российского Разведчества


25 октября в Доме Русского Скаута местной дружиной «Киев» было устроено два события: обед «Октоберфест» и выставка, посвященная столетию российского разведчест-ва. На выставке было больше сотни экспонатов. По этим фотографиям, документам, письмам, публикациям, флажкам и пр.можно было проследить нашу столетнюю историю.
Др. Анатолий Всеволодович Шмелев, взявший на себя руководство выставкой, разбил экспонаты на семь этапов. Старшие разведчицы Анастасия Данич и Лариса Муррей, разведчицы Анна Сапожникова и Александра Соммеривилл. Старшие разведчики Алексей Синкевич, Михаил Синкевич и Ростислав Уильямс и разведчик Николай Шмелев помогали в подготовке выставки, а затем и исполняли роль доцентов, проводя экскурсию:
Раздел I - 1909-1919

Самым «древним» экспонатом здесь бы автограф сэра Баден-Пауэлла. Рядом находилась копия письма воен. министра генерала В. А. Сухомлинова великому князю К.К. Романову 1909 г., в котором сказано: «По приказанию Государя Императора в Главном управлении Генерального штаба была переведена на русский язык и издана книга генерала английской службы Баден-Пауля “Scouting for Boys”.

Интересны эскизы Пантюхова, как он себе представлял форму русского скаута. (Описание формы было напечатано в «Опыте» № 132) .В 1915 году был первый Всероссийский съезд объединения «Русский скаут». На фотографии съезда много военных. Среди них вице-адмирал И. Ф. Бострем - председатель объединения «Русский скаут» и доктор А. К. Анохин. Здесь же лежала икона Цесаревича Алексея в скаутской форме.
Раздел II1920-е годы.

Здесь мы копию приказа ген. И. Смольянинов, старшего скаута Крыма, в котором он писал: «Упразднить в обиходе скаутов чужеземные слова «патруль» и «патрульный» заменив их русскими «звено» и «звеновой». «Скауты» стали, где «разведчиками», а где «следопытами», но девочки еще долгое время назывались «герл-гайды».

Генерал Смольянинов попал в плен к красным и был расстрелян в 1920 году. Во время церемонии «Поминовения верных» - его имя стоит одним из первых.

Одним из самых известных скаутмастеров - Борис Солоневич – был арестован и сослан в середине 1920-х годов. Ему удалось бежать. Он прошел сотни миль до Финляндии через карельские леса. Его скаутские знания и навыки помогли ему выжить. Были представлены две книги Солоневича - «Тайна старого монастыря» и «Молодежь и ГПУ».

Вторая декада скаутов была представлена рядом документов, фотографий и приказов Пантюхова. Наступила время зарубежной деятельности. В своем приказе от 23 февраля 1922 г., в Константинополе О. И. Пантюхов писал: «мы рассеяны сейчас чуть ли не по всему свету, но думаю, мы составляем одно целое».

Рядом с приказом лежала фотография скаутов в Принкипо, там, где Пантюхов «возродил» организацию. Здесь же были фотографии из Польши, открытки русских скаутов в Берлине, Финляндии, Константинополе и в Китае.

В это же время появились публикации: журнал «Друг скаута» (Финляндия, 1921 г.); брошюры (из архива баронессы Врангель); программы на скаутские разряды и «Из истории русского скаутизма» Старый Волк (скм Борис Мартино), Париж, 1929.
Раздел III - 1930-ые годы.

Особенно хорошо шло дело в Китае, где было несколько дружин, и сохранилось много публикаций и фотографий. В это время во Франции скаутами руководил полковник Павел Николаевич Богданович, создавший собственную организацию, НОРР (Национальная Организация Русских Разведчиков). Она была более военизирована, как видно из фотографии разведчика на дежурстве с винтовкой и штыком.

Интересны фотографии юбилейного лагеря НОРР в Кап Бретоне, Франция, 1934 г. Этот лагерь посетил писатель И. С. Шмелев. Он писал: «На этих днях они справляют торжественно и радостно свой 25-летний юбилей. Не на родине, как хотелось бы им, а на чужой земле. Но родина у них в сердце».

В 1939 году русские скауты отметили свой 30-летний юбилей, в связи с этим была выпущена медаль ХХХ Русский скаут, 1939.


Раздел IV- 1940-е годы.

Во время войны в гитлеровской Германии скауты были запрещены. Немецкие скауты исчезли, а русские ушли в подполье. В оккупированных Германией странах, русские скауты превратились в НОРМ - Национальная Организация Русской Молодежи.

Скм Ольга Астромова составила интересный плакат фотографий лагерей Варшавской дружины НОРМ (1940-1945). Сохранилась фотография такого лагеря в 1943 году, а также медаль русских разведчиков в Варшаве.

Кончилась война и скауты снова вышли на поверхность. В Германии и Австрии были созданы лагеря Ди-Пи – перемещенных лиц. В лагерях появились общины, церковь, школы и скаутские дружины.


Раздел V- 1950-е годы: США, Европа, Южная Америка

В конце 40-ых годов началась эмиграция Ди-Пи, но куда бы ни попадали Ди-Пи, туда попадали и скауты, создавая новые единицы.

Скаутские дружины появились в Африке (Марокко), Северной и Южной Америках, Австралии, а из Азии пришлось уйти. В Китае к власти пришел Мао, и началась эмиграция европейцев. Большая группа русских попала на остров Тубабао, где скауты сразу же принялась за работу, устраивая лагерь. Со временем все были переселены в другие места, где скауты либо влились в существующие организации, либо основывали свои.

Хотя правительство в Марокко не менялось, но русские ушли и оттуда, в поисках лучших условий. Большинство выехало в Америку. Некоторые вернулись в Европу.

--------------

В Аргентине скаутская дружина образовалась в 1949 году. Покровительницей ее стала Великая княгиня Мария Павловна. Сохранились отличные фотографии парада, устроенного в честь посещения Великой княгини дружины «Град Китеж» в Буэнос-Айресе в 1950 году. Дружина в Аргентине была многочисленной, дружной и активной. Устраивались лагеря, походы, постановки. Начало было тяжелым. Самые большие проблемы были с транспортом и в лагерь добирались по-всякому. Один из витязей, нынешний скаутмастер Ричард Середа (снабдивший выставку большим количеством ценных экспонатов) купил себе джип. На этом джипе Ричард возил ребят в лагерь. Фотографии – налицо. На вопрос: «Сколько же человек ты отвозил за один раз?» Ричард ответил: «А, сколько влезет!»


Раздел VI - 1960-1970-е годы

В этот период скаутское движение стояло на высоте. Руководители были полны сил и энергии. Еще жив был Олег Иванович Пантюхов, и 60-летний юбилей русского разведчества был встречен с размахом. Увеличилось количество и разнообразие публикаций, а также значков, открыток и марок. Русские скауты встречались с другими из разных стран, и сами ездили заграницу. Обменивались значками, привозили домой сувениры.

В США были две параллельные организации – НОРС и ОРЮР (Организация Российских Юных Разведчиков). НОРС - зародилась в Китае. Обе организации решили слиться, что, и было сделано, к 70-летнему юбилею 1979 года.
Раздел VI I - 1980-е гг. – и до наших дней.

За сто лет организация превратилась в крепкую единицу. За это время выработался опыт, лагеря усовершенствовались. Работа облегчена количеством всевозможных пособий. И этот насыщенный опыт обогащает настоящее.

В начала 1990-х годов разведчество вернулось в Россию. Одно время даже был один старший скаутмастер. Но в виду такой колоссальной территории решено было избирать двух – один – на Россию, а один на остальную часть света.

Качество публикаций значительно улучшилось. Образцы были налицо.

Выставку посетило около ста человек, и все были приятно удивлены количеством качественного и ценного материала, а также хорошо подготовленными «доцентами».

Скм А. Аристова



КЛЮЧИ ОТ ЛАРЦА


Ски Вера Золотарева
Беседа у костра витязей и дружинниц перед дачей Торжественного Обещания витязей и дружинниц.
Вам предложены ключи от ларца, в котором находятся сокровища. Вы можете взять их и открыть ларец, а можете, засомневавшись отказаться.

Но даже кто-то из тех, кто откроет ларец, может никаких особых ценностей на его взгляд, там не обнаружить, а подумать, что это мишура, осколки, покрытый патиной старый металл.

Все мы разные. Все мы видим и ощущаем и понимаем не одинаково. Есть люди, которые физически (физиологически) видят цвет и слышат музыку слов. Такими были Скрябин, Чюрленис, Кандинский. А есть и такие, которые вообще ничего не видят и не слышат, слепы и глухи.

А святые могут обладать духовным, особенным зрением. Покров Богоматери во Влахернском храме в Константинополе увидели только двое: блаженный Андрей и его ученик Епифаний, хотя там было много молящихся.

Открывший ларец окажется совладельцем сокровища. Владение сокровищами предполагает работу над собой. Хранитель их идет по пути внутреннего совершенствования и роста. У сокровища много владельцев, но от этого они не уменьшаются, но, наоборот растут и владеющие ими обогащаются.

Очень бы хотелось, чтобы вы оценили эти сокровища: алмазы, сапфиры, изумруды – веры, надежды, любви; серебро и золото дружбы, братства, взаимопомощи, добродетели.

Но может случиться и так, что у кого-то не получится сейчас по достоинству оценить эти сокровища, и только с течением времени ему будет открываться их важность и ценность.

А кто-то и наоборот. Обрадовавшись сейчас, разочаруется потом. И сокровища в его глазах поблекнут, покроются пылью… Но всегда ведь можно, если постараться, стряхнуть пыль и счистить налет, но не с сокровищ, нет, они нетленны, а со своей души: очистить ум, сердце и тогда заново можно увидеть их сияние.


ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ


Сыр-бор загорелся

Из-за чего у них сыр-бор загорелся?» - спрашиваем мы, когда хотим узнать причину ссоры, переполоха. Выражение это принадлежит к числу сокращенных поговорок. Прежде она звучала так: «Загорелся сыр-бор из-за сосенки» или «От одной искры сыр-бор загорелся», т.е. из-за ничтожной причины случилось большое несчастье.


Товарищ

Это слово древнего происхождения. В летописях оно употребляется для обозначения стана или становища. В словаре древнерусского языка указано, что товарищ означает человек одного стана, одного лагеря. Интересно, что французское слово «камарад» и немецкое «камерад» (товарищ) происходят от слова «камара», т.е. комната, камера и, в данном случае, означает человека живущего в одной комнате.


ЗНАКОМЬТЕСЬ! НАШИ РУКОВОДИТЕЛИ

СКМ PОСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛЧАНИНОВ


Родился в Новочеркасске в 1919 г. в семье полковника служившего в штабе Верховного главнокомандующего. Семья покинула Севастополь 15.11.1920 г. и через Константинополь прибыла в Королевство СХС (сербов, хорватов и словенцев, с 1929 г. – Югославия). Летом 1922 г. семья приехала в Сараево (Босния и Герцеговина). С осени стал ходить в русский детский сад, а затем в 1928 г. окончил 4 класса русской начальной школы и поступил в местную гимназию.

В начале 1931 г. моему другу детства Боре Мартино в отряде югославских скаутов было сказано, что если он наберет звено, то его назначат вожаком. Боре было 14 лет, а его скауты должны бы быть младше. Вот Боря и предложил мне набрать звено в моем классе, за что обещал назначить меня своим помощником. Первый сбор был 1 февраля 1931 г. и он считается днем моего вступления в Союз скаутов королевства Югославии.

Кроме журнала «Скаутски гласник» (ск. вестник) Боря покупал еще и журнал «Нови скаут». Однажды в нем было напечатано обращение Центральной штаб-квартиры русских одиночных скаутов к русским читателям. Предлагалось вступить в связь. Боря, Слава Пелипец и я решили откликнуться. Это было 4 апреля 1931 г., и этот день считается днем нашего вступления в НОРС и днем основания в Сараеве русского одиночного патруля (звена) «Волк».

Русских курсов для руководителей в Югославии не было. В 1935 г. мне удалось поехать на югославский IX БКС (Будем как солнце) курс для руководителей. Хоть мне было только 16 с половиной, а полагалось иметь 18 лет, меня приняли в виде исключения, как русского гостя. Инструктора говорили, что после окончания курса, каждый из нас должен будет собрать отряд. В Сараево второй русский отряд было бы трудно собрать, и я решил попробовать возобновить одиночную работу, которая к тому времени прекратилась. Курсанты мне дали несколько адресов русских ребят, и после лагеря всем им были посланы письма. Ответ был только из Загреба, и там вскоре было основано одиночное звено «Жар-Птица». Об этом было сообщено начальнику отдела и 31 декабря 1935 г. он назначил меня начальником Отделения одиночных ск-разведчиков.

Одиночное звено в Загребе 3.01.1937 г. развернулось в отряд. Было освящение знамени, меня пригласили быть почетным гостем. В Цетинье я не был почетным гостем. Там я 23.01.1938 г. провел первый отрядный сбор, а вечером был на собрании родителей. Я коротко рассказал о разведческой работе и оговорился, сказав «мы родители должны...». Все засмеялись, я смутился, не знал что мне дальше говорить, и предложил задавать мне вопросы. Мне деликатно похлопали и задали первый вопрос; кто будет начальником отряда. Я назвал местную даму Ольгу Михайловну Изместьеву. Ее все знали, ей похлопали, она привстала и поклонилась. Второй вопрос был насчет лагеря на море. Меня спросили, приеду ли я руководить лагерем. Я сказал, что приеду, но родители должны будут побеспокоиться о палатках, койках и кухне. Родители согласились и задали третий вопрос о масонах. Я сказал, что я сын белого офицера, что у нас начальник отдела генерал Колюбакин, а организацию возглавляет гвардии полковник Пантюхов. У нас масонов нет, и мы их к себе не пустим. Тут мне по-настоящему захлопали. Это был последний, и самый главный вопрос.

Светов был первым начальником и учителем. Вторым - Агапов. Он был сторонником славянского фольклора и противником индейщины. Третьим учителем стал начальник Инструкторской части А. Катерник, с которым Б.Мартино, М. Мулич и я познакомились на слете югославских скаутов в Белграде в 1935 г. После отъезда Б.Мартино в Белград в сентябре 1937 г. стал начальником СОРС – Сараевского отряда русских ск-разведчиков. Стал преподавать родиноведение в Воскресной школе и развернул отряд в дружину. Преподавал до отъезда в Германию в январе 1942 г.

Нас воодушевлял пример подпольной скаутской работы в СССР. В 1941 г., когда нацисты оккупировали Югославию, и скаутская организация была запрещена, мы ушли в подполье. Другого честного пути мы не видели. НТСНП (ныне НТС) не возлагал надежды ни на нацистов, ни на японцев, ни на западную демократию, а только на русский народ. Когда 22 июня 1941 г. Германия напала на СССР, НТС призвал своих членов пробираться на оккупированную немцами территорию СССР чтобы в тяжелое время быть вместе с русским народом. Путь лежал в Россию через Берлин и Варшаву.

После Рождества 1942 г. мы, несколько сараевцев, поехали на работы в Берлин. До нас туда приехал из Белграда О.Поляков и подготовил почву. Б.Мартино вскоре двинулся дальше и оказался в Варшаве, а меня назначил временно исполняющим обязанности начальника ИЧ. Мне удалось договориться с Главным руководителем витязей РСХД в Чехии др.Н.Сергеевым о присоединении витязей к нашей подпольной организации разведчиков, а с начальником НОРМ в Берлине И. Мелких, что он разрешит нам вести подпольную разведческую работу и будет ее прикрывать именем НОРМ. Др. Н.Сергееву я обещал, что старшая ветвь будет называться витязями, что в их знак будет включен знак витязей – белый крест, и, что мы сохраним память о погибших витязях. Все это было выполнено. И.Мелких была обещана поддержка в его желании создать и возглавить в Берлине Центральный штаб НОРМ. Одновременно и др.Н.Сергеев и И.Мелких были включены в состав ИЧ – высшего органа управления подпольной организации.

В апреле, я бежал с работы и при помощи НТС перешел германско-польскую границу. В Варшаве меня направили на работу в Дом молодежи. Я помогал Б.Мартино провести летний лагерь для русских детей в Генеральной Губернии, а после лагеря, при помощи НТС оказался в Риге, откуда был послан преподавать Закон Божий в школу при Псковской православной миссии.

В Варшаве и в Пскове, работая с молодежью, имел возможность вести подпольную разведче-скую работу. В Пскове женился на Валентине Петровне Наумовой. В феврале 1944 г. должен был эвакуироваться с семьей в Ригу. Там тоже принимал участие в подпольной разведческой работе.

Летом 1944 г. пришлось снова уходить на Запад. Мы оказались в Берге около Вены, а затем в Нидерзахсверфене около Нордхаузена. Там я незадолго до прихода американцев провел последний подпольный КДВ – Курс для вожаков.

Американцы пришли 11 апреля 1945 г. и мы вышли из подполья. Курсанты собрали звенья, и 28 апреля был первый сбор дружины. Начальником дружины я назначил А. Доннера, а сам стал начальником Западногерманского отдела. В день св. Георгия, который в 1945 г. совпал с Пасхой, был устроен парад и выпущен первый послевоенный разведческий журнал «У костра». Долго в Нидерзахсверфене нам не пришлось пребывать, так как Нидерзахсверфен (Тюрингия), отходил к Советской зоне, и 9 июня мы всем лагерем двинулись на Запад. Новым местом жительства стал ДиПи лагерь Менхегоф около Касселя. В июле 1945 г. провел лагерь и в лагере КДВ. Начал работу с одиночками и начальником одиночек назначил К. Халафова, который стал издавать журнал «Одиночка». При моем участии в Менхегофе выходили «У костра», «Разведчик» и «Опыт».

В октябре 1945 г. основал отряд югославских скаутов в Касселе и вскоре, на некоторое время, возглавил Союз югославских скаутов. Считая сотрудничество с иностранными скаутами одним из способов борьбы с русофобией, организовал тогда же и Комитет скаутских организаций Кассельского района. В апреле 1946 г., на Пасху, организовал Разведческую почту, которая была в моем ведении до 1988 г. С 14.04.1946 г. член ГК - Главной квартиры и начальник ГК в 1951-1956 гг.

Приказом Но.1 пар.5 заместителя Ст.рус.разведчика на Европу от 12.11.1945 г., как начальник отдела, был назначен членом Совета ОРЮР (в котором состоял с перерывами до 1991 г.). На II съезде в Легау 30.09.1947 г. был избран председателем Центрального (Главного) суда чести (до 15.10.1952 г. и снова в 1980-1983 гг.).

В июле 1947 г. поступил на работу в YMCA-YWCA где работал до отъезда в США.

В связи с приездом в 1951 г. в США был назначен начальником Североамериканского отдела ОРЮР (до 1957 г. и снова выбран в 1983-1985 гг.)

В США преподавал в церковных школах в 1951-1979 гг., в 1972-1977 гг. был членом Епархиального школьного совета и заместителем Синодального школьного инспектора. В июне 1965 г. возглавил в ОРЮР Исторический комитет. Приказом Ст. скм. Но.235 от 8.10.1986 г. был назначен знач. Сектора истории ГК, упраздненного 10.02.1995 г. С 15.01.1987 г. издаю «Страницы истории» (с Но.1 (58) – СИРС – «Страницы истории разведчества-скаутизма»). С 1995 г. член Сектора администрации ГК Зарубежной ОРЮР.

Скм. Р.Полчанинов



Все мы знаем и любим песню «В степи широкой под Иканом», но мало кто знает, что это за Икан и о каких коканцах идет речь. А дело под Иканом составляет одну из славных страниц русской военной истории.

В 1864 году нашими войсками в Средней Азии, под начальством генерала Черняева, были взяты города Туркестан и Чикмент. Взятие их было необходимым, так как, русские поселения в этой области подвергались постоянным нападениям со стороны шаек туземцев, баранточей-коканцев и киргизов, грабивших население. Предполагалось, что с занятием этих пунктов, край будет умиротворен и не потребует движения наших войск вглубь Средней Азии. Вышло, иначе.

Занятие Туркестана, имевшего у народов Средней Азии большое значение по своим мусульманским святыням, было для них тяжелой утратой. Стали ходить слухи, что правитель Коканского ханства Мулла-Алимкул, собрав значительные силы, вышел из Ташкента на юг, что в окрестностях Туркестана бродят шайки коканцев, мешающих сношениям города с остальными войсками.

Чтобы проверить эти слухи, комендант Туркестана послал 4 декабря 1864 г. сотню уральских казаков есаула Серова по направлению к деревне Икан (милях в 20 от Туркестана) предписав ему, в случае встречи, разогнать эти шайки.

Сотня около Икана увидела в степи множество огней. Это были главные силы Алимкула, 10-20 тысяч которые, заметив приближение казаков, двинулись от Икана частью прямо на сотню, частью в обход ее. Как и поется в песне –


«В степи широкой под Иканом,

Нас окружил коканец злой,

И трое суток с басурманом

У нас кипел кровавый бой».


Есаул Серов приказал сотне спешиться, сбортовать коней, развьючить верблюдов; из мешков с провиантом и фуражом были сделаны завалы, за которыми залегли казаки.
«Мы залегли… Свистели пули

И ядра рвали всё в куски,

Но мы и глазом не моргнули

Стояли мы… Мы – казаки!»

В таком положении сотня в течение двух суток отражала частые и ожесточенные нападения коканцев, метким и дружным огнем из ружей и картечью из единорога. Коканцы, неся огромные потери, решили взять казаков «подкатом»: они заготовили из камыша и хвороста большие щиты, которые потом привязывали к своим арбам, подкатывая их к казакам, скрываясь за щитами.

Серов отправил двух казаков и одного киргиза в Туркестан за помощью. Отправленный из Туркестана на выручку отряд пехоты встретил сильный отряд коканцев и вынужден был вернуться

Сотня есаула Серова, 114 человек, была измучена беспрерывными боями с диким полчищами, провиант кончился, лошади и верблюды были перебиты, патронов уже было мало.

6 декабря комендант Туркестана отправил на помощь казакам второй отряд в составе 207 человек пехоты, 10 казаков с двумя орудиями.

В это день Серов, со своими героями-казаками. Не видя и уже не ожидая себе поддержки, решили пробиться сквозь неприятеля, или пасть в открытом бою.

Казаки с криками «ура» выскочили из-за своих завалов и бросились вперед. Коканцы, изумленные их малочисленностью, с неистовой яростью набрасывались на казаков, отступавших между двух стен полчищ Аминкула – и каждый раз без всякого успеха!


«Мы отступали, враг за нами

Толпами тысячными шел

И поле устилал телами

И кровь струилася ручьем».


Но… стоило упасть казаку, как не него налетала толпа коканских всадников, стараясь, прежде всего, отрезать ему голову, а затем и поживиться другой добычей. Не всякому доставались даром эти трофеи: рядом с казаком валился джигит, сраженный меткой пулей отступавших казаков.
«И снявши голову с героя

Злодей к седлу ее вязал,

Чтоб похвалиться после боя,

Как он с лежачим воевал".


Измученные, еле двигавшиеся казаки, метко отстреливались от врага, и держали его на почтительном расстоянии. Уже темнело, когда из-за пригорка послышалась ружейная пальба шедших на выручку.
«Но вот вдали уже блеснули

Родные русские штыки

И все свободнее вздохнули,

Перекрестились казаки».


Коканцы отхлынули. Оба русских отряда соединились. Чувства охватившее всех, не поддаются описанию…

Израненные, доведенные до крайнего напряжения сил физических и душевных, казаки не в состоянии были идти далее, - их посадили на телеги и повезли прямо в лазарет, из которого не всем удалось выйти…

По поверке оказалось: из двух офицеров убит один, второй тяжело ранен; из 5 урядников убито 4 и 1 ранен. Из 98 казаков убито 50 и ранено 38. Впоследствии стало известно, что коканцы потеряли убитым: 90 начальников и более 2000 человек пехоты и кавалерии. Так окончился трехдневный бой под Иканом.
«Идем, идем, друзья, на бой

Мы смерть врагу несем с собой».


Так, верно и красочно рассказывает об этом событии любимая нами песня.

(По Военному Календарю» за 1914 год).


ТЕМЫ ДЛЯ БЕСЕД


750 лет тому назад

В феврале 1260 года в знатной боярской семье на Волыни родился будущий святитель Петр. В 12 лет будущий святитель ушел в монастырь. Пройдя долгий путь послушания, Петр по благословению старца поселился на берегу реки Рати, где он впоследствии создал монастырь в честь Преображения Господня и стал его игуменом. Отсюда путь его лежал на русскую митрополичью кафедру. Став митрополитом, святитель Петр много сил положил на замирения враждебных князей. Особенно сблизился он с князем Иваном Калитой. Провидя возвышение Москвы, святитель перенес в этот, тогда еще незначительный город первосвятительскую кафедру и завещал похоронить себя в Москве, для чего смешно было возведен Успенский собор, первоначально деревянный. Его последователь митрополит Феогност, исполнил завет своего предшественника и утвердил первосвятительскую кафедру в Москве. При нем же состоялось прославление святителя Петра в лике святых.
300 лет тому назад

9 февраля 1710 указ Петра Великого о печатании книг новым шрифтом, заменившим церковно-славянский. Утверждение гражданской азбуки.

10 марта 1710 вышла в свет первая печатная географическая книга на русском языке под названием «География, или Краткое земного мира описание».

22 марта 1710 в ходе Северной войны 1700-1721 гг русские войска под командованием Петра Великого взяли крепость Выборг.
200 лет тому назад

14 января 1810 учрежден Государственный Совет.

16 января 1810 умерла Екатерина Романовна Дашкова, директор Санкт-Петербургской Академии Наук. (См. очерк)
150 лет тому назад

17 февраля 1860 родился Григорий Ефимович Грум-Гржимайло, великий путешественник. (См. очерк)



29 февраля 1860 родился Антон Павлович Чехов.

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ РУССКИЕ ЛЮДИ

Екатерина Романовна Дашкова (1743 – 1810)


Княгиня Воронцова-Дашкова

Княгиня Екатерина Романовна Дашкова, общественный деятель, писательница. Воспитывалась в семье дяди, канцлера М.И.Воронцова. Получив хорошее домашнее образование, она еще в ранней юности увлеклась сочинениями французских просветителей. В 1758 по любви вышла замуж за кн. М. И. Дашкова. Англофильские взгляды семейства Воронцовых сформировали Дашкову убежденной противницей деспотизма. В 1758 она сблизилась с будущей имп. Екатериной II, приняла горячее участие в подготовке переворота 28 июня 1762.Дашкова долго жила за границей, встречалась с Дидро, Вольтером, А. Смитом, и другими просветителями. Она считала образцом английскую конституционную монархию, а освобождение крестьян в России преждевременным. В 1774 Дашкова участвовала в создании Вольного Российского Собрания при Московском университете. В 1783 была назначена Екатериной II директором Петербургской Академии наук, которую возглавляла до 1794. При содействии и поддержке Дашковой издавались произведения М. В. Ломоносова, С. П. Крашенинникова и И.И. Лепехина. В Академии наук стали читаться общедоступные курсы по математике, физике, минералогии, естественной истории. С открытием в октябре 1783 Российской Академии Дашкова становится ее президентом, ею был написан устав этого учреждения, определены его основные задачи. Трудясь над тем, чтобы “возвеличить российское слово”, Российская Академия и ее президент предпринимают научное издание “Словаря Академии Российской” (1789 - 94), в котором принимали участие ведущие ученые России. В 1783-84 Дашкова руководила журналом “Собеседник российского слова”, в котором печатались Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, Я. Б. Княжнин, В. В. Капнист. Как директор Академии наук Дашкова курировала издание журнала “Новые ежемесячные сочинения” (1786 - 94), в котором печатались статьи по истории, языкознанию, географии. Сама Дашкова напечатала в нем материалы, связанные с французской революцией, в которых было резкое неприятие происходившего во Франции, где, по ее мнению, “озлобление и борьба партий” привели к разрушению идеалов просветителей. Под наблюдением Дашковой выходил сборник “Российский феатр, или Полное собрание всех российских феатральных сочинений” (1786 - 94), в котором была опубликована трагедия Я. Б. Княжнина “Вадим Новгородский” (1793). Эта публикация вызвала недовольство Екатерины II и фактическую отставку Дашковой. Дашкова была членом Вольного экономического общества, Филадельфийского философского общества, Стокгольмской академии наук. Среди литературных сочинений Дашковой стихи на русском и французском языках, пьесы, переводы. Наибольшей известностью пользуются ее “Записки”, написанные в 1805–1806 и охватывающие период до 1803.

Л.Н. Вдовина


ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙПУТЕШЕСТВЕННИК




Григорий Ефимович Грум-Гржимайло (1860-1936)


Перепечатано из Интернета.
17 февраля 1860 в Петербурге родился Григорий Ефимович Грум-Гржимайло географ, зоолог, путешественник. Учился в Училище правоведения, затем военной гимназии. В 1880 г поступил на естественное отделение Петербургского университета. Еще студентом ездил в Крым на борьбу с вредителем винограда, затем путешествовал по юго-западной России с целью полевых энтомологических изысканий.

В 1881-1883 годах опубликовал серию статей о бабочках, привлекших внимание великого князя Н. Романова, большого любителя бабочек. Романов предложил ему экспедицию в Среднею Азию, обещая оплатить все расходы при условии, что основные экземпляры будущей коллекции бабочек поступят в распоряжение великого князя.

Грум-Гржимайло согласился. Досрочно сдал экзамены на звание кандидата естественных наук и отбыл "на южную и юго-восточные границы Ферганских владений с целью строго научною".

Он проводил исследования в горной Бухаре, на Памире, Тянь-Шане, Наньшане, Алтае в Джунгарии и пустыне Гоби. Экспедиция открыла горную страну Бэйшань и одну из глубочайших в мире депрессий - Турфанскую котловину на Тянь-Шане. Собрала огромное количество географических и этнографических материалов, а также богатейшие коллекции насекомых, позвоночных и птиц. Результаты экспедиции нашли отражение в публикациях - "Очерк Припамирских стран", "Историческое прошлое Бэйшаня в связи с историей средней Азии", трехтомном "Описании путешествия в Западный Китай" и др.

Русское географическое общество присудило ему премию имени Пржевальского, Парижская академия - премию имени Чихачева. Он был награжден орденом св. Владимира 4-й степени, получил пожизненную пенсию в размере 600 рублей в год.

В 1903-1914 годах предпринял ряд путешествий по азиатской России. Последние годы жизни, несмотря на частое недомогание, активно занимался научной и педагогической деятельностью, был членом совета и вице-председателем Русского географического общества. Написал ряд крупных научных работ по географии, истории и этнографии Центральной Азии. Скончался в Ленинграде в 1936 году. Именем Грум-Гржимайло назван ледник на Тянь-Шане.


РАЗВЕДЧИК ДРУГ ЖИВОТНЫХ И ВСЕЙ ПРИРОДЫ


В «Опыте» каждый раз печатается что-то о каком-нибудь организме. Встает вопрос: «А что с этим делать? Ну, намотали на ус, кое-что сразу забылось, а дальше что?»

Чтобы любить природу надо ее знать, поэтому и дается информация о природе, но как ее применить и как постигнуть – вопрос другой. В течение моей 25-летней педагогической деятельности (а мне приходилось преподавать биологию), я часто встречалась с этой проблемой. Конечно, школа не скаутский сбор, но кое-что из педагогического опыта перенести можно.

Сократ считал, что человек рождается уже со всеми знаниями, которые ему нужны, их только надо извлечь. Сказав это, он сразу продемонстрировал: подозвал мальчика и стал задавать ему ряд вопросов, на которые тот правильно ответил.

Дело здесь не в знании мальчика, а в наводящих вопросах, которые либо содержат ответ, либо дают возможность догадаться. Получив правильный ответ, учитель превозносит такого ученика до небес, тот рад, а другие стремятся перещеголять его. Стремление и есть двигатель всякого действия.

Биографические данные о Грум-Гржимайло в данном номере навели меня на бабочек. Не надо их собирать: это долго, сложно и кончается уничтожением животного, чего скаут никак не должен делать! Бабочек можно фотографировать, их можно зарисовывать, можно находить картинки в книгах и журналах, и срисовать оттуда, а у кого есть Интернет, тот может этих самых бабочек скачать. Можно сделать очень интересный альбом, который будет занимать гораздо меньше места, чем ящички с бабочками, наколотыми на булавки. Брр!

Итак, на очередном сборе можно начать такой разговор (пользуясь методом Сократа):

Руководитель:- Кто знает седьмой закон?

Все дадут правильный ответ.

Руководитель:- Коротко ответьте, как вы исполняете этот закон.

Последуют всевозможные ответы. Все приемлемы.

Руководитель:- Мы говорим о животных, а каких животных вы имеете в виду?

Снова посыплются ответы, и снова все будут приемлемы. Если кто вдруг назовет беспозвоночное, то путь открыт, а нет, то самому нужно навести на эту мысль.

Руководитель:- Так что животные делятся на позвоночные и беспозвоночные. А насекомые тоже животные? Каких насекомых вы знаете?

Вполне возможно, что будут названы сороконожки, пауки и червяки наряду с насекомыми.

Руководитель, исправив ошибки:- А чем отличаются насекомые от других беспозвоночных?

Если правильного ответа не последует, то подскажите: - У всех насекомых 6 ног, 1 пара усиков, три части тела и крылья.

Конечно, тут последуют протесты: - А муравьи??

Руководитель: - У муравьев тоже когда-то были крылья, но с течением веков крылья исчезли, хотя есть крылатые муравьи. Из всех беспозвоночных насекомые единственные с крыльями. А у каких насекомых самые большие и красивые крылья?

Ответ будет правильным. Можно добавить, что бабочек называют и парусниками. Наводящими вопросами, вроде: - кто из вас когда-нибудь поймал бабочку? Что осталось на пальцах после прикосновения к бабочке?- и т.д. можно вывести основные характеристики бабочек, добавляя основные данные, а также некоторые интересные сведения.

Например: Крылья бабочек, как у стрекоз – прозрачны, как слюда, но они покрыты мелкими чешуйками. При прикосновении к бабочке, чешуйки легко обламываются, оставляя на пальцах «пыльцу». Вот почему бабочек относят к отряду чешуекрылых. Благодаря этим чешуйкам бабочки отличаются от других насекомых богатейшим разнообразием окраски и рисунка крыльев. Особенно великолепны бабочки в тропиках, где из их крыльев делают всевозможные ювелирные изделия. Парусники распространены по всему свету. Они находятся на самой границе вечных снегов, в горах и у полярного круга, т.е. там, где есть цветы – там есть и бабочки.

Отряд чешуекрылых — одна из крупнейших групп насекомых. Ученые, а ученых, изучающих бабочек, называют лепидоптерами, предполагают, что в отряде около 200 тысяч видов. На территории России встречается 8879 видов

Для первого сбора такой информации вполне достаточно. Следует разработать план похода на лоно природы, а можно и в парк, т.е. в такое место, где есть цветы и могут быть бабочки. Распределить задания и роли – кто будет фотографировать, кто зарисовывать, а кто записывать, где сидела бабочка, и чем питалась. Собрав такие данные можно их поместить в альбом, не забыть подписать под каждым изображением, где была найдена такая бабочка, а также по справочнику определить ее название по-русски и по латыни.

Счастливой разведки!



Скм. А.Аристова



Парусники

Махаон (Papilio machaon)


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет