Физкультура и спорт issn 2071-8950 Физкультура



бет1/17
Дата25.02.2016
өлшемі1.62 Mb.
#23540
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
ISSN 2071-8950

Физкультура

и

спорт

ISSN 2071-8950



Физкультура

и

спорт

Физкультура


и
спорт
Саратовский государственный университет

им. Н.Г. Чернышевского

Педагогический институт

Физкультура

и

спорт


Межвузовский сборник научных трудов
В ы п у с к 15

Издательство Саратовского университета

2011
УДК 796.015 (082)

ББК 75.1 я 43

Ф51
Физкультура и спорт: Межвуз. сб. науч. трудов. – Саратов:

Ф51 Изд-во Сарат. ун-та, 2011. – Вып. 15. – 249 с.


Спортивная деятельность – это деятельность максимально ориентированная на развитие всех качеств человека, интеллектуальных, физиологических, анатомических и т.д., ее непременной основой является комплексная работа с занимающимися.

Формат сборника в большей степени позволяет реализовать творческий потенциал ее авторов, так как специалисты в своих областях имеют возможность поделиться опытом, обсудить интересующие их вопросы.

Содержание пяти разделов сборника представляет несомненный интерес для организаторов спортивной деятельности, занимающихся или интересующихся ею.

Р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я:
В.Д. Гордеев (отв. редактор)

О.В. Ларина (отв. секретарь), А.В. Милехин
УДК 796.015 (082)

ББК 75.1 я 43


ISSN 2071-8950 © Авторы статей, 2011

Спортивная деятельность – это деятельность максимально ориентированная на развитие всех качеств человека, интеллектуальных, физиологических, анатомических и т.д., ее непременной основой является комплексная работа с занимающимися.

Формат сборника в большей степени позволяет реализовать творческий потенциал ее авторов, так как специалисты в своих областях имеют возможность поделиться опытом, обсудить интересующие их вопросы.

Содержание пяти разделов сборника представляет несомненный интерес для организаторов спортивной деятельности, занимающихся или интересующихся ею.



ВВЕДЕНИЕ


На данном этапе развития общества актуальнейший вопрос для страны, вопрос укрепления здоровья всех слоев населения настоятельно «требует» своего решения, требует действий, новых, порой неординарных решений. Данные решения и действия будут эффективны, а значит можно рассчитывать на положительную динамику спортивной и физкультурно-массовой работы при условии слаженной работы всей системы физического воспитания.

Многогранный характер организации спортивно-массовой работы, большое разнообразие структурных составляющих подготовки спортсменов различного уровня предполагает экономическую, социальную, научную обеспеченность и разработанность всех принимаемых программ и решений. Это касается всех программ и решений, от глобальных программ, принимаемых на уровне страны до программ и заданий на каждое занятие, для каждого спортсмена.

Сотрудники факультета физической культуры, наряду с активной научной работой по индивидуальным направлениям изучения спортивной деятельности и соответствующим издательским выходом, традиционно обеспечивают выпуск данного сборника. Сборник научных статей представляет возможность в концентрированной форме изложить свои исследования, наработки, поделиться опытом, предложить к обсуждению актуальные вопросы не только преподавателям СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Участие в данном сборнике студентов факультета, преподавателей других вузов, учителей физической культуры и тренеров по спорту делает его более интересным, позволяет обсуждать вопросы спортивной деятельности в более широком диапазоне.

В последующих изданиях редакционный совет планирует расширить тематику разделов с целью привлечения новых авторов для освещения сторон спортивной деятельности.

РАЗДЕЛ I. СПОРТ И ОБЩЕСТВО



Д.Г. Шитов, А.Н. Онищенко
Саратовская государственная академия права
Ю.Т. Антоничева
Саратовский государственный

университет имени Н.Г. Чернышевского

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

КАК СУБЪЕКТА ДИАЛОГА КУЛЬТУР

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

(НА ПРИМЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ)
"Пространство культуры” сегодня очень разнообразно. В этом пространстве существуют разные течения, несущие совершенно разное понимание человеком себя и смысла своей жизни, чаще всего они сливаются и гармонично дополняют друг друга, но иногда пересекаются и вступают в противоречия. Поэтому считаем целесообразным провести логический анализ понятий, используемых в работе.

Рассмотрим понятие «диалог культур», сформулированное С. Лебедевым: разновидность межкультурного взаимодействия, предполагающая активный обмен содержанием культур-контрагентов при сохранении ими своей самобытности.

Таким образом, диалог культур предполагает широкий спектр вопросов, в основном второстепенного характера, по которым находятся или вырабатываются новые параллели и аналоги, по-новому интерпретируются явления или понятия, появляются новые грани взаимодействия. Но при этом не затрагивается структура и содержание взаимодействующих культур. В результате такого диалога, используя творческий подход, можно взглянуть на какое-либо явление «с другой стороны», можно найти оригинальное и более эффективное решение существующей проблемы, может родиться новое явление. Контакт между культурами приводит к заимствованию (через изучение) различных элементов, то есть взаимопроникновению культур.

В настоящее время в отечественной и зарубежной теории культуры существует множество её определений. Культура – явление не неизменчивое, она хоть и ограниченно, но постоянно меняется, развивается. Научное, художественное и техническое творчество, деловая активность и другие факторы развития в настоящее время уже нельзя называть воспроизводством традиций. Развитием культуры можно считать становление и формирование новых традиций и норм.

Рассмотрим понятие «культура». Слово «культура» в переводе с латинского означает обработку и уход, возделывание, т. е. преобразование с помощью рук и ума человека того, что создано природой, включая и его самого. Культуру общества включает в себя духовные и материальные ресурсы, это накопитель и хранитель всего ценного и положительного, что достигнуто людьми.

Мировая культура многообразна, в ней присутствуют разнообразные локальные, национальные, региональные и этнические различия. Культура – это такой социальный феномен, который охватывает не только прошлое, настоящее, но и будущее. Прошлая культура участвует в формировании настоящей, проявляется в лучших её образцах. Философское понятие культуры определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать их от поколения к поколению.

При всем многообразии определений термина «культура» можно увидеть, что она может рассматриваться как комплекс освоения и осмысления человеком действительности, а одной из важнейших ее функций является организация социального поведения людей.

Фундаментальное понятие "образовательное пространство" в научно-педагогической литературе трактуется неоднозначно. Разные исследователи и авторы публикаций могут подразумевать под термином "образовательное пространство" различные понятия. К примеру, понятие "образовательное пространство" часто используется: в качестве метафоры; как синоним термина "образовательная среда"; в значении "территориальной" категории, связанной с масштабом тех или иных явлений в образовании или социальной практике; как результат возможной интеграции существующих элементов системы образования; в значении одного из уровней социального пространства (наряду с экономическим, политическим, культурным пространством); как явление в общественных отношениях стран, как специфическое качество единства; как результат конструктивной деятельности.

Образовательное пространство – пространство, на протяжении которого сохраняется общегосударственное единство в образовании при проведении децентрализации образования.

Также нами было рассмотрено понятие "единое образовательное пространство России", употребляемое в связи с модернизацией российского образования и реализацией мероприятий Болонского процесса и являющееся альтернативой традиционному понятийно-терминологическому тезаурусу.

По нашему мнению, определение, наиболее удачное, ёмкое и раскрывающее сущность понятия, было дано президентом Международного общественного фонда «Фонд национальной и международной безопасности» Л.И. Шершнёвым (2005 г.): «Под образовательным пространством России понимается вся совокупность ее образовательных учреждений разного типа и взаимодействующих с ними общественных и государственных организаций, а также идущих образовательных и учебно-воспитательных процессов. Вместе они создают среду социализации человека, превращения его в личность, обеспечивают определенный уровень образованности, интеллекта и культуры общества, межличностных, политических, экономических, социальных, военных, этических и всех других отношений».

В этой среде, характеризующейся обучающим и воспитывающим способом бытия, у детей, молодежи, других категорий граждан формируются и развиваются: 1) целостное понимание мира и складывающейся обстановки; 2) современное научное мировоззрение; прочные духовно-нравственные устои; 3) ясное представление о ценностях и смысле жизни, собственном предназначении и социальных потребностях; 4) культура здоровья и здорового образа жизни; 5) четкая мотивация жизнедеятельности; жизненно-важные установки, политические взгляды и отношения; 6) позитивное отношение к обучению, духовному и интеллектуальному развитию; 7) любовь к Родине, семье, окружающей природе; 8) навыки и умения участия в трудовой, воинской, общественной, политической, культурной и научной деятельности; 9) волевые качества для достижения поставленных перед собой целей; 10) ответственность за свою судьбу, за своих близких, за Отечество; культура безопасности.

Поскольку нами рассматривалось понятие «образовательное пространство», считаем целесообразным определиться с целью и задачами образовательного учреждения (имеется в виду высшее образование).

Целью образовательного учреждения является обеспечение высокого качества образования на основе целевых программ обучения, привлечения высококвалифицированных преподавателей, применения инновационных технологий обучения и современного оборудования в соответствии со стандартами образовательной деятельности, а также с учётом индивидуальных запросов студентов.

Задачи образовательного учреждения: 1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения образования; 2) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе; 3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации; 4) формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; 5) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; 6) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

Определившись с понятийным аппаратом в изучаемых областях и проведя логический анализ основополагающих определений, считаем возможным обосновать выбор темы и продолжить дальнейшую работу.

Приступая к поиску граней взаимодействия пространства культуры и пространства образования, мы можем начать говорить как о «диалоге культур», так и о взаимосвязях либо различных форм культур, либо её разновидностей. Мы можем говорить как о диалоге культур, например, Европы и Востока, так и о воспитании личности на основе диалога культур. Мы можем рассуждать в разрезе формирования, например, профессиональных компетенций в образовательном пространстве диалога культур, но можем также говорить о тесной взаимосвязи различных форм культур, например, духовной и материальной, нравственной и культурной. Или представляет интерес, например, вопрос влияния древнерусской культуры на воспитание современного поколения, при ответе на который мы можем смело опираться на ценности и понятия этнопедагогической культуры, взяв за основу культурно-исторический аспект.

Но мы могли бы затронуть и лингвокультурологический аспект, исследуя вопросы лингвокультурологии, науки, изучающей язык как феномен культуры. В условиях глобализации нашего мира для успешного ведения дел на мировом рынке актуальным становится вопрос изучения не только языков, но и культурных особенностей людей той или иной страны.

Другим направлением исследования может служить развитие коммуникативной культуры студентов педагогических специальностей. В связи с тем, что выпускники педагогического института получают профессии, относящиеся к типу «человек-человек», немаловажное значение имеет формирование у студентов коммуникативной культуры. В педагогике сотрудничества умение общаться является одним из главных факторов успеха работы учителя. Но выпускники педагогических вузов не готовы к школе психологически – не знают и боятся детей. Многие преподаватели высших учебных заведений отмечают неумение студентов выразить свою мысль кратко и образно.

Также, на наш взгляд, можно взять за основу проблему формирования медиакультуры у современной молодёжи. Эта тема также является актуальной, так как двадцатый век вошел в историю как век «информационного взрыва», как век формирования мировой информационной структуры. В этой связи особое значение в обществе приобретает медиакультура. Это часть общей культуры, связанная со средствами массовой коммуникации. Сегодня на первый план выходит как медиакультура общества, так и медиакультура каждой отдельной личности. Потреблению информации надо учить так же терпеливо и продуманно, как музыке и живописи.

Таким образом, мы можем говорить о культуре как о: цивилизации; культуре как мировоззрении; культуре как норме поведения.

В данной работе мы будем дальше рассуждать в разрезе формирования личности студента как субъекта диалога культур в образовательной деятельности, опираясь на ценности физической культуры. Под диалогом культур мы имеем в виду не национальные культуры, а различные формы культуры, и её разновидности. Мы считаем, что в поликультурном образовательном пространстве в сознании каждого студента будут интегрироваться различные культурные сферы, что позволит ему расширить пространство собственного становления. Это может воплотиться в жизнь в условиях, когда молодой человек постоянно находится на грани культур, умеет говорить на разных "культурных" языках, сопрягать в своем сознании различные типы мышления.

Развитие любого общества немыслимо без высоконравственных, духовно богатых личностей. Необходимо отметить, что не всякая деятельность людей является культуросозидающей. Технику, оторванную от общекультурных и гуманитарных идей, уже нельзя будет отнести к материальной культуре, скорее, её можно охарактеризовать как антикультуру, так как она будет способна к уничтожению и разрушению. Не случайно, например, в современной истории появился термин «мирный атом».

К явлениям антикультуры можно отнести вандализм (действия, направленные на разрушение культуры общества и личности) и действия человека другого рода, например: войны и другие преступления против человечества; различные экологические угрозы, включая опасность радиации; табакокурение, пьянство, наркоманию и т.п.

Наука, оторванная от высокой культуры, духовности, не способна рождать фундаментальные идеи. Во время обучения в вузе у студентов необходимо формировать навыки в реализации потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, воспитывать такие качества личности, как трудолюбие, честность, порядочность, доброту, справедливость, патриотизм, терпимость, милосердие, бережное отношение к природе.

Культура в целом и любая конкретная региональная, историческая форма культуры представляет собой сложное явление. В истории гуманитарного знания зафиксированы четыре взаимосвязанные формы культуры: материальная, духовная, физическая, художественная.

Если сопоставить все формы культуры по входящим в них элементам, то можно обнаружить их взаимосвязь. Например, в физическую культуру «втянута» часть элементов других форм: здания и сооружения в виде спортивных дворцов, залов, стадионов; спортивное оборудование и инструменты (инвентарь) для всех видов спорта и физических упражнений; средства связи, приборы; информация, произведения искусства, различные виды спорта, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Наблюдается тесная взаимосвязь между культурой физической и духовной, которые формируются в самом человеке, составляя его общую культуру. Поэтому справедливо утверждение, что физическая культура преобразует как телесную, так и духовную стороны человека.

Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека.

Поскольку физическая культура является видом культуры личности и общества, то ей присущи, прежде всего, общекультурные функции, которые вытекают из закономерностей развития культуры и общества в целом и находят конкретное проявление в решении задач, которые порождаются объективными условиями на каждом этапе её развития. К ним можно отнести общеобразовательную, воспитательную, нормативную, преобразовательную, познавательную, ценностную, ориентационную, коммуникативную и многие другие культурные функции.

Общая культура (культурность) человека обусловлена уровнями его физического, интеллектуального, этического (нравственного), эстетического развития в их гармонической соразмерности.

В новых госстандартах ВПО обновлена структура и содержание следующих учебных циклов: гуманитарный, социальный и экономический цикл; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: физическая культура; учебная и производственная практики; итоговая государственная аттестация.

Дисциплина физическая культура включена в число обязательных дисциплин и на её изучение в соответствии с ФГОС отводится 2 зачетные единицы, соответствующие 400 академическим часам.

Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы.

Воздействуя на биологическую сферу комплексом средств и методов, физическая культура неизбежно оказывает влияние и на интеллектуальную, эмоциональную, духовную сферы личности. О системе взаимосвязанных и взаимообусловленных интегральных психических свойств говорит Л.Г. Вяткин: «Духовные, этические, эстетические, трудовые и физические качества, образно говоря, составляют ядро, сердцевину личности».

Гуманитарную значимость физической культуры в вузе трудно переоценить. Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в качестве главной ценности педагогического процесса.

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

Физическая культура выступает как социокультурный слой практики, направленной на освоение природных сил студентов и опосредованных их культурным отношением к своим физическим возможностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, особых личностных качеств. Гуманитаризация образовательного процесса подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоценность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при котором становятся возможными и необходимыми социальные и индивидуальные процессы саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, самоуправления, самоопределения. Они отражают наиболее действенные и долговременные результаты образования по физической культуре.

Спортивная деятельность является привлекательной и важной формой функционирования физической культуры. Деятельность в сфере спорта позволяет расширить круг общения студентов, даёт возможность сопереживания, эстетического и эмоционального восприятия, решения научных, педагогических, социальных и других задач в нестандартных ситуациях. Это особенно важно в условиях перехода на многоуровневую систему образования, когда студенты вовлечены в стремительный ритм современной жизни, что иногда неблагоприятно сказывается на их психофизических качествах.

В заключение отметим, что физическая культура представлена как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования общей культуры студентов вуза. Она играет важную роль в образовательном пространстве, способствуя решению важных задач, поставленных перед современным образовательным учреждением.



Библиографический список
Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. М., 2004.

Вяткин Л.Г., Ольнева А.Б. Основы педагогики высшей школы. Саратов, 1999.

Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов/ Сост. Н.Б. Крылова. М., 1995.



Резник С.Д. Управление кафедрой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

Сагатовский В.Н. Диалог культур и “русская идея” // Возрождение культуры России. Диалог культур и межнациональные отношения. СПб., 1996. Вып. 4.

Теория и методика физической культуры: Учебник/ Под. Ред. Ю.Ф. Курамшина. М., 2007.

Физическая культура студента: Учебник/ Под ред. В.И. Ильинича. М., 2000.

Физическая культура: Учебное пособие для подготовки к экзаменам/ Волков В.Ю., Загоруйко В.И. СПб., 2004.



Яценко Е. Восток и запад: взаимодействие культур // Культура в современном мире: опыт. проблемы. решения. М., 1999. Вып. 1.


С.В. Моренченко
Саратовский государственный

технический университет
НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Основное внимание в современных общественных дискуссиях по поводу реформы образования занимают проблемы изменения номенклатуры специальностей, учебных классов, более широкого привлечения инвестиции в образовательный сектор экономики. При этом зачастую не обращается внимание на состояние таких важных составляющих образовательного процесса, как физическое воспитание и спорт, являющихся важнейшими факторами формирования современного специалиста. Между тем практика показывает, что высшие учебные заведения во многом сохранили предыдущий опыт интеграции занятий физической культурой и спортом в учебном процессе. Но образовательное пространство в этом аспекте характеризуется рядом негативных явлений: снижением физических кондиций студентов по причине неудовлетворительного отношения к этому фактору значительной части студентов, усилением девиантного поведения в студенческой среде; потерей ориентиров в формировании спортивных коллективов высших уровней достижений; несоответствием образовательных практик и моделей современным реалиям; недостаточной эффективностью функционирования образовательных практик высших учебных заведений в области физической культуры и спорта, определенных устаревшими подходами к конструированию специально активного отношения к пониманию компоненты физического здоровья в статусных характеристиках личности.

Физическая культура как важнейшая составляющая социальной инфраструктуры представляет собой относительно устойчивую совокупность практик, служащих удовлетворению общественных потребностей и выполняет ряд общественно значимых функций. Спорт, выступая относительно автономной подсистемой физической культуры, характеризуется особым социальным статусом в пространстве социальных взаимодействии. Социологическое исследование физической культуры и спорта затрагивает как аспекты организации общества в целом, так и жизненно – стилевые стратегии отдельных кластеров социума, которые выступают контекстом для развития установок и практик в отношении физической активности.

Для изучения современных условий развития системы образования важным является использование социологической концептуализации глобального образования с опорой на социологии постиндустриального, информационного общества.

Наряду с достаточной степенью проработанности ряда аспектов физической культуры и спорта в педагогической, философской, медико-биологической и психолого-педагогической литературе, социологический аспект этой составляющей социальной инфраструктуры, важнейшего пласта социальной жизни, отражающего дух эпохи, представлен далеко не полно. Практически не изучены динамические характеристики физической культуры как социального феномена, нуждаются в серьезной проработке проблема физической культуры и спорта в поле современных культурных практик.

Согласимся с В.И. Столяровым в том, что физическая культура есть относительно самостоятельная область, или сфера, культуры.

Как и все социальные явления, она носит конкретно исторический характер, поскольку составляющие ее компоненты меняются в процессе развития общества. При этом важно различать физическую культуру отдельного человека, какой-либо социальной группы и общества в целом и физическую культуру в той мере, в какой она характеризует отдельного человека, выступает как физическая культура личности, включающая социально сформированные физические способности (умения и навыки) человека, связанные с ними знания, интересы, потребности, ценностные ориентации, а также освоенные личностью средства сохранения и совершенствования этих способностей, знания о том, как их использовать, умения и навыки применять их и соответствующие интересы, потребности, нормы. При этом необходимо акцентировать внимание но том, что физическую культуру личности нельзя отожествлять просто с физическим развитием человека, что она включает в себя не любые физические качества человека, не все их стороны, а лишь те, которые являются результатом социализации: «Ее вообще нельзя сводить только к физическому, телесному». С этим согласна и Л. Лубышева, указывая, что особенность феномена физической культуры «состоит прежде всего в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесс физического развития любого человека выражается в совершенствовании форм и функций, организма, реализации его физических возможностей. Но было бы неверным считать, что биологические процессы развития человека происходят изолированно от его социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений».

Между тем во взглядах на организацию спорта и физической культуры до недавнего времени преобладали естественнонаучные соображения. В перспективе данный подход фактически сегодня во многих аспектах уже исчерпал свои потенциальные возможности. Ю. Николаев полагает, что «в настоящее время надо, видимо, уже окончательно признать, что смещение акцента преимущественно только на развитие физических способностей человека, оставляя в стороне его личностное развитие (т.е. разрывая его соматопсихическое и социокультурное единство), не дает ощутимых результатов в формировании у человека истинно физической культуры, потребности в ней. В данном случае воспитывается «расчлененный» человек, разобщенный на отдельные и независимые части, что вступает в противоречие с концепцией (идеей) его целостности, интегральной индивидуальности, где выделяются в единстве анатомо-физиологический, психодинамический, психологический, личностный, социально-психологический уровни организации человека».

Социологическая рефлексия социальных процессов, имеющих отношение к спорту и физической культуре, произошла относительно недавно – начиная с 80-х годов двадцатого века.

Анализируя процесс институциализации самой отрасли социологии спорта, необходимо понимание того факта, что следует рассматривать физическую культуру и спорт в их специфическом содержании как социальный процесс оптимизации физического состояния человека с целью большего соответствия запросам общества, рассматривая человека как члена общества в конкретном социальном контексте. Необходимо учитывать поликультурное состояние современного общества, для которого характерна вариативность представлений о здоровом и нездоровом, полезном и вредном. Существуют важные различия между представителями разных социальных и этнокультурных групп в их отношении к здоровью, к санитарным условиям быта, к лечебно-медицинским учреждениям, к личной гигиене, к физической активности, спорту и физической культуре.

В условиях серьезного изменения социальной политики в вопросах образования, трудоустройства молодежи возникла необходимость пересмотра роли физической культуры и спорта в развитии образовательных институтов.

По большом счету, нужна целенаправленная программа развития системы образования по физической культуре. Такая программа должна обеспечивать подготовку высококвалифицированных профессионалов, способных проводить необходимые преобразования в соответствии с социокультурной ролью специалиста в изменяющемся обществе.

Одной из важнейших задач реформирования системы высшего образования является усиление образовательного и гуманитарного компонентов физической культуры и спорта в современном российском вузе, переходя от простого отражения связи пространства физкультурных и спортивных практик университета с отображающимся в нем социальным пространством к формированию последнего. Необходимо усиливать не только оздоровительно-гигиеническую функцию физической культуры, но и в еще большой мере образовательную, воспитательную, общекультурную.

Необходима модернизация системы университетского образования страны, приближение к общемировым стандартам с точки зрения переноса фокуса в мотивационном комплексе индивидуумов с идеологических причин в сторону гуманитарных и образовательных компонентов.

В свете необходимости реформирования российской системы образования мы фокусируем наше внимание на изменении роли физической культуры и спорта в системе университетского образования. До сих пор основной упор делался на нормировании физкультурных практик в университетах, определении четкого набора стандартов, которые фактически применялись к каждому студенту университета независимо от его физических кондиций.

Вузовские проблемы исследовали по преимуществу с позиций администрации и преподавательского состава. Студенты оставались в тени. К ним относились как к пассивному объекту, не участвующему и не желающему участвовать в общем процессе перестройки вузовской системы и высшего образования в целом. Тем более мнение студентов о состоянии преподавания таких дисциплин, как физическая культура, в университетах не находилось в фокусе интереса исследователей по этой причине. Занятия физической культурой воспринимались как второстепенные, но достаточно жестко нормированные. Другой важной характеристикой соотношений интересов авторов социального пространства является понижение уровня интересов преподавателей в работе со студентами в последние годы, что объясняется тем, что преподаватели часто не считают себя сопричастными реформам образования. В то же время и студенты так и не стали самостоятельным субъектом в вузе, в зачаточном состоянии остаются элементы студенческого самоуправления.

Сложившиеся условия изменения приоритетов в преподавании физической культуры и спорта требуют переориентации образовательной политики на повышение активности самих студентов, что позволит не только стабилизировать ситуацию, но и получить позитивную динамику в решении проблем приумножения человеческого капитала.

Как замечает В.Н. Ярская, образование в постсоветском обществе характеризуется новым социальным значением, в основе которого – диалог обучающих и обучающихся субъектов. Основной задачей преподавателя физической культуры становится продуцирование человеческого капитала на основе учета индивидуальных особенностей физического состояния студента, подбору специальной программы, которая будет наиболее эффективна для конкретного человека.

Библиографический список
Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа. //Теория и практика физической культуры. 1996. №1.

Николаев Ю. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа // Теория и практика физической культуры. 2008. №8.

Столяров В. Актуальные проблемы истории и философско-социологической теории физической культуры и спорта. М., 1994.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет