Глоссарий Анракайское сражение- декабрь 1729- январь 1730гг сражение в серии казахско- джунгарских войн Аульная община



бет1/19
Дата15.06.2016
өлшемі1.76 Mb.
#137237
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Глоссарий

Анракайское сражение- декабрь 1729- январь 1730гг сражение в серии казахско- джунгарских войн

Аульная община – социальная организация, состоящая из семей,

самостоятельно ведущих хозяйство



Бай – крупный скотовод, с Х1Х века самостоятельное сословие

Батыр – звание, даваемое за военные заслуги

Бий – социальная категория, представители которой выполняли судебные функции в казахском обществе

Богдыхан – монгольское название китайских императоров

Государство – основная политическая организация общества,

осуществляющая управление, охрану его экономической и социальной

структуры

Дешт- и- Кыпчак- в 11-13 вв.степи от верховьев Сыр- Дарьи и западных отрогов Тянь-Шаня до устья Дуная, занятые тюркоязычными племенами племенами кыпчаков.

Джатаки –бесскотная или малоскотная часть шаруа, не имевшая

возможности кочевать со своим родом, занимавшаяся земледелием или

рыболовством

Джунгары- население средневекового ойратского владения  "зүүнгар нутуг"

«Жеты жаргы»- это свод законов Казахского ханства при Тауке хане

Жузы – крупные территориальные объединения, принадлежавших к

казахской народности



Золотая Орда- средневековое государство в Евразии

Зякет – налог со скота в пользу ханов и султанов в размере 1/20 части

скота


Икта – пожалованный феодалу земельный надел, а также право на сбор налога

Иктадар – держатель икты

Инджу – первоначальные, выделенные в ходе захватнических войн

владения чингизидов. Под инджу подразумевали не только улусных

людей, но и юрт этого улуса, в который входили как земли кочевого, так и оседло-земледельческого населения. Инджу также дход с этого земельного владения или улуса

Ислам – (араб.букв. – покорность) – одна из мировых религий, ее

последователи – мусульмане. Главные принципы ислама изложены в

Коране.

История – процесс развития природы и общества, комплекс

общественных наук, изучающая прошлое человечества во всей его

конкретности и многообразии

История культуры – коллективная память этносов о своих культурных традициях

Кара суйек – черная кость сословие в Казахском ханстве независимо от имущественного положения

Касым хан- казахский хан, чингизид, правитель казахского ханства предположительно в 1511- 1518 годах

Колонизация – заселение и хозяйственное освоение пустующих

окраинных земель страны (внутренняя колонизация), а также основание поселений за ее пределами (внешняя колонизация)



Консы – категория рядовых шаруа, входившая в состав аулов богатых

семей и работавшая в их хозяйстве



Кочевничество – не только стратегия природопользования посредством посезонного кочевания по определенным маршрутам в поисках удобных пастбищных угодий, но и объективно такая организация системы материального производства, которая находится в состоянии динамического равновесия со средой обитания и является фактором ее функционирования ее жизнедеятельности

Курултай – собрание представителей всего народа для решения

государственных задач



Медресе – с IX века мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей

Миграция – переселение

Народность – исторически сложившаяся устойчивая общность, связанная с общим языком, материально-бытовой и духовной культурой и этническим самосознанием

Отрар- до монгольского нашествия, один из крупнейших городов Средней Азии

Подданство- термин, применяемый в государствах с монархической

формой правления для обозначения принадлежности к данному

государству

Рента – доход, получаемый собственниками недвижимого имущества

Род – коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от

одного предка



Родовая община – объединение по признаку кровного родства, где

господствовал коллективный труд и общая собственность на средства

производства

Султан – титул монарха в некоторых мусульманских государствах

Суфизм – мистико-аскетическое направление в исламе

Сюзерен – крупный феодал

Тауке хан- последний хан единого, независимого Казахского ханства в 1680-1715 годах. Сын Салкам Жангира, внук Есим хана.Автор свода законов «Жеты жаргы»

Толенгиты (искаженное теленгуты)- слуги ханов и султанов, составившие отдельное сословие, позжен превратилтсь в отдельный казахский род

Торе – представители ак-суйек

Тумен – (монг.) – подразделение численности в 10 тыс. человек в

монгольских войсках



Улус – страна или область

Хан- титул государя, в государствах образовавших после распада Монгольской империи

Чингизиды- прямые потомки Чингиз хана

Чингизхан- основатель и первый великий хан Монгольской империи

Шайбаниды- правящая династия в Бухарском ханстве, ветка Шейбанидов, основателем считается чингизид Мухаммед Шайбани.

Этнос – исторически сложившаяся, устойчивая совокупность людей,

обладающая не только общими внешними физическими чертами, но и

относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и

психики, а также сознанием своего единства и обособленности от других этнических групп (т.е. сомосознанием), закрепленным в самоназвании (этнониме), общей территорией



Юрт – территория улуса

Яса- название уложения Чингизхана, которое он , по приданию, издал на великом всемонгольском курултае и которое постоянно подтверждалось его приемниками

Конспекты лекции по дисциплине «Средневековая история Казахстана».

Тема 1. Введение.

План:


1. Задачи средневековой истории Казахстана. Источники.

2. Историография.

До настоящего времени источниковедение средневековой истории Казахстана разработано крайне слабо. Этому весьма важному вопросу до сих пор не посвящено ни одного монографического исследования, в котором давалась бы научная оценка большому комплексу источников. Все еще заметно отставание в изучении и публикации письменных памятников, рассредоточенных по многим собраниям рукописей страны и зарубежных стран. Без них, без содержащегося в них богатого фактического материала невозможно исследовать вопросы социально-экономических отношений, этнические процессы, идеологию, культуру. Основная задача источниковедения истории — прежде всего выявление, систематизация и критическое изучение письменных памятников, умение извлекать из них наиболее полный и важный для научного исследования материал. Под понятие востоковедный (письменный) памятник истории и культуры подпадают не только соответствующие памятники, находящиеся на территории Казахстана и созданные народами Казахстана, но и аналогичные памятники, находящиеся за ее пределами и созданные другими народами, в случае, если они имеют существенное значение для изучения истории культуры Казахстана.

Исходя из этого, были определены следующие исторические задачи:

А) раскрыть роль и место казахского народа, казахской государственности в общетюркской общности, в системе кочевой цивилизации, в развитии историко-культурной общности народов Евразийского мира;

Б) проследить основные этапы возникновения, формирования казахского этноса, его хозяйство, быт, социальный строй и политическую систему на длительном историческом отрезке времени;

В) переосмыслить ключевые проблемы истории народов (этногенез, государственность, отношения с соседними этносами, государствами, колониальные войны и национально-освободительные движения);

Г) охарактеризовать социально-классовые отношения в казахском обществе, раскрыть роль различных сословий населения – султанов, биев, батыров, представителей культа и шаруа;

Д) показать эволюцию духовного мира и их вклад в мировую цивилизацию, взаимосвязь и взаимовлияние культур степной кочевой с земледельческо-оседлой, с культурой соседних народов – России, Китая, Центральной Азии.

Методология. «Английская история, - писал известный британский ученный А. Дж. Тойнби, - не прояснится до тех пор, пока не будет рассмотрена в соответствии с историями других национальных государств, входивших в более широкое сообщество, каждый из членов которого реагировал специфическим образом на происходящее» («Постижение истории», Москва 1991, с.26). Это утверждение можно отнести и к казахской истории.

Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место по численности и входят в первую десятку по площади территории среди народов мира. Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию. Сегодня перед исторической наукой Казахстана стоят огромные и ответственные задачи. Она должна формировать историческое сознание народа и объективных позиций.Поэтому объективное изучение истории и ее популяризация являются сегодня такими важными.



Источники позднесредневекового Казахстана

Письменные источники

Персидские источники. Исследование истории позднесредневекового Казахстана базируется главным образом на материалах письменных источников, созданных авторами из сопредельных и отдаленных стран Востока. Важнейший материал содержится в нарративных сочинениях: исторических, мемуарных, географических, написанных прежде всего на персидском (фарси) языке, их дополняют труды, созданные на чагайском, староузбекском (тюрки), а также на арабском языках. Степень информативности этих источников различна, наиболее осведомлены авторы из соседней Средней Азии (Мавераннахра), а также Ирана, Восточного Туркестана, причем более объемные и точные сведения их относятся к Южному и Юго-Восточному Казахстану. Нет источника, специально посвященного истории Казахского Ханства, в отличие, например, от Могулистана.

Сведения по Казахстану представлены в сочинениях восточных авторов фрагментарно, касаются главным образом политической истории, истории взаимоотношений его народа и правителей с населением соседних государств, приведены родословные ханов различных династийных линий. Есть и разрозненные сведения по этническому составу, хозяйственным занятиям, элементам духовной и материальной культуры. Материалы восточных источников дополняются сообщениями западноевропейских, позднее - русских путешественников, посланников, ученых, а также сведениями из русских летописей и архивов.

Нарративные исторические труды средневековых авторов раскрывающие историю Средней Азии и Казахстана в XIV-XVвв. представлены главным образом сочинениями тимуридского круга (согласно принятой условной классификации по династиям). В них отражена не только политика Тимура и Тимуридов по отношению к соседним странам и народам но и значителен материал по внутриполитической хозяйственной этнокультурной жизни. Для второй половины XV-XVIвв. Основными являются источники могульского и шайбанидского происхождения.

Первоисточники об эпохе Тимура исследователи делят на две группы. К первой относятся источники созданные по велению Тимура или его правивших потомков. Таковы сочинения Низам ад-дина Шами, Шараф ад-динаАли Йазди, рисующие его мудрым, справедливым государственным деятелем. Вторая группа сочинений написана нейтральными авторами – к таковым относятся, например, РюиГонзалес де Клавихо и другие путешественники из Западной Европы, а также авторами из стран, покоренных эмиром Тимуром, отразившими в своих трудах его захватническую политику (армянские, грузинские источники). К последней группе относятся арабские авторы Ахмад ибн Муххамад ибн Арабшах, аль-Айни, аль-Асади, давшие отрицательную характеристику политике Тимура. Клавихо в дневнике своего путешествия в 1403-1406гг. отметил грандиозные строительные работы в Самарканде, изобилие товаров а нем, в том числе привезенных из Руси и «Татарии», как он называет Казахстан, из Китая и других стран. Эмир Тимур и Тимуриды, завоевав основные торговые пути, уделяли много внимания развитию торговых и дипломатических отношений со многими странами.

Первым по хронологии сочинением, положившим начало целому ряду повествований о деяниях эмира Тимура, является труд Низам ад-дина Шами «Зафар-наме», доведенный до 806г.х. (1403-1404гг.). автор перешел на службу к эмиру Тимуру после взятия последним Багдада, сопровождал его в походах, нес канцелярскую службу. Для своего труда он использовал официальные документы, реляции о победах Тимура, устные рассказы участников событий той эпохи, хроники, написанные уйгурскими секретарями Тимура. Сведения Шами о событиях в Казахстане второй половины XIVв., касаются в основном борьбы эмира Тимура против Урус-хана и Тоглук –Тимур хана, правителе Ак Орды и Могулистана. Приводятся данные по состоянию хозяйства в Восточном Дешт-и-Кыпчаке и Жетысу, есть материалы для изучения исторической географии края. Персидский текст сочинения Низам ад-дина Шами издан Ф. Тауэром. Второй том содержит комментарии к его труду, а также извлечения из сочинения Хафиз-и Абру «Зубдатат-таварих».

Достаточно объемный материал по истории Южного и Юго-Восточного Казахстана, начиная с 20-х гг. XVв., содержится в шестом томе всеобщей истории Мухаммад Хавенд-шаха Мирхонда(1433-1498гг.) «Раузат ас-асфа». В. В. Бартольд привлек его данные для характеристики похода Улугбека в Могулистан.

Камал ад-дин Бинаи (1453-1512гг.) – литератор, «один из искуснейших мастеров таджикского стиха». Жил в Гетерате, Ираке, Самарканде и Бухаре, перешел на службу к Мухаммаду Шайбани-хану, между 1504-1510гг. написал для него два исторических труда – «Шайбани-наме» и «Футухат-и хани» (второе сочинение – расширенный вариант первого). Камал ад-дин Бинаи рассказал и о жизненном пути Мухаммада Шайбани, начиная с молодых лет до падения государства Тимуридов в Мавераннахре (до 1502-1503гг.). он показал что причинами краха Тимуридов были не столько военная мощь и полководческий талант Мухаммада Шайбани, сколько междоусобицы и распри среди прежних правителей и знати Средней Азии.

Многочисленны и важны сведения Камал ад-дина Бинаи о казахах и Казахстане. они сопоставимы со сведениями «Таварих-и гузида», которому в источниковедении отводится роль первоисточника для других сочинений шайбанидской историографии начала XVIв. Однако исследователи (П. П. Иванов, А. М. Мирзоев, Р. Г. Мукминова, С. К. Ибрагимов, Б. А. Ахмедов и другие) признают значение труда Бинаи как источника.

Бинаи сообщает о положении в Восточном Дешт-и Кыпчаке после Абулхайр-хана, о потере власти его сыном Шайх Хайдар-ханом («люди и войско не собрались» в ответ на его приказы и призывы), о противостоянии ему Джучидов, и в их числе Джаныбека и Гирея, казахских ханов, а также мангытских мурз, о борьбе за влияние в регионе присырдарьинских городов. Ценны материалы об этих городах Туркестана – Отраре, Сыгнаке, Сауране, а также сведения о племенах Дешт-и-Кыпчака кушчи, конрат, кыйат, найман, курлаут и других, вошедших в состав узбекского, казахского, башкирского и других тюркоязычных народов.

В ряду шайбанидской историографии особое место занимает труд Фазалаллаха ибн Рузбихана Исфахани «Михман-наме-йи Бухара» («Книга бухарского гостя»), важнейший первоисточник по истории Средней Азии и Казахстана.

В казахстанской и среднеазиатской историографии Ибн Рузбиханизвестен как автор «Книги Бухарского гостя». Сочинение посвящено подготовке и походу Мухаммад Шайбани-хана против казахов зимой 1508-1509г. По существу оно являтся живым свидетельством современника, непредвзято характеризующего многие стороны социально-экономической, культурной и политической жизни казахов и кочевых узбеков на рубеже XV-XVI вв. Уникальны сведения Ибн Рузбихана о быте, устройстве казахов, этническом составе населения Восточного Дешт-и-Кыпчака, торгово-экономических связях населения Казахстана и Средней Азии, политических взаимоотношениях правителей Казахского ханства и Шайбанидов.

Для исследования истории Казахстана второй половины XVIв. большое значение имеет широко известный в среднеазиатской историографии этого времени труд ХафизТаныша ибн Мир Мухаммада Бухари «Шараф-наме-йи шахи» («Книга шахской славы»). Автор находился на службе у ШайбанидаАблаллах-хана II, подробно записывал его деятельность, военные походы, события, происходившие в средней Азии и соседних районах. В его борьбе за объединение шайбанидского государства Абдаллах использовал военные силы соседних правителей, в частности, казахского хана Шигая, его сына Тауекеля. Представляют интерес сведения о борьбе казахов за присырдарьинские города. Различный материал об экономическом положении городов, как и степной территории, этногеографические данные можно получить из описания похода Абдаллах-хана на казахскую территорию вплоть до Сарысу.



Тюркоязычные источники. Важное место среди нарративных источников по истории Казахстана эпохи позднего средневековья занимают памятники тюркоязычной литературы, объединенные с персоязычными сочинениями на почве общей традиции и культуры и составленные главным образом в Средней Азии и Восточном Туркестане. Они содержат значительные сведения, освещающие исключительной важности период истории средневекового Казахстана, связанный с образованием казахского народа, возникновением и развитием казахского ханства, а также воссозданием картины жизни казахского общества в XV- нач. XVIIIв.

В XVI в. было создано первое ценное историческое сочинение «Чингиз-наме». Его автор – хивинский историк Утемиш-хаджи ибн маулана Мухаммад Дост, выходец из влиятельной семьи, бывшей в услужении у Ильбарс-хана (1512-1525 гг.). Предки же его были подданымиЯдгао-хана Шайбанида, улус которого в 80-х годах XVв. располагался в низовьях Сырдарьи. Сам же Утемиш-хаджи служил вначале у Ильбарс-хана, по-видимому, в должности дворцового писаря.

Сведения «Чингиз-наме» представляют важное значение для решения проблем политической, этнополитической, хозяйственной, социально-культурной жизни населения средневековья Казахстана. Произведение Утемиш-хаджи охватывает время правления Чингиз-хана и Чингизидов и содержит сведения о ханах Золотой Орды. Оригинальность труда, основанного во многом на устных преданиях, представляет несомненный научный интерес для исследователей Золотой Орды, и в частности, для изучения Казахстана XIVв.

Представитель казахского племени жалаирКадыр Али-бек (Кадыргали, 1530-1605гг.) создал свой первый дошедший до нас исторический труд, условно названный «Жамиат-таварих» («Сборник летописей»). Это сочинение составлено на основе устных исторических преданий и исторического свода Рашид ад-дина (XIVв.). Известный бийКадыр Али-бек служил Ондан-султану, а затем его сыну Ураз-Мухаммаду. После смерти Ондан-султана от рук калмыков Кадыргали вместе с Ураз-Мухаммадом переселились в Сибирское ханство под покровительство Кучум-хана. Здесь он служил советником сибирских ханов. В 1588г. сибирский воевода Д. Чулков обманным путем пленил Ураз-Мухаммада со всеми его родственниками и свитой и отправил их вместе с Кадыргали в Москву в качестве аманата. В 1592г. царь Федор Иванович выделил Ураз-Мухаммаду земли в Касимовском ханстве. А в 1600г. Борис Годунов поставил его ханом-правителем города Касимова, где Кадыргали в 1602г. написал свое произвеление, в котором приводиься краткое изложение отдельных разделов труда Рашид ад-дина, связанных с историей Чингиз-хана и его преемников. Самостоятельное и весьма ценное значение имеет вторая часть книги, которая во многом проливает свет на историю казахских ханов. Значительный интерес представляют данные о Казахском ханстве XV-XVIвв., основанные на надежных местных источниках, указывающие на существование в Казахском обществе изустной историографической традиции, живого интереса к генеалогиям и вопросам политической истории.

Перу известного хана Абулгази (1603-1664гг.) принадлежат два исторических сочинения: «Шаджара-йи тюрк» («Генеалогия тюрков») и «Шаджара-йитаракима» («Родословная туркмен»). Абулгази родился в Ургенче. В результате междоусобной борьбы бежал в Бухару. Затем возвратился в Хорезм и получил в удел Ургенч. В 1627г. а результате политического соперничества между узбеками (во главе с Абулгази) и туркменами (во главе с его братом Исфендияром) вынужден был покинуть Хорезм и бежал к казахам, где был принят Есим-ханом в Туркестане. Затем в течении двух лет жил у ташкентского хана Турсуна. В 1643г. узбеки Арала провозгласили Абулгази своим ханом.

«Генеалогия тюрков» содержит значительную информацию о политической, социально-экономической истории, этнографии и исторической географии многих областей центрально-азиатского региона. Заслуживают внимания сведения об истории государства кочевых узбеков, династии Шайбанидов в Казахстане и Средней Азии, Мангытской (Ногайской)орде. Ценный справочный материал содержится по истории монгольских улусов, о ханстве Кучума, обычае подношения даров из девяти предметов и его сути и т.д. другое сочинение – «Родословная туркмен» является не только важным историческим источником, но и значительным литературным памятником, в котором мастерски излагаются многие народные предания, легенды, народная этимология этнонимов, нравы и обычаи, пословицы и поговорки, в своем большинстве характерные для тюркского мира эпохи средневековья.

Некоторые интересные сообщения по истории казахов позднего средневековья имеются в историческом сочинении «Тарих-и амнийа» («История спокойствия и безопасности»), принадлежащем перу Молла Муса Айса ходжа Сайрами, уроженца Южного Казахстана, города Сайрама. В этом труде, написанном в Восточном Туркестане, излагается история этого региона от Нуха до XIX в. Молла Сайрами в своем произведении приводит данные, в том числе из истории казахско-калмакских отношений, сообщение о переселении калмаками жителей Сайрама в свои кочевья в Восточный Туркестан. Самостоятельную ценность представляет текст грамоты Убайдаллах-хана, заключенный в «Тарих-и амнийа»; содержание грамоты способствует лучшему пониманию истории присырдарьинских городов Южного Казахстана XVI века. Автором значительного труда «Джами ад-дувал» («Собрание династий») является Мунаджжим-баши (ум. в 1702г.), турок, родом из Салоник. Одно время он был, очевидно, астрологом, но последние годы провел пол опалой в Мекке и Медине. При написании этого сочинения турецкий историк использовал широкий труд источников на арабском, персидском и тюркском языках и охватил историю от легендарных событий до 1672г. Книга содержит важный материал об эпохе Золотой Орды, мусульманских династиях, средневековых государственных объединениях и исторической географии Казахстана XIV-XVвв.

Русские источники. Важное значение для исследования истории позднесредневекового Казахстана имеют русские документы и архивные материалы XIV-XVII вв. Летописи периода подчинения русских земель Золотой Орде зафиксировали многие стороны взаимоотношений русских князей с ордынскими властями. Сообщается в них о внутреннем, общественно-политическом состоянии Орды, в частности о междоусобной борьбе различных группировок ордынской знати в 60-70гг. XIVв. («И бысть в Орде замятня велика»). Многообразен материал, относящийся ко времени Мамая, Тохтамыша, Едыге, эмира Тимура и характеризующий попытки этих правителей повлиять на судьбы распадающейся Золотой Орды и вместе с тем помешать Московской Руси, Литве, Польше в их борьбе за государственную централизацию. В летописи заносились сведения о хозяйстве, населении, указывалось, например, что за владениями Батыя были расположены земли кангитов (хвалиссов). Сообщались географические данные, более точные для западной части улуса Джучи, порой весьма приблизительные – для восточной. Отмечалось, например, что Большая или Золотая Орда имела столицей город Сарай; в то же время под названием «Синяя Орда» имелись в виду все земли за Яиком (р. Урал) с центром в Самарканде. Синяя Орда называлась среди «земель и царств», которые «попленил Тимур Аксак», но среди нах назван и Китай, чего на самом деле не было.

Важным источником по истории северной части Казахстана являются сибирские летописи: Строгановская летопись (около середина XVIIв.), «Сибирская летопись» С. Есипова (1678 г.) и «Ремезовская летопись» (конец XVII-начало XVIII в.). В них есть сведения о расселении племен на этой территории и в Сибири, в том числе кераитов (кереев), о правлении на этих землях, в Сибирском юрте, Тайбугинской династии из кереев, затем ханов из династии Шайбанидов в Сибирском ханстве. Материалы и документы, хранящиеся в архивах России, как центральных (ЦГАДА, АВПР), так и местных, отражают не только политику России по отношению к Ногайской Орде, Сибирскому ханству, Джунгарии, ханствам на территории Казахстана и Средней Азии, но и содержат обширную информацию о внутренней жизни этих государств, их взаимоотношениях. Среди этих материалов, опубликованных и неопубликованных, - грамоты и послания ханов и царей, отчеты глав дипломатических миссий, записки, дневники, «сказки», «расспросные речи», росписи и т.д.

Отчеты посольств, материалы торговых миссий, экспедиций отражали политические события в крае, экономические реалии, давали этнографический материал, сведения о размещении на территории Казахстана в разное время ногайцев (границы Ногайской Орды доходили до Тюмени), башкир, каракалпаков. К концу XVII в. казахские жузы занимали обширную территорию от Тобола и Иртыша на севере до Сырдарьи и Ташкента на юге, от реки Эмиль на востоке до Яика на западе, их правители владели «городками» числом свыше тридцати. Все это зафиксировано богатым картографическим материалом, накопленным к рубежу XVII-XVIII вв.

Чертежи и росписи посольских, торговых миссий и экспедиций с разнообразными географическими реалиями легли в основу «Большого Чертежа», первой официальной русской сводной карты, созданной в конце XVI в. «Большой Чертеж» был утрачен, но сохранилась «Книга Большому Чертежу», где сведения о казахских землях составляют почти целую главу. Созданию первого «Чертежа» предшествовали большие картографические работы в России в XVI в.

«Большой Чертеж» по информационной насыщенности превосходит предшествующие ему карты как раз в отражении географических реалий казахских степей и городов на Семиречье. Составители чертежа использовали при работе над ним главным образом русские картографические материалы XVI в. В свою очередь «Большой Чертеж» и его описание использовались русскими картографами XVII в.

В конце XVII в. все картографические материалы о Казахстане и Средней Азии были обобщены С. Ремезовым, выдающимся русским ученым. Ему было поручено «написать степи от Тобольска до Казачьей Орды и до Бухареи Большей, и до Хивы, и до Еика, и до Астрахани» с указанием всех возможных географических объектов – гор, рек, урочищ, переправ, колодцев, а также населенных пунктов, расстояний между ними.

Итогом работы С. Ремезова стала «Чертежная книга Сибири», содержащая историко-географические сведенияпо территории Казахстана. На этой карте впервые Арал назван своим именем и показан как самостоятельный бассейн.

Значимость русскогодокументального материала для изучения истории народов Казахстана и смежных территорий Центральной Азии все более вXVII в. И сами эти народы становятся к концу этого века более известны русским, чем прежде.



Западные источники. В XIV-XVII вв. путешествия и поездки дипломатов, торговцев, миссионеров в азиатские страны и Московию (Гонзалес да Клавихо, Сигизмунд Герберштейн, ИософатБарбаро, АмбоджоКонтарини, Антоний Дженкинсон, Филип Авриль, Адам Олеарий) и др. лиц, в том числе которых были и военнопленные, послужили базой для создания новых нарративных источников, содержащих историко-этнографические сведения об этнополитических событиях в период правления Тимура и его взаимоотношениях с Тохтамышем и Едиге, союзнических отношениях ногайцев и казахов.

Из числа европейских трудов XVII в., в которых содержатся известия о Средней Азии и Казахстане, наибольшую ценность имеет книга голландского географа Н. К. Витсена «О северной и восточной Татарии», представляющая собой огромное собрание географических, этнографических и лингвистических сведений. Она охватывает все страны, которые в то время были известны под общим названием «Татария» - от берегов Каспийского моря, Волги, Камы и к востоку до берегов Тихого океана. Отдельные сведения о казахах, киргизах и других тюркоязычных народах почерпнуты из неопубликованных дневников европейцев, а также из арабских источников и, по словам голландца, путем расспросов у «татар всех родов».

Краткий обзор письменных источников позволяет заключить, что в научный оборот введено значительное число нарративных средневековых восточных и западных источников. Однако на современном этапе развития исторической науки назрела необходимость привлечения всего круга известных нам письменных нарративных источников прежде всего персо-тюрко-арабского круга, в особенности то части из них, которая хранится в зарубежных книгохранилищах и библиотеках с целью осмысления истории средневекового Казахстана на новом качественном уровне и адекватного определения их места на арене прошлого исторического процесса.

Непосредственное изучение персоязычных, тюркоязычных и арабоязычных памятников во всем их многообразии и полноте, равно как системный подход к изучению историко-источниковедческих проблем, позволяет прийти к важным выводам не столько по частным, сколько по самым общим вопросам истории казахского народа.




  1. Историография средневекового Казахстана.

В XVIII в. продолжалось накопление русскими исследователями известий о казахах этого периода, главным образом этнографических – о быте, хозяйстве, обычаях, верованиях, родоплеменном составе жузов, расселении, изучались легенды о происхождении народа. Среди этих исследователей П. И. Рычков, и. Г. Георги. Материал этот, дающий характеристику положения казахов, современного авторам, отражает жизнь народа в предшествующие столетия. В 1750 г. вышла в свет «История Сибири» Г. Ф. Миллера, в ней впервые освещена история Северного Казахстана в составе Сибирского ханства. Сведения о казахах позднего времени содержатся в труде В. Н. Татищева, широко использовавшего русский архивный и летописный материал, а также собственные наблюдения (он был астраханским губернатором).

Первым фундаментальным монографическим исследованием по географии, истории и этнографии казахского народа является труд А. И. Левшина (1797-1879) «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей», опубликованный в 1832г. в первой части книги освещены природные условия жизни казахского народа, во второй – собраны исторические сведения о казахах с древнейших времен до конца XVIII в. В третьей части, особенно ценной, представлены данные о религиозных верованиях, многих сторонах жизни, обычаях, религиозных верованиях, многих сторонах экономической и социально-культурной жизни казахов, известной автору по личным наблюдениям и информациям знакомых ему видных представителей местного населения. История казахского народа в XVI-начале XVIII вв. изложена автором в главе «О начале киргиз-казаков и состоянии их до вступления в подданство России или до 1730 года». Ранние этапы освещены бегло и не отличаются точностью, в этом сказалось недостаточное знание восточных источников. Достоверность приведенных сведений возрастает к XVII – XVIII вв. А. И. Левшин представил свое мнение об имени народа – это «первая постановка в науке проблемы этногенеза казахского народа». Труд А. И. Левшина получил высокую оценку его современников, по многим проблемам более поздние исследователи обращались к его труду. Новое издание сочинения А. И. Левшина осуществлено в Алматы в 1996 г.

В России со второй половины XIXв. исследование истории Казахстана позднесредневекового времени приобретает прочную базу – восточные источники. в этот период оно связано с именами В. В. Вельяминова-Зернова и Ч. Ч. Валиханова. Выдающийся ориенталист В. В. Вельяминов-Зернов (1830-1904 гг.) впервые в своем четырехтомном историческом труде «Исследование о Касимовских царях и царевичах» обратился к истории Казахстана в XV-XVI вв. , имея в руках надежную источниковую базу. Во второй части труда он последовательно изложил историю Казахского ханства, высказал мнение об образовании этого государства, связав его с откочевкой ханов Керея и Джаныбека в Жетысу, осветил внешнеполитические связи казахских ханов с правителями ногайцев, могулов. Автор предложил свое понимание фактора разделения казахов на жузы, отнеся его к XVII в. и объяснив хозяйственной, социально-экономической особенностью образа жизни разных групп народа: полуоседлых, обитавших в районе Туркестана и Ташкента, и кочевых на остальной территории. Для своего исследования по истории казахского народа и государства, В. В. Вельяминов-Зернова, помимо русских архивных и литературных материалов, впервые привлек оригинальные сведения из восточных первоисточников, опубликовав большие отрывки, извлечения из них.

Среди имен русских востоковедов видное место занимает Ч. Ч. Валиханов (1835-1865 гг.), первый казахский ученый-историк, востоковед, этнограф, географ. Он исследовал вопросы истории Казахстана, Средней Азии, Восточного Туркестана, историю киргизов, ногайцев, узбеков, уйгурского народа. Проблемы этногенеза казахов, образования жузов, родоплеменного состава, расселения казахов исследованы Ч. Ч. Валихановым во многих его работах: «Киргизское родословие», «Записки о киргизах», «О кочевках киргиз». Он высказал мнение об этнической близости казахов и ногайцев. В ряде работ дана историко-этнографическая характеристика казахов Старшего жуза («Очерки Джунгарии», «Предания и легенды Большой киргиз-кайсацкой орды»); писал он также о генеалогии казахских ханов, политических отношениях Казахского ханства и Ногайской орды.

В своих исследованиях Ч. Ч. Валиханов широко использовал казахский и ногайский эпос, легенды, исторические предания, разнообразный фольклорный материал. Он придавал большое значение письменным восточным источникам, первым, еще до издания работы В. В. Вельяминова-Зернова, обратился к важнейшим из них для исследования истории позднесредневекового Казахстана. Им сделаны выписки из «Жамиат-таварих» КадыргалиЖалаири, «Тарих-и Рашиди» Мирзы Мухаммад Хайдара. Русское географическое общество выпустило в 1904 г. сборник произведений Ч. Ч. Валиханова. В 60-х годах Академией наук Казахской ССР было подготовлено и издано, а в 80-х годах переиздано полное собрание трудов выдающегося казахского ученого, просветителя, мыслителя-демократа.

В 90-х годах огромная работа над множеством восточный первоисточников была проведена крупнейшим востоковедом В. В. Бартольдом (1869-1930 гг.). в 1898 г. он издал «Очерк истории Семиречья», в котором собран весь известный автору исторический материал по Жетысу с древнейших времен до падения государства калмыков в 1758 г., в состав которого входила область с XVII в. Освещена история края в период монгольского улуса чагатая, в составе Могулистана. Это первый исторический труд, специально посвященный одному из важных регионов Казахстана.

В 1898 г. была издана первая часть фундаментального труда В. В. Бартольда «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» (извлечения из источников), а в 1900 г. издано само исследование. Позднесредневековому периоду истории Туркестана посвящена последняя глава «Чингиз-хан и монголы». Сам В. В. Бартольд, выдающийся представитель русской востоковедной школы, академик (с 1913 г.), называл себя «преимущественно историком Средней Азии», хотя многие его работы относятся к истории стран Ближнего и Среднего Востока. Но все работы по Средней Азии, по истории тюрко-монгольских народов так или иначе раскрывают проблемы истории казахов и Казахстана в позднее средневековье. Среди них: «История Туркестана» (1920 г.), «История турецко-монгольских народов» (1927 г.) и многие другие.

Исследование истории позднесредневекового периода Казахстана получило надежную основу после девятитомного издания трудов академика В. В. Бартольда в 60-70 годах. Оно послужило для казахстанских историков ориентиром не только в привлечении обширного круга письменных источников на персидском и тюркском языках, но и в постановке и разработке многих проблем средневековья.

Особенно важны извлеченные им из восточных рукописей данные и его собственная интерпретация по проблемам этнической истории тюрко-монгольских племен. В его трудах масса сведений о племенах, вошедших в состав казахского народа. Последний фигурирует нередко у него под этническими терминами: «узбеки», «узбекский народ», «узбек-казаки», т.е. под именем, который называют источникиXIV-XV вв. «узбецкие казаки были могущественным народом, имевшим своих ханов». Разделение казахов на три жуза («орды») он связал с географическим фактором, отметив, что кочевья их «располагались в порядке с востока на запад по старшинству родов».

В. В. Бартольд не обошел и проблемы социальных отношений у народов Центральной Азии. Он стремился показать новые черты монгольской государственности, причины ее возникновения. Постепенно, в итоге своей творческой работы в статье «Связь общественного быта с хозяйственным укладом у тюрок и монголов» (1929 г.) он пришел к выводу о возможности возникновения кочевых государств в связи с имущественным неравенством, социальными расслоением общества и классовой борьбой, что отвечало идеологическим установкам времени. Это было время становления марксистско-ленинского понимания истории, основным стержнем которого было признание классообразования в общественном развитии и классовой борьбы как движущей силы истории. И на эту точку зрения переходили многие ученые-историки.

В 20-30-е годы появляются исследования, посвященные специально истории Казахстана, в том числе созданные представителями национальной казахской интеллигенции. Это работы А. П. Чулошникова (1924 г.), М. Тынышпаева (1925 г.), С. Д. Асфендиярова. На более раннем этапе, на рубеже XIX-XX вв., среди исследователей истории и культуры казахского и других тюрксих народов стали известны казахские имена: С. Бабаджанов, М. Чорманов, Т Сейдалин А Джантурин, С. Нурмухамедов и др. Работы их получили оценку в историографии как краеведческие.

В 1925 году была издана работа М. Тынышпаева «Материалы к истории киргиз-кайсацкого народа», в 1926 г. Обществом изучения Казахстана издана его работа «Киргиз-казаки в 17 и 18 веках». В «Материалах» даны этнический состав казахских жузов, легенды и предания о происхождении казахов, тамги и ураны казахских родов, для характеристики истории каждого из племен подобран исторический материал. Однако он допускает ошибки, прибегая к ненаучным методам: лингвистические созвучия географических названий, исторических племен принимает за доказательство древности племен казахского народов он видит их на территории от Аргуни на Дальнем Востоке до Дуная и Закавказья.

На ошибки М. Тынышпаева – удревнение и безграничное расширение территории расселения казахских племен – указал С. Д. Асфендиаров, в 1935 г. издавший свою «Историю Казахстана (с древнейших времен)»

В монографии С. Д. Асфендиярова отвергнута концепция о не историчности кочевых народов, их отсталости, оценка их общественного строя как родового. Общественная структура казахского кочевого общества показана как классовая, феодальная, присущая и другим народам, оседлым и кочевым. Особенностью феодальных отношений у кочевых народов автор считал сохранение родовых пережитков, используемых в целях классовой эксплуатации. По мнению автора, тип хозяйства – кочевое скотоводство – не дает возможности развиваться индивидуальному хозяйству; при частной собственности на скот сохраняется общинная форма пользования пастбищем. Хозяйственная необходимость ведет к сохранению рода, родовой общины, патриархальной семьи. Но эти родовые институты в корне изменились, они отражали давно народившиеся классовые отношения.

Правильно опровергая попытки М. Тынышпаеваудревнить происхождение казахов, этнических групп, составивших народ, беспредельно расширить занимавшуюся ими территорию, С. Д. Асфендиаров уклонился в другую сторону и отнес «начало самостоятельной истории казахов» лишь к концуXVI – XVIIв., что безусловно, ошибочно.

Новый этап развития исторической науки Казахстана в 40-50-е годы определил, наряду с исследованием всех других проблем, и рост уровня исследований по проблемам позднесредневековой истории. В 1943 г. был открыт исторический факультет в КарГУ, затем – исторические факультеты в педагогических институтах. В 1945 г. в Академии наук Казахской ССР открылся Институт истории, археологии и этнографии. Готовились научные кадры историков. Большую помощь в их подготовке оказывали, как прежде, ученые из Москвы и Ленинграда – А. Н. Бернштам, С. П. Толстов, А. Ю. Якубовский, А. М. Панкратова и др.

Развивались исследования средневековой истории Казахстана. Особое внимание уделялось проблемам развития общественного строя казахской государственности, происхождения народа. В 1941 г. была издана обобщающая работа М. П. Вяткина «Очерки по истории Казахской ССР» - систематическое изложение казахов с древнейших времен до середины XIXв. известного издателя «Материалов по истории Казахской ССР». Вопросы образования Казахского ханства занимали, наряду с другими, внимание автора. Как и предшествующие исследователи, большую роль в его образовании автор отводил откочевке, возглавленной первыми казахскими ханами. Несомненно преувеличенной показана вассальная зависимость их от могульских ханов. М. П. Вяткин поддержал мнение В. В. Бартольда и С. Д. Асфендиярова о естественно-географической обусловленности разъединения казахских жузов в трех регионах, но добавил кроме этого фактора и влияние политической их обособленности. В Монографии М. П. Вяткина впервые дан общий обзор литературы и источников по истории Казахстана до середины XIXвека.

В последующие годы источниковая база казахстанской медиевистики пополнялась как усилиями исследователей, разрабатывавших конкретные проблемы истории средневекового Казахстана, так и трудами известных востоковедов, работающих за пределами Республики Казахстан. Опубликованы русские архивные, китайские, монгольские документы и материалы по международным отношениям в Центральной Азии в XVII-XVIII вв., освещающие политику России, Китая и Джунгарии в отношениях между собой и с другими государствами, в том числе с казахскими ханствами.

Источниковая база письменных свидетельств исторического прошлого позволила значительно продвинуть исследование многих проблем, главным образом политической истории, истории взаимоотношений казахов и их предков с сопредельными странами и народами. В меньшей степени разрабатывались проблемы социально-экономических отношений, этнических процессов, культурно-идеологического развития, поскольку соответствующего материала в источниках сравнительно мало.

Эти проблемы рассматривались в статьях и монографиях, появившихся в 60-80-х годах и посвященных истории Казахстана в позднее средневековье. В монографиях, как правило, они затрагивались комплексно, преобладающим в них были материал по политической, этнополитической истории. Отличительной чертой работ этого времени является разработка всех проблем на базе широкого круга письменных источников с привлечением данных археологических исследований, этнографии, лингвистики, литературоведения.

Развитие государственности на территории Казахстана было предметом исследования историков в последние десятилетия. Появление государственности перестали связывать только с возникновением Казахского ханства или Монгольской империи и монгольских государств на этой территории.

Стало очевидно, что развитие государственности на территории Казахстана имеет глубокие корни. Истоки ее восходят к зарождению и последующей эволюции политических объединений многочисленных племен и народов, обитавших здесь в древности и средневековье, дотюркское, тюркское и монгольское время.

Много внимания уделялось исследователями проблемам истории Казахстана XIV-XV вв., когда на его территории существовало несколько крупных политических объединений, образовавшихся в ходе распада Золотой Орды и государства Хайду: Ак-Орда (Кок-Орда), ханство Абу-л-хайра (государство кочевых узбеков), Могулистан, Ногайская Орда. Эти государства были известны в историографии средневекового Казахстана и Средней Азии, волжских кочевых племен и Киргизии XIII-XV вв. о них писали историки-востоковеды В. В. Бартольд, П. П. Иванов, А. Ю. Якубовский, А. А. Семенов, К. И. Петров, М. Г. Сафаргалиев и другие исследователи Золотой Орды. Немало страниц о Белой и Синей Орде в своих размышлениях о судьбах тюрков и монголов написал Л. Н. Гумилев. Сведения об Ак-Орде, Ногайской Орде, ханстве Абу-л-хайра и Могулистане, как определенномэтапе развития государственности на территории Казахстана, нашли отражение, хотя и в очень кратком виде, в «Истории Казахской ССР» (1957 г.).

Тем не менее споров о них в литературе было много. Одни исследователи видят в них ряд разрозненных владений, эфемерных политических образований, другие выявляют определенные связи этих владений, их внутриполитическое единство, государственно-административную оформленность, экономическую обособленность этнического состава населения.

Так С. К Ибрагимов считал, что никакого «Узбекского ханства» и «даже союза узбекских племен» в Дешт-и Кыпчаке не было. Он отнес время образования самостоятельного казахского государства к 30-40-м годам XVI в., а казахские улусы XV- начала XVI вв., связанные с именами ханов Джаныбека, Бурундука, сыновей Джаныбека Махмуда, Иренчи, определил как отдельные феодальные владения. Б. А. Ахмедов считал, что Казахское ханство образовалось в 80-90-х годах XVв., когда все более реально обозначились процессы разделения населения Восточного Дешт-и Кыпчака и миграции части «кочевых узбеков» этого региона в Мавераннахр.

Т. И. Султанов вполне обоснованно отнес образование Казахского ханства к более раннему времени – началу 70-х годов. Посвятив этой проблеме несколько своих работ, он остановился на дате 1470-1471 гг. (875 г.х.) и связал это событие с положением в Восточном Дешт-и Кыпчаке. Автор акцентирует внимание на смене династий в степной часть Казахстана, в «Узбекском улусе» после смерти хана Абу-л-хайра: вместо династии Шайбанидов к власти приходит династия казахских ханов из потомков Тука-Тимура, образовалось казахское ханство. О Казахском ханстве, он пишет как о едином государстве, в одном из своих трудов он делает важное заключение для конца XVII в.: «Окончилась история Казахского ханства. Началась история Казахских ханств». В работах Т. И. Султанова затрагивается почти весь спектр проблем истории Казахского ханства. Основательно, на материале многих восточных источников освещены состояния казахского кочевого скотоводческого хозяйства, социальной структуры общества, административного устройства государства, взаимоотношений с соседними странами.

Перед отечественной исторической наукой стоят задачи более глубокого и объективного, с использованием новых методов, без идеологизированных рамок и установок, раскрытия истории народа. Необходимы новые подходы к исследованию проблем развития государственности в Казахстане. только в 1996 ш. по этим проблемам в республике проведены две научно-теоретические конференции, «круглые столы». Ведется монографическая разработка истории государственности на территории Казахстана в эпоху древности и средневековья. Исследуются вопросы преемственности традиций тюрко-монгольской государственности, развития собственно казахской государственности; определяются место и роль Казахского ханства в системе государств Центральной Азии и Евразии. Большого внимания требует дальнейшее исследование проблем сложения казахской нации и формирования ее этнической территории, культурологических аспектов истории. Многое из этих проблем находит отражение в современной публицистике.


Вопросы для самоконтроля:

1. Основные источники по данному периоду. Их классификация.

2. Какие сведения содержат персидские источники.

3. Какой период средневековой истории Казахстана отражен в тюркоязычных источниках.

4. Известные памятники тюркоязычной литературы.

5. Какие сведения содержат русские источники.

6. Первое фундаментальное монографическое исследование по истории казахского народа.

7. Какие работы были опубликованы русскими учеными в Х1Хв.

8. Труды ученых казахов в 20-30-егоды ХХв.

9. Вклад ученых в исследование проблем этногенеза казахов, возникновение государственности Казахстана.

10.Перечислите европейских путешественников, которые оставили сведения о казахских землях.

11.Из скольки частей состоял труд А. И. Левшина и какие проблемы в нем освещены?





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет