И вновь звенят колокола



Дата10.07.2016
өлшемі231.91 Kb.
#189386


Муниципальное образовательное учреждение

Нащекинская средняя общеобразовательная школа

Аннинского района Воронежской области

396213: Воронежская область, Аннинский район,

село Нащекино, улица Школьная, д.20

телефон:(47346) 4-51-33


Муниципальная ученическая научно-практическая конференция

«Юность: творчество, поиск, успех»


Исследовательская работа

«И вновь звенят колокола».

Выполнила Соколова Наталия

Николаевна, ученица 8 класса,

Воронежская обл., Аннинский р-он,

село Нащекино, ул. Набережная д.24

Тел. (47346) 45105

Руководитель Токарева Татьяна Михайловна

учитель истории


Нащёкино 2011

Содержание.



  1. Цели и задачи………………………………………………….3 стр.

  2. Вступление…………………………………………………….4 стр.

  3. Колокола России………………………………………………6 стр.

  4. Действующие храмы Аннинского района………………….9 стр.

  5. Церковное строительство……………………………………14 стр.

  6. Звучал колокольный звон и в Нащекино……………………18 стр.

  7. Заключение……………………………………………………22 стр.

  8. Литература…………………………………………………….23 стр.

  9. Приложение……………………………………………………25 стр.



  1. Цель исследовательской работы:

Обобщить и систематизировать материал по истории создания и исчезновения церквей Аннинского района Воронежской области и села Нащёкино.




  1. Задачи:




  1. Восстановление духовных традиций родного края.

  2. Изучение истории создания храмов Аннинского района.

  3. Систематизировать материал по истории создания и исчезновения церкви в селе Нащёкино.

  4. Развитие творческого потенциала подрастающей молодежи.



  1. Вступление.

Долгом гражданина своего Отечества является память, знание истории, умение сохранить ее. Несчастлив тот народ, который не помнит своего прошлого. Мы, живущие сейчас, не должны оборвать нить с прошлым.

В судьбе русского человека II тысячелетия менее всего, наверное, претерпели изменения христианская вера и религиозные обряды, совершаемые в месте общей молитвы, в доме Божьем – православном храме.

«Атмосфера храма, - говорит святитель Феофан, - в котором вместе со всеми его священнодействиями осимволена вся вера наша, атмосфера сия чиста, небесна, божественна. Неведомо как – здесь то объемлет душу веяние любви Божьей, то освежает дыхание благоговейного страха Божья, как дыхание утренней прохлады, то оживляет движение теплоты сердечной… Побывавши в храме, побывавши как следует, мы выходим оттуда совершенно новым, как бы освеженными. Другие уже после того бывают мысли в голове, другие чувства и расположения в сердце».

Человеку в храме легко почувствовать, как веровали в Бога его предки, и соединить их молитву со своей. Но чувство это будет куда сильнее, если человек знает историю храма и его святынь, жития его подвижников и благотворителей, местные предания об иконах, колоколах, о настоятелях и прихожанах, передающиеся из уст в уста.

Храм – это не только училище благочестия, здесь перед пытливым взором проходит тысячелетняя история нашего отечества.

Трудно ли, радостно ли живется людям, но без храма жизнь их немыслима: и беды, и праздники собирают их в храме, где все напоминает о духовном, высоком назначении человека. В центре каждого населённого пункта отводилось место под постройку церкви.

Учащихся нашей школы заинтересовали вопросы.

А был ли храм в селе Нащёкино? Когда и где он был построен? И почему он не сохранился до наших дней?

Дети провели следующую работу: побеседовали со старейшими жителями села, поработали с публикациями краеведа Мугутасимовой Нины Григорьевны, обобщили материал из книг «Анна. За веком век» А.Н.Акиньшина, «Анна: годы и люди» А.Забела, посетили и сделали снимки храмов Аннинского района, изучили материал статей газеты «Аннинские Вести».

3. Колокола России.
Купола, купола, купола

А под ними дожди косые.

Заливаются колокола.

Это голос моей России.


В связи с принятием в 10 веке христианства на Руси начинается храмовое строительство.

В силу определённых исторических условий случилось так, что Прибитюжье стало заселяться и обживаться довольно-таки поздно – во второй половине 17 века, а, следовательно, и храмы строились тоже поздно.

В первой половине сентября 1698 года в Прибитюжье работала экспедиция воеводы Старого Оскола Ивана Тевяшова, одной из задач которой было зарегистрировать возникшие поселения. Всего на Битюге было тогда 14 селений. Из них к территории сегодняшнего Аннинского района относились четыре – слобода Аннинская, Мосоловка, Чиглянская и село Тойда (ныне Старая Тойда). Потом возникают Садовое, Большие Ясырки, Старый Курлак, Архангельское, Никольское, Рамонье, Артюшкино. Во второй половине 18 века – Бродовое, Новый Курлак, Островки, Верхняя Тойда. Самой «урожайной» была первая половина XIX века. В это время появилось огромное количество населённых пунктов: Нащёкино, Васильевка, Николаевка, Дерябкино, Романовка, Рубашевка, Студёное, Сабуровка, Софьинка, Хлебородное.

Возникали поселения – начиналось строительство храмов. Конечно же, первыми были построены в старинных сёлах. К 1705 году действовали церкви: старочигольская Казанская, старокурлакская Святого Великомученика Дмитрия Солунского, в 1838 году её заново перестроили. К 1724 году была построена аннинская Христо - Рождественская церковь, а в 1899 году в Анне был освящён новый каменный храм. В 1858 году в Старой Чигле построили вторую церковь – Успенскую (Успение Богородицы).

Построенная в 1724 году Богоявленская церковь в Садовом обветшала, и в 1840 году её перестроили. В старой Тойде в 1724 году построили Никольскую церковь, а в 1869 году появилась втора – Александра Невского. В середине XVIII века начались службы в селе Никольском в церкви Святого Николая Чудотворца. В 1755 году в Архангельском действовала церковь Михаила Архангела, её обновили в 1798 году. Обветшала и в Верхней Тойде церковь Покрова Богородицы, действовавшая с 1763, в 1844 году ее заменили новой.

В Бродовом церковь тоже была Покровской, в 1813 году ее заново отстроили. С 1782 года в Артюшкино действовала Никольская церковь. В 1789 году в Новом Курлаке построили Богословную церковь. В 1860 е годы начались службы в Студеновской церкви Николая Чудотворца, в Васильевской – Введенской (Введение Богородицы во храм), Софьинской – Покрова Богородицы. Работала церковь в Дерябкино – Михаила Архангела, в Островках – Покрова Богородицы. В конце XIX в начале ХХ века были построены в Ставяновке (возле Рубашевки), Моховом, Левашовке, Хлебородном.

В ясный день с колокольни нового Аннинского храма Рождества – Христова открывался удивительный вид: на широких окрестных просторах привольно раскинулись села и деревни, и среди крыш блестят на солнце купола и кресты.

Строили храмы из камня и дерева. Они были большие, другие – поменьше, но каждый символически соответствовал церковному вероучению. В своем плане храм мог быть в виде креста, это означает, что он посвящен распятому за нас на кресте Господу. Круглый – означал вечность Церкви и Царства Небесного, поскольку круг есть символ вечности. Храмы могли быть в виде восьмиугольной звезды. Такие знаменовали собой Вифлеемскую Рождественскую звезду и Церковь, как путеводную звезду спасения, сияющую в мире. Более распространёнными были прямоугольные храмы – в виде корабля. Это означало, что церковь, подобно кораблю, ведёт нас к тихой пристани, в Царство Небесное. Храмы обязательно ставятся алтарём на восток. Храмы завершались куполами. Их количество имело определённый смысл. Если 1 купол – это означает самого Иисуса Христа, если 2 – два естества Христа – божественное и человеческое, 3 купола – три лица троицы: Отец Бог, Бог Сын и Святой Дух, 5 – Христа и четверых евангелистов, 13 – Христа и 12 апостолов.

Над входом в храм, а иногда рядом с ним, строится колокольня, или звонница. Символически колокол представляет опрокинутую чашу, из которой изливается звуковая благодать, освящающая озвучиваемую окрестность, отгоняющая всякую нечисть. Существовал обычай приводить больных вблизи звучащих колоколов, где они по мере веры своей получали исцеление от различных недугов. Колокольный звон звал на богомолье, применялся для оповещения об опасности, как призывной набат во время угрозы врага, при пожаре и других бедствиях. Колокольный звон вселял в людей мужество, уверенность в помощи бога на добрые дела.

Несколько строк о внутреннем устройстве храма. Внутри храм делится на три части: алтарь, средняя часть и притвор. Святая святых – алтарь символизирует Царство Небесное. От остальной части храма алтарь отделяет иконостас – перегородка, уставленная иконами. В иконостасе есть трое дверей, или врат. Средние врата, самые большие, называют царскими. Они украшены иконами Богородицы и изображениями четырёх евангелистов. Через них проходят только священнослужители. В средней части храма стоят прихожане. Притвор – пространство возле входной двери. Здесь можно купить свечки, подать записки о здравии, поминовении; заказать молебен и панихиду.

Каждый храм посвящается какому-либо святому или церковному событию. День этого святого называется престольным праздником.

4. Действующие храмы Аннинского района.
В результате антицерковной политики советской власти на территории современного Аннинского района к середине ХХ века остались только 3 храма, в которых проводились церковные службы: в Анне – храм Рождества Христова, в Никольском – Никольская церковь и в Березовке – церковь Вознесения. Все они являются памятниками архитектуры Воронежской области (решение Воронежского облисполкома от 17 апреля 1987 года).

Уже к 90-м годам прошлого века стало тесным здание храма в селе Анна – не вмещало и половины молящихся. Кроме того, как писал современник в «Воронежских епархиальных ведомостях», этот храм имел все более неприглядный вид, угрожал опасностью разрушения».

Однако у крестьян не было средств для строительства нового. Расходы взяли на себя владельцы имения в селе Анна князь Владимир Анатольевич Барятинский и его жена Надежда Александровна. От крестьян требовалось лишь одно: подвозить стройматериалы.

Проект заказали архитектору С.Л.Мысловскому. А 1 июня 1894 года началась закладка храма – намного совершеннее старого здания.

Через пять лет он был готов. Современники удивлялись его величине и красоте – как снаружи, так и внутри. Роспись выполнена лучшим живописцем Санкт – Петербурга. Иконостас покрыт тонкой изящной резьбой и позолотой. В здании храма сделали центральное отопление, что было редкостью даже в крупных городах. Общая стоимость всего строительства составила 150 тысяч рублей.

Освещение этого храма состоялось 1-2 июня 1899 года. А накануне сюда собрались жители Анны и соседних сел. Но в него пускали только по пригласительным билетам, чтобы людей вошло столько, сколько могло поместиться. Ждали епископа.

Около семи часов вечера большой колокол весом 303 пуда с новой колокольни возвестил о прибытии поезда к станции Анна. Ударили во все колокола. Епископ подъехал к старому Христо – Рождественскому храму и вошел в него в сопровождении князя Барятинского, кафедрального протоиерея и других лиц. Через несколько минут в сопровождении храмосоздателей и многочисленного духовенства направился в новый храм.

В сиянии огромных люстр и множества свечей под высокими сводами звучало стройное пение хора, одетого в специально сшитую форму…

Христо – Рождественский храм (Приложение 3) не только украшение Анны, но и гордость всего Воронежского края. Он стал еще краше. Проведена реставрация куполов и стен храма, сделана отмостка вокруг храма, подведен газ, а это значит, что внутри помещения будет поддерживаться стабильная температура, что будет способствовать сохранению не только архитектуры, но и убранства храма.

Березовскому храму – 157 лет. (Приложение 4) С левой стороны церкви на большом каменном фундаменте высечена дата строительства – 1854 год. Строилась церковь около 20-ти лет и только в летнее время. По рассказам сторожилов села, церковь возводилась только на извести с песком. Раствор гасился многие годы. Священники собирали по селам куриные и утиные яйца, которые добавляли в раствор.

Рядом с храмом, с восточной стороны покоятся три священника. В их честь над храмом поставлено три креста.

Церковь Святого Николая Чудотворца в селе Никольском - историческое наследие. (Приложение 5) Архитектура церкви уникальна, таких в России - три. Каменная, теплая, она была построена в 1885 году на средства прихожан. Высота колокольни 67 метров до шпиля и сам шпиль 7 метров. Стоили храм из кирпича, который делали сами. В районе песчаного карьера, было построено очень много маленьких печей. Кирпич формовали, сушили, обжигали здесь же. Смесь месили ногами, добавляли песок, глину, землю, гашеную известь (2-3 года гасилась). Люди – строители были из разных сел, верующие, много блаженных. Работали без оплаты, на благо Господа. Техника не применялась. Трудно сказать, каким был облик храма по окончании строительства. Сопоставляя воспоминания жителей села, можно утверждать, что росписей стен внутри храма было немного, некоторые сохранились до сих пор в первозданном виде.

Накануне Великой Отечественной войны храм закрыли. Точной даты закрытия нет. Церковную утварь разобрали по домам. Храм превратили в зернохранилище.

Господь сотворил чудо: оставил в целости храм. После войны возобновили церковные службы, был восстановлен иконостас из старинных икон. Место расположения храма выбрано просто идеально. Это возвышенность, что позволяет видеть сооружение за 5-1- км.. С разных сторон храм смотрится по-разному. Со стороны колокольни – это один вид, а с востока – совсем другой. Жители четырех крупных сел: Никольское, Архангельское, Островки, Дерябкино – являются прихожанами храма и живут под покровительством Николая Чудотворца.

Изначально в селе Садовом существовало две церкви, потому что село Садовое было и продолжает быть разделенным на две части, так называемое Садовое Первое и Садовое Второе.

Богоявленская церковь села Первое Садовое была построена предположительно до 1829 года, так как на антиминсе, хранившемся у жительницы села Пегарьковой Тамары Александровны, была надпись: «Сей антиминс освящен для Богоявленской церкви села Садовое епископом Острогожским Владимиром в 1829 году».

Церковь была трехпрестольная: главный престол в честь Богоявления Господня и приделы: в честь св. великомученицы Екатерины и св. преподобного Иллариона.

Возможно, что церковь перестраивалась. Была она деревянная, большая, крытая железом. Вокруг церкви была возведена ажурная ограда из кирпича. Проемы образовывали собой крестики. В ограде росли сосны и тополя. Рядом находилась церковно-приходская школа. Это здание существует до сих пор, в нем в настоящее время функционирует отделение связи.

В ограде хоронили священников. Их могилы были вскрыты, когда лет тридцать назад около алтарной части церкви делали танцплощадку и копали под ее фундамент. Были найдены наперсный крест и Евангелие, кости и черепа. А священников, как известно, хоронили с крестом и Евангелием.

Здание церкви было закрыто в 1936 году и перестроено в сельский дом культуры. В конце восьмидесятых годов было решено построить на этом месте каменное здание дома культуры, но пришлось потрудиться, когда ломали старую прочную деревянную постройку. Бревна растаскивали тракторами, вручную сделать ничего не могли. Новый дом культуры стал функционировать с июня 2000 года. В нем проходят торжественные собрания, концерты, дискотеки; расположен действующий филиал детской музыкальной школы искусств. Здесь же работают две библиотеки, спортивный и тренажерный залы.

В 1867 году во Втором Садовом была построена деревянная Богословская церковь.

В начале 1929 на месте гражданской властью была направлена директива, в которой подчеркивалось, что религиозные организации остаются единственными легальными контрреволюционными организациями, что послужило сигналом для проведения новых широкомасштабных репрессий.

В ночь на Пасху 1929 года перед Богоявленским храмом собрались комсомольцы с духовым оркестром. Прихожане забаррикадировали двери изнутри, и богослужение не прекращалось, в то время, когда снаружи гремел «Интернационал», и воздух сотрясало скандирование атеистических лозунгов.

Храм был закрыт в 1937 году. Рушили и растаскивали храм в мае 1950 года: снимали крест, сбрасывали колокола.

И как следствие этого, в 1955 году на месте снесенного храма попытались построить клуб, но заложенный фундамент расселся, и возведенные стены обвалились. Тогда на этом месте смонтировали водонапорную башню.

Ныне действующий храм открыл свои двери для верующих в 1997 году. (Приложение 6) Основой для него послужило старинное здание церковно-приходской школы, в котором в советские времена размещался сельский клуб, а затем библиотека. С помощью Садовского сахарного завода, сельхозартели имени Ленина и спецхоза по откорму крупного рогатого скота, а так же на пожертвования садовчан , за два года к возвращенному Церкви зданию была пристроена колокольня, просфорная, котельная; заново перекрыли обветшалую крышу, поставили иконостас, обустроили алтарь.

По благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия, благочинным Эртильского церковного округа, протоиереем Василием Гришановым, в сослужении протоирея Леонида Патрахина, настоятеля Христо – Рождественского храма п.г.т. Анна, иерея Михаила Гурьянова 20 мая 2000-го года состоялось освящение Престола в честь Крещения Господня. В настоящее время богослужения в Богоявленском храме совершаются постоянно.

Памятником архитектуры является и церковь Казанской иконы Божьей матери в Старой Чигле (1858 г.). В настоящее время она находится в полуразрушенном состоянии, не действует. (Приложение 7)


5. Церковное строительство.

Начало 21 –го столетия ознаменовалось строительством новых церквей.

Пройдут года над Русскою землею,

Народу русскому Господь грехи простит,

И крест Святой Божественной красою

На Божьих храмах снова заблестит.

Открыты будут вновь обители повсюду,

И вера в Бога всех соединит.

И колокольный звон всю Русь святую

От сна греховного к спасению пробудит…

Эти строки были написаны иеросхимонахом Серафимом в 1939 году в мрачные годы атеизма, и они оказались пророческими.

В селе Новонадежденское построен храм Преображения Господня. (Приложение 8)

В 1999 году Владыкой Воронежским и Липецким Мефодием дано благословение на строительство храма и монастыря. В августе этого же года место строительства освящено благочинным отцом Василием и протоиереем Леонидом, настоятелем храма Рождества Христова п.г.т. Анна. Место было выбрано тяжелое для строительства, с проседаемым грунтом. В землю было вбито 146 железобетонных свай. Была установлена и освящена небольшая часовня. Когда подъезжаешь к поселку Новонадеждинский, то первое, на что обращаешь внимание – это храм. Место его расположения выбрано очень удачно. Каждый въезжающий в поселок всегда видит его. Рядом пруд, на котором летом много птиц. Кругом поля и сады. А из каждого дома поселка видны золотые купола и слышны заливистые перезвоны колоколов, зовущие людей в церковь.

В храме нет ничего неосмысленного, случайного. Высота колокольни 34 метра символизирует гору, высоту духа. Это образ непоколебимости, крепости. Но главное в колокольне не образ, а колокол или колокола.

Они были отлиты воронежскими мастерами, освящены и подняты на колокольню. Олег Владимирович Васютин придумал и изготовил особый механизм управления 12 колоколами посредством клавиш и педалей, которыми заинтересовались даже в Троице – Сергиевой Лавре.

Преображенский храм интересен с архитектурной точки зрения. Кладка выполнена из красного кирпича. Фундамент представляет собой форму креста – символа крестных мук Христа.

Маленькие круглые окошечки, прямо под куполами, выполнены из цветного стекла и расположены по четырем сторонам света.

Внутреннее убранство тоже не типично и уникально, выполнено из дерева. Резные столики, аналои, клирос, лавочки создают атмосферу тепла. Но главное убранство храма – это иконы.

На территории имеется церковная лавка, дом для священника, трапезная, газовая котельная, просфорная.

Все строения и ландшафт образуют собой общий ансамбль удивительной красоты.

Строительство храма длилось три года. 19 августа 2003 года, на праздник Преображения Господня, состоялось его освящение Владыкой Воронежским и Борисоглебским Сергием. Праздник был торжественным и многолюдным, совершен Крестный ход.

4 декабря 2010 года прошло малое освящение церкви Введение Богородицы во храм в селе Васильевка. (Приложение 9) Сюда шли жители Васильевки, приезжали прихожане из Анны и соседних сел. Старожилы, помнящие старую, разрушенную церковь, рассказывали, что, когда – то, а точнее 82 года назад, в Васильевке, на пригорке у дороги стояла церковь Введение Богородицы во храм. Его было видно далеко. Согласно сведений из «хронологического указателя церквей в Воронежской епархии», этот храм в селе был построен в 1863 году. Был он деревянный. После революции 1917 года в стране началось массовое уничтожение храмов. Была закрыта и Введенская церковь села Васильевки.

Старожилы знают о варварском ее разграблении со слов своих родителей. Иконы из церкви вынесли на улицу, сложили в кучу и сожгли. Некоторые из икон – Казанской Божьей Матери и Введении Богородицы во храм – сохранились. А самый маленький колокол разрушенной церкви хранится в школьном музее. Здание церкви – красивое архитектурное сооружение – разрушили перед Великой Отечественной войной. Но в Васильевке сохранилась традиция – отмечать праздник Введение Богородицы во храм, как престольный, самый главный праздник села.

В этом году его отмечали во вновь построенной церкви. Каменная, из красного кирпича, она вновь стоит почти на своем прежнем месте, у дороги. В ее архитектуре, строгие линии стен, позолоченная округлость куполов, крест, вознесшийся высоко в небо, - все в лучших традициях русского зодчества. Дополнением служит благоустроенная территория – с асфальтовыми дорожками, церковной лавкой, ажурными входными воротами и железным забором.

Под звон колоколов малое освещение церкви совершил иеромонах Михей Вихлянцев. Вокруг храма совершен крестный ход. Теперь здесь снова будут крестить детей, венчать молодоженов.

19 сентября 2008 года войдет в историю села Архангельское и района. В этот день в сельском парке архимандритом Борисоглебским и Воронежским отцом Сергием проведено освящение начала строительства храма Михаила Архангела. Торжественное богослужение проходило при стечении прихожан, пришедших крестным ходом из села Никольское.

Новая церковь ставится на месте разрушенной.

В 1812 году было начато строительство церкви Архангела Михаила. Закончено возведение стен храма в 1814 году. Тогда деревня Перевоз переименовано в село Архангельское. Здание было построено умельцами села из красного кирпича местного производства. В 1866 году при церкви была организована церковно – приходская школа. В годы Великой Отечественной войны церковь превратили в зернохранилище, а в 1949 году ее снесли.

Построенный храм интересен с архитектурной точки зрения. (Приложение 10) Кладка стен выполнена из красного кирпича. Рельефность его граней достигнута путем обработки алмазными резцами вручную. Каждый кирпичик, а их 45 тысяч штук, прошел через руки мастеров, прежде чем стать украшением стен, швы между отделочными кирпичами заполнены декоративным раствором. А на стены, украшенные богатой узорчатой кладкой, нанесут специальное покрытие.

Колокольня храма – зеленоватого цвета, который гармонирует с позолотой куполов и крестов, серебряным отливом колоколов, поднятых на колокольню после освящения.

Отец Владимир прочитал проповедь:

- Я уверен, что храм поможет архангельцам возродить село и укрепить веру в доброе и светлое. Пусть в душе каждого царят мир и любовь друг к другу, к своей стране, к своей земле.

В 2011 году в селе Верхняя Тойда на месте церкви построена часовня. (Приложение 11)

За годы Советской власти что только не размещали в зданиях бывших церквей: от клубов до складов химических удобрений. Вот и в селе Верхняя Тойда в помещении бывшей церкви Николая Угодника располагались контора местного колхоза, сельсовет, почта, магазин… Но несколько лет назад здание неожиданно сгорело, как бы освободив намоленное место для других целей.

За несколько месяцев на бывшем пепелище была построена небольшая деревянная часовенка. Проложен к ней асфальт, обустроена территория, посажены саженцы хвойных деревьев, цветы.

В начале августа текущего года часовню освятил протоирей, настоятель Христо – Рождественского храма в п.г.т. Анна Леонид Патрахин.

Каждое воскресенье и по большим православным праздникам службу здесь проводят приезжающие священнослужители. Приходят до 50 верующих, всех часовенка не вмещает, но люди молятся и возле нее.

Небольшая часовенка, обитая деревянными дощечками, пластиковые окна, крыша из металлопрофиля, православный крест на ней. Вокруг посадили саженцы и цветы. Это место будет еще краше, когда из саженцев вокруг часовни вырастет сосновая роща.



6. Звучал колокольный звон и в Нащекино.

Много лет живете вы, колокола,

Много знаете о жизни на Руси,

Много можете, наверно, рассказать,

Что нельзя забыть и что нельзя простить.

В феврале 2011 года Нащёкинскому храму Святителя Николая Чудотворца исполнилось бы 150 лет… .

Исполнилось бы…, но её не стало в 1929 году, то есть 68 лет назад она действовала, и вот уже, к сожалению, ни у кого из жителей села нет фотографии своей сельской церкви. Даже те люди, которым уже 80 лет, никогда не видели её. Только долгожительница Нина Яковлевна Гладышева, 1924 года рождения, смогла поделиться своими воспоминаниями. С её слов: в сравнении с соседними храмами, нащёкинский был скромным – деревянный, рубленый, обшитый досками. В плане своём – восьмигранник (восьмиугольная Вифлиемская звезда), диаметр – 12 метров. Одна из ключевых фраз в её повествовании – много окон. Кровля сферическая. Храм венчал купол с крестом. Звонница стояла рядом и была простейшей конструкции: два высоких столба с перекладиной наверху, на ней прикреплены колокола. Церковь была построена на средства крестьян. В 1859 году нащёкинские крестьяне помещицей Анной Николаевной Нащёкиной были освобождены от крестьянской неволи. За свободу они заплатили 20 тысяч рублей «наскребли», как говорится, денег и на маленькую церковь. Её строительство – благодарение Богу за долгожданную волю. Да и на богомолье теперь не нужно было добираться в другое село. Деревня Нащёкино приобрела более высокий статус, стала называться селом. Стояла церковь за теперешним клубом, где растут осины, огорожена деревянной изгородью. Следуя этому словесному описанию, Елена Семёновна Пелих, учитель Нащёкинской СОШ, сделала рисунок, но рисунок не с натуры.(Приложение 1)

Первым священником был Пётр Горьковский, позже – Александр Понятовский, Григорий Шубин, Александр Матвеев, Михаил Егоров, Василий Милованов.

Наш храм посвящался Святителю Николаю Чудотворцу. Святитель Николай прославился как великий угодник Божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником. Святитель Николай считается «всех престателем и заступником, всех скорбных – утешителем, всех сущих в бедах прибежищем, благочестия столпом, верных поборником». Он является одним из самых почитаемых святых во всём православном мире. 19 декабря Православная Церковь отмечает день Святителя Николая Чудотворца . В Нащёкино и во многих сёлах района – это престольный праздник.

Священники села отправляли церковную службу. Они также обязаны были вести метрические книги, в которых делались записи о крещении младенцев, венчании молодых, отпевании усопших. В 1917 году эти книги из церкви были изъяты и отданы на хранение в архивы новых государственных учреждений – ЗАГСов.

Первая запись на первой странице в первой метрической книге нащёкинской Николаевской церкви была сделана 16февраля в 1861 году – по случаю крещения нового жителя села. Значит, в это время она была действующей. В краеведческой литературе («Хронологический указатель церквей Воронежской епархии», «Анна: за веком век») называется другая дата упоминания нащёкинского храма – 1863 год. Это неправильно, это ошибка.

Согласно документам, в феврале 2011 года нашему храму исполнилось бы 150 лет. Не надо забывать, что первыми учителями и воспитателями деревенских детей были священнослужители. При нашем храме церковно-приходская школа была открыта в ноябре 1885 года. Законоучителем в ней был священник Александр Петрович Матвеев, письму, арифметике, чтению учил псаломщик Ф. Горьковский. В начале XX века появилась земская школа, но уроки законов Божьих в ней по-прежнему вели священники.

В 1929 году церковь сгорела, не во время грозы, не от церковной свечи по неосторожности. Нашлись лихие люди, которые убили сторожа Паню (Пантелеймона), ограбили храм и подожгли. Это случилось перед Пасхой в 1929 году.

В других сёлах района, как и во всей стране, начиная с 1917 года, храмы тоже исчезали – их разрушали, сняв колокола, купола и кресты, приспосабливали для других целей – превращали в клубы, склады. Многие священнослужители были репрессированы.



Эта беда постигла и последнего нащёкинского священника Василия Ивановича Милованова. Он родился в 1890 в селе Нащекино Бобровского уезда Воронежской губ. Окончил богословские курсы. Священник, в середине 1920-х — выслан в Марийскую область. В октябре 1929 — арестован как «участник контрреволюционной группы духовенства и верующих, последователей епископа Виктора (Островидова)».

13 января 1930 — приговорен к 3 годам ИТЛ и отправлен в лагерь на север Урала – автономную республику Коми, там он и умер, не выдержав страшных условий жизни. Батюшка Василий Иванович Милованов был коренным жителем Нащёкино. (Приложение 2) С матушкой Анной вырастили пятерых детей – Аграфену, Татьяну, Ефросинью, Виктора, Степана. Умел играть на фисгармонии – музыкальном инструменте, представляющем собой большую гармонь с механическими мехами и клавиатурой. В молодости совершил паломничество в Иерусалим, принёс оттуда четыре кипарисовых дощечки и нарисованный на полотне лик Божий Матери, именуемой «Скоропослушницей». Дома собрал икону.

Последним владельцем этой семейной святыни был внук его Иван Викторович Милованов. После смерти жены Раисы Степановны вскоре и он занемог, дети увезли его к себе в Воронеж. Кто-то пробрался в опустевший дом. Икона была похищена. В Нащёкино живёт внучка Василия Ивановича Гуляева Мария Гавриловна, она родилась в год, когда дедушку сослали (1930) и, следовательно, никогда его не видела, знает только по разговорам в семье.

На сельском кладбище была небольшая каменная часовня, теперь её тоже нет.

Вот ещё о чём, пожалуй, нужно рассказать. Раньше было принято священнослужителей хоронить не на сельском кладбище, а возле церковной ограды. В одной могиле недалеко от церкви был похоронен Трофим Игнатьевич Мещеряков. Он был звонарём и титерем – продавал свечи, крестики… Если пользоваться сегодняшними ориентирами, прах его покоится под деревом, напротив двери бывшего продуктового магазина – сейчас там склад. Но могильного холмика уже нет, креста – тоже, а значит, того не ведая, мы ходим по захоронению.

Ряд могилок был за теперешней школьной котельной. В одной, наверное, был похоронен убитый церковный сторож Пантелеймон, в другой в 1919 году, убитые красноармейцы. Но их перезахоронили. Останки солдат покоятся в могиле возле памятника погибшим в годы гражданской войны. А остальные сравняли бульдозером. Примерно на этом месте после посадили яблони.

Вот столько грустного и трагического пришлось сегодня рассказать. Но так было, и это должны знать ныне живущие.
7. Заключение.

На Руси монашество появилось в конце Х века. Монастыри в России были всегда центрами культуры. При них создавались школы, библиотеки, иконописные и вышивальные мастерские. Среди монахов были строители, агрономы, воины, врачеватели.

К 1917 году в Российской империи существовало 1120 монастырей, которые почти все были осквернены и разрушены в послереволюционные годы. Восстановление монастырских общин началось после 1985года и продолжается в наши дни.

В 90 – х годах ХХ века, когда рухнули ценности социализма, почувствовали люди духовную пустоту и потянулись к православной вере.

Православная христианская вера может и должна стать опорой для русского человека, именно она способна спасти его. Люди, соприкасаясь с церковью, становятся светлее и чище. А дети, которые, познавая веру, начинают и думать, и действовать по-другому.

Своей работой нам, учащимся МОУ Нащёкинской СОШ, хотелось бы привлечь общественность и возродить храм или часовню в селе Нащёкино. А также увековечить имена тех, кто похоронен в старом школьном саду. И мы искренне надеемся, что наши мечты осуществятся!



8. Литература.

1. Забела А. Анна: годы и люди. Воронеж. Центрально – Черноземное книжное

издательство. 1991г.

2. Акиньшин А.Н.. Анна. За веком век. Воронеж. Центрально – Черноземное

книжное издательство. 1998г.

3. Беспечальных Е. И будешь победоносна и славна. Аннинские вести. 1999 г.

18 мая

4. Бокарев А. Березовскому храму – 150 лет. Аннинские вести. 2004 г.



5. Пошаталов Ю. Животворящая святыня. Аннинские вести. 2004г., 30 декабря.

6. Чернова О. Под звон святых колоколов. Аннинские вести. 2006 г.,

22 августа.

7. Осадчая Н. Здесь хлеб растет с молитвой. Молодой Коммунар. 2009 г.,

13 января.

8. Чернова О. Новонадеждинский Преображенский храм. Аннинские вести.

2008 год, 19 апреля.

9. Скопинцева Л. В Архангельском начато строительство церкви Архангела

Михаила. Аннинские вести. 2008 г., 23 сентября.

10. Скопинцева Л. Засияли купола у церкви Введение во храм Пресвятой

Богородицы. Аннинские вести. 2009 г., 12 декабря.

11. Христо-Рождественский храм в третьем тысячелетии. Аннинские вести.

2010 г., 29 мая.

12. Скопинцева Л. И вновь звенят колокола. Аннинские вести. 2010 г.,

7 декабря.

13. Скопинцева Л. Освящены купола и колокола. Аннинские вести. 2011 г.,

5 апреля.

14. Скопинцева Л. Восстановим храм. Аннинские вести. 2011 г., 4 августа.

15. Мугутасимова Н.Г. Не забыть и не простить. 2011 г., 23 апреля.

16. Мацупко В. Часовня – на месте церкви. Аннинские вести. 2011 г.,

15 ноября.

17. Фролов А., Ртищев М. С верой и своим народом. Аннинские вести.

18. Использованы воспоминания жителей села.

19. Книга памяти Республики Марий Эл.






Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет