Формирование государства Селевкидов при Селевке I



Дата09.06.2016
өлшемі356.24 Kb.
#123770
түріАвтореферат
На правах рукописи

Смирнов Святослав Викторович
Формирование государства Селевкидов при Селевке I

(политический и социально-экономический аспекты)

Специальность 07.00.03 – всеобщая история

(история Древнего мира)

Автореферат

Диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Москва – 2011
Работа выполнена в Институте всеобщей истории Российской

академии наук

Научный руководитель

доктор исторических наук

член-корр. РАН

КОШЕЛЕНКО Геннадий Андреевич

Официальные оппоненты
доктор исторических наук

КЛИМОВ Олег Юрьевич

кандидат исторических наук

СМИРНОВА Наталья Михайловна

Ведущая организация

Московский государственный университет

им. М.В. Ломоносова

Актуальность исследования. Государство Селевкидов – одно из самых значимых государственных образований эпохи эллинизма. На пике своего могущества оно расположилось на бескрайних просторах Азии от современных Малой Азии до Среднеазиатского региона, включая в себя бесчисленное множество различных народов и народностей с их самобытным укладом жизни, языком и культурой. Формирование этого государства пришлось на период (рубеж IV–III веков до н.э.), последовавший за эпохой великих завоеваний Александра Македонского. Это время принято назвать «войнами диадохов». Диадохи – ближайшие друзья и наследники Александра, в кровопролитных войнах поделив между собой империю своего господина, создали на ее развалинах собственные государства. Одним из диадохов был основатель династии Селевкидов – Селевк I, получивший впоследствии прозвище Никатор (Победитель). Будучи талантливым полководцем и великолепным администратором, он сумел построить сильное государство, которому суждено было просуществовать до 64 г. до н.э., когда оно было преобразовано в римскую провинцию.

С точки зрения общественных отношений период раннего эллинизма и особенно время войн диадохов можно назвать переходным в прямом смысле слова. В зарубежной историографии последнего десятилетия (в первую очередь французской) он все чаще стал назваться «La transition» – «переход». Переход от классики к эллинизму, от полиса и восточной деспотии к эллинистической монархии. Для всего Древнего мира в целом и, в особенности для региона Восточного Средиземноморья, этот «переход» стал важным историческим этапом, на котором зародились характерные для всей последующей эпохи эллинизма институты государства, экономики, культуры.

Государство Селевкидов – уникальный исторический феномен, сочетающий в себе восточные (персидские и ассиро-вавилонские) и западные (греческие и македонские) черты. Фактически оно представляло собой квинтэссенцию политических традиций Персидской империи Ахеменидов, Македонии царя Филиппа II и державы Александра Македонского. В той или иной степени опыт предшественников был заимствован в таких сферах государственной жизни, как экономика, центральное и административное устройство, социальные отношения. Однако важно отметить, что в процессе формирования нового государства использовалась и принципиально новая – эллинистическая практика. Именно эти факторы, в конечном счете, способствовали зарождению того тип государства, который принято назвать восточно-эллинистической монархией.

Греческие и римские авторы не уделяли государству Селевкидов достаточного внимания, относя его к государствам второго порядка. Не нашел определенного отражения и процесс непосредственного формирования государства Селевкидов, несмотря на то, что о его основателе – Селевке I – существует множество различный упоминаний и свидетельств. Таким образом, в письменной традиции остается достаточно большое количество «белых пятен», заполнить которые возможно только привлекая источники других типов: эпиграфические, нумизматические и археологические.



Научная новизна исследования заключается в том, что впервые для отечественной историографии, в работе проводится разносторонний анализ процесса политического и социально-экономического формирования новой для Древнего мира формы государственности – эллинистической монархии (государства Селевкидов), который помещен в контекст истории Восточного Средиземноморья и Передней Азии второй половины I тыс. до н.э. Также рассматриваются политические условия зарождения государства Селевкидов и исследуется проблема институциональной преемственности Селевкидов предшествующим династиям – Аргеадам и Ахеменидам. В работе решается ряд менее значимых частных вопросов с использованием источников, ранее не привлекавшихся по данной тематике. В приложении помещены переводы девяти важнейших надписей, относящихся ко времени правления Селевка I, ранее не публиковавшихся на русском языке.

Широта постановки научной задачи обусловлена, прежде всего, необходимостью комплексного изучения процесса формирования и первичного функционирования государства Селевкидов. За последние 60 лет в исторической науке накопилось большое количество материала (археологического, эпиграфического, нумизматического), позволяющего отобразить целостную картину возникновения и развития различных институтов государства Селевкидов. С историографической точки зрения можно отметить, что все работы второй половины XX века (как отечественные, так и зарубежные), носили частный характер, и были посвящены отельным аспектам и проблемам.



Объектом исследования является государство Селевкидов в правление его основателя – Селевка I.

Предметом исследования стал ряд проблем, в совокупности характеризующих различные аспекты политического, экономического и социального формирования государства Селевкидов.

В качестве методологической основы в работе использованы методы сравнительно-исторического анализа, системного подхода (в исследовании основных государственных институтов), а также комплексного подхода к изучению материалов различных категорий исторических источников: сведений древних авторов, эпиграфических, нумизматических, клинописных и археологических.

Целью работы является разностороннее исследование процесса возникновения и формирования государства Селевкидов в период правления его основателя Селевка I (312–281 гг. до н.э.). Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

  • реконструкция политической биографии Селевка I;

  • исследование института царской власти как основы эллинистической государственности;

  • изучение аппарата центральной власти: его происхождение и формирование, функции и место в системе административно-политического устройства;

  • рассмотрение принципов территорально-административного устройства государства Селевка и органов местной администрации;

  • исследование основных составляющих царской экономики;

  • реконструкция системы финансовой администрации при Селевке I;

  • выявление важнейших черт колониальной политики Селевка I;

  • рассмотрение основных социальных процессов, вызванных колонизацией.

Хронологическими рамками исследования является в основном время жизни Селевка I (350-е –281 годы до н.э.), включая период его пребывания у власти (312–281 годы до н.э.). Во всех отношениях это единый и целостный этап в истории государства Селевкидов, характеризующийся определенными тенденциями развития. Однако для сравнительно-исторического анализа зачастую используется более широкий исторический контекст.

Источники. Источники, использованные в данной работе, классифицируются по следующим категориям: 1. Сочинения древних авторов (греко-римская традиция). 2. Данные эпиграфики и папирологии. 3. Клинописные документы (частные юридические документы, астрономические дневники и хроники). 4. Данные нумизматики и сфрагистики. 5. Археологический материал. Каждая из этих групп характеризуется не просто региональными или хронологическими особенностями, но представляет собой отдельный спектр информации, и только сопоставление материалов всех категорий источников дает целостное представление о предмете исследования.

Письменная греко-римская традиция представлена наиболее информативными, но субъективными источниками, т.е. сочинениями древних авторов. Эти источники широко использованы для исследования политической, экономической и социальной организации государства, а также для изучения колониальной политики и в особенности политической биографии самого Селевка. Наибольшую значимость для исследования представляют труды греческих авторов: Аппиана («Сирийские дела») Плутарха (жизнеописания Деметрия, Александра, Эвмена), Диодора («Историческая библиотека»), псевдо-Аристотеля («Экономика»), Павсания («Описание Эллады»), Полиэна («Военные хитрости») и Мемнона из Гераклеи («О Гераклее»). Также привлекаются сочинения римских авторов: Юстина (эпитомы сочинения Помпея Трога «Филиппова история»), Непота («О царях»), Плиния Старшего («Естественная история»). Большое значение имеют источники позднеантичного и византийского происхождения, сочинения Порфирия, Павла Орозия, Иоанна Малалы, Стефана Византийского.

Эпиграфика и папирология представлена не многочисленными, но крайне информативными надписями и папирусами. Эти источники содержат сведения по политической, социально-экономической истории, идеологической политике, а в сопоставлении с нарративным материалом формируют общую картину государственного устройства державы Селевка, а также служат источником для изучения взаимоотношений между царской властью и некоторыми полисами и храмами. В работе используются надписи греческого происхождения (царские письма, полисные декреты) и персидского (царские надписи).

Клинописные документы – уникальный источник, в раннеэллинистический период характерный только для государства Селевкидов. Клинопись как вид письма сохранялась на протяжении всей эпохи эллинизма в Вавилонии на всех уровнях от государственного до частного, поэтому клинописные архивы содержат три типа документов: астрономические дневники, хроники и частные контракты. Клинописные источники привлекаются для исследования политической истории, а также административного и социально-экономического устройства Вавилонии.

При отсутствии письменных источников большое значение для исследования имеют данные нумизматики и сфрагистики. Монеты могут служить источником как по экономическому развитию государства, так и по идеологической политике, ведь монетные изображения в античности являлись первейшим средством пропаганды. Иногда нумизматические данные можно сопоставить с материалами письменных источников, что помогает реконструировать некоторые события политической истории. Большое значение для изучения экономики, в первую очередь налогообложения, имеет сфрагистика. Хорошим источником служат многочисленные печати государственных чиновников, найденные при раскопках Селевкии на Тигре, Вавилона и Урука.

Последней категорией, использованных в работе источников, являются данные археологии. Особенностью этого типа источников является то, что материалы, полученные в результате раскопок, в большинстве случаев имеют определенную датировку, что крайне важно при реконструкции политической истории и государственного устройства определенного периода. Археологические источники являются важнейшими при изучении колонизационной политики первых Селевкидов.

Степень разработанности темы. Историография, посвященная отдельным аспектам и проблемам истории правления Селевка I, довольно обширна и разнообразна. Однако большинство исследований, как отечественных, так и зарубежных, затрагивают предмет данного диссертационного исследования лишь отчасти. Большинство из них посвящено отдельным эпизодам политической истории, вопросам государственного и социально-экономического устройства. Частично эта проблема освещается в контексте общих исследований по истории раннего эллинизма или же в трудах, посвященных конкретным политическим деятелям этого времени.

В историографии XIX – начала XX в. государственное устройство державы Селевкидов исследовалось поверхностно, в виду недостатка источников. Отправной точкой в историографии данной тематики являются работы российских исследователей, работавших за рубежом: М.И. Ростовцева – глава «Сирия и Восток» в «Кембриджской древней истории» 1 и Э. Бикермана – «Государство Селевкидов»2. В них впервые были основательно освящены государственные институты: царская власть, армия, экономическая политика (включая налоги и монетные выпуски), культ царей. Письменные источники подвергались критике и перепроверялись эпиграфическими или нумизматическими данными. В обеих работах был проведен анализ селевкидской государственности, что позволило выявить некоторые параллели с персидской империей и державой Александра. Государство Селевкидов рассматривалось не как отдельное политическое образование, а вписывалось в историческую македонскую и ближневосточную политическую традиции. Ростовцев особо подчеркнул, что периоду эллинизма предшествовали долгие, существовавшие постоянно, отношения между Западом и Востоком (в первую очередь экономические), которые оказали сильное влияние на формирование новых государств. Тем не менее, основное внимание и Ростовцева, и Бикермана было обращено, скорее, к региону восточного Средиземноморья, Малой Азии и Вавилонии, тогда как области Бактрии и Согдианы, Мидии, Персии, оставались практически неосвещенными, возможно из-за недоступности, на тот момент, археологического материала.

В 40–50-е годы большой вклад в изучение эллинистического общества и влияния на его развитие процесса колонизации, а также положения зависимых слоев населения в государстве Селевкидов, внесли отечественные исследователи: Ранович А.Б. 3, К.К. Зельин и М.К. Трофимова4, И.С. Свенцицкая5, Е.С. Голубцова6, Г.Х. Саркисян7.

Период 1940-х – 1960-х годов, в изучении государства Селевкидов, можно назвать временем «накопления» источникового материала. В ходе археологических раскопок некоторых эллинистических полисов были получены новые материалы по экономическому развитию древнего мира в период эллинизма. В научный оборот было введено большое количество нумизматического и эпиграфического материала.

Новым этапом в изучении государства Селевкидов можно считать 1970-е – начало 1980-х годов. В это время происходит пересмотр прежних концепций и мнений, согласно которым, восточная цивилизация считалась реакционной и архаичной. Накопленный в течение предшествующих десятилетий, и постоянно пополняющийся в ходе раскопок, археологический материал позволил сделать ряд важнейших открытий в сфере государственного устройства эллинистических монархий. Все больше внимания стало уделяться проблемам государственности Ахеменидов и вопросам восприятия эллинистическими монархиями опыта персидской империи. Интерес ученых в данный период был обращен на социально-экономическое развитие эллинистических государств. В 1970-х – 1980-х годах появляются работы П. Бриана, посвященные социальным проблемам раннего эллинизма8. Исследования П. Бриана касаются положения иранского населения в державе Ахеменидов и взаимоотношений персов как «доминирующего этно-класса» с другими народами империи9. Особое внимание было уделено греческой колонизации эллинистического периода. Так, селевкидской колонизации посвящена работа Г. Коэна10. В ней обстоятельно был исследован феномен эллинистического полиса в государстве Селевкидов, условия его зарождения и развития. Характерной особенностью данного исследования стало широкое использование археологического материла. Вопросам экономической и социальной структуры государства Селевкидов посвятил свою работу Г. Крайсиг11. Заметных результатов в данной сфере добились исследователи селевкидской Вавилонии Г. МакЭвон12 и С. Шервин-Уайт13.

Отечественная историография этого периода представлена рядом фундаментальных исследований, одним из которых является работа Г.А. Кошеленко «Греческий полис на эллинистическом Востоке»14. В ней дана общая характеристика колониальной политики Александра Македонского и Селевкидов, в качестве особой категории выделяется восточноэллинистический полис, а также исследуются отношения его с царской властью. Определенный интерес среди отечественных исследователей вызывала финансово-административная структура государства Селевкидов. Так, в 1974 году в Ленинграде О. Зельдиной была защищена кандидатская диссертация по теме «Финансовая политика Селевкидов (налоги и подати)»15, где рассматриваются основные доходы эллинистической царской экономики, а также реконструируется финансово-административная система государства Селевкидов. Не осталась без внимания советских исследователей и держава Ахеменидов. В 1980-е годы выходят две монографии М.А. Дандамаева. Первая из них, написанная в соавторстве с В.Г. Лукониным, посвящена проблемам экономики и культуры Ахеменидской империи, вторая – вопросам политической истории16.

Своеобразным итогом данного историографического этапа является вышедшая в 1984 году первая часть седьмого тома второго издания «Кембриджской древней истории». В ней подводятся некоторые итоги изучения эллинистической государственности и, в частности, государства Селевкидов. В главе «Сирия и Восток», написанной Д. Мусти17, разбираются проблемы государственного и административного устройства, организации армии и флота, экономической жизни государства Селевкидов. Отдельного внимания заслуживает глава «Монархии и монархические идеи» (автор Ф. Уолбанк)18, в которой рассматриваются факторы зарождения эллинистической царской власти, подчеркивается роль войска в становлении этих монархий, а также персональный характер власти.

Во второй половине 80-х и на протяжении всех 90-х годов в историографии наблюдается резкое повышение интереса к государству Селевкидов, связанное в первую очередь с переосмыслением роли греко-македонского элемента на Востоке. Внимание исследователей привлекают восточные области государства Селевкидов. Тогда же формируется концепция вавилоноцентризма, т.е. главенствующего политического, экономического и идеологического положения Вавилона и Вавилонии в государстве Селевкидов. Главными сторонниками этой идеи становятся С. Шервин-Уайт, А. Курт, издавшие в 1987 году сборник статей под общим заголовком «Hellenism in the East». В 1993 году вышла написанная ими монография «От Самарканда к Сардам: новый подход к империи Селевкидов»19. В области политической и экономической организации эллинистической Вавилонии отметим работы Р. ван дер Шпека20, опубликовавшего в своих статьях большое количество клинописного материала Селевкидского времени.

Держава Александра и наследовавшее ей государство Селевка стали рассматриваться в контексте переднеазиатской исторической традиции. В это же время в свет выходят несколько сборников статей, посвященных появлению и становлению эллинизма на Востоке21.

В 1980-е – 1990-е годы большое внимание исследователей уделялось политическим биографиям отдельных диадохов. Впервые, с учетом всего накопленного материала, была изучена политическая биография Селевка I. Основополагающими исследованиями в этой области являются труды А. Меля и Дж. Грейнджера22, которые посвятили этому вопросу отдельные монографии. Оба автора в той или иной степени сделали попытку освятить как личность самого Селевка, так и феномен зарождения его государства в контексте раннеэллинистической истории. Однако, не углубляясь в экономическую и социальную сферы, А. Мель рассматривает только политические институты, проводя параллели с империей Александра и Ахеменидами, а Дж. Грейнджер ограничивается лишь описанием основных событий политической истории.

Отметим несколько работ в отечественной историографии этого периода, относящихся к данной теме. В первую очередь это монография С.В. Новикова, посвященная античным Сузам23. В этой работе на основе археологических, эпиграфических и нумизматических источников рассматриваются проблемы развития Сузианы Селевкидского и Парфянского времени. Большое значение для изучения монетного чекана и финансовой политики Селевка I представляют работы В.К. Голенко24. Новые материалы о раскопках на острове Файлака в Кувейте опубликованы Г.А. Кошеленко, В.А. Гаибовым, С.В. Новиковым25.

В 2000-е годы в историографии наблюдается постепенный отход от идей вавилоноцентризма. На данный момент все больше распространения приобретает комплексный подход в изучении государства Селевкидов. Учеными привлекается материал не только разных категорий источников, но и различного происхождения (Бактрия, Вавилония, Малая Азия, Сирия). Все больше внимания исследователей стало уделяться «переходу» от монархий Аргеадов и Ахеменидов к новым эллинистическим царствам. Так, в 2006 году под редакцией П. Бриана и Ф. Жоанеса публикуется сборник статей, полностью посвященный данной тематике26. В нем рассматриваются политические, идеологические и социально-экономические проблемы «перехода».

Долгое время не была принципиально исследована царская экономика у Селевкидов. Основополагающее исследование в данной области появилось в 2004 году – «Царская Селевкидская экономика» Г. Апергиса27. Автор выстраивает концепцию экономической модели Селевкидов, основанную на переходе от товарной (ахеменидской) экономики к денежной (эллинистической). Г. Апергис рассматривает доходы и расходы царской экономки, развивает идею монетаризации экономики Селевка I, выстраивает схему монетного обращения в государстве Селевкидов, которая получила название «треугольник Апергиса». В контексте изучения царской экономики особое место занимают нумизматические исследования (монетный чекан, циркуляция монет и т.д.). Специальные исследования на эту тему провели О. Бопеараччи28, А. Хоутон и К. Лорбер29, Б. Критт30, О. Мёркхольм31.

В 2007 году в свет выходит фундаментальный труд Л. Кадетре «Власть Селевкидов»32. Размах исследования, широкий спектр затрагиваемых проблем, научная новизна подходов позволяют сравнивать работу Л. Кадетре с исследованием Э. Бикермана. Однако государство Селевкидов работе Л. Кадетре рассматривается как строгая система, практически лишенная элементов эволюции, что является неверным. Л. Кадетре изредка допускает вероятность постоянного развития государства Селевкидов и рассматривает выбранный им хронологический период (от Селевка I до Антиоха VII – 312–129 гг. до н.э.) как целостный этап развития. Между тем существование некоторых институтов в более позднее время, никак не доказывает возможность их существования на более ранних этапах.



Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в качестве докладов на следующих конференциях X, XII Жебелевские чтениях (СПбГУ, Санкт-Петербург, 2008, 2010 гг.), «Новый век: история глазами молодых» (СГУ, Саратов, 2008 г.), XVI Сергеевские чтения (МГУ, Москва, 2009 г.), «История, экономика, культура: взгляд молодых исследователей» (СГУ, Саратов, 2010 г.). Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании отдела Сравнительного изучения древних цивилизаций Института всеобщей истории РАН.

Практическая значимость диссертации заключается в создании комплексной базы для дальнейших исследований политической и социально-экономической истории периода раннего эллинизма. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке общих и специальных курсов по истории Древнего мира.

Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений и приложения.
Основное содержание работы.
Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяется предмет и методологическая основа исследования, формулируются цели и задачи, обозначается хронологические рамки исследования. В отдельных разделах введения (обзор источников и обзор историографии) дается характеристика основных источников и проводится обзор историографии.

Глава I диссертации «Политическая биография Селевка I» посвящена жизнеописанию Селевка I в контексте политической истории эпохи раннего эллинизма. В ней рассматриваются исторические условия зарождения эллинистических монархий. Глава состоит из четырех разделов, хронологически соответствующих основным вехам политической биографии Селевка. Для лучшего восприятия материала каждый раздел разбит на несколько более мелких подразделов. В разделе I.1. «Жизнь и карьера Селевка до 323 г. до н.э.» рассматривается период детства и юности Селевка, его происхождение, социальное положение ближайших родственников. Особое внимание уделяется роли Селевка в походах Александра, где он принимал участие в битве на Гидаспе (Arr. Anab. V. 16. 3). К концу жизни Александра Селевк становится достаточно влиятельным человеком, занимая высокое положение среди «друзей» царя. В разделе I.2. «Участие Селевка в первых войнах диадохов (323–308/7 гг. до н.э.)» рассматриваются основные политические события обозначенного периода, в которых принимал участие Селевк I. Первоначально Селевк выступал на стороне Пердикки, который пытался сохранить империю Александра. Однако в результате заговора, организованного Птолемеем, Пердикка был убит (320 г.), а Селевк стал сатрапом Вавилона. Новым «протектором» Азии был избран Антигон Одноглазый. Однако, после ликвидации коалиции Эвмена (317 г.) Антигон укрепляя свою власть сместил сатрапов Мидии, Персии и Арии, намереваясь ликвидировать и Селевка. В 316 г. Селевк бежал в Египет, где вместе с Птолемеем начал борьбу против Антигона (Paus. I. 6. 4–5). У Птолемея он служил навархом (начальником флота) и успешно провел несколько морских сражений. В 312 г. после победы над сыном Антигона Деметрием в битве у Газы, Селевк получил возможность вернуть себе Вавилон. В 312 г. он достиг города и к лету 311 г. захватил его полностью. До 308/7 г. продолжалась война с Антигоном и Деметрием за обладание городом. События этого противостояния, не нашедшие отражения в письменных источниках, реконструируются в основном по материалам вавилонских источников (BCHP 3; ADRTB –309). Война завершилась победой Селевка. Раздел I.3. «Восточный поход Селевка (307–303 гг. до н.э.)» посвящен рассмотрению среднеазиатской и индийской кампаний, а также установлению власти в Бактрии и определению границы с индийским царством Маурья. Скорее всего, Бактрия вошла в состав государства Селевка на основе соглашения с местной знатью. Одним из условий этого союза стала ликвидация угрозы экспансии Маурья. Поход в Индию (305–303 гг.) можно назвать успешным, т.к. между Селевком и индийским царем Чандрагуптой Маурья было заключено соглашение о разграничении зон влияния. В качестве одного из источников по данной проблеме впервые в историографии вопроса был использован фрагмент из сочинения Павла Орозия «История против язычников» (Hist. adv. pag. III. 23. 44–46). Этот отрывок позволяет уточнить некоторые подробности восточного похода, в частности, предположить, что решающее сражение все-таки было проиграно Селевком. В разделе I.4. «Завершение территориального формирования державы Селевка (303–281 гг. до н.э.)» рассматривается последний этап войн диадохов. После победы над Антигоном Селевк приобрел Месопотамию, Сирию и Фригию, получив тем самым выход в Средиземное море. Появляются и первые территориальные споры из-за Келесирии с Птолемеем. Перипетии внешней политики привели сначала к союзу Селевка с Деметрием, сыном Антигона, а потом к разрыву их отношений и даже военному столкновению, завершившемуся победой Селевка и пленением Деметрия (285 г.). Со смертью Деметрия Полиоркета и Птолемея I в 283 г. до н.э. нарастало напряжение между двумя последними диадохами, Селевком и Лисимахом, вылившееся в результате в открытый конфликт. Последняя война диадохов между Лисимахом и Селевком (282–281 гг.) принесла победу Селевку, оставшемуся в итоге единственным диадохом. После неудачной попытки подчинить Каппадокию, Селевк организовал экспедицию в европейские владения Лисимаха. Однако по пути царь Селевк был убит служившим при его дворе Птолемеем Керавном. Тело Селевка было впоследствии выкуплено, а прах захоронен в столице – Селевкии в Пиерии.

В главе II «Основные институты власти в государстве Селевка I» рассматривается политическое устройство державы Селевка, а также проводится анализ и дается оценка степени заимствования Селевком опыта Ахеменидов и Агреадов в сфере государственного управления. Глава состоит из трех разделов, включающих более мелкие подразделы. В разделе II.1 «Царская власть» исследуются основы института царской власти, взаимосвязь царской власти и войска, формирование царской династии и способы передачи власти, основные направления царской идеологии. Царская власть () – это один из фундаментов, на котором базировались все эллинистические государства. Basileia в государстве Селевкидов – понятие, сочетавшее в себе македонские и персидские традиции. Основой царской власти диадохов являлось право победителя. В условиях постоянных войн и конфликтов это право становится одним из государствообразующих принципов. На праве победителя базируется и т.н. «право копья» ( ), согласно которому, территория, завоеванная одним царем у другого, переходила в его вечное владение, но при некоторых условиях, включающих личное участие царя в войне, разгром противника в сражении именно на его территории, оккупация рассматриваемых земель, присоединение только фактически покоренной местности и др.33 Особые отношения между царской властью и войском (политические и экономические), а также их прямая зависимость друг от друга характеризуют государство Селевка как военную монархию. Особенностью раннеэллинистической (в том числе и селевкидской) военной монархии можно считать значительную роль военно-политической элиты – «друзей» царя – в становлении царской власти. Государство Селевка, как и империя Ахеменидов, имело характер личной унии с народами завоеванных стран. Существование его зависело от способности власти силой удерживать ее территориальную целостность.

Династическая политика Селевка имела ряд особенностей. Селевк активно практиковал династические браки как средство политического давления. В частности его жена Апама была дочерью знатного бактрийца Спитамена. Их сын и будущий наследник Антиох был, таким образом, наполовину иранцем и родственником некоторым бактрийским знатным родам, что, в конечном счете, сыграло важную роль в становлении власти Селевкидов в Средней Азии. Вторая жена Селевка, а потом и Антиоха, Стратоника была внучкой Антипатра, знатного и глубокоуважаемого македонянина, родственника царствующего дома Аргеадов, куда входили Филипп и Александр. Одним из условий сохранения царской власти для диадохов стало создание новых династий и введение института соправительства. Еще при жизни царя Селевка его сын Антиох был привлечен к управлению государством и получил царский титул. Сферой его деятельности стали восточные сатрапии, нуждавшиеся в ликвидации внешней опасности и внутренней реорганизации. Другим направлением династической политики Селевка стало привлечение родственников к управлению государством. Они покровительствовали храмам, осуществляли политическую и экономическую поддержку некоторым греческим полисам, занимались строительством новых святилищ, руководили выводом колоний. В государственной жизни, так или иначе, были задействованы родственники Селевка: сын Антиох, жены Апама и Стратоника, племянники Никанор и Никомед.

Отдельный подраздел работы посвящен царской идеологии. Пропаганда Селевка I, исходя из главных задач, велась по двум основным направлениям. Первое должно было обеспечить легитимность власти Селевка, связав ее с Александром или Аргеадами в целом, второе больше делало акцент на личности самого Селевка и его семьи. Как и многие диадохи, Селевк старался отождествить свою власть с Александром, продолжая чеканить его монеты. Параллельно он пропагандировал и собственное могущество. При Селевке зарождаются и приобретают большое значение при его преемниках легенды о ранних пророчествах Селевку царской власти, преданной самим Александром (App. Syr. 56, Diod. XIX. 90. 1–4; Plut. Dem. 29). Появляются легенды и о божественном происхождении царя Селевка (Iust. XV. 4. 3–7). Одной из линий идеологической политики стало покровительство многим храмам (в т.ч. вавилонским) и городам. После смерти Селевк был обожествлен и получил эпитет Никатор, т.е. Победитель.



Раздел II.2. «Аппарат центральной власти» посвящен рассмотрению основных институтов центрального управления, роли царя как главного администратора, управленческих функций царского двора, а также института «друзей» в административной системе государственного управления. Как глава государства царь вынужден был заниматься самыми важными административными делами. Эта сторона царской власти лучше всего характеризуется в словаре Суды, ( 147. s.v. ), где царь определяется не просто как воин, но и как человек, способный разумно руководить делами. Царь руководил самыми важными государственными отраслями, при этом основными сферами его интересов являлась внешняя, колониальная и экономическая политика. При дворе функционировала личная царская администрация, куда входили не только высшие чиновники, но и придворные. Царский двор принимал активное участие в государственной жизни. Среди придворных выделялись родственники царя и «друзья», выполнявшие поручения особой государственной важности. Доверие со стороны царя к родственникам и «друзьям» делали эти категории наиболее востребованными в системе государственного управления. «Друзья» как изначально военная категория были задействованы в крупных военных операциях. Они также могли управлять отдельными сатрапиями, возглавлять посольства. Институт «друзей» не был однороден. В позднейший период он имел строгую иерархию, которая, возможно существовала и ранее. В социальном смысле эта категория была крайне мобильна. «Друзья» по македонской традиции составляли совет, который являлся совещательным органом. На примере биографий двух друзей Селевка Демодама и Патрокла в исследовании проанализировано место и роль этого института в процессе формирования нового эллинистического государства.

В разделе II.3. «Региональная власть. Организация сатрапий» рассматривается административно-территориальное устройство государства Селевка, основные принципы административного деления на сатрапии, а также структура региональной администрации. Деление на сатрапии было заимствовано Селевком из опыта Александра и Ахеменидов, которое было сохранено с соблюдением политических традиций внутреннего деления каждого региона на более мелкие единицы (гипархии, филаки, мериды, эпархии, топы). Особой областью в составе государства Селевка были «верхние сатрапии», которыми с 295 года до н.э. руководил сын царя Антиох. Во главе сатрапии стояли сатрап, который ведал исполнительной властью, и стратег, занимающийся военными делами. Отметим, что такое разделение власти было характерно для империи Ахеменидов эпохи Дария I. Однако сосуществование обеих должностей в рамках одной сатрапии при Селевке не зафиксировано. Впервые такой прецедент встречается в Вавилонии в 274/273 году (ADRTB –273). Возможно из-за отсутствия политически «надежных» кадров в период раннего эллинизма у Селевкидов обе должности мог совмещать один человек. Как были представлены чиновники на локальном уровне, известно хуже. Можно только предположить существование гиппархов и меридархов, топархов, однако в период правления Селевка они не встречаются. В конце главы приводится таблица «сатрапии при Селевке I», в которой приведены основные сатрапии, год их присоединения к царству Селевка, а также имя управляющего чиновника (сатрапа или стратега).



Глава III «Царская экономика» посвящена экономическому становлению государства Селевка I. В этой главе рассматриваются характерные черты царской экономики Селевка I, основные типы доходов и виды расходов, структура финансовой администрации, а также монетный чекан Селевка. Царская экономика характеризуется, прежде всего, принципом максимизации доходов, монетаризацией экономики, а также развитием внутри- и межрегиональной торговли. Псевдо-Аристотель, автор «Экономики» – лучшего источника по данной проблеме, выделил несколько видов доходов царской экономики: 1) доход с земли, 2) с того, «что дают личные владения» (имеются в виду рудники), 3) портовые пошлины, 4) рыночные пошлины, 5) налог на скот, 6) «налог на ремесленников» ([Arist.] Oeс. II. 1. 2–3). Налоги в государстве Селевка, как и при Ахеменидах, продолжали собираться в натуральном виде и нечеканным серебром. Однако увеличение объемов монетной чеканки постепенно привели к переходу на денежное налогообложение. Среди доходов с земли наиболее важными были налог с урожая ()и десятина (). Оба налога зафиксированы в конце IV в. до н.э. Большие доходы приносили разработки месторождений драгоценных металлов, добыча и использование природных ресурсов (соль, лес, вода). Важное значение для царской экономики имели налоги с торговых операций, особенно с продажи рабов. Среди доходов также встречаются пошлины за вход в порт, за проезд и провоз товара, налоги на скотоводство, поголовный налог. Отдельным видом доходов были экстраординарные, состоявшие главным образом из штрафов и компенсаций, выплачиваемых городами, поднявшими мятеж. Для Селевка I этот вид доходов был особенно важен, т.к. в процессе формирования государства система налогообложения и постоянного финансирования не была настолько прочной, чтобы целиком и полностью обеспечивать все нужды.

Главные расходы приходились на содержание многочисленной армии, флота и гарнизонов. Установить общее количество войск Селевка I, также как и размер выплат, невозможно, но важно отметить, что во время войны и в период мира воины получали разное жалованье. Значительные средства отводились на нужды сатраповской администрации, а также царского двора. Особую категорию расходов составляли экстраординарные, куда стоит отнести подарки храмам и городам, затраты на организацию посольств и праздников, основание колоний.

Одной из задач Селевка в области экономики стало создание надежной финансовой администрации, во главе которой стоял сам царь. В державе Ахеменидов большими финансовыми полномочиями располагал сатрап. В период раннего эллинизма его функции частично узурпируются центральной властью (право чеканить монету), частично переходят к диойкету, который возглавлял финансовое ведомство сатрапии. Диойкет руководил не только сбором налогов, но и операциями с землей, а также контролировал монетные дворы. Диойкет был подчинен непосредственно царю и вместе с сатрапом и стратегом возглавлял высшее руководство сатрапией. Ниже уровнем располагался эконом, ведавший операциями с царской землей, и эклогист, собиравший налоги на уровне гипархии. Регистрацию царских земель проводил библиофилак, а хреофилак регистрировал частные сделки. Свои чиновники были и при монетных дворах. Некоторые вопросы финансового характера решал эпистат, представитель царской власти в городах, а также некий чиновник, известный из вавилонских документов как paqdu, который представительствовал в храмах.

Отдельно в диссертации рассмотрен монетный чекан Селевка I. Для монетной политики Селевка был характерен так называемый монетно-весовой дуализм, т.е. выпуск монеты по двум метрическим системам: аттической и локальной (вавилонской). Такие монеты выпускались на монетных дворах Вавилона, Суз и Экбатан. Чеканка монет по местной системе была необходима для стабилизации внутренней экономики, находившейся в состоянии кризиса со времени Александра. Монеты же отбитые в соответствии с аттическими нормами были ориентированы на внешнюю торговлю и на выплаты воинам. Для монетного чекана Селевка также были свойственны увеличение объемов чеканки и выпуск большого количества мелкой разменной серебряной монеты. Главным образом такая мера была принята для стимуляции внутреннего рынка и перехода к сборам налогов в монете. Бронзовая монета при Селевке не получила широкого распространения. Еще одной стороной монетной политики Селевка стало открытие новых монетных дворов в различных регионах государства. Необходимость их открытия была продиктована в первую очередь большими военными расходами, покрыть которые можно было только деньгами. Это было необходимо и для развития рынков греческих колоний, которые играли большую роль в развитии денежных отношений внутри определенного региона.

В главе IV «Колонизация и общество» рассматриваются особенности колониальной политики Селевка I и влияние, которое она оказала на развитие греко-македонского общества. Отдельные разделы этой главы посвящены принципам основания и формирования колоний, основным регионам колонизации, исследованию проблемы локализации столицы государства Селевка I, вопросам, связанным с зарождением «господствующего общества» в государстве Селевкидов, а также интеграции в государственное пространство отдельных социо-политических единиц (полис, этнос, храм, династия).

Колонизация является характерным явлением для первых эллинистических государств и, в особенности, для Селевкидов. Создание большого числа колоний способствовало не только политической, но и экономической стабильности государства. Колонии сосредотачивались на важнейших торговых путях, в пограничных или нестабильных районах. Они быстро разрастались и, несмотря на то, что практически все колонии были основаны как военные поселения, уже к концу правления Селевка часть из них трансформировалась в полисы. Хронологически колонизационную политику Селевка можно условно разделить на два этапа. На первом (до 301 г. до н.э.) царь Селевк не вел активной постройки колоний, т.к. не располагал достаточным людским ресурсом. Поселенцами колоний этого времени становятся в основном ветераны его армии. На втором этапе (после 301 г. до н.э.) начинается оживленное строительство многочисленных колоний, вызванное присоединением Сирии и завоеванием выхода к Средиземному морю. Основными регионами колонизации можно назвать Сирию, Месопотамию, Бактрию и Согдиану, Персию. Основываются и первые столицы государства Селевкидов: Селевкия на Тигре (Вавилония) и Селевкия в Пиерии (Сирия). В политическом аспекте держава Селевка являлась полицентричной.

Колонизация оказала большое влияние на формирование социальной верхушки государства Селевкидов. Представители греко-македонян, занимавшие позицию «доминирующего этно-класса», полностью осуществляли все руководство страной. Однако влияние местных негреческих элит, их участие в управлении государством, продолжало оставаться достаточно значительным. Процесс интеграции этих элит в «доминирующий этно-класс», который начался еще при Селевке, сопровождался, с одной стороны, «эллинизацией» туземной знати, с другой, «варваризацией» греко-македонского населения.

Особые отношения у царской власти сложились с социо-политическими единицами, представляющими собой особые замкнутые общества: полис, этнос, династия и гражданско-храмовая община. Первоначально все они находились в зависимости от царской власти. Полисы можно классифицировать по двум категориям: те, что существовали до Селевкидов, и те, что были основаны ими в процессе колонизации Востока. Первые, хотя и признавались независимыми, тем не менее, были включены в политические и экономические отношения с государством Селевкидов, где не занимали лидирующих позиций. Селевкидские колонии были полностью зависимы от царской власти. Этносы (ассимилированные, автономные и периферийные) также интегрировались в государственное пространство, но каждый на разных условиях. Особое положение занимали династы – локальные правители, находившиеся в определенной зависимости, но практически ни чем не ограниченные в политическом аспекте. При Селевке I известно о существовании династии Филитера в Пергаме и династии frtaraka в Персии. В зависимости от царской власти, хоть и меньше, чем остальные, находились храмы. Несмотря на их независимую экономическую политику, верховным собственником на землю оставался все же царь, что нашло отражение в источниках.



В Заключении суммируются выводы и подводятся итоги всего исследования.

  • Государство Селевкидов формировалось в своеобразной политической обстановке – период войн диадохов – что оказало большое влияние на становление и развитие основных политических институтов: царская власть, «друзья», войско.

  • Особые взаимоотношения между царской властью, полководцами и войском предопределили форму правления как военную монархию, для которой характерны: персональный характер царской власти Селевка I, взаимозависимость царя и войска, военно-политический союз центральной власти и местных элит.

  • При создании государства, Селевк полностью опирался на придворных: родственников и «друзей», возлагая на них наиболее сложные и ответственные задачи (руководство войском, реорганизация сатрапий, вывод колоний, осуществление посольств, установление контактов с локальными элитами).

  • Административно-территориальное устройство государства Селевка основывалось на принципах, заимствованных из опыта Ахеменидов, что нашло отражение в сохранении региональных традиций управления, а также в разделении военных и гражданских полномочий между двумя чиновниками.

  • Основными принципами новой формирующейся царской экономики стали: максимизация доходов, монетаризация экономики (увеличение объемов монетной чеканки, открытие новых монетных дворов), развитие торговли, создание функциональной системы финансовой администрации.

  • Особое место в процессе формирования государства Селевкидов занимала колониальная политика. Первоначально все поселения, основанные при Селевке I, были военными колониями, и только к концу его правления некоторые из них приобрели статус полисов.

  • Большое значение колонизация оказала на становление нового общества. Греко-македонский элемент, не значительный по численности, стал доминирующим социальным и политическим слоем. Но, несмотря на первоначальную сегрегацию, греко-македонская верхушка уже в царствование Селевка начала сливаться с локальной знатью, испытав тем самым глубокую аккультурацию («персиизацию» и «варваризацию» в целом).


Основные положения диссертации отражены:
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ:


  1. Смирнов С.В. Первый опыт соправительства в государстве Селевкидов // ВДИ. 2009. №4. С. 159–168. (0.9. п.л.)

  2. Смирнов С.В. Слоновые колесницы Антиоха IV // ПИФК. 2009. №3. С. 3–9. (0.4. п.л.)

  3. Смирнов С.В. [Рецензия на книгу]: Boiy T. Between High and Low: a Chronology of the Early Hellenistic Period. Oikumene Studien zur antiken Weltgeschichte. Bd. 5. Frankfurt am Main:  Verlag Antike, 2007. 175 p. // ВДИ. 2010. №4. (в печати). (0.4 п.л.)

По теме диссертации также имеются следующие публикации:

  1. Смирнов С.В. Культ царя Антиоха IV Эпифана и иудейские апокалипсисы // Antiquitas Juventae. Саратов, 2005. С. 43–51. (0.5 п.л.)

  2. Смирнов С.В. Ореол могущественного правителя: к вопросу о культе царя Антиоха IV Эпифана // Antiquitas Juventae. Саратов, 2006. С. 82–95. (0.5. п.л.)

  3. Смирнов С.В. Религиозные преобразования царя Антиоха IV в Иудее // Матариалы XIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов–2006». История. М., 2006. С. 123–124. (0.2. п.л.)

  4. Смирнов С.В. «Божественные» эпитеты царя Антиоха IV // Antiquitas Juventae. Саратов, 2007. С. 124–131. (0.4. п.л.)

  5. Смирнов С.В. Порфирий Тириец об Антиохе Эпифане // Материалы докладов XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов–2007» [Электронный ресурс]. История. М., 2007. (0.2. п.л.)

  6. Смирнов С.В. Экономическая политика Селевкидов в 90-80-х годах III в. до н.э. (восточные сатрапии) // Материалы XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов–2009». История. М., 2009. С. 34–36. (0.2. п.л.)

  7. Смирнов С.В. Гиероним из Кардии о Селевке I // Политика, идеология, историпосание в римско-эллинистическом мире. Материалы межд. научн. конф. Казань, 2009. С. 74–79. (0.4. п.л.)

  8. Смирнов С.В. Политическая биография Демодама из Милета // Восток, Европа, Америка в Древности (Сборник научных трудов XVI Сергеевских чтений). М., 2010. С. 174–177. (0.4. п.л.)

  9. Смирнов С.В. Демодам и Патрокл – «друзья» Селевка I // Antiquitas Juventae. Саратов, 2010. С. 38–45. (0.4. п.л.)

1 См. русский, более полный вариант этой работы. Ростовцев М.И. Сирия и Восток (Русский вариант главы «Кембриджской древней истории»). Публикация В.А. Гаибова и Г.А. Кошеленко // ВДИ. 2000. №4.

2 В работе использован русский, дополненный самим автором вариант книги: Бикерман Э. Государство Селевкидов / Пер. с франц. Л. М. Глускиной. М., 1985.

3 Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М., 1950. С. 326.

4 Зельин К.К. Основные черты эллинизма // ВДИ. 1953. №4; Зельин К.К., Трофимова М.К. Формы зависимости в восточном Средиземноморье в эллинистический период. М., 1969.

5 Свенцицкая И.С. Зависимое население на землях городов Западной Малой Азии в период эллинизма // ВДИ. 1957. №3; она же. Категория  в эллинистических полисах Малой Азии // ВДИ. 1959. №2; она же. К вопросу о положении  в царстве Селевкидов // ВДИ. 1971. № 1.

6 Голубцова Е.С. Формы зависимости сельского населения Малой Азии в III–I вв. до н.э. // ВДИ. 1967. №3.

7 Саркисян Г.Х. О городской земле в Селевкидской Вавилонии // ВДИ. 1953. № 1.

8 Briant P. Colonisation hellénistique et population indigenes I // Klio. 1978. 60; idem. Colonisation hellénistique et population indigenes II // Klio. 1982. 64; idem. D’Alexandre le Grande aux Diadoques: le cas d’Eumème de Kardia // REA. 1982. В 1982 году вышел сборник статей П. Бриана под общим названием: «Rois, tributs et paysans», куда вошли эти и некоторые другие работы.

9 Briant P. Les iraniens d’Asie Mineure après la chute de l’empire Achéménide // DHA. 1985; idem. Pouvoir central et polycentrisme culturel dans l’empire Achéménide // Achaemenid History. I. 1987; idem. Ethno-classe dominante et population soumises dans l’empire Achéménide: le cas d’Egypt // Achaemenid History. III. 1988.

10 Cohen G.M. The Seleucid Colonies. Wiesbaden, 1978.

11 Kreissig H. Wirtschaft und Gesellschaft im Seleukinedreich. B., 1978.

12 McEwan G.J.P. An Official Seleucid Seal Reconcidered // JNES. 1982. 1; idem. McEwan G.J.P. The First Seleucid Document from Babylonia // JSS. 1985. 2.

13 Sherwin-White S.M. A Greek Ostrakon from Babylon of the Early Third Century B.C. // ZPE. 1982; idem. Sherwin-White S.M. Babylonian Chronicle Fragments as a Source for Seleucid History // JNES. 1983. 42.

14 Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. М., 1979.

15 Зельдина О.М. Финансовая политика Селевкидов (налоги и подати). Дисс. на соиск. степени канд. ист. наук. Л., 1974.

16 Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика древнего Ирана. М., 1980; Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985.

17 Musti D. Syria and the East // CAH2. Vol. VII. Pt. 1.

18 Walbank F.W. Monarchies and Monarchic Ideas // CAH2. Vol. VII. Pt. 1.

19 Sherwin-White S., Kuhrt A. From Samarkhand to Sardis: A new approach to the Seleucid empire. Berkeley–Los Angeles, 1993.

20 Spek R.J. van der. The Babylonian Temple during the Macedonian and Parthian Denomination // BiOr. 1985. 5/6; idem. The Babylonian City // Hellinism in the East. L., 1987; idem. Land Ownership in Babylonian Cuneiform Documents // Legal Documents of the Hellenistic World. L., 1995; idem. Palace, Temple and Market in Seleucid Babylonia // TOPOI. 2004. Suppl. 6.

21 В серии Studies in Hellenistic Civilization (основана в 1990 г.), полностью посвященной проблемам эпохи эллинизма, стоит особо отметить часть 1 Religion and Religious Practice in the Seleucid Kingdom (1990), часть 4 Centre and Periphery in the Hellenistic World (1993), часть 7 Aspects of Hellenistic Kingship (1996). Также см. L’Orient méditerranéen de la mort d’Alexandre aux campagnes de Pompée (Actes du colloque international de la SOPHAU). 2003; журнал TOPOI. 2004. Suppl. 6, полностью посвящен проблемам селевкидской экономики.

22 Mehl A. Seleukos Nikator und sein Reich. I. Seleukos’ Leben und die Entwiklung seiner Machtposition. Leuven, 1986; Grainger J. Seleukos Nikator: Constructing a Hellenistic Kingdom. L.–NY., 1990.

23 Новиков С.В. Юго-Западный Иран в античное время. М., 1989.

24 Голенко В.К. Монетно-весовой дуализм Селевка I // ВДИ. 1991. №. 1. GolenkoV.K. Notes on the Coinage and Currency of the Early Seleucid State. I. The Reign of Seleucus I // Mesopotamia. 1993. Vol. XXVIII.

25 Гаибов В.А., Кошеленко Г.А., Новиков С.В. Исследования памятников эллинистического времени на острове Файлака // ВДИ. 1988. №2. С. 183–201.

26 La transition entre l’empire achéménide et les royaumes hellénistiques / Ed. P. Briant, F. Joannès. P., 2006.

27 Aperghis G. The Royal Seleukid Economy. Cambr., 2004.

28 Bopearachchi O. La politique monétaire de la Bactiane sous les Séleucides // TOPOI. Suppl. 6. 2004.

29 Houghton A., Lorber C. Seleucid Coins. A Comprehensive Catalogue. Pt. I. Vol. 1–2. Lancaster–London, 2002–2008.

30 Kritt B. Seleucis Coins of Bactria. Lancaster, 1996; idem. The Early Seleucid Mint of Susa. Lancaster, 1997.

31 Mørkholm O. Early Hellenistic Coinage. Cambr., 1991.

32 Capdetrey L. Le pouvoir séleucide. Territoire, administration, finances d’un royaume hellénistique (312–126 avant J.–C.). Rennes, 2007.

33 Mehl A.  // AncSoc. 1980/1981. 11/12. S. 178–179.



Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет