Энциклопедия колдовства и демонологии том 2



бет1/62
Дата13.06.2016
өлшемі3.02 Mb.
#133404
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62
Энциклопедия колдовства и демонологии том 2.

Предисловие

Хотя о колдовстве пишут достаточно много, но практически оно почти не

исследовано. Представление большинства людей о ведьме основывается на

мультфильме Диснея, где они видят сопровождаемую котом старую каргу в

остроконечной шляпе, с помелом, вонзающую длинные костлявые пальцы в оцепеневшую

жертву - ложное представление, к тому же ежегодно укрепляемое традиционным

карнавалом в День Всех Святых. Различия между данным видом колдовства из книжки

комиксов, являющимся не более, чем простым чародейством, и тем колдовством,

которое в свое время считалось христианской ересью, обычно завуалировано. Я

полагаю, что "Введение" и разнообразные статьи дан-нон "Энциклопедии" наглядно

покажут и объяснят различия между ними и раскроют, что означало колдовство для

мужчин и женщин, обвиненных как колдуны и ведьмы, и для судей, выносивших им

приговоры.

В "Энциклопедии" предпринята попытка беспристрастного, логически

последовательного изложения истории трехсотлетнего кошмара, от его начала в XVb.

к вершине около 1600г. до завершения в XVI Пв. Поскольку колдовство является

христианской ересью, материал "Энциклопедии" четко ограничен Западной Европой и

кратковременной вспышкой колдовства, случившейся в Салеме. Колдовство не

является разделом антропологии, мифологии или фольклора, хотя демонология входит

в него составной частью, но его связь с магией, равно как и с современным

сатанизмом достаточно ограничена. Фактически колдовство относится к сфере

деятельности теологов. Чародейство, распространенное в Африке, Центральной и

Южной Америке и других местах, в "Энциклопедии" также не рассматривается.

При выполнении столь обширной и сложной работы практически невозможно избежать

отдельных неточностей и упущений. Всеобъемлющая история колдовства должна

была бы стать историей цивилизации (или, скорее, нецивилизованности); при этом и

сотня томов, по объему равных "Энциклопедии", не вместила бы всего материала, а

лишь создала бы неудобства для читателя. Я отобрал то, что посчитал самым важным

для создания целостной картины колдовства, представляемой ниже: картины

величайших обманов и заблуждений, кажущиеся невозможными, как невозможно и само

"преступление" колдовства. Количество статей можно было бы удвоить или даже

утроить, но это явно не сделало бы читателя ни богаче, ни образованнее Конечно,

автор книги хорошо представляет возможные упущения. Что же касается неточностей

в изложении фактов, то я заранее приношу свои извинения и, по примеру моего

учителя, покойного Джорджа Г. Култона (Coulton) из Кембриджского университета,

всегда сопровождавшего подобными извинениями свои основные труды по истории,

обещаю исправить допущенные исторические неточности в последующих изданиях.

Даже самый беглый просмотр "Энциклопедии" покажет, что источники информации

можно было найти только в крупнейших библиотеках, содержащих по крайней мере два

миллиона томов. Самое большое и лучшее в мире собрание материалов для изучения

колдовства находится вКорнельском университете, около сорока лет любовно и

тщательно собиравшееся его первым президентом Эндрью Диксоном Уайтом, особенно в

то время, когда он исполнял обязанности полномочного дипломатического советника

в Берлине. Разыскивать и приобретать документы Уайту помогал его библиотекарь,

профессор истории Джордж Линкольн Барр. К сожалению, Барр, обладавший более

глубокими и всесторонними знаниями в области колдовства, чем любой

исследователь, занимавшийся когда-либо этим предметом, редко печатался и не

оставил литературного наследия. Правда, другой выдающийся исследователь

колдовства, Генри Чарльз Ли, оставил свое личное собрание Пенсильванскому

университету.

Введение


Если бы крики и вопли этих мучеников, страдавших за человечность - поскольку и

"колдуны", и их защитники действительно существовали - удалось выпустить из

стальных дверей библиотек вместе с протестами, то нам удалось бы показать

современному читателю, сколь велика опасность фанатизма и ограниченности

мировозрения, и сколь необходимо движение мысли во всех сферах человеческой

культуры. В этом случае ценность исследования будет большее, чем просто

историческая или сенсационная. Тогда осуществится и основная задача любого

научного исследования: изучить прошлое, чтобы понять настоящее и предвидеть

будущее

В заключение я хотел бы выразить признательность всем тем, кго оказал мне



различ%-ную помощь в подготовке "Энциклопедии"' м-ру Ли Эшу, Нью-Йорк; м-ру

Е.Дж. Биллу, ЛБ, Лондон; Д-РУ Курту Бюлеру, б-ка Пирпонта Моргана, Нью-Йорк; м-с

Мод Коул, Резервный Фонд Нью-Йоркской публичной 6-ки; м-л Терезе д'Альверни,

ПНБ; м-с Александре Добкин, Нью-Йорк; м-с Ричард Фрайд, Нью-Йорк; д-ру Альберту

Фридману, Гарвардский ун-т; м-с Вохан Гилмор, б-ка фонда Боллингена, Нью-Йорк;

м-ру Джону Ханнесону, исландское собрание, БКУ; м-с Эдит Хендерсон, Библиотека

законов Гарварда; д-ру Рудольфу Хиршу, б-ка Ли; м-с Филомена Хулиан, Резервный

фонд Нью-Йоркской б-ки; Д-РУ Ричарду В.Ханту, ББ в Оксфорде; м-с Фрейя Ярви,

Хельсинский ун-т, Финляндия; проф. Уильяму Р.Кисту, БКУ ; проф. Джону Е. Келле-

ру, университет Северной Каролины; м-с Генри Крул, Нью-Йорк, м-ру Герриту Лен-

сингу, "Нью-Йорк; м-ру Джину Либерти, Нью-Йорк; д-ру Генри Ф. Майнсу, Клинтон,

Нью-Джерси; м-ру Леонарду Е. Майнсу, Вудсток, Нью-Йорк; д-ру Тауно Му-станойя,

ун-т Хельсинки, Финляндия; м-ру Эдварду Нейлу, Гарвардский ун-т; м-с Лиз-бет

Е.Равски, БКУ; м-ру Дереку Руперу, Линкольн-колледж, Оксфорд; проф Джеймсу Л

Розье, Корнеллский ун-т; м-с Марии Сальваторе, Нью-Йорк; д-ру Кеннету Сет-тону,

б-ка пенсильванского ун-та; м-ру Льюису М.Старку, Резервный фонд Нью-Йоркской

публичной б-ки; проф Френсису Ли Отли, ун-т штата Огайо; проф. Беатрис Е.Уайт,

Вестфилд колледж, Лондонский ун-т

Особую благодарность я приношу издателям за их личную заинтересованность и

помощь в этой работе

й на протяжении всех предшествовавших двадцати лет я нахожусь в неоплатном долгу

перед моей женой, Элен Анной Мине Робине, за ее постоянные советы и непрестанную

поддержку. Все годы, в течение которых писалась "Энциклопедия", она целиком и

полностью посвятила себя выполнению семейных обязанностей.

Р X Роббинс Катсбаан Ондерхейгель, Саджартис, Нью-Йорк, Сретение Господне, 1959

Введение


Хотя за тысячу лет каждодневного употребления слова "ведьма" и "колдовство"

несколько раз меняли свое значение, сегодня "колдовство" вернулось к своему

первоначальному определению, соединяющему черты магии и чародейства, резко

расходясь с тем ограничительным толкованием, которое вкладывалось в него в XVI и

XVII веках. Если бы под колдовством никогда не подразумевалось ничего большего,

чем искусство "потрепанной, старой, беззубой карги с ввалившимися глазами,

бродившей по улицам, опираясь на клюку", то Европа не страдала бы на протяжении

трех столетий (с 1450 по 1750г.) от самого потрясающего

кошмара, отвратительных преступлении и величайшего позора западной цивилизации,

всеобщего ослепления, которое когда-либо претерпевал homo sapiens - человек

разумный. Эта книга - об этом позоре и преступлении.

Поразительны и жестоки судебные отчеты, посвященные колдовству, где убожество

душит порядочность, низменные страсти прикрываются благочестием, а человеческий

разум низводится до соучастия в таких гнусностях, какие постыдились бы совершать

даже йэху из книги Свифта.

Ничто не было столь ложным и не длилось так долго. Колдовство разрушило принципы

имых. Необходимо тщательно оберегать место ! заключения ведьмы от пауков и

мух, причем любое непойманное животное считается ускользнувшим благодаря своим

дьявольским возможностям, таким образом [ доказывая виновность

арестованной.

i Обычное сообщение, слух или сплетня являлись достаточным основанием для

вынесения обвинения в колдовстве, арестованные

: подвергались пытке до тех пор, пока не признавали свою вину. Если же сплетня

не принималась во внимание, то это также считалось признаком виновности.

Какая пропасть разделяет ведьму из сказки братьев Гримм "Гензель и Гретель" и

ту, против которой самые искушенные умы Западной Европы на протяжении трех

столетий мобилизовывали все ресурсы церкви и государства! "Германия почти

полностью покрыта кострами, сложенными для ведьм", - писал примерно в 1600г.

один искушенный судья по ведьмам. "В соответствии с отчетом, в S Швейцарии

исчезли многие деревни. В Лота-' рингии путешественники могут видеть тысячи и

тысячи столбов, к которым привязаны ведьмы".

Нельзя усомниться в том, что старая карга была неприятной, нежелательной и злой

женщиной, но сама по себе она представляла не большую опасность для общества,

чем в наше время цыгане, пользующиеся дурной известностью из-за своей бродячей

жизни, мошен-, ничества и ворожбы. Однако власти уделяли I нейтрализации

колдовства такое большое внимание, что наконец перестали сомневаться в том, что

нападение неизбежно. Та, на которую с 1450 по 1750г. вели охоту инквизиторы,

церковные и светские суды, была вовсе не ¦ старой каргой, а членом некоего

международного движения, мощной разрушительной силой, 'действовавшей день и ночь

ради разрушения i истинной религии и против установления Царства Божия. Велики

силы зла, и их власть всюду, где нет Христианского Бога и Христи-"анского

Дьявола. Пособничество Сатане было 'более тяжким преступлением, чем

государственная измена, поскольку земная жизнь человека представлялась ничтожной

перед будущей •вечной жизнью. Колдовство являлось преступ-иением против Господа,

и поэтому оправдывались любые средства по его искоренению.

1 "Как бы мы не наказывали ведьм, поджа-Ьивая или варя Их на медленном огне, все

(равно этого недостаточно, - заявлял Жан Боден, известный французский адвокат,

экономист и политолог, чья книга о ведьмах

стала образцом, - ибо это не столь ужасно по сравнению ...с той вечной мукой,

которая уготована ей в аду; поскольку здесь огонь не может продолжаться более

часа или до тех пор, пока ведьма не умрет".

Следующие примеры, внешне похожие друг на друга, помогут прояснить историческую

концепцию колдовства, представленную в данной "Энциклопедии", показать ее

отличие от современного расширительного толкования чародейства и магии, а также

различия между еретиком и колдуном.

Первый пример взят из процесса в Сент-Осайте (Эссекс, Англия, 1582). Перед

выездной сессией в Челмсфорде предстали четырнадцать женщин, в основном по двум

видам обвинений: наведении порчи и убийстве путем околдования. Большинство из

них время от времени ссорились с соседями, поэтому, если у кого-то случалось

несчастье с коровами или с гусями, или же не сбивалось масло, подозрение падало

на них. Кроме того, нескольких женщин обвинили в вызывании смерти путем

колдовства. Так м-с Гаррисон, жена священника, считала, что ряд несчастий,

включая ее собственное слабое здоровье, были связаны с колдовством Агнесс Херд.

Ее муж пообещал допросить подозреваемую: "Ты, гнусная шлюха! Я знаю, что ты

околдовала мою жену, и, как Бог свят, если ты еще раз побеспокоишь ее, я

переломаю тебе все кости. И, кроме того, я постараюсь, чтобы тебя повесили".

Через несколько месяцев м-с Гаррисон снова заболела, и ее подозрения

относительно Агнесс Херд усилились. "Супруг мой, да благословит Господь тебя и

твоих детей, поскольку я теперь полностью уверена в ее гнусностях". Через два

дня м-с Гаррисон умерла, ее последними словами были: "О, Агнесс Херд, Агнесс

Херд, ты погубила меня". Агнесс Херд была привлечена к суду и, к удивлению

многих, оправдана.

Другой пример - из Тринга (Лестершир, Англия, 1757). Руфь Осборн и ее супруг,

были старыми и бедными людьми, сторонниками малопопулярного мятежа Стюартов 1747

года, имевшими репутацию колдунов. Если у кого-то случались неприятности, в них

обвиняли Осбор-нов. Особенно яростно их обвинял фермер по имени Баттерфилд-

Однажды матушка Осборн попросила у него немного пахты,

"но Баттерфилд ей очень грубо ответил, что у него не хватает даже для своих

боровов. Это возмутило старую женщину, которая отправилась восвояси, заявив фер

были едины с европейскими католиками. Решение помогать Сатане, побуждавшее

ведьму к заключению договора, закономерно вытекало из ее греховности, вследствие

чего хитроумная ведьма должна пытаться обманывать людей, ведя добродетельный

образ жизни. Поэтому в колдовстве мог быть обвинен и тот, кто никогда не ходил в

церковь, и тот, кто регулярно посещал службы. Их объединяло мысленное отрицание

всемогущества Господа и, как следствие, присоединение к тем духовным силам,

которые церковь именовала порочными. Таким образом, договор, заключенный с

Дьяволом или соглашение действовать против христианского Бога и христианской

церкви становились "преступлением совести", то есть преступлением, совершаемом

мысленно или в воображении. Изначально колдовство не было связано с конкретными

действиями, оно относилось к мировоззрению и идеям: никто никогда не видел

ведьму, летящей на помеле, но тысячи людей описывали, как и почему она летала.

Агнесс Херд была привлечена к суду не за колдовские действия, а за свои

убеждения, попытку инакомыслия.

На практике же в Англии (в отличие от Франции или Германии) ведьму обычно

обвиняли в причинении конкретного зла. Практические действия замещали их

теоретическое толкование. Однако английские теоретики единогласно утверждали,

что ведьму можно определить только, если был заключен союз с Дьяволом. И

преступлением считался именно данный теоретический договор, а не фактически

совершенное зло. Известный протестантский проповедник Джордж Гиффорд обобщил это

следующим образом:

"По слову Господнему, ведьму следует придать смерти, но не потому, что она

убивала людей - поскольку она не способна на это, если только не является той

ведьмой, что убивает с помощью яда, который она или получает от дьявола, или он

учит ее изготавливать ее, - а потому, что она заключила договор с дьяволами".

На основании подобных утверждений "белая ведьма", постоянно делающая добро своим

соседям, проклиналась так же, как и действительно порочная ведьма. Один из самых

прославленных протестантских теологов, Уильям Перкинс, в свое время почитавшийся

вторым после Кальвина, писал:

"Подобным образом, хотя ведьма во многих отношениях полезна и не причиняет зла,

но творит добро, но уже потому, что она отреклась от Господа, своего господина и

повелителя, и связала себя службой врагам Господа и врагам церкви его,

единственным достойным ее уделом является смерть, назначенная ей от Господа, она

не должна жить".

Таким образом, колдовство отличается от чародейства тем, что оно является

разновидностью религии, христианской ересью. Колдовство ограничивается пределами

нескольких стран западной Европы, прежде всего Францией, Германией, Шотландией,

Англией, до некоторой степени Италией и Голландией. Скандинавские страны,

Ирландия и (по другим причинам) Испания были фактически свободны от заблуждения.

Колдовство было ограничено во времени, скажем, периодом с 1484г. (публикацией

буллы папы Иннокентия, открывшей ворота для преследований за ведьмовство) по

1692г. (салем-ские судебные процессы), включая начальный и заключительный

периоды примерно по пятьдесят лет в каждую сторону. Колдовство подвергалось

безжалостным нападкам как со стороны светских, так и церковных властей, в

результате чего законодательным путем были умерщвлены десятки тысяч человек В

отличие от колдовства, чародейство носило более универсальный характер:

аэндорская волшебница вызывает по просьбе Саула дух Самуила, Медея околдовывает

драконов, чтобы Ясон смог завладеть Золотым Руном -- все это примеры

чародейства. Чародейство распространилось из Европы в Африку и далее через Вест-

Индию в Китай, не ограничиваясь определенным периодом времени, не соотносясь с

христианством (фактически оно существовало еще до него), редко преследовалось

властями и никогда не вызывало массовых кровопролитий. Чародейство возникло из

попыток управлять добрыми или злыми силами и развилось, когда общество достигло

определенной стадии развития. Колдовство было частью религии, чародейство -

составляющей фольклора.

Подобное определение колдовства, считавшегося, с религиозной точки зрения,

преступлением сознания, воображения или мотивации не оспаривалось, это понятие

не имело никакого другого значения в то время, когда колдовство властвовало над

умами, жизнью и смертью. Его разделяли как католические, так и протестантские

теологи, судьи, адвокаты, профессора и администраторы. В 1580г. адвокат Жан

Боден дал юридическое определение ведьмы как "пытающейся перенести законы

господа на договор с Дьяволом". В 1599г. католический демонолог дель Рио

определял колдовство как "умение совершать чудеса, выходящие за пределы

общепринятого понимания, благодаря силе, получаемой через договор с дьяволом". В

1653г. определение дель Рио повторил сэр Роберт Фил-мер, судья, приверженец

англиканской церкви : "Колдовство является действием, служащим для совершения

чудес с помощью дьявола, в пределах дозволенного Господом". В 1671г. Эдвард

Филлипс, племянник Джона Мильтона, писал, что колдовство - "явное порочное

действие, посредством которого, с помощью дьявола или злых духов, могут быть

произведены некоторые чудеса, находящиеся вне понимания людей". Коттон Мазер

написал в труде об американских колониях: "Колдовство является совершением

странных и большей частью порочных деяний, совершаемых при помощи злых духов".

Еще в 1730г., когда вера в дьявола стала угасать, профессор права из

университета в Глазго повторял прежнюю формулировку в том виде, в каком она была

известна и использовалась на протяжении трехсот лет: "Колдовство - черное

искусство, с помощью которого производятся странные и удивительные вещи с

помощью силы, полученной от дьявола".

С 1736г., когда в Англии колдовство исключили из списка преступлений, договор с

дьяволом стал считаться предрассудком (за который мог подвергнуться судебному

преследованию любой предсказатель), само же понятие продолжало бытовать как

обозначение того, что когда-то было внешним проявлением колдовства: мелких

неприятностей и бытовых неурядиц, случаев вызывания порчи, для которых было

трудно найти естественное объяснение. Явление исчезло, а слово продолжало свою

жизнь.

Признание предметом обвинения и поводом для жесточайших наказаний людей их мысли



и фантазий, реальных или сделанных под принуждением, являлось достижением

Инквизиции. Ее обязанностью было изменить мнение любого, кто мыслил иначе, чем

предписывала ему церковь; если же он отказывался изменить своим убеждениям,

дополнительной обязанностью инквизиции становилось его уничтожение. "К вере

следует склонять, а не навязывать ее, - заявлял св. Бернард. Но далее добавлял:

- Однако


было бы гораздо лучше действовать силой, принуждением, мечом того магистрата,

который носит его не напрасно, нежели терпеть | привлечение других к их

заблуждению".

Религиозная нетерпимость началась в XII столетии и поддерживалась как церковью,

так и государством. Последнее в лице графа Тулузского (до 1224), короля

Арагонского (1197) и императора Фридриха II (1224). Церковь шла с ними в ногу.

Папа .Луций Ш в 1f84r. (ровно за 300 лет до папы Иннокентия VIII) создал

епископскую инквизицию для проводившихся раз в три года расследований ересей

(inquisitio). а 1199г. папа Иннокентий /II расширил сферу преследования ересей и

способствовал их усилению, разрешив конфискацию имущества еретиков. Его

распоряжения позднее стали частью Канонического закона церкви. В декрете

Excomuni-camus (1215), под страхом обвинения в ереси, Иннокентий Ш принуждает

светские власти поклясться, "что они будут делать все возможное, чтобы изгнать

из подчиненных им территорий всех еретиков, объявленных таковыми церковью".

В течение столетия инквизиция нападала на вальденсов, катаров и другие

еретические секты в Южной Франции, причем столь успешно, что уничтожила

большинство еретиков и тем самым осушила источники собственного финансирования.

В 1375г. инквизитор Оймерик сетовал: "В наши дни не осталось больше богатых

еретиков, так что принцы, не ожидая получения больших денег, не хотят вводить

себя в расходы, очень жаль, что столь полезному учреждению как наше, следует

быть столь неуверенным в будущем".

Уже в начале 1258г. были намечены пути и средства, необходимые для пополнения

количества возможных жертв, когда инквизиция запросила папу, "следует ли

принимать во внимание чары и колдовство". Разрешение не было дано, поскольку

чародейство не означало явной ереси, выявление и устранение которой являлось

главной целью инквизиции. Лишь после 1320г., когда папа Иоанн XXII уполномочил

инквизицию в Каркассоне преследовать тех, кто поклоняется демонам, вступает в

договор с ними, изготовляет идолов или использует священные предметы для целей

магии. Инквизиция медленно и неуклонно начала разрабатывать свою концепцию

колдовства как ереси, основанной на магии. Суды по обвинению в еретическом

чародействе начались в Каркассоне в 1330 и

35 гт. (тогда было обвинено семьдесят тыре человека) и регулярно

проводились еле этого. К 1350г. в Каркассоне и Тулузе квизиция сожгла 600

человек как ерети-в, занимавшихся новым чародейством. Опыт юцессов по колдовству

распространялся от 1квизитора к инквизитору с юга на север •ранции, в южную и

западную Швейцарию далее во французскую Савойю до северной талии и Рейнланда

включительно. Разрешение папы Иоанна получило новые ормулировки в последующих

буллах и со-эанялось до 1451 года, когда папа Николай ' расширил полномочия

инквизиции до рас-дотрения всех видов чародейства, даже если ни "не носят

явных признаков ереси". 1ервыми о колдовстве написали инквизито-ы,

составившие основополагающие труды на гпанском и французском языках. Среди

рочих следует упомянуть доминиканских нквизиторов Николаса Эймерика,

Никола Какье, тана Винетти и Джироламо Вис-онти. "Молот ведьм" ("Malleus

Maleh-arum"), напечатанный около 1486г., - амля известная из всех книг

по колдовству, >ыл написан двумя инквизиторами, Якобом -Цпренгером и Генрихом

Крамером, тоже доминиканцами. Их труд стал первым руко-юдством, определявшим

ересь как колдов-;тво, включающее договор, шабаш и ночные юлеты: <'Вера в то,



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет