А. В. Дубровский Религиозная пресса и конфессиональная идеология



Дата21.06.2016
өлшемі137.5 Kb.
#151105


А.В. Дубровский
Религиозная пресса и конфессиональная идеология

(на примере изданий Республиканского религиозного объединения «Союз христиан веры евангельской в Республике Беларусь»)

Христиане веры евангельской – основная пятидесятническая деноминация в Беларуси. Пятидесятники – одна из крупнейших христианских конфессий в мире, относящаяся к так называемому позднему протестантизму (современному пятидесятничеству чуть более ста лет) и насчитывающая по разным оценкам от 81 до 500 миллионов приверженцев [см. Дьяченко, 6]. Название «пятидесятники» объясняется тем, что в догматике и религиозной практике данной конфессии акцентируется роль Святого Духа, а Пятидесятница – пятидесятый день после Пасхи – как раз является, в соответствие с текстами Нового Завета, днем сошествия Святого Духа на Церковь. Понятие «поздний протестантизм» чисто хронологическое и никоим образом не свидетельствует о некой экстраординарности вероучения пятидесятников. Это учение, по сути, сугубо традиционалистское и органически вписывается в историческую динамику протестантского богословия в его движении от Реформации к Просвещению и дальше – к постпросвещенческой парадигме. Да и понимание на основании библейских текстов пятидесятническим богословием сущности и роли Святого Духа (вероучительная доминанта) столь же органично вписано в традицию реформаторской экзегезы. Вместе с тем, некоторые постсоветские религиоведы продолжают усматривать в пятидесятничестве некую «нетрадиционную религию». Поскольку данным религиоведам, как правило, чужд научно-богословский дискурс, суждения о «традиционности» и «нетрадиционности» религиозных течений они черпают из идеологически ангажированных источников. Печальный пример – исследование О.В. Дьяченко «Пятидесятничество в Беларуси», изданное в 2003 году Могилевским государственным университетом, которое при относительной фактографической ценности изобилует анахронизмами, советской «научно-атеистической» риторикой, цитатами из хрущевской пропагандистской литературы 60-х годов, фактическими неточностями и даже этически некорректными пассажами [см. Дьяченко]. Подобные религиоведы соглашаются с нелепой мыслью о том, что ислам более традиционен для Беларуси, чем протестантизм. Похоже, для таких специалистов смутной областью знаний является не только корпус богословских дисциплин, но и отечественная история.

Республиканское религиозное объединение «Союз христиан веры евангельской в Республике Беларусь» является самым крупным в стране протестантским объединением и занимает по числу действующих организаций (общин) второе место после Белорусского экзархата Русской православной церкви [см. Дьяченко, 6]. В последнее десятилетие издательское учреждение «Ковчег спасения», основанное Союзом ХВЕ, издает несколько периодических органов печати, которые мы рассмотрим в качестве своеобразного зеркала конфессиональной идеологии христиан веры евангельской.

Прежде всего, следует уточнить понятие «конфессиональная идеология». Несмотря на кажущуюся очевидность термина, возникает как минимум два уточнения. Во-первых, конфессиональная идеология – это совокупность официальных идеологических установок религиозного объединения и оппозиционных интенций внутри данной конфессии. Именно такая картина наблюдается сегодня во всех крупных конфессиях. Монолитная же идеология – удел исключительно небольших тоталитарных сект. Отсутствие монолитности в идеологии мирового пятидесятничества (и даже внутри белорусского Союза ХВЕ) – очевидный факт. Понимание конфессиональной идеологии лишь как «официальной линии церкви» ущербно. Официальная линия может оказаться гораздо менее влиятельной и репрезентативной, чем внутренняя оппозиция. Кто сегодня вспоминает о Пие X, требовавшем от священников «антимодернистской присяги» в начале прошлого века? Зато везде цитируется отлученный им от церкви Альфред Луази, историко-критическая экзегеза которого нашла уже в 1960-х годах широкое применение в самом католическом богословии как метод толкования Библии [см. Хроника, 382-383]. Иоанн-Павел II, инициировавший гонения на известного католического богослова Ганса Кюнга [см. Кюнг, 5-22], не решился, однако, отлучить его. Последний так и остался католиком, хотя выступал против догмата о папской непогрешимости и резко критиковал самого Иоанна-Павла II и после первого года его понтификата, и даже после его смерти, когда весь мир превозносил умершего как святого. Совершенно очевидно, что католическая идеология – это не только Пий X или в чем-то подобный ему нынешний папа Бенедикт XVI, но и Иоанн XXIII, в свое время назначивший Г. Кюнга официальным консультантом II Ватиканского собора (кардинально изменившего лицо современного католицизма), и сам Г. Кюнг, и А. Луази, и П. Тейяр-де-Шарден, и противоречивый Иоанн-Павел II. А православие? Православная идеология – это не только консерватизм и ксенофобия Московской патриархии, но и взгляды Александра Меня, чьи труды (гораздо более популярные, чем нормативные документы самой РПЦ) до сего дня подвергаются критике православными функционерами.

Во-вторых, конфессиональная идеология отнюдь не в первую очередь определяется конфессиональной принадлежностью данной общины, богослова, церковнослужителя или рядового верующего. В большей степени она определяется методологической богословской парадигмой, которой придерживается данная личность или община. А внутри одной конфессии существуют личности и общины, придерживающиеся совершенно разных парадигм, равно как и к одной методологической парадигме могут «принадлежать» личности и общины разных конфессий. У Бенедикта XVI больше общего с Алексием II, чем с католиком Г. Кюнгом. Нам могут возразить, что тогда размывается само понятие конфессиональной идеологии. Ни в коей мере! Ведь именно «католичность» остается одним из центральных факторов, лежащих в основе богословско-этического сознания как Г. Кюнга, так и последних двух пап – его идеологических противников. Говоря о протоиерее А. Мене, следует всегда помнить, что он был именно православным священником, богословом и миссионером; следовательно – и православным идеологом.

Таким образом, только такое, расширительное, понимание конфессиональной идеологии может принести плод объективности в исследовании религии; в противном случае у нас всегда будет только абстрактная идеальная картина, весьма далекая от реальности. Любая крупная современная конфессия чрезвычайно многолика.

Одним из основных факторов многоликости и неоднородности в идеологиях всех трех основных христианских направлений (католицизм, протестантизм, православие) выступает борьба между богословским фундаментализмом и антифундаментализмом. Мы используем именно такой громоздкий термин – антифундаментализм – поскольку все иные варианты – либерализм, модернизм и т.д.– чрезвычайно узки и неадекватны. Под антифундаментализмом мы понимаем совокупность богословских концепций, базирующихся на научно-историческом исследовании Библии (в противовес традиционалистскому толкованию) и диалектически-миссионерском мышлении, предполагающем необходимость кардинальной трансформации церковного языка ввиду изменения культурного контекста (в противовес консервативному догматизму). Не должно возникать, однако, впечатления, будто существует некая единая богословская идеология, ставящая своей целью борьбу с фундаментализмом. Такой цели не ставит сегодня перед собой ни одна богословская школа. Фундаментализм «никому не нужен», кроме самих фундаменталистов, и борьба с ним никому не интересна. Наоборот, это фундаменталисты пытаются бороться против естественного развития богословской мысли. Антифундаментализм – наименование рабочее и условное. А то, что называется антифундаменталистской оппозицией, существует внутри самих фундаменталистских церквей.

Осталось пояснить, что же такое фундаментализм. Фундаментализм – это идеологическая система, которая складывается из целого ряда взаимосвязанных составляющих. Если мы попытаемся ухватить какую-либо одну внешнюю характерную черту (буквализм, традиционализм и т.п.), этого окажется явно недостаточно для уяснения сути. В качестве рабочего определения можно предложить разве что следующее: фундаментализм – это (псевдо)богословская «методология», основанная на (противостоянии) гносеологии просвещенческой парадигмы. Разберем данное определение.

Почему (псевдо)богословская? Дело в том, что систематическое богословие как научная дисциплина имеет целью формирование доктрины современной Церкви, в которой было бы выражено христианское провозвестие в форме, адекватной контексту адресатов проповеди. Фундаментализм же имеет характерное вневременное мироощущение и мыслит богословие как статичное описание вневременных истин.

Совершенно очевидно, что современный фундаментализм1 – детище Просвещения. Гносеология Просвещения проводила четкое разделение между субъектом и объектом, что означало для богословия объективацию Библии и христианской веры как таковой [см. Бош 1997, 377]. Оба богословских детища Просвещения (второе – либерализм) относились к Библии достаточно прагматично: либералы «извлекали» из нее нравственный кодекс, «фундаменталисты превращали Библию в фетиш и механически применяли ее к любой ситуации» [Бош 1997, 377]. Еще одно важное отличие просвещенческой гносеологии – дихотомия фактов и оценок [см. Бош 1997, 292]. Просвещение объявило непререкаемость фактов и частный характер оценок. А религия, естественно, была отнесена именно к разряду оценок. Фундаментализм решил эту проблему просто и изящно: он принял данную дихотомию, но перевернул ее вверх ногами. Вероучительные догматы были объявлены фактами! Фундаментализм гордится своим антилиберальным пафосом, но сам он – близнец наивного либерализма, его зеркальное отражение, ибо порожден той же картиной мира, что и последний, и без своего близнеца теряет всякую содержательность. В нашем определении фундаментализма слово противостояние заключено в скобки, ибо фундаментализм формально-идеологически (эксплицитно) противостоит просвещенческой гносеологии, но сущностно (имплицитно) содержит ее в себе.

Существует несколько распространенных заблуждений относительно фундаментализма, бытующих как в самих фундаменталистских кругах, так и вне этих кругов. Назовем три таких заблуждения: понимание фундаментализма как приверженности библейскому учению, представление о жизнеспособности фундаментализма «несмотря на» его консерватизм, позитивная оценка якобы высоких этических стандартов фундаменталистских церквей.

Неверно понимать фундаментализм как приверженность «библейскому учению». Современная библеистика показала, что между библейской теологией и фундаменталистской догматикой – пропасть. Фундаменталисты это игнорируют, поскольку сохраняют верность не столько Библии, сколько традиционалистскому ее истолкованию – сквозь призму догматов, складывавшихся веками. Различие между католическим, православным и протестантским фундаментализмом лишь в том, какой отрезок (отрезки) историко-богословской традиции берется в качестве «адекватной» истолковательной базы. Для православия это семь Вселенских соборов, для католицизма это (теоретически) вся католическая традиция, для протестантского фундаментализма это чрезвычайно причудливый набор, составленный из доктрин некоторых Вселенских соборов, некоторых «отцов-реформаторов» и, наконец, отцов современного протестантского фундаментализма – принстонских богословов XIX века с их догматом о непогрешимости Библии.

Говоря о жизнеспособности фундаментализма, указывают на мощные и быстрорастущие фундаменталистские церкви. Но что означает эта «жизнеспособность» в перспективе?.. Д. Бош писал: «Сами предварительные посылки, из которых исходил фундаментализм, попросту устарели и перестали быть действенными. Если сопротивляющийся переменам фундаментализм и продолжает упрямо сохраняться в некоторых церковных и миссионерских группах, то это не следует считать признаком его дальнейшего существования в качестве жизнеспособного богословского движения; это свидетельствует лишь о том, что организм часто может надолго пережить ту среду и те условия, которые первоначально способствовали его жизни и процветанию» [Бош, 357]. Сопоставим со следующим высказыванием великого протестантского теолога П. Тиллиха: «Фундаментализму не удается вступить в контакт с современной ситуацией – не потому, что он говорит вне всякой ситуации, а потому, что он говорит с позиции такой ситуации, которая уже в прошлом. Нечто конечное и временное он возводит в ранг бесконечной и вечной действительности. В этом проявляются демонические особенности фундаментализма. Он уничтожает естественное и искреннее стремление к поиску истины, разрушает совесть своих мыслящих приверженцев и превращает их в фанатиков, поскольку они вынуждены пресекать, подавлять и скрывать смутно сознаваемые ими элементы истины» [Тиллих, 1998, 9]. Сегодня любой идеологии обеспечено энное число адептов; судить о жизнеспособности идеологии, исходя из численности приверженцев, – значит впадать в механическое упрощение.

Последние два предложения предыдущей цитаты заставляют задуматься над мифом о высокой фундаменталистской морали. Как эта высокая мораль сочетается с разрушением совести адептов фундаментализма и продуцированием фанатиков? Дело в том, что мораль фундаментализма основана на банальном религиозном законничестве, наборе иррациональных табу и гетерономных (внеположенных личности) идеалах. Этика эта принципиально антиличностна. Моральные принципы ориентированы здесь не на личность, а на букву и представляют собой набор предустановленных норм, культурно-историческая обусловленность которых игнорируется. Свои этические концепции фундаменталисты бесхитростно и безграмотно соотносят с текстом Священного Писания, но вот соотнести их с реальными проблемами реальной жизни оказывается гораздо сложнее. Отсюда – бездумный фанатизм, ксенофобия и прочие «побочные продукты» «высокой морали».

Следует иметь в виду, что сегодня богословие развивается по большей части «само по себе», а церкви живут «сами по себе». Местожительство академического богословия – университеты, а не церкви. Поэтому ни фундаментализм, ни антифундаментализм не привязаны к конкретным конфессиям. Можно заметить только наиболее общие тенденции.

Так, наиболее сильны позиции фундаментализма в православии2. Здесь практически не заметно никаких предпосылок его преодоления на официальном уровне. В католицизме, как показала история XX века, многое зависит от личности папы (антифундаменталист Иоанн XXIII, фундаменталисты Пий X, Бенедикт XVI, «полуфундаменталист» Иоанн-Павел II). В протестантизме фундаментализм полностью преодолен в одних конфессиях, в других же он является официальной идеологией; в ряде конфессий силы фундаменталистов и антифундаменталистов примерно равны (англиканство). В мировом пятидесятничестве фундаментализм чрезвычайно силен (важным фактором этого является молодость пятидесятничества), но антифундаменталистская оппозиция имеется и здесь. Белорусское пятидесятничество в конце XX – начале XXI века пережило постепенный переход от стихийного к официальному фундаментализму (еще не завершившийся) при одновременном формировании антифундаменталистской оппозиции. Стихийный фундаментализм был связан с оторванностью советских пятидесятников от мирового богословского процесса, низким уровнем богословского образования руководителей конфессии. Фундаменталистско-антифундаменталистская полемика вообще была неактуальна у протестантов Советского Союза. Переход к официальному фундаментализму связан именно с падением железного занавеса, актуализацией самой полемики, налаживанием связей с западными фундаменталистскими протестантскими организациями. Формирование же антифундаменталистской оппозиции в отечественных протестантских (в том числе, пятидесятнических) объединениях связано с повышением уровня богословского образования молодых протестантских служителей, обогащением русскоязычного книжного рынка современной богословской литературой. (Речь идет даже о светских, государственных, научных издательствах, начавших активно выпускать переводы современной богословской классики, как правило, антифундаменталистской. А чего стоит литературно-богословское наследие Александра Меня, ставшее широкодоступным на рубеже веков!)

Приходится констатировать, что к середине первого десятилетия XXI века руководство Союза ХВЕ сумело подавить активную деятельность внутренней оппозиции на отдельных направлениях. Так, от преподавания в Теологическом институте Союза ХВЕ были отстранены некоторые молодые теологи, а затем и основное (дневное) отделение института было закрыто (2005 год): руководство Союза видит опасность в серьезном богословском образовании членов общин, чем расписывается в своей слабости перед лицом современности. Тем не менее, процессы дезинтеграции в данном религиозном объединении не ослабевают. Руководство Союза сталкивается с оппозицией не только антифундаменталистской, но и «внутренне-фундаменталистской». Сама оппозиция здесь очень многолика, а белорусский Союз ХВЕ – довольно аморфное религиозное объединение, в котором достаточно явны центробежные силы. Чрезвычайно интересно, что официальные периодические издания Союза наглядно демонстрируют эти внутренние противоречия и эту многоликость конфессиональной идеологии.

В 1989 году в СССР был создан Объединенный союз Христиан веры евангельской – пятидесятников, основу которого составили пятидесятнические церкви, вышедшие из Всесоюзного совета Евангельских христиан – баптистов (начиная с 1945 года государственные власти стремились к тому, чтобы все пятидесятнические общины страны подчинялись этому Совету, чего, тем не менее, не смогли достичь в полной мере). Союз христиан веры евангельской Беларуси был образован в 1991 году. В первой половине 1990-х годов в Беларуси издавался журнал Союза ХВЕ «Вестник пробуждения» [Дьяченко, 118]. С разной периодичностью выходил журнал «Христианская жизнь», редакция которого располагалась по адресу 1-ой Минской церкви ХВЕ. Редактором был А.Е. Чернецкий. Журнал имел четкую структуру. Так, содержание № 2 за 1993 год состоит из следующих разделов: «Для неверующих» (статья «Что должен знать человек о Боге», после которой значилось: «Автор неизвестен», – что показательно для того времени), «Публицистика», «Литературная страница», «Богословие» («1-е Увещание к Феодору Падшему» Иоанна Златоуста») [см. Христианская жизнь, 1993, № 2]. В «Литературной странице» № 1 за 1996 г. соседствуют стихотворения пятидесятнического пастора Е.А. Сергиени и русского поэта XIX века С.Я. Надсона. В разделе «Богословие» в том же номере опять Иоанн Златоуст и Владимир Соловьев [см. Христианская жизнь, 1996, № 1]. Журнал имел явно любительский характер. Как по структуре, так и по содержанию все это значительно отличалось от ставшей с 1996 г. главным изданием Союза ХВЕ «Благодати».

«Благодать» появляется как информационная газета церкви «Благодать» (именно так именовались первые номера) – главной церкви Союза ХВЕ Беларуси. Главным редактором был В.Н. Жибрик (ныне пастор 1-ой Минской Церкви ХВЕ). В августе 1996 г. издание было зарегистрировано Госкомитетом Республики Беларусь по печати и стало именоваться просто информационной газетой. В выходных данных значилось: «Данная газета является межцерковным изданием». Вскоре главным редактором стал С.С. Хомич (пастор церкви «Благодать», а с 1997 г. – епископ Союза ХВЕ), который, впрочем, в отношении к данному изданию всегда выполнял, по сути, функции скорее цензора, нежели главного редактора. В.Н. Жибрик значился «редактором», а его супруга Л.А. Жибрик – «выпускающим редактором» (с 1998 г). В 1997 году газета имела подзаголовок «христианская информационная газета», в 1998-2000 гг. – «христианская духовно-информационная газета», в 2001 – «христианская газета». Следует признать, что этот последний подзаголовок – наиболее удачный и соответствующий содержанию. В 2001 г. руководил газетой уже С.В. Корнюшко, хотя С.С. Хомич все еще значился главным редактором. В 2001 году газета превратилась в журнал: ноябрьский номер «Благодати» – первый журнальный номер. Сегодня журнал «Благодать» имеет подзаголовок «христианский журнал», его можно приобрести в киосках «Белсоюзпечати» и выписать на почте (подписной индекс 00674). Хотя в выходных данных периодичность указана «1 раз в месяц», в реальности журнал выходит сдвоенными номерами один раз в два месяца на 48 страницах тиражом 5000 экземпляров. Главным редактором является С.В. Корнюшко (он же – директор издательского учреждения «Ковчег спасения»), который в настоящий момент многие функции делит с Д.Е. Дудовым. Нынешние сотрудники редакции ближе к профессиональной журналистике и дальше от церковной иерархии, чем сотрудники редакции «Благодати» в первые годы ее существования.

И сейчас, и когда «Благодать» была «информационной газетой», новости имели здесь относительно небольшой объем. Вначале это были, преимущественно, новости самого Союза ХВЕ: крещение в церкви [см. Благодать, 1996, № 3, 1-2], «Рукоположение в церкви «Благодать» [см. Благодать, 1996, № 4, 1-2], «Пасторский семинар в Витебске» [см. Благодать, 1996, № 6, 1-2] и т.п. В дальнейшем появились «международные христианские новости». При этом некоторые номера «информационной газеты» выходили вообще без новостей в привычном смысле этого слова [см. Благодать, 1998, № 2; 7], а зачастую сами новости оказывались достаточно предсказуемыми: из номера в номер повторялись однообразные сообщения о крещениях, рукоположениях или конференциях. Парадоксально, но по-настоящему отдел новостей стал привлекать внимание только тогда, когда «Благодать» стала журналом: «Пресс-служба Союза ХВЕ сообщает: 8 ноября 2001 года в очередной раз из-за неявки основного ответчика было перенесено судебное заседание по иску Союза христиан веры евангельской… Предыдущее заседание также было перенесено из-за неявки Евгения Новикова. …Было вынесено определение о принудительном приводе в суд и принятии мер административной ответственности за неуважение к суду» [Благодать, 2001, № 11, 5], «Наконец-то увидела свет Библия на белорусском языке» [Благодать, 2002, № 5, 24], «Пресс-секретарь британского премьер-министра… запретил главе правительства публично говорить о Боге» [Благодать, 2003, № 5-6, 6]. К сожалению, эта привлекательность достигалась зачастую скандальной идеологической окраской этих новостей: «Католическая Церковь Новой Зеландии выступила против усыновления детей геями» [Благодать, 2003, № 5-6, 7], «Пастор попал в тюрьму за осуждение гомосексуализма» [Благодать, 2004, № 7-8, 5]. Здесь совершенно очевидна идеологическая функция «новости»: проявить солидарность с «мировым фундаментализмом». Ведь какая-либо бытовая актуальность подобных новостей для белорусских пятидесятников весьма сомнительна, сторонний наблюдатель усомнился бы вообще в целесообразности такого подбора новостей. Но в том-то и дело, что, на ту пору еще «стихийные фундаменталисты», белорусские пятидесятнические журналисты очень тонко чувствовали, чему нужно себя противопоставить, а с чем – солидаризироваться. Разумеется, очень скоро кто-то из них стал (или станет) не стихийным, а вполне сознательным фундаменталистом, а кто-то – наоборот: осознает этическую и практическую несостоятельность фундаментализма перед лицом современного мира.

Заметное место в содержании «Благодати» занимают письма читателей. Это и теплые, душевные рассказы о своей жизни, свидетельства (как их называют верующие) о Божьей помощи. Это и острые полемичные излияния, направленные против позиции редакции или авторов материалов, напечатанных в «Благодати». Изредка они полностью публикуются, как коллективное письмо церковного совета Красненской церкви ХВЕ, в котором его авторы возмущаются статьей, напечатанной в № 9-10 «Благодати» за 2004 г., посвященной проблеме эмиграции евангельских христиан. Авторы письма усмотрели в данной статье «завуалированную критику на власть», а христианский журнал, по их мнению, не должен такого допускать. Возмущенные читатели ратуют за цензуру «для некоторых статей» (наивно полагая, что ее в Союзе ХВЕ нет) и утверждают, что в христианском издании не должно быть «никакой политики» [Благодать, 2005, № 1-2, 45]. Заметим, что о том, как много «политики» в Евангелии, могут не знать только люди, имеющие о содержании Библии поверхностное представление, а лишать церковь политической функции могут только люди, имеющие поверхностное представление о церкви [см. Тиллих, 2000, 192-193]. Что заставило редакцию опубликовать это абсурдное письмо – загадка. Стремление продемонстрировать лояльность к церковным структурам? Искренняя приверженность плюрализму мнений? Возможны самые разные догадки. Но очевидно то самое отсутствие монолитности идеологии, о котором было сказано выше. В иных случаях подобные письма не публикуются, а цитируются в редакционных заметках, где подвергаются адекватной критике. Так, пятидесятники г. Тарту, прочитав очередной номер, возмущаются в письме: «…христианский ли это журнал? И верующие ли во Христа Иисуса пишут статьи в вашем журнале?». Тут уже сама редакция в ответ на такие вопросы подвергла обоснованной критике яростные фундаменталистские нападки авторов письма. В конце редакционной заметки говорилось: «Конечно же, критике быть! Но в ней должны явно просматриваться мысль, конструктив, желание понять и помочь» [Благодать, 2004, № 7-8, 1].

В упоминавшемся исследовании О.В. Дьяченко говорится о том, что идеология пятидесятничества способствует усилению процесса «конфессиональной дезинтеграции белорусского общества», создает «предпосылки для возникновения межконфессиональных и межнациональных (?) конфликтов» [Дьяченко, 145]. Во-первых, подобные утверждения противоречат выводам объективных социологических исследований. Так, по данным опросов, 58,1 % белорусских протестантов (в том числе, пятидесятников) положительно относятся к православию, в то время как только 3,9 % опрошенных православных сказали, что положительно относятся к пятидесятничеству [см. Новикова, 121]. На вопрос: «Существуют ли религии (или секты), к которым Вы испытываете неприязнь», – только 1,7 % опрошенных протестантов ответили, что таковой конфессией для них является православие, при том что 5,8 % православных указали на пятидесятничество, а 12,5 % – на баптизм, то есть на две основные протестантские конфессии в Беларуси [см. Новикова, 124]. Во-вторых, исследование содержания пятидесятнических периодических изданий (в том числе, официального органа Союза ХВЕ – «Благодати») отнюдь не может привести к выводам о религиозной или национальной нетерпимости белорусских пятидесятников.

Прежде всего, бросается в глаза почти полное отсутствие материалов, посвященных межконфессиональной полемике. Если таковые появляются, то направлены они против маргинальных сект, квазирелигиозных учений, языческих традиций и т.п. Напротив, немало публикаций, посвященных конструктивному экуменическому диалогу. В первом номере 2000-го года было напечатано «Заявление представителей христианских конфессий и церквей Республики Беларусь в канун 2000-летия Рождества Христова», в котором, в частности, говорилось: «Мы призываем всех людей доброй воли, государственных, общественных и религиозных деятелей решительно противостоять всякому проявлению нетерпимости и дискриминации на почве вероисповедания…» [Благодать, 2000, № 1, 1]

Неоднократно публиковались произведения православных и католических авторов, интервью с церковнослужителями данных конфессий. Так, в № 5-6 за 2005 год напечатано интервью с викарным епископом и генеральным викарием Минско-Могилевской архиепархии, генеральным секретарем Конференции католических епископов в Беларуси А. Демьяненко, которому предшествует материал, посвященный смерти Иоанна-Павла II. Фундаменталистские журналисты видят одно из главных достоинств умершего папы в том, что «он остался непреклонным в проповедовании принципов, которые, по его мнению, составляют нравственную основу человеческой цивилизации. Он выступал за категорическое запрещение абортов, искусственного оплодотворения, разводов, рукоположения женщин в священнический сан» [Благодать, 2005, № 5-6, 24]. Воистину, только фундаменталистам ведомо, каким образом рукоположение женщин противоречит «нравственным основам человеческой цивилизации»!

Регулярно появлялись материалы, посвященные истории христианства. Особое внимание следует обратить на такую тему, как Реформация на Беларуси. Христиане веры евангельской видят себя духовными правопреемниками белорусских протестантов XVI века. Да, и те, и другие – протестанты. Да, в XVI веке ряд крупнейших политических и общественных деятелей ВКЛ были протестантами, здесь действовало множество протестантских общин, учебных и культурных учреждений. Да, С.С. Хомич даже написал предисловие к переизданному недавно с параллельным переводом «Катехизису» С. Будного. Но! Для людей, знающих историю религиозной мысли, не секрет, что через несколько лет после появления упомянутого «Катехизиса» (1562 г.) С. Будны начал высказывать мысли, гораздо более созвучные идеологии нынешних антифундаменталистов, чем «официальной линии» Союза ХВЕ. Поэтому в оперировании громкими именами предков можно усмотреть демагогию, рассчитанную на неосведомленных. Современным белорусским протестантам еще предстоит стать духовными наследниками той Реформации.

Разумеется, в связи с межконфессиональной проблематикой некоторые руководители христиан веры евангельской позволяли себе высказывания, сомнительные с точки зрения политкорректности, например: «Скажу прямо: молитва перед иконой – это идолослужение!» [Благодать, 2005, № 3-4, 8]. Автор фразы – епископ Союза ХВЕ С.С. Хомич. Но, возможно, это именно тот случай, когда высказывания профессиональных клерикалов не следует расценивать ни как бытовую идеологию конфессионального большинства, ни даже как «официальную линию» церкви, ибо «официальная линия», выраженная в «Основах вероучения Церкви христиан веры евангельской Беларуси», гласит: «При общении с верующими других конфессий следует руководствоваться чувством братолюбия, христианского уважения и мира… Стремиться к сотрудничеству и духовному сближению со всеми верующими христианами. Не проявлять вражды, осуждения, злословия…» [Благодать, 1998, № 5, 13] Можно однозначно сказать, что в некоторых общинах, не говоря уже о множестве отдельных верующих, процитированные слова главы деноминации отнюдь не нашли бы поддержки. Нынешнее руководство Союза ХВЕ переживает в настоящий момент очевидный кризис, связанный с фундаментальным разрывом в мировоззрении верующих разных поколений. Отсюда – оторванность руководства от большинства членов общин, его шаткий авторитет. За нынешним кризисом различаются будущие перемены, хотя трудно предсказать, какой именно характер они будут носить.

Некоторым образом относящаяся к теме межконфессиональных отношений проблема, связанная с принятием нового закона «О свободе совести и религиозных организациях», получила широкое освещение в «Благодати». Сам закон был подвергнут резкой критике, а на страницах журнала появилась рубрика «Юридическая консультация», ведущая которой юрист Д. Шавцова оказывала квалифицированную помощь пасторам в решении сложных юридических проблем, возникавших, в том числе, из-за неправильного толкования законодательства исполнительной властью.

Необходимо остановиться на таком важном вопросе религиозной идеологии, как инкриминируемый пятидесятникам социальный эскапизм [см. Дьяченко, 165]. Действительно, в советском обществе, маргинализированные не по своей воле, пятидесятники сформировали эскапистскую социальную идеологию как форму самозащиты. Сегодня это тот пережиток, который подвергается, пожалуй, самой напористой критике в самом пятидесятничестве. Один из авторов «Благодати» А. Белич пишет: «Проблема Церкви в общении с обществом заключается, главным образом, в стереотипе мышления, сформировавшемся еще в старые времена, когда за веру очень часто отправляли в лагеря… Но сегодня другая ситуация… Мы имеем возможность служить обществу не только молитвой и проповедью Евангелия, но и нашей активной гражданской позицией» [Благодать, 2001, № 11, 15]. В одном из номеров было помещено пространное интервью с депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь евангельским христианином И.И. Пашкевичем, который признается, что хотя и встречал непонимание своих же единоверцев из-за того, что вообще «пошел в политику», но тем не менее отмечает: «…я с радостью вижу: многие верующие уже мыслят по-новому» [Благодать, 2003, № 11-12, 19]. А пятидесятнический теолог Е.Ф. Марчук пишет относительно отказа христиан участвовать в жизни общества: «Такая жизненная позиция выдает приверженцев этики, основанной на эгоистической психологии индивидуализма и затворничества…» [Благодать, 2003, № 11-12, 31]. Круг социальных проблем, регулярно поднимавшихся на страницах «Благодати», широк: семья, сиротство и усыновление, аборты, суициды, терроризм, национальные меньшинства (речь шла о цыганах), инвалиды, наркомания, тюрьмы, Чернобыль, СПИД… Разумеется, качество освещения этих проблем было разным. Некоторым пятидесятническим авторам присуща тенденция голословно демонизировать социальные процессы: «…христиане должны рассматривать вседозволенность и пропаганду независимости детей, как вызов, брошенный злыми силами! <...> А сколько толков вызвала пресловутая десятибалльная система оценки знаний! С ее практическим применением выросло число подростковых суицидов. <...> …В энциклопедии для мальчиков… греху рукоблудия в буквальном смысле посвящена ода [далее следует безобидная цитата, могущая вызвать недоумение только у средневекового мракобеса]. <...> О том, что игрушки могут воспитывать в детях определенные качества, знает и дьявол и старается использовать это в своих целях» [Благодать, 2005, № 5-6, 5-7].

Хотя издание русскоязычное, здесь появляются белорусские странички, поднимаются проблемы белорусской культуры. Надо признать, однако, что пятидесятники уделяют досадно мало внимания этим вопросам сравнительно с другими конфессиями, существующими на Беларуси. Зато обычным явлением стала резкая критика «секулярной» культуры, демонизирование телевидения, «мирского» искусства, народных обычаев и т.д.



Основное содержания издания, таким образом, составляют разного рода религиозные статьи. Это могут быть проповеди отечественных и зарубежных проповедников, перепечатки книг зарубежных христианских авторов (которые отнюдь не украшают журнал, особенно когда редакторы допускают «полуплагиаторские» ходы наподобие анонимного реферирования), проблемные аналитические статьи. В целом, богословский уровень издания крайне низок. Это не было бы серьезным недостатком (ведь «Благодать» – принципиально популярное издание), если бы журнал не был единственным официальным органом религиозного объединения, при этом никакого специализированного научно-богословского издания у Союза ХВЕ нет («Ареопаг», о котором будет сказано ниже, таковым не может считаться: это выходящий с непостоянной периодичностью самодельно-самиздатовский сборник перепечаток произведений классиков богословия, зачастую не имеющих никакого отношения ни к пятидесятничеству, ни, тем более, к белорусскому Союзу ХВЕ). Складывается впечатление, что академическое богословие руководству Союза вообще не нужно. То, что считается в «Благодати» богословием, по сути является религиозной публицистикой на темы церковной жизни, христианской мистики и этики. Причем последняя тема нередко представлена в виде поверхностного морализирования. В отечественном пятидесятничестве нетрудно усмотреть то, что П. Тиллих назвал антибогословской тенденцией «библейского евангелизма» [см. Тиллих, 1998, 9]. Вот слова заместителя епископа Союза ХВЕ С.П. Цвора: «…задачей христианина является не столько научное, пристальное исследование исторического Иисуса своим умом, сколько приобретение способности и умения ходить в Духе» [Благодать, 2005, № 5-6, 9]. Для современных богословов, специализирующихся в библейской теологии, является аксиомой, что только «пристальное исследование исторического Иисуса» может приблизить к постижению духа христианства. Опять же, не было бы ничего предосудительного в том, что какая-то религиозная традиция отдает приоритет мистическому опыту перед рациональным познанием. Но ведь сам пятидесятнический мистицизм отнюдь не самодостаточен, у него есть своя рациональная основа (традиционалистская догматика), вот только основа эта имеет мало общего с декларируемой верностью Священному Писанию – по той простой причине, что серьезное, научное, изучение Писания фундаменталистам совершенно не нужно, ибо абсолютно не выгодно. «Исторический Иисус» попросту опасен консервативной религиозности, поэтому гораздо удобнее привычные догматы об Иисусе.

Открытого антифундаментализма в «Благодати» по причине церковной цензуры найти, практически, нельзя. Зато можно найти антифундаментализм стихийный (по аналогии со стихийным фундаментализмом) и завуалированный. Как иначе расценить публикации отрывков из произведений Д. Бонхёффера [см. Благодать, 2004, № 7-8, 11-13; № 9-10, 18-29]? В содержании публикаций, конечно же, нет ничего «крамольного», но сама-то фамилия основателя безрелигиозного христианства должна вызывать неприятие идеологически «подкованного» фундаменталиста. То же самое можно сказать о публикации отрывков из произведения К. Барта, основоположника диалектической теологии, а следовательно – одиозной фигуры для всякого фундаменталиста [см. Благодать, 2004, № 3-4, 4-7]. Как расценить полуплагиаторское реферирование «Богословия Нового Завета» И. Иеремиаса (без упоминания имени автора и того, кто подготовил сей «реферат»3), классика современной библеистики, исследования которого явно идут вразрез с фундаменталистским мышлением [см. Благодать, 2004, № 7-8, 28-29; 2005, № 1-2, 28-29]? А расценивать это надо, в первую очередь, как свидетельство жажды пятидесятнического читателя и пятидесятнического журналиста – жажды серьезного, содержательного текста, который приходится «добывать» иногда курьезными средствами, в обход клерикальной цензуры. Именно так, обходными путями, хотя и не только анонимно, в «Благодати» появилось немало материалов, подвергающих критике религиозную идеологию фундаментализма, практически, на всех уровнях богословского мышления: в области церковности, библиологии, антропологии, этики, аксиологии, эсхатологии, сотериологии, социологии и истории. Подобные материалы неизменно находили живой читательский отклик. Сам язык таких публикаций явно сигнализировал о том, что авторы принадлежат к принципиально иной парадигме. В статье «Можно ли спастись, не зная о Боге» Е.Ф. Марчук пишет: «Все откровение Бога спасительно (если не ограничивать спасение загробной жизнью), и это должно стать аксиомой в наших рассуждениях. <...> Жизнь на Земле в глубоком единении с Творцом, наслаждение общением с Отцом небесным – это уже спасение. <...> …Откровение Бога, влекущее к спасительной вере, открыто всем… <...> На мой взгляд, познание Бога будет привилегией всех людей. <...> …Хорошо бы прекратить проповедь «надменного христианства», превозносящую свое освобождение от пороков и порицающую пороки людей, за которых «умер Христос» [Благодать, 2003, № 5-6, 44-45]. Имя этому «надменному христианству» – фундаментализм. Тот же автор в статье «Еще раз о реформации» пишет: «…у человека есть разные духовные потребности. Стандартный совет – «читать Библию и молиться» – в ответ на многочисленные нужды прихожан нередко указывает на некомпетентность служителя, не знающего, как удовлетворить духовную потребность человека, не связанную с религиозной сферой. <...> Как мне кажется, основная проблема нашего евангельского христианства в том, что нам не удалось осознать смысл воплощения Христа. <...> Церковь рискует превратиться либо в клуб здорового образа жизни, либо в лабораторию по сбору мистических откровений. <...> …Писание… глубоко человечно. Оно не писалось на небесах перстом Божьим, не «диктовалось» пророкам и рыбакам, не падало с небес на наши головы. Подобно тому как Иисус был представителем поколения, сформировавшегося на опыте предков, так и Библия впитывала в себя «потоки» разных времен, разных богоощущений, разных культур. <...> Исторической обстановке, состоянию культуры или философским предпосылкам, на основе которых появилось Писание, мы не уделяем достаточно внимания. Зачастую цитаты вырываются из контекста, субъективно интерпретируются, разбиваются на группы божественных суждений, из которых после их разбора и систематизации можно составить справочник неких истин… Такой подход меня обескураживает. Он практически закрыл дверь перед разумным обсуждением вопроса о природе Писания» [Благодать, 2003, № 11-12, 31-32]. Пастор одной из церквей ХВЕ К.А. Желенговский в своей статье, посвященной терпимости (отнюдь не фундаменталистская добродетель), делает откровенные выпады против фундаментализма, называя сам этот термин, что абсолютно не характерно для отечественной пятидесятнической прессы и пятидесятнических идеологов, до сих пор избегающих использовать его. Все это вряд ли может быть свидетельством того, что церковная цензура время от времени проявляет либерализм; скорее, речь идет как о небрежности «цензоров», которых по большому счету церковная периодика не очень сильно заботит, так и об их некомпетентности (которая, оказывается, может приносить пользу). Говорит это также о незавершенности перехода Союза ХВЕ к официальному фундаментализму.

Один из самых серьезных недостатков журнала – почти тотальная религиозность его содержания. Редакция декларирует ориентированность на самую широкую читательскую аудиторию, утверждает, что стремится выйти на неверующего читателя. Но при названном недостатке это невозможно. В мире есть масса примеров христианских периодических изданий, не страдающих этим. Значит, не нужно изобретать велосипед. Но сотрудники «Благодати» неизменно оглядываются на церковное руководство, которое крайне негативно воспринимает любой дискурс, кроме религиозного. Сами христианские журналисты остро чувствуют необходимость «секуляризирования» содержания христианской печати, но зачастую у них это получается довольно неуклюже. Так, В. Рубан в № 5-6 за 2005 г. предлагает свои путевые заметки о поездке в Голландию. Этот репортаж мог бы стать вполне читабельным материалом, если бы не религиозно-назидательные вкрапления.

Несколько слов следует сказать о прочих изданиях, выпускаемых под эгидой издательского учреждения «Ковчег спасения».

Женский христианский журнал «Надежда для тебя» выходит с 2002 года. Периодичность – 4 раза в год, тираж – 7000 экземпляров. Редактор журнала – Л.А. Жибрик. Издание зарегистрировано Министерством информации Республики Беларусь в 2002 г. Подписной индекс 00675. Это чуть более секуляризированный журнал, чуть более свободный от влияния «официальной линии» церкви и ее цензурного контроля, еще менее обремененный богословским дискурсом, чем «Благодать». Здесь обсуждаются вопросы, многие из которых в «Благодати» либо не поднимаются вообще, либо раскрываются подчас схематично: психологические проблемы личности, здоровье, супружество, секс, художественная культура. Значительное место занимает специфическая женская тематика. Многие материалы «Надежды для тебя», скорее всего, вообще не могли бы появиться в «Благодати» из-за внутренней идеологической цензуры. Вместе с тем, некоторая доля материалов вообще ничем не отличается от того, что можно прочитать в «Благодати», и их появление в женском журнале отнюдь не обусловлено спецификой читательской аудитории: все то же разоблачение языческих народных обычаев, те же экскурсы в историю христианства, та же «проповедническая» публицистика, хотя ее авторами чаще выступают женщины. Зачастую – те же идеологические штампы, вроде демонизирования телевидения, полового воспитания и т.п. Пожалуй, «Надежда для тебя» подчас производит впечатление даже еще большего однообразия, чем «Благодать». Вместе с тем, для женщин – членов церквей ХВЕ большая удача, что у них есть такой журнал, который пытается говорить с ними на понятном языке и помогает в осмыслении жизненных проблем. Журнал имеет эмоционально насыщенное содержание, в нем преобладает разговорная интонация, «лирическая» стилистика.

Наиболее неординарное издание, выпускаемое «Ковчегом спасения», – молодежный христианский журнал «Твое поколение», который гораздо дальше рассмотренных печатных органов продвинулся в своих формальных поисках, в пресловутой секуляризации, в отходе от клерикального официоза. Журнал привлекает как нестандартным дизайном (формат ученической тетради, материал подается небольшими «нарезками»), так и нестандартной стилистикой, а более всего – содержанием: интервью с христианами, работающими в модельном бизнесе, в шоу-бизнесе (музыкальные коллективы «Божья коровка», «Новый Иерусалим», члены которых являются пятидесятниками, хотя и разных деноминаций), откровенно «безрелигиозные» очерки, христианские анекдоты, обзоры Интернет-сайтов. Хотя есть тут и вполне серьезные рассуждения на темы, волнующие подростков. В настоящее время выпуск журнала приостановлен самим ИУ «Ковчег спасения». Не будем гадать о причинах, хотя не секрет, что разговор, например, о «Новом Иерусалиме» не может вызывать у руководства деноминации никаких иных эмоций, кроме досады или даже крайнего раздражения.

Наконец, «Ковчег спасения» выпускает альманах «Ареопаг» – нечто наподобие антологии классики христианского богословия. Издается он для внутреннего пользования и рассчитан, в первую очередь, на пасторов и служителей церквей. Поначалу там печатались исключительно отцы церкви. Но потом стали появляться произведения мыслителей современности. И здесь есть чему удивляться: произведения Г. Кюнга, Д. Бонхёффера, Дж. Робинсона (!) или, в определенной степени, Эразма Роттердамского, появляющиеся в «Ареопаге», отнюдь не вписываются в фундаменталистскую парадигму. Это говорит о том, что среди читательской аудитории в общинах ХВЕ востребована литература, далеко выходящая за рамки официальной идеологии конфессионального руководства.

Религиозная пресса, таким образом, способна вполне адекватно отражать реальную картину идеологических тенденций внутри конфессии; по крайней мере, это не вызывает никаких сомнений в отношении рассмотренной деноминации – Республиканского религиозного объединения «Союз христиан веры евангельской в Республике Беларусь».

Литература4


1. Бош Д. Преобразования миссионерства: Сдвиги парадигмы в богословии миссионерской деятельности. СПб., 1997.

2. Дьяченко О.В. Пятидесятничество в Беларуси. Могилев, 2003.

3. Кюнг Г. Великие христианские мыслители. СПб., 2000.

4. Новикова Л.Г. Религиозность в Беларуси на рубеже веков: тенденции и особенности проявления: социологический аспект. Мн., 2001.

5. Тиллих П. Систематическая теология. Т. 3. М.–СПб., 2000.

5. Тиллих П. Систематическое богословие. СПб., 1998.



6. Хроника христианства. М., 1999.



1 Строго говоря, никакого иного фундаментализма, кроме современного, не существует: «протофундаментализм» средневекового католичества или неразделенной Церкви – сущностно совершенно иное явление. Собственно фундаментализм возникает как оппозиция либерализму. До либерализма нет фундаментализма.

2 Конфессиональные разновидности фундаментализма, будучи тождественны структурно и функционально, могут существенно различаться по содержанию: например, отношение к Библии в православном и протестантском фундаментализме вовсе неодинаково, более того, для православного фундаментализма сам этот вопрос не столь актуален, как для протестантского.

3 Ссылка на И. Иеремиаса появилась лишь в одном из номеров [см. Благодать, 2004, № 5-6, 28].

4 Ссылки на анализируемые периодические издания приводятся в тексте статьи с указанием года выхода и номера.



Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет