Гавришина О. В., канд культурологии



Дата16.07.2016
өлшемі27.45 Kb.
#202879
Гавришина О.В., канд. культурологии

(Российский государственный гуманитарный университет)
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ И ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ. ХХ ВЕК.

38 акад. часов


Повседневность – одна из ключевых категорий, определяющих человеческий опыт в рамках культурной ситуации 19-20 вв., эпохи «модерности». При этом повседневность как разделяемая всеми реальность немыслима вне новых техник создания и репродуцирования изображений, в частности, фотографии. В этом смысле, фотография не отображает, но порождает повседневность. Курс посвящен анализу фотографического изображения как медиума, в рамках которого создаются, закрепляются и транслируются культурные значения.

Темы:
1. Введение в проблематику. «Повседневность» и «современность». Ш.Бодлер. Э.Мане. Авангард: преобразование повседневности. Роль техники. В.Беньямин. Идеология повседневности. Поп-арт. Повседневность и культура потребления.


2. Введение в проблематику. Краткий очерк развития фотографии. Жанры в фотографии. Формы бытования фотографии в ХХ веке. Основные принципы анализа фотографического изображения.
3. Тело. Формирование «универсального» тела во второй половине XIX – начале ХХ века. Аристократическое тело. Движение гигиенистов. Государственный цивилизационный проект. Дисциплина и самодисциплина. Приватное и публичное.

Case: Студийная фотография.


4. Лицо. Представление об эмоциях во второй половине XIX – начале ХХ века. Улыбка и взгляд в ситуации общения. Криминалистика. Психика и лечение психических заболеваний.

Case: Артистическая фотография и антропологическая фотография (фотография преступников и умалишенных)


5. Город как непрерывная поверхность.

Case: Париж – Нью-Йорк: Эжен Атже и Беренис Эбботт.


6. Тело. 1920-е годы. Новая женщина. Принцип удовольствия.

Case: Сюрреалистическая фотография


7. Лицо в фотографии и кинематографе 1920-1930-х годов.

Case: Немецкая портретная фотография от Веймарской республики к национал-социализму; Марлен Дитрих.


8. Индустриальный ландшафт 1920-1930-е гг. Поэтика труда.

Case: Маргарет Бурк-Уайт; советская индустриальная фотография.


9. Социальное. Национальный (коллективный) проект. Документальная фотография в США в 1930-е гг.

Case: Уокер Эванс и Доротея Ланг.


10. Социальное. Национальный (коллективный) проект. Гуманистическая фотография во Франции 1930-50-е гг.

Case: Анри Картье-Брессон.


11. Тело нормативное и тело желанное. «Пригородная мечта» в США.

Case: Рекламная и модная фотография в 1940-1950-е гг.


12. Город как ткань отношений. Репортажная фотография.

Case: Нью-Йорк в фотографии 1940-1960-х гг.


13. Лицо, пойманное врасплох. 1950-1960-е гг.

Case: Ричард Аведон и Диана Арбус.


14. Социальное. 1970-е гг. Советский семейный альбом. Коллективное как частное.

Case: Борис Михайлов.


15. Социальное. Персональный проект. 1960-1980-е гг.

Case: Нэн Голдин и Юджин Ричардс.


Избранная литература к курсу:
Ароматы и запахи в культуре. Книга 1 / Сост. О.Б.Вайнштейн. М., 2003.

Беньямин В. Озарения. М., 2000.

Бодлер Ш. Поэт современной жизни [1863] // Бодлер Ш. Об искусстве / Пер. с франц. Н Столяровой и Л. Липман. М., 1986.

Зиммель Г. Избранное: в 2 т. Т. 2. Созерцание жизни. (Женская культура. Мода. Приключение.) М., 1996.

Маклюен М. Понимание медиа / Пер. с англ. В.Николаева. М., 2003.

Маффесоли М. Фантастический мир каждого дня / Пер. Б. Дубина // Художественный журнал. № 17. Повседневность.

Benjamin W. The Arcades Project / Trans. Howard Eiland and Kevin McLaughlin. Cambridge, Mass: Harvard UP, 1999.

Certeau de M. The Practice of Everyday Life [1974] / Transl. by Steven Rendall. Berkeley: University of California Press, 1984.

A History of Private Life. - Vol. 4-5. L., 1990.

Williams R. Keywords. A Vocabulary of Culture and Society. L., 1983 (1976 1st ed.)


Аронсон О. Метакино. М., 2003.

Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. М., 2003.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. - М., 1996.

Жарковский Дж. Вглядываясь в фотографии: 100 снимков из коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке. Нью Йорк, 2003.

Петровская Е. Непроявленное. Очерки по философии фотографии. М., 2002.

Петровская Е. Антифотография. М., 2003.

Classic Essays on Photography / Ed. A. Trachtenberg. New Haven (Conn.), 1980.

A New History of Photography / Ed. Michel Frizot. Koenemann, 1998 [1994 for French Edition]

Newhall B. The History of Photography. N.Y., 1982.

Photography in Print: Writings from 1816 to the Present / Ed. V.Goldberg. Albuquerque: University of new Mexico Press, 1988.

Sontag S. On Photography. N.Y., 1977.

Westerbeck C., Meyerovitz J. Bystander: A History of Street Photography. N.Y. 2001.



Серия книг по фотографии Phaidon “55”.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет