Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства



Дата23.07.2016
өлшемі248.81 Kb.
#216577
түріПрограмма
Учебно – методический центр развития образования в сфере культуры и искусства Департамента культуры города Москвы

Утверждено:

Приказ (номер, дата)

Должность

Подпись ФИО

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Музыкальный инструмент

«Виолончель»

Срок реализации- 3 года

АВТОРЫ:


Г.М. Григорьева – методист Учебно-методического Центра развития образования в сфере культуры и искусства Департамента культуры г. Москвы, Заслуженный работник культуры РФ;

Т. Я. Гульдан – преподаватель ГБОУ СПО г. Москвы, МШ имени Ю.А. Шапорина МГИМ имени А.Г. Шнитке, Почётный работник культуры города Москвы

Л.В. Дмитриева - преподаватель ГБОУ ДОД ДМШ имени Н.П.Ракова, Почётный работник культуры города Москвы


Москва 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеразвивающая образовательная программа «Музыкальный инструмент (Виолончель)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств». Цель общеразвивающей образовательной программы в области Музыкального искусства – «Инструмент (Виолончель)» заключается в содействие воспитанию разносторонней и эстетически развитой личности, вовлечённой в широкий, культурный контекст и активно участвующий в соцкультурных процессах, а также в выявлении и развитие творческих способностей ребёнка и обеспечение основы для формирования социально адаптированной, интеллигентно и духовно реализованной личности.

Программа основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Общеразвивающая программа в области искусств способствует формированию

у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства, воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности и привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию.



Задачи учебного предмета

Обучение игре на инструменте занимает особое место в музыкальном образовании детей. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.

Задачами программы является:

-обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося;

-овладение знаниями и представлениями о виолончельном исполнительстве;

-приобретение устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства;

- формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

- воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на пятилетний срок обучения. Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы от 9 до 15 лет.

Результатом освоения программы «Музыкальный инструмент (Виолончель)» является приобретение учащимися:

- знаний основ музыкальной грамоты и наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

- умений и навыков игры на виолончели, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

- основных средств выразительности, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

- умений использовать выразительные средства в музыкальном искусстве для создания художественного образа;

- воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования на инструменте;

- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей, используя приобретенные знания, умения и навыки игры на виолончели;

- навыков публичных концертных выступлений;

- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.
Срок реализации программы

При реализации программы «Музыкальный инструмент (Виолончель)» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий составляет 33 недели в год.


Примерный учебный план

«Музыкальный инструмент (Виолончель)»
дополнительной общеразвивающей программы



№ п/п

Наименование предметной области/учебного предмета

Годы обучения (классы), количество аудиторных часов в неделю

Промежуточная и итоговая аттестация (годы обучения, классы)




1

2

3







Учебные предметы художественно-творческой подготовки:










 Зачёты, контрольные уроки, экзамены

1

 Виолончель

1,5

1,5

1,5

 1, 2, (зачёты)

3 (экзамен)



2

 Общее фортепиано

О,5

0,5

0,5

 1, 2, (зачёты) 3(экзамен)

3

Ансамбль

1

1

1

3 (зачёт)





Учебный предмет историко-теоретической подготовки













4

Основы теории и истории музыки 


1

1

1

 1, 2, (зачёты)

3(экзамен)





Всего:

4

4

4

 


Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме. Преподавателю необходимо построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.



Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ преподавателем, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение учеником приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Реализация общеразвивающей программы в области искусств по предмету «Музыкальный инструмент (Виолончель)» должна проводиться по соответствующей учебной программе. В распределении учебного материала по годам обучения учтён принцип систематического и последовательного обучения. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

Содержание программы «Музыкальный инструмент (Виолончель)» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому музицированию.

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных, возрастных возможностей и интересов учащихся.

При выявлении у ребенка в процессе обучения высокого уровня творческих способностей возможен его перевод на обучение по предпрофессиональной программе в области искусств в соответствии с установленным порядком.



Первый класс

Примерные годовые требования

Развитие музыкально-образного мышления. Освоение свободной и рациональной постановки, овладение первоначальными навыками игры на инструменте. Качественное звукоизвлечение щипком и смычком, чистое интонирование и ритмическая организация в гаммах, этюдах.

Ознакомление со строем инструмента. Изучение на грифе первой позиции и простейших штрихов: деташе, легато, мартле. Распределение смычка.

В течение учебного года следует пройти: 4 -5 гамм и арпеджио в одну октаву, 8 - 10 этюдов, 10-12 разнохарактерных пьес. Подготовка к самостоятельному чтению нот с листа.


Инструктивный материал

.

Упражнения. Мардеровский « Школа этюдов»

Гаммы D-dur, G-dur, C-dur - однооктавные

Этюды:


Хрестоматия пед.реп.1-2кл.( ред..Сапожников Р.)

Сапожников Р. Этюды №№1-5

Мардеровский «Школа этюдов» №№2,5,8,16,27;

«Хрестоматия педагогического репертуара 1-2кл.» (ред. Волчков И.)

Давыдов К. Этюд а-moll, Ромберг Б. Этюд C-dur, Волчков И. Этюд G-dur
Художественный материал

Антонова Л. - «Музыкальный альбом маленького виолончелиста»

Орф Ж. - Пьеса

Гедике Ф.- Танец

Русская народная песня - Во саду ли,в огороде

Белорусская народная песня _Перепелочка

Моцарт В. – Аллегретто

Люлли Ж. - Песенка

« Хрестоматия педагогического репертуара 1-2кл.» (ред. Волчков И.)

Красев М. - Баю-бай

Филиппенко А. - Цыплята

«Папка виолончелиста №1» (ред. Шаховская Н.)

Венгерская народная песня - Лягушка
Примерные программы

I вариант

Давыдов К.- Этюд а-moll

Русская народная песня - Во саду ли, в огороде

Моцарт В. - Аллегретто

II вариант

Ромберг Б. - Этюд C-dur

Люлли Ж. - Песенка

Венгерская народная песня - Лягушка

Второй класс

Примерные годовые требования

Формирование навыков игры на виолончели: работа над приёмами и качеством звукоизвлечения, знакомство с широким расположением пальцев на грифе. Освоение переходов на грифе в четвертую позицию. Сочетание штрихов легато, деташе и мартле. Знакомство с двойными нотами. Первоначальные навыки игры в ансамбле.

В течение учебного года следует пройти: 4 -5 гамм и арпеджио в одну октаву, 1-2 гаммы в две октавы, 8 - 10 этюдов, 10-12 разнохарактерных пьес. Закрепление навыков самостоятельного чтения нот с листа.
Инструктивный материал

Упражнения. Мардеровский « Школа этюдов»

Гаммы. Этюды:

«Хрестоматия педагогического репертуара 1-2кл.» (ред. Волчков И.)

Бакланова Н. Этюд а-moll

Мардеровский «Школа этюдов» №№46,48,77,99,131

«Хрестоматия педагогического репертуара 1-2кл: ( сост.Сапожников Р.)

Этюды №№ 32,33,35,39,44



Художественный материал

Антонова Л. «Музыкальный альбом маленького виолончелиста»

Бетховен Л. - Сурок

Калинников В. - Журавель

Чешская народная песня - Богатый жених

Украинская народная песня - Прилетай, прилетай

Армянский танец в обр. Асламазяна А.

«Хрестоматия педагогического репертуара 1-2кл.» (ред. Волчков И.)

Гретри А. - Песенка

Диабелли А. - Анданте

Шуберт Ф.- Экосез

Примерные программы переводного зачёта

1вариант


Бакланова Н. - Этюд а-moll

Украинская народная песня - Прилетай, прилетай

Калинников В. - Журавель

II вариант

Мардеровский Л. - Школа этюдов №77

Бетховен Л. В. - Сурок

Армянский танец (обр. Асламазяна А.)
Третий класс

Примерные годовые требования

Освоение более высоких позиций и переходов в них. Развитие штриховой техники; различные сочетания штрихов. знакомство с отрывистыми штрихами. Владение приемами вибрации и использование её в качестве выразительного средства. Продолжение работы над качеством звукоизвлечения. Освоение более подвижных темпов исполнения произведений. Умение игры в ансамбле.

В течение учебного года следует пройти: 3 - 4 гаммы и арпеджио в две октавы, 6- 8 этюдов, 6- 7 разнохарактерных пьес. Закрепление навыков самостоятельного чтения нот с листа. Формирование исполнительских навыков в ансамбле и оркестре.
Инструктивный материал

Упражнения

Гаммы

Мардеровский Л. « Школа этюдов» №№110,113,119,123,151,153; Р.Сапожников «Хрестоматия педагогического репертуара 1-2кл: ( сост. Сапожников Р.)



Этюды№№54,57,59,64,83

«Хрестоматия педагогического репертуара 1-2кл.» (ред. Волчков И.)

Бакланова Н. Этюд D-dur, Ли С.Этюд g-moll
Художественный материал

«Хрестоматия педагогического репертуара 1-2кл.» (ред. Волчков И.)

Барток Б. - Две детские пьесы

Перголезе Д. - Песня

Бетховен Л. В. - Песня

Раков Н.- Утро

Александров А. - Осень

«Музыкальный альбом маленького виолончелиста» (сост.Антонова Л.)

Армянская народная песня (обр. Асламазяна А.)

Шуберт Ф. - Экосез

Бетховен Л.в. - Контраданс

Бакланова Н. - Мазурка

Волчков И. - Вариации
Примерные программы итогового зачёта
I вариант

Бакланова Н. - Этюд D-dur

Бетховен Л. - Песня

Шуберт Ф. - Экосез

II вариант

Ли С. - Этюд g-moll

Армянская народная песня (обр. Асламазяна А.)

Бакланова Н. - Мазурка

III вариант

Мардеровский Л. – «Школа этюдов» №151

Волчков И. - Вариации
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по программе «Музыкальный инструмент (Виолончель)» являются:

- текущий контроль успеваемости учащихся,

- промежуточная аттестация,

- итоговая аттестация.



Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются: отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

- качество выполнения домашних заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;

- темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.



Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.



Итоговая аттестация

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Форма и содержание итоговой аттестации по программе «Музыкальный инструмент (Виолончель)» устанавливаются образовательной организацией самостоятельно. При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена.

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;

- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:





Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)

программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения

3 («удовлетворительно»)

программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

2 («неудовлетворительно»)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень развития музыкальных способностей. Необходимым условием для успешного обучения на виолончели является формирование у ученика правильной постановки корпуса и рук на инструменте. Необходимо включать в процесс обучения специальные физические упражнения на развитие координации.

– Развитию техники (беглости, четкости, ровности и т. д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т. д.

– На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и систематическая работа над всеми важнейшими видами музыкально-техни­ческого развития учащегося, включающая:

-изучение позиций и их соединение (переходы);

-техническое развитие;

- штрихи на разные виды техники и способы звукоизвлечения

При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение. Работа над техникой должна подготавливать ученика к передаче худо­жественного замысла изучаемых музыкальных произведений.

Работа над качеством звука, интонацией, вибрацией, ритмическим рисунком, динамикой, которые являются важнейшими средствами музыкальной выразительности – должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения. Исполнение пьес и произведений крупной формы развивает эмоционально-образное мышление учащихся и способствует формированию их художественного вку­са, чувства стиля и осознанию формы произведений

Развитие у учащихся навыка чте­ния нот с листа, крайне необходимы для музицирования и игры в ансамб­лях и оркестре.

В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы характерные особенности виолончели.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют на успешность развития ученика.

Успешное завершение трёхлетнего срока реализации программы «Виолончель» позволяет: перейти на дальнейшее обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному и ансамблевому музицированию.


Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся:
1. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

2. Периодичность занятий – каждый день. Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), а также с учетом сложившихся педагогических традиций в учебном заведении и методической целесообразности.

3. Учащийся должен заниматься самостоятельно только при отсутствии признаков нарушения физического здоровья.

4. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Ученик должен уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике: - упражнения для развития звука и интонации

- работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды).

- работа над художественным материалом (пьесы или произведение - крупной формы) чтение с листа

5. Периодически следует проводить контрольные уроки, имитирующие домашнюю работу ученика.

6. Для успешной реализации программы «Виолончель» ученик должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также аудио- и видеотекам, сформированным по учебным программам.


Описание материально-технических условий

реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по программе «Виолончель» должны иметь площадь не менее 12 кв.м и звукоизоляцию. В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Для реализации программы «Виолончель» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

- концертный зал с концертным роялем или пианино, пультами и звукотехническим оборудованием,

- нотную библиотеку,

- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал),

- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий, оснащаются роялями или пианино.

- учебные аудитории для занятий по учебным предметам «Оркестровый класс» с пультами и фортепиано.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.



СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература


  1. Кривицкий Д. Искусство игры на виолончели. - М.: Композитор, 2002.

  2. Шульпяков О. Техническое развитие музыканта-исполнителя. - Л.: Музыка, 1973.

  3. Якубовская В. Слух как многоуровневая система // Вопросы смычкового искусства. Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1980.

  4. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л.: Музыка, 1974.

  5. Готсдинер А. Музыкальная психология. - М., 1998.

  6. Методические записки по вопросам музыкального образования. - Вып. 3 / Сост. А. Лагутин. - М.: Музыка, 1991.

Нотная литература


  1. Александров А. Четыре пьесы. - М., 1959.

  2. Альбом виолончелиста-любителя / Ред.-сост. А. Бендицкий. - Вып. II. - М., 1967.

  3. Арутюнян А. Экспромт. Пьесы. V-VII классы ДМШ / Ред. С. Гинзбурга. - М., 1970.

  4. Бакланова Н. 12 легких пьес для виолончели и фортепиано. - М.-Л., 1948, 1955, 1956.

  5. Бакланова Н. Мелодические упражнения для виолончели в сопровождении фортепиано. - М., 1955.



  1. Барток Б. Детям. Для виолончели и фортепиано. - Будапешт, 1957.

  2. В часы отдыха: Популярные пьесы советских композиторов. Вып. II / Сост. А. Стогорский. - М., 1962.

  3. Глазунов А. Четыре пьесы. - М., 1959.

  4. Глиэр Р. Шесть листков из альбома. Соч. 51 / Ред. С. Ширинского. - Вып. 1. - М.-Л., 1951, 1970.

  5. Грановский Н. Этюды средней трудности. - М., 1958, 1968.

  6. Гречанинов А. Ранним утром. Соч. 126 // Десять детских пьес / Ред. партии виолончели - Л. Гинзбург. - М.1951.

  7. Грюцмахер Ф. Избранные этюды для виолончели / Ред. А. Лазько. - М., 1967.

  8. Детские пьесы для виолончели и фортепьяно (младшие и средние классы ДМШ). - Вып. III / Ред.-сост. Ю. Страшникова. - М., 1980.

  9. Дотцауэр Ю. Этюды для виолончели. Тетр. 1. - Краков, 1964.

  10. Дотцауэр Ю. Этюды для виолончели. Тетр. 2. - Краков, 1962.

  11. Дюпор Ж. 21 этюд для виолончели. - Краков, 1967.

  12. Кальянов С. Виолончельная техника. - М., 1968.

  13. Кальянов С. Избранные этюды. - М.-Л., 1951.

  14. Козолупов С., Ширинский С., Козолупова Г., Гинзбург Л. Избранные этюды для виолончели. - М., 1968.

  15. Колесникова Н. Музыкальный букварь для виолончелиста М. 2003

  16. Ли С. Избранные этюды для виолончели. Соч. 31. - Краков, 1967.

  17. Мардеровский Л. 32 избранных этюда. - М., 1954.

  18. Мардеровский Л. Гаммы и арпеджио. - М., 1960.

  19. Мардеровский Л. Уроки игры на виолончели. - М., 1962, 1986.

  20. Новинский Н. Первые уроки игры на виолончели. - Л., 1961.

  21. Педагогический репертуар для виолончели. ДМШ I-IV кл. / Ред.-сост. Р. Сапожников. - М., 1982.

  22. Педагогический репертуар ДМШ. I-VII кл. / Сост. и ред. С. Кальянова. - М., 1974.

  23. Педагогический репертуар ДМШ. I-VII кл. Пьесы советских компози­торов / Сост. и ред. А. Стогорского. - М., 1971.

  24. Педагогический репертуар ДМШ. Избранные упражнения для виолон­чели / Сост. и ред. И. Волчков. - М., 1987.

  25. Педагогический репертуар ДМШ. Пьесы зарубежных композиторов для виолончели и фортепиано / Сост. И. Волчков. - М., 1975.

  26. Педагогический репертуар ДМШ. Пьесы и ансамбли советских композиторов. Для виолончели и фортепиано / Сост. и ред. Р.Сапожникова. - М., 1987.

  27. Педагогический репертуар ДМШ. Средние и старшие классы. Пьесы и сонаты советских композиторов / Сост. и ред. С. Кальянова. - М., 1976.

  28. Педагогический репертуар. Младшие классы ДМШ. Пьесы советских композиторов для виолончели и фортепиано / Сост. Ю. Челкаускас. - М.,

  29. Пьесы для виолончели и фортепиано. Вып. II I-IV классы ДМШ / Сост. и ред. А. Стогорского. - М.,1962.

  30. Пьесы для виолончели и фортепиано. Вып. III Младшие классы ДМШ / Сост. и ред. А. Стогорского. - М., 1963..

  31. Пьесы советских композиторов / Сост. А. Стогорский. - Вып. III. - М., 1960.

  32. Пьесы советских композиторов для виолончели и фортепиано / Сост. и ред. С. Кальянова. - М., 1974.

  33. Пьесы советских композиторов для виолончели и фортепиано / Сост. и ред. А. Стогорского. - М., 1971.

  34. Пьесы советских композиторов. Младшие классы ДМШ (перел. С. Кальянова). - М., 1968.

  35. Пьесы. I-IV классы ДМШ / Сост. А. Стогорский. - М., 1960.

  36. Пьесы. V-VII классы ДМШ / Ред. Л. Гинзбург. - М., 1956.

  37. Рушанский В. Концертные пьесы для виолончели СПб., 2010

  38. Пьесы для виолончели и фортепиано СПб., 2013

  39. Садло К. Школа этюдов. - М., 1958.

  40. Сапожников Р. Гаммы, арпеджио, интервалы для виолончели. - М., 1963.

  41. Сапожников Р. Избранные этюды для виолончели (старшие классы ДМШ). - Вып. М., 1955.

  42. Сапожников Р. Избранные этюды для виолончели. I-IV классы ДМШ. - М., 1957.

  43. Сапожников Р. Школа игры на виолончели. - М., 1965.

  44. Сапожников Р. Этюды для начинающих виолончелистов. - М.-Л., 1949, 1960.

  45. Хрестоматия для виолончели. V класс ДМШ / Сост. и ред. И. Волчкова. - М., 1982.

  46. Хрестоматия для виолончели. Педагогический репертуар. III класс ДМШ / Сост. И. Куус, И. Оликова, Н. Полупан. - М., 1974, 1987.

  47. Хрестоматия для виолончели. Педагогический репертуар. IV класс ДМШ / Сост. и ред. - И. Куус, Н. Полупан. - М., 1981.

  48. Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып. I. Часть 2. Этюды, гаммы и упражнения для 1-2 классов ДМШ / Сост. и ред. Р. Сапожников. - М., 1963, 1969.

  49. Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып. II / Сост. и ред. Р. Сапожников. - М., 1961.

  50. Хотунцов А. «Дошколёнок» Альбом пьес для начинающих виолончелистов СПб., 2007

  51. Чайковский П. 15 пьес из «Детского альбома» (перел. П. Багрянова). - М.-Л., 1950.

  52. Челкаускас Ю. Этюды для виолончели. - М., 1976.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет