Горшенева И. Отмар Шпанн: штрихи к биографии и мировоззрению



Дата15.07.2016
өлшемі69.5 Kb.
#201229
Горшенева И. Отмар Шпанн: штрихи к биографии и мировоззрению.
Австрийский политический деятель Отмар Шпанн родился 1 октября 1878 года в Альтманнсдорфе, небольшом городке неподалёку от Вены. Его отец, средней руки предприниматель, владел небольшой бумажной фабрикой, дела на которой не всегда шли удачно. Немецкие исследователи, например написавший подробную биографию Шпанна Курт Шнеллер, считают, что те повседневные проблемы фабричной жизни, с которыми Шпанну пришлось столкнуться в ранней юности, пробудили в нём интерес к общественным наукам.

В 1898 году двадцатилетний Отмар поступает в Венский университет. В течение последующих пяти лет он четыре раза меняет место учёбы - Вена, Цюрих , Берн, Тюбинген, охватив весь германоязычный мир Европы. Среди его учителей встречались достаточно известные в своё время учёные: социолог Альберт Шэффле, государствовед Фридрих Юлиус Нойманн, под рруководством которого Шпанн в 1902 году получает докторскую степень, Карл Менгер. Большинство из них придерживалось консервативных взглядов. Кроме того, Фридрих Нойманн был рьяным католиком. Общение с этими людьми в определённой степени повлияло на складывание убеждений самого Отмара Шпанна.

Этот типичный “немецкий романтик” и идеалист начал свою научную карьеру с изучения довольно сухой дисциплины - статистики. С 1903 года он занимался статистическими исследованиями во Франкфурте - на Майне. Экономика, статистика, социология - именно этими науками Шпанну приходилось заниматься на протяжении всей своей молодости. Возможно, уже тогда он ипытывал неприязнь к излишней математизированности этих отраслей. К. Шнеллер пишет, что “уже в ранних публикациях Шпанна чувствуется протест против эмпирических научных методов”. “Наука может не всё” -девиз идеалистов на протяжении всей истории философии. Следует заметить, что в течение всей своей жизни Шпанн считал наиважнейшей своей задачей исследования в области экономики, народного хозяйства, то есть в тех отраслях, в которых идеалистический подход, как правило, считается неприемлемым.

В 1907 году Шпанн переезжает в Моравию, в город Брюнн - теперешнее Брно. Там он спустя два года получает должность профессора экономики народного хозяйства. Именно в этот период он делает первые шаги к созданию своей общественно- политической теории. В ранних работах - “ Теория народного хозяйства”(1911 г.) и “Краткая система обществоведения”(1914 г.) - уже заметно влияние универсализма. За год до начала Первой мировой войны он написал работу, посвящённую военной проблематике- “ О социологии и философии войны”.

В 1914 м году преподавательская карьера Отмара Шпанна была прервана начавшейся войной. Он был отправлен на Восточный фронт в чине летейнанта , в Галиции он был ранен. После демобилизации Шпанн состоял в незадолго до этого образованном в Вене комитете, занимавшемся делами военной науки. Он попытался вернуться в Брюнн, но его прогнали оттуда чехи после революции.

Вскоре после окончания войны жизнь Отмара Шпанна приобрела относительную стабильность. До 1938 года он занимал в Венском университете кафедру общественных наук. Будучи на посту профессора Венского университета, он пишет свои основные работы: “Учение о категориях” (1924 г), “Творение духа”(1928 г.), “Натурфилософия” (1937 г). Отдельно следует назвать опубликованную в 1921 году книгу “Истинное государство”, программную работу, в которой Шпанн обосновывает свою государственную теорию.

Современники вспоминают, что Отмар Шпанн был весьма популярным преподавателем, талантливым лектором, и поэтому многие студенты, (особенно те, которые были католиками по вероисповеданию), им восхищались. Вот как описывает тридцатилетнего Шпанна его ученик Эрнст фон Заломон: невысокий, худощавый человек, “смесь оторванного от жизни учёного и сноровистого политика”,1 навязчивой идеей которого было объединить в своём учении огромное количество наук - географии, истории, философии, юриспруденции. Отмар Шпанн вместе со студентами создал нечто вроде кружка, который собирался у него дома каждое воскресенье.

Этот кружок - так называемый “Spannkreis” - составляли его наиболее преданные ученики, работавшие под его руководством. Позже в этот кружок вошли также и сыновья Шпанна, Рафаэль и Адальберт. Среди наиболее выдающихся учеников Шпанна следует назвать У. Генриха, Я. Бакса, Х. Риля. Правой рукой “учителя” был Генрих, получивший в 1925 году под рувоводством Шпанна докторскую степень, и ставший затем его ассистентом. Преданность Шпанну он сохранил до конца жизни. Много лет спустя Генрих оставил ностальгические воспоминания, где описывал гармонические отношения в кружке, преподавательский дар Шпанна, огромный творческий потенциал.

Многие ученики Шпанна в будущем добились известности. К примеру, Генрих занимался активной политической деятельностью, поддерживал контакты с немецкой молодёжью из Судет. Э. фон Заломон был писателем, посвящавшим свои книги событиям войны. О. Пленков описывает Заломона как типичного младоконсерватора в литературе, прославляющего войну, как время, исполненное доблести, героизма и своеобразной романтики.2 Х. Я. Бакса был известным правоведом Риль позже стал искусствоведом. Исследователи отмечают, что ученики были очень преданны своему “мэтру”, и потому этот кружок сравнивали подчас с сектой. Можно сказать , что этот кружок чем-то напоминал один из тех “цехов”, которые Отмар Шпанн описывал в своих работах.

Со временем эта “группа избранных” задалась целью повлиять как на австрийскую, так и на зарубежную политику. О размахе, который приобрела деятельность кружка, свидетельствует хотя бы то количество европейских городов , которые объездили с докладами Шпанн и его ученики: Прага, Стокгольм, Упсала, Копенгаген, Цюрих, Роттердам. Кроме того, их статьи часто печатались в газете Венского университета - “Немецкое студечество”. С 1931 по 1937 гг. “шпанновцы” выпускали и свой собственный периодический орган, под названием “ Сословная жизнь, записки об органичном изучении общества и народного хозяйства”.

Политическое влияние, которое приобрели идеи Отмара Шпанна, было достаточно велико, но этот вопрос будет рассмотрен в деталях в отдельной главе. Весьма неоднозначным было и отношение венского профессора к катастрофическим событиям, происходящим в Германии, и готовым рано или поздно затронуть Австрию. Здесь я ограничусь лишь тем, что Отмар Шпанн, как и многие его соотечественники, воспринял события 11 марта 1938 года с наивным восторгом. М. Шнеллер приводит в связи с этим случай, который сейчас отдаёт некоторой долей чёрного юмора.3 В день аншлюсса Отмар Шпанн в кругу своей семьи решил отпраздновать это событие. Он выпил шампанского за объединение “великой империи”. А через два часа явились гестаповцы и арестовали его. Пять месяцев его держали в тюрьме в Мюнхене, затем отпустили на свободу. Тем не менее. Ему запретили заниматься преподавательской деятельностью, книги его перестали печататься. После окончания второй мировой войны он опять был лишён возможности вернуться к своей работе. Впрочем, в то время к нему испытывали симпатию представители отдельных политических сил, например, “Народной партии Австрии”. В последние годы Шпанн вёл отшельнеческий образ жизни. 8 июля 1950 года он умер.

Исследователи выделяют огромное количество источников философской системы О. Шпанна, называя в связи с этим множество имён: Платон, Аристотель, Лао-цзы, Августин Блаженный, Фома Аквинский, представители немецкой классической философии - Гегель, Шталь, немецкие романтики. Основные “пласты”, которые можно выделить - это, во-первых, античная (и древнекитайская философия, средневековая философия, немецкая классическая философия, романтизм.

Если К. Зигфрид основное внимание уделяет Платону, то Шнеллер обращает прежде всего внимание на то, каким сильным было влияние средневековой философии.

Но, исследуя складывание мировоззрения какого-то конкретного человека, следует обратить внимание не только на его непосредственный круг интересов, не только проштудировать его книжную полку. Необходимо почувствовать духовный климат поколения, к которому этот человек принадлежал. Так как Шпанн считал себя не просто “кабинетным учёным”, оторванным от жизни интеллетуалом, а мечтал повлиять на ход событий в его родной стране, следует сказать и том, какова была обстановка в Австрии в годы жизни Отмара Шпанна.

Поэтому в этой части речь пойдёт , во-первых, о тех философских идеях, которыми Шпанн восхищался, на которые он часто ссылался в своих работах, во-вторых- о традициях австрийской политической и интеллектуальной культуры и об особенностях австрийской и германской консервативной интеллигенции.

Идея общества, чётко разделённого на несущие определённые функции группы, существует ещё со времён античности. Если говорить об “античном” влиянии на Отмара Шпанна, прежде всего вспоминаются имена Сократа, Платона и Аристотеля. Конечно, сложно говорить о преемственности при таком огромном временном разрыве, зато вполне справедливо предположить, что “платоновский миф”, или, как называл его К. Поппер, “платовноский соблазн”, на протяжении веков много раз оживал и по-разному осмыслялся.

Платон считал, что отдельная личность не может обеспечить своих потребностей, и поэтому появляется государство. Платону принадлежит идея “идеального государства”, которое и должно было обеспечить наиболее правильное удовлетворение потребностей. Общество в таком “идеальном государстве” подчинено строгой иерархии. Ступенями этой иерархии являются “правители” (философы), “стратеги” (воины), “производители” (земледельцы и ремесленники). “Сословиям” соответствуют “добродетели” мудрость, храбрость и умеренность. Чётвёртая добродетель- “справедливость” - является общей, и связывает сословия воедино, обеспечивая прочность государства.

Читая работы Отмара Шпанна, легко понять, каким сильным было впечатление, произведённое на него Платоном. Это касается и соотношения интересов личности и инетересов государства ( основная цель государства - формирование интересов личности), и сословное деление, и представление о высшем, божественном принципе, который не позволяет всей структуре распастся.

Следующим важным источником мировоззрения Отмара Шпанна была средневековая философия. К . Шнеллер это объясняет так: “В принципе иерархии, в сословном устройстве и в аналогии государства и организма у Отмара Шпанна можно найти сходство со средневековым устройством”.4

Идеализация средневековья, тоска по счастливому прошлому была чертой времени ещё с конца восемнадцатого века, со времени появления романтизма. Конечно же, “средневековье” в представлении каждого обратившегося к нему мыслями человека было разным, но существовали и общие “штампы”. Считалось, что средние века были временем общего благочестия, высокой духовности, и, с одной стороны - сурового общественного порядка, с другой- какой-то необыкновенной романтики и свободы, которую современный человек утратил. Началось это ещё в эпоху романтизма - и уже тогда наряду с восхищением готическими соборами и старинными легендами появилось и желание возродить элементы средневекого общественного устройства, так как именно оно казалось залогом гармоничной жизни, спасением от мелочности и бездуховности “века просвещения”.

Конечно же, Отмара Шпанна прежде всего интересовало то, каким средневековые философы видели идеальное общество. Он был хорошо знаком с работами как наиболее известных из них- Аврелия Августина, Фомы Аквинского, так и менее известных.

Особенно хотелось бы отметить то впечатление, которое произвели на Отмара Шпанна работы Аврелия Августина. Современные исследователи философии Аврелия Августина часто говорят о том, что на протяжении многих веков, вплоть до современности предпринимались попытки возрождения его идей в практически неизменном виде. На Аврелия Августина ссылались как католические, так и протестантские религиозные философы начала двадцатого века. Отмар Шпанн, как уже говорилось в первой части , испытал сильное влияние католических религиозных философов.

Аврелий Августин был первым, кто чётко сформулировал средневековую религиозную идею государственного устройства: неравенство является стороной иерархической структуры общественного механизма, созданного богом; земная иерахия - отражение иерархии небесной, “ монархом” которой является бог. По мнению некоторых современных медиевистов - в первую очередь здесь следует назвать школу “Анналов” - эта идея послужила не только основанием для многих более поздних средневековых мыслителей, но и отразилась в сознании человека средневековья. Средневековый человек ощущал себя прежде всего не свободной личностью, а частью той общественной группы, к которой он принадлежал.

Например, А. Я. Гуревич5 в работе “Категории средневековой культуры”описывает общественный строй этого времени следующим образом: в средневековой культуре не существовало индивидуализации человека - он являлся органической частью социальной группы, будь то рыцарский или монашеский орден, ремесленный цех и т. п.

Интересно мнение знаменитого французкого историка Ж. Дюби о психологии средневекового человека- как отдельной личности , так и коллектива в целом. В своей работе “Трёхчастная модель, или представление средневекового общества о себе самом” Дюби ссылается на многие древние трактаты, более или менее известных сейчас авторов. С работами многих из этих средневековых авторов, несомненно, был знаком и Отмар Шпанн.

Многие идеи Шпанна кажутся просто списанными из книг Герарда Камбрейского, Стефана Ленгтона, Луазо. Во- первых, то, что сословное деление общества являлось признаком божественной воли. Во- вторых, “принцип патернализма” - то, что существовала “природная связь между монархом и многочисленным семейством, чьим отцом он считается и чью добродетель хранит”.6 Правда, у Шпанна в роли такого”отца” скорее выступала та единая духовная сила, которая не даёт “сословиям” утратить связи друг с другом. И наконец, это сначала чёткое разделение ролей вождя и священнослужителя. “Функция молиться и функция сражаться - здесь отличие.” 7

Немалую роль сыграло и учение Фомы Аквинского. В конце девятнадцатого- начале двадцатого века наследие этого философа привлекало внимание многих. Это было время расцвета неотомизма, с такими известными его представителями, как Ш. Бойе, Г. Сенген, В. Ромейер. Внимание привлекали самые разные стороны учения Фомы Аквинского - понятие о боге, понятие о прекрасном. В работах О. Шпанна отразились прежде всего представления Фомы Аквинского о государстве и обществе. Аквинский считал сословные различия вечными и предопределёнными богом. Идеальной формой государства Фома Аквинский считал монархию, основным смыслом которой являлось то, что монарх ведёт своих подданых к добродетельной жизни.

Многие идеи были заимствованы Отмаром Шпанном у классиков германской философии, и здесь в первую очередь следует назвать Гегеля. В некоторых с статьях Шпанна называют одним из выдающихся неогегельянцев. Отмар Шпанн не был в этом одинок - гегелевская концепция идеального государства была популярна в академической и политической философии его времени. Здесь отразилась тоска по сильной государственной системе , которая всегда одолевает людей в период “междуцарствия”, каким на взгляд многих немцев была эпоха Веймарской республики. У Гегеля была заимствована идея государства как истроического выражения божественной силы абсолюта.

М . Шнеллер пишет: “Имеется связь между логической системой Шпанна и сильной мыслительной системой Гегеля, какая может быть между двумя фантастическими конструкциями, склоняющимися к романтизму”.8

Философские системы Гегеля и Шпанна объединяет объяснение государства с “этических” позиций. Универсалистское государство - это часть божественного мироустройства. “Законность” государства связана с тем, что оно имеет метафизический характер. В государстве духовный принцип мироздания проявляется в наибольшей силе, оно является “венцом творения”.

Подобным образом идеализировал государство Гегель. Для Гегеля государство - “предмет, в котором свобода обретает и переживает свою объективность…”.9 У Гегеля и Шпанна есть и другие “общие места”. Это касается роли выдающейся личности: по мнению М. Шнеллера, можно сравнить “великого человека” у Гегеля и “государственного вождя” у Шпанна. Мнения Гегеля и Шпанна совпадают и в отношении к войне. Для Гегеля война - это “состояние храбрости”, “состояние, показывающее индивидуальность государства”,10 для Шпанна - одна из главных задач государства, имеющая не столько практический , сколько культовый, священный характер.

Но между гегелевской философией и универсализмом были и существенные различия. Во-первых, Гегель рассматривал динамичное изменение государственного устройства во времени, для Шпанна же это была более статичная, застывшая схема. Во-вторых, для Гегеля не существовало “бесполезных”, полностью упадочных исторических эпох, все они являлись закономерными ступенями развития абсолютного духа, для Шпанна таким временем была эпоха Просвещения. Но наиболее существенное, по моему мнению различие- это то, что , хотя на первый взгляд идея свободы и идея государства были одинаково связаны и у Гегеля и у Шпанна, но для Гегеля государствовыступало лишь как средство к достижению свободы, Шпанн же ставил знак равенства между понятием “государство” и “свобода”.

И последний, наиболее сильный и наиболее близкий по времени источник влияния- это идеи немецких и австрийских романтиков. Клаус-Йорг Зигфрид и самого Отмара Шпанна причисляет к романтикам.11

По моему мнению, Шпанн в равной стпени испытал влияние как своих современников, так и тех, кто стоял у истоков романтизма в конце восемнадцатого века. То, как романтики представляли себе “ идеальное государство” - речь здесь идёт о романтиках консервативного, а не революционного направления - тема очень широкая и интересная, но если рассматривать её здесь полностью, можно выйти за рамки работы. Поэтому я ограничусь только наиболее яркими примерами, чтобы показать, как мировоззрение романтиков отразилось на философской системе О. Шпанна.

Романтическая идея об идеальном государстве начала развиваться очень рано- уже в Иенской школе занимались проблемами государства и общества. Она получает своё дальнейшее развитие у последователя Шеллинга, Карла Христиана Краузе. В работе “Очерк системы философии права , или естественного права” он пишет о необходимости общности жизни со всеми разумнами видами духа и божеством. На протяжении всей истории романтизма господствовала идея о том, что государство должно быть не бездушной политической машиной, а общностью людей, основанной на духовных ценностях. Многие романтики открыто выступали против демократических реформ - это можно сказать и о “Исторической школе права”, и о Людвиге фон Арниме, мечтавшим о приобщении личности к интересам феодального государства.

То, как развивалась государственная идея у консервативных романтиков - тема достаточно широкая. Общей чертой являлось то, что романтики отвергали ценности демократии и парламентаризма. Альтернативы, которые философы -романтики предлагали взамен, были достаточно разными. Иногда это была абстрактная схема “идеального государства”, не связанная с какой-либо реально существующей страной, иногда - проект переустройства совершенно конкретного государства, как правило, в этом случае большую роль играли национальные ценности. Разными были мнения по поводу того, каким должен быть политический строй государства, какие культурные, религиозные и духовные ценности должны быть основными в государственной идеологии. Но идея сословной монархии очень часто присутствовала в работах романтиков. Кроме того, многие романтики, ещё с конца восемнадцатого века считали религию важной объединяющей духовной силой. Истинной религией часто провозглашался католицизм, его противопоставляли протестантизму как слишком приземлённой, рационализированной вере.

К. Шнеллер считает, что наибольшее влияние на Шпанна оказал А. Мюллер.12 Так же, как и Шпанн, он отвергал буржуазную парламентскую систему, уподобляля государство “жизненному объединению”, организму. Мюллер создал свою схему идеального сословного устройства государства: “сословие знаний” (учёные и священники), “военное сословие”, “сословие кормильцев”. Необходимо заметить, что , в отличие от “истинного государства” Шпанна, идеальное государство Мюллера обеспечивало равенство всех сословий.

Необходимо обраить внимание и на австрийскую традицию романтизма. К. Й. Зигфрид считает, что особенносью австрийского романтизма в девятнадцатом веке была огромная роль католической церкви, имевшей сильное влияние и на государство.13 Поэтому с середины века консервативный романтизм стал оказывать всё большее влияние на государственную идеологию.

Обычно исследователи ставят Отмара Шпанна в один ряд с немецкими младоконсерваторами и неоромантиками, но, по моему мнению Шпанн являлся ещё и прямым наследником австрийских романтиков, живших в начале девятнадцатого века. Интересно пишет об этом венгерский историк философии К. Нири: “Австрийский платонизм на рубеже веков родился в силовом полешколы Брентано, но в формировании его решающую роль сыграла традиция Больцано”.14

Как и Отмар Шпанн, Больцано был романтиком-утопистом. Похожи даже названия их работ, посвящённых идеальному государственному устройству - “О лучшем государстве” Больцано и “ Истинное государство” Шпанна. Работы эти разделяет по времени почти сто лет. В их философских системах много общего. Так же, как и Шпанн, Больцано был противником индивидуализма. Основной принцип, который он выдвигал в противовес индивидуализму- “надындивидуальная идеальность” - напоминающая “целостность” у Отмара Шпанна.Больцано выступал против психологизма, против программы психологического редуцирования выдвинутой в девятнадцатом веке.



Можно сделать вывод, что Отмар Шпанн, изучая историю мировой философии, испытал сильное влияние идеализма. Его привлекал иррационализм, когда духовный принцип оказывался выше материального, выступая залогом порядка и единения.


1 Schneller M. Zwischen Romantik und Faschismus. Stuttgart, 1970. S. 17.

2 Пленков О. Мифы нации против мифов демократии. СПб., 1998. С.421.

3 Schneller M. Op.cit.. S.23.

4 Ibid. S. 73.

5 Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 31

6 Дюби Ж. Трёхчастная модель, или представление средневекового общества о себе самом. М., 2000. С. 78.

7 Там же, С. 91.

8 Schneller M. Op.cit. S. 103.

9 Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 280.

10 Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 3. М.,1977. С.364.

11 Siegfried K.-J. Universalismus und Faschismus. Das Gesellschaftsbild Othmar Spanns. Marburg/Lahn, 1973.

12 Schneller M. Op.cit. S. 101.

13 Ziegfried K.-J. Op.cit. S. 102.

14 Нири К. Философская мысль в Австро-Венгрии. М., 1987. С. 94.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет