Экскурсия по залу Средневековья Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина



Дата05.07.2016
өлшемі2.96 Mb.
#179865

Экскурсия по залу Средневековья Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Введение


Мною уже были разработаны три экскурсии по музею для наших учеников: по греческой архаике и классике, искусству эллинизма и древнего Рима. Я проводила их по мере прохождения с детьми искусства того или иного периода в классе. Они были знакомы с общими тенденциями, принципами, правилами, рассматривали и обсуждали на уроках многие произведения. Экскурсия не предполагала дублирования или закрепления материала. Для меня был важен непосредственный контакт ребенка с произведением искусства, рассматривание, узнавание, общение. Скептики говорят, что московский музей не самое лучшее место для этого, ведь мы имеем дело не с подлинниками, а со слепками. Возможно, для взрослых эстетов, которые способны ощутить «аромат подлинности», это важно. Но для детей, с их богатым воображением и небольшим чувственным опытом, это не имеет столь большого значения. Они «верят», что это «греческий дворик», хотя от них, конечно, правда не скрывается. Слова «новодел», «копия», «слепок» им не мешают и ничего не меняют. Афина и гипсовая остается прекрасной богиней мудрости. Этим, кстати, активно пользуются музейные экскурсоводы, которые любят устраивать для детей «театр вещей», используя экспонаты в качестве объемных иллюстраций для мифов и преданий.

Мне кажется, что эти слепки способны на большее. Правильно увиденная и осознанная пластика может поведать об образе мышления творца, его отношении к миру, человеку, государству, Богу. А как увидеть правильно? Как научить смотреть и видеть? Смотреть и задумываться? Как оживить «сон вещества», в который погружены наши старые слепки? Собственно, это и стало моей задачей.

Известно, что дети в музеях скучают. Даже если очень повезет и попадется трепетный, неравнодушный и эмоциональный экскурсовод, их внимание сосредотачивается ненадолго. В музее однообразно, душно, нужно стоять смирно и молчать. Они делают над собой усилие, и как следствие очень устают. Ну как их развлечь, заинтересовать, оживить? Оказывается, очень просто – заставить их работать. Нет, не записывать конспект, а искать, отвечать на вопросы, придумывать. Отсюда главное правило ведущего экскурсию – поменьше монологической речи, не убаюкивайте слушателя – вы его потеряете. Задайте ему нужный вопрос в нужное время – пусть ищет, не давайте прямого ответа – пусть сам находит.

Я училась этому на своих предыдущих экскурсиях, в них еще было слишком много моих историй, я наблюдала за тем, что проходит удачно, а где нужно срочно переключаться на игру. С трепетом я подходила к самому трудному залу музея – средневековому, который почти всегда пуст и погружен в дремоту. Средневековье – не простой период для изучения. Современных мальчишек и девчонок образы рыцарей и прекрасных дам привлекают нынче гораздо меньше, чем прежде. Добавьте сюда еще мощнейший религиозный пласт, догматичность, канон, отсутствие явных аналогов в нашей окружающей действительности. Ведь, в Грецию и Рим они приходили как в свою детскую – все мифологические персонажи, да и исторические тоже, были на слуху. В этой работе я хочу показать, как строила диалоговую экскурсию и как пыталась пробудить инициативу ребят, их живое отношение к произведению искусства.



Цели и задачи экскурсии, проводимой учителем.

Сразу отметим, что, говоря об экскурсоводе-учителе, мы не имеем в виду экскурсовода-дилетанта. Если учитель ведет своих детей по музею, он должен быть профессионалом, потому что дети очень любят «делать шаг влево – шаг вправо», т.е. задавать непредвиденные вопросы, так, просто выучив методичку, есть риск попасться на детском любопытстве. Примем за аксиому, что и учитель, и экскурсовод одинаково компетентно должны владеть материалом, однако задачи их экскурсий будут разными.

Задачи экскурсии.

Музейный экскурсовод

Учитель

Объясняет новый материал – дает новую информацию об эпохе.

Обобщает полученные детьми на уроках знания.

От ученика требуется умение слушать и запоминать.

Активизируется умение видеть и анализировать.

Монологическая речь. Слушатель пассивен.

Диалог в режиме вопрос-ответ. Ученик активен.

Предварительная работа


  1. Экскурсия проводится ближе к концу учебного года, когда дети уже овладели определенными знаниями об искусстве данного периода. Они прослушали курс лекций, иллюстрированный иллюстративным материалом и презентациями (образец классных презентаций)

  2. Мы учились делать простой и сравнительный анализ произведений средневековой живописи, скульптуры и архитектуры (образец материала для сравнительного анализа).

  3. Дети изучали терминологию, связанную с изучаемым предметом, вели словарь, учились грамотно и компетентно называть вещи своими именами (образец материала для записывания в словарь).

  4. С учениками было проведено занятие, посвященное Музею изобразительных искусств. Обсуждалась его история, особенности и уникальность коллекции.

Различие задач учителя в классе и музее.

Работа учителя в классе и в музейном зале не должна дублироваться. В школе мы получаем знаниям, готовимся к встрече с искусством, в музее же и должны состояться эта встреча, общение.



В классе

В музее

Представляем развитие искусства в хронологической последовательности.

Концентрируем внимание на отдельных произведениях искусства (работаем с «вещью»).

Изучаем терминологию, внедряем навыки ее использования.

Активизируем специальную лексику.

Сопоставляем исторические и мировоззренческие проблемы с памятниками искусства.

Стремимся к узнаванию исторических (и прочих) взаимосвязей.



Методы работы с экспонатами.

Работая с разнообразными памятниками в зале средневековья, я поняла, какое широкое поле для разнообразных методов работы здесь можно найти.

Вот некоторые из них:


  • общение с произведением искусства (детальное рассмотрение и последующие выводы);

  • выявление сюжетных линий и их взаимосвязей;

  • осознание преемственности эпохи (через сопоставление изображений одного персонажа в разные эпохи);

  • сравнение символик разных эпох и стилей;

  • определение контрастов и противопоставлений;

  • игра- активизация полученных знаний.

Экскурсия.

Я предлагаю вашему вниманию тезисы экскурсии, в которых на примерах некоторых экспонатов покажу, как работают мои методы.

Общение с произведением искусства.

Начинаем экскурсию со всем известного «экспоната», который видит, каждый приходящий в музей и уже давно не обращает никакого внимания. Это «Золотые врата» из собора во Фрайберге, созданные в 1240 году, слепок с которых возвышается во всеми любимом «итальянском дворике». Это единственная информация, которую я даю сразу. Далее начинаются вопросы.



  1. Почему врата «золотые»?

  2. Где еще вы видели «золотые врата»?

  3. Одинаковые ли у них функции?

  4. На каких деталях могла быть позолота?



Только выслушав самые разнообразные версии, можно поведать, что врата назывались золотыми, потому что одежды, драгоценные атрибуты в руках святых и короны были позолочены. Но самое главное, что в цистерцианских проповедях «Porta aurea» («золотые врата») были эпитетом Девы Марии. Сразу вопрос – почему? Кто входил через такие аллегорические врата?

Это западный портал, через него люди входят в храм. А на площади, там, где мы сейчас с вами стоим, разыгрывались площадные мистерии, и врата служили декорацией к ним. А в 18 веке в этом храме играл на органе сам Бах. Оценили обстановку? Теперь переходим непосредственно к рассматриванию сюжета и персонажей.





  1. Кто изображен в тимпане? (Кем могут быть эти три старца, одетые в восточные костюмы, с ларцами, юноша с крыльями за плечами, старичок в простой одежде с посохом?)

  2. Что эти люди делают?

  3. Что означают предметы, которые они держат в руках? Почему Дева Мария в короне? Что может означать шар, который она отдает младенцу?

  4. Что это за сюжет?

Хотите, верьте, хотите, нет, дети дают всегда правильные и мудрые ответы. Они узнают и волхвов, и архангела Гавриила, и Иосифа. Про шар выдвигаются самые разнообразные версии, как о самой гармоничной фигуре, образе вечности и, конечно, возникает мысль о земном шаре, то есть о державе, власти.

Далее мы рассматриваем откосы портала.







Задание – узнать по атрибутам персонажей, расположенных здесь. У кого может быть лев под ногами и свиток в руках? Обезьянка в подножие? Процветший жезл? Арфа и свиток? Дальше уже они сами ищут атрибуты и узнают персонажей: пророка Даниила, царицу Савскую, Аарона, царя Давида и других. Здесь, конечно, нужно помочь, подсказать, но не более. Какое отношение имеют эти персонажи к Христу и Деве Марии? Это не только их исторические предшественники, но и прямые предки, родственники.

Рассматривая атрибуты, дети вдруг замечают как много разнообразных изображений зверей на портале. Задание – перечислите всех изображенных животных. Они фантастические или реальные? Каков их характер? Изображения какого зверя преобладают? Почему?





Дети сразу отмечают причудливые и выразительные фигурки львов. И вот тут можно дать простор их поэтическому воображению. А почему лев? Какие чудесные версии вы можете услышать! Когда же вы им под конец дадите единственно правильно ответ, он осядет у них навсегда. У вас уже есть свои версии? Хотите ответ? В средние века лев был символом Воскресения, поскольку, согласно бестиариям, его новорожденные детеныши в течение трех дней пребывали мертвыми, пока отец не возвращал их к жизни посредством своего дыхания в лица. Так с чьим дыханием ассоциируется здесь дыхание льва?

Следующий фрагмент врат для рассмотрения – «волны» над тимпаном.





Кто изображен в центре? Кто эти люди, летящие к нему?

Откуда они летят?

Какое настроение создает орнамент?

Дети находят здесь и доброго старца, простирающего руки навстречу летящим странникам (им только надо подсказать, что это не Бог-отец, а человек – Авраам – ласковый дедушка всех здешних персонажей, радостно принимающий их в свое «лоно»), и людей, восставших из гробов, и нарядный, веселый строй орнамента.

На основании всего увиденного нам надо сделать вывод – это готический или романский портал? Здесь, как правило, начинают гадать «продвинутые» взрослые. «Он такой широкий, приземистый, значит романика. Ой, нет, фигурки такие вытянутые, значит готика». Школяру проще. Ведь он еще на уроке выучил, что в романском искусстве в тимпанах размещались пугающие, назидательные сцены – «Страшный суд» или «Апокалипсис», а чтобы обыватель не расслаблялся, их дополняли изображениями фантастических существ – сирен, чудовищ, масок – это был знак непознаваемого, иррационального мира. Об этом детям можно едва напомнить, и они тут же начнут искать знакомые принципы. И найдут далеко не все и не так, как было в теории. Нет ничего пугающего. По всему порталу летят головки с крылышками – души в объятия к доброму старцу – Аврааму. Это такая радостная встреча, как объятия доброго дедушки. А вот «страшилки» - змеи, обезьяньи маски, горгуйи – все равно вылезают из углов – то есть шифр по-прежнему романский, а вот восприятие мира – новое, радостное, готическое. Это переходный период, здесь нет чистоты стиля, к которой мы привыкли по хрестоматийным произведениям, но ведь подобные явления чаще всего и встречаются в жизни.

Но есть в этом портале еще одна необычная деталь. В поисках всего предыдущего, ребята находят то, чего не видели никогда в средневековой скульптуре – обнаженные человечки, которые вылезают из гробов и стоят в застывшем величии. Кстати, тут рядом в «Римском дворике» в двух шагах от портала стоит Давид Микеланджело. Он так же величествен как они, но последние кажутся маленькими и наивными в своей неотесанной грации. Это уникально для Средневековья – обнаженная натура – отголоски каролингского возрождения. С другой стороны, это так типично для Средневековья – бояться всего плотского, принижать его.



Вывод: это искусство переходное – от романики к готике, которое соединяет в себе черты обоих стилей. Есть здесь и особая антикизирующая линия – пластика обнаженных тел (особенность рейнской школы, впитавшей черты каролингского возрождения)

После всего увиденного, а лучше сказать, найденного, ребятам не хочется отходить от портала – они с ним сживаются. Пожалуйста, вот вам еще вопрос. Вам не кажется, что портал вовлекает, «всасывает» человека вглубь храма? Ах, кажется, вы об этом тоже подумали? А почему это нам кажется? Какими художественными средствами мастер добивается этого ощущения? Нужна подсказка? Посмотрите на чередование столбов. Как меняется их величина, их орнаментальная отделка по мере сгущения к центру?

Это продолжение очень важного разговора о художественных средствах, дети учатся замечать не только ЧТО изображено, но и КАК.

Выявление сюжетных линий и их взаимосвязей.





Далее наш путь лежит непосредственно в зал искусства Средневековья. И здесь опять нас встречают врата – это слепок ворот церкви св. Михаила в Хильдесхайме начала XI веке, шедевр немецкого романского искусства.

Ребята на уроках уже познакомились с архитектурой и историей этой церкви. Они сами вспоминают о дипломате епископе Бернварде, служившем в этом храме. О его восхищении античным искусством и о мечтах возродить величие Римской империи. Эти врата были заказаны им, в них он хотел выразить свою веру, любовь к искусству и жизненное кредо.

Первый вопрос – как вы думаете, как открывались эти врата – внутрь или наружу. Это заставляет ребят рассмотреть ручки дверей и они, как правило, отвечают – наружу. Но самые пытливые замечают , какой же тогда смысл в рельефах, если их уже не будет видно. Конечно, врата открывались внутрь, их сюжеты сопровождали верующего в храм и давали настрой его чувствам.

Что же изображено? На каждой створке по восемь клейм. Мы должны понять, в какой последовательности их надо читать, для этого надо определить сюжет каждого клейма. Исследовать клейма очень увлекательно – вот наверху Бог создает Адама, потом появляется Ева, потом змей и т.д. Вопрос – как изображен Бог, чем он отличается от Адама? Все удивлены, что ничем, кроме нимба – такого же роста, с такими же жилистыми ногами и лицом с яркой мимикой. Дойдя до конца этой створки, они поднимают головы вверх, чтобы читать следующую и, неожиданно для себя, осознают, что здесь действие развивается не сверху вниз, а наоборот. Внизу – сцена Благовещения, сверху – Воскресения, т.е. законченная история Нового Завета. Затем они начинают сопоставлять сюжеты справа и слева. Те выводы, которые они делают сами, часто ошеломляют. Так наверху встретились в параллели два сюжета – «Сотворение Адама» и «Воскресение». И там и там речь идет о начале новой жизни. Но первая жизнь – из праха, телесная, вторая – духовная. Первая ведет – к убийству и падению, вторая к вечной жизни духа

Читать клейма не просто. Детям надо помочь сосредоточиться, работая над сюжетами. Хорошо помогает раздаточный материал, который дисциплинирует их мысль. Заполняем таблицу сюжетов мы все вместе, вместе делаем выводы. Кстати, технически это сделать совсем несложно - напротив врат стоят две скамейки, можно делать задание сидя.

(Раздаточный материал для заполнения детьми в процессе экскурсии)

Кроме смысловой стороны этого произведения искусства, ребят очень занимает их изобразительное начало.



Вот Ева, уличенная Богом, сварливым, «кухонным» жестом указывает на Змея. Она рыхловатая и неказистая, с большими натруженными руками и ногами с крупными венами. Как это выразительно, знакомо и понятно. В этом есть античная ясность, хотя уже и нет ни изящества, ни грации, ни красоты. Вернее, красота есть, раз от этого не оторвешь глаз, но она другая, выразительная.

Осознание преемственности эпох.

Разница изобразительной стилистики поздней античности и средневековья очень хорошо видна при сравнении экспонатов, расположенных в этом зале рядом друг с другом. На вратах мы рассматриваем фрагмент «Уличение Адама и Евы», и сопоставляем изображение Бога-отца с образом «Христа – доброго пастыря» (IV век). В чем их сходство и различие? Ученики обычно отмечают естественную человечность в облике обоих персонажей: их позы и жесты обычны, узнаваемы. Но бросается в глаза и разность этих поз и жестов – резкое движение, искаженное гневом лицо Бога-отца, его резкая пластика, удлиненность пропорций, некоторая ломкость фигуры и покой, умиротворенность, уравновешенность и идеальная красота Доброго пастыря.






Так, мы приближаемся к понятию экспрессии, которое было совсем новым явлением в искусстве. На этот раз мы сравним Доброго пастыря с «Распятием» из церкви св. Луидгера конца XI века. Между ними не просто 7 веков разницы, а долгий путь от античной гармонии, красоты плоти, человеческой простоты и теплоты к трагическому, надрывному восприятию мира и веры.







Христос – добрый пастырь.

IV век.


Распятие из церкви святого Луидгера.

Конец XI века.



Ясная гармония простого образа.

Резкий контраст немощной плоти и сильного духа.

Символизм.

Натурализм.

Покой, умиротворенность.

Боль, страдание.

Античная уравновешенность.

Средневековая экспрессия.

Сравнение символик разных эпох и стилей.

Этот уголок дает нам еще одну прекрасную возможность – поговорить о разном понимании символа в античном и средневековом искусстве. В этом нам поможет сравнение символики саркофага епископа Феодора (V век) и купели из церкви св. Варфоломея в Льеже (XII век). Что изображено на саркофаге, который выполнен еще по всем законам античного искусства, но уже художником-христианином и что на купели? Здесь работа идет в три этапа – сначала рассмотреть, потом попытаться дать толкование увиденному (здесь я, конечно, помогаю), а затем сделать вывод. Вот как это выглядит в результате.







Символика

саркофага купели



Виноградная лоза («Я есмь виноградная Лоза, а вы – ветви»).

Альфа и Омега («Я есмь Альфа и Омега, начало и конец»).

Павлин – бессмертие.

Заяц – победа над желаниями плоти.

Крест «Хи-Ро» - монограмма Христа, символ победы и триумфа.



12 пьющих быков, символизирующих апостолов. Одновременно бык (вол) служит символом самопожертвования Христа.

Изображение трех сцен крещения:

- Иоанном Христа,

- римского сотника Корнелия апостолом Петром,

- греческого философа Кратона Иоанном Богословом.

Это аллегория принятия церковью в свое лоно греческой мудрости и римской государственности.



Однозначность, традиционность символа.

Символичность знаков.



Соединения символа и изобразительной аллегории. Символичность сюжетов.

Один из самых сложных и интересных вопросов, который возникает в этом зале – об отношении людей средневековья к евреям. Наверное, было бы безопаснее избежать его, но, во-первых, еврейские персонажи представлены здесь настолько выразительно, что сразу бросаются в глаза, а, во-вторых, детям лучше отвечать на вопросы прямо, а не уходить от ответа, иначе они этот ответ будут искать в другом месте, не всегда в самом достойном.

Библейские иудеи в традиционном наряде средневековых евреев (что само по себе замечательно) – в коротких плащах и воронкообразных шапках изображены на нескольких памятниках: купели из Хильдесхейма 1220 года и на рельефах собора из Наумбурга 1250 года. Мы занимаем позицию между ними и начинаем рассматривать. На купели изображен исход из Египта (дети сами определяют сюжет – очень уж выразительно здесь переданы расступившиеся воды Чермного моря). Путники нагружены поклажей и явно ропщут. Моисей не похож на них – он выше, налегке (в руке у него одна скрижаль) и у него нет такого яркого выразительного знака – воронкообразной шапки – на голове его нимб. Моисей явно противопоставляется толпе. Почему? Ответ детей был таков – толпа не хочет идти к свободе. Один мальчик сказал – он отвернулся от евреев. Ему возразили – а сам он кто?





Фрагмент купели из Хильдесхейма. 1220 год

Далее смотрим рельефы из Наумбурга. В «Предательстве Иуды» мы видим толпу в воронкообразных шапках, принимающую донос Иуды. А вот разглядывая «Тайную вечерю» ребята замечают, что не только на Христе нет такой шапки, но и на апостолах, и даже на Иуде! В чем же дело? И вот тут один очень тонкий ребенок сказал – здесь не люди противопоставляются и не национальности, а два завета – Ветхий и Новый, как Закон и Любовь. У меня был припасен этот ответ, но и я, и ребята были счастливы тем, что это поняли они сами.





Предательство Иуды.

Тайная вечеря.

И еще один интересный вывод сделали здесь ребята – о бесподобном романском натурализме. Посмотрите, как важны для средневекового художника достоверные детали (например, костюм, причем, современный зрителям), как узнаваемы крепкие, простонародные образы, как пьет Иоанн из кувшина, как Андрей не может оторваться от миски.

Сопоставления и контрасты.

Логика нашего открытия ведет к двум прекрасным статуям из собора в Страсбурге – Церкви и Синагоги. «Еврейский вопрос» больше не мучает ребят – они понимают, что смысл аллегории – победа Нового Завета над Ветхим. Я лишь делаю краткое замечание о том, что это явление только появилось в романском искусства, но получило очень широкое распространение во французской и в немецкой готике.






«Церковь».

Собор в Страсбурге. 1230.



«Синагога».

Собор в Страсбурге. 1230.


Детям сразу стало заметно, что здесь представлено противоборство персонажей. Но как оно раскрыто? И новое открытие – здесь нет ни иронии, ни назидательности, ни гротеска. Что-то другое. Что? Детям это трудно уловить – они сразу начинают симпатизировать хрупкой, трогательной Синагоге с завязанными глазами. Я помогаю лишь вопросом – а каковы их душевные состояния? Вздох облегчения – Церковь уверенна в себе, самодостаточна, Синагога потерянна, неустойчива. Это просто вид контраста – именно контраст душевных состояний. Ребят привлекает также особая театральная выразительность фигур, они чем-то напоминают пантомиму.






«Церковь».

Собор в Бамберге.1237



«Синагога».

Собор в Бамберге.1237.


Скульптуры аналогичного содержания из собора св. Петра и Георгия в Бамберге по своему характеру отличны от Страсбургских. В чем заключается это отличие? Оба персонажа устойчивы, тверды в своих убеждениях. Их душевные состояния не контрастируют друг с другом. И тем ни менее различия между Церковью и Синагогой и здесь проявляются не только в атрибутике. В Церкви больше женской зрелости, умудренности, покоя, в Синагоге – девичьей пылкости и порыва. Это другой вид контраста – контраст характеров.

Рядом находятся еще две фигуры, как бы сошедшие с подмостков средневекового театра.







Елизавета

2-я четверть XIII века

Собор в Бамберге.


Мария

2-я четверть XIII века

Собор в Бамберге.


Я предлагаю ребятам раскрыть контраст и этих двух фигур, уже совсем не символических. Мы идем от простого к сложному: от описания к выводу. Елизавету мы рассматриваем вместе, а вот изображение Марии предоставляю целиком для описания ребятам. Вот как это выглядит.

Елизавета

Мария

Пожилая




Аскетическая худоба, запавшие глаза




Энергичное движение, контраст резких складок.




Она излучает божественную энергию, сильный волевой посыл.

Она объект божественной воли, принимает эту энергию извне.

Эту работу можно провести устно, можно дать ребятам поработать и письменно, распечатав эту таблицу, где описание Марии делают они сами. Это зависит от того, любите ли вы менять разные виды деятельности, готовы ли к этому дети, есть ли у вас возможности поработать сидя и т.д. Контраст этих двух фигур можно определить как контраст разного проявления религиозного чувства.

Здесь же мы позволим себе сделать очень важный вывод о том, что контраст является основой искусства готики, при этом типы контраста, приемы его раскрытия могут быть самыми разнообразными.

Игра.


Игра – самый любимый детьми вид деятельности. Даже если мы по-прежнему используем в ней свои главные козыри – рассмотри, догадайся и докажи.

Предметом нашей игры станет знаменитая статуя Всадника из собора в Бамберге. Мы предлагаем детям угадать – кто перед нами, но при этом защитить свою точку зрения.





  • - Молодой король? (корона, длинное подпоясанное платье и плащ).

  • - Рыцарь? (седло с высокими луками, расшитый чепрак).

  • Волхв? (торжественное величие, восхищенный взгляд).

  • Император Константин? (традиция конной статуи, взгляд на восток, откуда ему явился крест).

  • Святой Георгий? (воин, главная фигура в одноименном соборе).

Окончательного ответа нет – его не знают даже специалисты, но все эти вопросы помогли нам рассмотреть внимательно статую и сделать очень важные выводы:

  • Это героический образ

  • Он молод и красив, увидеть это помогает пластическая моделировка

  • В нем много естественного, человечного, решается проблема не «человек и Бог», а «человек и Мир»

  • Эта же проблема параллельна той, которую ставили и рыцарские романы, современные статуе.

Если зашла речь о рыцарских романах, то нам не обойтись без «Прекрасной дамы». Это продолжение игры, потому что среди статуй зала надо подобрать «пару» нашему всаднику. Выбор, скорее всего, падет на стоящую в непосредственной близости Мадонну из Амьена.



Чем ее образ может привлечь рыцаря? Есть ли в ней божественные черты? А простые, человеческие? Вспомните произведения литературы, где образ прекрасной дамы сливается с образом Богоматери

Ребята обращают внимание на грацию, любезную обходительность, очаровательную мягкость Мадонны, а также на ее маленькую головку, галльский разрез глаз, изысканный жест. И в то же время она полна величия – на ней драгоценная корона, ангелы поддерживают нимб. Абсолютной наградой для меня был момент, когда шестиклассники, стоя возле Мадонны, хором прочитали «Жил на свете рыцарь бедный» Пушкина. Связь времен восстановилась, образы ожили, пыль веков спала.

Анализ архитектурного памятника.

Я предлагаю ребятам рассмотреть единственный архитектурный экспонат зала – раку святой Гертруды из города Нивеля конца XIII века.





Здесь я возношу хвалу создателю музею слепков И.В.Цветаеву, благодаря которому мы можем видеть этот шедевр, ведь оригинал погиб в 1940 году. Про святую Гертруду детям ничего неизвестно, но вот ее папеньку короля Пипина Длинного они знают. Объясняю, что рака, это мощехранительница, здесь покоились мощи принцессы, убежавшей от отца и основавшей монастырь, где стала монахиней. Рака сделана в форме готического собора, ее можно рассматривать как макет, подмечая особенность архитектурного устройства. Здесь ребятам дается работа найти готические детали. Вот так примерно выглядит их ответ.

Особенности готического собора:

  • крестообразная форма

  • повышенный средний неф

  • поперечный трансепт

  • ажурный орнамент окон («розы»)

  • высокие башенки-пинакли

  • украшения в виде цветка - флероны

  • статуи пританцовывающих, улыбающихся святых

Сомнений нет – перед нами готический собор. Но здесь есть еще один «очень сложный» дополнительный вопрос – докажите, что готика Нидерландов (а Нивель – это Бельгия) является провинциальным вариантом стиля. Она во многом связана с прежним, романским направлением. Лес рук – ну, конечно же, здесь нет ни контрфорсов, ни аркбутанов. Молодцы! Идем дальше.

Многообразие типов.

Мы подходим к четырем выразительным статуям одного семейства – маркграфа Экехарда, его жены Уты, брата Германа и его супруги Риглинды. Эти произведения середины 13 века находятся в соборе города Наумбург.





Маркграф Экехард II и маркграфиня Ута фон Балленштедт.

Статуи западного хора Наумбургского собора.

1250-1260-е годы.


Маркграф Герман и маркграфиня Риглинда.

1250-1260-е годы.



Как вы думаете, это портреты? Образы настолько острохарактерные, что ребята незамедлительно дают утвердительный ответ. Каково же их изумление, когда они узнают, что изображения были сделаны через полтора столетия после смерти персонажей. Естественно, не по фотографии. Отчего же тогда скульптор создает столь индивидуальные, непохожие друг на друга образы? Может быть, это аллегории, олицетворения чего-либо? Чего? Ребята предлагают варианты – четырех стихий (подбираем, кому что подходит), времен года, темпераментов (Ута – меланхолик, Экехард – холерик, Риглинда – сангвиник, Герман – флегматик). Как бы то ни было, женские образы – самые обаятельные и одухотворенные в искусстве средневековья. Они – индивидуальности. Прошло время обезличивания. Интерес к личности предвещает новые открытия эпохи Возрождения.

Закрепляя понятие индивидуальности и остроты характеров, мы подходим к еще одному произведению искусства в этом зале. Это «Колодец пророков» Карла Слютера 1395 года из монастыря Шанмоль в Дижоне.





Только назвав произведение, я спрашиваю, что необычное вы услышали, то, что ни разу еще не звучало сегодня на экскурсии. Некоторые догадались – имя автора! Средневековое произведение впервые предстает перед нами не анонимно! Каково предназначение этого «колодца»? Разные предположения приводят нас к истине – это огромная подставка для креста. Я рассказываю ребятам, что в оригинале фигуры и их одежды раскрашены. У некоторых статуй были реальные атрибуты. Например, для Исайи у оптика были заказаны настоящие очки. Какой бы статуе подошли очки, по вашему мнению? Так мы находим Исайю, у которого на переносице явно видна вмятина от очков. Мы не будем здесь опознавать каждую фигуру (ребята плохо знакомы с таким множеством пророков), мы просто, по-человечески охарактеризуем каждого, и поймем, как разнообразны и сложны типы человеческие, и как тонко это чувствует художник.

Характеры пророков.



  • Яркие, неповторимые образы. К каждому подходим с вопросами: «Ты кто?», «Ты какой?»,

  • Иеремия – скорбный, пессимистичный, назидательный,

  • Давид – вдохновенный, гордый,

  • Захария – смиренный,

  • Даниил – страстный, резкий, порывистый,

  • Исайя – погруженный в думы,

  • Моисей – могучий, грозный, величественный.

Здесь я дарю детям свой «подарок». Известно, что воздействие скульптурной группы Слютера на простых зрителей было так велико, что в 1418 году папский легат (посланник Папы римского) обещал отпущение грехов каждому, кто из благочестивых побуждений придет взглянуть на эту скульптурную группу. Надеюсь, ваши побуждения были благочестивы? В таком случае, вам отпущены грехи!

«Иные».


Маленький проходной тамбур, примыкающий к залу средневековья игнорировать нельзя. Каждому ребенку кажется, что там расставлены затейливые игрушки, и всех туда тянет. Это деревянные раскрашенные фигурки морисков, работа Эразмуса Грассера для украшения часов ратуши в Мюнхене. Я рассказываю ребятам, что мориски – это мусульманское население, оставшееся в Испании после падения эмирата Гранады. Их насильственно обратили в христианство, но они продолжали тайно исповедовать ислам. Здесь они и изображаются во время своему тайного служения – яркие, динамичные, красивые.

.





Самый важный вопрос, который надо решить – почему предметом искусства становятся иноверцы, да еще в таком экзотическом состоянии и нарядах? Потому что они интересные, говорят ребята (они, правда, использовали слово «прикольные», но суть-то не меняется). А вы бы догадались? Конечно же, арабы изображены не как враги, а как «иные». Здесь очевиден почти детский интерес к их культуре, национальному характеру. Вот это любопытство к пространству, окружающему мир христианский, становится характерной чертой светского искусства позднего средневековья.

Познание мира. Игра.

Познание мира, детское любопытство, пытливость – это все очень ярко проявляется в искусстве средневековья, и это все очень близко и понятно детям. Напоследок я просто играю с детьми, предлагая им отыскать в этих залах все движущееся, ползающее, рычащее. Они находят множество львов, орла, барана, быков. Полный восторг вызывает обнаруженная композиция «Лев и собачка».







А потом мы искали более экзотических тварей – василиска, аспида, химеру, гаргуйю. А знаете ли вы, почему подобные чудища допускались в храмы. Дети были уже настолько раскрепощены, и они уже так сроднились с этим залом, где все оказалось таким понятным и нескучным, что их резюме было восхитительно – хорошо и правильно, когда реальность, натурализм, сказка, мистика существуют вместе (читайте – в гармонии и синтезе). Благоговение, страх, трепет, лиризм, ирония, юмор, фантастика вместе – это и есть полнота отношения к миру и вдохновенное его восприятие.

Заключение.

Мы с детьми были очень благодарны друг другу – они за то, что я, с их точки зрения, так «классно» поиграла с ними и показала «нескучные» вещи, а я за их детское любопытство, сотворчество и понимание.

После экскурсии возможно закрепление материала. Меня часто просят напомнить тот или иной образ, показать слайд. Воображение детей разбужено, и они с удовольствием выполняют творческие задания. Вот некоторые возможные варианты заданий:



  • эссе об отдельном произведении искусства, наиболее запомнившемся,

  • изучение и презентация других памятников зала по предложенным планам и заданиям,

  • подбор литературных иллюстраций к произведениям искусства,

  • рецензия на экскурсию.

Примечание:

Все фотографии, используемые в тексте, были сделаны Л.А.Кацвой.



Список использованной литературы:

  1. Всеобщая история искусств. М., 1960. Т.2. Кн.1.

  2. Гомбрих Э. История искусства, М.,1988.

  3. Лясковская О.А. Французская готика: архитектура, скульптура, витражи, М.,1973.

  4. Мартиндейл Э. Готика. Слово, 2001.

  5. Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. Л.-М.,1964.

  6. Пановский Э. Готическая архитектура и схоластика. Азбука-классик, 2004.

  7. Эко У. Эволюция средневековой эстетики. Азбука-классик, 2004.

  8. Ювалова Е.П. Немецкая скульптура 1200-1270, М., 1983.

На главную страницу




Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет