Бюллетень # 2 апрель июнь 2007 года Красноярск 2007 о содержание Карстоведение



бет1/6
Дата09.07.2016
өлшемі3.22 Mb.
#187249
түріБюллетень
  1   2   3   4   5   6

КРАСНОЯРСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА ЭКОЛОГИИ КАРСТА

«МОРИЯ»

КАРСТОВЫЙ

БЮЛЛЕТЕНЬ

# 2

апрель - июнь 2007 года

Красноярск

2007


О
Содержание


Карстоведение

Цыкин Р.А.

Пещеры, гроты, карстовый рельеф 3




Гончарук М.В.

Что в имени тебе моем 6




Ex Libris

Первая советская краевая энциклопедия 8

Пещеры 11




Вести с полей

Торгашинский участок 18




Гончарук Е.Д., Гончарук М.В.

Фоторепортаж с Казанчежского участка 19




Столбовский участок 23




Спелеология в лицах

Оводов Н.Д.

Пещеры глазами натуралиста 25




Литературная гостиная

Петренко Л.Т

Рассказываю о пещерах 34






т редакции

Мы рады сообщить, что первый номер «КБ» имел достаточно широкий резонанс в узких кругах.

Благодаря изданию, наша группа встретила старых друзей и обрела новых.

Появились новые планы, новые темы для обсуждения и новые объекты для экспедиций.

Мы надеемся, что все это найдет свое отражение на страницах «КБ», а публикуемые материалы найдут своего благодарного читателя.

При работе над вторым номером постоянно вспоминалась бессмертная фраза вождя мирового пролетариата о важности не только взять власть, но и суметь удержать ее.

Действительно, ушла радостная новизна первопрохождения и начались рядовые рабочие будни..

Хочется верить, что эта будничность не коснулась материалов этого номера и они вызовут живой интерес у читателей.


КАРСТОВЕДЕНИЕ


Цыкин Ростислав Алексеевич

Автор изданий «Пещеры Красноярского края» (в соавторстве с Ж.Л.Цыкиной и М.Н.Добровольским), 1975, «Карст Сибири», 1990, более 70 научных статей по спелеологии и карстоведению.

ПЕЩЕРЫ, ГРОТЫ, КАРСТОВЫЙ РЕЛЬЕФ
Подземные полости и неровности рельефа на карстующихся породах являются достопримечательностями территорий, вызывают живой интерес у населения, служат объектами туризма и научно-познавательной деятельности спелеологов и карстологов. В административных подразделениях федерации (областях, краях, республиках) осуществлена и продолжается с целью усовершенствования и унификации информации работа по составлению кадастров пещер, природных и геологических памятников. В Красноярске кадастры пещер составляли в течение 20 лет разные люди, они отмечаются полнотой, количеством учтенных объектов, их морфометрическими параметрами.

В последней четверти ХХ в. в специальных изданиях (сборнике «Пещеры», материалах региональных и всесоюзных совещаний, монографиях В.Н. Дублянского и других публикациях) обсуждались терминологические вопросы карстоведения и спелеологии. Кроме того, был издан словарь-справочник «Терминология карста», весьма полезный для молодых людей, посещающих и исследующих пещеры и закарстованные территории. В свое время вариант понятия-термина «пещера» предложил и я (естественная подземная полость, доступная для проникновения человека и имеющая не освещенные солнечным светом части). В этом определении в неявном виде подразумевалось наличие особых условий влажности, микроклимата, а также предпосылок для саморазвития вследствие конденсации и инфильтрации влаги, жизнедеятельности особых организмов. Это определение было раскритиковано В.Н. Дублянским и Ю.С. Ляхницким. Последний предложил относить к пещерам такие подземные объекты, которые доступны для людей и имеют длину (глубину) больше, чем высота и ширина входного отверстия. Несколько позднее В.Н. Дублянский и В.Н. Андрейчук предложили такое определение «Пещера – подземная полость, имеющая выход и размеры, достаточные для проникновения человека, заполненная в разной степени естественным и (или) искусственным органическим и (или) неорганическим веществом в различных агрегатных состояниях и представляющая собой особый природный комплекс». В упомянутом терминологическом справочнике приведены 8 определений этого понятия, предложенные отечественными и иностранными специалистами. Что я считаю нужным сказать на этот счет? Во-первых, превышение длины (глубины) над размерами входного отверстия – это необходимый фактор, но недостаточный. Человек должен полностью скрыться под землей и иметь возможность осуществить маневрирование – развороты, отбор образцов горной породы, замер метеоэлементов, оценку донного грунта и т.п. По этой причине я и мои коллеги считали пещерами доступные для человека подземелья, имеющие длину (глубину) более 10 м. Конечно, это условная цифра, но такие условности сплошь и рядом приняты в науке, технике, геологоразведке, туризме и других отраслях человеческой деятельности.

Во-вторых, пещера должна быть заполнена пригодным для дыхания воздухом. Заполнение твердыми естественными и искусственными веществами требуют усилий для их частичного, обеспечивающего передвижение людей, удаления, что не всегда возможно по тем или иным причинам (дефицит времени, физических сил, инструментов, настойчивости заинтересовавшихся подземельем лиц). Большие (многотонные) массы твердых веществ ограничивают морфологию пещеры и во многих случаях поддаются надежным оценкам веса и объема и недоступны для людей. Заполняющие какую-то часть подземелья твердые вещества – это геологические тела, а не объекты спелеологии.

В-третьих, отдельно надо подходить к воде. Сплошь и рядом в пещерах есть ручьи и речки, озера, сифоны. Это объекты подземной гидрологии, разнообразящие и часто осложняющие прохождение пещер. Если же обнаруживаются протяженные (многие сотни и тысячи метров) подводные объемы, то это уже не столько спелеологические, сколько гидрогеологические объекты. Для их прохождения нужны специфические процедуры дайвинга, снаряжение, обучение подводников, аппаратура, связь и прочее. Конечно, всегда существуют области пересечения сфер деятельности (круги Венна), но в ограниченных пределах. Таким образом, понятие «подводная пещера» я считаю некорректным.

По размерам пещеры я предложил делить на малые (длина до 100 м, глубина до 10 м), значительные (до 1000-100 м), крупные (до 10000 – 500 м) и крупнейшие (более 10000 – 500 м). Очевидно, что приведенные цифры условны, но они позволяют ориентироваться в рассматриваемых множествах спелеообъектов и ранжировать их. Как правило, в регионах преобладают малые пещеры, крупных порядка 1-1,5 %. Крупнейшие спелеообъекты есть не в каждом регионе (они почти уникальны).

В значительных, крупных и крупнейших пещерах есть разные по морфологии пустоты (элементы спелеосистемы). Обобщив многочисленные описания, я выделил классы почти горизонтальных и пологонаклонных элементов, составив ряд галерея – ход – лаз (в порядке уменьшения площади поперечных сечений), наклонных (клиновидная галерея, уклон – щель), вертикальных (шахта – колодец – щель отвесная) и почти изометричных (грот – комната – камера). При передвижении по пещере классы полостей разной пространственной ориентировки могут чередоваться или разнообразить ситуацию, встречаясь изредка или единично. При подобном подходе к структурно-морфологическому анализу системы возникает вопрос о целесообразности выделения спелеосистем пещер и шахт. Я полагаю, что подземное пространство сложной морфологии – это пещерная система. Отдельно рассматривать шахтную систему едва ли целесообразно. Одно дело, если спелеосистема начинается с глубокого колодца (пропасти, шахты) и каскадно уходит на глубины до 1000-1500 м. Другое дело, если сначала спелеологи спускаются по наклонным галереям, ходам, разнообразящимся гротами, потом встречают каскады колодцев и 1-2 внутренние шахты, затем снова преодолевают галереи и уклоны, часто с ручьями и рекой и в конце пути вновь встречают каскады колодцев и конечный завал в сухом или обводненном гроте. При прочих равных условиях, крупнейшие пещеры имеют все классы полостей. Для их формирования необходимы «пространство и время» - мощные толщи карстующихся пород, большие перепады высот и сотни тысяч и миллионы лет работы воды карстово-гидрогеологической системы.

Если не акцентировать различия пещерных и шахтных систем, то надо выделить основные особенности строения (структуру) спелеосистемы. Я выделил горизонтальные (галерейные, галерейно-гротовые), наклонные с аналитическими элементами, этажные (галерейно-гротово-колодезные, типа Женевской), лабиринтовые (Большая Орешная), каскадные (Кубинская) спелеосистемы.

Нельзя не сказать, что кроме карстовых пещер известны и другие. Их классификация и краткие описания приведены в книге В.Н. Дублянского «Занимательная спелеология». Но в Красноярском крае пока известны лишь малые пещеры в магматических породах, раскрытых разрывных нарушениях, лессовидных суглинках, древних горных выработках. Соответственно, в кадастре пещер должны быть указания о некарстовом происхождении соответствующего объекта.

Детерминировав в соответствии с исходными определениями множество «пещеры», можно рассматривать, посещать и каталогизировать формы карстового и другого по происхождению расчлененного рельефа. Это арки, открытые (простые) гроты, порой больших размеров, короткие простые галереи, колодцы, щели. Особую категорию гидрологических объектов составляют поноры и воклюзы. При проведении инженерных работ некоторые из них могут привести к обнаружению обводненных пещер и полостей гидрогеологической системы.

В заключении отмечу, что структурно-морфологический анализ пещер необходим для полноты спелеологического исследования, классифицирования и совершенствования кадастра.





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет