19 век. Общая характеристика



жүктеу 0.51 Mb.
бет1/3
Дата17.07.2016
өлшемі0.51 Mb.
  1   2   3
Билет 1. 19 век. Общая характеристика.

-новая эпоха, насыщенная социальными движениями и конфликтами. напряженные духовные искания. Начало и истоки- в последних десятилетиях 18 века, эпохи «ок. 1800».

-перемены в миросознании людей.

Вернер Хофман назвал его «разорванным столетием».

-архитектура перестает играть определяющую роль в сложении стилеобразующей тенденции.

-значительное обособление путей развития арх-ры и изобразительного искусства.

-относительное стилистическое единство- начало века. Неоклассицизм. Отчасти в конце столетия- модерн.

-19 век- расцвет станкового искусства. Особенно живописи и графики. Зедельмайер назвал 19 век « столетием частной жизни».

-попытки воскресить большой придворный стиль были ( Первая и Вторая Империя) не слишком успешно.

-поколеблены основы религиозного искусства.( началось еще во время Просвещения).новая система жизненных и духовных ценностей. Бодлер: « 19 век- время потери веры». Исключения- религиозное возрождение в Германии и некоторые др. пример». На первый план выходит индивидуальное чувство веры. ( Фридрих,Рунге. Редон..).

-объединяющая религиозная идея в 19 веке утрачена( это отмечали Бердяев, Ортега-и-Гассет, Хейзинга,Вейдле..).

-художественная жизнь подвергается сильной коммерциализации. Часто заказчиком выступают широкие слои общества. Часто с более сниженными вкусовыми пристрастиями.

-с другой стороны, именно в 19 веке у художников большая свобода творческого мировосприятия.

-новый тип творческого сознания. Гегель в своих лекциях по эстетике отметил, что художник раскрепощается становится независимым от традиционных содержательных и стилистических норм.

- в 19 веке появилось множество концепций и приемов. нет единой стилистической структуры. Тенденция индивидуализации творческого сознания. Оборотная сторона: много непонятых художников.

-смена движений в 19 веке: классицизм. Романтизм.реализм. импрессионизм. Постимпрессионизм.)( иногда, в структуру последнего относят и символизм).

-однако при всей сложности и многообразии идейных и стилистических устремлений в культуре 19 века можно различить 2 потока.1)официальное искусство.2)условно говоря, оппозиционное. Именно здесь- все основные новации. В 19 веке салонно-академическое искусство получило скорее негативную оценку.

-19 век окончательно снимает эстетические и жанровые ограничения.



2.Архитектура Англии. Первая половина 19 века.

1818-Сент Пэнкрэс Черч в Лондоне. Индивидуальное истолкование античной Греции. С колоннадой.

Перестройка ряда кварталов и магистралей в Лондоне.

Риджент стрит. Проект Джона Нэша- крупнейшего архитектора начала 19 века в Англии.

1810- утопический проект Оуэна. В Орбистоне пытался организовать фабричный проселок «Единство».создание рациональных жилищ. Детских Салов клубов. Не достроили.

Моффан проект озеленения и улучшения жилых кварталов. Не осуществлен.

1849вышла книга Дж. Бекингема « Национальное и зло и как с ним бороться».в приложении были эскизы идеального города Викторио.



Проекты фабрично-заводских поселков.текстильная фабрика на реке Эйр близ Шипли. В Иоркшире.( арх. Локвуд и Моусон)

Много новых инженерных сооружений. Акведуки Телфорда. Нач. 19 века.

Для первой четверти 19 века в Англии характерно увлечение античными формами. Греческая классика пришла на смену Риму. Вышла книга Стюарта и Ревета об античном зодчестве.

Крупнейшие арх-ры: Джон НЭШ 1752-1835. широко использовал ионический ордер. Террасные дворцы на Риджент Парке.

Королевский павильон в Брайтоне. 1815-1821.луковичные купола.подковообразные арки. Китайские мотивы в интерьерах.

ДЖОН Соун 1753-1837. Английский банк в Лондоне. Простая и ясная композиция.

Роберт Смерк 1780-1867.

Роберт Смерк и Сидней: 1823-1847. Британский музей. Все помещения сгруппированы вокруг большого внутреннего двора. Прием анфилады. Обычен для музеев. Попытка объединить весь ансамбль единым мотивом ионической колоннады. 8 колонный портик в центре.

Смерк и Нэш строят в окрестностях Лондона псевдоготические замки.

Увлекался готикой и Д.Уайт. замок ФОНТХВИЛЛ.



Чарльз Барри. 1840-1867. Парламент. В соавторстве с Пэджином( он поклонник готики). Мотивы перпендикулярной готики, но с соблюдением симметрии и ясностью построений. Сторона, выходящая на Темзу-соблюдение симметрии. Сторона , связанная с Вестминстерским холмом ассиметричная. Часовая башня и башня Виктории.

Барри: Клуб путешественников. На манер палаццо Пандольфини.

1851. павильон Англии на Всемирной выставке в Лондоне. Проект Пэкстона.первое крупное здание из железа и стекла.

Кинг кросс стейшн. – 1851 Льюис Кэббит. Пример сплошного остекления.

1851. Читальный зал британского музея.арх . Смерк и Паницци. Огромный купол. Немногим меньше, чем Пантеон. Его конструктивную основу составляют радиальные металлические ребра.



3.Архитектура Франции. Первая половина 19 века.

1799-1814- Консульство и первая империя. Начало промышленного переворота. Новые типы зданий.рост городов. Необходимость перестройки.более рациональное размещение боен. Складов.рынков.

-вопросы утилитарного благоустройства.

-проблема ансамбля

-доходные многоквартирные дома.

-отель эволюционирует от арх. решений а ля дворец к типу городского буржуазногоособняка.

-появление новых планировочных приемов.

Уже в первые 10-летия 19 века в несущих конструкциях появляется железо.

Господствующей стилевой системой в первые годы рев. и в начале 19 века- классицизм. Постепенно идет поиск новых форм вместо классицистических. Тесное переплетение приемов классицизма и эклектичных заимствований их арх. разных эпох и стран.

Стиль Империи: пышная репрезентативность форм и конструкций.

1793- упразднение Ак. арх-ры. Ее функции перешли к одному из институтов Академии изящных искусств. Вместе с тем открылась и Политехническая школа.



2 пути развития арх. 19 века: эклектика и рационализм.

Первые: умеренные классицисты Персье и Фонтен. 2-школа профессора политехнической школы Дюрана.

1794-97 создание регулирующего плана Парижа.

Еще нет больших промышленных городов, зато с конца 18-нач 19 увеличивается роль предместий.



Нов. Города. Пока мало. 1805 Понтиви

1811 Ля Рош сюр ЙОН. Возведены Наполеоном на остатке старых городов.

-рост Парижа. Стремление Наполеона превратить его в достойного соперника Рима.

Градостроительные проблемы.ориентирование улиц и площадей на какой-либо памятник в перспективе.

-пересечение улиц по осям

Оформление фасадов по единому образцу.

Лучевая система планировки.

Пробивка новых улиц=систематический снос старой застройки.

Прокладка ул. Риволи. Прав. берег Сены. На ней удалось выдержать единообразие фасадов по схеме Фонтена.

Левый берег Сены- Авеню Обсерватории.



Ул. Валь де Грас с ориентацией на ц-вь Мансара.

-сооружения возводят с расчетом на арх. эф-кт их расположения. Храм Славы( ц-вь Мадлен)

Триумфальная арка на площади Звезды и на площади Карусель.

Характерная черта первой империи- грандиозный размах проектов и весьма скромное их осуществление.

Генеральны план Парижа Персье-Фонтана( любимых арх. Наполеона)

-большую роль в плане играет утилитарная сторона.

Инженер Брюер назначен Наполеоном начальником всех строительнвх работ.

-упорядочивание и развитие водоснабжения.

1802-1805: судоходный канал Урк ( Сена и приток Марны) делится на Сен Мартен и Сен Дени.

1806- указ о возведении 60 новых фонтанов

Ввод в действие первых больших коллекторов

С 1802 идет реконструкция набережной Сены. Уже с 1786 по 1809 идет снос домов с мостов.

Перестройка и перенос рынков.

Благоустройство( что за цинизм) боен на периферии



Новые мосты:-Искусств1803. пеший.с металлическими конструкциями

-АУСТЕРЛИЦА

-Йена

Отели стали меньше, но удобнее. Большая роль отводится планировочным решениям. Нет курдонера.



Квартал НОВЫЕ Афины.1819-1821 арх. Константен.все дома выходят на улицу.внутренний сад. Ку каждого индивидуальная планировка.ощутимо влияние арх. Виньолы и Палладио.

Отель Марс в Новых Афинах

-доходные дома. На первом этаже- лавки.рустованный первый этаж с аркадой. Строгие прямоугольные окна с сандриками.

Постепенно решение фасадов усложняется. Сочетании 2-3 видов руста. Усложняется форма окон. Сложнее стал узор балконных решеток.

-появился нов. Тип: на одной территории в глубине- отель. На улицу выходи т доходный дом.

-появились внутренние пассажи с лавками.( галерея комической оперы)



Галерея Вивьен и Кольбер.( арх Вилло1827)

Крупных монументальных зданий мало. Император и его семья- сселяться в старых резиденциях.

-пример убранства интерьеров времен империи- отель Богарне. И Де Полонь. Копирование античных образцов. Преобладание прямых линий. Сочетания гладкой поверхности и украшений из бронзы.

Общественные здания: Зал Конвента в Тюильри

Палата депутатов в бывшем Бурбонском дворце.

( арх. Жизор)



Храм Славы( Мадлен) 1807- Винтон- 1842 Юве.

Тр. Арка . пл-дь Звезды. Шальгрен+ ск-ры Рюда, Этекс, Корто.

Арка на площади Карусель. Персье и Фонтен. Ориентация на Септимия Севера, но изящнее и пропорциональнее.

Вандомская колонна 1806-1810. Лепер и Гондуэн. Покрыта листами бронзы из австрийских орудий. Барельеф с военными сценами.

Биржа и Коммерческий трибунал 1808-1826. Броньер и Делябар. Зд. В центре неб. Площади. Окружены коринфской колоннадой.

Рынок Сен Жермен( БЛОНДЕЛЬ)1816

Окружен арками на столбах.



Рыбный рынок в Анжере

Рынки в Марселе и Монполье.

1811-1816- первые бойни в Париже. Вильжюиф. Гренеле и др.

У всех них единый план. Симметрично стоящие корпуса. Канализация. Аркады на столбах.\

1808 декрет о постройке винных и водочных складов. Париж. На месте аббатства Сен Виктор. 1811-1831.(Гоше).простая утилитарная архитектура. Ритм повторяющихся элементов.

Склады площади Марэ (большой застекленный фасад!).

Архитектура 1815-1848

В определенной степени продолжение следовать принципам ампира. Многое завершают из начатого при Наполеоне.

30-40. арх Ж.Итторф. обращался в своих работах к античной полихромии( какие работы- непонятно.

Анри Лабруст. Библиотека св.ЖЕНЕВЬЕВЫ.

1843-1850. компактный прямоугольный объем.логика архитектурных членений. Конструктивные изменения при применении металлических конструкций.

20-30- борьба романтизма и классицизма.

4. Архитектура Германии в первой половине 19 века.

Классицизм утвердился здесь позже, чем в Англии и Франции. Пруссия, Баден и мелкие государства Западной Германии – французское влияние. Идеи неоклассицизма в Пруссии—в теоретических трудах Кнобельсдорфа и Крубзациуса. Но в их постройках – черты позднего барокко и рококо.



  • Самый ранний классицизм – К. Лангханс (1732-1808).Театры в замке Шарлотенбург в Берлине, Потсдаме, Данциге. Интерпретация французских идей. Дорический ордер в архаический пропорциях => первый шаг к «неогреческому стилю».

  • Отец и сын Жилли. Французы. Фридрих Жилли (1771-1800) Проект памятника Фридриху Великому. Дорический храм на платформе. Повлиял на Шинкеля и Кленце.

  • Ф. Вейнбреннер (1766-1826). Баден. Пытался придать классический облик Карлсруэ. Группировал здания так, чтобы достичь более полной уравновешенности объемов. Не всегда симметрично. В отдельных зданиях – геометрическая чистота форм.

  • Петер Шпет (1772-1831). Увлекался идеями Леду и Булле. Построил Женскую тюрьму в Вюрцбурге. Редкий пример осуществленного проекта «циклопической архитектуры» за пределами Франции.

  • Лео фон Кленце (1784-1864). Южная Германия. Родился в Хильдесхайме (Север), поэтому влияние Жилли. Учился в Париже. Ездил в Рим. Творческий размах.

  • 1814 – инспектор строительных работ при Баварском дворе. Основные работы – Мюнхен.

  • 1816 – Глиптотека и дворец Лейхтенберг. Глиптотека – один из первых специально строящихся музеев. Для античной скульптуры – это отразилось на наружном облике здания. Ионический 8колонный портик. Внутри – галереи по периметру. Потолок оформлен в римском духе. Синтез разных античных художественных элементов на рационалистической основе.

  • ЛЕйхтенберг – для Евгения Богарне. По образцу палаццо Фарнезе. Неоренессансный стиль.

  • 1826-1833 – Старая Пинакотека. Нет ориентации на какой-то конкретный памятник, а на стиль Высокого Возрождения в целом. Авторитет в строительстве музейных зданий (1849 – Новый Эрмитаж).

  • Кенигсбау при королевском дворце в Мюнхене – воспроизведен фасад палаццо Питти.

  • 1831-1842 – Вальхалла под Регенсбургом. Задумка еще в 1814 году после победы над Наполеоном. «В античном вкусе». Памятник «немецкому духу». Для прославления Германии – античные формы (а вот интересно, почему сразу каким-то нацизмом попахивает? А вот при прославлении Франции, Республики – нет?)

Центр Мюнхена – «градостроительный» историзм. В разных частях города – стили разных эпох. Впрочем, это не только Кленце.


Карл Фридрих (а че их всех Фридрихами-то зовут?!) Шинкель. Его работы как соревнование между романтизмом и классицизмом.

  • Новая Гауптвахта на Унтер ден Линден в Берлине, 1816-1818. Уличный фасад фланкирован 2 глухими мощными башнеобразными пилонами. В середине – портик с плоским фронтоном.

  • Теартр у Жандармского рынка в Берлине

  • Военный мемориал на холме Кройнберг, 1818 и 40-метровая колючая «готическая башня» из чугуна.

  • Собор св. Николая в Потсдаме, 1826-1849 – точные (почти рубленные) геометрические формы

  • Парк Сан-Суси в Потсдаме. Римские бани – удачная попытка «оживления античности».

Крупный мастер середины века – Готфрид Земпер.



  • 1837-1841 – Дворцовый театр в Дрездене. Четкая внутренняя организация пространства. Главное – функциональность. Здание – точный слепок, оболочка того, что внутри.

  • 1847 – Дрезденская картинная галерея. Удачно по функциям, но мрачный и тяжеловесный фасад.

Билет 5. Давид и французский неоклассицизм

Рубеж и разделение работ с предыдущим курсом. Наполеоновский цикл.



  • Наполеон на перевале Сен-Бернар, 1800. несколько авторских повторений. Поэтичность и величественность. Конь – на дыбы. Спокойный всадник. Реализм деталей подчиняется идеальной аллегории образа героя – покорителя альпийских вершин, поставленного в ряд с Ганнибалом и Карлом Великим.

  • Портреты Наполеона

  • Наполеон в рабочем кабинете1812

  • Наполеон в императорском облачении 1806

  • Коронация – отказ от воображения в пользу правды, от цвета ради рисунка, от индивидуально чувства ради законов разума. Статический монументальный стиль. Скульптурная застылость и театральность композиций и образов. Момент возложения короны на Жозефину, чтобы не изображать Наполеона коленопреклоненным.в работе Давиду помогал Гро. Влияние Рубенса- Коронация Марии Медичи.

  • Античные композиции – наследие от XVIII века. Леонид при Фермопилах.

  • Спафо и Фаон . 1809. Эрмитаж.

  • Марс,обезоруживаемый Венерой и грациями1824.

  • Портрет мадам Рекамье 1800.

Его работы – догма на Салонах. Романтики – отрицали. Но ценили торжество духе, культ героя = Давид для них тоже родоначальник современной живописи. Делакруа назвал его отцом современной живописи и скульптуры. Бодлер: Давид избавился от фривольностей ророко и вернул фр. Искусству героический дух.

После окончательно падения Наполеона и реставрации Бурбонов в 1815 году Давид был осужден на пожизненное изгнание. Уехал в Бельгию.там создал множество портретов. ( портрет Сиеса1817).


Школа Давида (там и Энгр). Продолжатели традиции – «четыре G» = Жироде, Жерар, Герен, Гро.

Жироде-Триозон (1767-1824) и Пьер Нарцисс Герен (1774-1833) – Похороны Аталы, 1808, Лувр, Оссиан, 1800, Версаль. Идеальные герои становятся жертвами роковых обстоятельств. Пессимистическая экспрессия не вдыхает жизни в бездушные холодные формы.

Портрет Шатобриана.

Герен у Давида не учился, но влияние испытал. Морфей и Эрида.



Сафо на Левкадской скале. У Герена учились Жерико и Делакруа.

Жерар (1770-1837) приспособился к официальным вкусам. Прославился прежде всего своими женскими образами. Античный жанр.

Портрет Жозефины1801.

П-т мадам Рекамье.1805.

Оссиан, вызывает призраков звуками своей арфы. По заказу Наполеона- поклонника Оссиана.1802.романтический классицизм. (галльские поэмы легендарного шотландского барда, были подделкой18 века Джеймса Макферсона. Популярны в период нарастания романтических настроений).

Билет7. Антуан Жан Гро (1771-1835). Почти официальны историографии императора. На него Давид оставит свою мастерскую. Провозвестник романтизма. Самый преданный ученик Давида. Рано познакомился с живописью Рубенса. В конце жизни – ученики высмеивали => застрелился (о ужас! Надо было осторожнее в словах и оценках учителей!)

  • 1797 – Наполеон на Аркольском мосту (Лувр) – потом = манифест наполеоновского искусства. Некая романтичность образа

  • Зачумленные в Яффе (1804, Лувр) – в роли утешителя страждущих.

  • Битва при Абукире (1806, Версаль)

  • Поле битвы при Эйлау (1808, Лувр). Обе – многофигурные композиции. В отл. от Давида Гро мыслил структуру своих работ как единое целое, а не сумму фигур, объединенных по принципу координации. Широта замысла, документальная точность, ощущение грандиозности происходящего. «Скорбная поэзия деталей»--Делакруа.Эти же детали вызывали недовольство полиции. Темперамент. Давид называл эти работы «на случай».

  • Битва при Назарете

  • Портрет лейтенанта Легрена1808. посмертный. Почти идеальный пейзаж.

  • Значительный интерес представляют рисунки Гро. Беглые перовые зарисовки.

  • Буцефал, укрощаемый Александром


8 Европейская скульптура первой трети 19 века

Дания.


Бертель Торвальдсен (1768/70-1844)
Ездил в Рим. Верный поборник классицизма. 40 лет живет там. Прижизненная слава. Реконструировал и реставрировал рельефв храма Афины на Эгине. В 1838 – триумфальное возращение в Копенгаген. По крови исландец. За ним нет мощной скульптурной традиции. ДА и вообще никакой традиции, кроме древней орнаментальной резьбы. Абсолютно очищенный академизм. Для него не степень мастерства, а смысл и существо искусства. Чаще всего работы не предназначены для архитектурной среды. Почти нет современных сюжетов. Только античность (Ясон, Ганимед, Геркулес, Амур и Психея, Геба, Венера, рельеф Вступление Александра в Вавилон = въезд Наполеона в Рим). Довольно условные и пустые – Христос и Апостолы для Фрауенкирхе в Копенгагене. Статуя Христа. Ангел с купелью.

Три грации.

Портрет графини Остерман-Толстой.

Ганимед


Портрет княгини Барятинской.

Памятник Юзефу Понятовскому в Варшаве.(типа Марк Аврелий).

Памятник в Люцерне.-в память погибших при защите Людовика 16 швейцарских гвардейцев. Умирающий лев в нише отвесной скале.
Франция – из 25 вопроса. Там было и про первую четверть.
Германия.

Скульпторы чаще делали гипсовые модели, а мраморные варианты – мастерская. В первой трети началась традиция тиражирования наиболее удачных вариантов (это написано в куске про Германию, но, наверное, это характерно для всей Европы)



Иоганн Готфрид (что не Фридрих, то Готфрид) Шадов (1764-1850)

Круг скульптора Триппеля, сподвижника Винкельмана.



  • Надгробие 8летнего графа фон дер Марка, незаконного сына короля. Фигура мальчика полу во сне, полу наяву + традиционная аллегорика (меч, шлем, рельефы парок, антикизированная архитектура надгробия).

  • Фигуры принцесс Луизы и Фредерики, невестки короля. Томная мечтательность. Предвосхищает романтизм. Формально – традиция английских скульптурных портретов. Но не принадлежит не одной типологии.

Квадрига, венчающая Бранденбургские ворота.

Портрет Гете

Лежащая девушка 1826. одно из лучших изображений обнаженного женского тела в Германии.

Англия

Джон Флаксман 1755-1826. классицистические устремления. Много рельефов- белых на голубоватом фоне ( работал на мануфактуре Уэджвуда)в духе росписи античных ваз.

Памятник адмиралу Нельсону в св. Павле1808-1818. сложная композиция. Помимо портретной статуи- аллегорическая фигура Британии и льва.

Памятник Агнессе Кромвель1800.

Австрия


Франц Антон Цаунер

  • Конный памятник Иосифу II – типология от Марка Аврелия.

Италия


Канова. См. билеты по барокко.

Билет 9. Жан Луи Теодор Жерико 1791-1824 с его именем связано окончательное утверждение романтического миросознания.смелость композиционно-пространственных решений. К концу творчесива стиль его стал тяготеть ко все большей скульптурности. Именно Жерико вместе с Гро и Прюдоном Курбе назвал родоначальниками совр. Ис-ва.

Род. В Руане.семья юриста.в 1796 семья переехала в Париж. Начал учиться у Карла Верне, мастера жанровых и конных сцен.там много рисовал лошадей. Его скульптура этого времени-экорше лошади.потом учился у Герена. Изучал композицию и писал этюды натуощиков.В скором времени оставил академические занятия и в 1811-1815 много копирует Рубенса, Ван Дейка. Караваджо и Сальваторе Роза в музее Наполеона. На Салон 1812 он представил Офицер легкой кавалерии (Лувр)другое название- офицер конных егерей императорской гвардии,идущий в атаку. .оригинальная композиция и живописное исполнение.колорит ,решенный на сопоставлении горячих тонов. Салон 1814. Раненый кирасир, покидающий поле боя. Трубачи наполеоновской императорской гвардии 1814 лувр. Военная служба Жерико-в составе корпуса мушкетеров он оказался причастен к организации бегства Людовика 18 в Бельгию. Непродолжительный опыт военной службы разочаровал Жерико в военной тематике. Потоп 1815. Лувр. Небольшая картина,но в ней создан образ вневременного и внечеловеческого значения. 1816 едет в Рим. По пути Флоренция.впечатлен искусством Мик-ло. Скачки берберских скакунов 1817. вернулся в Париж. Плот Медуза 1819. полемика вокруг работы. С трудом взяли в салон. Первоначально картина выставлена под названием Сцена кораблекрушения.помимо чисто политической подоплеки важной для Жерико, работа давала возможность предпринять углубленное исследование человеческой анатомии и психологии. Во время работы над полотном Жерико регулярно посещал больницу Божу. Где выполнял зарисовки умирающих ( кошмар какой) и зарисовки с трупов..дошло несколько таких подготовительных работ. 1820-21 находился на лечении в Англии.для доктора Жорже серия работ Десять помешанных- шедевр его позднего периода. Портрет душевнобольной , одержимой манией игры. Лувр. Портрет карабинера 1814. портрет Делакруа 1818. портрет умалишенного, воображающего себя полководцем 1822. Художник в мастерской 1819.рисунки:много изображений истязаний. Палач,удушающий пленника. Кентавр,похищающий нимфу. В Италии сделал много рисунков на ант. темы. Леда и лебедь.

У Жерико много работ с лошадьми. Бег свободных лошадей.к ней сохранилось много эскизов. Скачки в Эпсоме 1821.

Др. работы: Возвращение из России. Литография 1818. Бойня быков.( Картина.) 1817.нищий старик у витрины булочной-Литография 1821. слепой волынщик-Литография 1821.


Билет 10. романтизм.

Романтизм- широкое культурно-художнственное движение. Объединившее с конца 18 и на протяжении нескольких 20-летий 19 века самые различные сферы духовной жизни. Бодлер «романтизм это манера чувствовать». Существует множество национальных версий романтизма.

-утверждение целостного восприятия мира, во всех его сложностях,противоречиях, конфликтах.

-снимается иерархия жанров, столь характерная для классицизма.

- расширяется тематика и репертуар.

Гюго: «все, что есть в жизни, есть в искусстве».

-динамическая концепция мира. Его восприятие в потоке постоянного движения.

Шеллинг: «В мире нет застывших форм»

-особое значение времени

- часто присущ историзм

-новая концепция личности.

Фихте: «Личность –это все»

Внимание к внутреннему миру души человека, миру его чувств.

Гегель: «Абсолютная внутренняя жизнь – это подлинное содержание романтизма»

-романтический культ чувств, противостоящий рационализму классицизма

-право на свободу, вольное проявление чувств.

-ранний период романтизма отличает героическое начало, идеи переустройства и развития мира ( Делакруа и др).

-право на субъективное видение.

-отрицание канонов

В романтизме нет единой стилистической структуры. Это общность мироощущения, а не стиля.


11 Иоганн Генрих Фюсли 1741-1825

Швейцарец по происхождению. В Италии – дружен с Бурей и Натиском. Преподает в АХ. Перевел Винкельмана на английский. Художник ужасного, фантастического, подсознательного. Важен литературный аспект. Иллюстрации (точнее, пишет на темы) Гомера, Песни о Нибелунгах, Данте, Тассо, Шекспира, Милтона. Реализация неизобразимых образов, самых кульминационных и драматических событий. Темы академические, но не по канонам исполненные. Видит во всем гигантские образы, но не всегда может их выразить. Усложненные движения. Прерывистая линия. Свет и тень – почти по-рембрандтовски решены. Выхватывание фигур светом. Иногда, скульптурность. Иногда – плоскостность. Некая эклектичность. Рука не успевает за фантазией.



Названий у меня нет. Есть только описания.

  • Ледяные области ада и Данте, идущий между вмерзшими в лед головами.

  • 3 ведьмы, появляющиеся из тумана на пути Банко

  • Ахилл, клянущийся о мщении у тела Патрокла

  • Ариадна, наблюдающая бой Тесея с Миноватром.

  • Пробуждение Титании, 1793-1794, Цюрих, Кунстхаус

  • Клятва конфедератов на горе Рютли, рисунок, 1779, там же

  • Ночной кошмар, 1782, Детройт, Институт искусств

  • В своих рисунках Фюсли великолепно владел различными техниками.часто использовал сочетание пера и размывок. Богатейшие тональные эффекты.

12. Уильям Блейк.друг Фюсли. Единственный близкий ему по духу художник. Испытал некоторое влияние его искусства. Блейк самый крупный мастер раннего романтизма в Англии.не только в живописи,но и в поэзии.мистик и визионер.создал свою мифологическую космогонию. ИДЕИ Якоба Бëме. Парацельса и Свендеборга. Интерес к восточным религиям. Одержим идеей свободы. главным образом работал как график. Род. в Лондоне. Писал стихи и рисовал с ранних лет. учился в рисовальной школе Г.Парса. в совершенстве овладел графическим мастерством. Прежде всего резцовой гравюрой. проникся духом готики. Много рисовал в лондонских церквях. Хорошо знал средневековую миниатюру и витраж. 1789- иллюстрации к «Песням невинности». 1798- к «Песням опыта. Это сборники коротких стихотворений. Текст и иллюстрации Блейк решает как единое целое. Печатал на одной доске в технике выпуклого офорта. (выпуклым способом печатают текст и изображение,а фон ост. белым. Оттиски раскрашивали от руки.контур не черный,а цветной. Коричневый или синий- большая мягкость.).

Гравюры к книге «Брак Неба и Ада». 1790-93.гравюры словно охвачены языками пламени. Смысл многих изображений до конца не раскрыт.



Книга Лоса

Книга Уризена

Европа 1794.

Америка 1793.

Вместе с фантастическими образами можно встретить реальные сцены- лист чума в «Европе».ассоциации с Капричос Гойи.

Пророческая поэма «Иерусалим». Неоконченная.гравюры то в форме заставок,то отдельные листы.

Лучшие произведения Б.- графические интерпретации его собственных произведений.исключение- иллюстрации к «Книге Иова» и «Бож. комедии».уже в последние годы жизни. К Бож.комедии- ЭТО АКВАРЕЛИ. Свыше100. станковый характер. свободная и гибкая форма. Смелость композиций. экспрессия цвета. Приглушенная прозрачная гамма.

При жизни Блейк был оценен лишь немногими. Сам он широкого признания не искал. созданные им принципы иллюстрирования подхватит Уильям Моррис.

ПЕЙЗАЖ В АНГЛИИ. Рачсцвет пейзажа начался на рубеже веков акварели.Александр Козенс. И Козенс-млажший.Френсис Тауен. Томас Гертин. Джон Кром Старший-глава т.н. нориджской школы пейзажистов. .

Непосредственное видение натуры. Свежесть цветов. Свобода исполнения. Мирная сельская жизнь. Воспевание природы- все это было уже в англ. Литературе. Поэты т.н. озерной школы- Вордсворта и Колриджа.Первостепенное значение в истории англ. пейзажа- Тернер и Констебль. Их часто противопоставляют. Констебль- обыденные мотивы англ. природы. Тернер- все неординарное и эффектное. Частое изображение катастроф в природе.

  1   2   3


©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет