Доктрина о Троице



бет1/4
Дата15.07.2016
өлшемі487.91 Kb.
#200679
  1   2   3   4

Доктрина о Троице

Согласно доктрине о Троице, есть только один Бог, Который существует в трех Лицах (Личностях): Отце, Сыне и Духе Святом. Рассмотрим эту важную, но трудную для понимания доктрину. Какие доводы поддерживают учение, что Бог один в трех?


А. Библейский разбор



1. Свидетельство Ветхого Завета
а. Божье единство
Одна из характерных черт ветхозаветной веры, которая отличает ее от религий всех других древних народов – это ее бескомпромиссное учение о том, что есть всего лишь один Бог. Божий народ Ветхого Завета известен своим определением веры под названием Шма: «Слушай (שְׁמַע = шэма), Израиль: Яхве, Бог наш, Яхве един есть» (Втор. 6:4), или по-еврейски: שְׁמַע יִשְׂרָאֵל יהוה אְֶלֹהֵיווּ יהוה אֶחָד

В переводе этого стиха важно отметить, что слово אֶחָד – это обычное числительное, указывающее на цифру «один».1 Поэтому, перевод «един» может привести к некоторой неточности, если под ним понимается какое-либо «соединение» в Божестве.

Согласно постановке этого предложения и в свете того, что слово אֶחָד может означать и «только», имеется несколько вариантов перевода.2
Слушай Израиль, Яхве, наш Бог, Яхве – один.

Здесь подчеркивается единство Бога. Он – одно Существо.
Слушай Израиль, Яхве, наш Бог, – это единственный Яхве.3

Здесь имеется в виду, что единственный Бог, который достоин имени Яхве – это Бог Израиля.
Слушай Израиль, Наш Бог – это Яхве, только Яхве.

Здесь подчеркивается верность Израиля Своему Богу, Яхве.
Слушай, Израиль, Яхве. Яхве, наш Бог, Уникальный.

Здесь подчеркивается уникальность и достоинство Яхве.

Четвертый вариант менее правдоподобен в свете того, что в еврейском тексте выражение «Слушай Израиль», или подобное ему выражение, обычно стоит отдельно от главной части предложения.4 Третий вариант поддерживается тем, что далее, в непосредственно последующем контексте, речь идет о полной преданности Яхве. Второй вариант находит поддержку в других ветхозаветных текстах (в том числе и в Книге Второзаконие), говорящих о том, что Бог – это единственный Бог (см. Втор. 4:35-39; 32:39). Первый вариант популярен тем, что он – самый прямой перевод, если исходить из порядка слов.

Более того, ранее в Пятикнижии уже шла речь о том, что Бог – единственный Бог. В начале Бог один сотворил небо и землю (Быт. 1:1). Авраам назвал Его «Судией всей земли» (Быт. 18:25). Потомки Авраама тоже придерживались монотеистической веры их отца. Иаков, например, заставил своих домашним «бросать богов чужих, находящихся у вас» (Быт. 35:2).

Псалтырь присоединяется к свидетельству Пятикнижия о Божьем единстве:


«И да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею» (Пс. 82:19).

«Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего?» (Пс. 17:32).

Другие Божьи люди тоже признавали, что Бог – один. На этот счет Анна говорит: «Нет [столь] святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя» (1 Цар. 2:2), Давид: «Господи! Нет подобного Тебе, и нет Бога, кроме Тебя» (1 Пар. 17:20), Соломон: «Господи Боже Израилев! Нет Бога, подобного Тебе, ни на небе, ни на земле» (3 Цар. 8:23), Езекия: «Господи Боже Израилев, сидящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли» (4 Цар. 19:15). Даже язычник Нееман провозгласил: «Вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля» (4 Цар. 5:15).

В связи со своей борьбой против политеистических религий, Исаия особо сильно выступает в защиту монотеизма. Израиль является свидетелем Яхве, Который сказал, что «прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Ис. 43:10), «Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне» (Ис. 46:9) и «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога… И вы Мои свидетели. Есть ли Бог кроме Меня?» (Ис. 44:6-8). Творение также является свидетелем:


«Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного» (Ис. 45:18; ср. Неем. 9:6).
Бог сказал, что через восстановление Израиля после пленения все народы узнают, что «нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного» (Ис. 45:5-6, ср. 14). Вследствие этого Он призывает все народы обратиться к Нему: «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного» (Ис. 45:22). И не только Исаия, но и Иеремия напрямую заявляет о единстве Бога: «А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живой и Царь вечный» (Иер. 10:10).

В Ветхом Завете наряду с многократными заявлениями о том, что Бог – единственный Бог, наблюдается и соответствующий упрек в адрес идолопоклонства. Будет достаточно просто ссылаться на несколько мест Писания для подтверждения этого распространенного по всему Ветхому Завету учения: Пс. 80:10; 105:19-20; 28-29; Ис. 42:17; 44:9-20; 57:3-13; Мал. 2:11-12.

В свете всебиблейского свидетельства о единственном Боге нам приходится прийти к выводу, что такие места, как Втор. 10:17, «Господь, Бог ваш, есть Бог богов», Пс. 76:14, «Кто Бог так великий, как Бог [наш]!» и подобные им не указывают на существование других богов. В них вопрос смотрится с точки зрения языческих народов, которые верили в иных богов. В этих местах утверждается, что Бог Израиля выше богов всех других народов, в которых они верят, но которые на самом деле не существуют.

Однако у некоторых богословов бытует мнение, что древний Израиль придерживался не монотеизма, а так называемого «генотеизма». Согласно этому взгляду, хотя в Израиле и признавали существование многих богов, но, тем не менее, поклонялись только их «покровителю», т.е. Яхве. Хотя мы признаем, что рядовые членов израильского народа слабо воспринимали монотеизм (что доказано постоянным увлечением Израиля идолами), в свете доказательств, приведенных выше, предельно ясно, что монотеизм был основополагающей позицией Израиля от самого начала его существования.

Вышеописанное понимание, что в Израиле доминировал генотеизм, отталкивается от более эволюционного взгляда на историю Божьего откровения и поддерживается либеральным отношением к Ветхому Завету, в частность употреблением теории JEDP. Во втором томе данного издания (главы 1 и 15) такое отношение к Ветхому Завету рассмотрено и опровергнуто.
б. Указание на Божью троичность
На следующие тексты ветхого Завета ссылаются, как на говорящие о Божьей троичности. В книге Притч и Иова мы находим, что Божьей премудрости приписываются божественные атрибуты (Пр. 1:20-23; 8:1-9:6; Иов 28). Также, иногда говорится о Божьем Слове как о силе, которая действует отдельно от Него (Пс. 147:4; Ис. 55:10-11). Можем ли мы считать это намеками на другую личность в Боге?5

По данному вопросу некоторые считают, что приписывание Божьей премудрости и Божьему Слову божественных атрибутов является примером образной речи «персонификации». Следовательно, многие думают, что нельзя принимать такие детали в тексте в буквальном смысле, как будто бы они указывают на другую личность в Боге.6

Далее, интересно отметить, что в Ветхом Завете Мессии приписываются божественные титулы. Согласно Ис. 9:6 Мессия является «Богом крепким», «Отцом вечности». В Пс. 109:1 Мессия – это «Господь». В Иер. 23:6 говорится о Мессии, как о «Яхве, нашей праведности». По Пс. 2:7 Мессия – это Сын Божий. Мы вправе считать вышепоказанные места хорошим прямым указанием на божественность Мессии.7

В Ветхом Завете часто говорится и о Духе Божьем в отдельности от Самого Бога, создавая впечатление, что Дух – это отдельная личность в Боге.8 Рассмотрим следующие цитаты:


Ис. 48:16 – «и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его»

Быт. 1:2 – «Дух Божий носился над водою»

Пс. 103:30 – «пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли»

Иез. 37:14 – «и вложу в вас дух Мой»

Ис. 63:10 – «Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его»9
Но также надо учитывать, что человек может говорить о частях своего тела подобно тому, как в Ветхом Завете Бог говорит о Своем Духе. Человек может говорить, например: «моя рука», и Бог может говорить: «Мой Дух».10

Далее, давно известно, что Божьи титулы אְֶלֹהִים (элохим) и אְַדֹנַי (адонай) стоят во множественном числе. Можно также говорить об употреблении множественного числа слова בּוֹרְאֶיךָ, «Создатели», в Еккл. 12:1,11 а так же и о других примерах.12 Чаще всего предполагается, что феномен такого типа указывает на множественность в Боге. В поддержку такого истолкования можно упомянуть об особенной черте еврейского языка под названием «множественное число обобщения». В еврейском языке бывает, что предмет, который по сути один, но состоит из разных частей или часто изменяет свой внешний вид, описан словом во множественном числе.

Например, небо, которое изменяет свой внешний вид, всегда стоит во множественном числе. Вода и лицо, вид которых постоянно изменяется, также описаны словами во множественном числе. Подобным образом, если относим концепцию «множественного числа обобщения» к словам אְֶלֹהִים и אְַדֹנַי, то можно тогда говорить о множественности в Боге.13

Однако, надо также принимать во внимание и другое употребление множественного числа в еврейском языке. Множественное число может выражать уважение и величие или указывать на наивысшего представителя какого-либо класса. В Ис. 19:4, например, слово אְַדֹנִים «властитель» стоит во множественном числе, но по смыслу описывает одного человека, который определяется прилагательным единственного числаקָשֶׁה «жестокий». Подобным образом, в 3 Цар. 1:43 Давид описан словом во множественном числе אְַדֹנֵינוּ «господин», равно как и Иосиф в Быт. 42:30.14

В добавление к этому, Хайдт открывает, что «форма множественного числа как обозначение для единого божества давно стала распространяться в семитской (культуре) до появления на свет библейской литературы», что доказано наличием соответствующих древних рукописей.15

Также надо учитывать, что слово אְֶלֹהִים (элохим) может относиться и к другим предметам или лицам, существующим в единственном числе. Например, в Исх. гл. 32 золотой телец – это אְֶלֹהִים. Языческие боги, упомянутые по отдельности, иногда описаны словом множественного числа אְֶלֹהִים (Суд. 8:33; 11:24; 16:23; 4 Цар. 1:2; 19:37). Иногда говорится о Мессии, как о אְֶלֹהִים (Пс. 44:7; Зах. 14:5). Но Мессия, конечно, – это одна личность. Далее, надо еще принимать к сведению, что слово אְֶלֹהִים обычно определяется прилагательным единственного числа, что указывает на то, что речь идет только об одном лице. Например, в Пс. 7:10 мы читаем о צַדִיק אְֶלֹהִים«праведный Боже».16

Среди сильнейших доказательств в пользу упоминания о Троице в Ветхом Завете относится употребление по отношению к Богу местоимения во множественном числе. В Быт. 1:26 читаем: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему». Хайдт подвергает сомнению то мнение, что в данном тексте Бог говорил с ангелами, так как до этого вообще не было никакого упоминания о существовании ангелов.17 Быт. 3:22 читается: «сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас». Данный феномен встречается и в Быт. 11:6-7: «сказал Господь: ... сойдем же и смешаем там язык их». И в Ис. 6:8 – «кого Мне послать и кто пойдет для Нас?».18

Однако, такое явление, т.е. употребление местоимений множественного числа, наблюдается и по отношению к людям. Есть так называемое «царское» или «литературное» множественное число, где к уважаемому человеку может быть такое обращение или же он сам о себе говорит во множественном числе. Следующие слова были сказаны одним человеком: «Вот сон! Скажем пред царем и значение его» (Дан. 2:36), «Письмо, которое вы прислали нам, внятно прочитано предо мною» (Ездра 4:18) и «Даем вам (т.е. Артаксеркс) знать...» (Ездра 7:24).19 Другой, менее правдоподобный ответ, предполагается некоторыми специалистами по еврейской грамматике. Они считают, что множественное число здесь употребляется в смысле «обсуждает Сам с Собой».20

Некоторые, в качестве доказательства о множественности в Боге, ссылаются и на следующие стихи. В Быт. 19:24 написано: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа». Здесь мы видим, что Господь пролил серу и огонь от Господа. Бог говорит о Себе от третьего лица и в Быт. 9:16: «Будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле». Наконец, есть загадочное место Писания, где несколько раз Господь говорит о Себе от третьего лица:
«И вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня. Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь. И прибегнут к Господу многие народы в тот день, и будут Моим народом; и Я поселюсь посреди тебя, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к тебе. Тогда Господь возьмет во владение Иуду, Свой удел на святой земле, и снова изберет Иерусалим» (Зах. 2:9-12).21
Далее, в Быт. 1:27 говорится, что «по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Предполагается, что образ Божий включает в себя множественность, отображенную в творении двух полов, мужского и женского.

Загадочную фигуру в ветхозаветном повествовании представляет собой Ангел Господень. Благодаря тому, что несколько божественных атрибутов приписывается Ангелу Господню, некоторые считают, что – это не простой ангел, а Сам Бог в виде ангела. При этом предполагается, что Бог не покидал неба, чтобы сходить на землю в виде Ангела Господня, но Он пришел в другой личности, что указывает на множественность в Боге.22 Некоторые усматривают в трехразовом повторении по отношению к Богу слова «Свят» указание на Божью троичность. Но есть и другие объяснения этого феномена.

В заключении надо сказать, что хотя в Ветхом Завете есть некоторые намеки на Троицу, данная доктрина там не очень ярко открыта. Причина в том, что Божий народ того времени был окружен народами, придерживающимися многобожия. Поэтому Богу необходимо было первым делом установить понимание того, что существует только один Бог.

Брей добавляет мысль, что поскольку различение личностей в Боге имеет значение только в контексте искупления, то в Ветхом Завете не было нужды детализировать внутреннее устройство Божества.23 Но, все-таки, Бог оставил несколько следов, указывающих на существующую в Нем множественность, которые, в свете новозаветного учения о Боге, теперь более очевидны.



2. Свидетельство Нового Завета
а. Божье единство
Не только в Ветхом, но и в Новом Завете утверждается учение о том, что есть только один Бог. Следующие места Писания служат подтверждением этого тезиса:
«Господь, Бог наш, Господь един есть» (Мк 12:29)

«Нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8:4)

«Ибо един Бог» (1 Тим. 2:5)

«Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу» (1Тим. 1:17)

«Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь...» (Иак. 2:19)
Соответственно, Новый Завет повторяет Божий запрет идолопоклонства: «Не будьте также идолопоклонниками… убегайте идолослужения» (1 Кор. 10:7, 14). Наблюдая за идолопоклонством в Афинах, апостол Павел «возмутился духом» (Деян. 17:16). До этого события он сам отказался принять поклонение от людей (Деян. 14:11-15), как в свое время сделал это и апостол Петр (Деян. 10:25-26). Выходит, что несмотря на упор, сделанный в Новом Завете на Божьей троичности, Божье Слово продолжает учить, что Бог – один.

Следует отметить, что новозаветное слово для указания на Божье единство – это обычное числительное εἷς (хэйс), указывающее на цифру «один». Поэтому, как было сказано в связи со словом אֶחָד, перевод «един» может привести к некоторой неточности, если понимается под ним какое-либо «соединение» в Божестве. Новый Завет, конечно, учит, что в Божестве существует множественность, но слово εἷς не передает этой мысли.


б. Указания на Божью троичность
Установив новозаветное учение о Божьем единстве, перейдем непосредственно к разбору вопроса Его троичности. Дело в том, что Библия говорит о каждом Лице Троицы в отдельности, как о Боге. Во-первых, есть Бог-Отец. Библия говорит о Нем, как о Боге. Иисус сказал: «Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш» (Ин. 8:54). Павел написал: «Но у нас один Бог Отец» (1 Кор. 8:6).

Есть Бог-Сын, Иисус Христос. Библия говорит о Нем, как о Боге. В контекстах, говорящих о Сыне, написано, что «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Ин. 1:1-2). Также написано о Нем: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9).

Есть Бог-Дух Святой. Библия говорит и о Нем, как о Боге. Например, солгать Духу Святому, это солгать Богу (Деян. 5:3-4). В другом месте говорится, что Господь есть Дух (2 Кор. 3:17). Далее, Писание учит, что если Дух живет в нас, то мы – Божий храм, потому что Дух – это Бог (1 Кор. 3:16-17). В следующих местах Писания можно видеть упоминание обо всех трех Лицах Троицы вместе в одном отрывке или в одном стихе: Мф. 3:16-17; Мф. 28:19; 2 Кор. 13:13; 1 Кор. 12:4-6; Еф. 4:4-6; 1 Пет. 1:2; Иуды 20-21; Рим. 15:16.24

Однако, Отец, Сын и Дух Святой – это не просто разные названия для одного Бога. Они – отдельные Личности в Боге. Они перечислены в отдельности друг от друга, как отличающиеся друг от друга личности. Но Их единство подчеркнуто тем, что в Мф. 28:19 названия Отца, Сына и Святого Духа связаны существительным в единственном числе, т.е. «имя».

Возможно, самый интересный случай, указывающий на троичность Бога – это момент, когда Иисус принимал водное крещение. В тот момент Дух сошел на Него и Отец говорил с неба. Таким образом, мы видим все Лица Троицы одновременно перечисленные по отдельности и разных местах: Сын на земле, Отец на небе и Дух – сходящий с неба.

Следует обратить особое внимание на стих Писания в 1 Ин. 5:7, где, как считают, указана доктрина о Троице. Там написано: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино». Можем ли мы считать этот стих надежным подтверждением данной доктрине? Дело в том, что стих Писания 1 Ин. 5:7 встречается только в поздних греческих манускриптах Нового Завета, которые датируются Х веком или даже позже и часто находятся не в самом тексте, но на полях, как добавление к тексту.25 Во всех ранних и самых надежных греческих манускриптах Нового Завета этот стих отсутствует.

Также важно отметить, что среди древних переводов Нового Завета 1 Ин. 5:7 встречается только в поздних копиях Вульгаты. Некоторые считают, что кто-то ввел этот стих в текст Вульгаты и оттуда он попал в греческие рукописи, написанные позже. Это мнение подтверждается и тем, что данный стих не встречается в трудах восточных отцов Церкви, что, соответственно, указывает на его происхождение из Вульгаты.

Для объяснения появления этого стиха в тексте Нового Завета предполагается следующая теория. Вначале кто-то в Западной Церкви придумал этот стих. Затем он или кто-то другой вписал этот стих на полях в некую копию Вульгаты. Далее, с V века данный стих был включен в сам текст нескольких манускриптов Вульгаты. Наконец, книжники и переписчики, знакомые с этим стихом из Вульгаты, вписали его в несколько греческих рукописей Нового Завета, написанных в Х веке и позже, вначале на полях, а затем и в самом тексте.26

Хотя в Священном Писании слово «Троица» не встречается, оно хорошо выражает ту библейскую истину, что один Бог существует в трех Лицах. Обратимся к словам Аллестера Мак-Грата: «Доктрину о Троице можно считать результатом долгих и всесторонних размышлений о божественной деятельности, явленной в Священном Писании... Писание свидетельствует о Боге, Которого нам приходится понимать в образе Троицы».27
3. Выводы
Библия рисует для нас общую картину о троичности Бога. В ней ясно указано, что Бог – один, но в то же самое время Он существует в трех отдельных Лицах: Отце, Сыне и Духе Святом. Поэтому, с одной стороны, нам нельзя отрицать божественность любого из Лиц Троицы, а с другой стороны, нельзя говорить о существовании трех Богов. Формулировка «Троица», т.е. один Бог в трех единосущных Лицах (или Ипостасях), адекватно выражает всебиблейское учение об этом.

Однако, в Библии не очень детально раскрываются отношения между Лицами. Поэтому, для того, чтобы еще больше углубиться в эту тайну, нам приходится присоединиться к вековому обсуждению этого вопроса, проводимому на протяжении всей истории Церкви. К обсуждению этого перейдем прямо сейчас.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет