РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Письменная работа по политологии на тему:
«Э. Бёрк о традиционализме, политике и государстве»
Выполнила студентка 2 курса
ФКиМ – 23/1
Горшкова Юлия
Москва 2006
Эдмунд Бёрк (1729-1797) – английский философ ирландского происхождения, публицист и политический деятель, приобретший широкую известность критикой с консервативных позиций теории и практики Французской революции. Перед этим он прошел школу редактора и соавтора политического ежегодника (1758-1763), личного секретаря парламента и затем главного организатора и публициста правящей партии вигов, с помощью которой он неоднократно избирался членом парламента.
При обсуждении вопроса о сущности государства Бёрк избегал аппеляции к природе и разуму и придерживался концепции христианского государства. Человек по его духовной конституции есть существо религиозное. Атеизм возражает против этого и входит таким образом в оппозицию не с нашим разумом, но с нашими инстинктами. Государство дано нам Творцом для того, чтобы наша натура была усовершенствована нашей добродетельностью. Вот почему человечество всегда почитала государство.
Обсуждая роль политических замыслов, воплощаемых в текстах конституций и законов, Бёрк склонялся к мысли о том, что с помощью законов достигается лишь немногое. Даже если правительственная власть организуется так, как вам хочется, Она в преобладающей мере будет зависеть от самого осуществления власти, которое в данном случае в основном предоставляется благоразумию и правильному усердию министров государства. Вся польза и потенция законов зависит от них. Без них ваше государство общей пользы будет выглядеть не лучше, чем оставшийся только на бумаге план действий. И уж точно не будет «живой, действенной, эффективной конституцией».
В «Рассуждениях о причинах современных разногласий» он уточнит: «Законы достигают совсем немногого. Учреждайте свою правительственную власть, как вам угодно, только бесконечно большая часть в этом деле должна будет определяться самим осуществлением властных полномочий, которые, в свою очередь, предоставлены в значительной мере благоразумию и честности государственных министров. Даже польза и потенция законов всецело зависят от них. Без них ваша Республика значит не больше чернового наброска на бумаге и отнюдь не является живой, активной, эффективной конституционной организацией».
Политические взгляды Бёрка чаще всего относят к консервативной традиции, однако его точнее было бы отнести к разряду консервативных либералов. В его творчестве партийный политик сосуществует с философом, парламентский оратор — с блестящим литературным стилистом. В суждениях и обобщениях Бёрка хорошо просматриваются главные исторические разновидности фиксации политической мысли — от политического афоризма до логико-понятийной конструкции или социологического обобщения природы политического явления, института и процесса.
Бёрк, по собственному выражению, «ненавидел метафизические тонкости». Он был противником абстрактных схем, с помощью которых просветители пытались объяснить происхождение и сущность государства, т.е. концепций естественного права, общественного договора, народного суверенитета. Эти теории он относил к той категории обмана, с помощью которой народ пытаются поднять в надежде изменить свою участь, переделать мир на началах «разума». «Абстрактная метафизика» оказывала, по его мнению, вредное анархическое влияние.
Бёрку свойствен пессимизм. Он не верит в возможность радикально изменить к лучшему общество, так как подобным попыткам противостоит прирожденное несовершенство человека. «Иногда, — рассуждал Э. Бёрк, — я более чем сомневаюсь, предназначал ли когда-нибудь Создатель человека к счастью. Он подмешал в его чашу определенное количество естественных зол... и все попытки, которые искусство и политика предпринимали от начала века до наших дней с целью облегчить или исправить это зло, приводили лишь к новым бедам или усиливали старые». Бёрк полагал, что льстить бедным и внушать им, что их положение может быть существенно изменено к лучшему— это всего лишь обман и опасная глупость.
Бёрк высмеивает мысль, что общество или государство можно создавать и изменять по желанию людей. Государство и общество — не изобретение человека, а продукт естественной эволюции. Это часть миропорядка, созданного высшими силами. Идея божественного предопределения занимает важное место во взглядах Бёрка. Человек, по его мнению, — «животное религиозное», а религия воспитывает уважение к сложившимся формам общежития и власти. Бёрк не отвергает самого понятия естественного права, но пользуется им в том смысле, который был характерен для древности и Средневековья. Естественное право — это установленный Богом или природой разумный порядок ведшей, а отнюдь не неотчуждаемые, врожденные права абстрактной личности. Человека, находящегося вне общества и государства, рассуждает Бёрк, можно наделить любым набором прав, ибо это плод чистого умозрения, реальные же представления об индивидуальных дуальных правах надо выводить из общества и государства, ибо они и есть то, что подходит человеку.
С методологической точки зрения Критика взглядов просветителей в трудах Бёрка не лишена оснований. Он обвинял «метафизиков», т. е. в первую очередь Руссо и его последователей, в схематичном рационализме, в непонимании сложной органической природы государства, в наивных представлениях о том, что государство — всего лишь конгломерат абстрактных индивидов, и стоит им указать путь истинный, как они начнут действовать правильно. Отвергая самоуверенный разум просветителей, Бёрк противопоставляет ему эмпиризм в сочетании с религиозностью. Религию он считает основой английского общества, но она сочетается со «здравым смыслом», для которого главное не абстракции, а жизнеспособность государственной системы, ее соответствие потребностям. В подходе Бёрка преобладают принципы историзма. Конституционный строй для него не дело законов или разума, а порождение национального духа и традиций. Он предостерегает от разрушения того, что явилось результатом длительной эволюции и было опробовано и отшлифовано опытом поколений. Фикции естественного права, как оно понималось просветителями, Бёрк противопоставляет право, основанное на давности, — с его точки зрения, самое надежное из прав. В нем воплощены многовековой опыт и мудрость. Бёрка считают одним из основателей исторической школы права.
Бёрк — не противник всяких перемен, но он осуждает увлечение новшествами и напоминает, что реформы делаются часто со ссылкой на старое и что верность старому обеспечивает высшее из благ — безопасность.
Государственная мудрость, с точки зрения Бёрка, заключалась в том, чтобы сочетать склонность к сохранению со способностью к улучшению. Быстрое лечение, рекомендуемое «демагогами», было бы губительным, ибо оно поощряло бы коррупцию вместо того, чтобы повышать чувство ответственности. Подлинное лекарство заключается не в изменении принципов распределения власти, а во введении гарантий, обеспечивающих, чтобы она осуществлялась под давлением и контролем общественного мнения. Бёрк был сторонником реформ, постепенного усовершенствования сложившихся структур и отношений.
Бёрк был убежденным противником демократизации той аристократической парламентской системы, которая сложилась после 1688 г. Он считал, что уважение к королям, аристократии, магистратам, парламентам естественно для людей. В нем заключена мудрость, передаваемая из поколения в поколение и воплощенная в конституции, Сила британских политических институтов заключена в их давности, верности традициям. Представительная система Англии, говорил Бёрк, настолько совершенна, насколько это возможно при неизбежном несовершенстве человеческих дел и людей самих по себе. К самому принципу демократии он относился враждебно. Полную демократию, при которой большинство народа сознает свою силу и не допускает никаких ограничений своей власти, Бёрк называет в «Размышлениях» «самым постыдным явлением на земле». Тирания такой демократии была бы, по его мнению, наиболее жестокой и всепроникающей.
«Народ» в качестве компонента политической системы Бёрк считал «искусственным понятием». Он полагал, что это сложный организм, воля которого должна определяться его признанными представителями, а не массой индивидов, в которой все решалось бы подсчетом голов. Бёрк призывал не называть бродяг народом, считал, что дать" право голоса «продажным низам» было бы бедствием, и говорил, что в тех, кто занимается ремеслами, нет мудрости и добродетели, столь необходимых для носителей власти.
Бёрк считал естественным, когда власть принадлежала лицам, обладающим крупной собственностью и завидным положением, ибо их отличает чувство чести и справедливости, они готовы использовать свое влияние в интересах общества.
Делегирование власти аристократии казалось Бёрку лучшей формой правления. Бёрк выступал против сокращения сроков деятельности парламента (более частые выборы лишь усилят коррупцию и сделают палату общин менее ответственной), уничтожения «гнилых местечек», ограничения королевской власти или сужения привилегий палаты лордов. Он не одобрял расширения прав палаты общин, опасаясь, как бы она не превратилась в олигархию.
Считая принципы английской конституции близкими к совершенству, Бёрк выражал недовольство состоянием политического механизма. Он мечтал избавить политическую систему от злоупотреблений, но в отличие от мыслителей революционной поры, делавших ставку на реформы институтов и правовые гарантии, мог указать лишь один путь - нравственное обновление носителей власти. Замена политической программы этической проповедью, характерная для всех английских консерваторов, свидетельствовала об определенном упадке политической мысли. Бёрк хотел, чтобы лидеры вели себя достойно, и придавал решающее значение не конституционным формам, а нравственному климату: если нация отстаивает здоровые принципы, она всегда найдет в конституции средства их осуществления, если же нация коррумпирована, ей не поможет никакая конституция.
Разрыв органического единства между программой и методологией способствовал некоторой идеализации образа Бёрка и ею наследия.
Люди, которым симпатичен консерватизм Бёрка, видят в его сочинениях прозорливое предостережение против негативных последствий радикальной ломки общественных отношений. Они сочувственно повторяют его мысли о том, что для обеспечения своих целей радикалы жертвуют миром и безопасностью, что они обречёны не просто на поражение, но на достижение результатов, прямо противоположных провозглашенным намерениям; что их декларации о скором наступлении справедливости и спокойствия оказываются обманом; что, говоря о свободе, они устанавливают анархию, а через нее переходят к тирании; что введение «искусственной свободы» — верный путь к диктатуре и т.п.
Почитатели Бёрка забывают о слабых сторонах его наследия. Ненависть к революции лишила его равновесия, ясности мысли и способности к беспристрастной оценке. Он полностью отрицал какие бы то ни было положительные последствия этого события, он забыл о тех социально-политических условиях, которые сделали революцию неизбежной, закрывая все другие пути развития. Рядом с берковской злобной и тотальной критикой революции меркнут его частные выпады против «старого режима».
Забывают они и о другом. Бёрк не был просто противником насилия, разрушения, революционного экстремизма. Это не Кант, который сочувствовал идеалам Французской революции, восхищался Руссо, но не мог принять казни короля и якобинской диктатуры. Бёрк принципиально отвергал цели, провозглашенные революцией, всякие попытки глубоких общественных преобразований даже вне их связи с насилием. Он считал, что идеалы революции разрушительны сами по себе, независимо от того, какими средствами они осуществляются. Как свидетельствуют его конституционные взгляды, Бёрк был противником даже скромных преобразований аристократического строя, не понимая, что время расшатало основы компромисса 1688 г. Он отвергал назревшие перемены, которые в следующем веке были осуществлены без катастрофических последствий, без разрушения британской конституции.
Английские исследователи справедливо рассматривают Бёрка как одного из основателей и идеологов нового консерватизма, сип тезировавшего принципы тори и вигов и пришедшего на смену старому торийскому консерватизму. В течение двух десятилетий после смерти Бёрка ярко выраженные им антиякобинские настроения господствовали в политической жизни Англии. С приближением парламентской реформы 1832 г. они постепенно утрачивали актуальность. Но от Э. Бёрка, с его «новым консерватизмом" тянется цепочка к С. Кольриджу, Б. Дизраэли, Т. Карлейлю, крупнейшим идеологам английского консерватизма XIX в., к Ф. Хайеку и К. Попперу, противникам «историцизма», социальной справедливости и государственного регулирования, с чьими трудами связано возрождение консерватизма в середине XX в. Яркое выражение идеи борьбы с революцией превратило Бёрка в фигуру международного значения, в классика консерватизма.
Достарыңызбен бөлісу: |