Асы, ясы, языги, осетины, казаки, казахи, гузы, усюны и узбеки



жүктеу 0.59 Mb.
бет1/2
Дата28.06.2016
өлшемі0.59 Mb.
  1   2

Тюрин А.М. 2009 год Асы, ясы, языги


Асы, ясы, языги, осетины, казаки, казахи, гузы,

усюны и узбеки
А.М. Тюрин
Аннотация: Названия социальных общностей, фигурирующие в свидетельствах о прошлом, этнонимы современных народов и этнических групп – АС, АСы, ЯСы, ЯЗы, ЯЗЫГи, КАЗАКи, КАЗАХи, КАЙСАКи, ХАЗАРы, ХАЗАРА, КАЗАРА, ГОЗы, ГУЗы, УЗБЕКи, ОСЕТИНы, АСАН, УСЮНы, УСЕРГАНы, УСУНЬ, ИШТЯКи, ОСТЯКи, ЭСТОНцы – образовались от слова ЯСА. Этим словом называли свод законов Чингисхана. Рассмотрены также названия социальных общностей семейства «ЭЛЬ», «АМ» и «АР».
Оглавление:

1. Постановка задачи

2. Идеологическая база реконструкций

3. Аланы


4. Казаки и Казахи

5. Маджары

6. Ясы

7. Атаманы и администраторы



8. Киргизы

9. Дешт-и-Кипчак

10. Элементы исторической реконструкции

11. Вместо заключения

Источники информации
Ключевые слова: Новая Хронология, лингвистика, казахский язык, реконструкции.
1. Постановка задачи

На основе сопоставительного анализа ДНК-данных высказана гипотеза: предки маджар Казахстана, одного из казахских родов, и осетин Северной Осетии в прошлом входили в одну популяцию [Тюрин, 2009, Маджары]. Также обозначена гипотеза о том, что часть предков казахов в свидетельствах называли ЯСы и АЛАНы. Представлялось целесообразным на основе лингвистических реконструкций выполнить дальнейшее обоснование гипотез, доведя их до предварительных самых общих вариантов исторических реконструкций. При решении поставленной задачи мы выполнили некоторые лингвистические реконструкции, прямо к ней не относящиеся. Часть из них приведено в статье. Они иллюстрируют наличие общего лингвистического пласта у народов Евразии, к которому следует отнести и слова ЯСы и АЛАНы.


2. Идеологическая база реконструкций

В соответствии с Новой Хронологией А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского (НХ ФиН) [Сайт Новая Хронология], так называемая монгольская империя – это Русь-Орда, возникшая в 14 веке в Восточной Европе и начавшая отсюда экспансию на восток, юг, и запад. Военным инструментом экспансии являлась Орда – армия, сформированная и организованная на основе определенных принципов [Носовский, 2005, Новая хронология Руси]. Основные положения НХ ФиН являются надсистемой, в рамках которой мы обосновали гипотезу о том, что часть предков казахов называли ЯСами и АЛАНами.

При выполнении лингвистических и исторических реконструкций мы принципиально не пользуемся терминами «народ» и «племя». Вместо них применяем термин «социальная общность (или «сообщество». В нашем понимании это группа людей, объединенная хотя бы по одному отличительному признаку. Но в этой статье нам не удалось соблюсти терминологическую четкость. Это связано с тем, что у современных казахов четко обозначены понятия «племя» и «род».

Результаты наших лингвистических реконструкций, выполненных в рамках НХ ФиН, отражены в двух сериях статей: «Лингвистические маркеры Руси-Орды» и «Лингвистические проявления дохристианских культов Руси-Орды». Первая серия включает: [Тюрин, 2007, Лингвистика, Скифы; Тюрин, 2007, Словарь, Скифы; Тюрин, 2008, Кремль, Каракорум, ВКС; Тюрин, 2008, Кремль, харим, марка; Тюрин, 2008, Казары; Тюрин, 2008, Волк и Русь-Орда; Тюрин, 2008, Эль, уд и Русь-Орда]. Статьи второй серии опубликованы в разделе «Полемика» сайта Новая Хронологиия [http://new.chronologia.org/polemics/index.html]. Фаллистические культы лингвистически проявились по словам, которыми в прошлом называли главный элемент поклонения в них, то есть фаллос – АР, АК, ЯН, КОЛ и ЁБ, а также его женский аналог – АМ. Эти слова являются лингвистическими маркерами культа фаллоса. Принципы лингвистических реконструкций изложены в статье [Тюрин, 2009, Принципы лингвистики]. Непосредственно с Русью-Ордой связан лингвистический маркер – АС. АС – это «закон», но не просто абстрактный «закон», а тот, на основе которого была создана Русь-Орда. АС/АЗ/ЯС – это ЯСА Чингисхана. В соответствии с НХ ФиН ЧИНГИСХАН – это одно из имен Юрия (Георгия) Даниловича, [Носовский, 2005, Империя]. ЯСА являлась одной из разновидностей культов. То есть была культом закона. С культом общежития связаны маркеры ЭЛЬ – социальное сообщество, и УД – удел, часть владений, часть ЭЛЯ [Тюрин, 2008, Эль, уд и Русь-Орда]. Часть ЭЛЯ – это тоже социальное сообщество. То есть слова УД и ЭЛЬ в первом приближении являются синонимами. Слово ВОЛК во всех его выделенных формах и слова АС, ЭЛЬ и УД являются лингвистическим маркерами Руси-Орды. То есть, по наличию этих слов в языках народов Евразии можно делать вывод о вхождении их предков в Империю. Конечно, этот лингвистический вывод может являться только одной из основ исторических реконструкций.

При выполнении реконструкций мы пользуемся географическим термином Великая Степь. Это регион Евразии, охватывающий степную зону от Маньчжурии на востоке до Дунайских равнин на западе, а также примыкающие к ней с севера зону лесостепи и с юга – зону пустынь.
3. Аланы

В соответствии с Традиционной Историей (ТИ) аланы, участники Великого переселения народов 4-7 веков, являются одной из групп сарматов или в более общей классификации – скифов. В справочнике [Брокгауз и Ефрон] не говорится, что скифы и аланы были ираноязычными сообществами. Это объединения разных сообществ, говоривших на разных языках. Однако сегодня принято другое наполнение терминов АЛАНы и СКИФы. Это именно ираноязычные народы. Кто, когда и каким образом обосновал ираноязычность алан и скифов – этот вопрос мы оставим открытым. Но отметим, что сегодня в Европе живет одно сообщество, говорящее на языке иранской ветви индоевропейских языков. Это осетины. Достоверно известно, что на иранском языке говорило и одно из сообществ на территории Венгрии. Этот вопрос рассмотрен ниже. Вопрос об аланах мы рассмотрели в статье [Тюрин, 2008, Волк и Русь-Орда]. Перевод слова АЛАН (УЛУ+АН, АН – суффикс) – «волки» (УЛУ – волк). Это типовое название воинов Руси-Орды. Деятельность аланов в Центральной и Западной Европе, а также в Северной Африке – это одно из отражений завоевания в 14 веке этих территорий войсками Руси-Орды. Но в пределах Великой Степи слово АЛАНы может иметь и другую трактовку. Поэтому применительно к казахам мы не будем настаивать на вышеприведенном переводе рассматриваемого слова.

Автор совершенно изумительной монографии «К истории аланской ономастики и топонимики» [Байрамкулов, 1995] на огромном фактическом материале показал ошибочность мнения о том, что аланы (как историческая общность) Северного Кавказа говорили на языке иранской группы. Основная их масса была тюркоязычной. Алан называли несколькими этнонимами, в том числе и АС, АСЫ, ЯСЫ. Отдельные группы алан вошли в состав многих народов Великой Степи. Об этом свидетельствуют названия родов АС и АЛАН. Мы их приведем без соответствующих ссылок, имеющихся в рассматриваемой монографии, выделив интересующие нас слова: алтайские роды Дьети АС, Вайлаг АС; казахское племя АС; киргизское племя АС; чагатайское племя АС; туркменские роды АЛАН; ногайские роды тарту уллу АС, дер гулли АС, шомишли АС; казахское племя АЛАН; башкирский род АС/АССЫ. Забегая вперед, отметим, мы не разделяем точку зрения автора публикации, из которой привели сведения. АС и АЛАН – это типовые названия общностей Великой Степи. Вопрос о генетическом родстве тех общностей, которые называли и называют этими словами нужно рассматривать в каждом конкретном случае.

К данным из публикации [Байрамкулов, 1995] добавим информацию из других публикаций. На Алтае в 17 веке жили АСАНы (АС+АН). «Радлов В.В. указывает «йалан – название племени татар Северного Алтая»» [Алишина, 2002]. ««Йылан, еланцы – этноним башкир», утверждает Р.Х. Халикова». У башкир имеется род ЭСке ЕЛАН Приведены и многочисленные деревни и юрты сибирских татар, в названии которых присутствует слово ЙАЛАН/ЕЛАН. У сибирских татар тоже есть АСы. Это ЯСколба. Так называли заболотных татар [Томилов, 1992]. У волжских булгар по свидетельству Ибн-Фадлана было подразделение ЭСКЕЛ (АС+аК+ЭЛЬ). Это ЭЛЬ АСаков. На Среднедунайской равнине тоже живут потомки АЛАН. Это одна из этнических групп венгров, потомки Jasz (Yazigian). Считается, что ЯЗЫ (ЯЗЫГИ) пришли в Венгрию вместе с куманами (Kuns) во время монгольского вторжения. Они до 16 века говорили на иранском языке («used an Iranian language» [Guglielmino, 2000]). В другой публикации сообщается, что они пришли на территорию Венгрии после татарского вторжения («They arrived in Hungary after the Tatar invasion (1241-1242)» [Guglielmino, 1996]). ЯЗЫГи (ЯЗ+АК, АК – суффикс) – еще одна форма слова ЯСы. На Средней Волге имеются два поселка ЕЛАНЬ, на Украине – ЕЛАНЕЦ. Но, возможно здесь мы имеем дело с русским словом ЕЛАНЬ, значение которого приведено ниже.


4. Казаки и казахи

Если аланы в своем большинстве говорили на тюркском языке и если среди казахов сохранились их потомки, то … То в казахском языке просто обязаны сохранится слова, которые могут быть учтены при выполнении исторических реконструкций. Прежде чем перейти к лингвистическим реконструкциям отметим, что мы будем рассматривать слова казахского языка. Но это вовсе не означает, что он является некой «первоосновой». Те же самые лингвистические реконструкции мы можем выполнить и на основе слов русского языка. Кроме того, наши реконструкции не учитывают имеющиеся представления о хронологии событий в Великой Степи. Этот вопрос нуждается в специальном рассмотрении.

В диалектах тюркского языка имеются слова, которыми называют металлы: СЕЗ, СИЗ, ЙЕЗ, ЖЕС, в монгольском и калмыцком: СЕС и ЗЕС. Эти слова можно перевести как «желтая медь, жесть», «желтая медь», «жесть, бронза», «желтая медь», «медь», «медь, латунь» [Фасмер]. Одно из ключевых слов в приведенных словосочетаниях – «желтая». То есть, казахское и татарское слово СЕЗ/СИЗ означает не просто «медь», но именно «желтая медь». То же самое относится и к кыпчакскому слову ЙЕЗ. Понять этимологию этих слов легко. Слово АЗ/АС в диалектах тюркского языка означает «белый», «серый» и «желто-белый» цвета [Этимологический словарь]. На «ДЖ»екающих диалектах слово АЗ/АС звучит как ДЖАЗ/ДЖАС. Например, ЯСАК-ДЖАЙСАК, ЯБГУ-ДЖЕБГУ, ЯИК-ДЖАИК. В свою очередь на не«ДЖ»екающих диалектах слово ДЖАЗ/ДЖАС может звучать как СЕЗ, СИЗ, ЖЕС, СЕС и ЗЕС (ДЖАЗ/ДЖАС = ЖАЗ/ЖАС = ЗАЗ/ЗАС = САЗ/САС). Слово ЙЕЗ – это просто ЯЗ. То есть эти слова означают «белый, серый и желто-белый [металл]» – желтая (но не красная) медь, латунь, бронза и собственно жесть. Здесь мы рассмотрели только одно значение слова АЗ/АС, причем сделали это для того, чтобы показать, как оно трансформируется в «степных» диалектах. Еще один пример – варианты названия реки ЭМБА. «Эмба, Емба, у каз. Джимм или Джем, у кал. Зен. … в «Книге Большого Чертежа» названа Гем» [Прошлое Казакстана]. В русских свидетельствах ее называли ЕМ [Вельяминов-Зернов, 1866]. Сегодня река и стоящий на ней город называется ЖЕМ. ЭМБА = АМ+оВ+А. В данном случае АМ – это просто река. Например АМУР (АМ+АР, АР – суффикс), АМУ-Дарья (АМ+А река) [Тюрин, 2008, Ам и Русь-Орда]. Сюда же относится название реки в Индии ЯМУНА (ЯМ/АМ+ИН+А). На ее берегу стоит знаменитый Тадж-Махал.

Основой родоплеменной организации казахов является ЖУЗ. У них имеются три ЖУЗа – старший, средний и младший. Вполне логичным выглядит перевод этого слова как «сотня». В не«ДЖ»екающих диалектах, например, узбекском языке, оно звучит как ЮЗ. Особо отметим, что ЮЗ – это и «сотня [воинов]», например ЮЗБАШИ – «сотник». В справочнике [wikipedia] дан другой перевод слова ЖУЗ – «союз» Этот перевод не является неправильным. Он некорректный. Например, слово НАРД тоже можно перевести как «союз [большого числа людей]». Третья версия этимологии слова ЖУЗ логично вытекает из нашего обоснования лингвистической исследовательской задачи. ЖУЗ – это одна из форм слова АЗ/АС. То есть слово ЯСа в казахском языке имеет форму ДЖЮЗ или ЖУЗ. Три казахских ЖУЗа – это три объединения ЯСов. Только и всего. Отметим, что младший ЖУЗ (Кiші ЖҮЗ) называют и Кичик-ЮЗ, то есть слово ЖУЗ имеет не«ДЖ»кающую форму именно ЮЗ. «ДЖ»екающая форма слова АЗ/АС/ЯС – ДЖАЗ/ДЖЮЗ, имеет еще одно направление трансформации. ДЖАЗ = ГАЗ = КАЗ. Прибавив к последней трансформанте суффикс АК, мы получим самоназвание казахов – КАЗАК (с твердым гортанным последним «К»). «ГОЗ, гуз, гозы – тюркский народ, кочевавший в низовьях Сырдарьи». [Прошлое Казакстана]. ГОЗ и ГУЗ – это то же самое, что КАЗ, то есть это форма слова ЯСА, точнее, это КАЗАК, но без суффикса АК. Тогда, ЯСы, ЯЗЫГи, ГОЗы, и ГУЗ и КАЗАКи – это социальные сообщества, нормы права которых были основаны на ЯСЕ Чингисхана. В персидском языке имеется слово HEZÂR – «тысяча». Это слово тоже восходит к ЯСа: ХЕЗАР = ХЕХ/АЗ+АР. ЖУЗ – объединение племен, ЮЗ – «сотня», и HEZÂR – «тысяча», – это регламентированные ЯСой элементы социальной и военной организации социальных сообществ. У нас имеются подозрения, что АЗ/АС – «белый», «серый» и «желто-белый» цвета, это регламентированные ЯСой масти лошадей воинских подразделений. То есть значение слова АЗ/АС, как обозначение цветов, является вторичным.

Конечно, слово ЯСА – «закон», возникло не на пустом месте. Возможно, оно восходит к слову АЗЪ, означавшее в соответствии с [Церковнославянский словарь] на готском языке «бог», «первый», «начало». У древних поляков слово АЗЪ или ЯЗЪ тоже означало «бог». В германо-скандинавской мифологии АСы – высшие боги. АСУРы (АС+АР) – божества низкого ранга в буддизме и индуизме. В древнем Египте тоже были боги АСы: ОСИРИС или УСИР (АС+АР) и его сестра и жена ИЗИДА (АЗ+УД+А). Здесь можно вспомнить и Имя сына Бога – ИИСУС (АС+УС, УС – греческий суффикс). В Коране оно фигурирует с суффиксом «А» – ИСА (ИС+А). «Спас (от старославянского съпасъ – «спаситель», греч. Σωτήρ) – эпитет, присваиваемый Иисусу Христу. Особенно характерен для иконописи.» [wikipedia]. Здесь дана практически однозначная этимология слова СПАС. Но мы утверждаем, что это не так. Русское слово СПАСитель образовалось от СПАС. «Аспасовъ день = тоже что Спасовъ» [Церковнославянский словарь]. Так называются праздники 14, 19 и 29 августа. В народе их называют Медовый, Яблочный и Ореховый (Хлебный) Спас. Эти названия свидетельствуют о дохристианском возникновении этих праздников и, следовательно, самого слова СПАС. СПАС – это АСПАС (АС+оВ+ИШ), праздник бога АСа. СПАСы приходятся на успенский пост. УСПЕНье = АС+оВ+ИН. То есть конструкции АСПас и УСПенье отличаются только вторым суффиксом принадлежности. Если в конструкции АСПАС мы уберем редуцированный суффикс ОВ, то получим ИСУС. То есть ИИСУС и СПАС – это одно и тот же слово. ИСЛАМ – это название одной из мировых религий. ИСЛАМ = АС+эЛь+АМ. АМ – это, скорее всего, одна из служебных частиц семитских языков. АС+ЭЛЬ – это ЭЛЬ ЯСы, или ЭЛЬ ИСЫ. Одно из имен бога, применяемое в Библии – ГОСПОДЬ (ГОС/АС+оВ+УД). Но возможно, слово УД в этой конструкции имеет форму ПОДь. Тогда, ГОСПОДЬ = ГОС/АС+УД. В пользу второй версии свидетельствует структура слова ГОСУДАРЬ (ГОС/АС+УД+АР). Его церковнославянская форма – ОСПОДАРЬ (АС+УД+АР). Эти формы слов свидетельствуют и о тождественности ОС/ЯС = ГОС.

КАЗАК (КАЗ+АК) и КАЗАР (КАЗ+АР) – это одно и то же слово. Слова семейства КАЗАР мы подробно рассмотрели в публикации [Тюрин, 2008, Казары] и здесь на них останавливаться не будем. Только напомним про те из них, которые связаны с территорией Великой Степи. Это ХАЗАРы (ХАЗ/КАЗ+АР), чье государство в соответствии с ТИ было в Северном Прикаспии, КАЗАРА (КАЗ+АР+А), одно из самоназваний уральских казаков, ХАЗАРА, самоназвание ХАЗАРейцев, чьи предки жили на территории Западной Монголии. Слово ЕСАУЛ считается тюркским («начальник»). Но первоначально оно означало «представитель ЯСы (верховной власти) в ЭЛЕ» – ЕСАУЛ (ЯСа+УЛ). КАЗАКи Восточной Европы были АСами, то есть приверженцами ЯСы. Вернее, они были воинами ЯСы, закона, государства. Конечно, они просто обязаны были иметь соответствующий идентификационный признак. Они и имели. Это ОСЕЛЕЦ (АС+ЭЛь+ИЦ) или ОСЕЛЕДЕЦ (АС+ЭЛь+УД+ИЦ), знак принадлежности к ЭЛю или ЭЛю УДа ЯСы. Одна из разновидностей служилых сибирских татар называлась КЪАСАКълар, то есть КАЗАКи [Алишина, 2002]. АЗНАУРИ, грузинский дворянский титул – это тоже АС/АЗ. АЗНАУРИ = АЗ+иН+АР.

Казахское слово ЗАҢ означает ЗАКОН. ЗАҢ = аЗ+АН, ЗАКОН = аЗ+АК+АН/ИН. Оба слова восходя к ЯСА (АЗ), причем русское слово отличается от казахского только наличием дополнительного суффикса АК. В казахском языке имеется и другое слово, означающее ЗАКОН, – АБА. АБА (АБ+А) – это начальная часть русского слова ОБЫЧАЙ (ОБ+ИЧ+АЙ, ИЧ и АЙ – суффиксы). Арабское слово АЗАН (АЗ+ИН) – призыв муэдзина на намаз, – это то, что следует делать по закону, обозначенному словом АЗ. В группу трансформантов слова АЗ(ЯСА) входит и ХАЗ. От него образовано еврейское слово ХАЗАН (ХАЗ+АН). Это человек ведущий молитву в синагоге, то есть ведущий ее в соответствии с имеющимися предписаниями (законом). АЗАН и ХАЗАН – это одно и то же слово. ХАЗ – это и ХОЗЯИН (ХОЗ+ИН), владелец чего-либо по закону. Если в последней конструкции мы заменим суффикс ИН на АК, то получим слово ХАЗАКА. «Х., как юридический термин, впервые встречается в области талмудического права в смысле давностного владения имуществом.» [Брокгауз и Ефрон]. И конечно от слова ЯСА произошел известный юридический термин JUS (ДЖУС), означающий в латынском и английском языках примерно одно и то же – «закон», «свод законов», «правовой принцип». Древнерусское слово КАЗАТИ (КАЗ/АС+ИТь) означает «повелевать», «приказывать» [Церковнославянский словарь]. «Асе́ссор (лат. – «заседатель») – в Древнем Риме и средневековой Европе должностное лицо, облеченное судебной властью.» [wikipedia]. АСЕССОР = АС+ИШ+АР. Здесь и комментировать нечего. Символ власти называют словом ЖЕЗЛ. ЖЕЗЛ (ЖЕЗ/АС+эЛь) – это символ верховной власти в ЭЛЕ. В казахском языке слово ПОСОХ (которым пользуется шаман) звучит как АСА-ТАЯҚ. ТАЯҚ – это «палка», а АСА (АС+А) – то, что относится к АС, то есть высшему закону. У нас получилось, что слова ЖЕЗЛ и АСА-ТАЯҚ являются однокоренными и означают примерно одно и то же.

Естественно, ЯСА являлась основой налоговой системы государства. Один из натуральных налогов так и назывался – ЯСАК (ЯС+АК, АК – суффикс). На «ДЖ»екающих диалектах это слово звучит как ДЖАСАК или ДЖАЙСАК. Слово ДЖАСАК в татарском языке означает «дань, подать», чигатайском – «дань; постановление, уложение, закон», турецком – «запрет» [Фасмер]. «Джизья (араб. جزيه) – налог, выплачиваемый жителем-немусульманином в исламском государстве.» [http://askimam.ru/board/]. ДЖИЗЬЯ – это самая обычная «ДЖ»екающая форма слова ЯС(АК) со специфическим окончанием. Обращаем внимание на то, что ЯСАК, подушный налог, в России платили те, кто не являлся христианином или мусульманином. ДЖИЗЬЮ, подушный налог, тоже платили только представители не господствующей конфессии. Отсюда понятно, что русское слово ЯЗЫЧНИКи (не христиане и не мусульмане) образовано от ЯСАЧНИКи. ХОЗРОЙ/ХОСРОЙ «(или, точнее, Хосров) – значит по-персидски вообще «царь», а в частности так назывались некоторые отдельные персидские и армянские цари.» [Брокгауз и Ефрон]. ХОЗРОЙ (ХОЗ+аР+ОЙ) и ХОСРОВ (ХОС+аР+ОВ, АР и ОВ – суффиксы) – это правитель по закону ЯСЫ или человек, осуществляющий предписанные ею законы.

В справочнике [wikipedia] приведено 14 сел и поселков Японии, имеющих название АСАХИ. Имеется и город с таким названием. Также сказано, что АСАХИ – это название одного из районов города ОСАКА. Странно, но в справочнике не отмечено, что АСАХИ и ОСАКА – это одно и то же слово. Слово АСАХИ на японском языке означает «утреннее солнце». Но, по нашему мнению, многочисленные АСАХИ являлись центрами налоговых округов, попросту говоря, местами сбора ЯСАКа. АСАХА – это немного трансформированное слово ЯСАК. А кто его собирал? КАГАНы, конечно. В публикации [Тюрин, 2008, Кремль, харим, марка] мы показали, что СЁГУН и КАГАН – это две формы одного и того же слова. По историческим данным титул СЁГУН имели полководцы и правители Японии. В справочниках приводится либо японская, либо китайская этимология этого слова. Между тем, ««сагун» – военно-административный титул, распространенный как среди тюркской знати, так и у других народов Средней Азии.» [История городов]. Кроме того, SAGUN – титул знатных людей у карлуков [Древнетюркский словарь].

В тюркском языке слово ЭЛЬ звучит как ИЛ (И:Л) – «народ», «люди», «племенной союз». В казахском языке оно звучит, как ЕЛ (Русско-казахский словарь, http://www.sozdik.kz/). Широкой трактовке слова ЭЛЬ соответствует его значение в английском (ALL – «все», «всё», «весь») и греческом (ΟΛΟ –«весь», «целый») языках. В казахском языке имеется и синоним слова ЭЛЬ в части «племенной союз» – ОДАК (УД+АК, АК – суффикс). На территории Монголии словом ОТОК называли социальную общность, занимавшую определенную территорию. Ее взрослое мужское население составляло отдельное воинское подразделение. ОТОК (УД+АК) и ОДАК – это одно и то же слово. Соплеменник по УДу в тюркском языке называется словам АДАШ – «друг, приятель, товарищ» [Древнетюркский словарь]. АДАШ = УД+ИШ. Слова ЕЛ и ОД в этих же значениях имелись и в русском языке. Например, слово УДЕЛ (УД+ЕЛ) переводится на тюркский язык однозначно – «союз племен». То есть в русском языке слово УДЕЛ первоначально обозначало не территорию с проживающими на ней племенами, а именно «союз племен». Административно-территориальная единица Румынии называется ЖУДЕЦ (ЖУД/УД+ИЦ, ИЦ – суффикс). Это то же самое, что русское УДел и казахское ОДак. Что получится если соединить слово ЖУЗ/УЗ и УД? УЕЗД (УЗ+уД). Это УДак, живущий по законам ЯСы. То есть русское УЕЗД и казахское ЖУЗ – это почти одно и то же. Скорее всего, название казахского племени АДАЙ (УД+ИЙ) младшего жуза следует перевести как «племенной союз». Название другого племени этого жуза ЕСЕНТЕМIР (ЯС+ИН/АН+ТЕМIР) явно просматривается слово ЯС (АЛАН) в сочетании со словом «железо». Еще одно племя называется ТАЗ. Это просто АЗ (АЗ = ДЖАЗ = ДАЗ = ТАЗ).

В Великой Степи для образования названий социальных общностей применяется несколько суффиксов. Среди них АР, АК и АН. Например, этнонимы, образованные с помощью суффикса АН: АРГЫН (АРГ+АН), YAZIGIAN (ЯЗ+АК+АН), МОЛДАВАНе, РУМЫНы, ОСЕТИНы, ТУРКМЕНы. Так вот, АЛАН (ЕЛ+АН) – это просто «народ». Таким образом, два названия одних и тех же социальных общностей – АЛАНы и ЯСы, означают «народ, который живет по законам ЯСы». В младшем жузе имеется племена АЛАША и АЛТЫН. АЛАША (АЛ+ИШ+А, ИШ и А – суффиксы) – это то же самое, что и АЛАН, Очевидно, что АЛТЫН – это «золото». Но скорее всего АЛТЫН (АЛ+уД+ИН/АН) – это ЕЛ (ЭЛЬ) УДов. Старший жуз казахов называется Ұлы жүз. ЫЛЫ – это просто ЕЛ (ЭЛЬ). В тюркском языке «народ» обозначают и словом ХАЛК. В казахском языке оно звучит как ХАЛЫК. ХАЛЫК (ХАЛ+АК, АК – суффикс) – это то же самое, что ЕЛ (ЕЛ = ДЖЕЛ = ЖЕЛ = ХАЛ) и АЛАН. Конечно, слово АЛАН имеет в тюркском языке и другие значения. Например, «юноша», «змея, Змей», «поле, равнина». Но мы их рассматривать здесь не будем. Только отметим, что слово АЛАНЬ (ЯЛАНЬ, ЕЛАНЬ) имеется и в русском языке в значении «гладкое, травянистое сырое место, пригодное для покосов и пастбищ» [Церковнославянский словарь]. ЭЛЛИНы, самоназвание греков, это просто АЛАНы, то есть народ, а ЭЛЛАДА (ЭЛЬ+УД+А) – это «союз народов», то же самое, что УДЕЛ (УД+ЭЛЬ). По нашим наблюдениям, русский звук «ЛЬ» передается в европейских неславянских языках сдвоенным «Л». Второе название Трои – ИЛИОН. ИЛИОН (ИЛ+ИН/АН) – это попросту АЛАН, то есть «народ».

«Кстати, среди прародителей царей великого Рима, находившихся в Тартаре-Тартарии, назван АССАРАК, то есть, вероятно, РУССКИЙ. Здесь поздний переписчик мог переставить буквы: РССК --> ССРК. Далее, Вергилий сообщает, что Ромул, один из основателей Рима, был из рода Ассарака: «Ромул, рожденный в роду Ассарака от Марса и жрицы Илии» [125:0], с.238. Считается, что Эней был правнуком Ассарака [125:0], с.410.» [Носовский, 2005, Начало ордынской Руси]. По нашей версии АССАРАК (ЯСА+АР+АК, АР и АК – суффиксы) – это либо верховный бог ИСА, либо основатель государства, базирующегося на ЯСЕ-законе, то есть Чингисхан (Юрий/Георгий Данилович). Последняя версия датирует Энея концом 14 – началом 15 веками.

В публикации [Сабитов, 2009] приведена структура казахских аргынских подродов. Не вдаваясь в тонкости перевода их названий, дадим те из них, которые иллюстрируют наши лингвистические реконструкции. Слово ОДАК присутствует в этнонимах суюнДЫК, куанДЫК, шегенДЫК, АДилбек. Этнонимы, образованные с помощью суффикса АН,: аргЫН, каратомЕН, козгАН, басентиИН, тамьЯН, бошАН, есЕН, бабасАН. Этнонимы, в которых присутствует слово ЕЛ и его типовые формы: акЖОЛ, КУЛбаш, адИЛбек, кенжесОЛы, шубартпАЛы, ЖАЛыкпас, караУЛ, актЛес, канжигОЛы, АЛтай, тинАЛи, КУЛик, айдабОЛ, КОЛбОЛды. Конечно, в части последних слов ОЛЫ может означать «сын», «сыновья», «дети».

УД и ОДАК – это одно и то же слово. То есть УД в конце названий социальных сообществ означает тоже «союз племен» или просто «социальное сообщество». В публикации [Список] приведено четыре варианта «Списка 92 узбек-казахских племен», восставленных по историческим свидетельствам. Мы рассмотрим вариант, соответствующий «Маджму ат-Таварих». В нем 31 название имеет в своей структуре слово УД: конгурАТ, байаУТ, бурЯТ, убрЯТ, кыЯТ, хЫТай, пулАДчи, джыйЫТ, джуйУТ, джулджУТ, турмаУТ, уймаУТ, арлАТ, кереИТ, онгУТ, тангУТ, мангУТ, джалаУТ, мамасИТ, меркИТ, буркУТ, киЯТ, рамАДан, бАДай, джурАТ, карДари, теИТ, кохАТ, дераджАТ, кимАТ, шуджа-АТ. К этому списку можно добавить якУТов, брИТТов, брЕТонцев, бургунДов и скОТТов, венДов, венЕТов, ванДалов. Переводятся они просто. Например БУРЯТ – это союз племен (УД) с идентификационным признаком БУР. В данном случае БУР – это форма слова АР. То есть БУРЯТ и ОЙРАТ – это одно и то же слово.


5. Маджары

Известно, что предки маджар пришли в Тургайский регион 300-400 лет назад из Каратау, горного массива на юге Казахстана, [Bíró, 2009]. Имеются ли какие-нибудь свидетельства пребывания АЛАН и АС/ЯСов в этом регионе? Да. Главный его город – Туркестан, входил в империю Тамерлана под названием ЯССЫ (ЯСЫ, ЕССЫ) [Прошлое Казакстана]. Позднее, до 18 века он являлся столицей Казахского ханства [wikipedia]. С городом ЯССЫ связана жизнь известного суфия Ходжа Ахмед Яссави (то есть из ЯССы). Его мавзолей находится в Туркестане.

С «перекочевкой» предков маджар из района вблизи Туркестана в Тургайский регион 300-400 лет назад (скорее всего, это случилось позднее) никаких проблем не имеется. По свидетельству И.Г. Андреева [

  1   2


©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет