Елена г уайт Свидетельства для Церкви (Том 2)



бет1/54
Дата07.07.2016
өлшемі2.69 Mb.
#184247
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54

Елена Г Уайт

Свидетельства для Церкви (Том 2)



Уайт Елена Г

Свидетельства для Церкви (Том 2)

Елена Уайт

СВИДЕТЕЛЬСТВА ДЛЯ ЦЕРКВИ

Том второй

Свидетельства №№ 15-20

Второй том "Свидетельств для Церкви" включает 6 отдельных написанных и опубликованных в разное время свидетельств. В основу каждого из них легли как личные письма, написанные Е. Уайт отдельным людям, так и послания церквам в целом. По мнению самого автора, весь этот богатейший материал должен стать всеобщим достоянием Церкви для назидания, воспитания и совершенствования христианского характера.

СОДЕРЖАНИЕ

ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ ВТОРОГО ТОМА СВИДЕТЕЛЬСТВО ДЛЯ ЦЕРКВИ № 15

Вступление

Глава I. Жизненный очерк с 7 февраля 1868 г. по 20 мая 1868 г.

Глава II. Труд для Христа

Глава III. Продажа первородства

Глава IV. Злословие

Глава V. Эгоизм и любовь к миру

Глава VI. Мясные продукты и стимулирующие средства

Глава VII. Пренебрежение санитарной реформой

Глава VIII. Любовь к заблудшим

Глава IX. Повседневная религия

Глава X. Реформа в семье

Глава XI. Виновная совесть

Глава XII. Предупреждения и упреки

СВИДЕТЕЛЬСТВО ДЛЯ ЦЕРКВИ № 16

Глава I. Цель личных свидетельств

Глава II. Переезд в Багл-Крик

Глава Ш. Предостережение служителям Церкви

Глава IV. Взирайте на Иисуса

Глава V. Отделение от мира

Глава VI. Истинная любовь

Глава VII. Увеселения в Институте здоровья

Глава VIII. Пренебрежительное отношение к Ханне Мор

Глава IX. Молитва о больных

Глава Х. Мужество служителя Церкви

Глава XI. Скупость в сделках

Глава XII. Угнетение наемника

Глава XIII. Обличение воинственного духа

Глава XIV. Носители бремени в Церкви

Глава XV. Гордость молодых

Глава XVI. Дух мира в Церкви

СВИДЕТЕЛЬСТВО ДЛЯ ЦЕРКВИ № 17

Глава I. Страдания Христа

Глава II. Предупреждения для Церкви

Планирование вступления в брак

Опасность богатства

Христианское усердие

Ответственность, лежащая на молодежи

Слуги маммоны

Глава III. Сентиментальность и сватовство

Глава IV. Суровость в управлении семьей

Глава V. Письмо, посвященное дню рождения

Глава VI. Обманчивость богатства

Глава VII. Обольщающая себя молодежь

Глава VIII. Истинное обращение

Глава IX. Обязанности мужа и жены

Опасность рассказывать по секрету о семенных неурядицах

Глава X. Письмо к мальчику-сироте

Глава XI. Непокорный орган

Глава XII. Утешение в скорби

Глава XIII. Диктаторский дух

Глава XIV. Забывчивый слушатель

Глава XV. Лекарство от сентиментальности

Глава XVI. Долг перед сиротами

Глава XVII. Призыв к служителям

Глава XVIII. Нравственное осквернение

СВИДЕТЕЛЬСТВО ДЛЯ ЦЕРКВИ № 18

Глава I. Христианское воздержание

Глава II. Крайности в реформе здоровья

Глава III. Сладострастие у детей

Глава IV. Истинная любовь в семье

Проведение общественных собраний

Глава V. Важность самоконтроля

Глава VI. Трудолюбие и бережливость

Глава VII. Возбуждение противодействия

Глава VIII. Призыв к Церкви

Глава IX. Крест в принятии истины

СВИДЕТЕЛЬСТВО ДЛЯ ЦЕРКВИ № 19

Глава I. Обращение к служителям

Глава II. Физические упражнения и свежий воздух

Глава III. Обличение эгоизма

Глава IV. Фанатизм и невежество

Глава V. Избалованная дочь

Глава VI. Жене служителя

Глава VII. Неверность в управлении

Глава VIII. Ошибочная чувствительность

Глава IX. Торжественные собрания

СВИДЕТЕЛЬСТВО ДЛЯ ЦЕРКВИ № 20

Глава I. Общественные собрания

Глава II. Как соблюдать субботу?

Глава III. Отдых христианина

Глава IV. Впечатляющий сон

Глава V. Наши лагерные собрания

Глава VI. Торжественный сон

Глава VII. Манеры и одежда служителей

Глава VIII. Любостяжание

Глава IX. Дело Божье в Вермонте

Глава X. Передача земных сокровищ

Глава XI. Времени испытания после пришествия Христа не будет

Глава XII. Ответственность за полученный свет

ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ ВТОРОГО ТОМА

Если в первом томе Свидетельств содержатся в основном [5] советы, касающиеся зарождения и развития учений, опытов и мероприятий недавно созданной Церкви Остатка, то второй том почти полностью посвящен личному благочестию ее членов. В течение тринадцати лет, события которых отражены в четырнадцати отдельных свидетельствах, составляющих ныне первый том, издательское дело укрепилось, была организована Церковь, определилась система ее финансирования, и Церковь начала осуществлять обширную деятельность в сфере санитарной реформы. Когда была написана заключительная статья, неиссякающий поток литературы уже выходил из типографии Ревью энд Герольд, что находилась в Батл-Крике, штат Мичиган, а рядом начал действовать совсем новый санаторий. Мрачные времена гражданской войны ушли в прошлое, и для Церкви открылись большие возможности. Перед ней стояла задача удержать завоеванные позиции и расширить свои пределы. Для дальнейшего успеха Церкви немаловажное значение имело благочестие отдельных ее членов.

В начале 1868 года, как объясняется в статье, помещенной в конце первого тома, Елена Уайт начала издавать на благо всей Церкви в основном известные личные свидетельства, которые до того времени широко не распространялись. Об этих личных свидетельствах г-жа Уайт сказала: "Все они в большей или меньшей степени содержат обличения и наставления, применимые к сотням тысяч других людей в схожей ситуации. Этим людям необходимо иметь свет, который Богу угодно было дать им, чтобы они знали, как следует вести себя в тех или иных обстоятельствах" (т. I, с. 631).

Данные наставления, обращенные лично к отдельным членам Церкви на протяжении трехлетнего периода с февраля 1868 по май 1871 года, составляют почти все содержание Свидетельств за номерами с 15-го по 20-й, включенных во второй том. Наставления даны практические и конкретные почти по всем вопросам личного религиозного опыта, представляющим [6] какой-либо интерес, начиная со сплетен, потворства аппетиту и супружеских отношений и кончая ревностью не по рассуждению, алчностью и фанатизмом.

В начале того периода времени, который охвачен в данном томе, пастор Уайт и его супруга находились в вынужденном, частичном отпуске в местечке Гринвилл, штат Мичиган, что было вызвано состоянием здоровья пастора Уайта. Вскоре они возобновили свою деятельность, путешествуя по соседним с Мичиганом штатам и проводя встречи с верующими. В ноябре 1868 года они вернулись в Батл-Крик, чтобы там поселиться.

Двумя месяцами раньше, в сентябре 1868 года, в местечке Райт, штат Мичиган, было проведено лагерное собрание. Это собрание, первое в своем роде, оказалось таким большим благословением для присутствующих, что в последующие годы лагерные собрания стали регулярной частью программы деятельности конференций разных штатов. На них приглашали супругов Уайт, поэтому летние месяцы в последующие годы они преимущественно проводили на этих лагерных собраниях. В заключительной части второго тома можно найти совет относительно таких "слетов".

В трехлетний период, который охватывает второй том, наметились обнадеживающие сдвиги в деле истины для настоящего времени. Институт здоровья в Батл-Крике, миновав неблагоприятную стадию своего развития, начал процветать. Во второй половине 1868 года пасторы Лафборо и Бордо зажгли факел адвентистской вести на тихоокеанском побережье. В том же году группа из пяти адвентистов из Европы, соблюдавших субботу, вступила в переписку с братьями из Генеральной конференции в Батл-Крике, а на следующий год европейские братья отправили своего представителя за океан, чтобы просить руководство Церкви прислать к ним миссионера.

Но при всем этом движении вперед и очевидных приобретениях враг продолжал настойчиво работать над тем, чтобы снижать духовность членов Церкви, внушать им любовь к миру и его прелестям, вносить в Церковь закваску критиканства, иссушать источники благотворительности, и, что особенно важно, переманивать в свои ряды молодых людей из Церкви. [7] Противодействуя всем этим опасным веяниям, г-жа Уайт как Божья вестница ревностно и добросовестно излагала свои вести устно и письменно, призывая членов Церкви к Божьим нормам благочестия и праведности.

В некоторых случаях г-же Уайт были даны откровения об опыте сразу нескольких членов одной церкви. Передавая личные свидетельства на собраниях, она затем записывала эти наставления и отсылала их в соответствующую церковь. Несколько таких сообщений публикуются во втором томе.

На вдумчивого читателя этого тома произведет большое впечатление не только разнообразие затрагиваемых тем, но и количество личных писем и свидетельств, написанных за столь короткое время. Однако следует отметить, что опубликованные свидетельства - это лишь часть написанного г-жой Уайт за данный период.

За несколько недель до появления Свидетельства № 15 пастор Уайт написал примечание для Ревъю энд Герольд, в котором просил, чтобы люди, кому г-жа Уайт передала устные свидетельства, терпеливо ждали того времени, когда она сможет направить к ним эти свидетельства в письменном виде. Об усердии и настойчивости г-жи Уайт в данном деле он сказал:

"В этой части у нее накопилось работы на два месяца. Во время своей поездки в восточные штаты она использовала все свое свободное время для написания настоящих свидетельств. Многие из них она писала даже во время собраний, пока другие проповедовали и говорили. После возвращения из поездки на восток она подорвала свои силы и здоровье из-за того, что слишком много просиживала за этой работой. Обычно она пишет от двадцати до сорока страниц каждый день" (Ревью энд Герольд, 3 марта 1868 г.).

Мы можем хорошо себе представить, какое облегчение испытала г-жа Уайт, закончив Свидетельство № 15 и предвкушая отдых, так ей необходимый. Однако не прошло и десяти дней, как она уже снова занялась изложением многочисленных, доверенных ей вестей. В пятницу вечером 12 июня она выступала в Батл-Крике, обращаясь "к молодежи в це- [8] лом", а "к некоторым даже лично", примерно до десяти часов, а потом, как рассказывает пастор Уайт, "во время выступления со сцены перед кафедрой сила Божья сошла на нее самым торжественным и впечатляющим образом, и в тот же миг она упала на ковер в видении. Многие впервые с большим изумлением наблюдали это явление и были совершенно уверены в том, что оно - дело Божье. Видение длилось двадцать минут" (Ревъю энд Герольд, 16 июня 1868 г.).

120 страниц Свидетельств второго тома фактически посвящено описанию тех советов, что были даны в видении 12 июня 1868 года для Церкви или отдельных лиц. Много больше страниц посвящено описанию видений, данных в том же году в Пайлот Гроув, штат Айова, 2 октября, и в Адамс-Сентере, штат Нью-Йорк, 25 октября.

Эти частые видения вынудили г-жу Уайт трудиться почти непрестанно. Описывая их путешествие на лодке вверх по Миссисипи в 1870 году, пастор Уайт свидетельствует: "Г-жа Уайт пишет. Бедная женщина! Эта почти вечная писанина то для одного, то для другого, когда ей следовало бы отдохнуть, насладиться прекрасным пейзажем и приятным обществом, кажется невыносимой, но Бог благословляет и подкрепляет ее, и мы должны сохранять мир" (Ревъю энд Герольд, 5 июля 1870г.).

Каким благословением для Церкви были эти многочисленные Свидетельства, первоначально адресованные отдельным людям! Какой член Церкви, читавший искренние советы и предостережения, не обнаруживал, что проблемы, искушения и преимущества адвентистов седьмого дня ранних лет - это его сегодняшние проблемы, искушения и преимущества. Мы особенно дорожим данными вестями потому, что сама Елена Г. Уайт заявляет в своем вступлении, которым начинается второй том: "Нет более прямого и сильного способа изложить то, что Господь показал мне".

Издатели

СВИДЕТЕЛЬСТВО ДЛЯ ЦЕРКВИ № 15

ВСТУПЛЕНИЕ

Мои братья и сестры едва ли ожидают такое количество [9] моих Свидетельств в столь сжатые сроки. Но у меня на руках было множество личных свидетельств, часть которых изложена на последующих страницах. Я не знаю лучшего способа донести свои взгляды на грозящие всем опасности и заблуждения и на долг всех любящих Бога и соблюдающих Его заповеди, чем с помощью этих свидетельств. Возможно, нет более прямого и сильного способа изложить то, что Господь показал мне.

Мне представилось важным делом побыстрее написать Свидетельство № 14, чтобы оно дошло до вас за несколько дней до Генеральной конференции. Поэтому указанный номер был поспешно отправлен в типографию, прежде чем я смогла найти время для подготовки важного материала, вошедшего в данный том. Фактически для настоящего материала не нашлось места в Свидетельстве № 14. Поэтому, имея на руках достаточно фактов для написания Свидетельства № 15, я излагаю его вам с молитвой о том, чтобы благословение Божье сопровождало это свидетельство ради блага Его возлюбленного народа.

Глава I. ЖИЗНЕННЫЙ ОЧЕРК с 7 февраля 1868 г. по 20 мая 1868 г.

Когда мы добрались до дому, перестав ощущать вдохновляющее [10] влияние путешествия и трудов, то явственно ощутили, каким утомительным был наш труд во время поездки в восточные штаты. Многие братья и сестры просили меня в письмах изложить все, что я передала им устно, основываясь на том, что Господь открыл мне о них в видениях. Нашлись и многие другие люди, к которым я не обращалась устно, но их положение стало таким серьезным, что медлить было нельзя. Но поскольку я крайне утомилась, эта задача оказалась мне явно не по плечу. Меня охватило разочарование и немощь, и я пробыла в таком болезненном состоянии несколько дней, часто теряя сознание. Находясь в скверном состоянии ума и тела, я усомнилась, должна ли я писать так много и такому количеству людей, особенно потому, что некоторые из них не заслуживают этого. Мне казалось, что в данном деле есть какая-то ошибка.

Вечером 5 февраля брат Эндрюс выступал перед собравшимися в нашем доме молитвы. Но в тот вечер я часто теряла сознание, даже переставала дышать, и меня поддерживал мой муж. Когда брат Эндрюс вернулся с собрания, они оба усиленно молились за меня, и мне стало немного легче. В ту ночь я хорошо выспалась, утром мне было намного лучше и отраднее на душе, хотя я еще чувствовала слабость. Мне приснилось, что некий человек принес мне большой отрез белой ткани, велел раскроить его и сшить одежды для людей разных габаритов, всех типов характера и находящихся в различных жизненных обстоятельствах. Мне было ведено раскроить его и держать в готовом виде, чтобы сшить из него, одежду, когда понадобится. У меня сложилось впечатление, что многие, для кого я должна была сшить одежду, недостойны ее носить. Я спросила, является ли данный отрез последним из тех, что я должна раскроить, и мне было отвечено: нет, как только я закончу кроить эту ткань, для меня уже будут готовы другие [11] отрезы. Я упала духом от того, что меня ожидает такой объем работы, и сказала, что шью одежду для других вот уже более двадцати лет, но мои труды не получают должной оценки, и я не вижу особой пользы от них. Я рассказала человеку, принесшему мне отрез, об одной женщине, для которой он велел мне сшить одежду. Я сказала, что она не оценит эту одежду и что дарить ее ей - напрасная трата времени и материала; она была очень бедна, неразвита интеллектуально и неопрятна, поэтому могла очень быстро испачкать эту одежду.

Человек ответил: "Раскрои материал, это твоя обязанность. Убытки буду считать я, а не ты. Бог видит не так, как человек. Он показывает тебе работу, которую Он хотел бы выполнить, и ты не знаешь, какие усилия принесут успех те или иные. Впоследствии обнаружится, что многие такие бедные души попадут в Царство, тогда как другие, имеющие все благословения жизни, развитый интеллект и приятное окружение, дающее им все условия для духовного роста, будут оставлены. Окажется, что эти бедные души жили в согласии с тем тусклым светом, который имели, использовали доступные им ограниченные средства и жили более приемлемо для Бога, чем те, кто наслаждался полным светом и имел все условия для совершенствования".

Тогда я протянула свои руки, показала мозоли, образовавшиеся от долгого пользования ножницами, и сказала, что не могу не содрогнуться при мысли, что и дальше должна буду заниматься столь тяжким трудом. Человек, говоривший со мной, снова повторил: "Крои одежду. Пока ты еще не освобождаешься от этой работы".

Чувствуя большую усталость, я встала, чтобы снова взяться за дело. Передо мной лежали новые, отполированные ножницы, и я начала ими пользоваться. В тот же миг усталость и разочарование как рукой сняло, и я стала работать, почти не прилагая усилий со своей стороны, и достаточно легко делала одну выкройку за другой. [12]

Получив ободрение в этом сне, я сразу же решила сопровождать мужа и брата Эндрюса в поездке в округи Грациот, Сагино и Тускола и довериться Господу в надежде, что Он даст мне силы трудиться. Итак, мы выехали из дому 7 февраля и одолели двадцать пять миль до нашего места назначения в Алме. Здесь я трудилась, как обычно достаточно непринужденно и чувствуя прилив сил. Друзья в округе Грациот, казалось, слушали с большим интересом, но многие из них далеко отстали в санитарной реформе и в деле приготовления в целом. У этих людей чувствовалось отсутствие порядка и организации, необходимых для процветания работы и возвещения вести в нужном духе. Однако брат Эндрюс снова приехал к ним через три недели и хорошо провел с ними время. Я не могу не упомянуть о том, что весьма порадовало меня, - одна семья приняла всей душой нелицеприятное и обличительное свидетельство, которое я им написала, и извлекла из него большую пользу. Мы по-прежнему глубоко заинтересованы в благополучии этой семьи и страстно желаем, чтобы ее члены благоденствовали в Господе. И хотя мы были несколько разочарованы, увидев, в каком состоянии находится дело Божье в округе Грациот, мы с радостью поможем братьям, если они будут испытывать потребность в нашей поддержке.

На собрании в Алме присутствовали братья из Сент-Чарльза и Титабаваси, округ Сагино, они настойчиво упрашивали нас приехать к ним. В этот раз мы не планировали поездку в данный округ, но хотели посетить округ Тускола, если представится такая возможность. Однако, не получив никаких известий из Тусколы, мы решили отправиться в Титабаваси, а тем временем написать в округ Тускола и поинтересоваться, хотят ли нас там видеть. В Титабаваси мы были приятно удивлены, обнаружив большой молитвенный дом, недавно построенный нашими собратьями, и увидев, что он почти полностью заполнялся соблюдающими субботу во время собраний. Казалось, братья готовы были выслушать наше свидетельство, [13] и мы почувствовали себя непринужденно. Брат А. на совесть и славно потрудился в этом месте. Несмотря на яростное сопротивление и даже гонение, люди приходили слушать истину, и наши труды произвели на всех хорошее впечатление. Я за одну неделю посетила одиннадцать собраний в этой местности, несколько раз проповедовала от одного до двух часов и принимала участие в других собраниях. На одном собрании была предпринята попытка побудить некоторых соблюдавших субботу выйти вперед и взять свой крест. Для большинства этих людей пришла пора принять крещение. В своем последнем видении мне были показаны города, в которых будет проповедана истина и созданы новые церкви; их-то мы и должны будем посетить. Титабаваси был одним из таких городков. Я почувствовала особую заинтересованность в этих людях. Передо мной открылась жизнь некоторых членов общины, и меня охватило такое желание потрудиться для них, что я не могла от него освободиться. Около трех часов я трудилась для братьев и сестер, большую часть времени взывая к ним с чувством глубочайшей тревоги. Все взяли свой крест и по такому случаю вышли вперед для заключительной молитвы, и почти все высказались вслух. На следующий день крестилось пятнадцать человек.

Все посещающие этих людей остаются под глубоким впечатлением того ценного и добросовестного труда, который вложил в город Титабаваси брат А. Его забота - начинать дело в тех местах, где истина еще не была проповедана, и я надеюсь, что наши собратья перестанут отвлекать его от этого труда. В духе смирения он может идти вперед, опираясь на руку Божью, и спасать многие души от сил тьмы. Да пребудет с ним Божье благословение!

Когда цикл наших собраний в Титабаваси приближался к концу, брат Спунер из Тусколы приехал за нами, чтобы отвезти нас в этот округ. Мы отправили его обратно в понедельник, попросив назначить для нас встречи в его местности, и обещали приехать в четверг после крещения. В Вассаре мы провели собрания в субботу и в воскресенье в здании школы униона. Нам предоставили возможность выступить там бесплатно, и мы увидели добрые плоды наших трудов. В воскресенье после полудня около тридцати вероотступников и дети, которые не исповедовали никакой религии, вышли вперед. Это было очень интересное и полезное собрание. Некоторые ото- [14] шли от дела Божьего, и мы особенно хотели потрудиться ради них. Но времени было мало, и мне казалось, что нам придется оставить работу неоконченной, поскольку мы назначили встречи в Сент-Чарльзе и Алме, а чтобы успеть на них, мы должны были закончить наш труд в Вассаре в понедельник.

В ту ночь мне снова было показано во сне ранее виденное по поводу некоторых людей в округе Тускола, и у меня появилась еще большая уверенность, что работа для этих людей далеко не закончена. Вместе с тем у меня не бьтло другого выхода, как только ехать на назначенные встречи.-Во вторник мы проехали тридцать две мили до Сент-Чарльза и остановились на ночлег у брата Григза. Здесь я написала пятнадцать страниц свидетельств и посетила вечернее собрание. В среду утром мы решили вернуться в Тусколу, если брат Эндрюс поедет на встречу в Алме. Он согласился с этим. В то утро я написала еще пятнадцать страниц, посетила собрание и говорила один час, а потом мы проехали тридцать три мили с братом и сестрой Григз к брату Спунеру в Тусколу. В четверг утром мы отправились в Уатроусвилл, находившийся от Тусколы на расстоянии шестнадцати миль. Там я написала шестнадцать страниц и посетила вечернее собрание, на котором обратилась с весьма нелицеприятным свидетельством к одному из присутствовавших. На следующее утро я написала двенадцать страниц до завтрака, затем вернулась в Тусколу и написала еще восемь страниц.

В субботу мой муж проповедовал на утреннем богослужении, а после него до приема пищи я проповедовала еще два часа. Затем собрание было ненадолго прервано, я немного подкрепилась и после этого целый час выступала на общем собрании, обращаясь с нелицепритными свидетельствами к некоторым присутствовавшим. Эти свидетельства в целом были приняты с чувством смирения и благодарности. Однако я не могу сказать, что все свидетельства принимались в таком духе.

На следующее утро, когда мы собирались выехать в молитвенный дом, чтобы ревностно трудиться в течение дня, одна сестра, для которой у меня было свидетельство о том, что ей недостает осмотрительности и благоразумия и что она [15] не всегда контролирует свои слова и поступки, вошла к нам со своим мужем и стала выражать большое недовольство, впадая в истерику. Она начала говорить и рыдать. Она немного роптала, кое в чем признавалась, но в значительной степени оправдывала себя. У нее сложилось неправильное представление о многих вещах, которые я ей передала. Ее гордость была задета, когда я стала при всех говорить о ее недостатках. В этом, очевидно, и заключалась главная проблема. Но почему она так расстроилась? Братья и сестры знали истинное состояние ее дела, поэтому я не открыла им ничего нового. Но я не сомневаюсь, что это стало новостью для самой сестры. Она не знала себя и не могла правильно судить о своих словах и поступках. В какой-то степени это относится почти ко всем братьям и сестрам, отсюда возникает необходимость в таких добросовестных обличениях в церкви, и всем ее членам надо развивать у себя любовь к прямым свидетельствам.

Муж этой сестры остался явно недоволен тем, что я раскрыла ее недостатки перед всей церковью, и заявил, что он не был бы так оскорблен, если бы сестра Уайт следовала указаниям нашего Господа, данным в Мф. 18:15-17: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь".



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет