Галина Фёдоровна Камардина мбоу дод «Детская художественная школа им. В. А. Серова»



Дата28.06.2016
өлшемі68 Kb.
Галина Фёдоровна Камардина

МБОУ ДОД «Детская художественная школа им. В.А.Серова», г.Тверь

Тверское народное искусство 19 века – часть многообразной культуры России.
От образа к проекту

(Урок композиции для дошкольников и обучающихся 1-2 класса ДХШ)

Народное и декоративно-прикладное искусство 19 века России многообразно. Предметы народного искусства отражают национальные традиции, духовный, творческий опыт народа. Они представляют целостное восприятие мира, сохраняют историческую память. Основные признаки народного искусства: живое развитие традиций, коллективное начало, устойчивость образов, тем, универсальность языка, преемственность в освоении методов работы. Народное искусство живет веками и понятно всем народам мира. Оно содержит в себе общечеловеческие духовные ценности. Народное искусство, фольклор – декоративно-прикладное и изобразительное искусство, устное народное творчество (эпос, сказки, предания, пословицы и др.), архитектура, музыка, театр, танец.

Декоративно-прикладное искусство – создание художественных предметов, объектов, имеющих практическое назначение в быту. Существует взаимосвязь формы, декора, материала. Объект должен быть законченным в целом (форма, конструкция, пропорции, пластика) и в деталях (декор). В каждом виде народного искусства художественный образ определяется особенностями содержания, технологией материала. Декоративность в народном искусстве – главное выражение красоты. «Народное искусство – это огромный мир духовного опыта народа, художественных идей, постоянно питающих профессионально – художественную культуру» [2]. Оно оказало влияние на произведения художников В. Васнецова, М. Врубеля, А. Венецианова, М. Шагала, К. Петрова – Водкина и др. В них выражены народные представления о мире, общность традиций древнерусского искусства и народного творчества. Значение народного искусства теоретически обосновали отечественные ученые: В. Воронов, Г. Вагнер, М. Некрасова, С. Рождественская и другие. Исследователем народного искусства Тверской земли является Н. Калмыкова.

Тверское народное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры России. Оно связано с устным, поэтическим народным творчеством. Можно узнать много интересного о том, как жили наши предки в г. Твери, Тверской губернии (области) в 19 веке. Люди серьезно относились к своему дому, одежде, предметам быта. Все предметы были удобными и красивыми. Символическая система связана с поклонением людей природным силам. Она отличалась поэтическим, мифологическим мышлением. К образам народного искусства можно применить понятия «художественный образ», «символ» и «знак».

Декоративный образ выражает общее, родовое и видовое (дерево, лист, цветок, птица, конь). В народном искусстве 19 века выделялись архетипы - образы – типы, обобщающие признаки изображаемых объектов (древо жизни, женщина, птица, конь). Использовались стилизация, трансформация образов. Если тверичане рисовали или вышивали птицу, то это было изображение, приближенное к знаку. <Рисунок15 «Вышивка», Баранова Ира, 11 лет>. Символом солнца было декоративное изображение петуха, коня. Орнамент – письмо, знаки которого, подобно словам, могли прочитать наши предки, жившие в 19 веке. Знаки – символы солнца, земли, воды можно увидеть в росписи и резьбе по дереву, в вышивке, ткачестве, кружеве и других видах народного искусства. Образы – типы традиционны, устойчивы во времени. Универсальность этих образов в искусстве разных народов мира показывает единство подходов к познанию природных и общественных явлений жизни. Тверские народные мастера 19 века все делали красиво, добротно, с душой и со смыслом. Предметы быта (глиняная, деревянная посуда, мебель и др.) - уникальные творения мастеров Тверской земли. Народный костюм (мужская, женская и детская одежда), дома (крестьянские избы) - удивительные произведения тверского, русского народного искусства.

Существовала символическая связь между изображением древа жизни, конструкцией и декором крестьянской избы, народного костюма. Они являлись в представлении людей, живших в 19 веке, образом мироздания. Тверичане понимали сходство этих образов. В них существовала трехъярусная композиция: верхний, средний и нижний ярусы. Древо жизни - символическое дерево - образ мира. Оно изображалось на предметах быта, присутствовало в декоре одежды и крестьянского дома. В народном костюме, как в фольклоре, конструкции и декоре крестьянского дома, были воплощены поэтические представления людей о мироздании. < Рисунок6 «Дом», Азизова Алена, 12 лет, Минина Маша, 12 лет, Бобкова Саша, 12 лет>. Конструктивные элементы архитектурного объекта (избы): сруб, крыша, фронтон, полотенце, причелина, окно, наличник, дверь и др.

На уроках композиции дети узнают о внутреннем устройстве крестьянского дома, где находился красный угол, а где была печь – кормилица дома). Крыша дома, фронтон верхней части избы, верх наличника окон дома, головной убор связывались в народном представлении с небом, с солнцем (верхний ярус). В орнаменте этих элементов изображались мотивы солнца, звезд, птиц. <Рисунок19 «Окно», Шмакова Настя, 11 лет>. Фасад избы и основной части народного костюма (сарафана) представлялось нашим предкам жизненным пространством на земле (средний ярус). Фасад дома и сарафан украшались условными изображениями человека, растений, животных. Использовались мотивы природных явлений, осадков (дождь, снег, иней). Ромб с точкой внутри – символ засеянного поля, волнистые и ломаные линии - символы морей, рек, озер. Орнаменты нижней части наличников окон и узоры, идущие по подолу сарафана в народном костюме, рассказывали о подземном мире и водном пространстве, населенном русалками и драконами (нижний ярус). Люди, живущие в 19 веке, верили в силу орнамента, считали его оберегом («оберегать») от всего плохого. Узоры несли красоту, радость, здоровье и счастье. Благодаря орнаментам человек был связан с природой, Космосом, со всей Вселенной. <Рисунок12 «Горница», Бакерникова Лола, 9 лет>. Основой народного искусства являются жизнь и быт людей, труд, праздники и обряды. Жизнь тверских крестьян (славян) была неразрывно связана с природой, с возделыванием земли, уборкой урожая. <Рисунок21 «Будни и праздники», Кошелева Софья, 10 лет>.

Всяк Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, а когда скирды метать.

(Тверская пословица) [4].

Нелегкая крестьянская работа завершалась праздником. Из сундуков извлекались праздничные сарафаны, рубахи, головные уборы, пояса. <Рисунок22 «Тверской народный костюм», Баранова Юля, 11 лет>. В Тверской губернии 19 века, в крестьянской избе рождалось и жило это «чудо - чудное, диво - дивное»: народный костюм. <Рисунок24 «Вечерняя заря», Крюкова Катя, 12 лет>. «Праздничная одежда была украшена вышивкой, бисером, шнуром – деталями, которых нет или мало в повседневной одежде. Ткани изо льна, конопли или шерсти хозяйка изготавливала сама. Из тонких тканей шили одежду для праздника» [4].



Полюблю ли я себе, себе милую

Сарафан ли ей куплю, нова бархата.

Серьги я ей подарю, чиста золота.

(Тверская народная песня) [4].

В Тверской губернии повседневная одежда была иногда не очень яркая. <Рисунок14 «Двое», Андреева Полина, 12 лет>. Главный праздничный цвет красный – прекрасный. Он считался магическим, связанным с цветом солнца и огня. <Рисунок5 «Красота», Сидоркина Саша, 11 лет, Никанорова Оля, 11 лет, Павлов Антон, 11 лет>. «Солнце есть круг, наполненный огнем, - говорили архангельские крестьяне» [1].



Кто всегда идет по одной дороге

И назад никогда не ворочается? (Солнце).

(Тверская загадка) [4].

В каждом уезде Тверской губернии, городе и деревне народный костюм делали на свой лад. <Рисунок8 «Костюмы разных уездов», Задорова Настя, 11 лет>. Головные уборы и верхняя часть костюма связана с образом неба – узоры в виде солнца, звезд, птиц. Ленты, нити жемчуга и височные украшения – символы дождя. <Рисунок11 «Обереги», Пояркова Катя, 9 лет. Замужние женщины, жившие в г. Тверь и Тверской губернии в 19 веке, убирали волосы под головной убор: платок и кокошник. Он назывался «сорока». <Рисунок25 «Тверь», Середина Лена, 12 лет, Басова Лера, 12 лет, Лобановская Аня, 12 лет>. Тверские «сороки» – яркое явление в народном искусстве России. <Рисунок10 «Головные уборы – сороки», Бакума Маша, 10 лет>. Сорока из г. Зубцов интересна по форме и цвету. Красная сорока завершалась сужающимся верхом. Очелье – часть головного убора, обрамляющая верхнюю часть лица – чело. Голову девушки в праздник украшал небольшой кокошник – коруна. <Рисунок1 «Родина», Дубатонова Женя, 11 лет, Головкина Ксения>. В будни – платок или лента – подвязка. Она была вышита речным жемчугом. <Рисунок18 «Девушка», Лагода Алена, 12 лет>. Такие венцы делали в Твери, Осташкове, Вышнем Волочке и других местах Тверской земли. Косу девушки украшал косник украшение из ткани и бисера. «Ты расти, расти, коса, всему городу краса» [3].

В народном костюме славяне символами изображали природные явления, плодородие земли. Подол рубахи или сарафана украшался орнаментом «засеянная пашня»: треугольники, прямоугольники, ромбы с точкой посередине. Узоры в виде круга вышивались на груди рубах и сарафанов. Круг – символ солнца. Славяне любили узоры из цветов, листьев, веток деревьев. Древо (дерево) - символ жизни. <Рисунок4 «Древо жизни», Дмитриева Катя, 10 лет, Тимакова Света, 10 лет, Селезнев Женя, 10 лет>. Тверская старинная одежда представляет собой ансамбль – соразмерное единство всех частей костюма. Он относится к северорусскому типу (в отличие от южно–русского типа). В женский костюм входили: головной убор, рубаха, сарафан, обувь. Для работы надевали передник. Для прохладной погоды была епанча – короткая кофточка без рукавов. В холодное время года теплая куртка – душегрея. <Рисунок20 «Хозяюшка», Турлюн Данила, 8 лет>. Из тесной, низкой избы, где люди ютились вместе с теленком и курами, выходила женщина в красивой душегрее. В теплое время года носили лапти – обувь из коры березы – бересты.

Рубаха – основа тверского народного костюма: мужского, женского костюма. Праздничные рубахи были с нарядной вышивкой. Очень красива длинная рубаха из города Ржева с красной вышивкой по белому холсту. <Рисунок23 «Ржевская рубаха», Калашникова Лиза, 11 лет>. Рубахи для будней были скромными. Для работы в поле использовалась женская длинная рубаха – сенокосная. Ее носили без сарафана. Сарафан – одежда без рукавов (поверх рубахи). Сарафаны разных уездов Тверской губернии очень отличаются друг от друга. <Рисунок9 «Костюмы уездов Тверской губернии», Задорова Настя, 11 лет>. Праздничный сарафан из Твери имеет нашивки, полоски красной ткани. <Рисунок13 «Тверичане и древо жизни», Дубинина Алена, 8 лет>. Цвета контрастные: синий и красный. Колорит холодный, но красный цвет горит, как огонь или заря. Костюм из г. Осташков весь из разноцветных полосок. Цвета контрастные и сближенные: желтый, оранжевый, красный, вишневый, синий. У мужской рубахи – косоворотки был разрез не посередине груди, а сбоку. <Рисунок3 «Хозяин», Махова Саша, 12 лет, Екимцова Катя, 12 лет. Брюки раньше называли порты. Они были темных расцветок. Рубахи носили с поясом - кушаком. Красивые пояса из Осташкова знают по всей России.

Ваня в беленькой рубашке,

На рубашке ремешок,

Ваня беленький, хорошенький,

Не мой ли женишок.

(Тверская частушка) [4].

На основе своих рисунков учащиеся создают коллективные проекты. Дети образуют группы (2-3 человека). В процессе работы дети и подростки учатся сотрудничать, лучше понимать друг друга. Проект «Родина» - <рисунок1> - Дубатонова Женя, 11 лет, Головкина Ксения, 11 лет. Проект «Вечер» - <рисунок2> - Богачева Настя, 8 лет, Макарова Саша, 8 лет, Захарова Аля, 8 лет. Проект «Хозяин» - <рисунок3> - Махова Саша, 12 лет, Екимцова Катя, 12 лет. Проект «Древо жизни» - <рисунок4> - Дмитриева Катя, 10 лет, Тимакова Света, 10 лет, Селезнев Женя, 10 лет. Проект «Красота» - <рисунок5> Сидоркина Саша, 11 лет, Никанорова Оля, 11 лет, Павлов Антон, 11 лет. Проект «Дом» - <рисунок6> - Азизова Алена, 12 лет, Минина Маша, 12 лет, Бобкова Саша, 12 лет. Проект «Изба» - <рисунок7> - Поркуян Вика, 11 лет, Цветкова Лиза, 11 лет, Настанина Яна, 11 лет. Проект «Тверь» - <рисунок25> - Середина Лена, 12 лет, Басова Лера, 12 лет, Лобановская Аня, 12 лет.

Народное и декоративно-прикладное искусство России, Тверской земли развивается. Проходят художественные выставки. На них народные мастера - носители древних традиций, профессиональные художники показывают зрителям свои произведения искусства. Художники рисуют иллюстрации к книгам о русском народном искусстве. <Рисунок16, рисунок17 «Тверской народный костюм», Камардина Г.Ф.>. Учащиеся нашей художественной школы экспонируют свои работы по народному и декоративно-прикладному искусству на выставках, конкурсах. Дети и подростки с интересом изучают приемы работы с разными материалами, развивая древние традиции. Есть надежда, что живой родник народного искусства никогда не иссякнет.
Литература:

1. Бакушинский Л.Б. Исследования и статьи. М., 1981.

2. Некрасова М.А. «Народное искусство как часть культуры». М., «Изобразительное

искусство», 1983.



3. Астахова Н.Н. «Как у наших у ворот». М., «Белый город», 2009.

4. Камардина Г.Ф. «Тверской народный костюм». Тверь, «Савва», 2007.


Достарыңызбен бөлісу:


©dereksiz.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет