Джорж Стэффорд Паркер



Дата23.02.2016
өлшемі210.41 Kb.
#5275
Армянские ученые по рисунку, датированному 1166 годом, восстановили самую настоящую... шариковую ручку, которой пользовались древние переписчики книг. Это была состоящая из двух половинок бамбуковая палочка, в середине у нее - пустотелый шарик, наполненный чернилами. По мало известным причинам изобретение было утрачено, и заново шариковую ручку придумали уже в нашем, ХХ веке.

Джорж Стэффорд Паркер


Патент на ее изобретение в 1938 году получил венгерский химик Йозеф Биро, эмигрировавший в Америку. Через несколько лет англичане выкупили у Биро патент и стали выпускать шариковые ручки специально для летчиков - они, в отличие от чернильных, не текли и на высоте работали отлично. Но миру гораздо известнее имя Джорджа Стэффорда Паркера. Была совершенно удивительная история о том, как скромный сотрудник телеграфной школы, чтобы получить прибавку к жалованию, стал агентом по продаже перьевых ручек. Товар был никудышный - ручки протекали и часто ломались, Паркер их чинил, а однажды это ему надоело. "Сделай что-то лучше, и люди это купят", - сказал он себе и придумал собственную уникальную ручку. Уже через год Паркер основал свою компанию по производству шариковых ручек.

Сделано в СССР


В нашей стране интерес к шариковым ручкам проснулся после второй мировой войны. Понятно, что с предложением наладить у нас их выпуск Советский Союз обратился именно к Паркеру - ведь именно "паркерами", принадлежащими генералу Эйзенхауэру, подписывался акт о безоговорочной капитуляции Германии. Однако американский бизнесмен в просьбе отказал. Пришлось выкручиваться своими силами. Это было нелегко. Вначале шарики, выпускаемые на Куйбышевском заводе шарикоподшипников, никак не принимали нужную форму, потом не получалось вывести формулу пасты. Не писали ею советские ручки, и все тут. И тут один умный человек предложил сделать пасту из смеси касторки с канифолью. Воообще-то этой убойной смесью боролись с мухами. Получилось! Рождение первой советской шариковой ручки в СССР датировано 1949 годом.

Кто ж изобрел ручку?


Шариковую ручку изобрели в 1938 году два брата венгра. А в 1958 году француз Марсель Бик создал дешевую ручку под названием BIC, захватившую рынок практически всей планеты.На разработку пишущего узла ручки у Бика ушло почти четыре года. Зато результат превзошел все ожидания - эта одноразовая ручка была дешевой, удобной, одинаково хорошо писала на любой бумаге, ее хватало, чтобы прочертить линию.

10 июня был юбилей у вещи, без которой представить современную жизнь практически невозможно. Предмет, простой, как все гениальное, был изобретен и запатентован венграми Ласло и Георгом Биро. Вскоре патент перекупило правительство Великобритании: шариковые ручки стали использовать штурманы в авиации и офицеры в нелегких боевых условиях. Гражданские лица начали пользоваться ручками только через два года: в широкую продажу изобретение братьев Биро поступило в октябре 1945 годя, после того, как было представлено на ярмарке в Нью-Йорке. За первый день продаж покупатели расхватали 10 тысяч «пишущих палочек». Кстати, сначала шариковые ручки позиционировались как «ручки, которые могут писать под водой», что с переменным успехом они и делали.

         Братьям Биро, опрометчиво продавшим патент, с прибыли ничего не перепало, хотя первые ручки иначе как «биромами» никто не называл. А прибыль была немалой: одна ручка стоила $12 (для сравнения: в те времена почтальон получал $4 в неделю). Изобретатели попытались восстановить справедливость через суд, но безуспешно…

           На этом венгры не успокоились: Ласло решил организовать свою компанию по выпуску «биромов» — Biro-Swan. Спустя несколько лет, в 1957 году, предприятие было куплено французом Марселем Биком, владельцем концерна Bic за $300 тысяч. К тому времени барон Бик разработал новый, дешевый тип шариковой ручки — он додумался делать корпус из пластика, а не из металла. То есть, по сути, изобрел одноразовые ручки. Они служили своим хозяевам недолго, зато стоили очень дешево, в 30 раз меньше, чем традиционные «биромы», которые, кстати, не были сняты с производства — у обоих типов шариковых ручек были свои поклонники.

       А совсем современный вид ручки получили в 80-х годах, когда появились так называемые роллеры, в которых используется шарик маленького диаметра и невязкие чернила. Такие пишущие приспособления, в отличие от своих предшественников, редко текут и не оставляют на бумаге клякс.

       Пока сложно сказать, встретят ли шариковые ручки свое 70-летие, а уж тем более 80-летие «в добром здравии», то есть, будут ли они так же популярны через 10 или 20 лет. Компьютерные технологии со временем могут «сбросить их с корабля современности». Но пока, несмотря на то, что все больше людей пользуется электронной техникой, производство шариковых ручек не снижается. Ведь, по статистике, ими пользуются 92% населения Земли.

История перьевой ручки начинает свой отсчет с тех времен, когда для письма использовали перья птиц. Самыми популярными были гусиные перья, но в ход шли также перья павлинов и воронов. Чтобы перо было пригодно для письма, его сначала обезжиривали и очищали, погружая в раскаленный песок, а затем обрезали под определенным углом и затачивали. Эти процедуры выполнялись очень тщательно, поскольку от этого зависело качество письма.

Многие писатели и поэты не доверяли никому этого важного дела и занимались им самолично. А особо качественные перья преподносили в подарок. Так, например, в кабинете Пушкина в богато отделанном футляре хранилось перо Гете, которое тот прислал в подарок великому русскому поэту. Владычество гусиных перьев окончилось в XVIII веке благодаря одному сообразительному слуге, имени которого история не сохранила. Но известно, что хозяину его приходилось много писать, он не успевал менять сточившиеся перья, и чтобы облегчить ему жизнь, находчивый слуга придумал перо из стали. Правда, изобретатель не догадался сделать продольную прорезь на кончике пера, поэтому оно брызгало чернилами и писало без нажима. Как только придумали такую прорезь, качество письма значительно улучшилось. Тогда перья птиц ушли в небытие, и все стали писать металлическими перьями, которые делали из стали, серебра и даже золота. Видимо, особо благодарны изобретателям были сотни и тысячи гусей, которые веками жертвовали своим оперением на благо человеку.



Как появилась Ручка.

История ручки начинается с историей человечества. Первобытные люди рисовали на стенах пещер заостренным камнем. Еще до нашей эры вавилоняне камушком выдавливали клинопись - первое письмо на сырой глине. В Древней Греции писали на натертых воском табличках, используя стило - заостренную медную или костяную палочку.


Предшественницей всех типов ручки стала кисть. В Китае ее делали из шерсти верблюда или крысы и макали в чернила. Древнейший рецепт чернил содержал сажу сосновой смолы, ламповое масло и желатин из кожи осла.
А в Европе придумали чернила, которые не выцветают веками. Их делали из солей железа и чернильных орешков - болезненных наростов, которые появляются на листьях деревьев из-за деятельности некоторых насекомых.
Чернилами стали пользоваться еще в Древнем Риме. Первая ручка была из бамбукового или тростникового стебля. Один его конец остро, под углом срезали - и все! Ручку можно было обмакивать в чернила и писать.
Только в 8 веке нашей эры люди додумались, что тростинку можно заменить птичьим пером. Перо удобнее держать, и служит оно дольше.
Но подготовить его для письма очень трудно. Весной у сильного молодого гуся надо вырвать одно из пяти внешних перьев, причем обязательно из левого крыла (если ты возьмешь перо из правого крыла, то будешь при письме загораживать написанное). Потом перо надо обжечь в горячем песке, чтоб оно стало сухим и жестким. Потом заострить кончик перочинным ножом.
Перьев требовалось уйма! В 18 веке из России только в Англию отправляли в год 27 миллионов перьев!
Весь 19 век изобретатели конструировали ручку, которую не надо было бы все время макать в чернильницу. В 1884 году появилась авторучка. В футляре для держания находился резервуар с чернилами. Из него чернила по трем желобкам стекали к наконечнику под пером. В стальном пере вырезали круглое отверстие для воздуха, чтобы чернила затекали туда и ручка писала без клякс.
В 1938 году венгерский журналист Ладисло Биро заметил, что чернила, которыми печатают газеты,быстро сохнут, не текут. “Почему бы не писать такими чернилами?” - подумал он. Но из обычной авторучки густые чернила не вытекали!
И тогда Биро придумал ручку-трубочку с крошечным шариком в наконечнике стержня. Водя по бумаге, мы вращаем шарик, и он захватывает чернила, оставляя след на бумаге. Так появилась шариковая авторучка. Такая ручка может оставить след длиной в 6 километров!
Самый популярный в мире цвет чернил - черный. Потом идут синий, красный и зеленый. А гелевая ручка может писать чернилами самых разных цветов - даже серебряными и золотыми!

А теперь посмотрим повнимательнее на свою шариковую ручку: на кончике ее находится маленький шарик, который переносит чернильную пасту из баллончика на бумагу. Кажется, все очень просто. Теоретически - да.

Но в действительности разработать удобную шариковую ручку было нелегко. Могло случиться так, что в вашем кармане была бы ручка "Лауд", а не "Бик", "Паркер" или "Скрипто" (BIC, Parker, Scripto). Джон Д. Лауд из Массачусетса запатентовал "авторучку с вращающимся наконечником" в октябре 1888 года. Он использовал маленький шарик, который одной стороной купался в чернилах. За последующие тридцать лет Патентное Ведомство США выдало 350 патентов на аналогичные шариковые ручки, но ни одна из них не стала товаром.

Главным препятствием были чернила. Слишком жидкие оставляли кляксы на бумаге и пачкали карман. Слишком густые застывали на шарике. Иногда удавалось создать подходящие контролируемые условия, и тогда чернила действовали как надо... пока не изменялась температура воздуха. Лучшее, что удалось создать, - шариковую ручку, которая писала, как правило, при температуре воздуха 70F (21C), но ниже 64F (18С) засорялась, а выше 77F (25С) - подтекала и оставляла кляксы.

Примерно так обстояли дела, когда за эту проблему взялись братья Биро (Biro). После первой мировой войны 18-летний Ладислав Биро, демобилизовавшись из венгерской армии, перепробовал ряд занятий. Он изучал медицину, искусство, увлекался гипнозом, но ни одна из профессий не заинтересовала его настолько, чтобы стать специальностью. Газетным делом он занялся случайно.

В 1935 году Биро издавал небольшую местную газету и часто сердился на свою авторучку. Чернила вытекали из ручки на газетный лист, который впитывал жидкость как губка, а конец пера рвал в этом месте бумагу. В общем, получалась не надпись, а фиолетовое болотце. Даже на первоклассной бумаге оставались кляксы, а на пальцах и на одежде Биро постоянно красовались чернильные пятна. Тогда Ладислав позвал брата Георга, химика по профессии, и братья Биро начали разрабатывать новые авторучки. После опробования десятков моделей братья Ладислав и Георг, не зная, что до них уже была сделана 351 попытка, изобрели шариковую ручку.

Как-то во время отпуска, находясь на берегу Средиземного моря, братья заговорили о своем изобретении с неким пожилым господином. Они показали прекрасно пишущую ручку, которая ему понравилась. Оказалось, что этот господин был тогдашним президентом Аргентины, Аугусто Юсто. Он предложил братьям Биро построить в его стране фабрику шариковых ручек. Несколько лет спустя началась вторая мировая война, и братья решили покинуть Венгрию. Они вспомнили своего старого знакомого и устремили взоры в сторону Южной Америки. Братья высадились в Буэнос-Айресе с десятью долларами на двоих. Юсто признал их, и вскоре с помощью президента им удалось заручиться поддержкой нескольких инвесторов. В 1943 году в городе открылась новая фабрика. Эффект был грандиозным, то есть произошел грандиозный провал. Братья Биро совершили ту же ошибку, что и все их предшественники, - они положились на силу тяжести, под воздействием которой чернила попадали на шарик. Это означало, что ручку надо было непременно держать строго вертикально. Но даже и тогда поток чернил был прерывистым, и на бумаге оставались сгустки. Ладислав и Георг вернулись в лабораторию, и вскоре придумали новую конструкцию, капиллярную. Сифонная подкачка заставляла чернила перемещаться к шарику независимо от положения ручки. Уже через год братья Биро выпустили в продажу в аргентинских магазинах новую модель. Однако расходились ручки вяло. В конце концов у братьев кончились деньги, и производство пришлось остановить.

Но им на помощь прилетели военные летчики США. Пилоты ВВС, часто бывавшие в Аргентине во время войны, сделали для себя открытие, что аргентинскими ручками можно писать снизу вверх на любой высоте и их не требуется часто заряжать. Госдепартамент США попытался предложить американским фабрикантам изготавливать такие же ручки. Американская компания "Эберхард Фабер" решила попробовать монополизировать рынок и заплатила 500000 долларов за права на производство шариковых ручек; таким образом, братья впервые получили прибыль за свое изобретение.

Примерно в это же время житель Чикаго по имени Мильтон Рейнолдс тоже столкнулся с ручками Биро в Аргентине. Он вернулся в США и выяснил, что такие ручки были уже запатентованы Джоном Д. Лаудом и другими американцами, но срок действия их патентов к тому времени истек. Поэтому он решил, что может, ничего не опасаясь, скопировать конструкцию Биро. Рейнолдс продал шариковые ручки за 12 долларов 50 центов через нью-йоркский универмаг Гимбельса. Новинка привлекла внимание, и Гимбельс продал всю партию в первый же день, все 10000 ручек! Множество промышленников захотели примазаться к славе удачливого предпринимателя. Рейнолдс нанял чемпионку по плаванию Эстер Уильямс, которая продемонстрировала, что шариковая ручка может писать даже под водой. Другие же показывали, что ручка пишет шариком вверх или через стопку копировальной бумаги.

Но одна проблема все же оставалась: несмотря на шумиху, затеянную вокруг новинки, ручки работали неважно. Они подтекали, погубив немало важных документов и отличных рубашек. Кроме того, в них пересыхали чернила. Объем продажи начал медленно ползти вниз. Цена - тоже. Шариковые ручки, совсем недавно считавшиеся предметом роскоши, стали продаваться всего за девятнадцать центов. Но однажды купив ручку даже за эти гроши и попробовав писать, покупатели ругались на чем свет стоит и клялись не покупать шариковых ручек до конца своей жизни.

Человека, который заставил покупателей отречься от подобных клятв, звали Марсель Биш (Bich). Он жил во Франции и был фабрикантом перьевых ручек и письменных принадлежностей. Марсель с профессиональным интересом отнесся к шариковым ручкам. Сначала он только наблюдал, как их популярность взлетала, а потом камнем падала на землю и рассыпалась в прах, потом решил, что сможет завоевать рынок, если сумеет создать надежную шариковую ручку и снизить ее стоимость - новинка ему нравилась, но возмущала ее высокая цена при столь низком качестве. Братья Биро продали Бишу права на изобретение, и тот приступил к работе.

В течение двух лет Марсель Биш скупал все появлявшиеся на рынке модели шариковых ручек и педантично испытывал их, выявляя положительные и отрицательные стороны. В 1952 году Биш добился триумфа: дешевая шестигранная ручка из прозрачного пластика писала мягко, не подтекая и не засыхая. Изучив международный рынок, Биш понял, что со своим именем ему в Америке не пробиться. Тогда он изменил написание имени так, чтобы его могли правильно и легко произнести повсюду, где будет продаваться его новая ручка, - Бик. Модель "Бик" сразу завоевала мировое признание. Миллиарды ручек, стиль которых почти не изменялся, продавались, использовались, терялись, разбирались на части, пропадали неизвестно где, просто выбрасывались. И хотя Бик изобретал все новые модели, придумывал разнообразные дизайны ручек, старый, надежный "Бик" не перестает быть основным источником дохода фирмы.



Parker - одна из старейших и, пожалуй, известнейшая компания, занимающаяся производством инструментов для письма. Компания была создана в 1888 году Джорджем Сэффордом Паркером.
Фуксин, Некоторые производные Ф., например основной фиолетовый К, используют при изготовлении карандашей, чернил, копировальной бумаги, паст для шариковых ручек.
Пасты

(от итал. pasta - тесто), многокомпонентные смеси или индивидуальные продукты, обладающие свойствами вязко-пластичного или упруго-вязко-пластичного тела. П. способны сохранять форму, но под нагрузкой они текут как вязкие жидкости. для заправки шариковых ручек


К настоящему времени известны три разновидности пишущих устройств, использующих принцип вращающегося шарика – обычная шариковая ручка, микро керамическая и гелевая.
Эти разновидности можно рассматривать как три последовательные стадии развития пишущих устройств, использующих шарик.
Согласно Алгоритму (см. http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/8156.html )
любой объект в рамках одного рабочего принципа объективно проходит четыре стадии развития, их которых четвертая всегда оказывается особенно успешной и прибыльной.
Я нашел четвертую стадию развития шариковых ручек.
Для меня не сложно самостоятельно получить патент, например, Узбекский (идея очень проста, и у меня есть достаточный опыт защиты изобретений). Но я понимаю, что запатентовать – это только первый шаг. Как довести до ума идею, чтобы она принесла реальную прибыль – вот это для меня задача.
Может, кто-то посоветует – есть ли для этого другие, более эффективные пути, кроме как предлагать патент известным производителям шариковых ручек?
Заранее спасибо!
Самый древний рецепт чернил принадлежит египтянам - смесь сажи и масла для письма на папирусе. Такой же состав использовался в Китае две с половиной тысяче лет назад.
Египтянам же принадлежит и первое устройство для письма (весьма напоминающее современный фломастер), найденное в гробнице Тутанхамона: медная ручка со вставленной в нее свинцовой заостренной трубочкой; внутри трубочки находилась тростинка, заполнявшаяся чернилами, которые просачивались по волокнам стебля, накапливались на заостренном конце и при письме оставляли четкий след на папирусе.
Уже в 3 веке до н.э. в Греции и Риме применялись несколько типов чернил. Из пурпура и киновари делали красные "придворные чернила", которыми писались только государственные документы (чернила строго охранялись специальной стражей). Черные чернила делались из черной краски для живописи, сажи, из плодовых косточек, виноградной лозы, древесного костяного угля. Столетием позже чернила изготовлялись из отвара коры дубильных растений. Впоследствии эти два типа черных чернил на Руси назывались "чернилами копчеными" и "чернилами вареными".
В 16 веке изобрели железные чернила (известны до сих пор). Для их изготовления использовали ольховые корни, кору, ореховую или дубовую кору, чернильные орешки (патологические наросты на листьях различных растений) из этого варили "чернильное сусло" и опускали в него куски железа, ненужные железные вещи и пр. Для упрочнения чернил (чтобы они не "брели сквозь бумагу") добавляли камедь (вишневый клей), а для снижения вязкости - квасцы, имбирь, гвоздику. На приготовление чернил уходило 2 недели.
В 18 веке стали применять железный купорос - это резко повысило скорость приготовления чернил.

Секрет получения чернил был понят после открытия дубильных кислот и окончательно расшифрован химиком К.Б.Шееле в 1876 году. Он установил, что при варке из ольховой коры в воду поступают дубильные кислоты, с которыми железо дает закисные железистые соли. Раствор слабо окрашен, но при высыхании железо окисляется и темнеет. Образуется окись железа, нерастворимая в воде и устойчивая к свету. С тех пор было изобретено множество рецептов чернил, включая "вечные" (ванадиевые, Берцелиус) и невидимые. Однако принципиально новые составы появились лишь при изобретении шариковых ручек, автоматических самописцев, принтеров ЭВМ.

После египетского "фломастера", который был прочно забыт, веками по пергаменту и бумаге скрипело упругое гусиное перо. При подготовке к письму перо очищали в раскаленном песке, обрезали, затачивали. Количество пишущих быстро увеличивалось, перьев требовалось все больше, а из гусиного крыла годилось для письма всего 2-3 пера. Появились способы экономии перьев: их разрезали на несколько частей и каждую из них затачивали. Перо нужно было часто макать в чернила, что отнимало время и отвлекало. Придумали даже нечто, напоминающее авторучку: металлическая трубка, заполненная чернилами, у которой с одной стороны заглушка, а с другой гусиное перо.

Создателем металлического пера (конец 18 в.) был слуга аахенского бургомистра Янсена. Заботясь о своем хозяине, он изготовил перо из стали. Перо не имело прорези, поэтому брызгало и писало без нажима. С изобретением стального пера с прорезью качество письма резко улучшилось и популярность металлических (сталь, серебро, золото) перьев оказалась вне конкуренции.

Существует большой класс изобретений по улучшению перьевых ручек. Приведем наиболее характерные технические решения из российского фонда изобретений (МКИ, кл. В43К).


  • А.с. 96 (заявлено 7.12.1917 год, выдано 28.02.1925 года): перо для письма, в котором с целью увеличения на нем запаса чернил и уменьшения скорости их высыхания (рис. 2 б) закреплена с помощью эластичного кольца пластинка, которая образует с желобом пера конусообразную трубку (чернила удерживаются в большем количестве).

  • А.с. 3 157 (1925 г.): ручка для двух поочередно употребляемых перьев представляет собой трубку, из которой высовывается то одно, то другое перо.

  • А.с. 3 837 (1925 г.): наконечник к ручкам для письма, в котором для увеличения количества набираемых чернил, а значит и сокращения времени на отвлечение внимания пишущего, наконечник выполнен в виде пластинки с желобками; сеть желобков за счет капиллярного эффекта захватывает значительно больше чернил.

  • А.с. 78 018 (1949 г.): перо для письма - для удержания большего количества чернил имеет загнутые внутрь лапки в виде лепестков с мелкими отверстиями (рис. 2 в).

  • А.с. 79 542 (1947 г.): насадка к перьям - для удержания чернил (рис. 2 г), прикрепляется к перу со стороны вогнутой части, снабжена поперечными гофрами и отогнутыми крючками.

  • А.с. 86 509: перо с запасом чернил - снизу укреплена трубка, в которой фитиль из губчатого материала со скошенным концом (рис. 2 д).

В приведенных изобретениях заметно явное стремление увеличить полезную функцию - удобство и продолжительность непрерывного письма. Кроме рабочего органа (пера) и трансмиссии (ручки) начали появляться новые подсистемы.

  • А.с. 4 955 (1926 г.): ручка для пера с резервуаром для чернил.

  • А.с. 5 974 (1927 г.): то же, резервуар заполнен пористым материалом (губкой).

  • А.с. 8 176 (1927 г.): трубчатое перо с резервуаром для чернил, закрывается колпачком.

  • А.с. 8 223 (1928 г.): перо с резервуаром для чернил, который образуется из двух половинок самого пера и нижней откидывающейся частью.

Обнаруживаются недостатки у пера - в частности, истираемость кончика, поэтому для увеличения полезной функции нужна дифференциация свойств материала:
А.с. 12 642 (1927 г.): способ получения на золотом пере наконечника из осмистого иридия (для автоматических ручек).

Все шло к появлению, а затем и развитию автоматической ручки:

А.с. 24 268 (1929 г.): автоматическая ручка для пера с резервуаром для чернил; при нажатии кнопки шприц выталкивает каплю на перо и, возвращаясь под действием пружины, всасывает новую порцию чернил из резервуара.

Автоматическая ручка, превратившаяся в довольно сложную техническую систему, развивается за счет развития (увеличения полезной функции) своих подсистем. Совершенствуется, например, резервуар:



  • А.с. 66 214: резервуар для авторучки, в котором в целях автоматического засасывания наружного воздуха и для равномерного питания пера чернилами верхний конец резервуара снабжен пробкой из КПМ.

  • А.с. 74 633: автоматическая ручка, в которой резервуар гофрированный растягивающийся цилиндр для набора чернил.

  • А.с. 198 956: то же, продольные гофры.

  • А.с. 906 354: перьевая авторучка со сменным баллоном.

Кроме резервуара развиваются и другие подсистемы:

  • А.с. 91 953: наконечник к авторучкам для жидких чернил, который имеет один канал, разделенный на две части, из которых одна для подвода воздуха внутрь резервуара, а другая для стока чернил к концу пишущего острия.

  • А.с. 94 422: то же, но с целью увеличения емкости канала и улучшения подачи чернил к пишущему концу, воздушный канал совмещен с крепежной резьбой наконечника.

Предпринимаются попытки увеличения числа функций за счет совмещения нескольких ТС в одной:
А.с. 75 821: авторучка для письма чернилами разных цветов, у которой внутри несколько отдельных пишущих наконечников, выдвигаемых из корпуса.

По новому кругу идет развитие рабочего органа - пера, превратившегося в целую подсистему - пишущий узел:



  • А.с. 825 357: перо для письма, в котором вместо фигурной пластины с пишущим острием и капиллярным чернилоподводящим каналом, образованным продольным разрезом (недостаточно надежная и сложная подача чернил, трудно получить необходимую жесткость пера) предложена пластина, имеющая продольную V-образную складку, внутренняя полость которой образует капиллярный канал (рис. 2 е).

  • А.с. 867 687: перьевая ручка с регулируемой шириной расщепа, содержит втулку с резьбой, которую вращают (это сокращает расход чернил при письме).

  • А.с. 941 225: пишущий узел перьевой авторучки, в которой для исключения неравномерной подачи чернил к кончику пера, подтекаемости, выброса чернил - предложен вкладыш из КПМ.

  • А.с. 1 076 321: то же, но втулка имеет переменное сечение.

Современный период характеризуется двумя тенденциями:

  • " интеллектуализация " авторучки, резкое усложнение конструкции за счет введения электронных блоков, попытка увеличить полезную функцию путем тонкой и точной саморегулировки.

А.с. 1 214 495: авторучка, содержащая корпус, резервуар, пишущий наконечник с капиллярным каналом, электронный блок управления каплеобразования на выходе из наконечника, отличающаяся тем, что с целью повышения надежности содержит электрический датчик силы, преобразователь напряжения в частоту с усилителем, трансформаторный выход, который соединен с пьезоэлектрическим преобразователем (трубчатый, поляризованный в радиальном направлении), в котором расположен капиллярный канал. Нажим пальцем внизу ручки на пластину датчика, срабатывает преобразователь (трубчатый), объем капилляра уменьшается, выталкивается капля из выпускного отверстия. При увеличении силы надавливания увеличивается частота выталкивания капель: от 0 до 2 кГц и более.

  • появились первые признаки сворачивания этой ТС.

А.с. 1 250 478: инструмент Котова для письма (рис. 2 ж); письмо с использованием движения пальца руки (прототип пат. Франции 1 264 621).

Однако еще в самый разгар усовершенствований авторучки появилась новая техническая система.

Один из главных недостатков авторучки - кляксы. В 1938 г. венгерский журналист и издатель Ласло Биро изобрел шариковую авторучку, взяв за основу быстросохнущую типографскую краску. Получив патент он перед началом войны уехал в Аргентину и в 40-х годах начал там серийное производство ручек. Находившийся в то время в Южной Америке англичанин Генри Мартин быстро оценил значение шариковой ручки. Шла вторая мировая война, и штурманы бомбардировочной авиации испытывали немалые сложности, делая навигационные расчеты в воздухе: традиционные перьевые ручки для этого не годились, так как при перепадах давления из них вытекали чернила, а работать карандашами было неудобно. За немалую сумму Мартин приобрел у братьев Биро право на выпуск шариковых ручек в Англии. Переоборудовав заброшенный ангар, он начал их изготовление специально для королевских военно-воздушных сил. Скоро производство было налажено и в США. За один только год американские и британские штурманы получили 30 тысяч шариковых ручек.

21 октября 1945 года один нью-йоркский универмаг предложил шариковые ручки обычным покупателям. Успех был огромен. За день удалось продать 10 тыс. ручек, хотя стоила новинка недешево - столько, сколько американский промышленный рабочий получал за 8 часов. В 1948 г. производством шариковых ручек занялась известная фирма "Паркер".

Подлинно массовое производство, которое привело к быстрому падению цен на новинку, первой освоила французская фирма "БИК". Сегодня она ежедневно выпускает более 10 миллионов шариковых ручек.

Массовый выпуск подтолкнул к совершенствованию всех подсистем шариковой авторучки. Прежде всего, рабочего органа (шарика):



  • А.с. 77 080: пишущее устройство к автоматическим ручкам, в которой удерживающая шарик поверхность имеет пазы для лучшего его смачивания.

  • А.с. 1 234 228: инструмент для письма, содержащий шарик, трубчатый корпус, резервуар для красителя (рис. 2 з), в котором для повышения надежности в работе и качества наносимых линий, шарик выполнен с углублениями в виде радиальных каналов, часть из них имеет конусообразное сужение к центру шарика, с диаметром входного отверстия больше, чем у остальных каналов. При вращении через освободившиеся от краски каналы поступает порция замещающего атмосферного воздуха. В зависимости от количества каналов с конусообразным сужением и их расположением получают орнаментированную несплошную линию. Шарики могут быть различного диаметра, съемные наконечники.

Применение пасты вместо чернил со временем выявило недостатки, присущие только пасте. В патентном фонде есть множество технических решений по предотвращению образования в пасте воздушных пузырей, пробок. Первые шариковые ручки имели поршень в резервуаре, он осуществлял давление (пружиной или винтом) на пасту - подача к шарику была равномерной. Однако, при прекращении письма происходило излишнее протекание пасты, необходимо было освобождать поршень от действия пружины - это усложняло конструкцию.
А.с. 85 680: для упрощения поршень работал лишь под атмосферным давлением, так называемый плавающий поршень.

Были попытки заменить пасту чернилами:



  • А.с. 80 986: шариковая ручка для обыкновенных жидких чернил (не нужны специальные чернильные пасты); но это изобретение - от бедности, не было отечественной пасты. Хотя решение, в целом, прогрессивно - при использовании чернил требуется меньшее усилие при писании.

Начали появляться новые подсистемы:

  • А.с. 1 164 072: авторучка, содержащая трубчатый резервуар с электрическим нагревательным элементом, контактирующий с поверхностью письма элемент, отличающаяся тем, что с целью увеличения надежности в работе, трубчатый резервуар выполнен в виде трехслойного (средний слой электропроводящий), содержит источник тока.

Прототип этого изобретения - пат. США 3 725 284, в котором электронагрев снаружи стержня; стержень при этом плохо прогревается при низких температурах, конструкция ненадежна; включение осуществляется поворотом колпачка.

Разработано множество составов паст. Главные требования к пасте противоречивы:



  • паста в шариковой ручке должна не застывать минимум год, а попав на бумагу (20-30 с.) - высохнуть;

  • паста должна быть жидкой, чтобы хорошо смачивать шарик и оставлять четкий непрерывный след на бумаге, и в то же время должна быть густой, чтобы она не вытекала из ручки в нерабочем положении (когда она висит, лежит);

  • записи, сделанные пастой должны длительное время не выцветать, не изменять свой цвет, не осыпаться.

Одно из удачных решений: использование олигомерных составов (промежуточное положение между мономерами и полимерами), они достаточно жидки, а попав на бумагу, быстро полимеризуются и химически связывают красители ("Химия и жизнь", № 8, 1980, с.47).

"Интеллектуализация" не минула и шариковую ручку:

А.с. 1 113 281: шариковая авторучка, которая для расширения функциональных возможностей содержит электромеханический преобразователь, датчик тактильной чувствительности и тактильную ячейку в виде прямоугольной матрицы Брайля; электромеханический преобразователь (пьезокерамические стержни) с частотой 210-220 Гц. Для слабовидящих - запись в виде кода Брайля.

Как и всякая ТС (и в первую очередь ТС близкие человеку), шариковая ручка адаптируется к руке, в частности, в процессе динамизации появляются гибкие конструкции:



  • А.с. 1 202 902: шариковая авторучка, у которой кончик стержня вместе с трубчатым пластичным корпусом может изгибаться (при ввинчивании колпачка) на угол такой, чтобы всегда был угол 90 град. к поверхности письма (наилучшее рабочее положение шариков в зависимости от анатомического строения кисти руки).

Одно из решений, к которому часто возвращались - замена пасты жидкими чернилами. Это не случайно: шарик легче крутится в чернилах, а значит рука устает не так быстро и пишется легче (почерк лучше). Шариковая ручка появилась как альтернатива "чернильным ручкам", поэтому в прямом виде такой возврат не произошел.

"В недрах" старой ТС зародилась и быстро развилась новая система - фломастер. Прообразы этого устройства можно найти и в системе карандаш ("химический"), и в перьевых ручках (использование КПМ), и в авторучках (запас жидких чернил), и в шариковых ручках (корпус + пишущий стержень, заостренный конец).



Приведем лишь два характерных изобретения:

  • А.с. 294 305 (пат. РФ, японская фирма): пишущий наконечник для авторучки (фломастера) - был стерженек с продольными канавками снаружи, предложено - внутренний капиллярный канал 0,02-0,04 мм с радиальными каналами и поперечными кольцевыми канавками.

  • А.с. 1 158 382: прибор для письма, содержащий корпус, резервуар для красителя, насадок с капиллярным каналом для выхода красителя, и средство для выброса красителя через насадок, отличающийся тем, что с целью повышения качества письма и удобства пользования, средство для выброса выполнено в виде намотанного на резервуар металлопленочного конденсатора, одна обкладка которого через выключатель связана с насадком. От внешнего источника заряжают конденсатор. Под действием электростатических сил краситель выталкивается из капиллярного канала наконечника насадка, одноименно заряженные частицы красителя отталкиваются. Толщина линии зависит от зарядного напряжения.

Появление ЭВМ и быстро печатающих устройств потребовало изобретения принципиально новых способов автоматического письма. Например, одно из первых изобретений:

  • А.с. 147 105: перо для осуществления записи на термической бумаге (рис. 2 и): рабочая часть в виде петли токопровода, защищенной керамикой.

И одна из последних разработок Института кибернетики АН УССР ("НТР: проблемы и решения", № 3, 1988, с.2) - сверхскоростной способ письма. ТС пишет обычными чернилами на обычной бумаге. Но в "новой ручке" нет ни шарика, ни пера, ни стержня, которые имели бы механический контакт с бумагой. Эффект письма достигается тем, что устройство выстреливает капли чернил объемом в несколько сот кубических микрон со скоростью до 10 тысяч капель в секунду. Поэтому скорость письма достигает огромной цифры: 8-12 м/сек. Производительность устройства возрастает в десятки раз, добавим к этому еще возможность получения цветных изображений.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет