Древний и средневековый Испиджаб 07. 00. 06 Археология



бет1/5
Дата02.07.2016
өлшемі0.88 Mb.
#172330
түріАвтореферат диссертации
  1   2   3   4   5


УДК 902:94(574/575) На правах рукописи

БАЙТАНАЕВ БАУЫРЖАН АБИШЕВИЧ

Древний и средневековый Испиджаб

07.00.06 – Археология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени


доктора исторических наук

Республика Казахстан

Алматы, 2008

Работа выполнена на кафедре Археологии, этнологии и музейного дела ЮКГУ им. М.О.Ауезова и в отделе урбанизации и номадизма Института археологии им. А.Х.Маргулана МОН РК


Научный консультант: академик Национальной академии наук Республики Казахстан, доктор исторических наук, профессор

К.М. Байпаков

Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

профессор

С.Ж. Жолдасбаев

доктор исторических наук,

профессор

Э.В. Ртвеладзе

доктор исторических наук,

профессор

М-Ш. Кдырниязов

Ведущая организация: Институт археологии им. Я.Г. Гулямова Академии Наук Республики Узбекистан

Защита состоится__________2008 года в_____часов на заседании диссертационного совета ОД. 53.33.01. по защите диссертации на соискание ученой степени доктора (кандидата) исторических наук при Институте истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан по адресу: 480100, г. Алматы, ул. Курмангазы, 29.
С диссертацией можно ознакомиться в рукописном фонде Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан по адресу: 480100, г. Алматы, ул. Курмангазы, 29.
Автореферат разослан_______________2008 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор исторических наук А.Т. Капаева


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Многовековая история казахского народа имеет богатое культурное наследие, о чем свидетельствуют памятники истории и культуры, расположенные на территории нашей страны, среди которых особое место занимают археологические объекты. Сегодня в Казахстане, как и в любом цивилизованном обществе, культурное наследие и его богатство служит важнейшим интеграционным фактором национального и государственного самосознания. Культурное наследие является предметом пристального внимания отечественных исследователей, а знаковым для стимулирования путей его освоения стал 2003 год, когда в ежегодном послании народу Казахстана президент Н.А. Назарбаев сформулировал и озвучил задачу изучения и сохранения историко-культурного наследия.

Период с 2004 по 2006 г. был определен как время реализации задач, намеченных в программе «Культурное наследие» и явился по сути знаковым в деле сохранения и использования историко-культурного достояния страны. Проведение археологических исследований на месте древних, средневековых городищ, поселений, курганов, а также музеефикация наиболее известных памятников археологии и включение их в инфраструктурную систему туризма – важная составная часть указанной программы.

Сегодня в стране созданы реальные предпосылки для изучения тех историко-культурных объектов, которые, в силу различных обстоятельств (и в первую очередь – из-за отсутствия конкретной программы финансирования), не были исследованы ранее. Благодаря программе «Культурное наследие» стало возможным изучение древних и средневековых городов на Великом Шелковом пути, детальное рассмотрение вопросов, связанных с урбанизацией и историей оседлости казахского этноса. В настоящее время общество с большим пониманием относится к проблемам сохранения и использования историко-культурного наследия, призванного способствовать (через развитие массового туризма) повышению уровня экономики и благосостояния народа.

В свете современных задач тема проведенного изыскания «Древний и средневековой Испиджаб» характеризуется как актуальная, а ее рассмотрение – как своевременное.

Следует отметить, что археологические исследования во второй половине двадцатого века в самых различных регионах Евразии привели к обнаружению крупных населенных центров древнего и средневекового времени, что поставило на повестку дня вопрос об их генезисе, эволюции и функциональном определении. Кроме того, интенсивное развитие процессов урбанизации в современном мире обусловило необходимость обращения к истокам этого явления.

История городских центров Казахстана и Центральной Азии неоднократно привлекала внимание дореволюционных исследователей, прежде всего – вос­токоведов, доказательством чему являются работы П.П. Лерха, В.А. Жуковского, В.В. Бартольда, и др. Но труды названных авторов, в силу количественной ограниченности письменных источников, не отличались большим охватом и масштабностью.

В советское время в различных историко-культурных областях Центральной Азии и Казахстана были проведены археологические исследования С.П. Толстовым, А.Ю. Якубовским, М.Е. Массоном, А.Н. Бернштамом, В.М. Массоном, Б.А. Литвинским, Ю.А. Заднепровским, Э.В. Ртвеладзе, Ю.Ф. Буряковым, К.А. Акишевым, К.М. Байпаковым, Л.Б. Ерзаковичем и др.

Широкие археологические изыскания в Казахстане, особенно в Отрарском оазисе, значительно расширили сведения об истории го­родской культуры Казахстана. Между тем, ранее известный по письменным источникам древний историко-культурный район Испиджаб, с именем которого связаны многие события и даже целые вехи истории Казахстана, длительные годы оставался без должного внимания со стороны археологической науки. Несомненно, изучение памятников археологии Испиджаба, в прошлом центра крупного средневекового административного округа, территория которого простиралась от Шаша до Кашгара, призвано дать ответ на многие ключевые вопросы генезиса и динамики развития городской культуры Казахстана.



Степень изученности темы. Данная тема разработана недостаточно глубоко. В Испиджабском историко-культурном районе проводились, в основном, исследования на памятниках археологии, имеющих хронологические рамки в пределах первого тысячелетия нашей эры1. На городищах Сайрам и Шымкент исследования практически не проводились, за исключением изысканий Н.П. Подушкина и А.О. Итенова, ограничивших сферу поиска поздним средневековьем.

Предмет и объект исследования. В силу недостаточной разработанности заявленной темы и с учетом новых аспектов проблемы, объектом исследования стал древний и средневековый Испиджаб, его памятники археологии, караванные пути, поселения. В качестве предмета исследования определены генезис и динамика развития городской культуры Испиджабского историко-культурного района.

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является изучение зарождения урбанизации и становления городской культуры Испиджабского историко-культурного района. Систематизация сведений и анализ различного рода источников, главным образом – археологических материалов, в большинстве своем представленных впервые, направлены на конкретизацию и уточнение малоизученных или вообще не затронутых исследователями проблем истории Испиджаба во взаимосвязи с другими областями Центральной Азии. Систематизация новых данных, полученных при стратиграфических исследованиях памятников Испиджаба, необходима для их типологической классификации и выделения хронологических комплексов. Исследования актуальных вопросов общественно-политической и социально-экономической истории призваны определить особенности и основные закономерности культурогенеза рассматриваемого региона. Обобщение полученных данных способствует характеристике этнокультурных процессов как целостного явления в Испиджабском историко-культурном районе на протяжении длительного отрезка времени – от древности до средневековья включительно.

Положения, выносимые на защиту:

- история изучения Испиджабского историко-культурного района;

-уточнение и определение историко-географической ситуации Испиджабского округа в эпоху средневековья;

- локализация Испиджаба;

- локализация Нуджикета;

- локализация Дахкета;

- локализация Хурлуга;

- локализация Арсубаникета;

- локализация Бадухкета;

- локализация Гаркурда;

- локализация караванных путей;

- периодизация и динамика освоения человеком Испиджабского округа в историческом аспекте;

- закономерности и особенности генезиса и эволюции этнокультурных процессов Испиджаба;

- структура и типология древних и средневековых археологических памятников Испиджаба;

- истоки и динамика развития городской культуры Испиджабского историко-культурного района с эпохи поздней бронзы до средневековья включительно.

Методология и методы исследования. Методологической основой настоящего исследования являются общемировые принципы научного познания, исходящие из факторов объективности, историзма, понимания диалектической взаимосвязи событий, учета конкретно-исторических условий. В методике исследования использованы фундаментальные и теоретические разработки ученых в области археологии и исторической науки. Основополагающей, системообразующей методической базой диссертации является контекстуальный подход, формирующий методически верное отношение к объекту исследования.

Источниковедческой основой диссертации послужили археологические материалы, сведения средневековых источников, написанных на арабском, персидском, китайском и др. языках, данные нумизматики, исторической географии и исторической топонимии и агеонимии исследуемого региона.

Основу представленных археологических материалов составляют результаты полевых работ, проведенных автором на городищах Сайрам, Шымкент, Торткультобе, на поселениях Бургулюк-1, Бургулюк-2, Кайтпас-1, Улугтобе, а также на поселении эпохи бронзы Бургулюк, на средневековой усадьбе Екпенды, на могильниках Бургулюк -2, Бургулюк-4. В процессе работы были использованы и по-новому переосмыслены предшествующие исследованию результаты археологических раскопов, проведенных на территории изучаемого района.



Хронологические рамки исследования. Начальный этап хронологического отсчета рамок исследования определяется истоками городской культуры Испиджабского округа, который фиксируется с эпохи поздней бронзы и продолжается до позднего средневековья включительно.

Географические рамки исследования всецело связаны с Испиджабским историко-культурным районом, который на севере граничил с округом Кенджида у слияния рек Бадам и Арысь, а на юге и юго-западе – по горам Каржантау и долине реки Келес простирался до Шашского оазиса, на востоке – по Каратау – достигал округа Тараз.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что в нем впервые рассмотрена динамика историко-культурного развития Испиджабского округа, начиная с эпохи поздней бронзы и до средневековья.

В диссертации на основе анализа археологических, топонимических, историко-географических и письменных источников проведена полная локализация городов и населенных мест Испиджабского округа, упомянутых в средневековых письменных свидетельствах.

В работе впервые представлено полное стратифицированное описание городищ Сайрам, Шымкент. Стратиграфические колонки этих памятников синхронизированы с другими памятниками изучаемого региона, а также с соседними историко-культурными районами. На основании этих работ выявлены новые археологические комплексы, которые дали возможность по-иному взглянуть на вопросы этнокультурных процессов, происходящих на начальных этапах урбанизации региона.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при написании отдельных разделов археологии и истории Казахстана, в сводных работах по исторической географии и исторической топонимики, при составлении лекции по истории и археологии Казахстана и при создании учебных и учебно-методических пособий, адресованных студентам и школьникам.

В полной мере результаты данного диссертационного исследования могут быть востребованы при организации инфраструктуры туризма на памятниках Испиджабского историко-культурного района. Археологические материалы, найденные соискателем в период написания работы, найдут применение при создании музейных экспозиций.



Апробация работы. Основные положения диссертации были сформулированы автором в докладах на Международных и Республиканских научно-практических конференциях: на «Маргулановских чтениях» (Алматы–1989, Шымкент–2002, Павлодар–2004), на Шестой всесоюзной научно-практической конференции по ономастике Поволжья (Волгоград–1989), на Республиканской научной конференции «Валихановские чтения» (Кокшетау–1992), на Международной научно-практической конференции «Ауезовские чтения» (Шымкент–2001, 2007), на Международной научной конференции «Цивилизации Центральной Азии: земледельцы и скотоводы традиции и современность» (Самарканд–2002), на 21 Международном конгрессе по ономастике (Швеция–2002), на Международной научной конференции «Туран-Туркестан: проблемы культурно-исторической преемственности. Древность и средневековье» (Туркестан – 2006), на Международной научной конференции «Роль города Карши в истории мировой цивилизации» (Карши – 2006), на Международной научной конференции «Кадырбаевские чтения» (Актобе – 2007).

Результаты и выводы исследования были опубликованы в различных академических изданиях: в «Известиях» Национальной Академии наук Республики Казахстан (Алматы – 1991, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 гг.), в Вестнике международного Института Центрально-Азиатских исследований ЮНЕСКО (Самарканд – 2005), в сборнике «История материальной культуры республики Узбекистан» (Самарканд – 2006).

Многие положения и выводы диссертации опубликованы в изданиях, рекомендованных Комитетом по надзору и аттестации в сфере образования и науки МОН РК.

Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании Ученого совета Института археологии им. А.Х.Маргулана МОН РК.



Структура диссертации соответствует задачам и логике исследования. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы.

Основная часть

Во введении обосновывается актуальность исследования, его научная новизна, формулируются цели и задачи диссертации, определяются основные положения, выносимые на защиту, указана ее практическая значимость, а также содержатся сведения о сфере апробации работы.

Первый раздел – «История изучения и источники».

История археологического изучения Испиджабского историко-культурного района1 всецело связана с развитием исторической науки Казахстана вообще и археологии в частности.

Первый – начальный этап – формируется с XVI и длится до середины XIX века, являясь временем накопления исторических знаний о городах Южного Казахстана, дошедших до нас в дневниках, донесениях, записках путешественников, дипломатов и иных людей, побывавших ранее на изучаемой территории.

Начиная с XVII-XVIII вв., город Шымкент как центр крупного историко-культурного района стал доминировать в регионе, приняв первенство у Сайрама, занимавшего аналогичный статус ранее. На данном этапе в сообщениях из различных источников появляются первые сведения о городе Шымкенте. Большой интерес представляют в русле проведенного нами изыскания сообщения М. Поспелова, Т. Бурнашева и Ф. Назарова, посетивших Шымкент в начале XIX века.

Второй этап начинается с 1865 года и связан с образованием Туркестанского генерал-губернаторства. Он продолжается до учреждения в 1895 году Туркестанского кружка любителей археологии. Этот этап проходил в условиях присоединения юга Казахстана к Российской империи, укрепления царской власти, проведения целенаправленной колониальной политики.

Взятие Шымкента в 1864 году и появление здесь русского военного гарнизона привлекло в край, помимо чиновников особых поручений, и гражданские лица, которые, выполняя функциональные обязанности и задачи, оставляли сведения о городах Южного Казахстана. Среди них были А.К. Гейнс, П.И. Пашино, В.В. Верещагин.

В июне 1893 года из Ташкента приезжает в Южный Казахстан Н.П. Остроумов. Проведя небольшие археологические раскопки на городище Жуан-тобе и Борижарском некрополе, Н.П. Остроумов организует кратковременные археологические раскопки на городище Алванкент. Раскопки Н.П. Остроумова являются первыми археологическими исследованиями, проведенными в округе Шымкентского городища.

В мае 1893 года в Туркестанский край по заданию Санкт-Петербургского университета и Академии Наук был командирован востоковед В.В. Бартольд. Он следовал из Ташкента по древнему караванному пути до Сайрама и далее – до Аулие-Ата – и описывал на своем пути памятники археологиии, сопоставляя полученные данные со сведениями средневековых письменных источников.

Третий этап дореволюционного периода начинается с 1895 г., он ознаменован открытием в г.Ташкенте Туркестанского кружка любителей археологии. Этот период продолжается до 1917 года и связан, в первую очередь, с деятельностью названной организации.

Кружок объединил представителей местной интеллигенции, чиновников, военных и всех, кто интересовался прошлым края, его историей, памятниками археологии и архитектуры. Активными членами кружка были Н.П. Пантусов, Н.П. Остроумов, В.А. Каллаур, Н.С. Лыкошин, А.А. Диваев, И.В. Аничков, П.П. Иванов, В.Д. Городецкий и другие.

Сразу же после учреждения кружка, в мае 1896 года, в Сайрам для осмотра памятников приезжает член кружка И.В.Аничков. Другой член кружка, Н.С.Лыкошин, публикует материалы о городе Шымкенте и памятниках его округи.

Особое место в истории археологической науки Казахстана занимает советский период (1917-1991). Обычно в этом периоде выделяется 4 этапа: 1917-1935; 1936-1945; 1946-1959; 1960-1991гг. [1, с.12]. С 1991 по настоящее время Казахстанская археологическая наука развивается в условиях независимости.

Начальный этап советского периода связан с деятельностью Средазкомстариса, которому мы обязаны тем, что во время его деятельности городище Сайрам было обследовано, изучено и описано сначала П.П. Ивановым, а потом М.Е. Массоном. Их исследования стали опорными, и на сегодняшний день по многим показателям характеризуются как уникальные источники.

В предвоенные годы изучение данного района связано с деятельностью Джамбульского археологического пункта, организованного в связи с работами Семиреченской археологической экспедиции, возглавляемой А.Н. Бернштамом. Так, в 1940 году Джамбульский археологический пункт совершает экспедицию для обследования древнего караванного пути от Тараза до Испиджаба-Сайрама.

С 1947 года начинает работать Южно-Казахстанская археологическая экспедиция, возглавляемая А.Н. Бернштамом. Экспедиция в период с 1947 по 1951 год проводит масштабную разведку на территории Южно-Казахстанской области. Позже, анализируя результаты работы данной экспедиции, Е.И. Агеева и Г.И. Пацевич в 1958 году издают обстоятельную монографию «Из истории оседлых поселений и городов Южного Казахстана». Эта работа явилось первым монументальным трудом по городской культуре Юга Казахстана.

В 60-х годах XX в. изучение памятников Южного Казахстана связано с работами Н.П. Подушкина. Он одним из первых начинает изучать на территории Южного Казахстана памятники оседло-земледельческих культур первого тысячелетия н.э. В исследуемом нами районе предметом его внимания было несколько памятников этого периода. К ним относится поселение Караултобе, Наймантобе, Жартытобе, Торткультобе и др.

Долгие годы на территории Южно-Казахстанской области проводит свои исследования К.М. Байпаков. Основное внимание ученый уделяет характеристике генезиса городской культуры и возникновению урбанизации на великом Шелковом пути. На протяжении многих лет им выпущен ряд монографий, в которых нашли отражение памятники городской культуры, представляющие для проводимого нами исследования особый интерес. К.М. Байпаков провел локализацию городов Южного Казахстана, упоминаемых в средневековых письменных источниках.

С конца 70-х годов ХХ века на территории бассейна реки Арысь начал проводить свои археологические работы А.Н. Подушкин. Внимание этого исследователя было направлено на памятники земледельческо-скотоводческой культуры Южного Казахстана I-го тысячелетия н.э.

Кроме археологических работ, в этот период организуется ряд исследований, отражающих различные аспекты социально-политической истории региона, его архитектуры, нумизматики, отдельных археологических предметов и этнографии. К ним относятся труды К.А. Пищулиной, Т.К. Басенова, М.М. Мендикулова, Е.А. Давидович, М.Н. Федорова, Б.Д. Кочнева. Исследовались также предметы культовой архитектуры. Среди изысканий этого плана следует отметить труды Ю.А. Елгина. В области этнографии большую ценность представляют работы А.Л. Троицкой и К.К. Юдахина, А.Н. Жилиной, К. Тайжанова, Х. Исмаилова.

Как видно из вышеизложенного, исследования Испиджаба и памятников его округи не были по времени и объекту равномерными. Изучались, в основном, памятники отрарско-каратауской культуры. Памятники эпохи средневековья изучались слабо. На крупных городских центрах, каковыми являются городища Сайрам и Шымкент, археологических работ практически не проводилось. Их исследования носили эпизодический характер и ограничивались лишь разведочными работами.

В ХХ в. появляется немало спорных и отчасти полемических работ, в которых сделана попытка описать месторасположение племен саков, скифов, массагетов, известных по античным, ахеменидским и другим источникам.

Немало работ посвящено локализации государственного объединения Кангюй и его пяти малых владений: Сусе, Фуму, Юни, Ги, Юегань. Существует несколько гипотез о месте их локализации, сформулированных В.В. Бартольдом, С.П. Толстовым, А.Н. Бернштамом, С.Г. Кляшторным, Б.А. Литвинским и др. Несомненно, одно из этих владений располагалось ранее на территории исследуемого нами района, однако окончательный ответ на этот вопрос еще не найден.

В связи со сказанным выше, в предшествующем исследованию обзоре мы не останавливаемся на характеристике вышеназванных письменных источников, так как вопросы локализации и интерпретации тех или иных сведений остаются в науке достаточно спорными, что свидетельствует о необходимости проведения специальных изысканий. Поэтому в предлагаемый обзор письменных источников были включены только сочинения тех авторов раннесредневекового и средневекового периодов, которые непосредственно касаются территории Южного Казахстана и, соответственно, более обоснованно поддаются сопоставлению с имеющимися материалами другого типа.

Среди них в первую очередь следует отметить китайские письменные источники, которые характерезуют территорию Казахстана в раннесредневековое и средневековое время. К ним относится «Да тан сиюйцзи» («Записки о западном крае [периода] Великой Тан») Сюань-цзаня, изучавшего караванную магистраль и описавшего все государства и народы на своем пути в последовательности их расположения от Китая до Индии.

В 1221 году через Южный Казахстан пролегает путь китайского монаха Чан-Чуня. Путешествие Чан-Чуня было записано одним из его учеников, следовавшим за ним все время. Эти записи ценны тем, что путь Чан-Чуня проходил по Южному Казахстану и частично повторял маршрут Сюань-цзаня. Монах, минуя Тараз, прибыл в Сайрам.

Следующие сведения китайских источников о юге Казахстана относятся к началу XV в. и связаны с миссией известного китайского дипломата и путешественника Чэнь Чэна в Самарканд. По возвращении из этого путешествия Чэнь Чэн составил свои знаменитые сочинения «Сиюй синчэнцзи» – «Записки о путешествии на Запад» и «Сиюй фаньгочжи» – «Описание государств Западного края». Стихи, написанные им в пути, он собрал в «Сиюй ванхуэй цзисинши» – «Стихи, сочиненные по пути в Западный край и обратно» [2].

Еще один блок исторических сведений по интересующим нас вопросам предоставляют арабские, персидские и тюркские письменные источники. Арабо-персидская литература IX-XII вв. имела по содержанию историко-географическую направленность. Эта литература получила в свое время достойную оценку в научных изданиях. Самое главное: в анализируемых трудах использовались источники, составленные, в основном, свидетелями, или сочинения писались на основе собственных наблюдений, что повышало степень их достоверности. В них, помимо историко-географической характеристики, имеются ценные сведения о государствах и народах Центрально-Азиатского региона, в частности – Южного Казахстана. Среди авторов следует отметить: ибн Хордадбеха, Кудама ибн Джафара, ал-Истахри, ибн-Хаукаля, ал-Мукаддаси и др.

Особняком среди трудов IX-XII вв. стоит персидское анонимное географическое сочинение Х в. «Худуд ал-алам», содержащее сведения о городе Испиджабе и памятниках его округи.

Кроме трудов, отражающих географическую направленность, имеются и сочинения, где, наряду с различными историческими фактами, наличествуют данные о политической и этнической истории Южно-Казахстанского региона. Это – сочинения ал-Белазури, ат-Табари, ан-Нершахи, Махмуда Кашгари, ас-Самани, ибн ал-Асира, Якут ал-Хамави и др.

Среди трудов, вышедших в домонгольское время, следует отметить эпическую поэму «Шах-наме» Фирдоуси, жившего во второй половине Х в. В поэме упоминается город Испиджаб, за ним – Канг и город Сиявушгирд.

Сравнительно недавно Т.К. Бейсембиевым в научный оборот было введено ранее малоизвестное для казахстанских исследователей сочинение XIII века «Джавами‘ ал-хикайат ва лавами‘ар-ривайат». Для нас большой интерес представляет в нем рассказ о борьбе Исмаила Самани с правителем Испиджаба.

Вышеназванные сочинения арабских и персидских ученых в переводах, сделанных в разное время В.В. Бартольдом, С. Волиным, Е.К. Бетгером, Л.З. Писаревским, З.Н. Ворожейкиной, М. Велихановой, Ш. Камалиддиновым и др., привлекаются нами в работе как ценные фактографические источники. При необходимости, особенно при сопоставлении топонимов, встречаемых в указанных сочинениях, мы обращаемся также непосредственно к первоисточнику – изданию 1967 года [3;4;5;6;7].

В диссертации используется также работа С.Волина «Сведения арабских, персидских и тюркских источников IX-XVII вв. о долине р. Талас и смежных районах».

Среди источников послемонгольского периода следует отметить сочинения «Зафар-наме» Шереф-ад-дина-Йезди, «Масалик-ал-мамалик» Санда Джурджани, «Тарихи – и – Рашиди» Мухаммед Хайдара, «Михман-наме» Рузбихана.

Сведения по позднесредневековому Сайраму содержатся в сочинении «Шараф-наме-йи-Шахи» Хафиза Таныша, написанном в связи с походами Абдаллах-хана, и «Тарих-и Амнийа» Мола Муссы Бен Мола Айса-ходжи Сайрами.

Еще два письменных источника, сравнительно недавно введенных в научный оборот, содержат сведения о Сайраме. Первый из них – «Насаб-наме» Сафи ад-Дина Орын Койлакы. Ученый З.З. Джандарбеков, исследовавший это сочинение, убедительно доказывает, что оно написано в XIII в. В части сочинения, посвященной Исхак-бабу, имеются сведения о религиозной ситуации в Сайраме. Второе сочинение – «Трактат о святых Мадинат ал-Байда и Испиджаба» – опубликовала Ж.М. Тулибаева. Сочинение, несомненно, представляет большой научный интерес. В нем даются сведения по захоронениям и святым местам, расположенным на территории Сайрама и его округе. Этот «Трактат» известен под названием «Рисоля».

В представленном обзоре письменных источников, не претендуя на абсолютную полноту, мы попытались охватить все имеющиеся на сегодняшний день письменные документы периода существования Испиджаба и Сайрама. Результаты их анализа позволяют утверждать, что наиболее полно исследуемая территория была освещена в эпоху средневековья в IX-XVII вв.

Второй раздел



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет