I. основные концепции глобализации понятие глобализации причины и движущие силы глобализации



жүктеу 206.76 Kb.
Дата25.06.2016
өлшемі206.76 Kb.




Содержание

ВВЕДЕНИЕ...1

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ...20

1.ПОНЯТИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ...20

2.ПРИЧИНЫ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ...26

3. ПРОТИВОРЕЧИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ...29

ГЛАВА II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АНТИГЛОБАЛИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДА...34

1.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ...34

2. РОЛЬ НАУЧНЫХ ДИСКУССИЙ 70-80 ГОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ АНТИГЛОБАЛИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ В СТРАНАХ ЗАПАДА...53

3. ОРГАНИЗАЦИЯ, СФЕРЫ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ И ИДЕОЛОГОВ ДВИЖЕНИЯ...84

ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ АНТИГЛОБАЛИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 80-Х - НАЧАЛО 90-Х ГОДОВ)...113

1. ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА ЗАПАДНЫХ СТРАН В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. ...115

2. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И МИРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ...135

З.ПОЗИТИВНАЯ ПРОГРАММА АНТИГЛОБАЛИСТОВ...144

4. КРИТИКА УМЕРЕННОГО АНТИГЛОБАЛИЗМА...155

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...164

ИСТОЧНИКИ...170

ЛИТЕРАТУРА...178

ПРИЛОЖЕНИЯ...185

Введение.

Проблемам, связанным с глобализацией, уделяется в последние годы много внимания. Обилие книг и статей, создание и деятельность институтов и исследовательских подразделений, занимающихся проблемами глобализации N наглядное тому свидетельство. Иным образом дело обстоит с таким феноменом мировой общественно-политической жизни как антиглобализм. Внимание СМИ к акциям протеста антиглобалистов и периодическое появление журнальных и газетных статей на эту тему отнюдь не проясняет ситуации и тем более не говорит об изученности этого феномена, о каких-то выработанных и устоявшихся подходах к его рассмотрению.

В последнее время антиглобалистское движение, как феномен мировой социально-политической жизни, постепенно входит в круг объектов научного исследования. Однако перечень работ, посвященных теме, насчитывает лишь несколько статей, в которых исследователями предпринимаются попытки разобраться в сущности антиглобалистского движения, его структуре, целях и причинах возникновения, а также перспективах развития. К числу таких работ относятся статьи доктора исторических наук А.Б. Вебера1, К. Майданни-ка , Ю. Тютюника и ряда других исследователей. Отдельно следует обозначить работы А.В. Бузгалина, д.э.н., профессора МГУ, координатора общественного движения "Альтернативы", которые представляют собой сплав аналитической статьи и варианта программного документа5. Данные статьи представляют собой попытку обозначить ключевые моменты феномена антиглобализма: его возникновение как ответ на противоречия глобализации, характеристика движения, краткий анализ его состава, целей, задач. Статья А.Б. Вебера, открывшая собой дискуссию в рамках круглого стола "Антиглобали-

1 см. напр. Вебер А. Б. Что стоит за так называемым антиглобализмом?// МЭиМО, 2001, № 12, с. 50- 5б

2 Майданик К. Альтернативное движение: фаза консолидации // Альтерглобализм: теория и практика "антиглобалистского движения "/ под. ред. А. В. Бузгалина. М.: Едиториал УРСС , 2003. N256c. ее. 158-179.

3 Тютюник Ю. Антиглобализм и тоталлогия // Альтернативы, 2001.- № 4, с. 53-68

4 см. напр. Кагарлицкий Б. Глобализация и левые. NM.: Логос, 2001.-172с.

5 см. напр. Глобализация, антиглобалистское движение и Россия"// Альтернативы, 2001.-№ 4

стские движения N начало великой смуты XXI века?", представляет собой, как указано на страницах журнала *' своего рода информацию для размышления" и содержит, помимо вышеозначенных моментов, приведенную по книге М. Вилсона и Е. Уайтмора " Семена конфликта. Общественное развитие в эпоху глобализации" таблицу сравнительной характеристики неолиберальной, традиционной левой и новой антиглобалистской идеологии касательно отношения к глобализации и ее противоречиям.

По мысли А.Б.Вебера, антиглобалистское движение отразило кризис неолиберального глобализма, являющегося политикой проводимой правительствами стран большой семерки и контролируемыми ими международными институтами. "Действие рождает противодействие. Его проявления многообразны - от протестов против негативных последствий глобализации...и требований, направленных на смягчение или нейтрализацию этих последствий, до неприятия глобализации как таковой - как нового издания колониализма-империализма, как экспансии западной культуры, подрывающих культурные ценности незападных цивилизаций."7 В другой статье А.Б. Вебер указывает на "... масштабы и глубину социальных проблем, не получающих разрешения в рамках неолиберальной экономической модели", а также на "кризис развития традиционного типа, осознание пределов роста и угрозы экологической катастрофы" как на побудительный мотив поиска альтернативной модели, оформившегося в частности в виде концепции устойчивого развития. Причем автор отмечает, что "Формированию концепции устойчивого развития предшествовали полтора-два десятилетия дискуссий и поисков, в которых принимали участие многие выдающиеся представители мировой интеллектуальной элиты, включая видных деятелей международной социал-демократии

6 Wilson M.G., Whitemore E. Seeds of Fire. Social development in the Era of Globalism N.Y., 2000. P.54,55

7 Вебер А. Б. Что стоит за так называемым антиглобализмом?// МЭиМО, 2001, № 12, с. 50- 56

". В целом А.Б. Вебер, выделяя радикальное и умеренное крыло, характеризует антиглобалистское движение как "транснациональное и левое по характеру социальное движение, направленное против экономического диктата "большой семерки", международных финансовых организаций и крупнейших мировых корпораций, а по существу N против навязываемой финансовым капиталом модели развития".9

В статье Ю. Тютюнника в эссеистической форме анализируется схожий круг тем: поднимается вопрос о видовых формах движения, а также затрагивается вопрос о ранних идеологических предпосылках движения (середина 70-х годов). В частности автор указывает на антисистемный характер антиглобалистского движения, т.к. "системный характер той катастрофы, к которой толкает человечество глобальный капитализм, требует, стало быть, разрушения системы". Как и А.Б. Вебер, Ю. Тютюнник не склонен представлять антиглобализм как нечто, не имевшее если не предыстории, то хотя бы аналогии в прошлом. "Первые предупреждения о грядущей неолиберальной опасности, уже глобального масштаба, были сделаны в начале 70-х. Имеются в виду модели прогрессивных западных интеллектуалов, собравшихся в так называемый Римский клуб. Несмотря на свое методическое несовершенство, эти модели сделали большое полезное дело: впервые было аргументировано, вне идеологического контекста, заявлено, что дальнейшее глобальное развитие капиталистической системы в том виде, в каком оно осуществлялось, невозможно. Исследования римлян даже предвосхитили целый ряд антиглобалистских идей".10

В статье д.и.н. К. Майданика "Альтернативное движение: фаза консолидации"11 предпринимается попытка охарактеризовать антиглобалистское

8 Вебер А. Б. Две модели мирового развития и новые протестные движения // Альтерглобализм: теория и практика "антиглобалистского движения "/ под. ред. А. В. Бузгалина. М.: Едиториал УРСС, 2003. N 256с. ее. 208-224.

9 Там же. стр. 219

10 Тютюнник Ю. Антиглобализм и тоталлогия // Альтернативы, 2001.- № 4, с. 57

11 Майданик К. Альтернативное движение: фаза консолидации // Альтерглобализм: теория и практика "антиглобалистского движения "/ под. ред. А. В. Бузгалина. М.: Едиториал УРСС , 2003. N256c. ее. 158-179.

движение, определить его историческое место, этапы и перспективы развития. Автор, характеризуя движение как альтернативное, то есть "...ставящее своей целью утверждение иной системы ценностей, иного, чем сегодня и вче-ра мира, и главное иного его развития", предлагает в качестве варианта подхода к проблеме его генезиса подход, основанный на историческом (диахрон-ном) анализе, когда "... Альтернативное движение рассматривается через призму развития "движений-предшественников" и кризисов конца XX века. При этом исходным рубежом процесса выступают события 68 г.; появление тех элементов идеологии, организации, мироощущения, последующая эволюция которых и отражала чередование различных фаз эмбрионального развития Альтернативного движения и сопутствующих ему процессов. В значительной мере подобный подход неминуемо будет отталкиваться от истории "мировой левой" (широкой)".13 Относя рождение Альтернативного движения к 1995 году, К. Майданик отнюдь не противоречит своим положениям относительно ключевой роли 70-х годов, разделив, таким образом, массовые организованные действия второй половины 90-х и интеллектуальное движение, существовавшее в виде научной критики и теоретических построений.

Приоритет интеллектуальной составляющей над массовой компонентой в более четко сформулированном виде обозначает Диана Эриксон14, говоря о том, что антиглобализм "на сегодняшний день представлен достаточно широким спектром социальных критиков, экономистов, политических лидеров, как левого, так и правого толка, международных и локальных организаций и сообществ"15. По мысли Д. Эрксон "Сегодня мы можем рассматривать представителей движения как производителей нового знания. Не отрицая важности акций и организационных структур, можно утверждать, что и то и другое вы-

12 Там же. Стр.160.

13 Там же. Стр.161.

14 Диана Эриксон Ыкандидат социологических наук, научный сотрудник УрГУ, г. Екатеринбург.

15 Эриксон Д. "Антиглобализм" : наброски к социологическому портрету // Альтерглобализм: теория и практика "антиглобалистского движения "/ под. ред. А. В. Бузгалина. М.: Едиториал УРСС , 2003. N256c. ее. 181.

полняет лишь вспомогательную функцию по сравнению с изменением коллективных представлений".16

Наиболее подробный и многосторонний анализ антиглобализма представлен в работах А.В. Бузгалина, анализирующего как само движение, так и противоречия глобализации в ее современной (неолиберальной) форме, характеризуемой автором как "глобальная гегемония капитала". Среди прочего следует отметить, что в анализе составляющих антиглобалистского движения А. В. Бузгалин придерживается деления его на левую (радикальную) и умеренную (неореформистскую) части, причем именно за последними, как отмечает автор, собственно и закрепилось имя "антиглобалистов". Умеренное крыло антиглобализма, по мнению А.В. Бузгалина, характеризуется заметным внутренним противоречием: "интерклассовость и интеридеологичность аль-терглобализма, акцентируемая отстраненность значительной части участников от антикапиталистической, социалистической направленности находится в противоречии антикапиталистическим содержанием действий этих организаций ",17

И если для других авторов антиглобализм предстает в виде широкого левого движения, то А.В. Бузгалин легко определяет тот факт что критическое осмысление противоречий капиталистического развития не обязательно толкает людей в ряды левых, т.е. социалистических партий и движений, рассматривающих существующие противоречия в русле классовой борьбы против капитала.

Главным отличием последних является существование (проговариваемой или подразумеваемой) программы максимум, а именно - построение посткапиталистического социалистического общества, не ограничивающегося рамками социальной рыночной экономики, как в случае с представителями реформистского крыла.

16 Там же. Стр.185

17 Бузгалин А. Альтерглобализм: к теории феномена // Альтерглобализм: теория и практика "антиглобалистского движения "/ под. ред. А. В. Бузгалина. М.: Едиториал УРСС, 2003. N256c. стр.46.

По мнению И. Готлиба, представителей умеренного крыла движения "... отличает специфическое сочетание жестких радикальных обличений и апелляции к широким массам с весьма умеренным, реформистским содержанием

реально проповедуемых позитивных идей", которые в целом характеризуются им как "локалистский мелкобуржуазный реформизм".19

Подобные противоречия, а также более широкий круг вопросов касающихся положения левых в современной ситуации подробно рассматриваются в работе Б. Кагарлицкого "Глобализация и левые ". По мнению автора, "движения, получившие с легкой руки некоторых журналистов, название "антиглобалистских", на самом деле являются лишь формой существования радикальной левой в условиях глобализации ", и должны рассматриваться " как

часть более широкого левого спектра и как своеобразный ответ на кризис традиционной левой в 90-е годы".21

Среди исследований западных авторов следует отметить работу "Социальное развитие в эпоху глобализации" М. Вильсона и Е. Витмора22, в которой авторами предпринята попытка сравнительного анализа неолиберальной, традиционной левой и новой антиглобалистской идеологии в контексте отношения их представителей к основным проблемам современного мира.

В частности авторы отмечают, что для новой парадигмы характерны такие компоненты как предпочтение "глобализации снизу", вера в выживание "наиболее приспособленных" коими окажутся те, кто более способен к кооперативным действиям, а также вера в ведущую роль народных движений в формировании новых форм социальных, экономических и политических

18 Готлиб И. Заметки после Генуи // Альтерглобализм: теория и практика "антиглобалистского движения "/ под. ред. А. В. Бузгалина. М.: Едиториал УРСС, 2003. N256c. стр.76.

19 там же. Стр. 83.

20 Где по мнению Б. Кагарлицкого объединены партии и движения, принадлежащие исторической традиции рабочего социализма и наследники "новой левой" 60-х годов, прежде всего " зеленые" и другие радикальные течения. И в том и в другом случае левых объединяет стремление преодолеть, или по крайней мере, реформировать капитализм опираясь на коллективистские ценности, не смотря на различия в методах преобразования, степени радикализма и трактовке этих ценностей.

21 Кагарлицкий Б. Глобализация и левые. NM.: Логос, 2ОО1.-172с. стр8.

22 Wilson M.G., Whitmore E. Seeds of fire. Social development in an era of globalism. N.Y., 2000.

структур.23 По мысли авторов, именно последний компонент сильнее всего отличает новую парадигму от взглядов традиционных левых, считающих силы глобализации либо слишком сильными для противостояния им на современном этапе, либо саморазрушительными, что также предполагает отказ от каких-либо действий по улучшению положения.24

Критический подход к феномену антиглобализма отражен в публикациях таких западных авторов как Даг Хенвуд25 и Уолтер Кирн26. Данные авторы, выражая скепсис по отношению к антиглобализму как идеологии и движению, анализируют противоречивость целей и методов, разделяемых его участниками.

В целом же авторы данных работ не ставят перед собой задачу рассмотрения истории возникновения антиглобалистского движения через призму возникновения и эволюции его идеологических основ. В статьях, посвященных антиглобализму также не затрагиваются в конкретно-историческом ключе вопросы возникновения и деятельности различных антиглобалистских фондов, неправительственных организаций и инициативных групп, существовавших до середины 90-х годов. Все это заставляет нас рассматривать антиглобализм более пристально, в том числе и через анализ его идеологических корней.

Антиглобалистское движение, представляющее собой коалицию демократических и леворадикальных сил, заявившее о себе в конце девяностых всплеском массовой общественно-политической активности,27 превращается в новое, стремительно набирающее силу явление мировой общественно-политической жизни. В связи с этим представляется актуальным, как с научной, так и с практической (общественно-политической) точки зрения рассмотреть вопросы, касающиеся истоков антиглобалистской идеологии (при-

23 Wilson M.G., Whitmore E. Seeds of fire. Social development in an era of globalism. N.Y., 2000. p.54,55.

23 Henwood Doug. Antiglobalization // Left Business Observer #71, January 1996.

26 Kirn W . The new radicals. The people who brought us Seattle have now done Washington. Are they dreamers or

sly subversives? //http://www9.cnn.com/ALLPOLITICS /time/2000/04/17/radicals.html

чины, условия и время возникновения ее первых ростков, ее эволюция и распространение), а также вопросы, связанные с историей возникновения и деятельности фондов, организаций и инициативных групп, как составляющих ныне костяк антиглобалистского движения, так и тех, которые можно охарактеризовать в качестве предшественников современных антиглобалистских организаций.

Рассмотрение этих вопросов позволило бы нам более отчетливо уяснить характер, роль и место антиглобалистского движения в современном мире и странах Запада, в частности, т. к. без рассмотрения истоков формирования и ранних его форм довольно сложно понять современное состояние и перспективы такого сложного и многоуровневого феномена как антиглобализм.

Исходя из вышесказанного, целью данной работы будет являться выяснение и анализ содержания идейно-теоретических компонентов, легших в основу антиглобализма, как нового по форме общественного движения конца 90-х годов XX века, а также рассмотрение форм организации интеллектуальной и массовой (протестной) деятельности, как на современном этапе, так и тех, которые послужили отправной точкой или предтечей его современных форм.

Такая постановка цели требует решения следующих задач:

• Выявление круга наиболее значимых для содержания современной антиглобалистской мысли перечня авторов и работ (академических и критических), посвященных проблемам мировой политики и экономики, а также проблемам социально-экономического развития,

• Выбор наиболее ярких из них в качестве примеров и объектов анализа,

• Выделение наиболее общих блоков антиглобалистской идеологии и рассмотрение конкретного их содержания.

27 См. напр. Алексеев А. Новое измерение антиглобализма // Коммерсант, № 17, 1 февраля 2001.

Вопросы, связанные с избранной темой еще не нашли своего отражения в историографии и требуют изучения.

При такой постановке целей и задач, важно придерживаться принципа объективности и историзма, являющегося методологической основой исследования. Принципа предполагающего выявление хронологической последовательности явлений и событий, установление связей каждого исторического явления с прошлым. В своей работе автор старался избегать односторонних и категоричных оценок, стремился дать объективный анализ исследуемой проблематики.

Недостаток академических работ по теме, объясняющийся во многом тем, что движение переживает сейчас лишь этап становления и оформления, компенсируется обилием статей в электронных и печатных СМИ, откликающихся комментариями на те или иные события, связанные с движением.

Оценивая уровень аналитичности подобного рода материала, отметим, что пальма первенства здесь принадлежит Интернету: среди статей, посвященных движению, встречаются, помимо заметок новостного характера, статьи, эссе, анализирующие феномен в целом, деятельность отдельных его представителей (лидеров, идеологов). Следует, однако, отметить, что большая часть СМИ по-прежнему уделяет основное внимание лишь шумным столкновениям антиглобалистов с полицией и проведению манифестаций и акций протеста.

Главными вопросами, рассматриваемыми в материалах, посвященных антиглобализму, являются:

1. Структура, состав и организационные формы движения

2. Методы борьбы и отстаивания своих позиций

3. Оценка значимости движения в мировой политике, степень воздействия на нее.

В существующих на сегодняшний день материалах СМИ, посвященных антиглобализму и представляющих собой живую, непосредственную реакцию на происходящие события, содержатся следующие положения на этот счет.

Движение антиглобалистов чрезвычайно неоднородно, его цели и состав трудно поддаются анализу28. В его состав входят борцы со СПИДом, социалисты, коммунисты, вегетарианцы, анархисты, борцы за списание внешнего долга со стран «Третьего мира», борцы за права нелегальных мигрантов, «зеленые», профсоюзные активисты, борцы за права человека, за права пешеходов, борцы с глобализацией всемирной торговли (противники ее либерализации, ВТО), сепаратисты (сардинские, басские), противники ТНК29. К движению также примыкают фермеры, феминисты, борцы против эксплуатации детского труда и др).

Движение антиглобалистов аморфно, оно не имеет четкой структуры, руководителя, и в настоящее время переживает процесс организации и налаживания связей с целью координации политики. Чаще всего в материалах, посвященных антиглобализму, фигурируют организации экологического направления и «АТТАК» (аббревиатура лозунга «За налог Тобина в пользу граждан»30) обладающие наиболее разветвленной сетью и некоторые другие.

Консолидация движения осложнена отсутствием единого понимания и отношения к феномену глобализации, наличием противоречий по линии Север N Юг, а также антиамериканских и антизападных в целом настроений в ряде групп и направлений движения.

Различны точки зрения по вопросу об истоках антиглобализма. Истоки антиглобализма часто выводятся из радикальных выступлений левой молодежи конца 60- х годов, представляя его, таким образом, продолжением про-

28 Kim W . The new radicals. The people who brought us Seattle have now done Washington. Are they dreamers or sly subversives? //http://www9.cnn.com/ALLPOLrnCS/time/2000/04/17/radicals.httnl

29 Новое измерение антиглобализма //Коммерсант, 1.02.02., № 17

30 Подробнее смотри: АТТАКованый мир//Общая газета, 1.09.01., № 44 (430)

теста против издержек капиталистического развития31. Другая точка зрения заключается в том, что движение антиглобалистов, возросшее на соответствующей идеологической основе, появляется не ранее середины 90-х годов, когда понятие "антиглобализм" утверждается на страницах газет и других СМИ в связи с резко возросшим количеством выступлений.

Часть авторов связывают рождение антиглобализма как движения с на-чалом сапатистского восстания в Мексике.

В качестве причин, вызывающих протесты, называются такие издержки глобализации, как разница в доходах и уровне жизни между глобализированными и невовлеченными в этот процесс странами, городами, людьми; социальная напряженность в центрах глобализации, противоречия элиты и контрэлиты33.

Оценка движения по преимуществу заключается в критике его как "бессмысленного и утопичного" или же вытекающего из социально-психологических особенностей его участников34, хотя издержки глобализации, отмечаемые исследователями, также признаются критиками антиглобалистского движения.

Объективная же ситуация такова, что роль антиглобалистского движения в мировой политике и его влияние на правительства и международные организации в настоящее время неуклонно растет, в связи с чем скепсис в оценке движения постепенно уступает место более серьезному вниманию, особенно в свете последних событий, когда 3-й Всемирный социальный форум, который проходил в январе 2003 г. в г. Порту-Алегре, собрал более 100 тысяч человек из 156 стран мира.35

31 Henwood Doug. Antiglobalization // Left Business Observer #71, January 1996.

32 см. напр. Цветков А. Призрак антиглобализма // http://zavtra.ru. Гаценко А.// http://www.antiglobal.kiev.ua 31 См.: Сергеев В. Бороться против естественных процессов бессмысленно. // Компьютерра, 2001, № 17 (394).

34 см. рецензию Дата Хенвуда (Doug Henwood ) "Антиглобализация " на книгу Дэвида Кортена (David Korten) "Когда корпорации правят миром", а также статью Уолтера Керна ~The new radicals. ".

35 Подробнее см. А. Бузгалин. Социальные форумы становятся общепланетным явлением // Альтернативы, 2003, № 1. Стр. 28- 33., И. Абрамсон. ЕСФ-2003: романтика схваток уступает место

рутине повседневного противоборства // Альтернативы, 2004, № 1.

В целом подход журналистов к теме, освещение событий и делающиеся ими акценты при освещении проблем связанных с антиглобализмом резко критикуются самими антиглобалистами, левыми интеллектуалами и теми немногочисленными исследователями, в поле зрения которых попадает феномен антиглобализма, причем две последние группы в большинстве случаев составляют одни и те же люди, выражающие, помимо прочего, также скепсис в отношении возможностей "непредвзятого" и "объективного" исследования антиглобализма авторами, не стоящими на левых позициях.

Все вышесказанное подводит нас к необходимости более подробного рассмотрения феномена антиглобализма, причем в русле анализа содержания и эволюции составляющих его идеологических компонентов, не оставляя, однако без внимания вопросы, касающиеся организационных форм, социального состава и протестных акций. Пока что внимание широкой общественности в основном приковано к внешней стороне феномена - шумным акциям активистов, оставляя в тени главное, а именно то, что акции протеста являются в данном случае не целью, а средством призванным привлечь внимание к острым проблемам современности и возможным способам их решения.

Идейно-теоретические разработки, а не только поведение демонстрантов на улицах и количество разбитых витрин должны оказаться в центре внимания исследователей антиглобализма.

Подходя к рассмотрению такого феномена как антиглобалистское движение, необходимо, прежде всего, избавиться от представления о том, что период формирования антиглобалистской идеологии относится к концу 90-х годов XX века. По большому счету основные блоки антиглобалистской идеологии были сформулированы к концу 80-х тачалу 90-х гг., причем, в основном, в среде профессоров, преподавателей ведущих университетов мира, публици-

стов, экономистов, и что особенно важно в отсутствие самого понятия "антиглобализм"36.

Начало такому направлению уже положено в ряде упоминавшихся выше работ, посвященных теме. Однако исторический контекст, как и в целом подход к проблеме с исторической точки зрения, остаются пока в списке ожидания.

Что же касается источников для исследования данной темы, то их спектр достаточно широк. В качестве источниковой базы для подобного рода исследований могут быть использованы официальные материалы исследуемых организаций, движений и групп, произведения "идеологов" антиглобализма, материалы СМИ. В целом их можно подразделить на следующие группы:

1. Произведения "идеологов" антиглобализма, критиков и теоретиков, в большинстве своем представителей академических кругов, чья деятельность напрямую не связана с политикой или массовым движением: Ноам Хомский, Дэвид Кортен (Korten),37 , Джон Каванаг (Институт политических исследований, Вашингтон) и др.

2. Программные документы (или их аналоги), статьи и высказывания неассоциированных антиглобалистов, высказывания лидеров антиглобалистских организаций. В качестве примера подобного рода документов рассмотрены такие из них как "Платформа международного движения АТТАС"38, платформа организации "Пятьдесят лет достаточно. Сеть за глобальную эко-

36 при всей сложности определения "авторства" этого названия, одной из наиболее ранних статей, в которой используются такое определения как "антиглобализм" является статья Д. Хенвуда "Antiglobalization", опубликованная в Left Business Observer в январе 1996 года.

37 Дэвид Кортен (David Korten): получил степень бакалавра и доктора философии в Высшей Школе бизнеса Стэндфордского Университета, работал на факультете Гарвардской Высшей Школы бизнеса. Много лет провёл в Азии по линии Фонда Форда и Американского Агентства международного развития. Является автором книги "Когда корпорации правят миром" (When Corporations Rule the World M Benett-Koehler and Kumarian Press, 1995), президент Форума Гуманистического Развития (People-Centered Development Forum) и член руководства организации Позитивное Будущее (Positive Futures Network), издатель журнала "YES!".

38 Международное движение за демократический контроль над финансовыми рынками и их институтами.

номическую справедливость"39 а также международного движения "Focus on the global South».40

3. Публицистические статьи (журнальные, газетные, Интернет), посвященные проблеме. Они содержат сведения о выступлениях антиглобалистов, их лозунгах и требованиях; интервью с лидерами организаций; оценку вышеозначенных моментов с различных позиций.

В данной работе в качестве источников, отражающих содержание и основные направления критической мысли, образующей ныне логические блоки антиглобалистской идеологии умеренного (реформистского) крыла движения, используются академические и публицистические работы Дэвида Кортена, Джеймса Робертсона, Германа Дейли, Уолдена Белло, Дэвида Морриса и ряда других авторов, главным направлением деятельности которых на протяжении предшествующих десятилетий была критика господствующей системы социальных и экономических отношений и поиск альтернативных моделей социально-экономического устройства.

Во второй главе, где рассматриваются вопросы, связанные с ролью научных дискуссий 70-х -80-х годов, в качестве источников используются в основном работы экономистов и исследователей международных отношений. В их числе, помимо работ упомянутого выше Д. Робертсона, такие работы как, "Пределы роста"41, "Человечество на перепутье"42, " Пересмотр междуна-

39 50 years is enough. US network for global economic justice. Platform Summary// http://www.50years.org/about/platform.html

40 Focus on the Global South programmes // http:// www.focusweb.org/ programmes /programmeindex.htm

41 Meadows D. L. et al. The Limits to Growth: A Report for the Club of Rome's Project on the Predicament of Mankind. New York: Universe Books. 1972).

42 Mesarovic M. and Pestel E. Mankind at the Turning Point: The Second Report to the Club of Rome. New-York: E. P. Dutton and Co. Inc., 1974).

родного порядка"43, "Цели для человечества"44, " Транснациональные корпорации и глобальные рынки: изменение баланса сил".45

При рассмотрении указанной проблематики важно разобраться с самими понятиями "антиглобализм", "антиглобалисты". Наименование "антиглобалисты" применительно к описываемым ниже организациям и активистам впервые появляется в СМИ в конце 90-х годов и прочно укореняется на страницах печатных и электронных изданий. Сами же представители движения редко пользуются этим словом, его нет ни в их программных документах, ни в заявлениях и лозунгах.

Появление этого названия вызвано тем, что наиболее яркой и дискуссионной 46 частью антиглобализма является стремление локализовать мировую экономику и в особенности ее финансовый сектор. К концу 80-х началу 90-х годов разрушительное воздействие свободной торговли и движения капитала становится центральным местом в работах ряда экономистов и критиков антинеолиберальной направленности, указывавших на необходимость локализации как на вариант решения проблем.47 Такая приверженность локализму как способу достижения стабильности и залогу решения массы проблем в работах и высказываниях ряда авторов способствовала появлению названия "антиглобализм" распространяемому ныне на достаточно широкий спектр идеологии и практики новых социальных движений.

По большому счету борьбу с глобализацией в широком смысле ведут лишь немногие из сотен групп, причисляемых к антиглобалистскому движению. Объектом недовольства для тысяч активистов является не глобализация как таковая, а ее неолиберальный вариант и противоречия, перекосы соци-

43 RIO: Reshaping the International Order. A Report to the Club of Rome/Tinbergen, Dolman van Ettinger (Eds.), New-York: E. P. Dutton. 1976).

44 Laszlo E. et al. Goals for mankind. A Report to the Club of Rome on the New Horizons of Global Community.-N.Y.: Dutton, 1977.

45 Clairmote Frederick F., Cavanagh John H. Transnational corporations and the global markets: changing power relations., TNC research project University of Sydney, 1984.



46 вызывающей резкую ответную реакцию со стороны приверженцев неолиберализма

47 См. напр. Daly Herman E., Cobb J.B. For the common good: redirecting the economy toward community. Boston., 1989. Chap. 11. Free trade versus community, pp. 209-235.


©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет