Богословие процесса



жүктеу 63.3 Kb.
Дата21.06.2016
өлшемі63.3 Kb.
Богословие процесса
Богословие процесса является относительно новым философским движением, возникшим в ХХ веке, который утверждает, что Бог не совершен, а еще совершенствуется. Это учение известно и под другим названием, «панэнтеизм», что означает «Бог во всем».1

Однако, такой ход мышления предшествует возникновению данного движения. Идея о совершенствующемся Боге на самом деле восходит к древности, в частности к философии Диогена. Также, подобная система находится в философии Соловьёва (1853—1900), который тоже постулировал об абсолюте, имеющем два полюса.2

Тем не менее, данный взгляд был популяризирован мыслителем по имени Альфред Норт Уайтхед, жившим в XIX и XX веках. Уайтхед, на самом деле, является последователем другого мыслителя, Чарлса Хартсхорна. Уайтхед руководствовался его философией. Данное учение представляет собой реакцию против догмы «Божьей бесстрастности». Отправной пункт в учении Уайтхеда состоял именно в том, чтобы продемонстрировать, что Бог может в чем-нибудь измениться.3

Богословие процесса опирается на совсем иное мировоззрение, отличающееся от обычного восприятия реальности. Согласно этому учению реальность состоит не в материальных вещах, а в постоянно изменяющихся событиях и процессах. Основные единицы реальности заключаются не в кусках материи, а в моментах опыта. Выходит, что каждый момент – это новая реальность. Бог является инициатором этих новых моментов, но не может полностью контролировать их. Но Он способен частично управляет этими моментами, чтобы добиться Своей цели. Дальше, если реальность состоит в постоянно изменяющихся событиях и процессах, то следует, что реальность изменяется. Соответственно, Сам Бог, как окончательная Реальность, тоже изменяется.4

Как было сказано выше, это учение также известно под названием панэнтеизма. Сравним панэнтеическое мировоззрение с теистическим. Теизм учит, что Бог является Творцом, который создал все из ничего. Он Господь всего, и самодостаточен, т.е. Он не зависит от Своего творения. Бог неизменчив и совершенен. Он не может стать лучшим, чем Он сейчас есть.

А сходно с пантеизмом, панэнтеизм предполагает, что Вселенная на самом деле не отличается от Бога, но является выражением Его бытия. Все сущее в действительности является Богом. А в отличие от пантеизма панэнтеизм учит, что есть часть Бога, существующая за пределами материальной Вселенной. Получается, что Бог не создал мира, поскольку мир – это часть Его бытия. Бог просто управляет миром. Божье положение по отношению к Вселенной не описывается словом «господство», а лучше «сотрудничество». Бог и Вселенная, в частности человек, работают вместе для улучшения условий в мире. Выходит, что Бог зависит от сотрудничества человека, который, по сути, является частью Бога, для осуществления Своего плана. Наконец, панэнтеизм учит, что Бог изменяется к лучшему, и все еще совершенствуется.5

Уточним наше понимание учения богословия процесса о Божьей природе. Предполагается, что у Бога имеются два полюса или две стороны, так называемые абстрактный или не относящийся полюс, и конкретный или относящийся полюс. Божий абстрактный полюс стабилен и не подвергается изменению. А Его конкретный полюс может изменяться, и на самом деле изменяется.

Входят в число качеств, принадлежащих Божьему постоянству, Его способность одновременно воспринимать всю реальность, и Его благорасположенность, т.е. Его действие к благу. Другими словами, Бог всегда способен наблюдать за всем происходящим во Вселенной, и всегда ищет благо всего сущего. Но такие свойства, как святость и любовь, относятся не Божьему постоянству, а к Его относительному полюсу, и, следовательно, находятся в процессе усовершенствования.6

Что касается Божьего всеведения, Он, конечно, не знает будущего этого мира, даже не знает Своего будущего. Но Он все же остается всезнающим ввиду того, что Он знает все, что можно знать в любой момент времени. К тому же, Божьи обширные знания способствуют Ему с великой точностью предсказывать, что будет.7

Итак, Бог, имеющий всеобъемлющий доступ ко всему происходящему, наблюдает за Его действиями, и оценивает их. На основании Его опыта Он налаживает Свое понимание того, что такое святость, и что такое любовь, и изменяется соответственно. Затем, Он наблюдает за тем, какой плод приносит Его новое понимание святости и любви, и снова изменяет Себя к лучшему в соответствии с этими новыми понятиями. Получается, что Бог всегда ищет благо, но Сам не всегда знает, в чем оно заключается. Оценивая Свой опыт, и изменяя Свое поведение соответственно, Бог совершенствуется.

Согласно учению богословия процесса цель человечества заключается в том, что человек, будучи, по сути, частью Бога, должен посредством правильного поведения обеспечивать Бога хорошим опытом, в силу которого Бог может дальше развиваться в святости и любви.8

Хартснорн сам утверждал, что не отрицает доктрины о Божьем совершенстве. По его мнению, Бог столько совершенен, сколько Он может быть в любой момент времени. Так как следующий момент представляет собой новую реальность, Бог может в нем достигнуть еще высшую степень совершенства. Прочтем слова Хартсхорна на этот счет: «Приписывать изменение Богу не противоречит постоянству или стабильности в Его бытии. Имеется же в виду, что все хорошие черты Божьи не изменяются, а изменения происходят только в том, чего у Него еще не хватает».9

Приступим к опровержению богословия процесса. Во-первых, Библия отчетливо говорит о Божьей самодостаточности, т.е. что Бог не зависит от Своего творения. Приведем несколько примеров данного библейского свидетельства: Пс. 49:12; Ис. 40:13-17; Деян. 17:24-25; Рим. 11:34-36. Далее, Библия однозначно учит о неизменности Божьей природы. Рассмотрите следующие примеры: Пс. 101:27-28; Мал. 3:6; Иак. 1:17. Также, Писанием утверждается, что не подвергается изменению и Божий план. Он всегда осуществляет то, что намеревается делать (см. Пс. 32:11; Чис. 23:19; Еф. 3:11; Евр. 6:17-18; Пр. 19:2; Еф. 1:11).10 Далее, Бог панэнтеизма отличается от Бога Библии тем, что первый – безличен.11 Что касается тех мест Писания, где Бог якобы изменил Свой план, или «раскаялся» в Своем поведении, мы уже ответили на эти возражения выше в данной главе.

Богословие процесса также сталкивается с логической проблемой касательно его восприятия реальности. Если каждый момент является новой реальностью, то как можно показать, что личность человека сохраняется с момента в момент? Если концепция «реальности» относится не к материи, а лишь к временным процессам, то можем ли мы предполагать, что в течение времени мы остаемся теми же самыми людьми?12

Другое логическое возражение заключается в том, что если Божий конкретный полюс изменяется, то подразумевается, что она имеет начало, поскольку каждый процесс берется от какого-либо отправного пункта. Если Божий конкретный полюс имеет начало, то значит было время, когда ввелось в Божью природу несовершенство. Тогда вопрос возникает, откуда появилось в Боге несовершенство?

Также, этой теории трудно объяснить основание для Божьей оценки. Согласно этому учению Бог оценивает Свой опыт, т.е. что было хорошо или плохо, и изменяет Свое понимание святости и любви соответственно. Но если сами понятия святости и любви постоянно изменяются, то на чем Бог основывает свою оценку? По какому стандарту может Он решать, что хорошо или плохо, если стандарт сам состоит из Его изменяющегося понимания святости и любви? К тому же, Пинк обращает наше внимание на то, что Божье Слово говорит о постоянстве Божьей любви (Иер. 31:3; Пс. 99:5).13

Далее, если Бог в постоянной борьбе с несовершенством в Себе и в мире, то какая есть гарантия, что в конце добро победит зло? Может быть, даже Бог, в конце концов, станет злым Богом. Утверждение, что Бог всегда действует, и будет действовать к благу, является чисто предположением, обоснованным ни на чем. Выходит, что эта теория не может гарантировать победу добра над злом.

Следует отметить, что богословие процесса отрицает еще другие основополагающие библейские принципы, а именно доктрину о божественности Христа, Его физическом воскресении, Его искупительном подвиге. По этому поводу Хартсхорн написал: «У меня нет никакой христологии предложить, кроме простого предложения, что Иисус представляет собой наивысший символ, предоставленный нам в истории, понятия того, что Бог искренне и словно «с симпатией»… принимает в Свой собственный опыт как страдания, так и радости мира».14

Также, существует философская несовместимость в утверждении, что что-нибудь или кто-нибудь может осуществить свой потенциал. Потенциал – это то, что лежит за пределами способности человека осуществить собственной силой. Для того, чтобы осуществить свой потенциал, нужно чья-нибудь помощь. А кому под силу помогать Богу осуществить Его потенциал?

В ответ на данное возражение Уайтхед отвечает, что есть у Бога сила «творчество», которая осуществляет Его потенциал и возможности. Но тогда получается, что эта Сила больше Бога, и Сама является Богом.15 Р. Наш мудро комментирует, что панэнтеизм нуждается в существовании теистического Бога для обоснования его системы.16





1Bray, с. 55.

2Зеньковский В. В. История русской философии. Аудио-серия.

3Gaisler N. L. Christian Apologetics. -- Grand Rapids, Michigan: Baker, 1976. – С. 194.

4Erickson M. Christian Theology. – Grand Rapids, MI: Baker, 1983. – С. 305-306; Erickson, God the Father Almighty, с. 59, 64.

5Gaisler, с. 197 и далее.

6Erickson, Christian Theology, с. 305-306.

7Отмечено в Helm P. The Providence of God. – Downers Grove, Ill.: Intervarsity, 1993. – С. 46.

8Там же.

9Henry, т. 5, с. 290.

10Henry, т. 5, с. 287; Shedd, c. 284.

11Erickson, God the Father Almighty, с. 66.

12Erickson, God the Father Almighty, с. 62.

13Pink A. W. The Attributes of God. – Grand Rapids, MI: Baker, 1975. – С. 38.

14из Hartshorne C. Reality as Social Process. – Boston, MA: Beacon, 1953. – C. 24, цитата взята из Nash, с. 31.

15Gaisler, с. 209.

16Nash, с. 34-35.


©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет