Администрация города Югорска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств г. Югорска»
(МБУ ДОД «Детская школа искусств»)
Рассмотрено:
заседанием методического совета
«_____»__________2007
протокол №
|
Утверждаю:
Директор ДШИ
____________А.М. Ратников
«____» _____________2004г
|
.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Музыкальный инструмент
БАЯН
срок обучения 5 лет
возраст обучающихся 9 - 16 лет
Составители:
преподаватель по классу аккордеона Т.А.Симохина
преподаватель по классу баяна О.В. Сидоренко
г. Югорск 2004
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание курса обучения игре на баяне в детских школах искусств предполагает приобретение учащимися суммы знаний, умений и навыков, способствующих художественному образованию, формированию их эстетических взглядов и идеалов..
Основной целью обучения – является привитие им интереса и любви к музыкальному искусству, развитие способности творчески воспринимать музыку и эстетически реагировать на нее и освоение выбранного музыкального инструмента.
Программа обучения рассчитана на пять лет. В класс баяна принимают всех желающих в возрасте 9—10 лет. С тем, чтобы определить наличие музыкальных способностей, выявить общий уровень развития индивидуальности ребенка и ее особенности, будущие учащиеся сдают вступительные экзамены, где у них проверяют музыкальные данные (мелодический и гармонический слух, чувство ритма, музыкальную память),
Обучение игре на баяне ведется во взаимной связи с другими предметами, входящими в образовательную программу по направлению «Инструментальные классы» («Развитие творческих навыков», «Коллективное музицирование», «Сольфеджио», «Общий инструмент»). Важное значение, придается формированию ряда знаний, умений навыков в области музыкально-исполнительского искусства, необходимых обучающимся в их творческой деятельности.
В ходе занятий решаются три тесно связанные между собой задачи музыкального учебно-воспитательного процесса:
-
овладение знаниями основ теории музыки, ее закономерностей, художественно-выразительных средств, наиболее важных этапов развития музыкального искусства, его основных направлений и стилей;
-
формирование восприимчивости к музыке и отзывчивости на нее, прочных музыкально-исполнительских умений и навыков индивидуальной и ансамблевой игры;
-
воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли, активности и других качеств личности.
Помимо традиционных задач (изучение нотной грамоты, овладение практическими умениями и навыками, выучивание ряда музыкальных произведений), программа ориентирует на развитие у учащихся широкой, всесторонней музыкальной культуры, внимание анализу исполняемых музыкальных произведений. Это помогает постижению их художественного смысла: учащиеся изучают, например, ладоинтонационные, жанровые, композиционные, структурные, образно-эмоциональные особенности музыки.
Музыкальное воспитание должно быть комплексным и основываться на интенсивном развитии музыкального слуха и мышления, выявления и развития творческих задатков обучающихся, поэтому изучение предмета «Развитии е творческих навыков», «Коллективное музицирование (ансамбль), проходит в единстве с освоением музыкального инструмента и включены в единые годовые требования .
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником. Индивидуальные практические занятия по обучению игре на баяне проводятся два раза в неделю по одному академическому часу (40 мин). Дополнительно, половина академического часа (20 минут), отводится на развитие творческих навыков обучающихся -обучения игре по слуху, транспонированию, чтению нот с листа. Работа по формированию этих умений ведется систематически в течение всего процесса обучения. Начиная со II года обучения из учащихся, занимающихся в классе, могут быть сформированы ансамбли (дуэт, трио). Для занятий с ними отводится специальное время — один - два учебных часа в неделю, в зависимости от имеющихся ассигнований школы. За счет индивидуальных практических занятий (без дополнительных часов) проводится ансамблевое музицирование совместно с преподавателем. Основная практическая задача коллективного музицирования—формирование специальных ансамблевых навыков игры, которые предполагают умение слушать звучание ансамбля, ощутить единый ритмический пульс, играть согласованно и художественно в изменчиво-гибком ритме; совместно исполнять, свободно «общаться» и взаимодействовать с участниками ансамбля.
Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. В работе над репертуаром педагог должен учитывать, что большинство произведений предназначается для публичного или экзаменационного исполнения, а остальные — для работы в классе. Следовательно, педагог сам может устанавливать степень завершенности исполнения учеником того или иного произведения (ознакомление, самостоятельное разучивание, пьеса по выбору). Все виды индивидуальной работы над репертуаром и развитием творческих навыков, ансамблевое музицирование, фиксируется в индивидуальном плане ученика.
Привитие обучающимся необходимых исполнительских навыков и умений происходит в процессе работы над различными по содержанию, характеру и стилю художественными произведениями, а музыкальное воспитание и развитие их основывается на изучении народной музыки, творчества советских, русских и западных композиторов.
Весь курс обучения на баяне условно делится на три этапа:
I этап — первый год занятий;
II этап — второй и третий годы занятий;
III этап — четвертый и пятый годы занятий.
Каждый этап охватывает разнообразные, взаимосвязанные между собой стороны учебно-воспитательного процесса и наряду с этим предусматривает конкретные задачи обучения. Для каждого этапа занятий в программе намечены общие задачи обучения, определены основные знания, умения, навыки, которые должны приобрести учащиеся.
В содержании программы I этапа обучения, значительное место отводится освоению необходимых практических начальных музыкально-исполнительских умений и навыков игры на музыкальном инструменте. Одновременно с этим происходит накопление музыкальных впечатлений, обогащение слухового опыта, овладение учащимися элементарными теоретическими знаниями, развитие и закрепление у них интереса к занятиям музыкой. Дети овладевают умением работать самостоятельно, грамотно и выразительно исполнять этюды, песни, пьесы.
На II этапе обучающиеся совершенствуют полученные ранее практические умения, расширяют и углубляют музыкальные знания. Они детально знакомятся с основными средствами художественной выразительности, с некоторыми музыкальными жанрами и формами, различной фактурой исполняемых произведений, обучающиеся подводятся к пониманию художественно-образной выразительности музыкального искусства.
Со второго года обучения в работу включаются специальные задания и упражнения на развитие музыкально-творческих умений, формирование навыков элементарного импровизирования. Здесь речь идет о музыкальных импровизациях, целью которых, является разностороннее развитие творческого воображения учащихся, для чего преподавателем применяются различные упражнения и задания творческого характера. Например, сочинение окончаний легких пьес и пропущенных в них тактов, коротких мелодий на определенный ритм, подголосков и элементарных вариаций к народным песням и танцам; подбор по слуху аккомпанемента к пьесам различных жанров (песня, вальс, полька); импровизация отдельных интонаций, небольших попевок, несложных мелодических образований на основе заданной темы (половинными, четвертными, восьмыми нотами), гармонических построений (Т — Д — Т; Т — S — Д — Т и пр). По усмотрению преподавателя могут быть и другие задания и упражнения.
Наряду с установлением прочной музыкально-исполнительской базы утверждаются эстетические вкусы и взгляды учащихся, основы их художественного мировоззрения. Вся учебно-воспитательная работа в этот период строится таким образом, чтобы обучающиеся в своей дальнейшей музыкально-практической деятельности смогли максимально участвовать в пропаганде музыки. В целях решения выдвинутых учебно-воспитательных задач и в соответствии с этим подобран учебно-тренировочный и художественный репертуар. Он сгруппирован по этапам обучения так, чтобы была возможность не только закреплять и развивать полученные ранее знания, умения, навыки, но и последовательно приобретать новые. Такое подразделение учебного материала дает преподавателю определенную свободу в регламентации времени, необходимого для прохождения соответствующего репертуара, а также более широкие возможности использования его в соответствии с развитием и музыкальной подготовкой конкретного ученика каждого года обучения.
Репертуар каждого этапа обучения подразделяется на «Этюды»; «Народные песни и танцы»; «Произведения советских авторов»; «Сочинения отечественных и зарубежных композиторов». Для удобства пользования музыкальной литературой после названия произведения указан условный номер сборника, а перечни сборников приведены в конце каждого раздела репертуарных списков. В программе нет специального репертуара по развитию творческих навыков и коллективного музицирования, так, как они представлены в соответствующих программах и преподаватель подбирает его по своему усмотрению и по желании. обучающегося.
Для обучения школьников игре на баяне можно использовать перечисленные в репертуарных списках оригинальные пьесы, этюды, а также переложения различных музыкальных произведений.
Названные в репертуарных списках произведения расположены в алфавитном порядке. Преподаватель выбирает учебно-тренировочный и художественный репертуар в зависимости от музыкальной подготовки, общего развития конкретного учащегося, от учебных задач данного этапа обучения.
Вся музыкально-воспитательная работа ведется в соответствии с планом. У преподавателя должен быть годовой план работы, а также индивидуальные учебные планы учащихся, утвержденные администрацией учреждения. Проверка выполнения индивидуальных планов и общей успеваемости учащихся осуществляется на контрольных занятиях технических зачетах и академических концертах.
Контроль и учет успеваемости.
Проверка выполнения индивидуальных планов и общей успеваемости учащихся осуществляется на различных выступлениях: контрольных уроках, академических зачетах, экзаменах, конкурсах, концертах, прослушиваниях к ним и т.д.
Экзамены проходят в выпускном классе, академический концерт – в конце 1 полугодия. В конце каждого года обучения проводится переводной академический концерт. Выступления оцениваются по пятибалльной шкале.
Контрольный урок — разновидность зачета, во время которого весь класс в один день играет определенную программу, проводится преподавателем в конце каждой четверти и оценивается отметкой по пятибалльной системе.
Один раз в полугодии проводится технический зачет.
В каждом полугодии организуются не менее трех школьных концертов, где обучающиеся могут выступить по собственному желанию.
II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый этап обучения
первый класс
Содержание и виды работ
|
Общее
кол-во
часов
|
Индивидуальные
занятия
|
теория
|
практика
|
Обучение игре на аккордеоне
Работа над произведениями
Народные песни и танцы
Произведения советских авторов
Сочинения отечественных и зарубежных композиторов
Работа над учебно-тренировочным материалом
(упражнениями, гаммами, арпеджио, аккордами, этюдами)
Основы музыкальной грамоты (Теорию изучают в процессе индивидуальных занятий на инструменте в зависимости от имеющихся у ученика знаний, опыта, общей и музыкальной подготовки).
Развитие творческих навыков: чтение с листа, подбор по слуху, ансамблевое музицирование.
|
20
10
10
14
4
10
|
2
1
1
1
4
1
|
18
9
9
13
-
9
|
Итого:___68___10___58'>Итого:
|
68
|
10
|
58
|
Учащийся должен:
знать устройство инструмента, строение его правой и левой клавиатур, правила посадки и постановки рук, записи нотных знаков, их соотнесение с реальным звучанием инструмента (аккордеон), основы нотной грамоты, общие аппликатурные закономерности, основные способы звукоизвлечения и др.;
уметь ориентироваться в нотной записи и в клавиатурах изучаемого инструмента, давать общую характеристику исполняемых пьес, различать характер музыки, в пределах начальной подготовки играть осмысленно и выразительно простые песни и пьески;
овладеть первоначальными техническими и исполнительскими навыками
Второй этап обучения
Второй и третий классы
Содержание и виды работ
|
Общее
кол-во
часов
|
Индивидуальные
занятия
|
теория
|
практика
|
Обучение игре на аккордеоне
Работа над произведениями
Народные песни и танцы
Произведения советских авторов
Сочинения отечественных и зарубежных композиторов
Работа над учебно-тренировочным материалом
(упражнениями, гаммами, арпеджио, аккордами, этюдами)
Основы музыкальной грамоты (Теорию изучают в процессе индивидуальных занятий на инструменте в зависимости от имеющихся у ученика знаний, опыта, общей и музыкальной подготовки).
|
38
32
32
30
4
|
2
2
2
2
4
|
36
30
30
28
-
|
Итого:
|
136
|
12
|
124
| Опираясь на знания и умения, приобретенные на 2 этапе обучения обучающийся должен:
овладеть минимумом музыкальной грамоты и элементами теоретических основ музыкального искусства, техническими и исполнительскими навыками игры на музыкальном инструменте, необходимыми для занятий на втором этапе обучения;
знать основные средства музыкальной выразительности, их значение для построения музыки, наиболее простые формы (схемы) музыкальных произведений, выразительные особенности музыкального языка (в пределах требований программы второго периода обучения), некоторые виды многоголосия, приемы и способы достижения выразительной игры на музыкальном инструменте, особенности творчества композиторов изучаемых произведений, основы коллективного музицирования;
уметь свободно разбираться в нотной записи, обозначениях темпа, динамики, знаков альтерации и т. п., звуковысотных и временных особенностей мелодии, сознательно пользоваться применяемой музыкальной терминологией, характеризовать исполняемые музыкальные произведения, давать общую оценку музыке, разбираться в несложных полифонических произведениях, играть в ансамблях (дуэт, трио), оценивать качество своего исполнения в пределах общего и музыкального развития, играть эмоционально, осмысленно и выразительно средней трудности музыкальные произведения.
Учащийся должен уметь также импровизировать различные музыкальные интонации, небольшие попевки, несложные мелодические образования на основе заданных тем, импровизировать мелодию по предложенным ритмическому рисунку и простой гармонической схеме, читать ноты с листа, транспонировать легкие пьесы в различные тональности, подбирать песни и аккомпанемент к ним по слуху.
Третий этап обучения
Четвертый и пятый классы
Содержание и виды работ
|
Общее
кол-во
часов
|
Индивидуальные
занятия
|
теория
|
практика
|
Обучение игре на аккордеоне
Работа над произведениями
Народные песни и танцы
Произведения советских авторов
Сочинения отечественных и зарубежных композиторов
Работа над учебно-тренировочным материалом
(упражнениями, гаммами, арпеджио, аккордами, этюдами)
Основы музыкальной грамоты (Теорию изучают в процессе индивидуальных занятий на инструменте в зависимости от имеющихся у ученика знаний, опыта, общей и музыкальной подготовки).
|
42
30
30
30
4
|
2
2
2
2
4
|
40
28
28
28
|
Итого:
|
136
|
12
|
124
|
Опираясь на знания, умения и навыки, приобретенные на третьем этапе обучения, углубляя и совершенствуя их
учащийся должен:
овладеть расширенными знаниями теоретических основ музыки, техническими и исполнительскими навыками игры в пределах программных требований третьего периода занятий;
знать специфические особенности звукообразования на аккордеоне, примерную шкалу силы их звучания, гамму возможных динамических оттенков, исполнительские приемы различного туше и уравновешивания звучания правой и левой клавиатур инструмента, условные обозначения регистров, закономерности построения музыкальной формы (схемы), строение крупных музыкальных форм (сложная трехчасовая форма, сюита, соната, симфония), различные жанры и виды музыкального искусства, жанровые и стилистические особенности исполняемых произведений, значение художественной формы в выражении содержания музыки, особенности художественно-образного отражения действительности с помощью музыки;
уметь различать выразительные средства музыкального языка, понимать их значение в создании конкретного художественного образа, активно, осознанно и эмоционально воспринимать музыку, ее содержание и идейно-эмоциональную направленность, раскрывать чувства и мысли, заложенные в ней, самостоятельно разбираться в фактуре исполняемых музыкальных произведений, анализировать их ладотональные, жанровые, композиционные, структурные, образно-эмоциональные и стилевые особенности, оценивать музыку в единстве содержания и формы, рационально, активно, инициативно работать над музыкальным текстом и техническими трудностями, находить необходимые приемы работы над музыкальным произведением, намечать примерный исполнительский план, свободно владеть выученным музыкальным материалом, играть в ансамбле (дуэт, трио), в пределах общего и музыкального развития, играть эмоционально, осмысленно и выразительно музыкальные произведения по программе курса.
III. ПРИМЕРНЫЕ ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Первый этап обучения
первый класс
В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником:
гаммы До и Си мажор каждой рукой в две октавы;
25 – 30 различных музыкальных произведений (народные песни и танцы, детские песенки, пьесы русских, зарубежных и советских авторов, этюды) в том числе:
ансамблевые пьесы 5-10 произведений;
подбор по слуху 5- 10 произведений;
Зачетные требования:
В течение года обучающийся должен выступить не менее двух раз в академических концертах, где должен представить по две разнохарактерной пьесе.
При работе с учащимися I года обучения педагог может использовать следующую литературу: Лондонов П., Наумов Г. Школа игры на аккордеоне. М., 1977; Лушников В. Школа игры на аккордеоне. М., 1982; Хрестоматия аккордеониста. Упражнения и этюды для детских музыкальных школ (1—2 классы)/Сост. А. Талакин. М., 1983; Юный аккордеонист 1,2 части. Сост. Г.Бойцова. М., 1996 г.; Аккордеон с азов. Сост. Е.Муравьева. С-Пб 1998 г.; Хрестоматия аккордеониста 1 –2 класс. М. 1995 г.
По усмотрению преподавателя могут быть использованы также другие сборники для аккордеона.
Этюды
Г. Беренс. Этюд до мажор (3). Этюд ля минор (9). Этюд соль мажор (б); Ю.Блинов. Этюд до мажор (7). Этюд ля мажор (6) Этюд фа мажор (4); В. Бухвостов. Этюд до мажор (1). Этюд ля минор (1)'; Ф. Бушуев. Этюд до мажор (2). Этюд ре мажор (5); Г. Вольфарт. Этюд ля минор (6); Л. Гаврилов. Этюд до мажор (11); Этюд ре мажор (5); П. Лондонов. Этюд до мажор ,(4); С. Ляховицкая. Этюд соль мажор (8); А. Лешгорн. Этюд ре минор (8); В. Мотов. Этюд до мажор (11); Этюд ре минор (5). Этюд соль мажор (4). Этюд ре минор (6); Этюд соль мажор (7); А. Чиняков. Шитте. Этюд до мажор (5). Этюд ля минор (7). Этюд соль мажор (3). Этюд ре мажор (4). Этюд фа мажор (6).
Сборники
Народные песни и танцы
Русские народные песни: Ай, во поле липонька (19). Ах ты, хмель мой, хмелек (19). Ай, на горе (8). Белолица, круглолица (15)*. Белочка (19);. Василек (20). Веснянка (19). Во Москве Миша. Обр. Е. Кузнецова (5). Во лузях. Обр. Ф. Бушуева (14)*. Во сыром бору тропика (18)*. Во кузнице. Обр. С. Павина (18)*. Во поле береза стояла (20). Во саду ли, в огороде. Обр. А. Иванова (20). Вспомни, вспомни, мой любезный. Обр. А. Гурилева (9). Всю-то я вселенную проехал (12). Да во городе (13). Девицы-красавицы (19). Едет казак из дальнего края (14)*. Ехали ребята. Обр. А. Дюбюка (13)'. Жил-был у бабушки серенький козлик. Обр. А. Гедике (14)*. Заинька (19). Зимушка проходит. Обр. Ф. Бушуева (12). Как на речке, на лужочке (12). Как пошли наши подружки. Обр. А. Чинякова (17). Как на улице шумят (18)*. Как в лесу, лесу, лесочке (19). Как по полю, полю (19). Картошка (20). Катенька веселая. Обр. М. Балакирева (6). Калина (10), Кот Васька (10). Кума (19). Курица мохнонога (19). Лебедушка (20). На горе-то калина (18)*. Не летай, соловей (8). Не кукуй, кукушечка. Обр. А. Крылусова (13). Перевоз Дуня держала (12). Полянка (20). Поставлю я ведерочки на леду (4). Птичка над моим окошком (18)*. Русско-славянский танец (8). Рябинушка (14 J. Сад (13). Саратовские страдания (13). Светит месяц (12). Степанида (8). Стелется и вьется. Обр. Ю. Зацарного (1)*. Степь да степь кругом (20). Стоит орешина кудрявая (19). Там за речкой (20). Ты поди, моя коровушка, домой. Обр. А. Гурилева (7)'. Ты, заря ль моя, заря. Обр. Н. Римского-Корсакова (10). Ты дубрава моя, дубравушка (12). Ты воспой, воспой, млад жавороно-чек (16). Уж как во поле калинушка стоит (13). Уж ты, коваль, ковалечек (19). Ходила младешенька по борочку. Обр. Н. Римского-Корсакова (7). Частушки (10). Чернобровый, черноокий. Обр, В.Бухвостова (18)*. Что ты жадно глядишь на дорогу (3). Шуточная (11). Я гуляю во дворе (8). Яблоня. Обр. А. Крылусова (13). Я на горку шла. Обр. В. Бухвостова (20).
Достарыңызбен бөлісу: |