Агностицизм



Дата27.06.2016
өлшемі48.05 Kb.
#160188
Глоссарий

Агностицизм – (а – не, gnosis) – учение, знание, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Впервые это понятие ввел Гексли.

Аксиология (греч. ценность, достоинство) – раздел философии, посвященный учению о ценностях.

Аналитическая философия – широкое разнородное течение в современной буржуазной философии, объединяющее различные группировки, направления и отдельных философов, которые усматривают задачу философии в анализе языка.

Апория (греч. безвыходное положение) – понятие означающее в древнегреческой философии трудноразрешимую проблему. Апория возникает на основании того, что в самом предмете или в понятии о нем заложено противоречие. Апорией принято называть рассуждения Зенона Элейского

Априори (лат - изначально) – термин идеалистической философии, означающий знание, полученное до и независимо от опыта, в отличие от апостериори – знания полученного из опыта и в результате опыта.

Бессознательное – действие совершаемое автоматически рефлекторно, когда причина еще не успела дойти до сознания (например, реакция защиты), а также при естественном или искусственном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.). Теорию бессознательного отразили философы буржуазной литературы З.Фрейд, К. Юнг.

Бытие – философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.

Гносеология или теория познания – важная часть философской теории, учение о способности человека познать действительность, об источниках, формах и методах познания, об истине и путях ее достижения. Исходным пунктом Гносеологии является различное решение основного вопроса философии. Впервые термин ввел И.Кант.

Гуманизм (лат, - человечный) – совокупность взглядов, выражающих уважение к достоинству человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, в создании благоприятных для человека условий общественной жизни.

Двойственная истина (или двойная истина) – термин, обозначающий учение о взаимной независимости истин философии и богословия, возникшее в эпоху Средневековья и направленное на высвобождение науки от пут религии.

Дедукция (лат. - выведение) – доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.

Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Признаки диалектики, это ее категории: качество, количество и мера, и законы.

Детерменизм (лат. determino - определяю) – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром служит положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие)

Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним.

Имманентное (лат, - пребывающий внутри) – пребывание чего – либо в самом себе.

Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли, проверяемое, в конечном счете при помощи критерия практики.

Категории (греч,- указание, свидетельство) в философии – основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения явлений действительности и познания.

Логика – наука, изучающая мыслительные акты – понятия суждения, умозаключения, доказательства – со стороны их логической структуры или формы. Основная задача – сформулировать законы и принципы, соблюдения которых являются необходимым условием достижения истинных результатов в процессе получения выводного знания

Общественное сознание – это взгляды, представления, идеи, политические, юридические, эстетические, этические и пр. теории, философия, мораль, религия и др. формы сознания.

Онтология (греч. – учение о бытии) или «первой философией» в домарксистской философии понималось учение о бытии вообще независимо от его частных видов.

Праксиология (греч деятельность) – учение в рамках практической социологии; представляет собой методику рассмотрения различных действий или совокупности действий с точки зрения установлениях их эффективности.

Плюрализм (лат. pluralis - множественный) – понятие идеалистической философии, означающее, что основу действительности составляет множество автономных, деятельных духовных субстанций.

Подсознательное (или предсознательное) – это особая пограничная область между сознанием и бессознательным.

Позитивизм (лат. positivus – положительный) – широко разветвленное течение в буржуазной философии. По мнению позитивистов, философия не должна выходить за рамки «позитивного», положительного знания, т.е. опытных данных науки. А науке, человеческому опыту, с их точки зрения, недоступна сущность вещей. Наука может лишь описывать внешние связи между явлениями, выяснять их внешнее сходство, последовательность, но не законы управляющие их изменением, развитием. Таким образом, характерная черта П. – агностицизм.

Причинность – генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития.

Рефлексия (лат.- обращение назад) Термин применявшийся в домарксистской философии, означал отражение, а также исследование познавательного акта. В различных системах, он имел различное содержание. Локк считал рефлексию источником особого знания, когда наблюдение направляется на внутренние действия сознания, тогда как ощущение имеет предметом внешние вещи. Для Лейбница рефлексия не что иное, как внимание тому, что в нас происходит. По Юму, идеи – это рефлексии над впечатлениями, получаемые извне. Для Гегеля рефлексия – взаимное отображение одного в других направлениях в сущности явления.

Скептицизм – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Последовательный скептицизм смыкается с агностицизмом. Скептицизм вступает в права, когда старые общественные идолы уже расшатаны, а новые еще не укрепились.

Совесть – комплекс эмоциональных переживаний, основанных на понимании человеком моральной ответственности за свое поведение в обществе, оценка своих действий и поступков самой личностью.

Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности.

Теория морали исследует сущность морали, ее возникновение и развитие, закономерности, определяющие моральные нормы, их исторический характер.

Трансцендентный (лат, - переступать) – термин, означающий, то что находится за границами сознания и познания.

Экзистенциализм (философия существования), иррационалистическое направление в буржуазной философии. Термин введен неокантианцем Хейнеманом.

Эпистемология – (греч. учение о знании) – теории познания, гносеологии. Термин «Эпистемология» употребляется в английской и американской, реже во французской и немецкой буржуазной философии

Эстетика – наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности, законах развития, общественно – преобразующей роли искусства как особой формы этого освоения.

Этика (греч - обычай) – наука о морали. Включает в себя нормативную этику и теорию морали. Первая исследует вопрос о благе, добре, зле и т.д., вырабатывает моральный кодекс поведения, показывает что достойно стремлений, какое поведение является хорошим, в чем смысл жизни.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет