Биография Бернини (Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо 12. 1598, Неаполь, 12. 11. 1680, Рим), итальянский архитектор и скульптор. Учился у отца скульптора Пьетро Бернини



Дата10.07.2016
өлшемі192.45 Kb.
#189957
түріБиография

Крупнейший скульптор и архитектор Италии ХVII века.

Был наиболее чистым представителем итальянского барокко. Сын известного скульптора Пьеро Бернини Лоренцо.

Начал заниматься ваянием еще в детстве.

В 17 лет он мог уже принять заказ на портретный бюст епископа Сантоки, установленный на его надгробии, а в 20 лет – выполнить портрет папы Павла V. Вслед за этим он несколько лет провел за созданием четырех больших мраморных скульптур, которые заказал ему для сада при своем дворце любитель искусства и коллекционер кардинал Шипионе Боргезе.

В 1650–1670 гг. Бернини делит свое внимание между созданием уличных фонтанов, монументальных надгробий и архитектурных сооружений.

В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап Бернини выполнял заказы возглавлял все остальные архитектурные, скульптурные и декоративные работы, которые велись по украшению столицы

Биография

Бернини (Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (7.12. 1598, Неаполь, - 12.11. 1680, Рим), итальянский архитектор и скульптор. Учился у отца - скульптора Пьетро Бернини. В архитектуре и скульптуре Бернини, крупнейшего мастера римского и всего итальянского барокко, ярко воплотились главные принципы этого стиля: повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью. В широких масштабах и с высочайшим мастерством Бернини решал проблему синтеза пластических искусств. Создавая интерьеры, пышно украшенные скульптурой (интерьеры собора святого Петра с кафедрой святого Петра, 1657-66, и др. церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко), использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. Под воздействием пространства скульптурные формы обретают живописную текучесть, а в иных случаях они обладают собственной утрированной динамикой, беспокойно вырываясь в пространство. Виртуозно обрабатывая и полируя мрамор, Бернини добивался почти натуралистических эффектов - имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани. Чувственность и одухотворённость в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию ("Экстаз святой Терезы", мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим).

Начав своё скульптурное творчество со статуй и двухфигурных композиций ("Давид", мрамор, 1623, "Аполлон и Дафна", мрамор, 1622-25,- в Музее и галерее Боргезе, Рим), Бернини выступает в дальнейшем и как мастер скульптурного портрета, остро выявляющий индивидуальность модели, создающий психологически сложный образ в его изменчивости и становлении (бюст Шипионе Боргезе, мрамор, 1632, Музей и галерея Боргезе; бюст Констанцы Буонарелли, мрамор, около 1635, Национальный музей, Флоренция).





Лоренцо Бернини

"Автопортрет"

Постепенно в портретах Бернини усиливаются внешняя патетика, импозантность, что приводит к формированию законченного типа парадного портрета, барокко с его бравурностью и пышностью (выполненный Бернини в 1665 во время поездки во Францию портрет Людовика XIV, мрамор, Национальный музей Версаля). Бернини создал также тип барочной гробницы с обилием аллегорических фигур (надгробие папы Урбана VIII в соборе святого Петра в Риме, бронза и цветной мрамор, 1639-46).

Свою архитектурную деятельность (строил только в Риме) Бернини начал с создания балдахина с витыми колоннами в соборе святого Петра (бронза, 1624-33); полностью особенности его манеры проявились в 1650-60-х гг. Пластичность и динамизм, своеобразный иллюзионизм придают архитектуре Бернини торжественность и величавость. Главное творение Бернини - грандиозный ансамбль площади святого Петра (1657-63). Овальная площадь с двумя фонтанами и обелиском охвачена мощными 4-рядными колоннадами, властно организующими пространство, и превращена в огромный атрий перед собором, к которому ведёт торжественный многоступенчатый подъём. Прямолинейные участки колоннад, примыкающие к собору под острым углом, создают эффект зрительного увеличения высоты фасада при взгляде на собор издали. Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль

Квиринале (1653-58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм; их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663-66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Бернини сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны - Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648-51, и др.). Творчество Бернини, поражавшее его современников грандиозностью замыслов и смелостью их осуществления, оказало большое влияние на всё европейское искусство 17-18 вв.


Бернини и его работы




Бернини

Лоренцо Джованни

Давид

1623
Мрамор

Галерея Боргезе,

Рим

В течение двухсот лет в Италии

появились четыре полностью

различных статуи Давида и все –

шедевры. Донателло, Верроккио,

Микеланджело, и наконец

Бернини. Эти четыре скульптора

имели совершенно различные

цели. И только Бернини,

кажется, определенно

интересуется правдоподобным

описанием убийства Голиафа

юным Давидом. Из этих четырех

статуй, самое драматическое,

самое реалистическое

изображение библейского героя

- это Давид Бернини.

Двадцатичетырехлетний Бернини задумал и вырезал статую Давида всего за семь месяцев, что является замечательным достижением уже само по себе.

Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда. Место перед статуей становится частью концепции.

Гримаса на лице представляет совершенно определенное намерение. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженноть тела. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным. Это - чудо драматического действия, замороженное в камне






Три проекции "Давида" Бернини


В капелле Корнаро, в Церкови Санта Мария делла Виттория находится алтарная группа «Экстаз святой Терезы», выполненная в 1652 г. Бернини. Тереза, которой в состоянии экстаза является ангел с золотой стрелой, полулежит на мраморном облаке. Скульптурная группа помещена в глубокой нише, между колоннами, на фоне золотых лучей. Эта сцена представлена как театральное зрелище — на рельефах боковых стен капеллы изображены девять членов семьи Корнаро, словно наблюдающих за происходящим. В «Экстазе св. Терезы» поражает то, как Бернини обрабатывает мрамор: он как будто лепит из мрамора, такими мягкими и легкими становятся формы.

Мистический экстаз святой Терезы выражен больше каскадом ее одежд, чем потом на ее лице или дрожью ее рук и ног, также, как ангельский огонь выражен путаницей туники юного ангела. В этой знаменитой мистически-эротической группе Бернини достиг чрезвычайного предела скульптуры, где пластика становится живописью







Св. Тереза — не вымышленный персонаж, а реальная испанская монахиня и писательница, жившая в 16-м в. и считавшаяся покровительницей Испании. При жизни Терезы инквизиция преследовала ее, но после смерти она была причислена к лику святых. Свои вдохновенные проповеди и наставления св. Тереза облекала в форму писем. Эти письма отличаются тонким умом и изяществом слога и занимают одно из первых мест в эпистолярной литературе Испании. В одном из писем св. Тереза рассказала о том, как однажды во сне «к ней явился ангел в плотском образе» и пронзил ей сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку»

Татьяна Балановская. "Экстаз святой Терезы






Нептун и Тритон 1620 Вакханалия 1617

Этот красивейший фонтан Рима создал Джованни Лоренцо Бернини. О его проекте и открытии рассказывают забавные истории и легенды. Когда в 1644 году был объявлен конкурс на проект фонтана на площади Навона, Бернини стал единственным, кого к участию не допустили. Этого удалось добиться недоброжелателям, повлиявшим на Папу. Папа курировал конкурс и, казалось, у скульптора не было шансов. Но интрига противников захлебнулась перед гениальностью Бернини. Его покровитель принц Людовизи по счастливому совпадению был женат на племяннице папы. Друзья посоветовали скульптору создать макет будущего фонтана, и это творение однажды перед завтраком без предупреждения просто установили в гостиной Папы. Отзавтракав, его Святейшество увидел творение, и был в восторге. Вопрос решился сам собою. «Тот, кто хочет отказаться от проектов Бернини, должен позаботиться о том, чтобы их случайно не увидеть», – примерно так высказался Папа, не устоявший перед талантом Бернини.

Дальнейшая судьба фонтана – череда триумфов и трогательных историй. Питая добрые чувства к Папе, Бернини именно для него устроил эффектную постановку на открытии фонтана. Когда Папа пришел посмотреть на готовое творение, фонтан еще был скрыт от публики. Восхищенный первый посетитель около полутора часов осматривал большую скульптуру, и уже собираясь уходить, спросил, когда же пустят воду. Бернини ответил уклончиво. Папа благословил фонтан и повернулся к выходу. И тут по тайному знаку Бернини забили струи! Папа был умилен, поражен, растроган этим спланированным «чудом».

Позже творение увидели римляне, и фонтан покорил всех: у недоброжелателей Бернини с этого момента не осталось никаких аргументов.




фигура Ганга Ла Плата


Что же увидели горожане? Вокруг привезенной императором Каракаллой из Африки колонны разлилось искусственное озерцо, а в его центре расположились аллегорические фигуры четырех рек, символизирующих континенты. Европу представляет Дунай, Индию – священный Ганг, Нил – Африку, и Америку – Ла Плата. Каждое из божеств сопровождают звери: азиатскую реку – лошадь, африканского бога – лев. Группа получилась очень живой, динамичной. Боги рек, кажется, только что вдруг чудесным образом оказались на пьяцца Навона, и сами удивлены этим. Дунай осматривает колонну, Нил завернулся в покрывало, а мавр Ла Плата в ужасе отпрянул. С этим связана еще одна легенда, которую любят рассказывать экскурсоводы. Якобы в образе ужаснувшегося Ла Плата Бернини тонко отомстил недоброжелателям. Если проследить направление смятенного взгляда божества, окажется, оно смотрит на стоящую напротив церковь Санта Аньезе, по проекту Боромини, соперника Бернини. Известно, что мастер был недоволен собором, считал, что он портит весь ансамбль площади. Вот мавр и ужасается архитектурной безвкусице Санта Аньезе. Надо отдать должное остроумию этой легенды, но историческая справедливость требует внести поправку: собор был построен несколькими годами позже фонтана. А мавр, по замыслу Бернини, ужаснулся при виде каменной змеи, которая намерена, кажется, покуситься на его золотые монеты







Святой Лонгин Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) Рим, Собор Святого Петра


Копье Судьбы – ключ к невероятному могуществу
Сотнями легенд окутана одна из величайших христианских реликвий – Копье, которое прервало мучения Спасителя на Кресте. Оно обладает невероятной, сказочной, а потому неземной энергетикой и с течением тысячелетий остается символом силы и могущества. У него было много имен - Копье Судьбы, Копье Власти, Святое Копье, Копье Лонгина, Копье святого Маврикия. Но так или иначе и простые крестьяне, и монархи стремились обладать этим оружием, чтобы обрести власть над временем и полностью обладать миром. Так уж случилось, что в этой многовековой гонке судьба самого Копья стала притчей во языцех. И уже никто не может достоверно утверждать, что в действительности хотя бы видел настоящее Копье Судьбы.

Многие философы и ученые склонны утверждать, что человеку никогда не суждено познать истину бытия. И все его тайны тем больше обрастают все новыми и новыми загадками, чем больше человек постигает и узнает. Но что, пожалуй, никогда не изменится во Вселенной, так это желание человека всецело ей обладать. Быть властелином, правителем мира, лучшим из лучших, единственным. Сегодня в различных церквях мира хранится несколько реликвий, которые считаются Копьем Судьбы. Но оно ли это, так и остается загадкой. Как до конца не изучена и сама история судьбоносного Копья.


Есть материальное доказательство, что рана Христа была нанесена именно Копьем Лонгина. Это знаменитая Туринская Плащаница – льняное полотно, в которое запеленали тело Спасителя после распятия. На его желтовато-белом фоне кроваво-бурым цветом отпечатались очертания его Лика и фигуры со следами от ран. Эксперты-криминалисты, изучавшие Плащаницу, установили, что завернутый в ткань человек получил рану от копья размером 4,5 сантиметра между ребер. По мнению медиков, копье пронзило плевру, легкое и повредило сердце. Под раной на Плащанице отпечаталось пятно крови. Она потекла, когда пронзенный находился в вертикальном положении.




Прямая речь

Ведущий научный сотрудник Эрмитажа

профессор Борис Сапунов:

- Такая рана могла быть нанесена штатным копьем

на древке длиной примерно полтора метра. Это

высчитано исходя из размеров креста, высоты

Голгофского холма и месторасположения раны.

При этом, по мнению других знатоков древнего

оружия, роковой удар не мог быть нанесен длинным

и тяжелым римским копьем пехотинца («хаста») или

копьем кавалериста — «пилумом». Это след от

копья типа «лонхе», употреблявшегося легионерами

военных гарнизонов. Как известно из Евангелия,

солдаты, осуществившие казнь, были легионерами.

Существует версия, что выковал это Копье для

своих тайных целей третий первосвященник

Иудейский, сын первосвященника Елеазара и внук

Аарона, маг и каббалист Финеес. Активный

общественный деятель, который собственноручно

казнил отступников, он славился невиданным

даром общаться с силами, которые в те времена

именовали богом. Копье на протяжении всей его

жизни помогало достигать цели, недоступные

простым смертным.

С годами слава могущественной реликвии только

росла, и еще больше росло число претендентов на

обладание. Его держал в руках Иисус Навин, глядя на

рушащиеся стены Иерихона. Царь Саул метнул

магический талисман в юного Давида. Ирод Великий,
опираясь на Копье, отдал приказ об истреблении невинных младенцев. Потом по воле провидения оно оказалось в руках римского центуриона Гая Кассия, и умерший Христос обрел вечную жизнь.

Легенды гласят, что владели Копьем и римские цезари Диоклетиан и Константин (III - IV века); энергичные короли вестготов, сокрушители Римской империи, такие, как Одоакр (V век); загадочные (серьезно утверждалось, что основатель династии Меровей был рожден от союза женщины с морским чудовищем!), впоследствии прозванные ленивыми, длинноволосые Меровинги, и сам легендарный полновластный объединитель и правитель Европы — Шарлемань.

При этом многие исследователи склоняются к мысли, что миф о Копье был настолько устойчив, что существовали и другие копья, которые объединяла между собой только общая идея. Для нас же история Копья Судьбы начинается 14 июня 1098 года в Антиохии. Ее подробно изложил непосредственный очевидец тех событий, летописец и каноник Раймунд Агильский. Согласно его летописанию, участнику Крестового похода, провансальскому крестьянину Петру Бартоломею несколько раз являлся святой Андрей и указывал место, где было зарыто Копье Судьбы. Он также требовал, чтобы об этом непременно было доложено доблестному рыцарю Раймунду, графу Тулузскому.

Но добраться до графа долго не удавалось, так как дистанция в те времена между сословиями была просто катастрофическая. Одолев в конце концов все имеющиеся преграды и выполнив многочисленные, но непременные условия, группа заинтересованных лиц, помолясь, приступила к раскопкам в соборе Святого Петра. И все произошло как и было предсказано. Найденное Копье не замедлило продемонстрировать разуверившимся свою чудодейственную силу: неприятельские укрепления стали сдаваться одно за другим крестоносцам, последнее время терпевшим военные поражения. С божественной помощью вскоре пал даже Иерусалим.


Наша справка

Ватиканское Копье – хранится в Базилике святого Петра в Риме, куда попало в XVIII веке из Парижа, где оно находилось, как считается, со времен Крестовых походов. Отождествляется с Копьем, которое хранилось в Константинополе, а прежде в Иерусалиме, по крайней мере, с V века.

Армянское Копье – хранится в сокровищнице Эчмиадзина, где находится с XIII века. До этого времени хранилось в Гегардаванке, куда, по преданиям, было привезено апостолом Фадеем. Гегардаванк дословно переводится как Монастырь Копья.
Венское Копье – ведет историю со времен Оттона I (912 – 973 годы). Характеризуется вкраплением металла, которое считается гвоздем распятия. После аншлюса Австрии Адольф Гитлер вывез копье в Германию и поместил в Нюрнберге. Считается, что оно было возвращено Австрии генералом США Джорджем Паттоном и в настоящее время находится в Императорской Сокровищнице. Но достоверно об этом никто не знает.

Так где же сегодня находится чудо-Копье. В духовной столице Армении, Эчмиадзине, Святое Копье спрятано в построенном еще в древности храме. Он оборудован самой современной системой охранной сигнализации. Этот невзрачный на вид кусок потемневшего от времени железа монахи охраняют строже, чем военные ядерную бомбу. Христиане верят, что Копье Судьбы является ключом к невероятному могуществу. И что властитель, в руки которого попадет наконечник, может обрести власть над всем человечеством. Цари и императоры в течение двух тысячелетий считали, что оружие, на котором запеклась кровь Христа, подарит им возможность управлять миром.

Исторические хроники свидетельствуют, что многие правители были убеждены в том, что они обладают подлинным Копьем Судьбы. И бряцая им, прославились как великие завоеватели. Но никому из них так и не удалось овладеть всем миром. В Эчмиадзине утверждают, что именно у них находится подлинное Копье. И это якобы подтвердили ученые Британии, которые изучали возраст реликвии. Но так ли это на самом деле, доподлинно не известно. Английские тележурналисты уже побывали в Вене и в Риме, где хранятся реликвии, которые считаются Копьями Лонгина. Но снять фильм о Копье было решено именно в Армении.

Этот факт никоим образом не останавливает историков и ученых в поисках настоящей реликвии. В то же время исследования Копья Судьбы, которое хранится в Венском музее истории искусств, с использованием новейших физических методов показали, что железо, из которого сделано легендарное оружие, выковано не раньше VII века. Выходит, это всего лишь копия. Но не тут-то было. Оказалось, что в центре той реликвии (ее длина чуть более 50 сантиметров) под чеканной золотой оболочкой, которая прикрывает половину наконечника, есть кусок железа, который гораздо древнее.

Исследователи предположили, что туда вкован древнеримский гвоздь. Возможно, тот самый, которым распяли Христа! Видимо, в древности это знали – именно этот участок копья был помечен крошечными медными крестиками. Именно там могут быть частички гвоздя с распятия. На копье обнаружили надпись, которую удалось прочитать. Она означала: «Копье и гвоздь Господен». А вот другие копья, хранящиеся в Ватикане, оказались лишь более поздними копиями.
Кстати

Гитлеру так и не удалось стать всесильным Адольф Гитлер, известный своим увлечением мистикой и астрологией, всегда стремился обладать чудо-Копьем. Историки свидетельствуют, что еще в юности он часами стоял в Венском музее истории искусств перед витриной, в которой была выставлена реликвия. И затем, когда Австрия вошла на территорию Третьего рейха, Гитлер объявил Копье «имперским сокровищем». Он был уверен, что владея неземным оружием, ему удастся поработить весь мир. И даже после провала и разгрома Третьего рейха, продолжал слепо следовать легендам. Адольф пытался спрятать Копье. Есть документальные подтверждения, что он приказал отправить реликвию в Антарктиду на подводной лодке. Но выполнить его задание не успели. По одной из версий Копье Судьбы в 1946 году в колодце в Нюрнберге нашли американцы. Они-то и вернули его в Вену. Тем не менее, есть и другие предположения, согласно которым Копье так и осталось в Америке, а в Вену вернули лишь его копию. История об этом умалчивает. Впрочем, не привыкать. А охотники за Копьем все еще ищут священную реликвию на континентах Земли в надежде на исцеление и обладание главными тайнами бытия.



Джованни Лоренцо Бернини.

Голова Медузы
В Пушкинский музей прибывает

произведение великого художника –

скульптурная «Голова Медузы» работы

Бернини. Это изваяние относится к

временам не ренессансным, а барочным

: оно датировано 1630 годом.

Гениальный архитектор и скульптор

по-своему интерпретировал миф о

Персее и Горгоне: в его трактовке

Медуза впервые предстала перед

зрителями не жутким чудовищем,

а красавицей, чье лицо искажено

страданием. Со временем такое

понимание античного мифа стало

хрестоматийным. Знаменитая скульптура

хранится в Капитолийских музеях Рима.

Ее показ в России примечателен еще и

потому, что у нас в стране (конкретно, в Эрмитаже) имеются лишь несколько эскизов и моделей, созданных Бернини. Полноценные, законченные его работы никогда прежде в России не бывали.


Похищение Прозерпины. 1620. Аполлон и Дафна. 1622-1625. Рим.





Портрет кардинала Шипионе Боргезе.




Ангел

Ангел Ангел







Аполлон и Дафна

Похищение Прозерпины






Спаситель мира - Христос

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет