А. А. Павлов к вопросу об изменении характера плебейского трибуната на завершающем этапе сословной борьбы



Дата12.03.2016
өлшемі144 Kb.
#54040

© Павлов А. А., 2000

А. А. ПАВЛОВ


К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ХАРАКТЕРА ПЛЕБЕЙСКОГО ТРИБУНАТА НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ СОСЛОВНОЙ БОРЬБЫ (339-287 гг. до н.э.)
Традиционно историю плебейского трибуната делят на два периода: до 287 г. (дата lex Hortensia, который рассматривается как окончательная победа плебса в сословной борьбе), когда трибунат был «революционным» органом и после 287 г., когда он становится общегосударственным органом, представляющим весь римский народ на законной основе1. Вместе с тем эта дата рассматривается и как поворот в функциональном назначении плебейского трибуната: из института “партийной борьбы” плебейской элиты он превращается в инструмент патрицианско-плебейских сенаторских родов2. Однако насколько можно рассматривать законы Гортензия 287 г., уравнявшие решения плебисцитов с законами, в качестве отправного пункта в изменении характера плебейского трибуната? Именно рассмотрение изменения полномочий плебейских трибунов и сути трибуната (в период от lex Publilia Philonis 339 г. до lex Hortensia 287 г.) и является задачей данной статьи.

Основным источником по данной проблеме является труд Тита Ливия, в котором рассматриваемому периоду посвящены три книги (VIII-X), охватывающие период с 341 по 292 гг. Изменения, произошедшие после закона Публилия Филона 339 г., не остаются незамеченными автором, который порой акцентирует на этом свое внимание. Так, рассказывая о событиях 310 г. (IX. 33. 3) он замечает, что уже много лет между патрицианскими должностными лицами и плебейскими трибунами не было никаких споров, а несколько позднее (X. 37. 11) явно выражает свое мнение в словах, приданных консулу Луцию Постумию, который говорит, что плебейские трибуны – «невольники знати». Похоже, именно эти две фразы стали ключевыми в понимании Ливием трибуната этого периода.

В трех указанных книгах плебейские трибуны фигурируют в 17 различных по характеру эпизодах3, в которых содержится информация о плебисцитах, деятельности трибунов и их взаимоотношениях с сенатом и другими органами власти, а также просопографические данные.

Изменение характера и функций плебейского трибуната особенно наглядно прослеживается в изменении характера плебисцитов4. Традиция сохранила конкретную информацию о шести плебисцитах этого периода. По крайней мере два из них (несмотря на все их различия), говорят о стремлении плебейских трибунов окончательно урегулировать политические достижения плебейской элиты и консолидировать патрицианско-плебейскую элиту в структурно оформленный организм. Это плебисциты братьев Огульниев 300 г. и Овиния 313 г. Первый из них – единственный, который сохраняет, на первый взгляд, черты прежнего периода. Согласно Ливия, плебейские трибуны, братья Квинт и Гней Огульнии, вынесли предложение, чтобы к имеющимся 4 патрицианским понтификам и авгурам были добавлены 4 плебейских понтифика и пять авгуров. Таким образом, речь идет о борьбе за новые должности для плебеев, причем трибуны представлены инициаторами плебисцита. Но Ливий хорошо понимает, что он отражал интересы верхушки плебеев (X. 6. 5). Из его слов: «Как оказалось, что в коллегии было только четыре авгура, мне неизвестно, разве что двоих унесла смерть...» (X. 6. 7), – видимо следует, что поводом к реформе могла послужить вакансия и плебейская элита могла рассматривать это как благоприятный случай для предъявления своего требования на равное участие в обеих политически значимых коллегиях, при этом не наносилось ущерба непосредственно правам их патрицианских членов. Ливий пишет, что эта рогация вызвала негодование патрициев, но тут же сообщает, что борьба их была не очень упорной. В целом, закон был принят достаточно легко и, как считает К.Й. Хелькескамп, это скорей не «победа» плебса, а результат процесса развития и стабилизации новой элиты5. Действительно, после получения плебеями доступа к ряду основных магистратур (консулат – 366 г., диктатура – 356 г., цензура – 351 г., претура – 336 г., курульный эдилитет – 366 г.) и в том числе магистратур, имеющих сакральный характер (decemviri sacris faciundis 367 г.), несмотря на все значение коллегий авгуров и понтификов, доступ в них для плебейской элиты носил скорее знаковый характер окончательного уравнения с патрицианской элитой. Начало же этому процессу было положено еще законами Лициния – Секстия 367 г. и, особенно, законами Публилия Филона 339 г., которые стабилизировали ситуацию после двадцатилетней патрицианской «реакции» 50–40-х гг.6 Следует отметить и то, что Ливий говорит о законе принятом народом в трибутных комициях7, следовательно с согласия сената. Все это побуждает согласиться с Л. Ланге, который указывал на определенное патрицианское влияние, способствовавшее быстрому принятию закона8. И «революционность» действий трибунов здесь скорее форма выражения их действий, нежели отражение их содержания9.

Плебисцит плебейского трибуна Овиния, датируется условно временем до цензуры Аппия Клавдия 312 г. (318-313 гг.), хотя точной датировки его не сохранилось и его порой относят как к предыдущему, так и последующему периоду10. Информация о нем сохранилась у Феста11. Согласно этому плебисциту, задача ревизии сенатского списка перешла от консулов к цензорам. И первым известным цензором, который произвел lectio, был Аппий Клавдий12. Какое место занимает этот плебисцит в трибунской политике этого периода. С одной стороны, посредством установления ex omni ordine optimum, он стоит на традиционном направлении защиты достижений плебейской элиты, но вместе с тем, вне зависимости от того, было ли это целью плебисцита, он устранял зависимость пополнения сената от решения ежегодно сменяемого магистрата, находящегося под влиянием различных групповых интересов. Но главное здесь было то, что компетенция пополнения сената была изъята у консульской должности, которой сенат противостоял как контрольная инстанция. С другой стороны, вследствии плебисцита, критерии рекрутирования сената стали более объективными и стали связываться не со спорными критериями знатности и влияния, а непосредственно с занятием должности и ее величиной. Таким образом, появляется новый легитимный критерий принадлежности к нобилитету, общий для патрициев и для плебеев, что способствовало консолидации новой знати. Этому же способствовала и формализация «кодекса поведения» патрицианско-плебейской знати, опирающегося на патрицианские традиции и выразившаяся в так называемой cura morum цензоров. Появление этой функции, вероятно, имеет непосредственную связь с lectio senatus13.

Остальные плебисциты также не носят сословного характера и в них явно прослеживается ряд черт, которые найдут наиболее полное отражение в трибунате классической поры. И в первую очередь это проявляется в изменении отношений плебейских трибунов с патрицианско-плебейским сенатом (что, впрочем, прослеживается и в двух предыдущих).

Под 327 г. Ливий сообщает о плебисците, который продлил консульские полномочия Квинта Публилия Филона, в связи с военной необходимостью. Фактически это был первый прецедент такого рода, посредством которого создавался новый конституционный институт проконсулов. У Ливия мы читаем следующее: «...с трибунами договорились предложить народу, чтоб по окончании консульства Квинт Публилий Филон вплоть до окончания войны с греками продолжал дело как проконсул» (VIII. 23.12)14. Этот плебисцит не вызывает сомнений, поскольку вслед за ним последовал целый ряд подобных назначений. Сведения об аналогичном плебисците мы встречаем в 296 г. (X. 22. 9): «А военные полномочия Луция Волумния, согласно постановлению сената и решению народа, были продлены еще на год»15. Проконсулы были назначены и в 297 г., но без указания на трибунов и плебисцит (X. 16. 1). Для 307 г. Ливий сообщает о продлении консульских полномочий Фабия Руллиана сенатом на следующий год (IX. 42. 2). Возможно таким же образом получили пропреторские полномочия в 295 г. Гней Фульвий и Луций Постумий Мегелл (X. 26. 15; 30. 1). В 292 г. Дионисий сообщает о продлении консульских полномочий Кв. Фабия Максима для войны с самнитами (Dionys. XVII (XVIII). 4. 4). Таким образом, из перечисленного ряда по крайней мере в двух случаях пророгация происходила при помощи плебисцита по согласованию сената с плебейскими трибунами. Возможно, что и в остальных случаях имел место плебисцит, что, впрочем, могло варьироваться в зависимости от конкретной внутриполитической ситуации, но важен сам прецедент такого рода. Эта практика закрепилась в Риме и использовалась позже (XXIX. 13. 7; XXX. 41. 4; XXXI. 50. 10). Можно было бы, конечно, рассматривать возникновение подобной практики, как результат сословной борьбы, однако об этом ничего не сообщает традиция, и в подобной практике не могли быть заинтересованы ни плебеи, ни плебейские трибуны, которые стояли вне военной компетенции16. И именно поэтому очевидно, что сенат начинает использовать трибунат в качестве противовеса во внутриполитической игре и он все более превращается в инструмент сенатской политики, то есть политики патрицианско-плебейского нобилитета. Используя плебейских трибунов и решения плебейских собраний, сенат освобождался от необходимости поручать подобные предложения магистратам, которые в этом случае выступали заинтересованными лицами как носители империя. Вместе с тем, опираясь на плебисциты, сенат усиливал значение выносимых решений и вместе с тем ограничивал возможную сферу компетенции высших магистратов, об амбициях которых и трениях с сенатом сообщает неоднократно Ливий (VIII. 12. 9; 34. 1; IX. 26. 10; 33. 4-5). Подобная практика также вела к усилению значения трибутных собраний в законодательстве в противовес центуриатным, что найдет полное отражение в последующем периоде17.

В этом же ключе можно рассматривать плебисцит 311 г. (X 30, 3-4): «В этом году еще два рода полномочий стали вручаться народом, и оба в военном деле: во-первых, постановили, чтобы народ избирал по шестнадцать военных трибунов на четыре легиона, тогда как прежде лишь несколько мест ставились на голосование народа, в основном же назначались те, к кому мирволили диктаторы и консулы. Это предложение было внесено плебейскими трибунами Луцием Атилием и Гаем Марцием; во-вторых, постановили, чтобы народ ведал и назначением корабельных триумвиров, занимавшихся снаряжением и починкой судов. Это поставил на всенародное голосование трибун Марк Деций» (пер. Н. В. Брагинской)18. Что касается первого плебисцита, то и здесь ограничивалось право высшей магистратуры на назначение военных трибунов. Когда и каким образом возникло избрание военных трибунов не ясно, но вероятно в связи с реорганизацией коллегии военных трибунов с консульской властью в 367 г., в ходе которой военные трибуны сохранили магистратский характер. Теперь же трибутные собрания получили право избрания всех военных трибунов. С одной стороны, это вновь указывает на ослабление военной власти высшей магистратуры, с другой на дальнейшее расширение участия народа в выборах. Вместе с тем, решение этого плебисцита вело к косвенному усилению сената, который мог влиять на формирование и выбор кандидатов в трибутных комициях. В этом могла быть заинтересована и элита, поскольку выборная должность имела больший почет и могла быть ступенью в должностной карьере. Все сказанное можно отнести и к плебисциту М. Деция.

Подобная практика взаимоотношений плебейских трибунов и сената проявляется также в законе 304 г. Ливий по этому поводу пишет следующее: «И только тогда по воле сената народу был предложен на утверждение закон, запрещавший освящать храм без приказа сената или большинства трибунов»19. Поводом к нему был спор вокруг освящения храма Конкордии в 304 г. небезизвестным курульным эдилом Гнеем Флавием, который «по единодушной воле» народа заставил понтифика Корнелия Брабата произнести посвятительные слова, которые за ним повторял Флавий. До этого, как говорит Ливий, храмы освящали только консулы и полководцы (X. 46. 6). Используя подходящий повод, сенат и здесь добился решающего влияния. Нам не известны случаи посвящения с согласия трибунской коллегии. Но важно то, что и здесь плебейские трибуны действуют совместно против высшей должности, ограничивая ее полномочия, а сенат закрепляет за собой важные контрольные функции. При этом сама формулировка Ливия показывает, что согласие сената и большинства трибунской коллегии представляло равноправную альтернативу.

Помимо плебисцитов, новизна во взаимоотношениях с сенатом проявляется и в повседневной политике. Очень примечателен эпизод о котором сообщает Ливий под 310 г. Согласно его сообщения, к консулу Кв. Фабию, воевавшему тогда с этрусками и намеревавшемуся перейти Циминийский лес, сенат отправил пять послов и двух плебейских трибунов, чтобы запретить консулам переходить Циминийские горы. Это первый случай такого рода. До того плебейские трибуны, согласно традиции, не могли покидать Рим (Gell. XIII. 12. 9; Macr. Sat. I. 3. 8; Dio. 37. 43. 45. 27), а tribunicia potestas распространялась только в пределах помериума. Цель их включения в посольство скорее не в том, как полагают Н. Е. Боданская и Г. П. Чистяков20, что при необходимости они могли отменить постановление сената, а напротив, в возможности противостоять консулам, если их намерения не будут совпадать с решением сената21.

Таким образом, практика плебисцитов рассматриваемого периода, говорит как об изменении характера плебисцитов, так и об изменении характера самого трибуната. Практически все плебисциты этого периода были приняты либо по инициативе сената, либо с его согласия. Ни один из них не может рассматриваться как решение, относящееся только к плебсу, они касались всей civitas и не вызывали противоречий. Трибунат нигде не противопоставляется сенату, напротив, он всегда действует в согласии с ним, как орган способный противостоять чрезмерному усилению власти отдельных магистратов. Изменение характера плебейского трибуната несомненно связано с выделением плебейской верхушки, которая получила доступ в сенат по законам Лициния – Секстия 367 г. и особенно активно стала формироваться и консолидироваться с патрицианской аристократией с 30-х годов. Небезынтересно сравнить и дополнить эти выводы, анализом данных просопографии.

В период с 339 по 287 г. (52 года) известны семнадцать упоминаний имен плебейских трибунов четырнадцати фамилий (дважды, вероятно, занимал магистратуру трибун М. Флавий в 328 и 323 гг.; возможно, к этой же фамилии принадлежал еще один трибун 305 г., Гн. Флавий (более известный как эдил 304 г.), которого традиция обычно называет сыном (внуком) вольноотпущенника; в 300 г. коллегию занимали два брата Кв. и Гн. Огульнии).



Не так давно французский исследователь Ж.-Л. Гальперин, рассматривая формирование плебейской верхушки в период с 494 по 218 гг., предложил деление плебейских трибунов на пять групп22. Воспользуемся этим делением. В первую группу его классификации входят имена, которые встречаются только однажды среди плебейских трибунов и не известны в числе других магистратов. Во вторую, чьи имена встречаются также среди второстепенных магистратов, но очень поздно. В третью, включены имена несколько раз встречающиеся среди трибунов или магистратов. В четвертую, имена, неоднократно встречающиеся в трибунате в V–III вв., но не встречающиеся среди консулов. И в пятую, те, кто достиг консулата. Такое деление дает нам возможность посмотреть на трибунов этого периода с социальной стороны, а также попытаться соотнести их социальное положение с проводимыми ими мероприятиями. Из указанных четырнадцати трибунских фамилий этого периода к первой группе принадлежат две, к третьей – три, к пятой – девять23, что достаточно ясно говорит о преобладании в трибунате в этот период представителей верхушки плебса. Рассмотрим имена в соответствии с группами. К первой группе относятся трибуны 320 г. T. Нумиций и 313 г. (?) Овиний. Т. Нумиций вместе с Кв. Мелием, входящим в пятую группу, фигурируют у Цицерона (Off. III 19) в связи с Кавдинским эпизодом как выданные самнитам римлянами за нарушение sponsio. Ливий, в этой связи, указывает на Л. Ливия и Кв. Mелия (Liv. IX. 8. 13). Таким образом, и Ливий и Цицерон имеют одно общее имя Мелия и расходятся в имени второго трибуна. Но предпочтительна традиция Ливия. Поскольку, связанными клятвой, при кавдинском поражении римлян были консулы, легаты, военные трибуны и квесторы, то изолированный характер имени Нумиция скорее говорит в пользу традиции Ливия. Однако это не означает, что Нумиций не мог входить в коллегию, и об истинности этого, напротив, говорит его изолированность. Для нас здесь важно то, что в трибунат (в коллегию одного года) и в этот период попадали лица различного достоинства. Плебейские трибуны (представители плебейского нобилитета Л. Ливий и Кв. Мелий) рассматриваются здесь как равные другим магистратам populus. Они подчиняются народу и сенату (хотя в силу неприкосновенности могли этого не делать) и, таким образом, не противопоставляют себя интересам civitas24. К первой же группе относится и Овиний. Его закон о lectio senatus рассматривался выше. Характер и значение lex Ovinia вполне очевидны: он принимался с согласия сената и удовлетворял интересам складывающегося нобилитета. Если мы не знаем ничего конкретного о деятельности Нумиция, то характер деятельности Овиния вполне определенен. Несмотря на свое достаточно «низкое» происхождение, он является автором чрезвычайно характерного плебисцита, который находится в рамках всей трибунской политики этого периода. Следовательно, можно говорить об определенном единстве интересов плебейской верхушки вне зависимости от реального социального статуса. Недаром видимо, Ливий часто говорит о коллегии трибунов вообще, полагая общий образ действий и мыслей коллегии.

К третьей группе относятся Л. Коминий (313 г.), Л. Фурий (308 г.), M. Скантий (294 г.). В рассматриваемый период только родственник Коминия Л. Коминий был военным трибуном 325 г. Коминий известен тем, что обвинил в impudicitia Гая Летория Мерга за его деятельность в качестве военного трибуна во второй Самнитской войне (Dionys. XVI. 4; Val. Max. VI. 1. 11). Фурий препятствовал участию Аппия Клавдия в выборах в консулат пока тот не сложил с себя полномочия цензора. Марк Скантий привлек к суду Луция Постумия после сложения консульских полномочий (X. 46. 16). Ливий не называет причину привлечения, но несколько ранее (X. 37) он передает спор, вызванный требованием Постумия предоставить ему триумф. После того как сенат отказал ему в этом, он обратился к народу, нелестно выражаясь в сторону отцов, и в конечном итоге получил триумф от народа вопреки воле семи трибунов и сената. Таким образом, все три трибуна этой группы выступают против должностных лиц в связи с нарушением «конституционных» норм и обычаев.

К пятой группе, помимо названных Л. Ливия и Кв. Мелия, относятся M. Деций, Г. Марций, Л. Атилий, известные по выше рассмотренным плебисцитам 311 г.; Кв. и Гн. Огульнии – авторы lex Ogulnia 300 г.; трибуны M. Курий Дентат (299 г.) и П. Семпроний (Соф? 310 г.) известны своей борьбой против антиконституционных поползновений Аппия Клавдия. П. Семпроний боролся за ограничение цензорства Аппия Клавдия законным сроком, а М. Курий Дентат выступил против действий Аппия Kлавдия в качестве интеррекса, когда последний при выборах консула стремился воспрепятствовать избранию на должность плебея (Cic. Brut. 55; Aur. Vict. Vir. Ill. 34. 3). Трибун M. Флавий в 328 г. входил в коллегию, которая впервые провела плебисцит о продлении консульских полномочий (см. выше), а в 323 гг. выступил с предложением наказать тускуланцев за то, что по их совету и с их помощью велитрийцы и привернаты пошли войной против римского народа (что вполне может соответствовать его деятельности в предыдущий год). О деятельности Гнея Флавия в качестве плебейского трибуна ничего не известно. Как и сомнительны сведения о последнем трибуне этой группы M. Антистии (319 г.). Ливий вспоминает о его деятельности только в XXVI книге при описании событий 210 г. По-видимому, он участвовал в урегулировании отношений между римлянами и отпавшими сатриканцами. У Ливия речь идет, судя по всему, о плебисците, которым народ дал право сенату решить вопрос с сатриканцами.

Таким образом, из соотношения социального положения трибунов и их деятельности видно, что характер деятельности трибунов фактически не зависит от их социального положения, а сама она сосредоточена на противостоянии антиконституционным поползновениям должностных лиц, принятии плебисцитов, которые касаются не только внутренней политики, но и внешней, где трибуны выступают как представители populus в целом, а трибутное собрание как собрание populus.



Изменение роли трибунов хорошо видно и из изменения их роли в их традиционных сферах. В рассматриваемый период нет ни одного указания на агитацию трибунов в борьбе за землю и против должничества. Естественно, что в условиях территориальной экспансии, в этот период был выведен ряд колоний из Рима, что способствовало ослаблению земельного голода. В период с 339 по 287 год традиция содержит сведения по крайней мере о выведении 12 колоний (Vell. I. 14), причем сообщаются и сведения о числе колонистов: 4000 в 312 г. (Liv. IX 28, 7), 4000 и 6000 в 303 (X 1, 1); 4000 в 302 или 298 гг. (X. 13. 1; 3. 2), 20000 в 291 г. (Dionys. XVII (XVIII). 5. 2). Вместе с тем, видимо, изменяется и сама практика трибунской деятельности в этой сфере. Так в 296 г., сообщает Ливий, было решено вывести два поселения (Минтурны и Синуэссу), в связи с чем плебейским трибунам вменили в обязанность, с одобрения всех плебеев, поручить претору Публию Семпронию назначить триумвиров для вывода поселений в те места (X. 21. 9). Ранее, как известно, трибуны имели значительную традицию аграрных рогаций, которые с большим или меньшим успехом проводили в жизнь путем агитации и давления плебса. Теперь же трибуны получают административные полномочия в этой сфере, и участвуют в принятии решений (как и сами плебеи) по распределению земли. Активная практика такого рода известна в начале II в. (XXXVII. 29. 3; XXXIV. 53. 1; XXXV. 40. 5). Из информации того периода следует, что трибуны с согласия сената предлагали вывод колоний, после чего избирались триумвиры для выведения колоний собранием под руководством претора или консула (XXXIV. 53. 2; XXXVII. 46. 10). Появление практики выборов триумвиров Ливий фиксирует в 334 г., хотя ничего не говорит о трибунах. Аналогичный случай имел место в 313 г. (IX. 28. 8). Возможно допустить, что уже в это время трибуны стали принимать участие в наделении землей. Таким образом, сенат формализовал роль плебейских трибунов, имевших большую традицию аграрных рогаций, а трибутные собрания получили формальное право решений в области, которая ранее находилась в компетенции сената. Тем самым трибуны утратили инициативу в этом секторе традиционно трибунской политики, точнее их инициатива была институциализирована и введена в рамки конституционной деятельности. Нужно также заметить, что в разбираемом случае, Ливий особо указывает на то, что охотников записаться в поселенцы было нелегко найти, «ибо было ясно, что их отправляют не землю возделывать, а чуть ли не бессменно стоять на страже во вражеской области». И в этой связи фраза «вменили в обязанность» приобретает особый смысл. Трибуны, следовательно, не столько выполняют требования плебса, сколько выполняют заказ сената по обеспечению безопасности Рима, и в этом качестве также выступают в роли магистратов всей общины.

Аналогичная картина складывается и с другим направлением традиционной агитации трибунов – проблема задолженности и долгового рабства в этот период. Скорей ею был озабочен сенат и консулы (возможно, диктатор). Ливий упоминает закон Петелия, консула 326 г., который отменил долговое рабство. Хотя существуют различные версии традиции у Ливия, Дионисия Галикарнасского, Варрона и Валерия Максима, как и датировки этого события (Liv. VIII. 23. 17; 28; Varr. LL. VII. 105; Dionys. XVI. 5. 9; Val. Max. VI. 1. 9)25, но все сходятся на том, что поводом для отмены стало незаконное обращение кредитора (Луций Папирий у Ливия – VIII. 28) с должником (Гай Публилий – Ibid). Плебейские трибуны фигурируют только в одной из версий – у Дионисия Галикарнасского. Согласно ей, после того как должник не позволил кредитору воспользоваться красотой собственного юного тела и, будучи за это избит, должник бросился на форум. Его рассказ вызвал сильное негодование народа, после чего плебейские трибуны вынесли обвинение и кредитор был осужден на смерть, а римляне, порабощенные за долги, получили прежнюю свободу по принятому тогда закону (XVI. 5. 1). Даже если принять эту традицию, а не Валерия Максима или Ливия, где главную роль в решении конфликта играют консулы и сенат, мы не можем говорить об инициативе трибунов в отмене долгового рабства, так как они действуют под давлением плебеев и деятельность их направлена только на осуждение кредитора. Фактически, закон Петелия ликвидировал долговое рабство, т. е. личную отвественность должника перед кредитором и предполагал имущесттвенную ответственность за долги. И закон, отменяя долговое рабство, вместе с тем, косвенно закреплял существующие имущественные отношения и, естественно, не устранял причин задолженности. В связи с этим в 287 г. вновь из-за проблемы задолженности возникло недовольство плебеев и после долгих споров они вновь ушли из Рима. Трудно представить из-за плохого состояния источников, какую роль играли в этом плебейские трибуны. Ливий вообще ничего не говорит о них: «Народ после долгих и тяжелых волнений из-за своих долгов выселяется на Яникул, оттуда возвращен диктатором Квинтом Гортензием...» (Per.11). Из фрагмента Диона Кассия26 вроде бы следует, что трибуны требовали неоднократно освобождения от долгов, что сталкивалось с постоянным сопротивлением кредиторов. Однако, видимо, требования трибунов были не столь радикальны, несмотря на давление народа, стремящегося к большему. Неудовлетворенность плебеев привела к широким беспорядкам, и был назначен seditionis sedandae causa диктатор Кв. Гортензий. Как была решена долговая проблема не ясно, так как источники не дают таких сведений, хотя ее разрешение рассматривается в качестве предпосылки улаживания конфликта27. Закон, который, как известно, принял Гортензий, делал обязательными для всех решения плебисцитов28. К. Белох в свое время полагал, что Гортензий мог быть не диктатором, а плебейским трибуном29, однако это противоречит как данным источников, так и всем тем изменениям, которые претерпел трибунат в этот период. Плебейские трибуны (плебейская элита) были заинтересованы в социальной стабильности и выступали гарантами конституции и не могли быть инициаторами сецессии. Богатые плебеи были сами кредиторами и членами того сената, который возражал против урегулирования долгов. Насколько видно из отрывка Диона Кассия, трибуны со своими умеренными требованиями утратили контроль над ситуацией. Сенат был вынужден назначить диктатора. Назначение диктатором Кв. Гортензия, который не принадлежал к нобилитету, указывает на стремление сената к компромиссу.

Вопрос о законности плебисцита, мог, как считает Й. Хелкескамп, обостриться во второй фазе конфликта, после того как плебисцит о долговом вопросе повторно был отклонен30. Гортензий узаконил решения плебисцитов и приравнял их к lex. Но это не значит, что до этого плебисциты были неисторичны или не имели силы. Формально они зависели от patrum auctoritas, но фактически от меняющегося соотношения политических и общественных сил31. В рассматриваемый период, в условиях постепенного ослабления сословного противостояния и функционального упадка плебейского трибуната как основы борьбы за равноправие, изменяется и характер плебисцита. Из рассмотренных выше случаев видно, что решения плебисцитов никогда не ограничиваются только плебсом. Все они имеют общегосударственное значение, инициатива их исходит от сената и они не несут в себе положений сословного характера, которые могли бы оспариваться на этом уровне. Поэтому патрициям постулировать их необязательность не было никакой нужды. В 287 г. такого согласия не было. Напротив, кажется, сенат выступил против. И здесь мог сыграть свою роль патрицианский аргумент о необязательности плебисцитов для патрициев, который успешно использовался ранее. И в условиях напряженной ситуации, плебс мог вытребовать утверждения обязательности и независимости их решений, что, впрочем, никоим образом не противоречило интересам плебейского нобилитета, как и патрицианского, так как фактически закон Гортензия только формализовал ту практику, которая сложилась в рассматриваемый период.

Утрата инициативы в традиционной сфере, о чем шла речь выше, не в последнюю очередь была связана и с появлением плебейских консулов и других магистратов. В этой ситуации роль положительной власти, осуществляющей политику умиротворения плебса, взяли на себя плебейские консулы, что наглядно видно по событиям, связанным с борьбой против должничества и снижения процентных ставок (357, 352, 347, 342, 326 гг.). Уравнение властных полномочий патрицианских и плебейских магистратов должно было заменить проблему патрицианской власти, проблемой власти как таковой. И созданные для противостояния патрицианской власти трибуны, превратились в институт хранителей римской конституции (недаром именно к этому периоду относятся первые апелляции патрициев к плебейским трибунам (Liv. VIII. 33. 7; IX. 26. 10), власть которых перестает рассматриваться как сословная.

Итак, можно констатировать, что изменение характера трибунской власти происходит не после законов Гортензия 287 г., а после событий 342-339 гг. (lex sacrata militaris, плебисцит Генуция, lex Publilia Philonis)32. Именно в период с 339 по 287 гг. он из органа борьбы за политические и экономические права плебса превращается еще и в инструмент нобилитета, способный, благодаря приобретенным в ходе сословной борьбы полномочиям, стоять на страже незыблемости римской конституции.


A. PAVLOV
SUL PROBLEMA DEL CAMBIAMENTO

CARATTERE DEL TRIBUNATO PLEBEIO

ALLA TAPPA FINALE DELLA LOTTA DI

CETI SOCIALI (339-287 A. C.)

(RIASSUNTO)




Nell'articolo l'Autore analizza i cambiamenti avvenuti nei poteri dei tribuni della plebe e nell'essenza del tribunato, dalla lex Publìlia Philonis del 339 alla lex Horlensia del 287.

La principale fonte di informazione è l'opera di Tito Livio, nella quale si dedicano al periodo in questione tre libri (VIII-X) in cui i tribuni della plebe figurano in 17 episodi di diversa natura.

Il cambiamento del carattere e delle funzioni del tribunato appare particolarmente netto durante il mutamento del carattere dei plebisciti. La tradizione ha conservato una concreta informa­zione su sette plebisciti di quel periodo. Questi sono il plebiscito dei fratelli Ogulni del 300 per l'elezione di pontefici ed àuguri plebei (Liv. X. 6); quello di Ovinio (318-313?) sul trasferimento dai consoli ai censori della funzione di revisione delle liste del Senato (Fest. 290 L. s. v. Praeteriti senatores); i plebisciti del 327 (Liv. VII. 23. 12) e del 296 (Liv. X. 22. 9) sul prolungamento dei poteri consolari; i plebisciti del 311 di Lucilie Atilio e Caio Marzio per l'elezione da parte del popolo dei tribuni militari, e di Marco Decio per l'elezione popolare dei triumviri navali. A questi si può anche aggiungere la legge del 304 che vietava la consacrazione di un tempio senza l'ordine del Senato o della maggioranza dei tribuni (Liv. IX. 47. 6).

L'analisi dimostra che praticamente tutti i plebisciti del periodo in questione furono intrapresi per iniziativa del Senato, o con il suo consenso. Nessuno di essi può considerarsi come una decisione riguardante soltanto la plebe, essi concernevano tutta la civitas e non provocavano contraddizioni, il tribunato non è in nessun caso contrapposto al Senato, al contrario, agisce in armonia con esso, come organo capace di far fronte ad un eccessivo rafforzamento del potere di singoli magistrati.

Così, cambia completamente anche il ruolo dei tribuni della plebe nei loro ambiti tradizionali (lot­ta per la terra e contro l'indebitamento). Nel perio­do in questione non c'è nessuna menzione di agi­tazioni dei tribuni in tal senso, non si può parlare del benché minimo ruolo avuto dai tribuni nell'ap­provazione della lex Poetelia che aboliva la schia­vitù debitoria; allo stesso tempo è possibile afferma­re che in quel periodo i tribuni avessero già ottenuto il diritto di partecipare formalmente alla spartizione e alla consegna delle terre attestato per periodi successivi (Liv. XXXIV. 53. 2; XXXVII. 46. 10).

L'analisi delle fonti storiche permette di constatare che il mutamento delle funzioni trib­unizie non avvenne dopo la legge di Ortensie del 287, ma dopo gli eventi del 342-339 (la lex sacrata militaris, il plebiscito di Genucio, la lex Publilia Philonis), ciò era legato all'intensificarsi del processo di consolidazione della nobiltà patrizio-plebea. Fu appunto nel periodo che va dal 339 al 287 che avvennero i principali cambiamenti nel carattere del tribunato della plebe che, da organo soltanto della lotta per i diritti politici ed economici della plebe, si trasformò anche in uno strumento della nobiltà capace (grazie ai poteri acquistati nella lotta tra le classi) di salvaguardare l'inviolabilità della costituzione romana.




1 Mommsen Th. Römisches Staatsrecht. Bd. II, Abt. I. S. 279; Niccolini G. Il tribunato della plebe. Milano, 1932. P. 66; Bleicken J. Das Volkstribunat der klassischen Republik. Studien zu seiner Entwicklung zwischen 287 und 133 v.Chr. München 1968; De Martino F. Storia della costituzione romana. Vol. II p. 247.

2 См. например: Bleicken J. Das römische Volkstribunat. Versuch einer Analyse seiner politischen Funktion in republikanischer Zeit // Chiron. 1981. Bd. 11. S. 87 u. folg.

3 Liv. VIII 12. 10; 22. 4; 23. 11-12; 23. 14; 33. 7-35. 4; 37. 8; IX. 8. 13-10. 2; 26. 15-16; 30. 3; 33. 3-34. 26; 36. 14; 42. 3; 46. 7; X. 6. 3-9. 1; 13. 9; 21. 9; 24. 18.

4 В настоящей статье мы не имеем намерения останавливаться на дискуссионных вопросах института plebiscitum как такового. Однако следует заметить, что мы рассматриваем все плебисциты данного периода, несмотря на значительный скепсис в историографии, как аутентичные. Не вдаваясь в частные доказательства, здесь следует сказать, что они составляют логическое гармоничное целое.

5 Hölkeskamp K. J. Die Enstehung der Nobilität: Studien zur sozialen und politischen Geschichte der Römischen Republic im 4 jhdt.v.chr. Stuttgart, 1987. S. 142.

6 Ferenczy E. From the Patrician State to the Patricio-plebeian State. Budapest, 1976. P. 47-73; Münzer F. Römische Adelsparteien und Adelsfamilien. Stuttgart, 1920. S. 21-34.

7 Liv. X 9, 1: Vocare tribus extemplo populus iubebat, apparebatque accipi legem.

8 Lange L. Op. cit. Bd. II. S. 91.

9 О том же говорит и состав вновь избранных коллегий понтификов и авгуров. Так понтификами стали плебейские консуляры П. Деций Мус (консул 312, 308), П.Семпроний Соф (304), Г. Марций Рутил (310), М. Ливий Дентер (302). Вновь избранные плебейские авгуры вероятно также принадлежали к сенатской аристократии (см. Szemler G. J. The Priests of the Roman Republic. A Study of Interactions Between Priesthoods and Magistracies. Brussel, 1972. P. 67)

10 Niccolini G. Fasti dei tribuni della plebe. Milano, 1934. P. 389; Broughton T. R. S. The magistrates of the roman republic. Atlanta, 1951. Vol. I. P. 158-159; Mommsen Th. Römisches Staatsrecht. Bd. II. S. 418 u. folg. Anm. 3; Herzog E. Geschichte und System der Römischen Staatsferfassung. Leipzig, 1891. Bd. I. S. 260.

11 Fest. 290 L. s.v. Praeteriti senatores: Praeteriti senatores quondam in opporobrio non erant, quod, ut reges sibi legebant, sublegebantque, quos in consilio publico haberent, ita post exactos eos consules quoque et tribuni militum consulari potestate coniunctissimos sibi quosque patriciorum, et deinde plebeiorum legebant; donec Ovinia tribunicia intervenit, qua sanctum est, ut censores ex omni ordine optimum quemque curiatim in senatum legerent.

12 Liv. IX. 29. 5; Diod. XX. 36. 1; Cic. Sen. 16; Suet. Tib. I. 2; Pompon. D. I. 2. 2. 36; Fest. 270 L.

13 Ср.: Кучеренко Л.П. Cura morum римских цензоров и формирование системы ценностей римлян в эпоху республики // Проблемы социально-политической истории зарубежных стран. Сыктывкар, 1996. С. 3-13.

14 Liv. VIII. 23. 11-12: Itaque cum et comitiorum dies instaret et Publilium inminentem hostium muris avocari ab spe capiendae in dies urbis haud e re publica esset, actum cum tribunis est, ad populum ferrent, ut, cum Q. Publilius Philo consulatu abisset, pro consule rem gereret, quoad debellatum cum Graecis esset.

15 Liv. X. 22. 9: Et L. Volumnio ex senatus consulto et scito plebis prorogatum in annum imperium est.

16 В этом вопросе мы склонны придерживаться общепринятой точки зрения, хотя существуют и иные мнения. См.: Немировский А. И. История раннего Рима и Италии. Воронеж, 1962. Ср.: Токмаков В.Н. Военная организация Рима периода ранней республики (конец VI – первая половина IV вв. до н. э.): Автореф. дис...канд. ист. наук. М., 1992.

17 Ханкевич О. И. Роль народных трибунов и собраний плебса в общественной жизни римской республики II в. до н.э. // Автореф. дис... канд. ист. наук. Минск, 1978. С. 6-17.

18 Liv. IX. 30. 3: Et duo imperia eo anno dari coepta per populum, utraque pertinentia ad rem militarem: unum, ut tribuni militum seni deni in quattuor legiones a populo crearentur, quae antea, perquam paucis suffragio populi relictis locis, dictatorum et consulum ferme fuerant beneficia; tulere eam rogationem tribuni plebei L. Atilius C. Marcius; alterum, ut duumviros navales classis ornandae reficiendaeque causa idem populus iuberet; lator huius plebis sciti fuit M. Decius tribunus plebis.

19 Liv. IX. 46. 7: Itaque ex auctoritate senatus latum ad populum est, ne quis templum aramve iniussu senatus aut tribunorum plebei partis maioris dedicaret.

20 Боданская Н. Е., Чистяков Г. П. Комментарии // Тит Ливий. История Рима от основания города. М., 1989. Т. I. C. 568.

21 Mommsen Th. Op.cit. Bd. II, S. 267; Bleiken J. Op.cit. S. 95-98.

22 Halperin J.-L. Tribunat de la plebe et haute plebe (493-218 av. J.-C.) // RD. 1984. № 62. P. 161-181.

23 Никто из трибунов этого периода не входит в состав второй и четвертой групп.

24 Предположение Н. Г. Майоровой (Власть трибунов и фециальное право в Риме IV в. до н.э.: к интерпретации кавдинского эпизода // Древнее право. 1996. № 1. С. 76-79), что плебейские трибуны должны были быть выданы самнитам как представители плебейской общины наряду с представителями патрицианской (консулы и др.), как две составляющие римской общины, в силу того, что при заключении sponsio отсутствовали фециалы, которые представляют всю общину, представляется неверным. Автор видимо приравнивает tribuni militum (Liv. IX. 5. 4. Ср. 9. 8), которые участвовали в заключении sponsio, с выданными плебейскими трибунами. Однако Ливий не называет первых плебейскими, которые и не могли оказаться в войске. Когда же речь идет о выдаче, он говорит о выдаче тех, кто участвовал в заключении sponsio. Л. Ливий и Кв. Мелий стали плебейскими трибунами после кавдинского эпизода (Niccolini J. Op. cit. P. 71).Скорее приведенная у Ливия дискуссия о выдаче плебейских трибунов была связана с дискуссией о неприкосновенности плебейских трибунов, к которой Ливий обращается и в других местах (Sini F. Interpretazioni giurisprudenziali in tema di inviolabilita tribunizia (a proposito di Liv. III. 55. 6-12) // Ius antiquum. 1996. № 1. C. 80 и след.).

25 Кофанов Л. Л. Обязательственное право в архаическом Риме. М., 1984. С. 173-184; Кучеренко Л. П. Социально-политическое развитие Рима в период самнитских войн. Автореф.дис... канд. ист. наук. Л., 1981. С. 10 сл.; Prachner G. Alter Geschichte. Untersuchungen zu überlieferungsproblem der frührömischen Sclaverei und Schuldknechtschaft. Münster, 1966. S. 83 und folg.

26 Dio Cass. fr. 37. 2-4: «Когда плебейские трибуны предлагали сложение долгов, часто, но напрасно предлагался соответствующий закон, ибо заимодавцы никак не желали принять его, между тем как трибуны представляли богатым на выбор: поставить на голосование этот закон, или же воспользоваться законом Столона, и в этом последнем случае им засчитать проценты в счет основного капитала, а остальное получить в течение трех лет. И вот в первый момент бедные, опасаясь, как бы они вообще ничего не получили, принимали оба варианта, а богатые, уверенные, что их не принудят ни к тому, ни к другому, упорствовали во вражде. Когда же стала надвигаться какая-то перемена, настроение тех и других переменилось в обратную сторону. Ибо должникам было недостаточно ни одного из этих предложений, а богатым казалось довольным, если они не лишаться хотя бы первоначального капитала. Так вот, в тот момент смута не была улажена и после этого они вновь впали в соперничество на длительное время друг с другом; и ничего другого в наступившем противостоянии не предпринимали. В конце концов, когда богатые были согласны уже предоставить им намного больше, чем то, на что они вначале надеялиь, те все равно не примирились, но чем больше видели уступки богачей, тем все больше дерзали, как если бы чувствуя за собой преимущество некоего права; и из-за этого они ни во что не ставили предлагавшиеся им уступки, как если бы эти уступки не были вовсе необходимы и стремились к другому, считая уже достигнутое основанием к достижению этих новых преимуществ». Фрагмент плохо сохранился. Первоначально реконструирован и отнесен к 287 г. Б. Нибуром (Niebuhr B. G. Ergänzung des Inhalts eines wichtigen Fragments von Dio Cassius // Römische Museum. II Jahrg. H. 4. Bonn, 1828.), а затем У. Бойсевеном, издателем «Истории» Кассия (1896).

27 Lange L. Römische Altertümer. Berlin, 1879. Bd. II. S. 99 u. folg.; Brant P. A. Social conflicts in the Roman Republic. L., 1971. P. 57; Botsford G. W. The Roman Assemblies. N. Y., 1909. P. 313.

28 Cic. Leg. III. 9; Plin. N.H. XVI. 37; Gell. XV. 27. 4; Pomp. Dig. I. 2. 2. 8.

29 Beloch K. J. Römische Geschichte bis zum Beginn der punischen Kriege. B.; Leipzig, 1926. S. 484 u. folg.

30 Hölkeskamp K. J. Op. cit. S. 163.

31 Fritz K. «Leges sacratae» and «plebei scita» // Studies presented to D. M. Robinson. Vol. II. St. Louis. 1953. P. 893 ff.

32 Их рассмотрение не входило в наши планы, так как заслуживает особого исследования. Но важно напомнить, что закон диктатора 339 г. Публилия Филона, который зачастую, подобно аналогичному закону 449 г., рассматривался как дублет закона Гортензия, не может являться таковым, поскольку фактически, как видно из рассмотренного материала, именно он открывает новый этап в истории плебисцитов. И это невозможно рассматривать как конструкцию анналистов.



Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет