Группа «аракс» 1976 Г. Сергей рудницкий из нашей фонотеки



Дата23.06.2016
өлшемі103.32 Kb.
#154032
түріГлава
ГЛАВА 27.

ГРУППА «АРАКС» — 1976 Г. — СЕРГЕЙ РУДНИЦКИЙ






Из нашей фонотеки:

Вокально-инструментальный ансамбль «Араке»

Руководитель Сергей Рудницкий

Москва, Театр им. Ленинского комсомола.

Год создания 1976


ИСТОРИЯ «АРАКСА» ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

Название известного и очень талантливого коллектива появилось в конце 60-х годов. На любительской сцене Московского Государственного Университета имени М. В. Ломоносова впервые появилась рок-группа «Араке». В репертуаре преобладали главным образом композиции прогрессивных западных ансамб­лей. И как тут не вспомнить «Deep Purple» и «Led Zeppelin», «Ten Years After» и «Santana». Все исполнялось на английском языке. Создателем молодежного коллектива стал Эдуард Касабов, который только что освоил гитару. Он стал и основным вокалистом группы, исполняя «фирменные» песни на английском языке. За барабаны сел его брат Гарик Касабов, а за соло-гитару взялся Алексей Пантелеев. А поскольку все трое ребят учились на экономическом факультете университета, то и первое название придумали «Экономисты». Выступали в ос­новном на студенческих вечерах и пользовались большой популярностью. В на­чале 1971 г. Эдуард придумал новое название в честь своей мамы. Стали назы­ваться группой «Араке», что, кстати, очень интересно звучало на их самодельных афишах. Именно в это время к ним пришел новый соло-гитарист Юрий Шахназаров. До этого играл на барабанах в группе «Кардинал», вместе с Олегом Твертиновым, Игорем Кларком и Валерием Сауткиным. Потом в «Скоморохах» с Александром Градским. И вот проект «Араке», который очень увлек Юру. Чтобы как-то раскручиваться к ребятам пришел Юрий Сааков. У не­го был целый комплект хорошей аппаратуры, что, конечно, в то время очень привлекало. С хорошими инструментами было проблемно. Достать хорошие микрофоны и гитары для многих оставалось заветной мечтой. Другое дело,

работа на профессиональной сцене, где-нибудь в «Веселых ребятах» или в «Голубых гитарах». Многие из молодежи стремились в эти коллективы, а, по­падая, мечтали уйти назад в любительские группы. Художественные советы по­рой не разрешали играть любимые произведения.

«Араке» становились очень популярными, продолжая играть из репертуара западных кумиров. Вот здесь Валерий Сауткин предложил сочинять свои вещи. Только поэтов сочиняющих рок-тексты тогда у нас еще не было. Взялся он за это дело, и стало получаться. История одной известной песенки «Мемуары» случилась однажды в истории группы «Араке» и повернула совершенно в дру­гую сторону. Как-то Юрий Шахназаров принес мелодию и заявил Валере, что слова никак не может придумать. Буквально на следующий день родилось: «Скоро буду я седым и старым, уйду на пенсию писать свои я мемуары...». Это было в 1972 г., а через несколько лет эта самая философская песенка появится в эпизоде известного фильма «Афоня» режиссера Георгия Данелия. Исполнят ее там сами «Араке», уже в составе Александр Лерман — бас-гитара и вокал, Юрий Шахназаров — соло-гитара и Владимир Полонский — барабаны. С того самого момента песня «Мемуары» становится всесоюзным хитом, включая еще и тот факт, что тема продолжается на протяжении всей картины. Это был 1973 год. А до этого вернемся назад и вспомним, как в «Араксе» поработали Александр Буйнов на электрооргане и классный барабанщик Борис Багрычев из сильной московской любительской группы «Витязи». Некоторое время в коллективе работал пианист Игорь Саульский. А из своих песен у них в то вре­мя классно прозвучала «Шелкова ковыль трава-мурава» с музыкой Александра Буйнова на слова Валерия Сауткина. Кстати, очень интересная история с этой песней. Многие считали ее долгие годы русской народной. Ее прекрасно испол­няли ВИА «Веселые ребята», Лев Лещенко, «Скоморохи», Вячеслав Малежик и многие другие исполнители. А на юбилейном вечере Александра Буйнова «Траву мураву» исполнила певица Надежда Бабкина с ансамблем «Русская пес­ня» в дуэте с самим автором и виновником торжества. В репертуаре была еще одна веселенькая песенка про маменьку. В итоге Александр Буйнов и Владимир Полонский ушли в группу «Скоморохи», после чего перешли на профессио­нальную работу в ВИА «Веселые ребята» Павла Слободкина.

«ЛЕНКОМ» СТАЛ ДОМОМ «АРАКСА»

В 1973 году «Араке» выбрали творческую работу в Театре имени Ленинского комсомола. Фактически это было приглашение главного режиссера Марка Ана­тольевича Захарова. Первой серьезной работой стала музыка к спектаклю «Ав­тоград XXI» (1973). Все это пользовалось большой популярностью. Надо отме­тить, что музыканты являлись там не только аккомпаниаторами. По замыслу режиссера, они принимали участие и как актеры. Затем — музыка к спектаклю «Тиль». Скорее всего, театрально-музыкальные постановки являлись более по­хожими на мюзиклы, чем на рок-оперы. В это время в коллективе работали ги­тарист Юрий Шахназаров, барабанщик Александр Данилович, бас-гитарист


и вокалист Александр Лерман, клавишные Александр Буйнов. Фактически ра­бота представляла собой участие в спектаклях, а остальное время. В дальней­шем естественно стал меняться состав, и в планах были более серьезные рабо­ты. В 1975 г. в состав «Аракса» пришли музыканты Сергей Рудницкий — клавишные и Сергей Беликов — бас-гитара и вокал. Вскоре в коллективе по­явился блестящий гитарист уже успевший поработать в ВИА «Веселые ребята» и «Добры молодцы». На смену Александру Даниловичу пришел новый барабан­щик Анатолий Абрамов, который до этого успел поработать в «Високосном ле­те». Из любительской московской джаз-рок группы «Виктория» в состав при­шел еще один гитарист — Тимур Мардалейшвилли, с такой выразительной школой замечательного англичанина Ричи Блэкмора. Замечательный тембр певца Александра Садо надо отметить стал украшением группы.

Работая в театре, ребята принимали участие пока лишь в двух спектаклях. Оставалось много времени для творческой работы, а именно концертные вы­ступления в клубах и свои музыкальные проекты. Так, например, солист Сергей Беликов принимал участие в записи известного альбома композитора Давида Тухманова «По волне моей памяти». Помните, наверное, композицию «Сенти­ментальная прогулка» на стихи французского поэта классика Поля Верлена. Практически после записи «Берегите женщин» Сергей Беликов стал занимать­ся сольной карьерой, а чуть позднее вернулся в ансамбль «Самоцветы».

«ЗВЕЗДА И СМЕРТЬ ХОАКИНА МУРЬЕТЫ»

Работа над третьим спектаклем стала для музыкантов «Аракса» серьезным экза­меном на профессионализм. Собственно говоря, когда композитор Алексей Рыбников принес нотные клавиры и передал ребятам, этого было недостаточ­но. Сами музыканты решили усовершенствовать все это по-своему, что в итоге получилось достаточно грамотно и интересно. На самом деле получился очень удачный творческий эксперимент, где музыканты рок-группы выступили в каче­стве соавторов. Сценарий и либретто рок-оперы «Звезда и Смерть Хоакина Му-рьеты» был подготовлен поэтом Павлом Грушко, который по ходу работы так­же менял и заново сочинял какие-то фрагменты. В основу легла известная поэма чилийского поэта Пабло Неруды. Так родился спектакль в жанре совре­менной рок-оперы. В ноябре 1976 года сотоялась премьера спектакля. Надо от­метить, что это стало событием в музыкально-театральной жизни страны. В дальнейшем самые интересные фрагменты из рок-оперы были записаны на двух дисках-гигантах, изготовленных в виде двойника и выпущенных большим тиражом. Практически одновременно с другой рок-оперой «Орфей и Эвриди-ка», несколько иного более песенного вида, поступили в продажу. Надо сказать, что сразу альбом «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» вошел в десятку самых популярных пластинок, выпускаемых фирмой «Мелодия». В одном ряду с ли­цензионными дисками ансамблей «АББА», «Песняры», Аллой Пугачевой и дру­гими он на протяжении нескольких месяцев занимал лидирующую позицию. В записи альбома приняли участие исполнители главных партий Хоакин Мурь-

етта, Смерть — певец и актер Геннадий Трофимов, Звезда, Тереза — певица Жанна Рождественская. На конверте пластинки также значился состав музы­кантов группы, как инструментальный ансамбль «Араке» Московского театра имени Ленинского комсомола. Это Юрий Шахназаров — соло-гитара, Сергей Рудницкий — акустическая гитара, бас-гитара, рояль, электроорган, синтезатор, Сергей Беликов — бас-гитара, флейта, Анатолий Абрамов — ударные, Вадим Го-лутвин — гитара, банджо, а чуть повыше в списке солистов был также указан пе­вец группы Александр Садо. Над записью работали настоящие профессионалы своего дела — звукорежиссеры Николай Данилин и Юрий Богданов. Пластинки поступили в продажу в канун московсой Олимпиады-80. Практически сразу кол­лектив театра вместе с «Араксом» отправились в тур по Португалии, а на кино­студии имени Горького приступили к киноверсии. А поскольку у музыкантов группы для участия в сьемках двухсерийного фильма просто не хватало време­ни, режиссер пригласил ансамбль «Интеграл» Барри Алибасова. На самом деле группа «Араке» были настолько загружены работой и даже от приглашения на всесоюзный конкурс «Весенние ритмы» фестиваля «Тбилиси-80» пришлось от­казаться. В это время музыканты группы занимались работой над новой рок-опе­рой «Юнона и Авось» композитора Алексея Рыбникова с либретто Андрея Воз­несенского. В дальнейшем ее продолжили и закончили группа «Рок Ателье», которые пришли на место «Аракса» в «Ленком».

ЮРИЙ АНТОНОВ, ГРУППА «АРАКС» И ФИЛЬМ «БЕРЕГИТЕ ЖЕНЩИН»

Надо сказать, что на всесоюзную студию всесоюной фирмы «Мелодия» музы­канты группы «Араке» пришли с целым багажом накопленных знаний. Они имели современную профессиональную практику и поэтому были очень вос­требованы. Запись музыки композитора Александра Зацепина или попросту дя­ди Саши как называли его музыканты группы «Араке», состоялась для фильма «31 июня». Фильм вышел с опазданием в канун нового 1979 г., песни из которо­го стали очень популярными. Их исполняли певица Татьяна Анциферова, пев­цы Яак Иоалла, Владимир Мозенков, Лариса Долина, Сергей Беликов. Следую­щая работа на записи в качестве аккомпанирующего состава состоялась на альбоме «То ли еще будет» певицы Аллы Пугачевой. Там были записаны не­сколько песен Александра Зацепина. Она была, очевидно, связана с Юрием Шахназаровым, который после перешел руководителем в ее ансамбль «Реци-тал». Встрече Юрия Антонова с группой «Араке», безусловно, также сопутство­вала запись песен к фильму «Берегите женщин» на Одесской киностудии. В аранжировке группы за кадром прозвучали «Не забывай», «Двадцать лет спу­стя», «Берегите женщин»... В программе «Утреняя почта» однажды был редкий случай, когда группу в полном составе показали по телевидению с песней «Не забывай» («Мечты сбываются...»), где солировал сам Юрий Михайлович Анто­нов. А еще в телеэфирах часто мелькала «Радуга» Юрия Антонова в исполне­нии Сергея Беликова без музыкантов «Аракса», учитывая, что их музыкальный

аккомпанемент там звучал. Вместе с группой известный и популярный компо­зитор записали три маленькие пластинки формата «миньон», на которых про­звучали следующие песни: «Жизнь», «Я вспоминаю», «Зеркало», «Анастасия»... С Александром Зацепиным был записан следующий саундтрек к фильму «Узнай меня» на стихи Леонида Дербенева. Собственно говоря, вышел и свой сольный «миньон» группы «Араке» с двумя песнями Юрия Антонова, сделанными в фор­ме рок композиций. На самом деле к выходу уже был готов целый диск гигант «Колокол тревоги», которому, к сожалению, так и не удалось увидеть свет. Лишь в 1987 г. эти записи вышли на четвертом диске-гиганте Юрия Антонова «От печали до радости».

КОНЦЕРТНО-ГАСТРОЛЬНАЯ БИОГРАФИЯ

В сентябре 1980 г. в связи с переходом на другую работу группа «Араке» остави­ла театр. Ребята перешли в Московскую областную филармонию. Это был заме­чательный период концертно-гастрольной работы с 1980 по 1982 год. В кон­цертной программе звучали композиции: «Дай нам сил, Земля» Сергея Рудницкого и Вадима Голутвина, «Колокол тревоги» Юрия Антонова и Игоря Кохановского, «Солнцем освещенная дорога» и «Снилось мне» Алексея Рома­нова, «Фортуна» и «Памяти Владимира Высоцкого» Владимира Матецкого и Игоря Кохановского, «Черные кони» Тимура Мардалейшвили и Алексея Ро­манова, «Дороги наши разошлись» Евгения Маргулиса, «Один взгляд назад», «Синева, пустота, тишина» «Когда поймешь умом» Константина Никольского, «Блюз о безусловном вреде пьянства» Андрея Макаревича, «С чего бы» и «Не забывай» Юрия Антонова. Вот в таком виде проходили потрясающие концер­ты группы «Араке». Концертный состав этого периода выглядел так: Сергей Рудницкий — руководитель группы и клавишные, Вадим Голутвин — гитара, Ана­толий Абрамов — барабаны, Евгений Маргулис — бас-гитара, Тимур Мардалейш­вили — гитара, Анатолий Алешин — солист. За период этого времени музыкан­ты «Аракса» дали 876 концертов, и принес в государственную казну более семи миллионов долларов США. Тем не менее, в прессе, а именно в центральных га­зетах, стали появляться резкие высказывания в адрес прекрасного и супер про­фессионального коллектива. Фактически коллектив был запрещен указом ми­нистерства культуры РСФСР в 1982 г. Музыканты группы «Араке» после этого долгие годы работали в разных коллективах «Аэробус», «Глобус», «Феникс», группе Стаса Намина, ВИА «Веселые ребята», «СВ»...

ИСТОРИЯ «АРАКСА» ПРОДОАЖАЕТСЯ...

В 1987 г. «Араке» после долгого перерыва снова вместе продолжили свою леген­дарную биографию. Правда, название выглядело по-другому— «Транс». Коллек­тив во главе с руководителем Сергеем Рудницким с музыкантами Анатолием Аб­рамовым — барабаны, Николаем Парфенюком — вокал, Сергеем Рыжовым —

бас-гитара, Сергеем Березкиным — гитара и Александром Виста — гитара, вокал собрались и сделали студийные записи новых композиций. В 1989 году ребята стали выступать с концертами и гастролировать. Это было уже другое время и на «Мелодии» уже вышли те записи из «Колокола тревоги», когда-то не выпу­щенные. В стране появилось много новых направлений в музыке. Где-то в 1993 г. был выпущен компакт-диск с записями группы «Араке» (1987—1990 гг.). Приблизительно в это время музыканты коллектива на протяжении двух лет работают в концертных программах с певицей Валерией. В 1995 г. группой «Араке» в своем классическом составе Сергей Рудницкий, Анатолий Абрамов, Тимур Мардалейшвили, Вадим Голутвин, Сергей Рыжов и Анатолий Алешин за­писали компакт-диск со старыми легендарными хитами. На самом деле это был международный проект, поскольку солист Анатолий Алешин в это время запи­сывал партии вокала на студии в Нью-Йорке, а музыканты в Москве записыва­ли инструментальные партии. Альбом «Old, but, Gold!» был сведен в Москве и выпущен в Швеции по заказу фирмы «А — RAM» Ашота Акопяна.



Сегодня группа «Араке» существует в двух составах. Первый театральный — Сергей Рудницкий — клавишные, Анатолий Абрамов — ударные, Олег Зари-пов — гитара, Николай Парфенюк — вокал, бас-гитара, Александр Садо — вокал. И этот состав объединяет замечательный спектакль «Юнона и Авось», которо­му вот уже двадцать пять лет. И второй концертный состав: Сергей Рудниц­кий — клавишные, Анатолий Абрамов — барабаны, Вадим Голутвин — гитара, Ти­мур Мардалейшвили — гитара, Петр Макиенко — вокал, бас-гитара, Василий Савченко — вокалист. Музыкальный материал и профессионализм музыкантов по-прежнему восхищают и по-настоящему радуют. Именно этим всегда отличал­ся «Араке». И что самое главное, замечательный звук и направление в музыке группы, определяет главный и бессменный руководитель Сергей Рудницкий. Пусть же нашему легендарному коллективу будет всегда — «Солнцем освещен­ная дорога»!!!




Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет