4. Модернизм: школы, течения, этапы. Авангардизм. Дадаизм. Сюрреализм. Экспрессионизм



жүктеу 68.63 Kb.
Дата12.06.2016
өлшемі68.63 Kb.
4. Модернизм: школы, течения, этапы. Авангардизм. Дадаизм. Сюрреализм. Экспрессионизм.

20 в – время экспериментов, затем эксперименты становятся нормой. Появляется различные декломации, манифесты, школ – нередко они посягают на традиции и каноны.

В 20 в художник стремиться подражать отвратительному (в древности это было запрещено). Безобразие – отправная точка в искусстве (ранее – гармония – идеал). Роман может напоминать историю болезни. Модернизм – не реалистич явл в искусстве (термин появ в конце 19 в), т.е. которые хронологически следовали за декоданством. Идеи модернизма встречались ранее в теоретических произведениях.

Условная периодизация:

1910-32 – экспрессионизм, 1917-39 – авангардизм, 1950-60 – неоавангардизм, 1970-80 – постмодернизм.

Общее М школ: субъективизм, деформация худ текста, в тексте утрачивается целостная модель мира (каждый худ-к в своем произ-и создает свою модель мира по своему произволу), пессимистическое мировоззрение, стремление не отражать объективную реальность, а самовыражать себя (ориент на субъективизм).

М имеет философ истоки – Ниуше, Берсон. Фрейд, Уильям Джеймс. Иногда М как отдельный прием, определяет стиль худ-ка (Мрсель Пруст). М помог обратить внимание на уникальность внутр мира чел-ка. В М худ-к не менее важен, чем то, что он изображает (Пикассо). Отношения М к Реализму в 19 в – ведут споры теоретического характера на уровне декларации.

Авангардизм (франц. avant-gar-disme, от авангард), условное наименование художественного движения 20 в., для которого характерны разрыв с предшествующей традицией реалистического художественного образа, поиски новых средств выражения и формальной структуры произведений. Термин «А.» возник в критике 20-х гг. и утвердился в искусствознании (в т. ч. советском) в 50-е гг. Однако он не приобрёл ещё чёткого научного определения и разными историками литературы и искусства в него вкладывается различное содержание.

А. — широкое и сложное проявление кризиса буржуазной культуры 20 в., он вырос на почве анархического, субъективистского миропонимания. В годы наиболее интенсивного развития А. (1905—30) его черты выявились в ряде школ и течений модернизма (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, литература «потока сознания», атональная музыка, додекафония и др. и в то же время проявились в творчестве некоторых крупных мастеров 20 в. в тот или иной период их художественой деятельности.

В общем потоке А. порой оказывались противоречивые тенденции, разные мастера с непохожими творческими судьбами, различными идейно-эстетическими и общественными позициями. В противоречивости А. преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи. В нём отразились упадок буржуазной цивилизации, кризис искусства, растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и революционных потрясений; вместе с тем наступившая эпоха пролетарских революций рождает у некоторых причастных к А. мастеров жажду обновления и порой наивные мечтания о будущем, будто бы способные в своём бунтарском порыве выразить революционную сущность эпохи. Одни авангардисты до болезненности чутки к порокам буржуазного общества, другие соскальзывают в хаос субъективистских переживаний; иногда они накапливают немалые потенции социальной критики, но часто бегут в анархический цинизм всеобщего ниспровергательства; они отражают нередко настроение тревоги, боли, протеста, либо отстраняются от жизни, доходя до нигилизма, ввергая искусство в лабиринт субъективистских блужданий и чистого формотворчества. Иногда эти разные тенденции переплетаются в одном и том же художественном течении или служат исходным пунктом для творческих размежеваний. Некоторые крупные художники поначалу в той или иной мере причастные к А. (П. Элюар — Франция, В. Незвал — Чехословакия, Б. Брехт, И. Бехер, Х. Эйслер — Германия, Д. Ривера — Мексика), преодолев модернистские блуждания, вышли к подлинно революционному и социалистическому искусству. Многие представители А., неспособные преодолеть рамки буржуазного сознания, оставались на позициях эстетического субъективизма и, всё более проникаясь упадочническим умонастроением, оказались в числе столпов модернизма. Таковы — Дж. Джойс (Ирландия) и М. Пруст (Франция), П. Мондриан (Нидерланды) и С. Дали (Испания), П. Клее (Швейцария) и В. В. Кандинский. Причудливые зыбкие сочетания различных тенденций приводят к характерной для всего А. эстетической двойственности, противоречивости (например, поэзия Г. Аполлинера, искусство П. Пикассо — Франция) и зачастую к художественной эклектичности. При всём этом А. в целом пропитан буржуазным и мелкобуржуазным индивидуализмом.

В СССР Октябрьская социалистическая революция определила творческий путь таких больших художников-новаторов, как В. В. Маяковский, В. Э. Мейерхольд, С. С. Прокофьев, в чьём творчестве в ранний период так или иначе выявлялись черты А. Решительно преодолев авангардистский индивидуализм и субъективизм, они стали ведущими мастерами социалистической художественной культуры.

В начале 30-х гг. основная масса авангардистов на Западе теряет демонстративно-бунтарский характер своего творчества. Такие большие художники, как П. Пикассо, П. Неруда (Чили), сумели преодолеть узость социальных позиций А., стали на путь активной борьбы с фашизмом, связав свою деятельность с коммунистическим движением. После 2-й мировой войны 1939—45 на Западе происходит оживление авангардистских тенденций, возникает неоавангардизм (драма абсурда, «новый роман», «конкретная поэзия», поэзия итальянской «Группы 1963», алеаторика и др.). Но все эти неоавангардистские, теперь полностью модернистские течения находятся в конфликте не столько с буржуазным обществом, сколько с идеалами коренного переустройства общества на началах социализма; они активно противостоят не буржуазным эстетическим концепциям, а лучшим демократическим и реалистическим традициям культуры, теории и практике искусства социалистического реализма. А. приобретает всё более подчёркнуто элитарный, рафинированный характер, антисоциалистическую направленность, пронизанную духом реакционной идеологии империализма, и углубляется, как правило, в формальное экспериментирование.

Иногда авангард называют модернизмом: объединенные различия направлены от символизма и кубизма до сюрреализма и поп-арта; ощущение одиночества, ориентация на будущее; стремление избавления от традиций.

Существенное влияние на авангардизм оказала политические революции в нач 20 в. Увлечение революционными идеями придавало оптимизм, что привлекло к авангарду револ настроения худ-к, т.к. видели антибуржуазный процесс (Брехт, Элюар). Авангардисты обращались к общему приему окаррикатуривания. Ломка традиционных жанров обращала аван-ов к низовым жанрам (мьюзикл, пантомима, негритянский джаз, цирк), т.к. они проще всего поддавались примитивизации. Протест аван-ов направлен против канонов устоявшихся в ис-ве. Они любили говорить, что ис-во не обязательно должно нравиться с первого взгляда. Узнавание привычного. Сложнее привести публику к познанию мира.

Аван-ты опираются на имманентные законы ис-ва, т.е. каждое явление имеет свои внутр законы по которым они развиваются; отвергают стереотипность форм массового сознания; не приняли войну; осуждают технократизм соврем общества и закабаление чел-ка, идеи свободы свойственны свойственны всем аван-ам и объединениям. Авангард противостоит бунт и хаос буржуаз порядку, также раздражала мораль мещан и ей они противопоставляли свободу чувств и фантазии. А обновил ис-во: появл новых мотивов; тех-ка, приемы, стили речи; оказали популяции.

Дадаизм ( от фр dada – детск лепет, бессмыслица). Течение возникло в Цюрихе (Швейцария) среди поэтов-эмигрантов из стран, которые вели военные действия 1МВ. Они изд-ли журнал «Кабаре Вольтс» (1916-17).

Их объединяло: протест против 1МВ; декларации абсурда, вся их деятельность связана с различными скандалами, мим руководило стремление вывести публику от самоспокойности.

Особенности ис-ва/эстетич форм: ис-во аналогичное, иррациональное испытание бессмысленного набора слов, звуков, свои проз-я составляли в форме коллажа. А. Жид: «Дада – эти два звука достигли звонкого бессмыслия, абсолютной незначимости».

Отношение к классич образцам ис-ва – призывали оставить всякие претензии к классич совершенству. То, чего нельзя больше воспроизвести. «Ставить перед собой прошлое значит преграждать будущее».

Тристан Зара (1896-1963): 1924 – «Семь манифестов Дада», 1931 – «Приблизительный чел-к», песня Дада (популяр среди них образец абсурда, состоит из образов и ассоциаций, пародия на бульварный роман, натуралистическая поэзия).

Дадаизм рассматривался как предтеча сюрреализма.

Сюрреализм (от фр suralite – сверхреальность). Первоначально сложился во Франции. Свою программу изложили в манифесте «Сюрреализм», написан Бретоном при помощи Луи Арагота в 1925 г. не ставили задачу изображать объективную реальность. Цель ис-ва – надреальность, мир подсознательного. Для этого выбрали особые ср-ва, главный способ творения – автоматическое письмо – сп-б выражения совмещения несовместимого. Ими двигало стремление раскрепостить сущность чел-ка, т.к его подавляет цивилизация. Воздействовать надо на подсознат импульсы. Использовали открытия Фрейда и большое значение придавали грезам, т.к. важна основа психики чел-ка. «Сюрреализм – чистый психический автоматизм, имеющий целью любым способом выразить реальное функционирование мысли…» Атмосфера безвременья, живопись Сальвадора Дали.

В конце 30-х гг общество охватило страх перед фашизмом. Сюрреал понял свою несостоятельность перед лицом фашизма и самораспустился. Но само явление не прошло бесследно. Оно оказало влияние на поэзию Эллюара, кинематограф и др.

Экспрессионизм 1910-32 гг .( от фр expreccion – выражение). Сложился в немецкой лит-ре нач 20 в. Объединились в Дрездене – «Мост», в Мюнхене – «Синий всадник». Когда объединились, объявили о своем разрыве с прошлым. Их объединило с моралите: аллегорические фигуры (обобщение); действительность Человек, грешник, Натура Людская. Они провозгласили тезис о приоритете самого худобъект ис-ва, находится в экстазе, соответствие образа критика – создает внутреннее напряжение, заставляет кричать и произ-е (поздний Ван Гок). Немецкий эк-м тяготеет к мистицизму, определяется как левые (Голлер). Тексты насыщены гиперболой, символикой, фантастическим.

Георг Крайзер (1878-1945) – драматург, «Граждане из Кале», «С утра до полуночи», трилогия «Коралл»-«Газ 1»-«Газ два2» 1917-20.

Бержард Келлерман – «9 сентября» – один монолог автора, публиц и лирич обобщенные образы, отсутствие бытовых деталей.



В фашист Германии тв-во экспрес-ов под запретом. Кафка, Гессе, Келлерман взяли у экс-ов стремление мыслить философ категорями. Гл тема ис-ва 20 в – отчуждение как результат буржуазн цивилизации.

Главное: субъективизм, пессиместическое отношение к миру, политические взгляды – антибуржуазная настроенность, поэтика (опробовал нетрадиционные приемы и формы, которые ориентировали на свободное выражение творческой личности, этим М оказал сильное влияние на реалист ис-во, именно поэтому исследования говорят, что границы между М и Р не достаточно четко проявляются). Буржуазное общ-во оттолкнуло авангардистов. От рев-ии аван-ов оттолкнуло низменность. Модернизм выступает в защиту личности, провозглашает ее самоценность.


©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет