Биография А. М. Стесселя Анатолий Михайлович Стессель (10 июля (28 июня) 1848 года 18 января 1915 года) русский военный деятель, генерал-лейтенант, генерал-адьютант Свиты Его Императорского высочества



Дата14.06.2016
өлшемі55.5 Kb.
#135481
түріБиография
Биография А. М. Стесселя
Анатолий Михайлович Стессель (10 июля (28 июня) 1848 года — 18 января 1915 года) — русский военный деятель, генерал-лейтенант, генерал-адьютант Свиты Его Императорского высочества.

Сын полковника Михаила Петровича Стесселя (ск.1857), племянника героя Бородинского сражения Ивана Матевеевича Стесселя. В 1866 году окончил Павловское военное училище. Участник русско-турецкой войны 1877—1878. Командовал 16-м пехотным Ладожским (1897) и 44-м пехотным Камчатским (1897—1899) полками. Командуя 3-й Восточно-Сибирской стрелковой бригадой (1899-1903), отличился при подавлении Боксерского восстания (1900—1901). С 12 августа 1903 г. комендант крепости Порт-Артур, с марта 1904 г. начальник Квантунского укрепленного района (2 февраля 1904 года на должность коменданта был назначен генерал Смирнов), с августа 1904 года также командир 3-го Сибирского корпуса.

Был владельцем поместья и замка XVI века недалеко от местечка Хмельники Подольской губернии (в настоящее время — райцентр Хмельник, Винницкая область Украины).

Во время русско-китайской войны 1900 года не брезговал мародёрством, нажился на грабежах китайских дворцов, в 1901 году за «оказанные заслуги» в ходе этой войны был произведён в генерал-лейтенанты. Будучи по натуре делягой, не брезговал взятками с подрядчиков во время строительства фортов Порт-Артура, которое он курировал. По свидетельствам современников офицеры и солдаты его не любили, можно даже сказать — ненавидели (один из офицеров после возникшего между ним и Стесселем конфликта пытался застрелить генерала, причем за это он даже не был предан суду — настолько очевидной была ситуация для окружающих). С. Ю. Витте знал Стесселя еще до начала войны: «…я тогда же составил о нем мнение как о человеке, подобном глупому непородистому жеребцу. Я был очень удивлен, когда после объявления войны он был назначен главным военным начальником в Порт-Артуре. Я тогда же на основании тех отзывов, которые я слышал о генерале Стесселе в Порт-Артуре, был убежден, что он еще ухудшит и без того тяжелое положение, в котором порт-артурцы очутились.»

Благодаря своим придворным связям и особому благоволению императора, Стессель стал командиром корпуса минуя обязательный для всех ценз выслуги начальником дивизии. А.Н.Куропаткин отмечал, что, в силу специфики прохождения службы генералов в армейской пехоте, должность командира бригады почти совершенно не давала необходимого командного опыта, который приобретался только на должности начальника дивизии. Таким образом, Стессель, видимо действительно, нужного командного опыта не имел, что и сказалось на судьбе Порт-Артура и его защитников самым печальным образом.

Во время русско-японской войны «временно» занимал пост начальника Артур-Цзиньчжоуского (Квантунского) укрепрайона с подчинением ему коменданта крепости. Будучи ловким карьеристом, сумел снискать благоволение царя и поддержку правительственной прессы, прославлявшей его как героя обороны морской крепости.

В первых своих приказах признавал серьёзность положения, выражал уверенность, что японцы сделают попытку отрезать Порт-Артур, и утверждал, что на сдачу крепости никогда и ни при каких условиях согласия не даст. Консервативная печать в России, особенно «Новое Время», сразу провозгласила Стесселя героем. Когда в конце апреля 1904 года Порт-Артур был отрезан от русской армии, Стессель фактически уступил командование гарнизоном Смирнову, но в своих донесениях умел представить дело так, что вся честь доставалась ему. Однако это не ввело в заблуждение главнокомандующего Куропаткина, который попытался удалить Стесселя с занимаемого поста, чего не удалось добиться из-за противодействия царя.

С ноября 1904 года Стессель стал подготовливать общественное мнение к идее сдачи крепости. Для этого он оглашал документы, свидетельствовавшие об опасности положения, а в декабре приказал без особенной нужды сдать сначала форт № II, а потом форт № III.

16 декабря на военном совете Стессель выразил готовность сдать крепость, но встретил противодействие со стороны Смирнова и других, сдача большинством голосов была отвергнута. Тем не менее 19 декабря Стессель вступил в переговоры с командующим японской армии, осаждавшей крепость, и подписал капитуляцию, особо оговорив себе право вывезти свое личное имущество. Таким образом, он вопреки мнению большинства участников военного совета, высказавшихся за продолжение обороны, сдал врагу крепость Порт-Артур, которая была еще способна обороняться и отвлекала на себя стотысячную японскую армию. Падение Порт-Артура отрицательно повлияло на дальнейший ход военных действий.

Оправдывая свое решение на капитуляцию Порт-Артура Стессель 19 декабря 1904 года телеграфировал Николаю II: «Великий государь, ты прости нас. Сделали мы все, что было в силах человеческих. Суди нас, но суди милостиво. Почти одиннадцать месяцев беспрерывной борьбы истощили наши силы; лишь одна четверть защитников, из коих половина больных, занимает 27 верст крепости без помощи, даже без смены для малого хотя бы отдыха. Люди стали тенями». Действительно, надежды на своевременную выручку не могло быть; с этой точки зрения А. М. Стесселя нельзя осуждать за решение. Но надо иметь ввиду, что после сдачи крепости освобождалась армия генерала Ноги, численностью около 100 000 человек, а такое сильное подкрепление войск, находившихся на севере, конечно, должно было иметь громадное значение для положения дел на главном театре военных операций. Генерал А. М. Стессель был обязан задержать японскую армию у Порт-Артура насколько возможно дольше… Обстоятельства сложились, однако, таким образом, что одновременно с исключительно мягкой зимой 1904—1905 года сдача Порт-Артура способствовала Мукденскому разгрому, если не была его причиной.

Генерал К.Смирнов также считал, что сдача крепости — предательство, и «катастрофа под Мукденом есть прямой результат этого предательства». В. И. Ленин оценивал это событие по-своему: «Не русский народ, а самодержавие пришло к позорному поражению. … Капитуляция Порт-Артура есть пролог капитуляции царизма».

После сдачи крепости русским офицерам и генералам японцами было разрешено немедленно по железной дороге отправиться домой, если они письменно пообещают больше не участвовать в боевых действиях. Такой возможностью воспользовались 440 человек, в том числе и Стессель, для отправки бывшего командующего и для вывоза всего его имущества (гарантии сохранения которого он оговорил при подписании капитуляции) японцы вынуждены были даже сформировать специальный железнодорожный состав. При этом офицеры и нижние чины, не пожелавшие подписать отказ от войны, были отправлены в Японию в лагеря для военнопленных.

Скоро выяснилось, что военные и съестные припасы в Порт-Артуре не были израсходованы, и крепость имела возможность еще долго сопротивляться. Японский командующий М.Ноги, узнав о реальных обстоятельствах сдачи крепости и настоящем положении дел в ней перед сдачей, посчитал такую капитуляцию недостойной для своей карьеры командующего, а поведение Стесселя — оскорблением. Позднее это обстоятельство в числе прочих привело его к мысли о ритуальном самоубийстве. Стессель видимо был чужд подобных эмоций.

С сентября 1906 года Стессель жил в отставке без пенсии, которая, впрочем потом, по его просьбе, была ему назначена. В 1907 году под давлением общественного мнения отдан под суд вместе с другими виновниками капитуляции, был судим Верховным военно-уголовным судом и в феврале 1908 приговорен к смертной казни, замененной 10-летним заключением в Петропавловской крепости. 6 мая 1909 года был помилован Николаем II «…по Монаршему милосердию…» и освобождён по высочайшему повелению с сохранением всех прав состояния, званий и привилегий, после чего сразу же эмигрировал из России.



http://topwar.ru/47090-kak-oklevetali-geroya-port-artura.html

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет