Автокоммуникация классическая модель речевой коммуникации



Дата12.06.2016
өлшемі29.5 Kb.
#130848
КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ. АВТОКОММУНИКАЦИЯ
Классическая модель речевой коммуникации (общения), предложенная Р.О. Якобсоном, описывает передачу информации по каналу «Я – ОН». Ю. М. Лотман уточнил эту модель и предложил различать два канала коммуникации: канал коммуникации («Я» - «ОН») и канал автокоммуникации («Я» - «Я»).

В канале «Я - ОН» «Я» - это обладатель информации, тот, кто её передаёт. «ОН» - адресат информации, тот, кому информация передаётся. В канале «Я - Я» Я передает информацию самому себе.

Если коммуникативная система «Я - ОН» обеспечивает передачу постоянного объема информации (цель адресанта - передать информацию и быть понятым), то коммуникативная система «Я - Я» качественно трансформирует информацию, сообщение приобретает в ней новый смысл, что приводит к перестройке самого «Я».

Предлагаемый ниже анализ иллюстрирует, как передается информация по каналу “Я – Я”, на примере последней главы романа Дж Джойса “Портрет художника в юности”. Эта глава близка к исповедальной прозе и включает дневниковые записи главного героя, Стивена Дедалуса, т.е. изображает один из возможных вариантов общения с собой. В предложенном варианте анализа намеренно пропущены английские эквиваленты языковых явлений, которые вычленяются интерпретатором для того, чтобы показать процесс формирования у персонажа определенного мировосприятия.



Фрагмент текста, в котором изображается передача информации по каналу «Я-Я»
April 10. Faintly, under the heavy night, through the silence of the city which has turned from dreams to dreamless sleep as a weary lover whom no caresses move. The sound of hoofs upon the road. Not so faintly now as they come near the bridge; and in a moment, as they pass the darkened windows, the silence is cloven by alarm as by an arrow. They are heard not far away, hoofs that shine amid the heavy night as gems, hurrying beyond the sleeping fields to what journey’s end – what heart? – bearing what tidings?


Анализ фрагмента

Развернутая метафора (----------) создает центральный образ, которому сопутствует “одушевленный” образ, также возникающий на основе разновидности метафоры – олицетворения (---------). Метафорический эпитет выступает основой для оксюморона (----------). Эксплицирует метафорические отношения и сравнение (----------). Сходная цепочка тропов – олицетворение, осложненное сравнением (---------), метафорические эпитеты (---------------) – формирует образ молчания, переплетающийся с образом сна.

Перцептуальные образызрительные и слуховые (------------)делают возникающую в сознании Стивена картину почти реальной, ощутимой для читателя.

Смена образов усиливает асемантичность фрагмента, однако в результате утраты первичных семантических значений возникают новые субъективные ассоциации, в которых утверждает себя рефлексия персонажа. Сложный комплекс повторов рисует образ спящего города, где чувствуется лишь присутствие времени.

Ощущение временного потока не только эксплицируется ЛЕ ----,-----,-----,----- – все они содержат сему “движение”, но и имплицируется цепочками ритмических повторяемостей. Каждое из трех развернyтых предложений фрагмента имеет в своем составе повторяющиеся фразы (------) и модели: 1) -------- 2) ---------- 3) -------------.

Наряду с типичными для стихотворной формы аллитерацией (----------) и ассонансом (------------) повторы фраз и моделей иллюстрируют свойственное автокоммуникации членение текста на ритмические куски. Фрагмент приближается к стихотворению, проникнутому глубокой субъективностью и лиризмом.



Конденсируя смыслы в пределах субъективной ассоциативно-семантической цепи, повторы очерчивают схему мировосприятия Стивена, воспроизводят его самоощущение.
Практические задания:


  1. Прочитайте и переведите фрагмент дневниковой записи Стивена Дедалуса.

  2. Прочитайте предложенный вариант анализа фрагмента, заполнив пропуски.

  3. Каким Вам представляется изображенное мировосприятие персонажа? Докажите, что в процессе автокоммуникации передаваемая информация качественно трансформируется (приобретает новый смысл), а «Я» персонажа перестраивается.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет