Днепровская конференция 2004 год. Требования специализации «Гончарное дело»



Дата23.06.2016
өлшемі0.59 Mb.
#154950















Днепровская конференция

2004 год.
Требования специализации «Гончарное дело»



  1. Расскажите, как правильно выбирать глину.

  2. Как приготовить глину к работе.

  3. Какие инструменты используются в гончарном деле.

  4. Каково назначение глазури. Опишите процесс покрытия глазурью.

  5. Опишите правила обжига.

  6. По своим разработкам изготовьте 4 изделия, покройте глазурью, обожгите.


  1. Как правильно выбрать глину.

Основным сырьём производства керамических изделий является глина. Она представляет собой измельченную горную породу различного химико-минералогического состава, в соединении с водой образующую тестообразную массу, способную сохранять приданную ей форму, а при обжиге становиться камнеподобной. Основным свойством глины, определяющим её пригодность для гончарных изделий, является пластичность. Глина – единственный в своём роде такой природный материал, имеющийся в большом количестве. Именно по этому признаку различают три сорта глин: высокопластичные, средне- и низкопластичные.

Гончары определяют пластичность обычно на ощупь, путём разминания и растирания комочков глины в руках. Один из простейших способов оценки качества материала – сформировать длинный цилиндр, который затем следует сгибать дугой до появления трещин. Чем пластичнее глина, тем меньшим будет радиус дуги при появлении трещины. Применяют и такой способ: из глиняного теста нормальной густоты делают цилиндр длиной до 10 см, диаметром 3 см. Взяв в руки цилиндр, его медленно разрывают; если глина пластична – концы разрыва будут тонкие и длинные, если тощая – короткие и толстые.

Высокопластичные глины – вязкие, «жирные». Они нежны на ощупь, хорошо тянутся, легко полируются. Блеск сохраняется и после обжига. Но такая глина разрушается при высокой температуре.

Глины низкой пластичности, песчаные, «тощие», известны под названием «глей». В изломе они матовы, шершавы на ощупь, в руках рассыпаются и практически не формируются. Их достоинство – огнеупорность.

И «жирные», и «тощие» глины в естественном виде не годятся для применения в производстве. Они требуют соответствующей обработки: в зависимости от вида изделий и качества керамической массы увеличивают или уменьшают пластичность глины. Для этого используют песок и шамот.

У глин различают границы пластичности – нижнюю и верхнюю. Нижняя характеризуется таким влагосодержанием, при котором нити, скатанные из глины, неспособны соединяться друг с другом; верхний предел определяется таким влагосодержанием, при котором начинает появляться текучесть.

Глинам присуще ещё и такое свойство, как усадка, то есть уменьшение размеров без изменения формы. Различают воздушную усадку (при высушивании перед обжигом) и огневую (при обжиге). Воздушная усадка тем больше, чем выше пластичность глин. Она колеблется от 1,5 до 13 %, огневая достигает 23 % от сырого объёма.





  1. Как приготовить глину к работе.

Глиняное тесто должно быть однородно по структуре, без слоистости и воздушных пузырей, равномерно перемешано с добавками, увлажнено до необходимой пластичности, способно принимать ту или иную форму при небольшом давлении. Кондиционная глина не прилипает к рукам, её отдельные куски легко соединяются. Есть несколько способов приготовления глиняного теста. Один из них заключается в следующем: подсушенную, очищенную от мусора и раздробленную глину заливают большим количеством воды, дают постоять чтобы раскисла, потом размешивают до текучего состояния, пропускают через сито в чистую ёмкость. Глина оседает на дно. Воду сливают. Так делают несколько раз. Но и после этого глина ещё содержит много воды. Керамисты имеют специальные гипсовые формы, в которых обезвоживают такую глину. Или избыток воды удаляется путём испарения или при помощи насоса. Летом вода легко испаряется в широкой ёмкости.

Перед формированием глиняная масса повергается дополнительной обработке: из неё удаляют пузырьки воздуха, переминая, придают ей однородную структуру. Для этого глиняную массу выкладывают на стол. Хорошо вымни его, чтобы оно стало однородным.



Дальше перебивай: держа в левой руке глину, правой отрывай от неё по кусочку и сильно кидай, возвращая назад. И так несколько раз, с разных сторон, пока с глины не повыходят все пузырьки воздуха.





Когда глина готова, её заворачивают в целлофановый пакет для хранения. В нём она не пересыхает и всегда готова к работе.




  1. Инструменты, используемые в гончарном деле.

Изготовление керамических изделий включает несколько этапов: приготовление тестообразной массы, формовка изделия, нанесение декора, сушка, обжиг в печи. Для формовки изделия и его декорирования применяют такие инструменты:






  • Самым основным инструментом является турнетка – гончарный круг. Он состоит из железного вертикального стержня, прикреплённого к рабочему столу, и двух деревянных кругов – большого, нижнего (диаметр – 95 – 105 см.), и малого, верхнего (диаметр – 30 -40 см.). Гончарный круг приводится в движение вращением ногой нижнего круга. Верхний круг является непосредственно рабочим местом, на котором формируют изделие. Гончарный круг позволяет создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или сужающиеся сосуды разнообразной формы.














  • Для формирования изделия пользуются деревянными стеками. Они бывают двух видов – односторонние, с одним рабочим концом, и двухсторонние, с двумя разными профилями.

  • Для удаления лишней глины используют петли. Они представляют собой деревянные палочки с закреплёнными на концах петлями из проволоки. Керамисту необходимо иметь петли с разными по размерам и конфигурации рабочими концами.

  • Для лучшего скольжения пальцев, во время работы руки периодически смачивают в миске с водой. Вода также поможет при «склеивании» частей изделия и заглаживании его поверхности.

  • Придав изделию законченную форму, его заглаживают мокрой губкой и кусочком плоской резины. После подсыхания его снова заглаживают.

  • Когда изделие заглажено, его срезают с гончарного круга тонкой проволокой или шпагатом.

  • Когда изделие подсохло, его полируют оргстеклом.




  • Для декорирования может понадобится всё, что может оставить интересные отпечатки на глине: палочки с концами-штампиками, заострённые палочки разного диаметра, а также разные бытовые мелочи, которые подбираются в ходе работы.

  • Для декорирования используют также ангобы – глиняные краски. Их готовят также как глиняную массу, с той лишь разницей, что ангобы почти не обезвожены. За своей консистенцией ангоб должен быть близким к редкой сметане. Цвет ангоба зависит от наличия в глине разных органических веществ и окисей метала. Во время обжига цвет ангоба меняется. Поэтому

  • необходима палитра – керамическая плитка с контрольным обжигом пронумерованных пятен ангобов.







  • Размешав ангобы до однородного состояния, каждый из них наберите в отдельную резиновую грушу. Потом в кончик каждой груши вставьте небольшие (2 – 3 см) соломинки или обрезки стержня от шариковой ручки. Это необходимо для регулирования толщены линии под час раскрашивания ангобом. Для памяти подпишите на груше цвет ангоба.




  • Для обжига изделий используют электромуфельную печь. Она обжигает изделия при температуре 900 0 С.

  • Необходима также тряпочка для вытирания рук и инструмента.



  1. Назначение глазури. Процесс покрытия глазурью.

Глазурью называют тонкое, стеклообразное покрытие, образующееся в результате наплавления на поверхность керамических изделий легкоплавких силикатных соединений. Глазирование – широко применяемый художественно-технический приём обработки керамических изделий. Покрытие глазурью – стекловидной массой – изделия преследует не только эстетическую цель. Глазурь предохраняет поверхность керамических изделий от загрязнения, воздействия кислот и щелочей, от проникновения газов и жидкостей.

Процесс глазурования заключается в следующем: изделие после первого, утильного, обжига очищают от пыли специальными щётками. Приготовленную глазурь наносят на керамические изделия пульверизатором или работающим под давлением сжатого воздуха аэрографом тонким слоем или путём погружения изделия в специальный резервуар с глазурью, напоминающей по своей консистенции и внешнему виду сметанообразную массу. При частичном глазуровании слой глазури наносят на изделие с помощью кисти. Во время обжига глазурь плавится и покрывает поверхность изделия стеклообразным слоем.

В случае необходимости сохранения чёткости красочного контура следует глазурь наносить на расписанное изделие в тот момент, когда краски уже подсохли. Если задуман обратный эффект, то глазурью следует покрывать только что нанесённые краски.

Если на поверхности изделия до обжига замечены плохо заглазурованные участки, их следует дополнительно заглазуровать с помощью широкой кисти (при этом стараться, чтобы наносимый слой глазури был одинаковой толщины, без просветов черепка изделия).


  1. Правила обжига.

Формирование керамического изделия происходит во время обжига. Полностью художественный образ выявляется лишь после того, когда основательно «спёкся», затвердел черепок, застыли расплавленные глазури.

Сформированное изделие, подсушенное, подправленное, декорированное ангобом, солями, снова подсушенное, помещают в печь. Это первый, утильный, обжиг. Затем изделие расписывают глазурями. При повторном обжиге расплавляют глазури. Последовательность повторного обжига та же. Главное при этом – медленное, постепенное повышение температуры. Обжиг можно условно разделить на четыре периода.

В первом периоде (при температуре 1500 С) из изделия уходит механически связанная вода. При резком повышении температуры прежде всего испарится вода с поверхности черепка и образуется плёнка, которая задержит влагу, находящуюся в середине. Для её удаления придётся повысить температуру, что приведёт к парообразованию и разрушению.

Второй период – температура 150 – 5000 С. В это время удаляется химически связанная вода, изделие краснеет.

Третий период – 500 – 9000 С.

Четвёртый период – 10000 С.

Печь выключают, а когда она остынет до 2000 С, дверцы печи приоткрывают. Изделие вынимают после полного остывания печи.

Температуру обжига можно определить по цвету накала. Когда изделие начинает краснеть – это 550 -6000 С; становится тёмно-красным – 600 – 7000 С; вишнёво-красным с переходом в светло-вишнёвый – 800 – 9000 С; ярко-вишнёвым – 900 – 10000 С; тёмно-оранжевым – 11000 С; начинается белое каление – 13000 С; становится белым – 14000 С.



  1. Упражнения на изготовление изделий.


1. Лепка геометрических фигур.

1.Ножом или проволокой отрезаем небольшой, с орех, кусочек глины. Немного помнём, чтобы удолить возможный воздух. Перекатыванием глины в руках, делаем шар. Контролируем нажим ладони: когда надо – нажимаем сильнее, а когда – слабее. Старайся достичь максимально правильной формы.

Повтори это упражнение с кусочками глины, большими за предыдущий вдвое, втрое.

Шар – начальная форма будь-какого лепного изделия, поэтому очень важно научится правильно его делать.



  1. Используем только что слепленные три шара. Продольными движениями каждый из них превратим в эллипс. Легонько и равномерно раскатываем шар между ладонями, стараясь со всех сторон понемногу сплющить. Мокрыми пальцами поправляем концы, делаем их закруглёнными.

  2. Из полученных эллипсов готовим следующие две формы – цилиндр и конус.

Если оба конца эллипса мы затупим лёгкими постукиваниями ими по доске, у нас выйдет цилиндр.

Конус изготовить сложнее. Один конец эллипса обрабатываем, как в первом случае. А другой конец вытягиваем пальцами, пока он станем острым. При этом от основы до верха должна выдерживаться прямая линия.



  1. Изготовим форму с прямыми углами. Снова скатываем небольшой шар. Указательными и большими пальцами обеих рук формируем из него куб. Каждую грань готового куба обстукиваем деревянной линейкой, чтобы они стали ровными. Большой куб начинаем формировать при помощи ладоней.

Повтори это упражнение, но как начальную форму возьми цилиндр. У тебя выйдет паралепипид.





  1. Научившись изготавливать шары, эллипсы, цилиндры, конусы, кубы и паралепипиды. Попробуйте, хотя бы из некоторых этих фигур создать образы. Например, на основе шара слепить яблоко, из эллипса – огурец или банан, из конуса – морковку и т.д. Дай волю своему воображению!











2.Упражнения на изготовление объёма.


  1. Представим, что из шара нам необходимо изготовить чашу, а из цилиндра – стакан. Мокрыми пальцами начинаем аккуратно делать углубление в этих формах, постепенно увеличивая их. Следи за тем, чтобы шар или цилиндр не утратили своей внешней конфигурации, чтобы их стенки не «розехались». Понемногу утончай стенки, достигая одинаковой их толщены по всей поверхности объёма.

  2. Снова – шар и цилиндр. Глина не должна быть сильно мягкой. Делаем углубления в формах с помощью петель и стеков. Петли удаляют основную массу лишней глины, а стеки заканчивают эту операцию и выравнивают стенки чаши и стакана – как внешние, так и внутренние.

  3. Изготовим чашу из шара, наращивая объём вверх. В то время как большой палец углубляем в глину, пучки остальных пальцев направляем вверх. Они вытягивают глину, формируя внешние контуры чаши.

  4. Небольшой шар сплющим. Ложем на рабочую доску. Это – дно будущей посуды. Отрываем небольшие кусочки глины, немного сплющим их и, начиная от краёв дна, налепливаем их вверх так, чтобы форма приобрела вид чаши. Когда чаша «вырастет», тщательно обрабатываем её стенки пальцами и стеками.

Скатываем из небольших шариков несколько одинаковых за диаметром «колбасок» - сначала между ладонями, а потом на доске. Одну из «колбасок», небольшую, скручиваем в спираль. Она будет дном посуды Все остальные «колбаски»-жгутики




















  1. укладываем от дна, наращивая стенки посуды вверх. Убедившись, что жгутики создали правильную форму, начинаем заглаживать внутренние стенки. Чаще смачивай пальцы, жидкая глина поможет сравнять неровности и залепить щели. Внешняя сторона посуды можно оставить нетронутым, а можно тоже сгладить.

  2. Сплющиный шар ложим на рабочую доску и накрываем тканью. Палкой-качалкой, какой раскачивают тесто, раскачиваем глину. Ткань поможет предотвратить прилипание глины к качалке, а также создаст красивую декоративную фактуру поверхности будущей вазы. Когда пласт приобретёт необходимую толщину (для небольшого изделия достаточно 0,5 см), ткань снимаем. Деревянным стеком-ножом отрезаем лишние концы и создаём с выкроенного пласта вазу. Принцип такого формотворчества похож на изготовление бумажного кулька. Только не забудь про донце.



3.Выполнение графического декора.

Отрежь кусочек глины, немного больше за свой кулак. Скатай из него шар. Положи на досточку. Равномерно нажимая на шар ладонью по всей плоскости, создай пласт толщиной до одного сантиметра. Теперь сравняем поверхность пласта ножом, вспомнив при этом действие своих рук, когда мажешь хлеб маслом. Наша керамическая «бумага» - готова. Можно теперь «рисовать», создавая на глине декор.



  1. Мы убедились, что руки, пальцы керамиста – это его самые активные инструменты. И не только когда он лепит, но и когда создаёт декор. С помощью пальцев выполним простейшие вариации декора:

    • нажимая кончиком пальца на глиняный пласт, делаем ямки;

    • делаем кончиком пальца удлинённые углубления;

    • указательным пальцем «врезайся» в глину в направлении от себя, делая ямки с «поддавками»;

    • большим и указательным пальцами делаем на глине «защипы»;

    • выполняем «защипы» тремя пальцами – кроме большого и указательного, используй ещё и средний;

    • повтори предыдущее упражнение; не отрывая пальцев от глины, прокрути сделанный «защип» вокруг его оси.

Каждое упражнение повтори несколько раз, совершенствуя своё мастерство.

Пофантазируй, «порисуй» пальцами по глине, придумай свои варианты декора.



  1. Учимся выполнять декор при помощи инструментов-штампов. Приставляя инструмент к глине, легонько нажимаем, утопив его в глину на 1 – 2 миллиметра, потом аккуратно вынимаем.

На что необходимо обратить внимание, декорируя изделие штампами? Глина не должна быть сильно мягкой, иначе она будет пачкать инструмент, тянутся за ним, а рисунок-отпечаток выйдет рваным. Следи, чтобы глина не была и пересушена, иначе вокруг отпечатка образуются трещины. Это упражнение поможет тебе научится определять состояние глины, наиболее пригодной для декорирования штампами. Поможет определить положение руки, при котором инструмент будет прикасаться к глине под углом 900. Чтобы рука не дрожала, ей необходима опора.

Каждым инструментом-штампом сделай по несколько рисунков-отпечатков. Придумай и сделай комбинации из этих рисунков.





  1. Используем возможности заострённых палочёк. Исполняем такие изображения:

    • точка, запятая, лепесток, комбинации из этих изображений;

    • прямая линия, волнистая, зубцы, спираль, меандр;

    • листок, цветок, ветку, ёлочку, бабочку, птичку.

Определяем, какие техники декорирования мы использовали. Оставляя на глине следы в виде точки и лепестка, палочка делала оттиски как штамп. Поэтому точка и лепесток – примеры штампового декора. Во всех остальных случаях палочка двигалась словно карандаш по бумаге. Так создаётся графический декор.

Ты обратил внимание, что когда исполнял эти изображения, тебе приходилось менять положение руки? В одних случаях заострённая палочка работала в вертикальном положении, в других случаях – по углом.

Поупражняйся в рисовании палочками разной толщены.

4. Глина – благодарный материал для создания на ней бесконечного числа

вариантов графического изображения. Рассмотрим несколько:


  • попробуй порисовать … вилкой. Проводи вертикальные, горизонтальные, по косой, волнистые, перекрещенные линии. Изменяй наклоны вилки, это даст варианты нажима;

  • положи на глиняный пласт кусочек мешковины. Легонько проводи по ткани кулаком, как будто разглаживая её. Она даст чёткий рисунок-отпечаток;

  • попробуй зафиксировать на глине отпечаток листика, веточки укропа, другого растения.

При декорировании керамики в роли инструментов могут выступать

обыденные вещи - иголка, зубчатое колёсико, крышечка от авторучки, . пуговица, гвоздь … Ищи, экспериментируй.



4. Разрисовывание и раскрашивание ангобами.

Снова набиваем глиняный пласт. Будем осваивать раскрашивание ангобами. Что при этом следует учитывать?

Поскольку основу ангоба составляет глина, то рисование должно исполнятся по влажной глине, потому что глина с глиной соединяются только во влажном состоянии. Однако на сильно влажном изделии ангоб будет расплываться. Практика поможет тебе определить процент влажности, при котором изделие готово до ангобирования.

Важно также угадать консистенцию ангоба. Он должен легко вытекать из наконечника резиновой груши, создавая на поверхности плотную, непрозрачную краску.



Кроме резиновой груши, ангобы предполагают раскрашивание кисточками, перьями и даже пальцами. Нанесённый ангоб закрепляется дальнейшим обжигом.

  1. Перед началом работы проверим, не забился ли кончик груши засохшим ангобом. В случае необходимости почистим его иголкою. Стряхиваем грушу, чтобы ангоб приобрёл однородность и, легонько нажимая на бока груши, исполняем на глиняном пласте такие изображения:

  • точка. Нарисуй ряд точек. Теперь скомпонуй их в круг, волнистую линию. Равномерно «засей» точками небольшую площадь. Старайся, чтобы все точки были одинаковыми и размещались между собой на одинаковом расстоянии;

  • запятая. Нарисуй ряд запятых, «куриных лапок» из трёх запятых, одуванчик из запятых, сконцентрированных в круг;

  • выполни изображение нескольких одинаковых по длине прямых линий, нескольких одинаковых по длине волнистых линий;

  • нарисуй спираль, мотив меандру, сперва наметив рисунок на глине острым инструментом.

  1. Ангобирование изделий:

  • покрываем глиняный пласт слоем ангоба с помощью резиновой груши. Движем грушу с лева на право и с права на лево, не прерывая течения краски. Так закрашивают небольшие площади. Эта техника называется пластилажем.

  • покрываем глиняный пласт слоем ангоба, используя для этого кисточку. Ангоб наливаем в мисочку. Намачиваем кисточку, наносим ангоб на пласт. Следи за тем, чтобы ангоб покрывал поверхность равномерным слоем, чтобы глиняное тело не просвечивало;

  • ангобируем небольшой глиняный пласт способом обливки. Пласт держим в левой руке, над мисочкой с ангобом. Ложкой или кружечкой зачерпываем ангоб и обливаем пласт. Даём стечь лишней краске;

  • ангобируем способом опускания в краску. Он подходит для раскрашивания объёмных изделий – посуды, скульптуры. Держа изделие за кончик, опускаем его в ангоб. Поднимаем его, даём возможность стечь лишней краске.

  1. Раскрашивание графического декора:

  • с начала выполняем графические заготовки инструментами-штампами. С помощью резиновой груши или тонкой кисточки аккуратно заливаем их ангобовой краской. Важно, чтобы ангоб полностью заполнил штамп рисунка;

  • следующей заготовкой будет графический рисунок. Острой палочкой нарисуй, например, листик. На этот раз возьмём ангобы двух цветов. Коричневым зальём програвированные линии рисунка, а зелёным покроем площадь листика – техникой пастилажа. Следи, чтобы две краски не смешивались, потому что когда ангобы смешиваются, они дают грязные оттенки. Пускай лучше между двумя красками останется промежуток.

  • Техника сграффито. На покрытый ангобом и немного подсушенный глиняный пласт наносим иголкой контур рисунка или орнамента. Будь внимательным! Эта техника не допускает исправлений. Когда убедился, что рисунок выполнен правильно, узкой петлёй заканчиваем его, вырезая изображение по ангобу. В технике сграффито ангоб выступает в роли тела, а цвет глины основы – в роли графического изображения.




  • Техника фляндровки. Это одна из древнейших техник керамического раскрашивания, известная ещё в Киевской Руси с XI века. Наиболее часто фландровка исполняется ангобами 2 – 3 цветов. Начнём с двух цветов.

Выбираем два ангоба, заправленные в резиновые груши. Ещё нам понадобится какой-нибудь инструмент с острым концом – заострённая деревянная палочка, куриное перо, спичка и т.д. Каждым из двух ангобов наносим на глиняный пласт две горизонтальные линии. Расстояние между линиями – произвольная (1-2 мм или больше). Пока ангобы остаются жидкими, острым инструментом порозтягиваем их в вертикальном направлении. Получится необычайно красивый рисунок.

Усложним задание. Его желательно выполнить на турнетке. Поворачивая турнетку, нарисуем ангобами два круга, одно в другом. Порозтягиваем и этот рисунок с центра наружу и наоборот. Выйдет два разных цветка.

Нарисуй два полукруга. Повтори фландрование.

А теперь повтори все три предыдущих упражнения, используя три цвета ангобов, четыре.

6. Техника «Мальовки». Это название кисточковой техники разрисовывания ангобами. . Кисточки – мягкие, беличьи. Техника выполнения похожа на технику декоративного . мальования гуашью на бумаге. Порисуй кисточками по глине, ощути особенности . . этой техники.

5. Другие виды декора.


    1. Лощение. Вылепим какую-нибудь, простую геометрическую фигуру. Дадим ей высохнуть. Держа в левой руке и поворачивая, заполируем её поверхность гладенькой палочкой – деревянной, металлической, стеклянной или камешком. Сильный нажим инструмента тут не нужен, он оставит след, а нам необходима равномерно гладкая глянцевая поверхность.

Мы сделали лощёную поверхность. Теперь попробуем выполнить

лощённый рисунок. Создание его отличается от создания лощёной

поверхности как раз силой нажима. Каждым своим движением инструмент-

лощило рождает линию рисунка. Варианты лощёного рисунка: прямые линии,

косые, «сеточка», точечки, кружочки, волны и т.д.


    1. Рельефный декор. Его исполняют отдельно от изделия и наклеивают на

него. Элементами рельефного декора могут быть жгутики, кружочки, цветы,

листья, птицы и много другого. Приклеенный к изделию рельефный декор

после этого чаще всего ещё и декорируется гравированием или

штампованием.





    1. Варианты раскрашивания. Небольшие и уже обожжённые изделия (свистульки, скульптура, бусины) можно раскрашивать акварельными, гуашевыми или растёртыми на яйце анилиновыми красками, раствором марганца, медицинской зелёнкой. Рисунок выполняют кисточками, а точки – спичкой с намотанной на её конец ватой. Блеск поливы имитирует лак.

Можно использовать и упрощённый вариант декоративного раскрашива-

ния дымковских игрушек (Россия, Вятская область). Обожжённую игрушку

несколько раз макают в раствор цельного молока с растёртым мелом. Когда

изделие высохнет, скульптуру разрисовывают разведенными на яйце гуаше-

выми красками. Законченное изделие покрывают яйцом, которое закрепляет

краски, делает их яркими и блестящими.








    1. Небольшой кусок мягкой глины, нажимая на неё, пропускают сквозь мешковину или мелкое металлическое сито. Такую глиняную «лапшу» используют, изготовляя анималистические скульптуры (грива льва, шкура медведя и т.д.). Кроме того, она может использоваться как основа для создания оригинальных декоративных эффектов и в других керамических изделиях.












Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет