8. Поэзия немецкого барокко ·1 Эмблема



Дата24.07.2016
өлшемі26.57 Kb.
#219940
8. Поэзия немецкого барокко
·1 Эмблема - состоит из трех частей: картинка, надпись, подпись, связывающая картинку с надписью (это такая схема мироздания - все отсылает к чему-то, все имеет тайное значение, все - отсылка к скрытому смыслу миропорядка). Стихотворные жанры барокко: сонет - тоже эмблема: название - девиз, катрены - картинки, а терцины - подписи. Эмблематика - часть эпохи готового слова: поэт обращался за готовыми, типичными образами, символами, метафорами, которые иногда и брал из специальных эмблематических сборников.

·2 Барочный поэт был обязан разглядеть типичное в частном, увязать всеобщее с конкретным. Для него не существует ничего индивидуального: любая вещь или явление раскрывают себя лишь обнаруживая связи с Богом, любое событие исторической или частной жизни становится значимым лишь в соотношении со Священной Историей

·3 Андреас Грифиус: Композиция двух книг сонетов Грифиуса, дополнявших друг друга («Сонеты. Первая книга», 1643; «Сонеты. Вторая книга», 1646), подчеркивает незначительность частного. Первая книга открывается двумя обращениями к «Богу Святому Духу» (это стихотворения занимают место традиционного в риторической поэтике призыва к музе или покровителю), затем следуют четыре сонета, посвященные ключевым событиям Священной Истории - и жизни Иисуса: «О Рождестве Иисуса», «О темнице Господней», «О теле Господа», «Распятому Иисусу». Все последующие сонеты - это примеры праведной или неправедной жизни, в них так или иначе варьируются одни и те же темы: мимолетность, тщета всего земного (vanitas), ничтожность человека, необходимость земной муки и страданий, сближающих человека с Господом и открывающих путь к вечной жизни. Вторая книга завершается сонетами «Смерть», «Страшный суд», «Ад», «Вечная радость спасенных» - круг Священной Истории замыкается, а поэт ясно указывает на место всего преходящего в высшем миропорядке: «Все суета» - так называется одно из самых известных стихотворений Грифиуса. Основной психоидеологический комплекс его творчества - устремленность к потустороннему, страх жизни. Дух поэта пребывает в постоянном смятении - «...я не прожил без боязливого чувства ни одного дня» (сонет «Der Welt Wollust»). Здешний мир - бренен - «...вмиг рассеется мир и его великолепие» («Katharina von Georgien»). В основе всего земного лежат горе и ужас - «...где наслаждения, - там ужас, где радость, - там стенания» (сонет «Der Welt Wollust»). Герои трагедий Грифиуса порываются к нездешнему, к богу, радостно приемлют смерть (Екатерина Грузинская, Карл Стюарт, Карденио и Целинда), презирают красоту, богатство, наслаждения. Творчеству Г. чужды гедонистические настроения, столь типичные для произведений баро?чных поэтов дворянства. Ему свойственен эпический пафос, он отрицательно относится к гипертрофированной орнаментике, ко всему вычурному, чрезмерно пышному, в этом сказывается его буржуазная природа, в минимальной степени подвергшаяся аристократизации. Из немецких драматургов эпохи Барокко лишь Г. ввел в трагедию представителей «третьего сословия» (трагедия «Cardenio und Celinde»). Эта пьеса справедливо считается предшественницей «Мисс Сарры Сампсон» Лессинга. Характерно и ее возрождение в драматическом творчестве «Молодой Германии» (Иммерман, «Карденио и Целинда»). Как и другие писатели Барокко, Г. склонен пользоваться антитезой. Его сопоставления контрастны: буря - увеселительный сад, кладбище - ночь любви, красота - могила, богатство - руины. Учители Грифиуса - Сенека и Вондель.

·4 Флеминг- у этого все про смерть. Смерть как граница. Все изменчиво и быстротечно, но приводит к смерти. Параллели природа-возлюбленная. Сонетов много. лейпцигского круга, наибо-лее талантливым представителем которой, несомненно, был сын саксонского пастора Пауль Флеминг (1609-1640



·5 Хофмансвальдау - этот про наслажденье. Территориально барокко связано с Силезией, со 2-й силезской школой, кот возглавлял поэт Кристиан Хофманн фон Хофманнсвальдау (1617 - 1679). Гл. тема его лирики - преходящесть славы мира, внешнего блеска и красоты. Поэтика стиха изобиловала перифразами, метафорами, риторич. Фигурами, повторами и украшениями. А.С. отчасти примыкал к этому напрвлению

·6

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет