Философия Аристотеля



бет1/5
Дата28.06.2016
өлшемі411.85 Kb.
#162800
  1   2   3   4   5
Министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный профессионально-педагогический университет

Институт педагогической юриспруденции

Кафедра общей философии



Философия Аристотеля

Выполнил студент

гр. ЗВТ – 105 С
Проверил

преподаватель

______________________

2005


Оглавление


Оглавление 2

Введение 3

Жизнь и сочинения 5

ПЕРВЫЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД 5

ГОДЫ СТРАНСТВИЙ 6

ВТОРОЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД 6

СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ 8

Аристотелевская классификация наук 12

Первая философия или метафизика 13

ПРЕДМЕТ “ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ” 14

ПЕРВОАКСИОМА 14

БЫТИЕ И МЫШЛЕНИЕ 14

БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ 15

УРОВНИ БЫТИЯ 15

СУЩНОСТЬ 15

ДВА КРИТЕРИЯ СУЩНОСТИ 16

СУБСТРАТ И МАТЕРИЯ 16

ОБЩЕЕ, ВСЕОБЩЕЕ, РОД И КАТЕГОРИИ 16

ЕДИНИЧНОЕ 17

СУТЬ БЫТИЯ И ФОРМА КАК СУЩНОСТЬ 17

МАТЕРИЯ И ФОРМА 18

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ 18

ЭНТЕЛЕХИЯ, ТЕЛЕОЛОГИЯ 18

ДВИЖУЩАЯ ПРИЧИНА 19

ЧЕТЫРЕ ПЕРВЫХ НАЧАЛА, ИЛИ ПРИЧИНЫ 19

ТЕОЛОГИЯ 19

Аристотель об онтологии предшественников 20

Критика теории идей Платона 21

Вторая философия или физика 22

МАТЕМАТИКА 22

ПРЕДМЕТ ФИЗИКИ, ПРИРОДА 23

ФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ 24

Биология и психология 24

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ 24

КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИВОТНЫХ 25

ПСИХОЛОГИЯ 25

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДУШИ 25

Гносеология, логика, наукоучение 25

РОЛЬ АРИСТОТЕЛЯ В ЛОГИКЕ 26

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ 26

Политика 26

ЦЕЛЬ ПОЛИТИКИ 27

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 27

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО, СОСТАВ ГОСУДАРСТВА 27

КРИТИКА ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ПЛАТОНА 27

Заключение 29

Список использованной литературы 30

Введение

Философия начинается с удивления.

Аристотель

Весь философский опыт Эллады как бы сосредоточился в гении Аристотеля.

Аристотель, по словам Маркса, является вершиной древней философии. Греческая философия достигла при Аристотеле высшей степени процветания. Ф. Энгельс называл Аристотеля “самой уникальной головой” среди древних, мыслителем, исследовавшим “существенные формы диалектического мышления”. Аристотель жил в IV в. до н.э. К этому времени древнегреческая, античная, философия уже имела, хотя сравнительно и непродолжительную, но богатую историю. Еще в VII в. в Греции не было ни одного философа. Во времена Аристотеля здесь существовало уже несколько философских школ. Античная философия развивалась быстро. Ее прогресс удивителен. Но еще более удивительно как бы внезапное ее возникновение. Можно сказать, что между Гомером и Гесиодом и первыми греческими философами разница качественная, а между этими философами и Аристотелем – количественная, хотя первые античные философы отстояли во времени от Гомера и Гесиода немногим больше, чем от Аристотеля. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить дошедшие до нас тексты. Выберем какой-нибудь важный мировоззренческий вопрос и посмотрим, как он рассматривался прафилософами, первыми философами и Аристотелем. Пусть таким вопросом будет проблема начала мироздания. У Гомера Океан и Тефия – боги-первопредки. И Гесиоду небо и земля, день и ночь казались богами: Ураном и Геей, Гемерой и Нюктой. Иначе представляет себе возникновение мира Гераклит: “Это космос, тот же самый для всех, не создавал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами, разгорающимися и мерами потухающим”. Аристотель же говорит: “Одни считают природой существа огонь, другие – землю, третьи – воздух, некоторые – воду; одни – некоторые из указанных тел, другие – все вместе. Что кто из них положил в основу, будь то один элемент или несколько, то он именно это, и в таком количестве, и считает всеобщее сущностью, а все остальное – состояниями, свойствами и расположениями. И каждое из этих тел является вечным (ибо они не могут переменить самих себя), все же прочее возникает и гибнет бесчисленное множество раз. Таков один способ определения природы: она есть первая материя, лежащая в основе каждого из тел, имеющих в себе самом начало движения и изменения. По другому определению она есть форма и вид согласно понятию… Таким образом, в другом значении природа будет для предметов, содержащих в себе начало движения, формой и видом, отделимым от них только логически; а то, что состоит из материи и формы, не есть природа, а только существует “по природе”, например человек. И скорее форма является природой, чем материя: ведь каждая вещь скорее тогда называется своим именем, когда она есть энтелехиально, чем когда она имеется в потенции”.

Мировоззрение Гомера и Гесиода было в основном мифологическим и уходило своими корнями в представления людей первобытного общества – в стихийный антропоморфизм, удваивавший мир, видевший в каждом естественном явлении его сверхъестественного двойника. И самые начала мироздания выступали для первобытного сознания в таких же антропоморфных образах. Однако начатки философии мы находим уже у Гомера и особенно у Гесиода. Если для мифологического мировоззрения как такового сливались естественное явление и его сверхъестественный двойник, то у Гомера они начинают различаться так, что порой Гомер даже забывает о сверхъестественной ипостаси естественного явления. В “Теогонии” Хаос, пожалуй, уже полностью демифологизирован, в некоторой степени – и следующее за Хаосом поколение богов, но этого нельзя сказать о третьем поколении – о титанах и титанидах – детях Земли (Геи) и Неба (Урана).

Мировоззрение Гераклита и Аристотеля – философское мировоззрение. Гераклит отождествляет начало мироздания не с каким-либо сверхприродным существом, а с одним из состояний вещества, в котором к тому же видит не только генетическое (“был”), но и субстанциональное (“есть”) начало. Теогония сменяется космогонией, фантазирование о мироздании – мышлением о нем. Но уместно заметить, что первобытный мифологический антропоморфизм нашел своего преемника в лице антропоморфизма философско-идеалистического, когда мироздание уподобляется человеку в аспекте мышления. Такой философский антропоморфизм проявляется и у Аристотеля в его учении о Боге как о самом себе мыслящем мышлении и о первоначалах мироздания.

Назовем теперь предшествующие Аристотелю школы и учения. К первому периоду античной философии – ее зарождению – относятся первые философские антимифологические учения, которые еще полны мифологических образов и имен. Создателями этих учений были философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), зачинатель школы элеатов Ксенофан, Пифагор и ранние пифагорейцев – устроители Пифагорейского союза, философ-одиночка Гераклит и его современник, и философский антипод Парменид – главный представитель уже упомянутой школы элеатов. Все эти философы жили в VI в.

Период зрелости античной философии пришелся на VI-IV вв. до н.э.– является главным и наиболее значительным и наиболее сложным. Сюда относятся учения великих натурфилософов – Эмпедокла и Анаксагора, Левкиппа и Демокрита, а также пифагорейца Филолая и средних пифагорейцев. К этому же периоду относится движение софистов, впервые обратившихся к антропологической, а в связи с ней и этическо-социальной проблематике. В учениях софистов и Сократа зарождается также проблема философской методологии. Время деятельности указанных философов – V в. – составляет первую половину рассматриваемого периода истории античной философии. Вторая его половина приходится на IV в. это время деятельности Платона, первого сознательного античного идеалиста, введшего в философский обиход термин “идея” именно как “идеальное” (в обыденном языке это слово имело значение “вид”, “образ”). Сюда относится и начало деятельности так называемых сократических школ (киников, киренаиков и др.). Учение Аристотеля завершает этот период.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет