Дополнительная общеразвивающая программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество»



Дата28.06.2016
өлшемі199.5 Kb.
#164212
түріПротокол
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

"Вурнарская детская школа искусств"

Вурнарского района Чувашской республики



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

ПРОГРАММА

по учебному предмету

ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

ВУРНАРЫ, 2014



Рекомендована Утверждаю

Педагогическим советом Директор МБОУ ДОД

Протокол № 1 "Вурнарская ДШИ"

от 27 августа 2014 г. Вурнарского района

Чувашской Республики

__________Ильина Т.В.

Приказ №32

от 28 августа 2014г.


Составитель: Варюхина О.И., преподаватель хореографического отделения МБОУ ДОД "Вурнарская ДШИ" Вурнарского района Чувашской Республики
Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных занятий;

  • Цель и задачи учебного предмета;

  • Методы обучения;

II. Содержание учебного предмета

- Годовые требования по годам обучения;



  1. Требования к уровню подготовки учащихся

  2. Формы и методы контроля, система оценок




  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

  • Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации;



VI. Список рекомендуемой методической литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Основы классического танца» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-3 9/06-ГИ.

Учебный предмет «Основы классического танца» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения классического танца.

Учебный предмет «Основы классического танца» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с достижениями мировой и отечественной хореографической культуры. Освоение программы по предмету «Основы классического танца» способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию

индивидуальности. Помимо этого программа направлена на укрепление здоровья учащихся, на исправление физических недостатков, деформаций, таких, как: сколиоз, плоскостопие, слабый мышечный тонус и т.д.

Классический танец формировался путем долгого и тщательного

отбора, отшлифовки многообразных выразительных движений и положений человеческого тела. Вобрав в себя достижения различных танцевальных культур, этот вид хореографического искусства развивает техническое танцевальное мастерство, учит ребенка чувствовать свое тело и выражать чувства с помощью движений, воспитывает артистизм.

2. Срок реализации учебного предмета «Основы классического танца»

Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.


Возраст детей, рекомендуемый для начала занятий - от 6,6 лет

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета при 3-летнем сроке обучения составляет 102 часа, по 34 часа в год (1 час в неделю). Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.



4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия по предмету «Основы классического танца» проводятся в форме мелкогрупповых занятий (от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.



5. Цель и задачи учебного предмета «Основы классического танца»
Цель:

Раскрытие творческого потенциала учащихся на основе


приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков в области
классического танца.
Задачи: I

  • формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству;

  • воспитание интереса к классическому танцу и хореографическому искусству в целом;

приобретение учащимися первоначальной хореографической подготовки;

- овладение основными теоретическими и практическими знаниями,


умениями и исполнительскими навыками, позволяющими грамотно
исполнять танцевальные композиции;

  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти и музыкальности;

  • освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для

владения классическим танцем в пределах программы;

- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,


воображения и творческой активности;

- воспитание художественного вкуса, культуры общения, дисциплины,


самостоятельности, потребности вести здоровый образ жизни;

- приобретение учащимися опыта творческой деятельности и


публичных выступлений;

- укрепление здоровья, физическое развитие учащихся.


6. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ);


  • наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение» концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития учащегося);

  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического
мышления);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание


художественных впечатлений);

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных


способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня
подготовки.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Требования по годам обучения
Содержание программы изложено поэтапно, в развитии - от простого к сложному.

Изложение материала носит рекомендательный характер, что дает преподавателю возможность применить творческий подход в обучении детей классическому танцу с учетом особенностей психологического и физического развития детей 6,6-9 лет, их природных способностей.



Первый год обучения

Основная задача первого года обучения - последовательное, целенаправленное приобретение учащимися комплекса специальных навыков:

полноценное ощущение себя в пространстве;

развитие осанки, освоение позиций рук, ног, положений корпуса и головы;

развитие выносливости и умения владеть различными группами мышц - как вместе, так и поочередно;

развитие эластичности мышц, гибкости корпуса, выработки устойчивости;

овладение техникой исполнения упражнений классического танца.

Особенно важен начальный этап обучения, когда закладываются основы хореографических навыков - правильная постановка корпуса, ног, рук, головы; развитие выворотности и натянутости ног, гибкости корпуса, укрепления физической выносливости; освоение позиций рук, элементарных навыков координации движений; развития музыкальности, умения связывать движения с ритмом и темпом музыки.

На первом году обучения по предмету «Основы классического танца» преподаватель занимается выработкой навыков правильности и чистоты исполнения, точной согласованности движений, развития выворотности, воспитания силы и выносливости, освоения простейших танцевальных

элементов, развития артистичности. Применение разнообразных физических упражнений способствует укреплению мышечного тонуса, развитию гибкости, силы ног, спины и пресса, выворотности. В данный период обучения необходимо чаще чередовать упражнения различного характера и интенсивности, используя в работе приемы показа и сравнения. Рекомендуемый список изучаемых движений:


Экзерсис у станка

  1. Позиции ног: I, И.

  2. Demi - plies по I, II позициям.

  3. Ваttements tendu из I позиции во всех направлениях:

- с demi - plies.

4. Раsse partегге:



  • с demi - plies по I позиции,

  • с окончанием в demi - plies.




  1. Ваttements tendu jete из I позиции во всех направлениях.

  2. Rond de jamb par tегге в первой раскладке еn dehors, еn dedans.

  3. Положение ноги sur le cou de pid:




  • «условное» спереди, сзади,

  • «обхватное».

8. Ваttemnt releve lent на 45 и 90° во всех направлениях лицом к
станку;

9. Grand bаttements jete из I позиции во всех лицом к станку;

10. Releve по I, II позициям:


  • с вытянутых ног,

  • с demi - plies.

11. Рогt de bras (перегибы корпуса) в различных сочетаниях:

- в сторону, вперед, назад.



Экзерсис на середине зала

1. I форма рогt de bras в различных сочетаниях (еn dehors, еn dedans).



  1. Demi - plies по I, II позициям.

  2. Ваttements tendu из I позиции во всех направлениях;

- с demi plie.

  1. Ваttements tendu jete во всех направлениях из I позиции.

  2. Demi rond de jamb par tегге;

- rond de jamb par tегге (полный круг) .

  1. Ваttemnt releve lent во всех направлениях на 90°.

  2. Grand bаttements jete из I позиции в первоначальной раскладке.

  3. Releve по I, II позициям:

- с вытянутых ног;
-с demi - plie.

А11еgго

  1. Теmps levе sauté по I, II позициям;

  2. Шаг польки.

  3. Трамплинные прыжки.

Второй год обучения

Продолжение работы над приобретенными навыками:

воспитание умения гармонично сочетать движения ног, корпуса, рук и головы для достижения выразительности и осмысленности танца;

развитие внимания при освоении несложных ритмических комбинаций;

формирование точности и чистоты исполнения пройденных движений, выработка устойчивости на середине зала;

дальнейшее развитие силы и выносливости за счет ускорения темпа и увеличения нагрузки в упражнениях;

освоение более сложных танцевальных элементов, совершенствование техники, усложнение координации;

развитие артистичности, чувства позы.

Необходимо контролировать физическую нагрузку и тщательно избегать неточностей в исполнении предлагаемых упражнений, более продуктивно использовать время урока, сосредоточив свое внимание - над качеством исполнения ранее усвоенных учащимися элементов, сделав наибольший упор на правильности ощущений и понимании цели упражнения. Необходимо уделять особое внимание развитию таких физических качеств, как гибкость, сила мышц, координация, выносливость, а также волевого настроя.

Основная задача данного этапа обучения - последовательное, целенаправленное приобретение учащимися комплекса специальных навыков: правильная постановка корпуса, освоение позиций рук, ног, положений корпуса и головы, развитие эластичности мышц, гибкости корпуса, выработка устойчивости, овладение техникой исполнения основных упражнений классического экзерсиса.


Экзерсис у станка

  1. Постановка корпуса по V позиции ног.

  2. Постановка корпуса одной рукой за палку в сочетании с роrt de bras (I, II, III позиции рук).

  3. Demi - plies по I, II, V позициям.

  4. Grand plies по I, II позиции.

  5. Ваttements tendu из V позиции:

- bаttements tendu pour le pied 1 в сторону.

6. Ваttements tendu jete из V позиции во всех направлениях:

- bаttements tendu jete c pigue.

7. Ваttements fraрреs лицом к станку, носком в пол во всех направлениях.

8 . Ваttements fraрреs боком к станку, носком в пол во всех направлениях.

9. Ваttements fondues носком в пол во всех направлениях: лицом к станку,

- боком к станку, носком в пол.

10. Preparation для rond de jamb par tегге еn dehors, еn dedans.

11. Ваttemnt releve lent на 90° во всех направлениях лицом к станку;

- боком к станку.

12.Понятие геtiге .

13.Grand bаttements jete из I позиции во всех направлениях лицом к станку;

- боком к станку.

14. Releve по I, II, V позициям:



  • с вытянутых ног,

  • с demi - plies.


Экзерсис на середине зала

  1. Demi - plies по I, II, V позициям.

  2. Grand plies по I, II позиции.

  3. Ваttements tendu из V позиции.

- bаttements tendu роиг 1е рied в сторону;

4. Ваttements tendu jete из V позиции во всех направлениях:

- bаttements tendu jete pigue.


  1. Ваttements fraрреs носком в пол во всех направлениях.

  2. Ваttements fondus носком в пол во всех направлениях.

  3. Preparation для rond de jamb par tегге еn dehors, еn dedans.

  4. Ваttemnt releve lent на 90 во всех направлениях.

  5. Grand bаttements jete из I позиции во всех направлениях.

10.Releve по I, II, V позициям:

  • с вытянутых ног,

  • с demi - plies.




  1. Понятие ераиlement (сгоisee, efface, ecarte) позы.

  2. Раs balanсе.

А11еgго

  1. Теmps levе sauté по I, II, V позициям.

2. Реtit changement de pied.

3. Раs echарре в первой раскладке.

А

Третий год обучения

В целом требования третьего года обучения совпадают с предыдущим классом, но с учетом усложнения программы: продолжается работа над выработкой правильности и чистоты исполнения, освоения хореографической грамоты, переходом к элементам танцевальности.

На данном этапе предъявляются новые требования по развитию техники исполнения и танцевальности: увеличивается количество элементов и движений. В занятия включаются более сложные упражнения в координационном отношении. Продолжается освоение основных элементов классического танца.

Работа над правильной формой движений сочетается с укреплением мышц ног, выработкой устойчивости, совершенствованием координации и развитием музыкальности и танцевальности.

Выработке устойчивости способствуют: развитие выворотности, правильное распределение тяжести корпуса на стопы (или одну стопу), хорошо тренированный подтянутый корпус, правильное положение рук в позициях. Для развития координации и танцевальности, служат комбинированные задания, в которые вводятся движения, исполняемые в ерои1етеп1, различные рогt dе bras, позы классического танца, танцевальные связки. На основе элементарных движений составляются учебно- танцевальные комбинации на выразительность, осмысленное восприятие и передачу характера музыки. Больше внимания уделяется развитию силы стопы за счет введения упражнений на полупальцах, развитию устойчивости, силы ног путем увеличения количества повторов изучаемых движений, развитию различных мышц тела в исполнении одного движения. Необходимо начать работу над техническим исполнением упражнений в ускоренном темпе.

Музыкальное сопровождение становится более разнообразным по

ритмическому рисунку. От медленных темпов осуществляется постепенный переход к более подвижным, несколько ускоряется общий темп урока.



Экзерсис у станка



  1. Постановка корпуса по IV позиции.

  2. Demi - plies по IV позиции;

- grand plies по IV позиции.

3. Ваttements tendu:



  • double bаttements tendu;

  • в позах (сгоisee, efface, ecarte).

4. Ваttements tendu jete:

  • balancoire;

  • в позах (сгоisee, efface, ecarte).

4. Rond de jamb par tегге:

  • на demi - plies;

  • на 45° еn dehors, еn dedans.

5. Ваttements fondus во всех направлениях;

- с рlie releve с выходом на полупальцы.



  1. Ваttements soutenus в первоначальной раскладке во всех направлениях носком в пол на всей стопе.

  2. Ваttements double fraрреs в сторону, носком в пол на всей стопе.




  1. Ваttemnt releve lent на 90° в позах.

  2. Ваttemnt devе1орре во всех направлениях - лицом к станку;

- боком к станку.

  1. Grand bаttements jete в больших позах (сгоisee, efface, ecarte).

  2. III форма рогt de bras как заключение комбинаций.

Экзерсис на середине зала

1. Ваttements tendu во всех направлениях в малых позах;

- в сочетании с роиг 1е pied и demi pliе.


  1. Ваttements tendu jete во всех направлениях в малых позах в сочетании с рiguе.

  2. Ваttements fondus во всех направлениях.

  3. Ваttements frappes во всех направлениях.

-

  1. Ваttemnt releve lent на 90° во всех направлениях в сочетаниях с раssе.

  2. Ваttements devе1орре во всех направлених.

  3. Grand bаttements jete во всех направлениях.

  4. II Форма рогt de bras.

  5. Понятие агаbesgue:

- изучение I, П III агаbesgue.

10. Теmps lie par terre еn dehors, еn dedans .

А11еgго

1. Раs echарре.



^

  1. Раs assemblе в сторону.

  2. Sissonе simple en face.

  3. Grand changement de pied.

  4. Раs jete en fасе.

  5. Раs chassе вперед.

  6. Sissone fermе в сторону.

Требования к итоговому экзамену (зачету)

По окончании третьего года (всего курса) обучения учащиеся должны знать и уметь:

- грамотно и выразительно исполнять программные движения и
элементарные комбинации;


  • сочетать пройденные упражнения в несложные комбинации;

  • анализировать выполнение заданной комбинации;

  • анализировать и исправлять допущенные ошибки;

  • воспринимать разнообразие музыкально-ритмических рисунков;

  • анализировать исполнение движений;

  • знать о танцевальных средствах выразительности;

  • знать термины изученных движений;

  • знать методику изученных программных движений.

Учебно-тематическое планирование

1-ый год обучения – 1 класс







  • Тема

    Кол-во уроков

    Сроки

    1

    Позиции ног: I, II.

    Demi - plies по I, II позициям.

    Ваttements tendu из I позиции.

    Раsse par tегге.

    Ваttements tendu jete из I позиции.

    Rond de jamb par tегге.

    Положение ноги sur le cou de pid.

    Ваttemnt releve lent на 45 и 90°.

    Контрольный урок.


    1

    1

    1



    1

    1

    1



    1

    1

    1



    1 четверть

    2

    Grand bаttements jete из I позиции.

    Releve по I, II позициям.

    Рогt de bras .

    Теmps levе sauté по I, II позициям;

    Шаг польки.

    Трамплинные прыжки.

    Контрольный урок.


    1

    1

    1



    1

    1

    1



    1

    2 четверть

    3

    I форма рогt de bras.

    Demi - plies по I, II позициям.

    Ваttements tendu из I позиции.

    Ваttements tendu jete.

    Demi rond de jamb par tегге.

    Ваttemnt releve lent.

    Grand bаttements jete из I позиции.

    Releve по I, II позициям.

    Трамплинные прыжки.

    Контрольный урок.



    1

    1

    1



    1

    1

    1



    1

    1

    1



    1

    3 четверть

    4

    Demi - plies по I, II позициям.

    Ваttements tendu из I позиции.

    Раsse par tегге.

    Ваttements tendu jete из I позиции.

    Rond de jamb par tегге.

    Положение ноги sur le cou de pid.

    Ваttemnt releve lent на 45 и 90°.

    Контрольный урок.



    1

    1

    1



    1

    1

    1



    1

    1


    4 четверть

    Всего 34



2-ой год обучения – 2 класс





Тема

Кол-во уроков

Сроки

1

Постановка корпуса по V позиции ног.

Постановка корпуса одной рукой за палку в сочетании с роrt de bras.

Demi - plies по I, II, V позициям.

Grand plies по I, II позиции.

Ваttements tendu из V позиции.

Ваttements tendu jete из V позиции.

Ваttements fraрреs.

Ваttements fraрреs.

Контрольный урок.


1

1
1


1

1

1



1

1

1



1 четверть

2

Ваttements fondues.

Preparation для rond de jamb par tегге.

Ваttemnt releve lent на 90°.

Понятие геtiге .

Grand bаttements jete из I позиции.

Releve по I, II, V позициям:

Контрольный урок.


1

1

1



1

1

1



1

2 четверть

3

Demi - plies по I, II, V позициям.

Grand plies по I, II позиции.

Ваttements tendu из V позиции.

Ваttements tendu jete из V позиции.

Ваttements fraрреs.

Ваttements fondus.

Preparation для rond de jamb par tегге.

Ваttemnt releve lent.

Grand bаttements jete из I позиции.

Контрольный урок.



1

1

1



1

1

1



1

1

1



1

3 четверть

4

Releve по I, II, V позициям.

Понятие ераиlement (сгоisee, efface, ecarte) позы.

Раs balanсе.

Теmps levе sauté по I, II, V позициям.

Реtit changement de pied.

Раs echарре

Releve по I, II, V позициям:

Контрольный урок.



1

1

1



1

1

1



1

1


4 четверть

Всего 34

3-ий год обучения – 3 класс






Тема

Кол-во уроков

Сроки

1

Постановка корпуса по IV позиции.

Demi - plies по IV позиции.

Ваttements tendu.

Ваttements tendu jete.

Rond de jamb par tегге.

Ваttements fondus.

Ваttements soutenus.

Ваttements double fraрреs.

Контрольный урок.


1

1

1



1

1

1



1

1

1



1 четверть

2

Ваttemnt releve lent на 90° в позах.

Ваttemnt devе1орре.

Grand bаttements jete.

III форма рогt de bras.

Ваttements tendu во всех направлениях в малых позах

Ваttements tendu jete во всех

Контрольный урок.


1

1

1



1

1

1



1

2 четверть

3

Ваttements fondus во всех направлениях.

Ваttements frappes во всех направлениях.

Ваttemnt releve lent на 90° во всех направлениях.

Ваttements devе1орре во всех направлених.

Grand bаttements jete во всех направлениях.

II Форма рогt de bras.

Понятие агаbesgue.

Теmps lie par terre еn dehors, еn dedans .

Раs echарре.

Контрольный урок.



1

1

1



1

1

1



1

1

1



1

3 четверть

4

Раs assemblе в сторону.

Sissonе simple en face.

Grand changement de pied.

Раs jete en fасе.

Раs chassе вперед.

Ssone fermе в сторону.

III форма рогt de bras.

Экзамен.



1

1

1



1

1

1



1

1


4 четверть

Всего 34

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Уровень подготовки учащихся является результатом освоения программы учебного предмета «Основы классического танца», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:

- знаний основ техники безопасности на учебных занятиях и концертной
площадке;

- знаний принципов взаимодействия музыкальных и хореографических


средств выразительности;

- умений исполнять танцевальные номера;

- умений определять средства музыкальной выразительности в контексте
хореографического образа;


  • умений самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;

  • навыков владения различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;

  • навыков ансамблевого исполнения танцевальных номеров;

  • навыков сценической практики;

  • навыков музыкально-пластического интонирования;

  • навыков сохранения и поддержки собственной физической формы.


IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы " Основы классического танца" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.


*

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, зачетах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов.

Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотров концертных номеров. Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена по окончании курса. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».



Критерии оценок

Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

По итогам исполнения программы на контрольном уроке, зачете и
экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:


Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения;

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в* техническом плане, так и в художественном);

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.;

2

комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы


'

(«неудовлетворительно») учебного предмета;

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:



  • оценка годовой работы ученика;

  • другие выступления ученика в течение учебного года.



V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации

Обучение классическому танцу должно быть поэтапным, весь курс должен быть разделен на периоды по рациональному принципу не следует спешить, не надо давать ученикам непосильные физические нагрузки. Особо пристальное внимание следует уделить подготовке на первом году обучения. От этого во многом зависит будущее учеников, это этап их формирования. Рекомендации по распределению учебного материала на год (второй,



третий годы обучения)

Первая четверть посвящена повторению движений, пройденных в предшествующем классе, и постепенному приведению организма учащихся в состояние полной работоспособности. В среднем на это отводится 2-3 недели. Остальное время - прохождение наиболее простых элементов программы и усложненное сочетание движений, пройденных в предыдущем классе.

Вторая четверть отводится на изучение более сложных элементов программы и более сложные комбинированные упражнения.
В третьей четверти, после зимних каникул необходимо привести организм учащихся в «рабочую форму» и повторить учебный материал второй четверти. На третью четверть планируется изучение наиболее трудных элементов программы и наиболее сложная координационная работа с движениями, пройденными в первом полугодии.

В четвертой четверти предусматривается продолжение изучения учебного материала, последние две недели отводятся для подготовки к экзамену.


При подготовке к уроку необходимо:

Наметить новые примеры (упражнения) в соответствии с задачами каждой части урока для дальнейшего укрепления и совершенствования накопленных знаний и навыков учащихся.

Определить новый материал (предусмотренный программой, в том числе, танцевальный) для изучения.

Вводить новый материал в различные комбинированные задания.

Определить совместно с концертмейстером соответствующий характер музыкального сопровождения каждой части урока.

Готовясь к очередному уроку, надо также предусматривать, логику и форму подачи материала, при этом, затрагивая не только вопросы исполнительской техники, но и темы творчества, искусства танца, музыки и т.д.

Залогом успеха любого творческого коллектива является хорошо поставленная и правильно проводимая учебная работа. Данная программа предназначена для обучения детей основам классического танца и направлена на совершенствование физического и личностного развития ребенка. При этом всех детей необходимо учить в равной мере, разделение на более или менее способных может быть только на индивидуальных занятиях или в процессе работы над концертным репертуаром.

Основными принципами обучения являются:

- последовательное и постепенное развитие - весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному: при переходе из класса в класс происходит последовательное усложнение упражнений экзерсиса. Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из накопленных хореографических представлений ребенка, расширяя его кругозор в области хореографического творчества, в частности, учебного предмета «Основы классического танца»;


  • постепенное увеличение физической нагрузки происходит с учетом психологических, физических и возрастных особенностей детей;

  • целенаправленность - строгое следование поставленным целям и задачам, непрерывное повышение уровня исполнения и целенаправленной умственной деятельности учащегося, устремляющего свою волю, внимание, память на выполнение поставленной перед ним конкретной задачи;

  • гибкость - возможность изменений (уменьшения или увеличения количества упражнений), предусмотренных программой комплексов упражнений на основе анализа возможностей данных учеников;

- учет индивидуальных особенностей ученика: интеллектуальных,
физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровня его подготовки;

- укрепление здоровья учащихся, исправление физических недостатков, таких, как: сколиоз, плоскостопие, «завернутость» стоп, слабый мышечный тонус и т.д., создание прекрасной физической формы тела учащегося, поддержание и совершенствование ее; создание условий для исправления физических недостатков и укрепления здоровья - важнейшего качества танцевального экзерсиса.

С первых занятий ученикам полезно рассказывать об истории возникновения хореографического искусства, о - балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях, наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения, использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры, видео материал), цель которых - способствовать восприятию лучших образцов классического наследия на примерах русского и зарубежного искусства, помочь в самостоятельной творческой работе учащихся. В развитии творческого воображения и интереса к занятиям играют значительную роль посещение балетных спектаклей, просмотр видео материалов.

Следуя лучшим традициям русской балетной школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к достижению им поставленной цели, добиваясь грамотного, техничного и выразительного исполнения танцевального движения, комбинации движений, умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа, умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию необходимых физических качеств; умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения. Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого танца, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.

Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому, с первых занятий необходимо развивать умение слышать музыку и на этой основе развивать творческое воображение у учащихся.

Значительную роль в данном процессе играет музыкальное сопровождение во время занятий, которое помогает раскрывать характер, стиль, содержание. Работа над качеством исполняемого движения в танце, над его выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка, техникой - важнейшими средствами хореографической выразительности - должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя. В работе над хореографическим произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения. Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие танцевально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман план урока.

VI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» - СПб: «Планета музыки», 2010

  2. Базарова Н.П. «Классический танец» - СПб: «Лань», «Планета музыки», 2009

  3. Барышникова Т. «Азбука хореографии» - СПб: «Люкси» и «Респекс»,1996

  4. Блок Л.Д. «Классический танец» - М.: «Искусство», 1987

  5. Ваганова А.Я. «Основы классического танца» - СПб: «Лань», 2007

  6. Васильева Т.И. «Балетная осанка» / Методическое пособие для преподавателей хореографических школ и школ искусств. М., 1993




  1. Волынский А. «Книга ликований. Азбука классического танца» - Л.: «АРТ», 1992

  2. Головкина С.Н. «Уроки классического танца в старших классах» - М., Искусство, 1989

  3. Громов Ю.И. «Основы подготовки специалистов-хореографов» / учебное пособие. СПб: Типография Наука, 2006




  1. Звездочкин В.А. «Классический танец». СПб: «Планета музыки», 2011

  2. Калугина О.Г. «Методика преподавания хореографических дисциплин» / Учебно-методическое пособие. Киров: КИПК и ПРО, 2011




  1. Костровицкая В.С. «100 уроков классического танца» - Л.: Искусство, 1981

  2. Костровицкая В.С., Писарев А. «Школа классического танца» - Л.: Искусство, 1986

  3. Красовская В.М. История русского балета. - Л., 1978

  4. Красовская В.М. Агриппина Яковлевна Ваганова. - Л.: "Искусство", 1989

  5. Красовская В.М. Павлова. Нижинский. Ваганова. Три балетные повести. -М.: "Аграф", 1999

  6. Мессерер А. «Уроки классического танца» - М.: «Искусство», 1967

  7. Покровская Е.Г. «Принципы сочинения учебной комбинации у палки по

классическому танцу» / Методическое пособие для преподавателей. Харьков, 2010



  1. Русский балет: энциклопедия. М: Согласие , 1997

  2. Тарасов Н. «Классический танец». М.: Искусство, 1981

  3. Тарасов Н.И. «Классический танец. Школа мужского исполнительства». М.: Искусство, 1987

  4. Тарасов Н.И. «Методика классического тренажа». СПб: «Лань», 2009

  5. Ярмолович Л. «Классический танец». Л.: «Музыка», 1986

Учебно-тематическое планирование

1-ый год обучения – 1 класс




Тема

Кол-во уроков

Сроки

1

Позиции ног: I, II.

Demi - plies по I, II позициям.

Ваttements tendu из I позиции.

Раsse par tегге.

Ваttements tendu jete из I позиции.

Rond de jamb par tегге.

Положение ноги sur le cou de pid.

Ваttemnt releve lent на 45 и 90°.

Контрольный урок.


1

1

1



1

1

1



1

1

1



1 четверть

2

Grand bаttements jete из I позиции.

Releve по I, II позициям.

Рогt de bras .

Теmps levе sauté по I, II позициям;

Шаг польки.

Трамплинные прыжки.

Контрольный урок.


1

1

1



1

1

1



1

2 четверть

3

I форма рогt de bras.

Demi - plies по I, II позициям.

Ваttements tendu из I позиции.

Ваttements tendu jete.

Demi rond de jamb par tегге.

Ваttemnt releve lent.

Grand bаttements jete из I позиции.

Releve по I, II позициям.

Трамплинные прыжки.

Контрольный урок.



1

1

1



1

1

1



1

1

1



1

3 четверть

4

Demi - plies по I, II позициям.

Ваttements tendu из I позиции.

Раsse par tегге.

Ваttements tendu jete из I позиции.

Rond de jamb par tегге.

Положение ноги sur le cou de pid.

Ваttemnt releve lent на 45 и 90°.

Контрольный урок.



1

1

1



1

1

1



1

1


4 четверть

Всего 34

2-ой год обучения – 2 класс






Тема

Кол-во уроков

Сроки

1

Постановка корпуса по V позиции ног.

Постановка корпуса одной рукой за палку в сочетании с роrt de bras.

Demi - plies по I, II, V позициям.

Grand plies по I, II позиции.

Ваttements tendu из V позиции.

Ваttements tendu jete из V позиции.

Ваttements fraрреs.

Ваttements fraрреs.

Контрольный урок.


1

1
1


1

1

1



1

1

1



1 четверть

2

Ваttements fondues.

Preparation для rond de jamb par tегге.

Ваttemnt releve lent на 90°.

Понятие геtiге .

Grand bаttements jete из I позиции.

Releve по I, II, V позициям:

Контрольный урок.


1

1

1



1

1

1



1

2 четверть

3

Demi - plies по I, II, V позициям.

Grand plies по I, II позиции.

Ваttements tendu из V позиции.

Ваttements tendu jete из V позиции.

Ваttements fraрреs.

Ваttements fondus.

Preparation для rond de jamb par tегге.

Ваttemnt releve lent.

Grand bаttements jete из I позиции.

Контрольный урок.



1

1

1



1

1

1



1

1

1



1

3 четверть

4

Releve по I, II, V позициям.

Понятие ераиlement (сгоisee, efface, ecarte) позы.

Раs balanсе.

Теmps levе sauté по I, II, V позициям.

Реtit changement de pied.

Раs echарре

Releve по I, II, V позициям:

Контрольный урок.



1

1

1



1

1

1



1

1


4 четверть

Всего 34

3-ий год обучения – 3 класс




Тема

Кол-во уроков

Сроки

1

Постановка корпуса по IV позиции.

Demi - plies по IV позиции.

Ваttements tendu.

Ваttements tendu jete.

Rond de jamb par tегге.

Ваttements fondus.

Ваttements soutenus.

Ваttements double fraрреs.

Контрольный урок.


1

1

1



1

1

1



1

1

1



1 четверть

2

Ваttemnt releve lent на 90° в позах.

Ваttemnt devе1орре.

Grand bаttements jete.

III форма рогt de bras.

Ваttements tendu во всех направлениях в малых позах

Ваttements tendu jete во всех

Контрольный урок.


1

1

1



1

1

1



1

2 четверть

3

Ваttements fondus во всех направлениях.

Ваttements frappes во всех направлениях.

Ваttemnt releve lent на 90° во всех направлениях.

Ваttements devе1орре во всех направлених.

Grand bаttements jete во всех направлениях.

II Форма рогt de bras.

Понятие агаbesgue.

Теmps lie par terre еn dehors, еn dedans .

Раs echарре.

Контрольный урок.



1

1

1



1

1

1



1

1

1



1

3 четверть

4

Раs assemblе в сторону.

Sissonе simple en face.

Grand changement de pied.

Раs jete en fасе.

Раs chassе вперед.

Ssone fermе в сторону.

III форма рогt de bras.

Экзамен.



1

1

1



1

1

1



1

1


4 четверть

Всего 34


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет