30. Мартин Лютер



бет1/3
Дата13.07.2016
өлшемі253.5 Kb.
#196239
  1   2   3
30.Мартин Лютер.Предпосылки. Возрождение, порожденное им изучение источников (пионеры – Иоганн Рейхлин и Эразм Роттердамский). Среди немецкого духовенства начались споры о соответствии между книжной истиной и действительностью. Папа Лев X рассматривал это, как «монашескую склоку», требовал от «германской нации» огромных жертв на строительство храма святого Петра в Риме – символа величия и единства христианства. Было пущено в продажу несметное количество индульгенций. Епископу Майнца Альбрехту Бранденбургскому (Гогенцоллерну), не успевшему расплатиться с банкирским домом Фуггеров за кредит в 24000 дукатов на покупку в Риме богатейших магдебургского и майнцского епископств, было даровано Львом X право стать распорядителем по снабжению Северной Германии индульгенциями. Главным агентом по продажам стал Иоганн Тецель – доминиканский монах. Против этого торга открыто выступил августовский монах, доктор Мартин Лютер (1483-1546). Родился в городе Эйслебене, в семье бюргера, в 18 лет поступил в Эрфуртский университет, закончив его, ушел в монастырь. После событий «безумного года» в Эрфурте перебрался в Виттенберг, где он и получил степень доктора богословия.

Начало. Октябрь 1517г. – 95 тезисов: церковь не является посредником, спасение при помощи веры, единственный источник – Св. Писание, истинные таинства – крещение и причастие. мирская жизнь – выжный элемент. 1519 г. – диспут в Лейпциге с профессором богословия Экком, который обвинил Лютера в гуситской ереси. Лютер ответил, что решения соборов не обязательно выражают божественную волю. 1520 г. – Лев X издал буллу с угрозой отлучить Лютера. Лютер не подчинился и был отлучен в н. 1521 г. Рыццарская оппозиция (фон Гуттен, фон Зиккинген). 1521 г. – Вормсский рейхстаг: от Лютер требуют отречься. Вормский эдикт: Лютеру давался 21 день на то, чтобы покинуть империю; призыв прекратить лютеранскую проповедь в имперских землях. Лютера поддерживает имперское дворянство (критика устройства Церкви). Покровитель Лютера, Фридрих Саксонский, укрыл его в замке Вартбург. Без Лютера его дело в Саксонии раскололось: умеренные (Алъсдорф) и радикалы (Габриэль Цвиллинг, Томас Мюнцер). Радикалы спровоцировали беспорядки в Виттенберге: удаление из церквей алтаря и икон. Мюнцер: главная задача – установление не новой церковной догмы, а нового соц.-политического устройства общества. Лютер приехал в Виттенберг => радикалы бежали в Тюрингию, где в 1525 году, в Мюльхаузене, начали Крестьянскую войну.

9,10.Крест.война 1524-25.Волнения начались на юго-западе. 1-й программа – «Статейное письмо»: освобождение от власти феодалов, передача власти народу («божественное право»). 1525 г. – восстание перекинулось в В.Швабию. Программа «12 статей»: требование смягчения феодального гнёта (возвращение угодий, уменьшение поборов и пр.). Швабский союз ведёт переговоры с крестьянами. К к. 1525 г. силы крестьян в В.Швабии были разбиты. Во Франконии – сторонники умеренной борьбы (Вендель Гиплер, Гец фон Берлихинген), исправившие «12 статей» – «Гейльбронская программа» (в интересах зажиточных крестьян): подчинение императору, создание суда на основе сосл. представительства, запрет ростовщичества, конфискация церковных владений, возможность выкупа феод. повинностей через внесение 20-кратной суммы. Летом 1525 г. тоже разбиты. В Средней Германии (Тюрингия) – Т.Мюнцер. Всеной 1525 г. разбиты. 1525-1526 гг. – восстание в Тироле (Михаэль Гайсмайер). «Земское устройство»: установление нар. республики. Итог войны – разгром радикального крыла Реформации.Аугсб. рейхстаг 1530 г. Сначала Карл V (1519-1555) воздерживался от решительных действий. Рейхстаг 1526 г. – пусть каждый князь сам определяет свою позицию => началась массовая секуляризация. Рейхстаг 1529 г. – католическое большинство подтвердило Вормсский эдикт 1521 г. Сторонники Лютера заявили протест. 1530 г. – Аугсбургский рейхстаг: Филипп Меланхтон (1497-1560) предоставил «Аугсбургское вероисповедание»: главой церкви является князь, культ упрощается, вместо пышной мессы простая литургия, оставлены 2 таинства. Рейхстаг отверг проект. 1533-1534 гг. – Мюнстерская коммуна (анабаптисты Ян Матис, Иоанн Лейденский) – разгром.Шмалькальденские войны (1546-1548). 1531 г. – заключение протестантскими князьями военно-политического союза в Шмалькальдене (гл. – курф. Саксонский и ландграф Гессенский). 1546 г. – Карл V, разобравшись с турками, наносит удар по союзу (не из религиозных соображений, а как нарушителей имперских законов). Его армией руководит Мориц Саксонский. К 1547 г. – победа. 1552 г. – Мориц, получив помощь от Франции, вторгается в В.Германию, а Франция захватывает Лотарингию. 1555 г. – Аугсбургский религиозный мир: равноправие католиков и лютеран. Формула «Чья земля, того и вера». Лютеранские консистории подчиняются княжеской власти. Образуются 2 группировки: католическая (земли Габсбургов, Бавария, Франкония, духовные владения) и протестантская (Саксония, Пруссия, Бранденбург, Гессен, Пфальц, Вюртемберг, северогерманские княжества). Карл V отрекается от престола. Фердинанд I (1556-1564). Итог: усиление и закреплене раздробленности.

4.Демография.Капитализм предусматривал наряду с расширением воспроизводства капитала и расширение воспроизводства массы рабочих, что закладывается в цену рабочей силы и заработную плату. Создание резервной армии труда => безработица => прогрессирующее обнищание пролетариев.

XVI-XVII вв. – время разложения феодализма и возникновения капитализма. Ситуация, по сравнению с Ранним Средневековьем, меняется. Масовая экспроприация мелких производителей, бродяжничество, общая нестабильность сопровождались сокращением рождаемости, ростом брачного возраста. Тридцатилетняя война привела к сокращению в зоне боевых действий населения городов – на 33%, в деревнях – до 40% (особенно в Чехии). Огромные потери – в Нидерландах.Население. В 1450 г. население Европы – ок. 55 млн., а в 1680 г. – до 100 млн. с годовым приростом до 6.2%. Плотность населения в развитых странах достигала 30-35 человек на 1 кв. км. В Голландии в 1514 г. до 50% населения приходилось на города.Миграции. Имеют разное направление, но характерен отток из слаборазвитых стран, городов в быстро развивающиеся. 1584-1621 гг. – переселение ок. 150 тыс. иммигрантов из Ю.Нидерландов в Республику Соединённых провинций => содействие её быстрому экономическому развитию.Для позднего средневековья характерны миграции населения по конфессиональному или этническому признаку. 1609 г. – изгнание из Испании морисков (обвиненение в приверженности исламу). В Германии в конфессиональную эпоху население постоянно было вынуждено переселяться из княжества в княжество, сообразуясь с собственной верой и вероисповеданием князя. Бежали из Германии и в сопредельные страны (в Данию, во Францию). Отчасти это можно проследить и на примере французских гугенотов.

Характерны массовые сгоны крестьян с земли, например, в Испании или в Англии в процессе огораживания (XVI в). Согнанные с земли крестьяне превращались в бродяг и нищих, шли в города, пополняя армию люмпенов. Этот приток дешевой рабочей силы стал одной из причин развития капиталистического производства, и одновременно способствовал дестабилизации ситуации в городах и в государстве в целом. Росла социальная нестабильность, на волне которой стали возможны революции, положившие начало отсчету Нового времени, а также активное освоение европейцами Нового Света.

В целом можно сказать, что для средневекового мира географическая мобильность населения – вещь обычная (начиная с Vв., когда перемещались целые народы, по Европе кочевали дворы монархов, безземельные рыцари, паломники, нищие бродяги, студенты, подмастерья, купцы, трубадуры). Кроме того, миграциям способствовали голод, эпидемии и войны – люди бежали в более благополучные регионы. Характерно, что, например, города пополняли свое население только за счет иммигрантов из числа крестьян и из других городов (естественный прирост стал актуален только в Новое время).



8.Немецкий гуманизм. Гуманизм - 100 лет позже, чем в Италии. Связь с СВ сильнее, чем там. Увлеченность античным наследием + рели -политич. проблемы. Нац-патриотич. гуманизм. Интерес к математике, естествознанию, реже - иск-во, эстетика. Экспрессия вместо гармонии, назидательность.1430 – складывание;1490 - расцвет - до первых лет Реформации (1517).Книгопечатание и литература 50 центров к началу 16 века. Вокруг -гуманистические кружки. Большинство гуманистов - из бюргерства. Но есть и другие. Гуманизм тесно связан с воспитанием и образованием, универами и школой.

Вимпфелинг'>Рудольф Агрикола 1444-1485, Якоб Вимпфелинг 1450-1528 = новые культурные ценности + церковная ортодоксия. Агрикола - учение об общих логических и этических понятиях, научный метод познания с учетом гуманистического опыта.Вимпфелинг - преобразование не должны трогать догму. Разоблачал клир, особенно монашество. Сближение воспитания и образования. Популярен.Конрад Цельтис (1459-1508), = Цельтис - расцвет любовной лирики. Программа коллек. научной работы гуманистов - призывал собирать, издавать, изучать источники по истории Германии, этноисторию, культурные достижения, создал подробное описание Нюрнберга - в стихах!Себастиан Бранд (1456-1521) = "Корабль дураков" (1494), сатирик, поэт - вереница дураков разных сословий, обличение невежества, своекорыстия, мир торжества денег, критика попов, монахов, юристов. Исток целой ветви лит-ры 16 в. - лит-ры о дураках.

Критика империи сменяется апологией ее, так как она противостояла папству. Внимание - древние германцы, Карл Великий, Отгоны, б-ба с папством, происхождение и развитие регионов.Виллибальд Пиркгеймер (1470-1530) + Дюрер = дружба. Переводы с греч. на латынь. Философия, лит-ра, география, патристика, математика, астрономия. "Краткое описание Германии". Свод сведений античных авторов о древних германцах. История Швейцарской войны. Издал сочинения монахини 16 в. Хросвиты Гандерсгеймской (волновала тема достоинства женщин).Конрад Пейтингер (1465-1547) - собиратель монет, статуй, рукописей. Эпиграфику публикует. Историю готов Иордана издал и историю лонгобардов Диакона. Экономис (идея свободы торговли, новые принципы хоз. этики).Иоганн Авентин - Баварская хроникаБеат Ренан - комментарий к Тациту и 3 книги германской истории. Ист-филоло критика.Эразм Роттердамский - космпополит. Критика текстов. Применил в издании "Компендиума" (сокращенное изложение основ науки) античные мудрости. 3000 пословиц с комментариями. "Наставление христианскому воину" - "подражание Христу". Свою позиция назвал "философией Христа", христианское - все то, что истинно. Можно искать мудрость и добродетель вне церковных рамок, у других народов и людей.Языческая основа будущего развития культуры. Синтез язычества и хр-ва. Надеялся исправить недостатки общества созданием новой культуры и образования (“мирная победа”). Против междоусобных войн. Просвещение = панацея. Педагогика + просвещение = панацея. Популярны – “Похвала глупости” (сатира)= “Разговоры запросто” (дикл диалогов педг, этич, идейных).Рейхлин Иоганн “Письма темных людей”. Рейхлин + Эразм = 2 ока Германии. Пропагандировал изучение древнееврейского языка. В понимании хр-ва опирался на неоплатонизм флорентийских гуманистов, античное пифагорейство и каббалу. “Человек = микрокосм”, получает откровение божьих истин через знаки и символы. Выступил против сожжения всех еврейских религиозных книг – полемика! Рейхлинисты vs кёльнские теологи, инквизиторы. “Письма темных людей” - 1515 (ч.1) и 1517 (ч. 2) = пародия на переписку невежественных, морально убогих монахов и теологов. Противники Рейхлина – “темные люди”, письма сначала приняли за “нормальную” переписку, противники стали их пропагандировать и тем сами себя высмеяли. Издание было анонимно, а написала это - группа гуманистов – Ульрих фон Гуттен, Крот Рубиан. Развитие культуры в условиях Реформации. Раскол. Обе церкви хотят исп-ть гуманистов как эрудитов для преподавания. Гуманизм из-за этого затухает (кто куда идет). Согласование гуманизма и новых конфессий – Филипп Меланхтон 1497-1560. Систематизировал Лютера. “Общие понятия теологии”. Принимал участие в выработке Аугсбургского исповедания веры 1530. Но – гуманист. Античник, философ, филолог, историк. географ. Педаго Теоретик и организатор педагогики. По его планам основан ряд латинских школ и 8 универов. “Наставник Германии”. Шел на компромисс с кальвинистами  конфликты с лютеранами.От первой трети 16 в. 5000 летучих листков. Памфлеты, диалоги. Многие – на немецком, но преобладает латынь. За 5 лет 1520-15254-кратный рост книгопечатания.

Лютер 1483-1546. Основные работы по-немецки. Перевод Нового завета (“Сентябрьская Библия” - 1522), Ветхого Завета (1534). Общий тираж – 100.000 экземпляров! Заложил основы письменного немецкого литературного языка.Воздействие Реформации противоречиво.  интереса к образованию (зачем посылать детей в школу, если монахом уже не стать?). Для перемен нужны годы и выступления в защиту образования. Новая система до-университетского образования. Гимназия в Страсбурге (Яштрум, 1538) = 10 классов, единая программа, латинский, греческий, грамматика, риторика, диалектика.

1.Соц.Экон. развит.Англии в 16в.



16 в. – рост населения в 2 раза, особенно в городах.Лондон – один из мегаполисов Европы. Бирмингем, Манчестер, Ливерпуль, Йорк, Глостер. Порты Бристоль, Ньюкасл. Округа поставляет продовольствие. Разветвленная сеть коммуникаций  торговые связи. Сложившийся внутр рынок.Сукноделие и овцеводство.80% экспорта – сукно. Техника и технология не изменилась, НО новые породы овец   качество. Н. 17 в. Манчестер – хлопчатобумажное пр-во. Сырье – Левант. Эмигранты из Франции и Нидерландов – шелк. К. 15 в. – крупные централиз. мануфактуры. “Джек из Ньюбери” = 1000 чел. Раб. сила – из крестьян, детей, женщин, разор.ремеслен..Ремеслен. разоряются все больше, вне зависимости от поддержки цехов. Из-за роста цен на сырье и продов-е (“революция цен”). Уставы цехов стесняют развитие крупного централиз. производства  бегство сукноделия из крупных центров в село = рассеянная мануф-ра. Организаторы – разбогат. мастера, купцы, дворяне. Суконщики + купцы – самая богатая прослойка зарожд. буржуазии. Покупают титулы. Вкладывали $ в землю  дешевое сырье для собственных мануф-р.Горное дело Сер. 16 в. – подъем. Паевые товарищества: средства купечества, горожан, дворянства, короны. Опыт мастеров из Германии и Нидерландов.  добычи олова, свинца, меди, ртути. Девон, Корнуолл, Уэльс. В нач века Англ импортиров изделия из стали; к кон века – на экспорт. Холодн, огнестрельное, артиллерийск оружие. Мануфактуры. Шире применяется камен. уголь.Кораблестроение Военн и купеч суда высок маневренности, грузоподъемности, с хорош артиллерией  одна из лидирующих морских держав.Новые производства Быстрее всего раннекапит. уклад. Нов технологии. Не стеснены уставами цехов. Порох, стекло, зеркала, бумага, мыло, сахар, селитра. Дорогое оборудование – на $ пайщиков. Торговля Выгодн геогр. полож. Миров торговля. К кон 16 в. – во всех частях света, собственный флот, без венецианских и ганзейских посредников. Экспорт высококачественного сукна .Сукно + лен – Браз. и Вест-Индия. Медь, олово, свинец - Фр, Средиземе. Оружие – Исп. и ее колонии, Сев. Афр., Левант. Продукты: пиво, соль, пшеница, сельдь etc. Импорт: исп., фр., нем. вина; пряности; шелка; изюм. Компании: регулируемые (члены торгуют на основе собств. капитала, общие правила), акционерные (объединенные средства).Аграрное развитие. Особенность: раннекап. отношения не только в городе, но и в деревне. Прибыльно зерн. хозяйство, мясомол. скот-во, овцеводство. New gentry – прослойка среднего и мелкого дворянства, тесно связанная с рынком. Платили лендлордам невысокие фикс. денежные ренты. Лендлорды вытесняли крестьян с земель и старались увеличить новые ренты. Крестьянин разорялся (наемный). Освободившиеся площади – в краткую аренду за высокую плату. New gentry также: овцеводство, сельские мануфактуры сукна, пол. ископаемые. Старое дворянство – матер. трудности. Служат при дворе, в аппарате, в войске. Разложение общины.Собирание ферм. Часто становятся фермерами на землях new gentry и арендуют крупные земельные массивы, нанимали (а дворянин – рантье). Это уже новые формы.

Аграрный переворот К. 15 – н. 16 в. – огораживание; сгон крестьян с их земель. Пастбища. Конверсия. Монархи запрещали, но new gentry игнорировало их. Англ стала закуп зерно. Работоспособн нищих, женщин, детей загоняли в спец работн дома, чтобы желающ могли нанять паупера на работу за мал плату. Уличен в бродяжничестве наказыв. Крестьяне протестов прот огораживаний, снося изгороди и перекапывая огорожен пастбища. 1530 г. – 1550 г. – восстания крестьян. 1549 г. – восстан в Норфолк и Саффолке во главе с Робертом Кэтом. Требов соблюд законы по огораживаниям; в случ отказа угрож сносить изгороди и засып канавы. В сражении у Норича арм Кэта разгромлена, он казнен.

В эпоху ВГО Англия не лидер. Н. 16 экспедиция в район Нью-Фаундленда1577 Дрейк огибает Ю. Америку, через Магелл. пролив, вышел к Перу. Огромная добычаСоц.-экон. кризис к. 16 в. 1580-е – неурожай. Конверсия  нехватка зерна. Англо-испанские конфликт, морская война  налоги. Нет рынков сбыта для сукна в Испании, Португалии, Италии. Чтобы преодолеть кризис, гос-во  кол-во част. монополий, но это не изменило ситуации. При дворе – партия мира, против борьбы с Испанией, партия войны (Эссекс, 1601 мятеж, но подавили). 1603 Яков I Стюарт. Протекционизм.

Генрих VIII.Папа не дал развод=>англ.парл. «Акт у супрематии» 1534г.-церк.не подчин.Риму,её глава-король.Акты 1536,39-закрыты монас-ри,земли конфиск.1545-закр.часовни.Требование полного подчин.нов.церкви,иначе-смерть.Запрещено самост.толкование Библии.Актив.деятели Реформ.-Томас Кромвель(канцлер) и Томас Кранмер(архиеп.Кентерберийск.)

6. Политическое развитие Германии во второй половине XVI - начале XVII в.1556 г. – Карл V отрекся от престола. Земли его подел его сын, Филипп II, кор Испании, и др сын, Фердинанд I (1556-1561), ставш императором Герм. Идея мировой Габсбургской империи похоронена. Укрепл территориального сепаратизма. Конфликты между католиками и протестантами. Соперничество князей разных вероисповеданий. Догматизация церковного учения и расцвет протестантск схоластики. Обновление католическ схоластики. По мере успехов процессов территориализации в протест./кат. княж. менялось соотнош конфессиональных полит. сил. В годы правлен императора Рудольфа II (1576-1612) – католич реакция, т.к. Рудольф воспитан при дворе короля испанск и к его воспитан прилож руку иезуиты. К 80-м гг. католическая реакция восторжествовала на всем с-з Герм. Протестанты не были едины. После разн споров в 1577 г. они выработали ортодоксальное лютеранск вероисповедание – “формулу согласия”. Ее должны были подписывать учителя, церковн служащие. Вместе с “Катехизисом” Лютера и “Аугсбургским исповеданием веры” “Формула” вошла в книгу согласия. 86 имперск чинов и 8500 представителей духовенства подпис книгу согласия и она стала нормативом для нем протестантов. С нач 80-х гг. – попытки лютеран найти почву для объединен с кальвинистами и французскими протестантами. Во главе идеи соглашения – саксонск тайн советник Крейл. Поощрял закрепления на гос. службе кальвинистов и терпимых к кальвинистам меланхтонцев. Но идеи объединения далеко не всем нрав. Крейля казнили в 1601 г. На мече палача выгравировали “Берегись, кальвинист!”. Кальвинисты сдел центром своих проповедей Гейдельбергский университет. С 1563 г. отсюда распростр Гейдельбергский катехизис. 1618 г. – на Синоде в Нидерландах провозглаш главной символической книгой кальвинизма. В обстановке межконфессиональн напряженности выросла роль императора. Фердинад I, 1556-1564, Максимиллиан II, 1564-1576, Рудольф II, 1576-1612 тешили себя надеждой объединить церкви. Резиденция императора – Прага. В пер правлен Рудольфа II – усиление контрреформационных элементов в политике. Рудольф предан католицизму, увлекался тайными наукам. Покровительствовал музыке, математике, иезуитам. 13 лет Рудольф вел войну с турками, а под конец жизни его брат Маттиас стал оттеснять его от трона. 1612 г. – Маттиас у вл. Воинствующие католики требуют пересмотреть итоги реформационной секуляризации церковн земель. В Германии вновь возн католич и протестантск блоки, кот втян страну в 30-летнюю войну. Соц.-экон. развитие Герм. во 2й ½16– нач.17 в.

Крест война имела тяж материальные и соц последствия для войны., на крестьян возлож денежн платежи в качестве компенсац за ущерб. Уход крестьян запрещен. Ежедневн барщина. Побеги, неподчинение, уклонен от уплаты налогов. С/х в кон веха развив в условиях благоприятн конъюнктуры. Цены на хлеб росли до 1640 г. За Эльбой – окончательн оформлен поместной системы с/х.Спад. Перемещен главн торг путей и товаропотоков в Нидерланды. Северогерманск Ганзу оттесн голландск флот. Ослабли позиции в торговле с Англ: в 1589 г. Елизавета I повелела закр в Лондоне Стальной двор – опору нем купечества в Англ. Спад в горной промышленности: драг. металлы ввозят из амер колоний. Сложн оборудование удорожало пр-во. Выгоднее вкладыв деньги в драг. металлы за рубежом (отток капиталов). Мануфактурное пр-во др отраслей экономики Герм не конкурентоспособно с голландским и англ. Удорожан раб силы + приток дешев америк серебра. Основн масса капитала – в сферу торг, кредитно-финансов операций. Это послуж основой для общественн движен прот монополии и монополизации. Отток капиталов из горн дела.  патрицианско-бюргерского землевладен, приобретен синьорий, поместий, замков.В с/х благоприятными оказ лишь возможности, кот открыла “революция цен” (резкое повышен цен из-за удешевлен золота и серебра). Цены на зерно растут быстрее, чем на животноводческ продукцию; на животн. – быстрее, чем на ремесло. Зерно на экспорт. Выгоды доставались феодалам вост земель, торговавш главн образом рожью.

Сломив сопротивлен крестьян, феодалы получ возможн расшир свои хозяйства за счет крестьянск наделов и общин земель. Шир распростран барщина и тяж формы крепостничества. Отсюда берет нач система крупн барск хозяйств-латифундий. Втор издание крепостничества = усилен КП в XVI-XVIII вв. в ЗЕ. 1-е – ранний феодализм. Термин = Энгельс. В эпоху поздн средневековья в ряде государств – крупн барск хозяйство для сбыта больш количества с/х продукц. Подчас создан хозяйств достиг за счет сгона крестьян с их земель. 2КП слож в связи с разв кап. отнош в связи с ростом спроса на хлеб. Барск запашка в эпоху втор издания, возрастая, превращ в крупн предпринимательск хозяйство. Нов волна внутрен колонизации, расширен площади угодий. Углублен с/х специализац, напр., за Эльбой – пашен земледелие. Скотоводство – Тюрингия, Саксония, Вестфалия. Лен – Пруссия, Вестфалия. Использов наемн труда. НО феодальный нажим сохраняется.В зап областях – система мелких крест. хоз-в. Они плат феодалам денежн и/или натуральн оброк.Усилен зависимости городов от князей сковыв торг и пром. Феодальн реакц в деревне тормозила разв капиталистич мануфактуры. В Саксон и Вестфалии развив кап. отн. Элементы монополизац в городах.Разложение форм традицион мелкотоварн пр-ва, внедрен торгов капитала, складыв элементов рассеянной мануфактуры стали заметны к середине XVI в. в пивоварении, пр-ве стекла, бумаги, книг.

Рост и подъем городов не прекрат, но при всей стремительности подъема крестьянство – основной класс.

29.Раннее Возрожд.и гуман.в Ит.кон.14-15вв. Франческо Петрарка (1304-1474). Высокая гражданственность. «Книга песен». Лаура – символ славы. Любовь взаимная и полная. В поздних стихах – освобождение от любви. «Письмо к потомкам» - автор открещивается от любви, богатства и славы. Главная цель – спасение. Проблема морали занимает большое место в его творчестве. Человек прежде всего – патриот. «Моя тайна» - говорит, что заблуждался в идеальной личности. «О своем и других невежестве». В 1-ю Петрарка опирается на себя, затем – на исторические личности, давно ушедшие («Сципион Африканский»).



Джованни Боккаччо (1313-1375). Последователь Петрарки, автор биографий его и Данте. Воспитывался при дворе короля Ю.Италии Роберто. Избрал себе даму (Мария Д'Аквина). После измены поэт создаёт идеал – Фьяметту (огонек). Прославление в стиле вагантов (возвеличивание «обычной» любви ). «Фьезоланские нимфы» – античное влияние. «Декамерон» – написан во время чумы 1348 г.: 100 рассказов, повествуемых друг другу дамами и кавалерами, укрывающихся от чумы в одном из пригородных замков. Идеал героя – кто умеет выкрутиться, сыграть на слабости другого; осуждается тот, кто посягает на не принадлежащее ему (старый муж, не пускающий веселиться молодую жену), враги – ревнивцы-мужья, стареющие женщины, нечестивые клирики. Женщина осуждается теперь за то, что отказывает в любви («Рассказ о Настаджио»). «Карбаччо» – критика женских пороков. Любовь к женщине – то, что превращает человека в скотину. Боккаччо пытался писать для народных масс, не только для людей образованных. Его герои более реальны.

Колуччо Салютати (1331-1406). Чиновник, поклонник Петрарки в отношении этических идеалов. Поэтом не был, а составлял реляции. Выдвинул идею гуманитарных наук: филология, риторика, поэтика, история, педагогика. Нравственная норма – не подвиги аскетизма, а труд на благо людей. Идея свободы: излишняя свобода ведет к хаосу. Трактат «О судьбе и случае», «О мирском и духовном звании» (служение в миру и служение духовное). Распространяется жанр новеллы (стихи становятся непонятны большинству). XV в. в Италии – время глухое. Культура уходит в философские трактаты о насущных вещах. Нужно было время на формирование новых идей и потребностей.

Леонардо Бруни (1369-1444) – теория «гражданского гуманизма»: демократия и свобода являются единственной и естественной формой человеческой общности. Демократии – пополанская. Высшее счастье — это деятельность человека на благо общества и родины.

Возрождение. Начало возрождения – синтез всех элементов ср.в. культуры. Разрыв со старыми традициями. В основе возрождения – новое искусство (ars nova). З.Е. ещё стремится побороть новые веяния, ищет выход в себе самой. Возрождение античных традиций (на христианской базе): адаптация античного к средневековому. Противопоставление природы Богу, материи – форме, тленной земли – небесной нетленности. В основе всего – недвижимое. Бог со-вечен материи, часть природы => он тоже подчиняется законам природы. Антропоцентризм (гуманизм) Обожествление человека по собственной его сущности. Обожествление всей природы. Отсюда – реальное изображение окружающего мира.

1. Проторенессанс (1260-е гг. – н. XV в.). Переходный период и начало Возрождения в литературе. Замена плоского иконного изображения на картинное. Используются достижения готики и поздней романики (развитие реалистической скульптуры). Изображение человека начинают выполнять в объеме и движении. Эмоции получают право на изображение. Готика – XIII-XV вв. Отталкиваясь от готики, Проторенессанс идет к дальнейшему развитию. В это время ит. ренессанс связан с общеевропейскими традициями. 1-й этап связан с именами Джотто, Дуччо, братьями Пизано. 2-й этап (с 20-х гг. XIV в.) – «интернациональная готика»: временное оттеснение в области искусства идей реализма схоластикой. Мастер Никколо – основатель новой школы скульптуры в Пизе. Многое в ней еще тяготеет к прошлому (аллегории и символы, отсутствие рельефа, поверхность фона). И все же реформы Никколо значимы. Использование классической традиции, акцентировка объема, материальности и весомости фигуры, предметов, стремление внести в изображение религиозной сцены элементы реального земного события создали основу для широкого обновления искусства. В 1260-1270 годах мастерская Никколо Пизано выполняла многочисленные заказы в городах средней Италии. Римская школа (живопись) – Пьетро Каваллини. Опирался на позднеантичные и раннехристианские памятники, стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения. С 1320-х гг. ведущая роль в ит. живописи перешла к флорентийской школе – Чимабуэ, Джотто (роспись капеллы дель Арены в Подое). Джотто заложил основу искусства Возрождения. Хотя он не был единственным художником своего времени, ставшим на путь реформ, однако целеустремленность, решительность, смелый разрыв с существенными принципами средневековой традиции делают его родоначальником нового искусства.

2. Раннее Возрождение (н. XV – н. XVI вв.). Формируется собственно ренессансное искусство. Смена эстетических и политических идеалов. Леон Баттиста Альберти (1404-1472) – теория ренессансного искусства, автор ряда трактатов («О зодчестве», «О семье и человеке»). Гильберти, Мартини, Филарете, да Винчи – синтез духовности и реальности. В основе новой теории лежало научное знание. Открыты законы линейной перспективы. Альберти разработал каноны градостроительства: в центре – только возвышенность, дома обслуги – за пределами городского центра. В архитектуре вводится ордерная система. Флоренция: Мазаччо, Донателло (статуя Давида), Брунеллески (палаццо Питти). С с. XV в. новый стиль выходит за пределы Флоренции и распространяется по Италии. К 70-м гг. XV в. раннее Возрождение достигает расцвета. Мастера: Пьетро Делла Франческо, Антонелио да Мессино, Джованне Беллини. Расцвет местных школ (Флоренция, Венеция, Феррара, Мантуя, Милан и Рим). Венец – творчество флорентийца Джулиано де Сангало и миланца Браманте. Скульптура. Утонченно-экспрессивный стиль (флорентийцы Вероккио и Антонио Палайола). Живопись. Важнейший момент – одухотворение образа, «человек, парящий над землей» (Боттичелли). Сандро Боттичелли – «Рождение Венеры», «Весна». Сеньорелли – самый энергичный художник (энергетики). Сентиментальная школа – Перуджинно. Драматизм – Мантеньи. Религиозная созерцательность – Беллини. Начало XV в. – классическая безмятежность в изобразительном искусстве (легкие чувства, грусть). Джорджонни и Тициан – открытая философия. Гуманизм становится традицией. Подъем античного наследия. Развивается новая философия – натурально-философская (естественные изыскания + философские системы), появляется эмпирическое знание (через опыт начинают проверять все, даже авторитеты). Во 2-й п. XV в. в гуманизме оформилось философское направление – флорентийский неоплатонизм: Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола. Противник гуманистов – Джироламо Савонарола: обличал папство, призывал церковь к аскетизму.

11.Кул-ра Возрожд. И Гумм.Ит.кон.15-16вв. Зрелое Возрождение (1-я пол. XVI в.). Всего 40 лет. Время развития капитализма, Итальянские войны. Героическое, монументальное изображение человека. Если в XIV-XV вв. – стремление человека к идеальности, то XVI в. – героизация человека. Аристократическая направленность искусства – расцвет «придворных оранжерей». Доминируют христианские герои и античные герои. Человек и природа разделяются: появляются пейзаж, натюрморт, портрет с реальными чертами.



Леонардо да Винчи (1452-1519) – фреска «Тайная вечеря» (Милан), «Джоконда». Рафаэль Санти (1483-1520) – «Сикстинская Мадонна», фреска «Афинская школа». Микельанджело Буонаротти (1475-1564) – статуя Давида (Флоренция). Венецианская живописная школа: Тициан Вечеллио (1489/90-1576) – «Даная», «Венера перед зеркалом». Середина XVI в. – конец гармоничного искусства. 20-30-е гг. – пик героичности. Классическая ясность строя, перегруженного деталями. Говорящим пытаются сделать образ в целом. Грех – нарушать гармонию, ее сохранение – цель человека (Альберти). Альбрехт Дюрер (1471-1528) «Прославление Троицы» – полная гармония.Живопись. Переход от иконы к живописи. Четко выражена перспектива. То, что нельзя выразить человеком, выражается природой. Карпаччо «Рыцарь в доспехах» ( н. XVI в.). На всем подвешены бумажки с объяснениями. Чисто светская картина, очень детальная. Джорджонни – элегический автор. Антонелло де Мессина «Мужской портрет». Ганс Мемлинг «Портрет молодого человека»: молитвенная поза; ваза с цветами – символ религиозной идеи; скатерть выткана крестами; букет многослойный. Тициан – «античная поэзия». Полотна максимально сложные и психологичные. «Портрет Карла V» – героическая фигура. «Герцог Саксонский» (у Тициана, у немца Лукаса Кранаха; первый рисует его во время плена, с мужественным лицом; второй – во взлете славы и немного сомневающимся). «Торжество веры»: основная мысль – единство веры, торжества внутреннего состояния человека верующего, в центре – Троица, внизу – люди, между ними – ангелы.Градост-во. («Трактат о зодчестве»). Идеальная вилла предельно открыта и доступна, но человек нуждается и в сокровенности, закрытости. Единственная стена – предохранить золото от грязи, внутри стен нет, вместо них – зеленые насаждения. В центре города – общественные постройки, они – самые красивые и видные. Следом – дома тем, кто служит обществу (чиновники, управители, патриции). кольцом центр.

Позднее Возрождение (40-60-е гг. XVI в.). Католическая реакция, кризис искусства Возрождения, разочарование в гуманистических идеалах. 1600 г. в Риме был сожжен великий Джордано Бруно, автор сочинения «О бесконечности, Вселенной и мирах». Остаётся только эстетическая форма => искусство теряет свою духовную ценность, разрыв идеи и изображения. Мир не из героев и титанов, а из уродов и карликов. Искусство приобретает наибольшую емкость и объемность. Человек утратил стремление к разрешению высоких идей, он – собрание несовместимого. . Новый жанр – маньеризм (переходная стадия между высокм возрождением и бароккоМногие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь "манеру" великих деятелей Возрождения. Наиболее крупными художниками, работающими в стиле маньеризма, были Понтормо, Бронзино, скульптор Челлини. Их произведения отличались усложненностью и напряженностью образов. Позднее дробление искусства порождает новый стиль вычурных форм – барокко.

Творчество мастеров, верных гуманистическим идеалам, приобрело сложный, драматический характер. Поздний Микеланджело и Тициана – трагическая непримиримость конфликтов, борьба и неизбежная гибель героя. Небывалой глубины достигает психологическая характеристика образов. Тициан – «Несение Креста», «Св. Себастьян». Микеланджело – диптих «День и ночь»: сон – не состояние покоя, а уход от действительности. Изображения рабов, аллегорические фигуры Утра, Вечера, Дня и Ночи, украшающие гробницу в капелле Медичи дают почувствовать трагическую безысходность мироощущения художника. Политическая слабость Италии, разочарование в идеалах гуманизма, нарастание католической реакции – поздняя фреска Микеланджело «Страшный Суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы Ватиканского дворца. Реализм Позднего Возрождения (Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, Якопо Бассано) обогатился пониманием противоречивости мира, интересом к изображению массового действия, народным образам, взаимосвязи человека и среды, к пространственной динамике. Архитектура. Андреа Палладио – «Четыре книги об архитектуре».Политическая мысль. В XV в. – затишье литературы. Литература в Италии научного и философского характера. Главная общественная проблема – политическая, поиск новых путей. Николо Макиавелли – «Государь» и «История Флоренции». Те же проблемы, что и у Данте (что д.б. и что есть на деле). Идеал – хорошо, но надо смотреть трезво. Идеал Макиавелли – республика, но в трудные моменты необходим монарх – деспот. Главный враг – космополит, ибо его идеи химеричны. В неустройстве обвиняется Папа и его приспешники. Насилие, лицемерие, ложь, вероломство – все средства хороши для достижения цели монархии. Франческо Гвичардини («История Италии») нашел еще одного врага: «Народ – это чудовище, полное заблуждений».Поэзия. Возраждается ит. поэзия, молчавшая со времён Петрарки и Боккаччо. Джероламо Вито – поэмы, «Об искусстве поэзии», «О богах парнаса».Марчел Поличенни – «Зодиак жизни»: фортуна и разум превыше происхождения, проповедует религиозную свободу.Лодовико Ариосто. «Неистовый Орландо». Орландо эгоистичен, часто аморален. Теория наслаждения – надо наслаждаться, пока возможно. Мораль, этика и пр. делают из человека раба. Орландо попадает на Луну – там всё, что утрачено человеком (любовь, радость, надежда). Человек страдает больше всего по тому, что не вернуть. Истинный рай – возвращение к лучшему, что было в жизни. Счастье – повернуть время вспять. Своеобразная сатира. У Ариосто много продолжателей. Торквато Тассо. (середина XVI века). «Освобожденный Иерусалим». Основная мысль произведения – не надо ходить за счастьем; счастье – в гармонии с собой.Макароническая литература. Переложение высоких идей народным языком. Герои – простые люди, но с теми же чувствами. Два направления – городское и пасторальное. Любовь к прекрасной даме: главная героиня – пастушка, любовь которой не менее романтична, чем у благородных. Сатира. Мерлин Кокайо. Поэма «Бальдус» о рыцаре Гвидо – пародия на «сладкий стиль». Герой абс. аморален. Рыцарь похищает принцессу, путешествует с ней по различным землям и бросает ее в положении. Рыцарь должен искать подвига, женщина ему ни к чему. Он оставляет принцессу в разбойничьем логове. Бальтус, сын Гвидо, становится разбойником. В конце сходит в ад вместе со сверстниками. Разбойники отнимают лодку у Харона, демонстрируя презрение к смерти.Бембо Берни – пародии, очень популярные «Похвала чуме», написанная в высоком стиле. Этот стиль продержался до XVIII века. Пьетро Бембо. Теория трех литературных стилей: возвышенного, среднего, низкого. Он вернул читателю Петрарку и Данте. «Азоланские беседы». Бембо порывает с макаронничеством. Разделяет любовь небесную и земную страсть. Джордано Бруно – «Солнечный город» (утопия). Гл. причина страданий – в несоответствии личного и общественного блага. Создаётся рационалистическое течение: мир надо принимать таким.

13.Швейцария и Кальвинизм.Реформационное движение в Швейцарии – часть общего социально-политического и идеологического движения в Европе XVI в.Родило 2 реформац. течения – цвинглианство и кальвинизм.Цвинглианство порождено местными условиями и не вышло в основном за пределы кантонов.Кальвинизм дал буржуазии те религиозно-философские и политические идеи, в которых она нуждалась в эпоху первоначального накопления.Под знаменем кальвинизма совершилась позже Нидерландская буржуазная революция.Родился в семье юриста.Влияние Эразма Роттердамского и Ле Февра д’Этапля.1534 порвал с католицизмом и покинул Францию.1536 после гибели Цвингли издал труд “Наставление в христианской вере”.Систематизация идей реформации.1536 Кальвин в Женеве возглавил сторонников реформации.Учение Кальвина.Жил замкнуто и аскетично.Бог – творец и суверенный правитель мира.Миссия Христа – миссия искупителя.Учение о “двойном предопределении”: еще до сотворении мира Бог предначертал то, что должно совершиться, в т.ч. каждому человеку. Изменить этот приговор нельзя, но осознать можно.Чтобы соответствовать своему предназначению и предписанному свыше, нужно максимально полно реализовать свое “призвание” .Бог дает каждому ориентир.Процветание приведет к накоплению богатства (его нельзя обретать ценою крови и пота других людей,нужно уметь делиться с бедняками).Беду нужно сносить стойко.Итог: стимуляция активности личности.Рациональный подход к делу. Каждый должен быть уверен в собственной избранности. Причастие–символ в память о тайной вечере.Можно и не получать причастия, а все равно ощущать божью благодать.Ни святых, ни мощей, ни реликвий, ни икон. Центр. момент – молитва, проповедь, совместное пение псалмов.

Новое церковное устройство, принципиально отличное от системы католической церкви. “Видимая церковь” = общины, в которых порядки республиканского типа, самоуправление.Руководители общин избираемые и контролируемые членами.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет