Алихан букейханов



Дата25.02.2016
өлшемі50.99 Kb.
Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный технический университет

Е.Г. Огольцова

АЛИХАН БУКЕЙХАНОВ

казахский общественный деятель, преподаватель, журналист, этнограф

Караганда 2015
ПРЕДИСЛОВИЕ
Осмысление истории Казахстана первых двух десятилетий XX века является одной из актуальнейших проблем сложнейших, во многом противоречивых вопросов современной исторической науки. Начало XX века в истории казахов занимает особое место. Стремление царизма подавить все зачатки казахской самобытности, прослеживающееся на протяжении многих лет после воссоединения Казахского ханства и Российской империей. Попытки искусственной замены культуры, идеологии, традиции казахского народа приводят к большому упадку степного народа. Предпринимаются различные пути колонизации казахского народа; казачья экспансия, переселение крестьян. Одной из главных целей колониальной политики было стремление расколоть общество на разрозненные группы. Существует много различных путей, одним из них было обучения в российских учебных заведениях детей казахов, их обрусение, привитие им чувства превосходства русского над родным и в дальнейшем проведении через них политики царизма. Но получив блестящее образование и понимая все тяготы проводимой царизмом политики в степи, казахская интеллигенция стремится к освобождению народа и активно включается в борьбу с несправедливой политикой. Этот период представлен плеядой таких ярких личностей как:

А. Байтурсынов, Ж. Акпаев, М. Тынышпаев, Ж. Сейдалин и другими.

Одним из них является – Букейханов Алихан Нурмухамедович. Выходец из знатной (султанской) семьи. Окончил Омское техническое училище. Затем (1894 г.) блестяще окончил экономический факультет Императорского Лесного Института в Санкт-Петербурге. Ученый, преподаватель, журналист, этнограф, публицист и социолог, на долю которого выпала тяжелая, сложная историческая миссия возглавить народ в национально-освободительном движении, быть главой первой казахской автономии Алаш-Орда. Невозможно охватить многогранную деятельность этого выдающегося политика. В попытке проследить хронологическую последовательность становления политических, научных и других взглядов А. Букейханова обратимся к истории.

Алихан Букейханов родился в 1870 году в расположенном на берегу реки Токрауын в ауле № 7 Токрауынской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области (ныне территория Жезказганской области).

В 1879 году отец Мукан отдает девятилетнего мальчика на учебу в Каркаралинское медресе. Будучи неудовлетворенным качеством обучения, Алихан своевольно переходит в начальную городскую трехклассную русско-казахскую школу. С детских лет А. Букейханов был хорошо знаком с творчеством Абая и Шортамбая, прекрасно знал историю и географию родного края. В то время он не понаслышке был знаком с русской и мировой культурой. В июне 1886 года он получает аттестат трехгодичного городского училища. Летом 1886 года Алихан Нурмухамедұлы прибыл в Омск и был зачислен «пансионером» в местное техническое училище. После его окончания в 1890 году Алихан Букейханов продолжает образование в Санкт-Петербургском Императорском Лесном институте. Обучаясь в Омске и Санкт-Петербурге, Алихан близко сошелся с представителями европейской интеллигенции. В числе его друзей были такие крупные ученые, как Григорий Потанин, академики Щербина, Шевцов, Бартольд и Радлов.

В 1893 году он активно принимает участие в работе политических, экономических, литературных и других кружков, участвует в студенческих «беспорядках». Судя по архивным документам, в эти годы деятельность А. Букейханова впервые привлекает внимание Департамента царской полиции, его имя попадает в черный список «политически неблагонадежных».

Успешно окончив Санкт-Петербургский Императорский Лесной институт по специальности лесного экономиста, Алихан Букейханов в 1894 году возвращается в Омск, где пробыл с 1894 по 1908 годы. В этом период особенно ярко проявляется его талант общественного, политического деятеля, его выдвигали в качестве подлинного лидера национального движения всего степного края. В Омске, Алихан Нурмухамедұлы сначала получил место преподавателя в местной Лесной школе, а затем служил чиновником Омского переселенческого управления до 1905 года.

Оживление политической жизни в Казахстане, начавшееся в 1905 году, связано было с первой революцией в России. Возрождающееся самосознание казахского народа, его стремление вырваться из рамок колонии Российской империи выражалось тогда в петиционных акциях, в которых высказывались основные политические и социально-экономические требования казахов. Наиболее известной была петиция 1905 года, подписанная на Кояндинской ярмарке 14,5 тыс. жителями Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Ее составили Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Жакып Акбаев, Миржакып Дулатов, Мухаммед-Максут Бекметов. Основные требования сводились к признанию за казахами права собственности на землю, где они проживали; обязательному введению в школах, наряду с русским, обучения на казахском языке; исполнению мусульманских обрядов согласно мусульманской вере; введению судопроизводства на казахском языке и другие.

Алихан Букейханов принимает активное участие в ряде общественных организаций. К примеру, он состоял действительным членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического общества и Семипалатинского статистического комитета. В 1905 году Алихан Букейханов выступил на Съезде земских и городских деятелей в Москве, категорически требуя равных прав для 5 млн. казахов. Одним из важнейших вопросов считал свободу выбора языка.

В 1905 году А. Букейханов был избран депутатом в I Государственную думу (Российская империя) от Семипалатинской области, но он не участвовал в ее работе. В Павлодаре его арестовали по приказу Омского генерал-губернатора сроком на три месяца. В Санкт-Петербурге А. Букейханов прибыл только накануне роспуска Государственной думы (1906 г.), после чего он уехал в Выборг (Финляндия).

Участвовал в составлении документа, названного Выборгским манифестом, осуждающим роспуск Государственной думы. За Выборгский манифест решением Петербургского окружного суда его заключили в тюрьму и позже выслали в Самару. Именно с этого документа начинается активная политическая деятельность Алихана Букейханова.

Его избирают казахи Семипалатинской области своим представителем на Первый съезд мусульманских народов России, который проходил с 15 по 25 июля 1914 года в Санкт-Петербурге. На этот съезд собрались представители 10 мусульманских народов. На съезде поднимаются вопросы ислама, объединения мусульманских народов и защиты от посягательств извне. Отчет о работе мусульманского съезда, написанный Алиханом Букейхановым, опубликован в нескольких номерах газеты «Казах» за 1914 год.

Для пробуждения национального самосознания казахов и организации их просветительской деятельности большую роль сыграло издание газеты «Казах», первого в истории казахов общенационального периодического издания. Активное участие в создании газеты приняли руководители казахского национального движения Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов и Миржакып Дулатов. Сам Букейханов пишет свои статьи под псевдонимом «сын степей».

После Февральской революции А. Букейханов принял активное участие в национально-освободительной борьбе казахского народа. Вернувшись на родину, Алихан Букейханов немедленно принимается за организацию первой казахской национальной политической партии, известной в истории как Алаш. В марте 1917 года А. Букейханов назначается комиссаром Временного правительства. Но главная его цель – создание Казахской автономии. В мае того же года он добивается прекращения жесткой деятельности в степях карательного корпуса генерала Лаврентьева. И уже в июле по инициативе А. Букейханова и его соратников проходит первый Всеказахский съезд в Оренбурге, создается партия «Алаш» со своей программой. В пунктах данной программы провозглашались те принципы, которые характерны для стран с демократическим устройством. В частности, в первой части программы говорилось, что «Россия будет демократической, федеративной республикой, в которой каждое государство станет самостоятельным, но будут совместно сотрудничать». Во главе правительства будет президент, избираемый Учредительным собранием и Государственной думой на определенный срок. Делегаты станут избираться на всеобщих, равных, прямых и тайных выборах. В отношении выборов не будут иметь значение происхождение, религия и пол человека. В программе не было никаких сословных привилегий для диктатуры пролетариата и разжигания классовых различий. Установка партии «Алаш» на создание демократического, правового, экономически свободного, просвещенного общества расценивается как одна из немногих реальных, но упущенных возможностей иного, нежели советского, варианта развития Казахстана. Название партии было предложено делегатом Уральской области юристом Жаншой Досмухамедовым и всеми поддержано. Газета «Казах» стала печатным органом партии.

Российская смута 1917 года докатилась и до национальных окраин. Алихан Букейханов обвиняет большевиков в склонности к насилию, диктатуре и четко указывает: «С лица большевика спала красная маска революционера».

Идеи Алихана Букейханова о созыве Учредительного собрания были жестко пресечены Лениным, Троцким и другими вождями большевиков. В России развернулась гражданская война. В этих условиях казахским лидерам пришлось прибегнуть к более гибкой тактике. Созванный второй Всеказахский съезд единогласно постановил образовать территориально-национальную автономию казахов, чтобы защитить их в условиях анархии и разворачивающейся гражданской войны. Председателем Народного совета «Алаш-Орды» большинством голосов был избран Алихан Букейханов, а временной столицей автономии назван Семипалатинск. Это было поистине историческое событие, поскольку впервые стало реальностью создание единого Казахского государства.

В 1919 году руководители партии «Алаш» приняли нелегкое решение присоединиться к большевикам, которые вначале не казались столь враждебными в отношении Казахской автономии. Из всех лидеров Алашорды отказался служить большевикам один Алихан Букейханов.

В 1922 году ему препятствуют в политической деятельности и отзывают на постоянное место жительства в Москву, где А. Букейханов провел последние 15 лет жизни. Вначале Алихан Нурмухамедұлы работает литературным сотрудником Казахской секции Центрального издательства народов СССР. В 1926 году, приняв приглашение Президиума АН СССР, работает некоторое время в составе Особого комитета АН СССР по исследованию автономных и союзных Республик, в качестве постоянного эксперта по Казахстану. Проработав в Центральном издательстве с сентября 1922 года по 1 октября 1927 года, он был уволен «…в виду общего сокращения штатов».

В 20-х годах был дважды арестован. В 1937 году в Москве вновь арестовывают Алихана Букейханова и заключают в Бутырскую тюрьму. Ему было предъявлено обвинение «…возглавлял контрреволюционную борьбу против Советской власти, установил связи с руководителями террористического центра в Казахстане и Москве». 27 сентября 1937 года Военная коллегия Верховного суда СССР по необоснованному обвинению приговорила Алихана Букейханова к расстрелу. На допросах и суде он взял на себя всю ответственность за действия партии «Алаш», пытаясь защитить участников движения. Делал он это сознательно. Алихан Нурмухаметович был расстрелян на пороге своего семидесятилетия. Приговор был приведен в исполнение в тот же день.

Алихан Букейханов оставил очень богатое, бесценное наследие. Одна лишь его публицистика насчитывает более тысячи статей, очерков и заметок, опубликованных в более чем 50 газетах и журналах до и после Октябрьского переворота. Из них около 30 казахских и русских печатных изданий опубликовали его материалы только до 1917 года. Он был выдающимся казахским ученым-энциклопедистом, основоположником казахского краеведения. Автором рядом фундаментальных научных трудов, очерков по истории Казахстана, антропологии, земледелию, животноводству, литературе и другим отраслям знаний.

С тех пор выросли целые поколения казахстанцев, не знавших о трагической судьбе лидера казахского интеллигенции XX века. 14 мая 1989 года постановлением Верховного суда СССР он был оправдан в связи с отсутствием состава преступления. В свое время Алиханом Букейхановым были сказаны слова: «Потомки ханов имеют непреходящий долг перед казахами, и пока я жив, не перестану служить казахам!..». Эти сказанные в свое время слова не потеряли своей актуальности и сегодня. Всей своей деятельностью – и научной, и публицистической, и политической - он служит примером для молодых. Своей человечностью, порядочностью, состраданием к соотечественникам он служил народу и внушал ему эти качества.

Творчество

Блестящим мастером публицистики предстает в своих очерках выдающийся общественный деятель казахского народа первой четверти ХХ века А. Букейханов. Речь идет об очерках на темы переселенцев и злоупотреблений царской администрации в Казахстане, опубликованных в 1908-1910 годах в Санкт-Петербургском журнале «Сибирские вопросы»: «Киргизы на совещании Степного генерал-губернатора», «Переселенческие наделы в Акмолинской области», «Русские поселения в глубине Степного края», «Киргизы на совещании Степного генерал- губернатора» и другие.

Очерки А. Букейханова – это тексты со сложной социально-коммуникативной функцией. В них социологический, этнографический и политический материал излагается языком, порождающим образы, ассоциации, предельно активизирующие воображение, вовлекая в переживание события.

Автор ставит прагматическую цель предотвратить дальнейшие последствия преступной политики царизма по разложению фундаментальных основ жизни казахов, поэтому русский язык избран формой трансляции политических требований и духовных запросов угнетаемого Российской империей народа. Причем А. Букейханов сознательно ориентируется на общение порождаемых им текстов с обширным русским культурным контекстом. В основе этого контекста лежит литературный канон, который был устойчиво сконцентрирован на симпатии к человеку труда на земле и сатирическое осмеяние власть предержащих.

Корни публицистического мастерства А. Букейханова лежат в сфере категорий русской поэтической лексики, имея в виду его стремление широко использовать стилистические возможности языковых средств. А. Букейханов также не чужд беллетризации повествования, которая выражается в построении оригинального нарратива, могущей включать в себя сказку-аллегорию, исторические реминисценции, пейзажные зарисовки, живописный пересказ забавных случаев из быта казахов. Структуры корпуса очерков можно рассматривать сквозь призму смены языковых планов, сюжетных усложнений, жанровых диффузий, то есть использовать литературоведческий инструментарий.

А. Букейханов умело использует языковые и речевые фигуры, позволяющие ему одновременно и точно передать атмосферу пессимизма, царящую в среде переселенцев, эйфорию, охватившую колониальную администрацию от «легкого» решения вопроса обустройства большой массы пришлых крестьян на новых землях, тревожную озабоченность демократически настроенной части общества политическими последствиями порочного социального эксперимента. Так, в очерке «Русские поселения в глубине Степного края»: «Зимою в 1892 году заболели цингой переселенцы поселка Таволжанского. Приезжал в поселок казенный врач и велел больным, голодным и нищим крестьянам есть лук и пить кумыс. «Киргиз запоит кумысом, только пей», - говорил почтенный доктор в футляре…Тогда неурожай был превращен в недород.

Если современных коновалов аграрного вопроса в России, сулящих голодному крестьянству млечные реки в кисельных берегах Киргизского края, почтенный доктор не привлекает за плагиат, то это объясняется его верою, что цингу можно вылечить чужим кумысом, который появляется-то с начала мая, как и аграрный вопрос разрешить подачками киргизских солонцов. «Киргиз даст вам беловодье, только идите к нему и уходите от нас», - говорят крестьянам паши и евнухи помещичьего землевладения и убирают их. Надолго ли?».

Убедительность текста достигается тем, что энергичное повествование от третьего лица, насыщенное аллюзиями, усложняется чужой прямой речью, создающей пересечение точек зрения. Возникает плотное пространство мысли, которая к тому же обретает многомерность. Здесь три речевые позиции: авторская объективно трагедийная, фарсово-лицемерная среднего русского интеллигента-прислужника царской администрации, и высокомерно-отчужденная апологетов идеи насильного вытеснения безземельных русских крестьян в Казахстан из правого политического лагеря.

А. Букейханов мастерски обыгрывает фольклорные мотивы в сатирических целях. Русская мифологема о Беловодье здесь далеко не случайна. Еще в восточнославянской мифологии фигурирует Беловодье как древнее название рая, где текут молочные реки из вымени небесной Коровы Земун. В русских народных преданиях 17-19 веков, когда как следствие религиозного раскола после реформ патриарха Никона начался интенсивный исход старообрядцев с насиженных земель центральных районов на окраины русской империи, эта мифологема семантически усложнилась, совместив представления об изобилии с чаяниями свободы: Беловодье - страна свободы, которая даже приобрела географические очертания: Бухарминский край на Алтае. Эта аллюзия необходима А. Букейханову для того, чтобы подчеркнуть всю абсурдность гипертрофированных представлений официальных идеологов переселения о благодатных сельскохозяйственных возможностях Степного края и южной Сибири, беспочвенность их упований на благополучное разрешение аграрного вопроса в Центральной России за счет ущемления жизненных интересов азиатских народов. Красивый миф и жестокая реальность жизни переселенцев находятся в неразрешимой конфронтации. Мечта переселенцев об экономической свободе оборачивается безысходной зависимостью полуголодного существования от капризов резко-континентального климата.

Ироническое описательное выражение, которым заменяется представления апологетов царской аграрной политики об обеспечиваемой ими переселенцам безбедном существовании в Казахстане, - «млечные реки в кисельных берегах» часто будет встречаться в этом и других очерках А. Букейханова для обозначения социально опасных иллюзий, вынашиваемых сторонниками экстенсивной сельскохозяйственной колонизации новых земель, относительно лучезарных перспектив жизни новых волн русских крестьян, вытесненных на периферию империи.

Литературный контекст публицистических материалов А. Букейханова несет неизгладимые следы влияния художественного метода русских демократически ориентированных писателей ХІХ - начала ХХ веков, свидетельствует о интегрированности его культуры мышления в традицию глубоких духовных исканий лучших представителей творческой интеллигенции России.
Список литературы
1. Букейхан А. Избранное. Собр. Соч. Т.1. – Алматы: Өлке, 2012. - 248 с.

2. Алаш қозғалысы. Құжаттар мен материалдар жинағы. Сәуір 1920-1928 жж. Движение Алаш. - Т.3 .Кіт.1.- Алматы: Ел-шежіре, 2007. - 304 б.

3. Букейхан А. Шығармаларының толық жинағы — Полное собрание сочинений в 7-ми т.; Т.1 –Астана: Сарыарка, 2009. - 564 с.

4. Ескендрұлы (Әбдешев) М. «Алаш Орда» министрлері / Министры «Алаш Орды» — Алматы: Типография оперативной печати, 2008. - 114 с.

5. Аккулы Султан-Хан Алихан всего Алаша: наследие Алихана Букейханова // Мысль. - 2013. - № 1. - С. 71-80.

6. Аккулы Султан-Хан Собиратель казахских земель: наследие Алихана Букейханова // Мысль. - 2013. - № 1. - С. 81-87

7. Аккулы Султан-Хан Собиратель казахских земель. Ч. II: наследие Алихана Букейханова // Мысль. - 2013. - № 2. - С. 78-85

8. Ауэзов М. Бессмертие Алаша // Казахстанская правда. - 2011. - 11 марта. - С. 13

9. Аяган Б. И это все о нем // Экспресс К. - 2011. - 25 марта. - С. 16.

10. Енисеева-Варшавская Л. Сын степей: наследие Алихана Букейханова // Мысль. - 2013. - № 2. - С. 74-77.



11. Козыбаев С. Родоначальница демократической прессы культура // Мысль. - 2013. - № 1. - С. 67-70.




Достарыңызбен бөлісу:


©dereksiz.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет