И с величайшей открытостью. Теперь моя очередь приветствовать вас здесь, на нашей встрече. Не на лекции



Дата16.03.2022
өлшемі44.8 Kb.
#456322
түріЛекции
092 Беседа в Мумбаи - День 1-1


Беседа в Мумбаи (2002)
День 1. Часть 1

Везде, где мы побывали в Индии, нас принимали очень тепло и с величайшей открытостью. Теперь моя очередь приветствовать вас здесь, на нашей встрече. Не на лекции, не на практическом семинаре, просто на встрече.


Не так давно было бы немыслимо, чтобы западный человек выступал с духовной беседой в Индии. "Чему он может нас научить? Нам так много всего сказано. Колыбель духовности человечества здесь. Возвышенные писания, мудрецы." Но истина всегда ищет новые пути.


Сейчас истина проявляет себя на планете, как никогда прежде. Можно считать преимуществом, что спикер мало сведущ в древних манускриптах, потому что истине нужны новые каналы для своего проявления. Иногда новым путям присуща большая мощь непосредственности, чем старым духовным указателям. Красивые и глубокие сами по себе, они утрачивают силу из–за длительного применения. Но бывает, что неожиданно вы снова видите истину в писании, которое цитировали много раз, – так тоже возобновляется сила учения. О чём эта истина? Вот что является единственно важным для нашей встречи.


Я не буду говорить о многом. Только одно сегодня и завтра: все слова будут указывать на одну вещь (которая даже не вещь, таковы условности языка), все слова будут указывать на возможность преображения человеческого сознания и не в отдаленном будущем, но здесь и сейчас. В этом же состоит суть всех писаний: просветление человека, возникновение совершенно другого состояния сознания, чем то, что повсеместно доминировало в мировой истории вплоть до сегодняшнего времени.


Жизненно важно спросить самого себя: "Кто я есть?" Таков основополагающий вопрос всех духовных исканий. Являюсь ли я чем-то большим, чем я внешне выгляжу? большим, чем эта временная физическая форма? большим, чем моё прошлое (не такое уж и значительное), чем мое будущее (также не большое), чем моя история, обусловленная моим умом, – являюсь ли я чем-то большим, чем всё это?


Некоторые люди открыли, кто они есть за физической и психологической формой. Они указали путь к этому осознанию. В большинстве случаев ими сказанное превращалось в веру. Вера, что вы больше, чем было перечислено, немного утешает, но в конце концов не освобождает от страдания. "Как мне узнать, кто я есть за психологической формой моего "я"? за содержанием моего ума, с которым я идентифицирован? за временным "физическим посредником"? Как мне узнать без сомнения?" – вот о чем будет наша встреча. УЗНАВАНИЕ САМОГО СЕБЯ НА ПРЕДЕЛЬНО ГЛУБОКОМ УРОВНЕ.


Это не учение. Я ничего не добавляю к вашему уму. Есть два уровня нашего совместного пребывания здесь: слова и энергетическое поле, из которого они возникают. Слова – указатели на истину, не более. Они не предназначены для объяснения универсума, чтобы у вас сложилось более полное понимание его. Это не освободит вас. Какую бы мысль вы ни прибавили к своему уму, она будет очередным, следующим фрагментом, дополнительной точкой зрения, но никогда не окончательно завершенной истиной. Все мысли суть фрагменты, ментальная позиция. Таким образом, не следует добавлять к себе что-либо из того, что вы услышите, и верить, будто это заключает всю истину. Это лишь указатель, точка зрения и никогда не сама истина.


Не ожидайте от слов слишком многого. Ум слишком много ожидает: "Пожалуйста, дайте дополнительные определения! Еще не достаточно всё описано." Движение во всё большую дифференциацию очень желанно для ума. Но я не дам вам этого. Вы будете придерживаться очень простого.


Находясь здесь, позволяйте словам быть и уделяйте внимание кратким периодам тишины без слов, без комментариев. Познайте эту тишину. Не умозрительно, а прямым действием, непосредственным обращением внимания. Можно было бы сказать: станьте внимательными к ничто. "Ничто" стоит за мыслями, за словами. Внимание на это. Потребуется некоторая расслабленная внимательность, потому что только в расслабленной бдительности вы можете внимать безмолвию. Вы заметите, что только посредством безмолвия в вас самих вы осознаёте это глубоко расположенное измерение "ничто" во вне.


... Вот, вы уже всего достигли прежде, чем я успел что-либо объяснить! Суть нашей встречи в каждой минуте. Я не выстраиваю объяснение так, чтобы кульминацию вы получили завтра вечером. Суть заключена здесь, в каждом моменте.


Находясь в зале, смотрите, можете ли вы перенести внимание на периоды тишины и наблюдать, что будет происходить в вашей глубине? Уделяйте столько же внимания паузам, сколько и словам. Когда ваше внимание находится в промежутке между фразами, возникает разрыв в вашем собственном потоке мыслей. Только так вы осознаёте внешнее безмолвие. Оно само рождается в вас и оно ничем не обусловлено! Возможность возникновения внутренней тишины заложена в каждом моменте! Вы увидите всю абсурдность искать в будущем ответ на вопрос "Кто я есть?".

Итак, мы говорим о состоянии сознания, в котором вы познаёте самих себя в виде не–обусловленного, чистого сознания, а не в виде чего–либо, что составляет содержание вашего ума.


Для думающего ума сидеть здесь может оказаться дискомфортным, потому что наша встреча не основана на мыслях и не рассчитана на добавление нового контента к структурам вашего ума. Там уже накоплено достаточно у каждого. Более, чем достаточно, знаний. Более, чем достаточно, шума!


Характерная черта существования человека – он живет с беспрерывным потоком мыслей в голове. В обычном состоянии очень редки разрывы в нескончаемом потоке мышления. Человек – единственный вид, обладающий данным качеством. У цветка нет проблем (ибо мышление превращается в проблему для многих людей). У животных также их нет. Если посмотреть на мир природы, заметен разительный контраст между безумием человеческого существования и здоровьем животного или дерева. Их укорененность в бытии! Их полное бытие самими собой! Очень мало людей являются самими собой. Они – образ себя, созданный умом и связанный с непрекращающимся потоком мыслей.

Вы накопили содержание ума. Вы идентифицируете себя с ним. Чувство "я" проистекает из этого мыслительного процесса. Начало незнания, кто вы есть, совпадает с моментом, когда вы думаете, что начали узнавать, кто вы есть. Вас научили вашему имени. Некая последовательность звуков! Родители говорят ребенку: "Это ты." Началом вашего "я" становится первая идентификация с мыслью, с вашим именем. Теперь к этой первичной мысли будет присоединяться множество других продуктов ума. Так образуется "я", которое в конечном итоге просто мысль.


Вы накапливаете жизненный опыт, добавляете знания: окружающая культура, точки зрения, мнения, всё новые и новые концепции, всё новые ментальные обусловленности. Целые общественные учреждения создают их для вас и затем внедряют их в вас. Вы с триумфом получаете документ об университетском образовании, думая, что теперь знаете, кто вы есть. Общество наделяет вас определенной социальной функцией, она откладывается в созданном умом образе, становится чувством "я". Работа, отношения в семье (мать, отец, брат, одно, другое, третье) – вы играете роли. Окружающая культура говорит вам, кто вы есть. Вы это принимаете или реагируете против (что по сути лишь другая форма обусловленности). В результате формируется ментальная история о том, кто, вы думаете, вы есть. "Я" и моя история. "Я" и мое прошлое.


Вы нуждаетесь в постоянном мышлении. Это настолько нормально, что никто не задается вопросами на этот счет. Чувство "я" рождено из ваших мыслей, поэтому перестать думать пугает ваше "маленькое я", как я иногда его называю. "Моя" история, "мой" сценарий в уме. У большинства людей этим ограничивается их знание о самих себе. Мало кто задумывается, что программы ума просто реализует себя посредством них. Люди вынуждены поступать в соответствии со своей предсформированностью. Они идут по жизни, действуя по программам обусловленного ума. Все великие учения признают это состояние как фикцию, Будда назвал её самостью. Однако, есть другая самость, не обусловленная, но в буддийской терминологии это ложное "я", которое Будда определил как иллюзорное образование.

Итак, мы отождествляем себя с нашим "я", которое проистекает из содержания нашего собственного ума.


Каково это "я"? Удовлетворяет ли оно нас? Очень редко. Счастье, радость, – бывают краткие периоды, когда вы чувствуете, что всё идет хорошо, но они никогда не длятся долго. Постоянно возникают проблемы и конфликтные ситуации. Всё время чувство, будто бы что-то главное ещё не достигнуто. В основе "я" – отождествление с формным, оно и порождает чувство недостаточности. "Мало! Чего–то не хватает! Дискомфорт. Я еще недостаточно я. Самое важное никак не наступает." Многие не отдают себе в этом отчета, просто это состояние выражает себя в виде добавления все нового и нового контента, чтобы сделать свое "я" полностью состоявшимся. Маниакальный поиск "Больше!", чтобы обрести, наконец, подлинное, полное бытие самим собой.


Удивительный факт в том, что это "я", основанное на содержании ума, ни в одном человеке не чувствует себя завершенным. Только краткие периоды скоротечного счастья, иллюзия полноты, когда получилось добавить что-нибудь к своему "я".


Например, вы выиграли много денег. Конечно, 10 млн. долларов существенная добавка к вашему "я": "Теперь я свободен!" На короткое время вы переживаете полноту жизни, но скоро осознаёте, что полнота опять не полнота. Те же самые проблемы, что были всю жизнь. Я в большом особняке, вместо маленького домика, но переживаю те же проблемы. У меня те же модели взаимоотношений с людьми. Прибавилась собственность, появилась большая машина, чувство "я" расширилось на величину моей машины. Вы ощущаете себя состоявшимся. Все восторгаются вашей машиной, что означает они восторгаются вами, она – это вы, потому что чувство "я" перетекло туда. Вы купили большой дом, чувство "я" стало еще больше: "Я большой! Конечно! У меня такой особняк!" Но рано или поздно возвращается неудовлетворенность. Вы сидите в большом доме и думаете: "Кажется, он не достаточно большой. У многих есть похожие дома." Или взаимоотношения: "Должна быть женщина или мужчина на этой планете, чье предназначение быть моей второй половиной!" И вы начинаете искать того единственного, который заполнит собой чувство недостаточности, кто утолит боль вашего стремления до конца быть собой! Вы втягиваетесь в достижения, пробуете одно, другое, третье ... стремитесь наполнить свой ум ещё большим содержанием, потому что этого требует образ "я". Вот машина, но в голове это "я и моя машина". Вот дом, а в ментальном образе это "я и мой дом". Наконец, вы встречаете кого–то, влюбляетесь. Снова на короткое время: "Yes! Вот оно! Я свободен!" Несколько недель, месяцев, может быть год (что маловероятно) и закрадываются первые сомнения: "Тот ли это человек, который внесет полноту в мою жизнь? Кажется, это больше не работает." Вы подписали контракт. Почему нет, если вы полагали, что обретаете полноту своей жизни! Но ни один человек не в силах дать вам вашу полноту, никакая жизненная ситуация! Ничто внешнее не может сделать этого! Поиски продолжаются. Навязчивое желание попасть туда, где вы не находитесь, достичь того, что вы еще не достигли. Потребность добавлять все больше и больше к себе в поисках самого себя.

Итак, вы стремитесь в будущее, потому что маленькое я говорит: "Да, у тебя многого нет. Но у тебя есть будущее! У тебя впереди достаточно времени, чтобы достичь всего!" Теперь начинает доминировать всепоглощающее убеждение, что полнота "я" связана с будущим! Если вы уловлены в иллюзорное "я" (что всё ещё имеет место для большинства из нас), следующий момент будет всегда рассматриваться как более важный, чем настоящее. Это настолько нормально, что не замечается. Постоянное стремление в ментальную проекцию, в будущее. Вся цивилизация построена на этом. В больших городах все мчатся в будущее. В конечном итоге – непрестанные поиски, вызванные желанием до конца узнать себя посредством одного, другого, третьего. Затем вы осознаёте, что так и не достигли своей полноты. Снова неудовлетворенность. Тогда вы становитесь духовным искателем. Вы начинаете искать полноты "я" посредством добавления к себе какого–нибудь утонченного духовного переживания. Вы воображаете состояние и принимаетесь его достигать.


Здесь есть одна опасность. Предположим, вы слушаете беседу, подобную этой. Спикер говорит о возможности трансформации человеческого сознания, об освобождении от обусловленности. Маленькое "я" с радостью восклицает: "Это как раз то, что я искал всю жизнь! Очень хорошо! Теперь скажите мне, как этого достичь? Какие этапы я должен пройти?" Другими словами, маленькое "я" просит будущее, чтобы смочь там завершить себя. Многие духовные искатели не осознают, что продолжают действовать из непреодолимого стремления в будущее, чтобы схватить там свою ментальную проекцию.


Надо увидеть это в себе: постоянное стремление в следующий момент! Психологическая потребность в будущем, чтобы там обрести себя! Так эготическое "я" пытается достичь полноты своей истории. Даже духовные поиски превращаются в попытку добавить что-то ещё к своему "я". Временами вы испытываете приятные переживания, но это лишь добавление нового содержания. Через 20–30 лет вы опять оказываетесь во фрустрации: "Я занимался духовными поисками, но всё ещё не достиг!" И тогда вы готовы услышать послание. Парадоксально, но всем нужно время, чтобы услышать этот месседж: "Вам не нужно времени, чтобы познать самого себя! Не нужно времени, чтобы стать свободными! Не нужно времени, чтобы трансформировать состояние сознания." Что это? Новая вера? Вы возвращаетесь домой и говорите: "Я верю тому, что мне сказали. Мне не нужно времени. Я уже просветленный!" Недолго вы живете в этой иллюзии. Но вскоре жизнь показывает вам: нет, опять вернулось страдание.


Как познать истину непосредственно здесь и сейчас? – Для этого надо взглянуть на главную характеристику эготического "я". Главная характеристика умом созданного "я" – оно живет, постоянно отрицая настоящий момент, живет в иллюзии, что только посредством будущего сможет осуществить себя и получить то большее, что ему необходимо добавить к себе. Поэтому его не интересует настоящий момент, т.к. он не предлагает большего. Настоящий момент чаще всего переживается как ограничения, он не дает вам большего, о котором вы думаете как об обязательном для своей полноты. Поэтому вы смотрите в будущее, пытаетесь убежать из настоящего, считаете его препятствием на пути самореализации. Это не отслеживается. Если бы вы видели, как проявляет себя данная ментальная установка! Как настоящий момент рассматривается в качестве препятствия! "Мне нужно перешагнуть через него!" – это присутствует на всех уровнях "я", даже на едва уловимых.


Например, вы над чем–то работаете. Настоящий момент мешает вам оказаться в конце ваших действий. Сущностный аспект ложного "я" – это враждебность к сейчас, при том что настоящее – единственное, что реально есть. Но эготическое "я" не знает этого. Концептуализированная идентификация стремится жить либо в прошлом, либо в будущем. Игнорируется фундаментальный факт: все, что есть в вашей жизни, это настоящий момент. Жизнь никогда не протекает не в сейчас. Настоящий момент неотделим от бытия! Он никогда не был не сейчас! Он никогда не будет не сейчас! Для умом созданного "я" текущий момент – враг. Единственное место, где находится жизнь, – настоящий момент, но "я" внутренне сопротивляется ему, отрицает его, низводит до средства для достижения чего–то следующего и постоянно убегает из сейчас. Не в этом ли суть дисфункции человека?


Если посмотреть на человеческую историю (на то безрассудство, которое называется человеческой историей), должно быть глубоко скрытое нарушение, чтобы произвести подобное безумие. Все духовные учения указывают на проявление глубинной дисфункции человеческого ума, некоторые традиции называют её "страданием". Будда говорил: "Куда бы вы ни пошли, вы найдете страдание, потому что структуры его носите в своем уме." Суть страдания – в отрицании настоящего. Жизнь, не согласованная с "тем, что есть" (а есть настоящий момент), – вот суть страдания. Можно использовать другие слова: "грех", "иллюзия", "бессознательность", – все они указывают на фундаментальную дисфункцию ума, на стремление наращивать свое содержание, чтобы затем формировать различные верования. Когда вы идентифицируете себя с ними, на какое–то время вы чувствуете себя больше, сильнее. Вместо того, чтобы использовать вероучения как замечательные указатели на истину, вы идентифицируете себя с ними, начинаете поклоняться им, коллекционировать, производить сравнительный анализ. Формируется эготическая самоидентификация: вот наша система верований, а вот ваша. Создается основание для следующего безрассудства эготического "я": оно любит конфликт с чем–нибудь или с кем–нибудь, потому что конфликт усиливает "я", которое всегда ищет возможности обогатить и защитить себя, т.к. в своей глубине иллюзия "я" не имеет под собой реальной субстанциональности. Таким образом, иллюзия "я" проявляется не только во враждебном образе жизни по отношению к настоящему, она выражается в потребности конфликта, чтобы чувствовать себя сильнее. Если у меня есть враг в виде ситуации или конкретного человека, я более четко чувствую, кто я есть. И главный враг нашего "я" – настоящий момент. В структуру человеческого ума встроено стремление убежать из него. Чувство недостаточности, потребность в конфликте, – умозрительному "я" требуется всё это, чтобы поддерживать свое существование.


Чувство "я" может быть как индивидуальным так и коллективным. Если ваше "я" берет начало в коллективной эготической идентификации, такой как страна или религия, вы видите, как они нуждаются во враге, чтобы более яростно защищать себя. Враг дает нам сильное чувство "мы". Маленькое эготическое "я" может заявлять: "Я стремлюсь к миру, к освобождению, к счастью!" Но в действительности оно не хочет этого. Оно не может долго выносить мир. Оно ищет проблем, конфликтов. Оно ищет быть правым, что подразумевает, кто–то другой должен быть неправ. Оно ищет умаления другого, поскольку живет иллюзией, что если другой станет меньше, я стану больше. С этим "я" вы ходите повсюду. Концепция самости плюс соответствующие эмоции! В этом суть ограниченности, проистекающей из незнания, кто "я" есть.


Как выйти из этой многотысячелетней обусловленности? Как стать свободными? Мы говорили о возможности изменения сознания здесь и сейчас. Как это может быть правдой? Ведь каждый человек носит эту предсформированность внутри себя. Хорошая новость в том, что трансформация человеческого сознания выходит за границы персонального процесса. Это космическое явление, событие планетарного масштаба. Оно хочет происходить. Впервые настало время ему проявиться неотложным образом. Если старое, обусловленное сознание в виде эготического ума будет контролировать происходящее ещё сотню лет, наступит конец планете и человеку как виду. Мы будем свидетелями нарастающего безрассудства, ведущего к конфликтам, к разрушениям в окружающей среде, к нагнетанию напряженности посредством использования достижений науки и технологий, которые по большей части лишь придают силу уже существующей дисфункции. На Земле это преображенное сознание хочет проявиться посредством человека. Цветение человеческого сознания хочет случиться сейчас. В прошлом то здесь, то там появлялось несколько редких цветков: Будда, Иисус, древние мудрецы в Индии, но не массово, не в большом количестве. Сейчас впервые сложилась такая возможность, потому что нет иного выхода, мы исчерпали свое время. И это хорошая новость.

Дело в том, что у планеты и человечества не осталось времени, т.е. того, в чем так нуждается эготический ум. Самое худшее, что может произойти, если эготическому образованию скажут, что у него не осталось времени. Некоторые переживают похожее после разговора с врачом. "Только полгода? Этого мало, чтобы достичь полной самореализации! Ужас!" Кому–то сказали, что у него осталось пол года. Ужасная новость для эготического "я", когда ему говорят, что его время вышло. Фактически мы исчерпали свое время. Это не плохая, это хорошая новость, потому что она меняет сознание и его трансформация не связана со временем или с будущим.


Сейчас есть такая возможность! Потенциально миллионы людей готовы к преображению сознания. Чтобы это произошло, требуется одно небольшое условие и будущее здесь ни при чем. Необходима маленькая вещь, чтобы это произошло здесь с вами –– приветствуйте момент "сейчас" вместо того, чтобы внутренне сопротивляться ему, бежать из него или низводить до средства для достижения отдаленной цели. Сфокусируйте вашу жизнь в настоящем! Внутренне встройте себя в него, что означает конец умозрительного "я" (основанного на фикции, на истории), исчезновение обусловленного "я", сформированного прошлым, потому что "я" может длить себя единственным образом посредством сопротивления, через отношение к текущему моменту как ко врагу, через превращение настоящего в средство для достижения других целей. Трансформация сознания происходит в момент, когда вы входите в дружественные отношения с настоящим моментом. Эго многих людей скажет:"Нет! Это не то, что мне хочется. Плохой совет! У меня нет намерения входить в дружественные отношения с текущим моментом, потому что он мне не нравится!" ...


Продолжение
День 1. Часть 1
День 1. Часть 2

День 2. Часть 1


День 2. Часть 2
День 2. Часть 3

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет