I. История возникновения Мунгатского острога Значение слова



Дата08.07.2016
өлшемі0.53 Mb.
#185212
түріРеферат


Содержание


Введение.





Глава I. История возникновения Мунгатского острога




1.1. Значение слова «Острог»




1.2. Легенды, которые предшествовали строительству Мунгатского острога





Глава II. Мунгатский острог




2.1. Историческое описание острога





Глава III. Создание этнографического центра «Мунгатский острог»





3.1. Основатели центра




3.2. Освящение родника




3.3. Масштабная стройка





Заключение





Список использованных источников





Приложение





Введение

Пожалуй, не найдешь сейчас человека, который не задумывался о прошлом родного края, не хотел бы знать, кто здесь жил в глубокой древности и чем занимался, какие здесь происходили события.

Я живу в Крапивинском районе, который располагается в центре Кемеровской области. [Приложение 1]

Жизнь Крапивинского района, его история богато разнообразными событиями и своими корнями уходит в далекое прошлое. Древнейшую историю нашего края хранят в своем безмолвии 28 археологических памятников, свидетельствующих о первоистоках человечества. Они относятся к самым различным эпохам, начиная с глубокой древности и кончая более поздними – первыми русскими поселениями на берегах Томи.

Жители Крапивинского района стараются сохранить исторические корни своего народа. Так 18 сентября 2012г. близь поселка Каменного состоялось освещение родника и Поклонного креста в честь Николая Чудотворца, а в мае 2013 г. в районе Свято-Никольского родника развернулась масштабная стройка этнографического центра традиционной и воинской культуры «Мунгатский острог».

Меня заинтересовало, какие исторические события легли в основу строительства данного центра.



Цель исследовательской работы:

Изучение истории возникновения этнографического центра традиционной и воинской культуры «Мунгатский острог»



Задачи:

  • узнать значение слова острог;

  • изучить историческое происхождение Мунгатского острога;

  • сохранить социальную память и приобщить ровесников, земляков к изучению своих корней, бережному отношению к культурному наследию, к возрождению народных ремесел, культурно-бытовых традиций, обычаев родного края.

Методы исследования:

  • теоретический;

  • документальное изучение;

  • обобщение с целью накопления фактического материал;

  • анализ собранной информации.

Глава I. История возникновения Мунгатского острога

1.1. Значение слова «Острог»

Острог - второй, наиболее распространенный и более укрепленный, тип крепостного сооружения периода русского освоения Сибири. В отличие от зимовий, строения в острогах – избы, амбары и другие здания – не имели своих оборонительных приспособлений, эту роль выполняли ограда и башни.

Слово «острог» на протяжении ряда столетий имело несколько значений. Еще со времен Древней Руси острогом назывался постоянный или временный деревянный оборонительный пункт для размещения «воинских людей», обнесенный заостренной сверху деревянной оградой. Такие укрепления, по мнению ряда исследователей, появились уже в X – XI веках.

Первоначальный смысл слова «острог» сводился к особенностям конструкции оборонительных стен. Неслучайно в Сибири до начала XVIII столетия острогом называлась не только укрепленное поселение, но и просто стена из заостренных тыновин (кольев).

Почти все сибирские остроги по разным причинам (пожар, усиление оборонной мощи, износ сооружений, увеличение гарнизона) хотя бы раз перестраивались, расширялись или возводились заново на новом месте.

Во второй половине XVIII века, в связи с изменением военно-политической ситуации и прочным закреплением почти всей территории от Урала до Тихого Океана за Российским государством, большинство малых острогов, утратив свое оборонительное значение, постепенно превращались в обычные земледельческие поселения.

Сибирские остроги XVII – XVIII в. как оборонительные сооружения различались между собой по технике сооружения стен, наличию и количеству башен.



В архитектурно-планировочном отношении все они представляли собой различные варианты четырехугольников, вытянутых вдоль берега реки.

Для организации обороны и наиболее рационального раздела земли внутри острога прямоугольная форма являлась наиболее удобной. При этом очертания острогов учитывали рельеф местности: оборонительные линии на отдельных участках острогов могли искривляться, приспосабливаться к складкам местности или приобретать неправильные очертания.

Наиболее простой разновидностью острога была ограда, ограждавшая определенную замкнутую территорию, в которой находились административные, хозяйственные, жилые, нередко культовые постройки. Такая ограда состояла из заостренных бревен – «тына».

Судя по дошедшим до нас источникам, примером простейшего вида острогов без башен являются Мунгатский острог на р. Томи, основанный в 1715 году.



1.2. Легенды которые предшествовали строительству

Мунгатского острога

В 1979 г. учащиеся Зеленогорской средней школы записали со слов старожилов д. Медвежка Г.П. Шарапкова и Е.С. Валекжанина легенды, которые подтверждают о кучумовском господстве в нашем крае. Г.П. Шарапков поведал легенду о Саянзасе, Баянзасе и Тайдоне. В далекие времена по Сибири кочевали племена татар. У хана Кучума была любимая дочь по имени Саянзас. Она полюбила бедного парня Баянзаса. Отец был против брака своей дочери с бедняком. Но так велика была любовь молодых, что они решились на побег. В одну из темных ночей Саянзас и Баянзас бежали на коне Тайдоне. За ними была послана погоня. И вдруг на пути беглецов возникла бурлящая горная река. Конь смело вступил в воду. Но на середине реки силы оставили его. Конь погиб. Река, где он погиб, была названа Тайдоном. Молодых течение понесло дальше. В устье одной из рек погиб Баянзас, эту реку назвали Баянзас. Затем погибла девушка. В этом месте в Тайдон впадала река, ее назвали именем девушки – Саязас.


Легенда про знаменитую Абатову гору

Легенду про знаменитую Абатову гору, на которой похоронен Кучум, рассказал учащимся житель д. Медвежка Е.С. Валекжанин. Она до сих пор окутана тайной и представляет большой интерес для археологов и кладоискателей. Абатова гора располагается в нескольких километрах от Медвежки, между реками Улуманда и Кучуманда, впадающих в Тайдон. У татарских племен есть такой обычай: если умирает хан, то убивают жену, коня, кладут в склеп вместе с ним. Туда же помещают пищу, посуду, боевые доспехи, украшения, седло и т.д. Умер хан Кучум. По закону вместе с ним должна умереть его молодая жена и конь. Молодая женщина решила бежать. Она попросила перед смертью прокатиться на коне Кучума. Ей разрешили, и больше она не вернулась. За ней была послана погоня, но безрезультатно. Тогда подданные хана Кучума приказали вылить из золота женщину и положить в склеп рядом с ним. Его похоронили на Абатовой горе. В 1940 году три брата Якины рубили лес у подножия Абатовой горы и увидели, что из горы торчит ряд бревен, а сверху росли огромные деревья. Легенду о золотой бабе они слышали, и потому догадались, что это и есть могила Кучума. Братьям не хотелось делить добычу еще с кем-то, потому они никому ничего не сказали, вернулись домой и решили одни раскопать могилу. Две попытки, сделанные ими по розыску могилы, оказались безуспешными. Никаких следов от могилы они не обнаружили и тех бревен не смогли найти. Все это они позже рассказали людям… Многие отчаянные смельчаки пытались найти этот курган с целью обогащения. Но все попытки оказались безуспешными. По странным стечениям обстоятельств искатели золотого клада Кучума либо начинали блуждать по тайге, либо с ними происходили странные вещи.



Легенда о кладе хана Кучума

Одну из легенд о кладе хана Кучума поведал 97-летний житель с. Поперечное Смердин Терентий Ермолаевич [Приложение 2], считавшим себя по материнской линии потомком хана Кучума в четвертом поколении. Ныне живущие потомки Т.Е. Смердина подтверждают тот факт, что эта легенда до сих пор изустно живет в их роду. Терентий Ермолаевич слышал этот рассказ от своей матери и бабушки, а бабушке рассказала ее мать - татарка из рода Кучума. Вот что говориться в этой легенде… Покинутый своими подданными, Кучум с небольшим отрядом проходил по тайге, где местное население - шорцы и татары - платили ему ясак. Стремясь создать новые силы, Кучум хотел пройти через Хакасию к границам Монголии. Путь его проходил по территории нынешнего Крапивинского района - по побережью реки Тайдон, правого притока Томи. В пути Кучум заболел и умер. Его похоронили в горе у трех сосен. В склепе были закопаны воинские доспехи, лошадь и конская сбруя. По мусульманским обычаям и законам вместе с Кучумом должны быть погребены его жена и слуги. Но так как его жена умерла раньше, то с ним была похоронена средняя дочь - Улуманда (ее имя присвоено ближайшему притоку Тайдона, реке Кучмане). Сначала было решено захоронить с Кучумом старшую дочь - Кучуманду. Но жажда жизни побудила ее бежать. Взяв с собой две сумки золота, Кучуманда, воспользовавшись непогодой и темнотой ночи, села на лошадь и скрылась. Долго пробиралась беглянка по таежным тропам, и, наконец, выехала на правый берег Томи, туда, где в нее впадает речка Луговушка. Стремясь поскорее уйти от преследования, Кучуманда направила коня в бурлящую воду весеннего разлива. А река разлилась очень широко, быстрое течение увлекало лошадь и всадницу. При грозовом раскате грома и всполохах яркой молнии, успокаивая вздрагивающего коня, Кучуманда дала обещание: на том месте, где ее вынесет к берегу, построить часовню в честь Николая Чудоторца. Больше версты плыли они, и вышли на берег в том месте, где спустя несколько лет был построен Мунгатский острог. Беглянка выполнила свое обещание: на ее золото была построена деревянная часовня в честь святителя Николая Чудотворца.



И пусть суровая природа,

Угрюмость в сердце родила,

Поля, тайга, болота, броды –

Свобода здесь всегда была!
Наш край – частичка от Сибири,

Кусочек всей ее земли,

И надо, чтоб мы не забыли

Связь эту, свято берегли.

Е.Балахнина

Существует предположение, что в начале XVIII века казаки-землепроходцы ища место для новой крепости, заметили на высоком берегу Томи часовню. Это было очень удобное место, с хорошим круговым обзором для крепости. Здесь и был заложен Мунгатский острог – один из четырех острогов, расположенных на пути между Томском и Кузнецком.



Глава II. Мунгатский острог

2.1. Историческое описание острога

Согласно историческим документам Мунгатский острог был поставлен в одно лето 1715 г. для спасения от набегов степняков-кочевников, телеутов, енисейских киргизов и для защиты водного пути из Томска в Кузнецк. С момента постройки и до 1797 г. Мунгатский острог (или станец) был центром отдельного дистрикта (наподобие современного района) со своим приказчиком, ведавшим сбором податей, организацией земской гоньбы по тракту до Салаирского рудника и другими делами в 13 окрестных деревнях – Банной, Березовской, Караканской, Меретской, Брюхановской, Грамотеевой, Хмелевой и др.

Лично посетившие острог ученые С.П. Крашенинников и И.Г. Гмелин не отметили здесь никаких укреплений. Хотя руководитель второй Академической экспедиции Герард Фридрих Миллер [Приложение 2] оставил подробное описание Мунгатского острога: «Он расположен на западном берегу Томи, в 135 верстах от Кузнецка по прямой дороге. Состоит из обводной стены, сооруженной из бревен и кольев в виде полукруга со стороны, противоположной берегу. Внутри ее находятся дома приказчика, судной избы, магазинов и амбаров, несколько частных домов. А остальные жилые дома вместе с часовней находятся вне острога. Со стороны реки, ни каких укреплений нет. Вся окружность при измерении была определена в 410 саженей. Гарнизон состоит из беломестных казаков, которые за службу освобождены от подушной подати и пользуются свободным хлебопашеством. Название острога взято от речки Мунгат, впадающей в 2 верстах выше него с запада». Со стороны обрывистого берега забора не было, но предположительно имелись двое проездных ворот и смотровая башня, скорее всего, в северном углу острога. Основная часть крестьянских изб вместе с часовней Николы Чудотворца располагалась вне острога и тянулась вверх по Томи до глубокого оврага.

Вблизи Мунгатского острога появлялись заимки-поселения в один-два дома. К этим домам пристраивались еще дома, и таким образом заимки превращались в деревни, а после строительства церкви - в села. Одна из таких заимок было основано в 1732 г., в двух верстах от Мунгатского острога вверх по Томи, в устье р. Быструхи, тюменским ссыльным лекарем Крапивиным, по фамилии которого и было названо село. (3, с. 41-42) В 1911 году село насчитывало 725 жителей и 142 хозяйства. В нем имелись: волостное правление, Никольская церковь, церковно-приходская школа, 5 торговых лавок. (8. Церковно-приходское училище) К концу гражданской войны в 1920 г. в волостном селе проживало 1 582 жителя в 249 хозяйствах. (9. Крапивинская Никольская церковь, 1914 г. Проводы в армию) С 1911 по 1924 год в с. Крапивино проживало уже 1 664 жителя в 399 хозяйствах. (10. Здание почты) (4, с. 81) С 1924 и по сегодняшний день Крапивино – районный центр. (11. Первый фельдшерский пункт. Первое здание сельской библиотеки.) В 1958 г. село Крапивино получило статус поселка городского типа (пгт) Крапивинский. А летом 2012г. он отпраздновал юбилей – 280 лет со дня основания.



Место, где располагался Мунгатский.

Место, где располагался Мунгатский острог, находиться сейчас на северной окраине поселка Крапивинского. Поиски остатков Мунгатского острога начались еще в предвоенные 1940-е годы. В очередной раз разведочные работы на месте древней деревни Мунгат были организованы археолого-этнографической экспедиции КемГУ. Были обнаружены первые находки и сделаны выводы: раскопки на южном участке острога и на погосте часовни перспективны и требуют продолжения.



Глава III. Создание этнографического центра

«Мунгатский острог»

3.1. Основатели центра

Вот уже около трех сотен лет тянется «времен связующая нить» от Мунгатского острога и основанной у его стен деревни Мунгат до современного п. Крапивинский. Много всякого вместила за это время в себя земля Крапивинская: и героический труд, и ратные подвиги не одного поколения жителей края, оставивших о себе добрую память.

Сегодня каждый местный житель знает, что район начался с Мунгатского острога, построенного в 1715 году кузнецкими казаками. Имеющийся в центральном военно-историческом архиве план острога может послужить идеей создания в Крапивинском районе экологического музея под открытым небом «Мунгатский острог». Подростки коррекционной школы, педагоги провели не один час в районном музее, чтобы подробнее узнать историю района.

В итоге родилась концепция создания этнографического центра традиционной и воинской культуры «Мунгатский острог». Ребята с коррекционной школы соорудили макет острога, собрали из деталей смотровые башни, защитные стены, часовню, пушки, т.е. копию Мунгатского острога [Приложение 3].

Инициаторами благоустройства территории родника близ поселка Каменного выступили воспитанники коррекционной школы – члены военно-патриотического клуба «Патриот» вместе с Василием Викторовичем Борисовым, директором школы. Педагоги школы с ребятами спилили деревья, вырезали кустарники, сделав свободный подход к источнику. Очистили территорию, установили лавочки, ограду, соорудили купель, поставили поклонный крест.

3.2. Освящение родника

18 сентября 2012 г. состоялось освящение родника и Поклонного креста в честь 200-летия юбилея Бородинского сражения и победы российского народа в Отечественной войне 1812 г. [Приложение 4] Освящение состоялось с благословения Главы Кузбасской Митрополии Аристарха. Состоялся Крестный ход, протоиерей Дионисий, настоятель Никольской церкви п. Крапивинского, священник Сергий Свято-Серафимо-Покровской обители г. Ленинска-Кузнецкого освятили родник, окропили из него Поклонный крест. «Мы освятили его в честь Николая Чудотворца, - сказал протоиерей Дионисий, - и всякий приходящий сюда соприкоснется не только с красотой, которая окружает это место, но и сможет приобщиться к благодати Божией».



3.3. Масштабная стройка

В мае 2013 года в районе Свято-Никольского родника развернулась масштабная стройка. Установили въездные ворота, отсыпали дорогу к роднику, оборудовали автостоянку, увеличили территорию источника. А главное – построили часовню Преподобного Сергия Радонежского [Приложение 5].

18 июля 2013г. состоялось ее освящение. Чин торжественного освящения совершил митрополит Аристарх. Была проведена Божественная Литургия, потом часовню и присутствующих гостей окропили святой водой. Таинство свершилось. Желающие могли посетить часовню, поставить свечки и помолиться за близких.

После освящения прошел большой народный праздник. На фестиваль национальных культур «Истоки» съехались коллективы со всего Кузбасса, и даже из соседних регионов. Участники танцевали, исполняли народные и духовные песни. Крапивинцы с восторгом отнеслись к появлению на территории района такого духовного центра. Они с удовольствием принимали участие в праздничном мероприятии. Оценили масштаб события и наши гости. Праздник получился красочным и ярким.

Сегодня Этнографический центр традиционной и воинской культуры «Мунгатский острог» приобретает все большую популярность среди жителей района и гостей Кемеровской области. Регулярными стали выездные экскурсии для детей различных образовательных учреждений Крапивинского района, для отдыхающих в санатории «Борисовский», а также, для учащихся школ г. Ленинск-Кузнецка в рамках договора о сотрудничестве с туристическим агентством «Моя планета».

18 октября 2013 г. в стенах Крапивинского районного краеведческого музея состоялось презентация книги «Мунгатский острог».

Строительство этнографического центра «Мунгатский острог» острог продолжится. Неподалеку от него установят три избы в традиционном национальном стиле. Здесь в этнографическом Центре будут знакомить с нравами, обычаями и образом жизни народов, проживающих на территории Крапивинского района.

Заключение

Итак, вот уже около трех сотен лет тянется «времен связующая нить» от Мунгатского острога и основанной у его стен деревни Мунгат до современного п. Крапивинский. Много всякого вместила за это время в себя земля Крапивинская: и героический труд, и ратные подвиги не одного поколения жителей края, оставивших о себе добрую память. А потому у нашего поселка своеобразная история и неповторимая душа.

Сегодня Этнографический центр традиционной и воинской культуры «Мунгатский острог» приобретает все большую популярность среди жителей района и гостей Кемеровской области. Регулярными стали выездные экскурсии для детей различных образовательных учреждений Крапивинского района, для отдыхающих в санатории «Борисовский», а также, для учащихся школ г. Ленинск-Кузнецка в рамках договора о сотрудничестве с туристическим агентством «Моя планета».

Строительство этнографического центра «Мунгатский острог» острог продолжится. Неподалеку от него установят три избы в традиционном национальном стиле. Здесь в этнографическом Центре будут знакомить с нравами, обычаями и образом жизни народов, проживающих на территории Крапивинского района.



Список использованных источников.

Заветы Ленина. - 30 июня 1979 г. - С.4



  1. Миллер Г.Ф. Описание Кузнецкого уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его состоянии, в сентябре 1734г. // Сибирь XVIII века в путевых описаниях Г.Ф. Миллера. – Новосибирск, 1996. – С. 24.

  2. Крашенинников С.П. В Сибири. Неопубликованные материалы. – М.-Л.: Наука, 1966. – С. 41-42, с. 51.

  3. Мытарев А.А. От Абы до Яи. – Кемерово, 1970. – С. 81.

  4. Список населенных мест Зап.-Сиб. Края. – Новосибирск, 1927. – 320 с.

  5. Усков И.Ю. Административно-территориальное деление Кузбасса: 1920-2000. – Кемерово, 2000. – 152 с.

  6. Живем Крапивинской судьбой: Очерки истории Крапивиского района: ( К 80-летниму юбилею района). – Новосибирск: ЦЭРИС, 2004.-480 с.

  7. Газета «Тайдон» от 26 ноября 1997г «Раскопки Мунгатского острога»

8. http://omop.su/986122.html

http://lev-agni.livejournal.com/179569.html?thread=193137





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет