Анималистическая графика из фондов Томского Областного Художественного музея



Дата24.06.2016
өлшемі21.31 Kb.
#156677
Анималистическая графика из фондов Томского Областного Художественного музея

С доисторических времен во все века люди жили в окружении зверей и птиц и всегда их изображали: процарапанным контуром и минеральными красками на стенах пещер, вырезали в камне и дереве, лепили из глины. И хотя в истории мировой культуры ни одна эпоха, ни один народ не обошли своим искусством мир животных, анималистику можно считать одним из молодых жанров, ведь долгое время она была лишена самостоятельности. Изображение птиц и зверей было связано с пейзажами, натюрмортом, охотничьими и батальными сценами, картинами сельской жизни, мифологическими и сказочными сюжетами и лишь в творчестве художников-анималистов животные стали главной темой. От древних зооморфных, ритуально-магических произведений, изменяясь на протяжении столетий по назначению, смыслу и форме, анималистика в XX столетии обрела совершенно новое звучание.

Русские анималисты – наследники древних традиций, люди особого склада души, вступающие с природой в доверительный и проникновенный диалог. В начале ХХ века художники оказались, по сути, первыми экологами, первыми почувствовали опасность, которая грозит природе, и отразили это в своем творчестве. Осознание взаимосвязи всего сущего на Земле, желание передать свое преклонение и восторг перед великим разнообразием живых творений, призвать людей к сочувственному, разумному отношению к животному миру стали нравственной основой формирования уникального, мощного анималистического искусства. Анималистика в ХХ столетии утвердилась как существенный, равноправный с другими жанр.

Экспозиция графики проекта «Мир, за который мы в ответе» знакомит с работами русских художников ХХ века, но организаторы выставки сознательно включили три офорта художника из Флоренции Делла Белла Стефано: «Охота на кабана», «Лев» и «Верблюд», которые являются ярким образцом анималистической графики XVII века и экспонируются в музее впервые. В этих работах мир животных – это, прежде всего, мир дикой природы, неподвластной человеку и живущий по своим законам.



ХХ век представляют работы замечательных художников, чьи имена вошли в историю отечественного искусства: В.А.Ватагин, Н.Е.Чарушин, М.П.Митурич, М.Ц.Рабинович, В.И.Курдов, А.М.Белашов, В.В.Трофимов, А.В.Бородин. Более десяти работ принадлежат руке Вадима Антоновича Фролова, чья анималистика носит глубоко лирический и ясный характер, художник изображает как бы семейную жизнь зверей. Не оставят равнодушными произведения сибирских графиков: А.М.Ананьина, В.И.Мешкова, Ю.Е.Бралгина, П.Ф.Германа. Гравюры проникнуты глубоким духовным содержанием, раздумьями о жизни и судьбах людей, их нерасторжимой связью с прекрасным миром живой природы. Подкупают своей живостью, наивностью, лиричностью работы алтайского художника Юрия Егоровича Бралгина, который давно выбрал свою тему, свой выразительный пластический язык. Продолжая познавать мир посредством своих произведений, он ищет духовную нить, связывающую все живое через загадочный мир алтайского народа, старается понять и осознать мироздание и роль человека в нем.

В экспозиции так же демонстрируются произведения художников, в чьем творчестве анималистическая тема не была единственной. Это иллюстрации В.А.Фаворского к «Рассказам о животных» Л.Толстого, В.Г.Литвиненко к детским сказкам.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет