Евреибелорусси и



бет1/4
Дата10.07.2016
өлшемі0.61 Mb.
#189661
  1   2   3   4
Е В Р Е И Б Е Л О Р У С С И И

Эта краткая информация поможет вам справиться с заданиями нашей викторины. Желаем удачи!

Для начала – короткая справка.

Евреи на территории современной Белоруссии проживали примерно с конца 14 - середины 15 века. Они занимались сбором налогов в Новогрудке, Минске и ряде других городов. Местными властями евреи были изгнаны из Белоруссии и Литвы, в состав которой тогда входила Белорусь, в 1495 году. Но вскоре, уже в 1503 году, вернулись. В Бресте, Пинске, Новогрудке, Клецке, Минске, Полоцке, Витебске, Могилёве и Орше в начале 16 века появляются и укрепляются еврейские общины. С 1551 года белорусские евреи получили право избирать раввинов. Христиане, естественно, встретили это явление без особой радости. На языке ИДИШ евреи называли Белоруссию – Райсн.

В Белоруссии активно развивались самые разные аспекты еврейской жизни: религиозный, социальный, коммерческий, педагогический, бытовой.

На протяжении столетий Белоруссия была крупным центром еврейской учёности.

Именно в Белоруссии находятся многие из самых известных ИЕШИВ – центров еврейского традиционного образования.
Одну из них – ВОЛОЖИНСКУЮ, основал в 1803 году

Раввин Хаим Бен Ицхак ВОЛОЖИНЕР (1749 – 1821).

Воложинер был учеником Виленского Гаона Элиягу бен Шломо Залмана. Рав Хаим Бен Ицхак был одним из виднейших НЕХАСИДСКИХ религиозных лидеров еврейской мысли. Он признавал исповедуемое хасидами учение о значении религиозного чувства для служения Всевышнему, но утверждал, что еврейская религиозная жизнь проявляется в неукоснительном исполнении всех предписаний, законов и обрядов иудаизма. Раввин Хаим не резко выступал против хасидов, хотя в тот период противостояние между последователями Виленского Гаона и хасидами находилось на пике, и проявлялось в резких взаимных нападках и обвинениях. После его смерти иешиву Воложина в его честь стали называть ЭЦ ХАИМ.

Сын раввина Хаима – Ицхак бен Хаим при отце преподавал, а после смерти раввина Хаима возглавил Воложинскую Иешиву. В 1824 году власти закрыли учебное заведение. Но раввин Ицхак потихонечку продолжал преподавать в ней. В 1843 году на созванной Российским правительством конференции по вопросам образования раввин Ицхак бен Хаим из Воложина отстаивал позицию еврейских ортодоксальных кругов. Он доказывал, что государственные школы Российской империи представляют опасность для еврейского воспитания и окажутся бесполезными без предоставления евреям политических прав.

Раввин МЕИР Бар ИЛАН БЕРЛИН родился в Воложине в 1880 году. Сын выдающегося Нафтали Цви Иегуды Берлина, известного под акронимом НЕЦИВ, возглавлявшего Воложинскую Иешиву в 1854 году и до момента её закрытия властями в 1892 году.

Отец Меира Бар-Илана примкнул к движению Ховевей Цион (Любящие Сион) фактически с момента его возникновения и призывал всех верующих евреев поддержать еврейские поселения в Палестине.

Старший брат Меира – Хаим Берлин, в 1865 году был Московским раввином, в 1889 году вернулся в родной Воложин. Был раввином общины Елисаветграда. В 1906 году поселился в Иерусалиме. А в 1909 году был избран главным раввином ашкеназской общины Иерусалима.

Сам Меир Берлин был одним из ярких лидеров религиозного сионизма. В Иерусалиме он представлял всемирное движение МИЗРАХИ. Меир Бар-Илан издавал газету «Ха – Цофе»

Именно он создал национально-религиозный фронт – группу религиозных партий с единой платформой при первых выборах в Кнессет. Меир Бар-Илан основал учёный комитет по изучению юридических вопросов с точки зрения еврейского права.

В 1947 году Меир Бар-Илан начал издавать «Талмудическую энциклопедию».

Университет Бар-Илан носит имя Меира Берлина. Это религиозное учебное заведение, в котором изучают еврейские религиозные и общие дисциплины. Основан в 1955 году движением МИЗРАХИ в пригороде Телль-Авива - Рамат-Гане. В нём учатся студенты – израильтяне, среди которых немало новых репатриантов из стран бывшего СССР.

МИЗРАХИ – анаграмма термина « Мерказ рухани » - духовный центр. Учредительное собрание этого сионистского религиозного движения состоялось 4-5 марта 1902 года в Вильно. Движение стало фракцией во Всемирной Сионистской организации. Девизом МИЗРАХИ стал лозунг: « Земля Израиля для народа Израиля согласно Торе Израиля ».

Тора должна служить духовной основой возрождения еврейского народа на его исторической родине. Так считал духовный вождь в движении Хиббад Цион
ШМУЭЛЬ МОГИЛЁВЕР

Он родился в 1824 году в местечке Глубокое Витебской губернии. В 1843 году в Воложинской Иешиве, где он учился, получил звание раввина.

Рав Шмуэль считался одним из крупнейших талмудических авторитетов своего времени.

Он интересовался также математикой, техникой. Владел русским, польским и немецким языками, знал литературу, написанную на этих языках. В 1854-60 годах был раввином в Шаках, а в 1860 – 68 годах – в Сувалках, с 1883 году – в Белостоке.

Во время польского восстания в 1863 году раввин Шмуэль Могилёвер призывал евреев сохранять нейтралитет, что было, несомненно, мудрым решением.

В статьях, которые раввин писал для журнала «Ха-Леванон», он призывал сочетать религиозную учёность с со знанием наук в соответствии с духом времени.

После погрома в 1881 году раввин Могилёвер прибыл в местечко Броды и город Львов на Украине, чтобы оказать духовную поддержку беженцам и убедить их переселится в Эрец – Исраэль. Вместе с раввинами И.Х.Майзелем и И.Б.Соловейчиком призвал раввинов Российской империи создать организацию содействия алие и заселению Эрец-Исраэль.

Могилёвер был среди тех, кто повлиял на решение барона Эдмона де Ротшильда предоставить помощь первым поселенцам в Эрец-Исраэль. В 1890 году раввин Могилёвер посетил Палестину. Он был одним из инициаторов создания поселения Реховот. А в 1894 году в честь 70-летия Шмуэля Могилёвера, цитрусовые плантации подле Хадеры были названы Ган Шмуэль - Сады Шмуэля. По состоянию здоровья 73-х летний раввин не смог присутствовать на 1-м Всемирном Сионистском Конгрессе, созванном Теодором Герцлем. Но на нём было зачитано его послание. Шмуэль Могилёвер был избран одним из четырёх руководителей, ответственных за деятельность Сионистской организации в России. Он умер в Белостоке в 1889 году. Многие научные труды раввина Шмуэля Могилёвера: респонсы, проповеди, талмудические исследования, сгорели во время погрома в Белостоке в 1906 году…


Исраэль Меир Ха-Коэн имел настоящую фамилию Пупко. Родился он в местечке Дятлово в 1838 году и прожил долгую жизнь – почти целый век, до 1933 года.

Самым его известным произведением из 21 его трудов, является труд «Хафец Хаим».

Большую часть жизни этот выдающийся галахический авторитет прожил в городе Радунь.

Там ИМхК основал иешиву «Хафец Хаим». Он не занимал должности раввина. Доход семье давала небольшая бакалейная лавочка, которой занималась его жена.

В 1873 году анонимно издан «Хафец Хаим», буквально, «Жизнелюб» - первый из 21 трудов Исраэля Меира ха-Коэна. В нём детально обсуждается греховность злоязычия.

Для солдат – евреев царской армии ИМхК написал «Махане Исраэль» («Стан Изриля»), - руководство по соблюдению предписаний Галахи. Его этические произведения написаны ясным и простым языком. Он занимался разработкой предписаний относящихся к Храму и жертвоприношениям. Вера в пришествие Машиаха и скорое восстановление Иерусалимского Храма стала главным стимулом духовной жизни Раввина ха-Коэна. Он был одним из основателей Агуддат Исраэль. Некоторое время жил в Минске, мечтал о переезде в Эрец Исраэль. В честь Исраэля Меира ха-Коэна назван кибуц Хафец Хаим, основанный членами движения Поалей Агуддат Исраэль. Его именем названы учебные заведения и иешивы во многих странах мира.




ВЕЙЦМАН ХАИМ

Родился в 1874 году в местечке Мотол, Пинской губернии.

У его отца Озера и матери Рахел-Леи было 15 детей. Хаим был третьим. Он получил традиционное образование в хедере, продолжил обучение в Пинском реальном училище.

В 1892 году Хаим Вейцман поехал учиться в Германию. В Берлине молодой человек проникся идеями Ахад –ха-Ама. Вейцман становится делегатом Второго Сионистского конгресса. Вейцман завершает докторат в Швейцарии, работает в Женевском университете. Всю дальнейшую жизнь Хаим Вейцман сочетал общественную деятельность, связанную с воплощением в жизнь идей сионизма с напряжённой научно-исследовательской практикой. Вейцман и его единомышленники возглавили Демократическую фракцию на 5-м Сионистском конгрессе в 1901 году.

В отношении плана «Уганда» Вейцман выступил решительно против переселения евреев, пусть и временного, в Африку. Лорд Бальфур поинтересовался: в чём причина столь решительного протеста, Вейцман спросил: «Разве Вы бы покинули Лондон, если бы Вам предложили Париж?». – «Но ведь Лондон – столица моей страны!», - ответил Бальфур.

«Иерусалим, - заявил Вейцман, - был столицей нашего государства, когда Лондон был ещё болотом». В 1906 году Вейцман переехал в Лондон. И тогда же женился на студентке Манчестерского университета, медицинского факультета Вере Хацман, родом из Ростова- на-Дону. А в 1907 году после 8-го Сионистского конгресса Вейцман впервые посетил Палестину. Как учёный, он понимал трудности преобразования языка иврит в язык современной науки. Но активно настаивал на его внедрении в Хайфском политехническом институте – Технионе. Сам Вейцман всегда был человеком науки. 100 патентов в области применения химических процессов принадлежат ему – учёному-химику Хаиму Вейцману.

В годы Первой мировой войны Хаим Вейцман изобрёл новый способ получения ацетона, необходимого для получения боеприпасов. Это помогло Вейцману наладить контакты с правительственными кругами. Государство не может быть создано путём деклараций – говорил Вейцман. В 1918 году он возглавил сионистскую комиссию, которую английское правительство направило в Палестину для исследования перспектив будущего заселения и развития страны. В Акабе сын шарифа Хусейна из Мекки – эмир Фейсал обещал Вейцману признать цели сионистов в Палестине, в обмен на признание арабских целей в Сирии и Ираке. В том же году был заложен Еврейский университет в Иерусалиме.

А в 1919 году Вейцман возглавил сионистскую делегацию на Версальскую мирную конференцию. В 1920 году Британия получила мандат на управление Палестиной. В том же году Хаим Вейцман был избран президентом Всемирной Сионистской организации.

Для того, чтобы заручиться поддержкой в создании национального очага, Вейцман создал Еврейское Агентство – СОХНУТ.

В 1930 году в знак протеста против «Белой книги» Пасфилда, обуславливавшей репатриацию «экономической ёмкостью страны», Вейцман сложил с себя полномочия президента Сионистской организации. В 1931 году после бурных дебатов в Базеле на 17 Сионистском конгрессе Вейцман не был переизбран на главный пост в движении, и лишь через 4 года вновь занял его. Вейцман занимался научной работой. Основал в Реховоте институт имени Даниэля Зифа. Сейчас это научно-исследовательский институт имени Вейцмана. В 1937 году Вейцман поселился в Реховоте. Позиция английских властей в конце 1930-х годов были явно не в пользу евреев. И Вейцман с его проанглийской ориентацией не имел поддержки в еврейском движении. Благодаря деятельности Вейцмана в британской армии была создана Еврейская бригада, участвовавшая в боевых действиях. После войны Вейцман представил в ООН свою точку зрения на решение Палестинской проблемы. В ответ на личное послание Вейцмана, президент США Гарри Трумэн подтвердил признание еврейского государства Соединёнными Штатами, и дал обещание выделить заём в 100 миллионов долларов, чтобы финансировать развитие начало экономического развития нового государства. В феврале 1949 года Хаим Вейцман был избран Кнессетом – парламентом государства Израиль на пост президента страны. Премьер-министром был Давид Бен-Гурион.

Но полномочия президента были столь малы, что Вейцман повторял: - Мой носовой платок – единственное место, куда я могу сунуть свой нос. Пример Хаима Вейцмана – история еврейского мальчика из маленького Белорусского местечка, достигшего выдающихся успехов в науке и политике и дождавшегося воплощения в жизнь мечты своей и своего народа. В нём сочетались аристократизм и склонность к народному юмору, великая учёность и широта взглядов на мир.

Умер Хаим Вейцман 9 ноября 1952 года. Похоронен в саду близ своего дома в Реховоте.

Его автобиография называется «Испытания и ошибки».
МЕНАХЕМ БЕГИН
Родился в 1913 году на самой границе Белоруссии, в городе Брест-Литовске, знаменитом сейчас на весь мир своей крепостью. Учился Менахем в Варшавском университете на юридическом факультете. Недолго он пробыл в молодёжной организации Ха-Шомер – ха цаир. В 1931 году он вступил в молодёжную «правую» по своим политическим воззрениям, организацию Бейтар. С 1938 года Бегин возглавил движение во всей Польше. Когда немцы заняли Варшаву, Менахем бежал в Вильнюс, где был арестован советскими властями и был приговорён к 8 годам исправительно-трудовых работ в Заполярьи. О свей жизни в этот страшный период Бегин написал в 1953 году в книге « Бе лейлот леваним» - «В белые ночи».

В конце 1941 года из польских граждан, находившихся на территории СССР, начали формировать армию, которую возглавил генерал Андерс. В 1942 году Бегин в составе этой армии прибыл в Палестину. После демобилизации, в 1943 году возглавил подпольную военную еврейскую организацию «Иргун Цваи Леуми» - ЭЦЕЛЬ, которая в 1944 году подняла восстание против британских властей в Палестине. До 1948 года возглавляемый Бегиным ЭЦЕЛЬ провёл множество диверсионных операций против представительств британской администрации на территории Эрец Исраэль, несмотря на то, что за его поимку была обещана большая награда. После провозглашения государства Израиль в 1948 году, Бегин предложил расформировать ЭЦЕЛЬ и его участникам перейти в ряды ХАГАНЫ – главной военной силы молодого государства. Сам Менахем сосредоточился на политической деятельности. В 1948 году он создал блок ХЕРУТ, который был главной оппозиционной силой в Кнессете вплоть до 1967 года.

В канун Шестидневной войны в правительстве национального единства Леви Эшколя, Бегин занимал пост министра без портфеля. В 1973 году Бегин возглавляет правый блок ЛИКУД. Именно он – непримиримый и не желавший идти ни на какие уступки арабам, подписывает в 1975 году мирный договор с Египтом, при посредничестве президента США Джимми Картера. Созданная им политическая сила ЛИКУД в настоящий момент находится у власти в государстве Израиль, и продолжает политику, начатую Бегиным.

Всю свою жизнь Бегин стремился к невозможному, и осуществлял невозможное.

Менахем Бегин вошёл даже в советский фолклёр. Бытует анекдот: Президент СССР Михаил Сергеевич Горбачёв поинтересовался у переводчика: - как будет по-английски нАчать? Тот ответил: - если нАчать – то БЕгин.

Похоронен Бегин на горе Герцля в Иерусалиме. Именем Бегина названы улицы в городах Израиля.




ШАЛОМ АНСКИЙ – Семён Раппопорт родился в 1863 году в местечке Чашники Витебской губернии. В 16 лет Анский выучил русскую грамоту и примкнул к движению ХАСКАЛА – просвещение. Влияние идей народников было очень сильным в тот период. Анский обучал русских крестьянских детей, занимался переплётным и кузнечным ремеслом, работал в угольных и соляных шахтах. Сотрудничал в народнических журналах в столице России. Вынужденный покинуть Россию, Анский жил в Швейцарии, Германии, а с 1894 работает в Париже секретарём Петра Лаврова – одного из виднейших идеологов народнического движения. В 1905 году вернулся в Россию. На языке идиш Анский написал гимн партии БУНД « Ди швуэ ». (« Клятва »).

Анский возглавил финансированную бароном Гинцбургом еврейскую этнографическую экспедицию, а в 1911-1914 годах собирал на Волыни и Подолии фолклёрный материал. Записанные им народные предания, рассказы из жизни бедноты, песни, сказки, хасидские притчи существенно оживили литературу на языке идиш. По мотивам этих притч и легенд Анский написал пьесу « Диббук », первоначально озаглавленную « Цвишн цвей велтн » - Меж двух миров. Пьеса была поставлена в Вильно в 1920 году на идиш. Хаим Нахман Бялик перевёл « Диббук » на иврит в 1922 году. В Москве эту пьесу ставил театр « Габима », а затем во многих городах Европы и Америки, но с неизменным успехом. Полявились опера « Диббук » (композитор Л.Рокка), и кинофильмы: в 1938 в Польше и в 1968 году в Израиле. В годы первой мировой войны Анский работал в комитете помощи евреям – беженцам. В 1917 году Анского от фракции социалистов – революционеров во Всероссийское Учредительное собрание, разогнанное матросом Железняком.

В 1919 году в Варшаве Анский учредил еврейское этнографическое общество. Умер Анский в Варшаве в 1920 году. Его 15-ти томное собрание сочинений на идиш вышло посмертно… Архив Анского – 1334 единицы хранения за период 1892 – 1918 годов хранится в институте рукописей Центральной Научной Библиотеки имени Вернадского в Киеве.

Б Е Р Л К А Ц Е Н Е Л Ь С О Н (1887 – 1944)
Родился Берл Каценельсон в 1887 году в Бобруйске, на территории сегодняшней Белоруссии.

Его отец – богатый торговец, палестинофил, оказал серьёзное влияние на мировоззрение сына. Но отец умер в 1899 году, когда мальчику было лишь 12 лет.

Берл рос очень болезненным ребёнком. Ему приходилось учиться с преподавателями на дому. Впоследствии и сам Берл стал репетитором, чтобы поддерживать мать и младших детей в семье. Он ознакомился с многочисленными направлениями в еврейском рабочем движении. Но решил примкнуть к упрямцам-трудягам в Эрец - Исраэль, которые отказались от многого, чтобы избавиться от галута. Он видел неэффективную работу местных сионистских организаций. Каценельсон беседовал с изверившимися в сионизме людьми, отправляющимися из Яффо в Одессу. Но для себя Каценельсон, придя в порт Яффо решил, что другой земли не будет.

В 1911-12 годах Каценельсон возглавлял комитеты рабочих в Галилее и Иудеи. Тогда зародилась идея профессионального и политического объединения рабочих Эрец – Исраэль, которое стало бы опорой для осуществления целей сионизма.

В 1914-17 годах в квуце – коммуне « Кинерет » выращивал овощи и сотрудничал в сельскохозяйственном журнале на иврите « Ган ха-ярак ». В голодном 1916 году создал сеть потребительской кооперации, названной по его предложению « hа-Машбир » (поставщик). Каценельсон был инициатором движения вступления молодёжи в Еврейский легион. В 1919 году на первой конференции социалистического объединения « Ахдут hа – авода» - («Единство труда»), куда вошли партия « Паолей Цион » и беспартийные сельскохозяйственные рабочие. Создание свободного еврейского государства в Эрец – Исраэль, в котором владеть землёй и природными богатствами будет общество равноправных трудящихся. Опорой движения должна была стать массовая алия. Распространение иврита и культурных ценностей еврейского народа было целью объединения. Кошерное питание в столовых, уважительное отношение к религиозным рабочим, соблюдению Шабата – этого требовал Берл Каценельсон. В 1925 году он был избран на должность главного редактора газеты « Давар ».

Каценельсон был инициатором создания банка « hа-Поалим », сельскохозяйственных учреждений Нир, издательства « Ам Овед ». Резко отрицал ревизионистов – правых последователей Зеева Жаботинского. Когда в 1933 году члены партии МАПАЙ возглавили сионистское движение, Берл Каценельсон стал советником её представителей в Еврейском Агентстве. Каценельсон не одобрял увлечения и идеализации примеров Советского Союза как базы для воспитания сионистско -социалистического поколения молодёжи. Он видел в этом угрозу всему созданному в Израиле.

Во время противостояния с британскими властями, когда начались гонения на руководство еврейского ишува, Каценельсон был инициатором создания подпольной радиостанции « Коль Исраэль » - (« Голос Израиля »). Он редактировал нелегальный журнал « Эшнав ». Но в начале Второй мировой войны Каценельсон выступил за участие евреев в Британской армии, видя в этом способ формирования еврейских вооружённых сил. В отличии от многих руководителей ишува, Каценельсон понял анти-еврейскую политику нацистского режима и грозящую ему Катастролфу.

« Гитлер готовит кладбище еврейскому народу ». Каценельсон требовал по окончании войны немедленного создания еврейского государства, даже ценой раздела территории страны. Болезнь сердца помешала его работе. В 1944 году Берл умер. Похоронен на кладбище кибуца Кинерет.



И Е Г У Д А П Э Н

Иегуда Пэн – историко-культурный феномен, характерный для еврейской интеллигенции конца XIX века. Биография Пэна типична почти для всех художников-евреев в России его поколения.
Родился в бедной многодетной еврейской семье в небольшом местечке Ново-Александровка в Литве в 1854 г. Рано осиротел. В хедере обнаружились способности к рисованию. Будущий художник разрисовывает трещотки для Пурима, делает мизрахи, а наряду с этим пишет портреты обывателей местечка.
Став подмастерьем маляра, он все-таки устроился « по специальности », но при этом мечтал о профессиональном образовании; останавливал его лишь запрет писать и рисовать в субботу.
Отбросив все сомнения, 20-летний Иегуда Пэн отправляется в Санкт-Петербург поступать в Академию Художеств.
Экзамены сдать не смог, т. к. практически не владел русским языком, но домой решил не возвращаться – остался в столице. Пэн вынужден жить на нелегальном положении как еврей, лишенный « права жительства », и платить постоянную « дань » дворникам, чтобы те не донесли в полицию.
Закончив два курса академии, художник возвращается домой и в поисках заработка перебирается в Ригу, а затем в Витебск.
В конце XIX в. Витебск – средоточие культурной жизни. Здесь регулярно гастролируют театральные труппы, дают концерты знаменитые музыканты. Значительную часть витебской интеллигенции составляли евреи.
Приехав в Витебск, Пэн оказался в крупном культурном городе, где его ждали. Художник сразу открывает свою школу рисования и живописи – первое и некоторое время единственное еврейское художественное учебное заведение.
В конце века еврейское население Витебска составляло 52% всех жителей городка, и подавляющее большинство учеников Пэна – евреи, некоторые не знали русского языка, учились в еврейских религиозных учебных заведениях. Сам Пэн посещал синагогу. В субботу занятия в его школе не проводились...
Искусство не отделено от жизни, искусство есть сама жизнь. Оно защищает, спасает от духовного вырождения. На протяжении всей жизни Иегуда Пэн считал себя еврейским художником, и именно так воспринимали его окружающие. Это самоощущение он передал многим своим ученикам. Наиболее точно его удалось выразить Марку Шагалу:

« Если бы я не был евреем, я не был бы художником ». Пэна привлекают самые обыденные сюжеты из жизни.


Излюбленные персонажи – ученые талмудисты, еврейские ремесленники изображаются в характерной обстановке, выписанной с навязчивыми подробностями. Пэн более всего ценил свои работы, условно названные « портретами в интерьере ». Эти произведения наиболее «говорящие», характеризующие время, в котором жил и творил великий Пэн.
Об увлеченности Пэна европейской живописью свидетельствует его « Автопортрет в соломенной шляпе ».
Искусство Рембрандта для Пэна является предметом порой откровенного подражания.
Пэн очень любил писать город и его окрестности и привил эту любовь своим ученикам. Иегуда Пэн ходил с учениками « на пейзажи ». Не случайно пейзажи Марка Шагала написаны с тех точек, куда приводил его и других художников Учитель Иегуда Пэн.
Что же касается тематического « репертуара » Витебской школы, то он был значительно расширен благодаря Шагалу и Юдовину, которые внесли в него ряд оригинальных моментов. Это, прежде всего, тема еврейского местечка. У разных художников она решается неоднозначно. У некоторых местечковый быт словно утрачивает свою приземленность, и как бы парит между небом и землей, где все зыбко и непрочно.
Частная школа Пэна просуществовала до 1918 года, когда Марк Шагал организовал Народное Художественное училище. Он пригласил своего учителя руководить одной из мастерских. Несмотря на бестактные выпады со стороны художника Казимира Малевича, Пэн неизменно пользуется любовью и уважением студентов, часто приходивших к нему на занятия из других мастерских.
В 1923 г. Пэн вместе с другими художниками-единомышленниками Бразером, Юдовиным, Мининым, не приняв новых методов художественного образования, оставляет это учебное заведение. Пэн остается не у дел. Однако его авторитет велик, и в 1927 г. Витебск торжественно отмечает 30-летие творческой деятельности художника. Его дом до самой последней минуты манит к себе молодых художников и любителей настоящего искусства. В ночь с 1 на 2 марта 1937 г. Иегуда Пэн был убит у себя в доме.
Обстоятельства и мотивы этого жестокого и бессмысленного убийства до сих пор не прояснены. Но со смертью Пэна история Витебской школы не прекращается. А его ученики возвращались в Витебск – город своей юности, воплотивший в себе образ гармоничного и цельного мира.
Это все предвидел Шагал, когда писал своему Учителю: « Мы, Ваши первые ученики, будем особенно помнить Вас... Ваш образ честного труженика-художника и первого учителя велик. Я люблю Вас за это ».


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет