Икона глазами химика научно-исследовательская работа



Дата12.07.2016
өлшемі200.22 Kb.
#193717
түріНаучно-исследовательская работа


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Востряковская средняя общеобразовательная

школа № 3 с углублённым изучением отдельных предметов


ИКОНА ГЛАЗАМИ ХИМИКА

Научно-исследовательская работа
Работу выполнили:

Малашкина Александра

Печёнкина Анна

учащиеся 9 «Г» класса


Руководитель:

учитель химии

Водолазская Любовь Викторовна
Домодедово 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Возникновение и развитие иконописи


    1. Иконопись не Руси

    2. Техника иконописи

ГЛАВА 2. Волшебный мир пигментов



    1. Разнообразие пигментов

    2. Икона глазами химика

    3. Пигменты своими руками

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Икона тёмная Христа

В старинной золотой оправе,

Ты та же сердцу и не та,

Икона тёмная Христа,

Сокрытого в небесной славе.

(К.Д. Бальмонт.)

В 8 классе мы приступили к познанию химической природы мира. Изучение неорганической химии принесло нам новые знания, расширило кругозор. Однако знания дают не только понимание окружающего мира, но и показывают, как много ещё осталось непознанного.

Мы живём в эпоху культурных перемен. Мы заново воссоздаём православный уклад жизни, православный быт. Большое место в этом укладе занимает икона. А можем ли мы ответить на вопрос «Что такое икона?»

Целью нашей работы является изучение явления «православная икона» с духовной и материальной точек зрения.

Для этого мы поставили перед собой задачи:

1) познакомиться с историей возникновения иконы;

2) изучить технику иконописи, исследовать краски, используемые в иконописи;

3) попытаться получить некоторые из пигментов .

Нами была выдвинута гипотеза: некоторые вещества, используемые в иконописи, можно получить в химической лаборатории своими руками.



Методы исследования: анализ литературы по теме и химический эксперимент.

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИКОНОПИСИ
Со времен ранней христианской церкви, гонимой и преследуемой в то время, до нас дошло много условных или символических изображений, однако очень мало ясных и прямых.

Это произошло потому, что христиане боялись выдать себя этими изображениями язычникам. Во времена зарождения христианства на проповедников этой религии и на ее атрибутику были жестокие гонения со стороны язычников. Кроме этого многие христиане сами были против прямых изображений Бога, ангелов и святых.

Больше всего дошло до нас древних символических изображений Иисуса Христа, как доброго пастыря. Рисунки делались на стенах подземных пещер-усыпальниц, на гробницах, сосудах, лампах, кольцах и других предметах; они встречаются во всех странах христианского мира.

Самые древние изображения доброго пастыря найдены в катакомбах Рима В этих подземных пещерах христиане спасались от язычников, там они

совершали богослужения на могилах погибших товарищей.

В подземных кладбищах найдены первые картины, с которых, вероятно, начиналась иконопись. Там находятся изображения доброго пастыря, исцеляющего “бесноватого отрока”, Ионы, выброшенного на берег китом, и другие, поклонения волхвов Богомладенцу, которого держит Пресвятая Дева.

Находят разные изображения Спасителя: под видом доброго пастыря или под видом Рыбы. Рыба служила образом Христа, потому что в греческом наименовании ее, состоящем из пяти букв заключаются первые буквы пяти греческих слов, на русском языке означающих Иисус Христос Божий Сын Спаситель. Она служила символом Христа, крещающего водой и дающего плоть свою в снедь, то есть, была символом таинств Крещения и Причащения. Одно из таких изображений находится в подземной римской усыпальнице и относится к первому или ко второму веку.

Нередко Спаситель изображался под видом агнца. Этот образ был взят из Ветхого Завета. Св. Иоанн Креститель назвал Иисуса Христа « Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира».

Икона есть наглядное свидетельство вечности, которое не может идти от человека чуждого духовности. Кто же эти свидетели? Первым иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божией Матери, но и икону святых Апостолов Петра и Павла и другие. За ним следует целый сонм иконописцев, почти никому неизвестных. У славян первым иконописцем был святой равноапостольный Мефодий, епископ Моравский, просветитель славянских народов.

1.1.Иконопись на Руси
В 988 Киевская Русь приняла христианство в его восточном византийском варианте. Вместе с религией Русь унаследовала от Византии традиции украшения храмов росписями и иконами.

Вначале мастеров-иконописцев приглашали из-за границы, а иногда привозили и сами иконы. Икона Владимирской Богоматери, привезенная из Византии в первой половине XII века, стала образцом для огромного числа русских списков. Сохранилось очень мало русских икон, существовавших до монгольского нашествия. Все они в большей или меньшей степени следуют иконографии и стилю византийских образцов. Мозаики в одном из первых церквей на Руси - киевском соборе Святой Софии - тоже были выполнены византийскими мастерами.

В 1240 году монгольское нашествие опустошило русские города и сделало практически невозможными контакты с Византией. Почти полное отсутствие внешних культурных влияний способствовало развитию региональных школ живописи. Особенно выделялись московская, новгородская и псковская школы.

С конца XIV века Московское княжество объединило русские земли. Москва стала культурным центром единого русского государства. Здесь работали три великих мастера древнерусской живописи XIV-XV веков: Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий. Их иконы и фрески стали воплощением на русской почве идей духовного восхождения и единения с Богом через отказ от всего внешнего и суетного и обретение внутренней гармонии.

В 1551 Стоглавый Собор установил строгие каноны, которым должны были следовать иконописцы при создании священных образов.

В XVII веке в иконопись проникают влияния западноевропейской живописи. Это нашло отражение в иконах, выполненных Семеном Ушаковым, и сложных миниатюрных, подобных ювелирным изделиям, произведениях иконописцев Строгановской школы.

В настоящее время повсеместно возрождаются школы древней русской иконописи.

1.2.Техника иконописи


Техника написания икон сложна и своеобразна. Ее последовательность выработана в древности, изменению не подлежит и по традиции передается иконописцами из поколения в поколение. Поэтому начинающие иконописцы должны также строго и неуклонно ее придерживаться. Если приходится отступать от некоторых материалов и приемов, то каждый иконописец должен более всего бояться нарушить главное: традиционный образ иконы и последовательность его построения.

Иконопись - это вид живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. По-гречески eikon - изображение и graphs – пишу. «Иконопись» - строго установленная система изображения определенных персонажей и сюжетов в изобразительном искусстве.

Одно из ярчайших явлений в иконописи - древнерусская икона. Техника древнерусской иконописи предполагает работу яичной темперой по загрунтованной деревянной доске.

При написании икон в Древней Руси применяли краски, в которых

связующей средой являлась эмульсия из воды и яичного желтка — темпера. Иконы чаще всего писали на деревянных досках. Обычно брали доски из липы, на Севере — из лиственницы и ели, в Пскове — из сосны. Доску, как правило, вытесывали из бревна, выбирая наиболее крепкий внутренний слой древесного ствола. Процесс этот был трудоемким и длительным. Доски для икон делали древоделы или деревщики, редко — сами иконописцы. На лицевой стороне доски обычно делалась неглубокая выемка — ковчег, ограниченный по краям доски незначительно возвышающимися над ним полями. Для маленьких икон могла использоваться одна доска. Для икон большого размера соединялось несколько досок. Характер крепления, глубина ковчега и ширина полей нередко позволяют определить время и место изготовления иконной доски. Поля древних икон ХI-ХII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. Более поздние иконы имеют узкие поля, а с XIV века иконы иногда писались на досках без полей.

В качестве грунта применялся левкас, который приготовлялся из мела или алебастра и рыбьего (осетрового) клея. Иконную доску несколько раз промазывали жидким горячим клеем, затем наклеивали паволоку, притирая ее ладонью. После высыхания паволоки наносили левкас. Левкас накладывался в несколько приемов, слоями. Поверхность левкаса тщательно выравнивалась, а порой шлифовалась. Иногда на левкас наносили рельеф. В древних иконах, начиная с XII века, нередко делалась "чеканка" по вызолоченному левкасу. Иногда такая узорная чеканка выполнялась на нимбах. В XVI веке для создания рельефного узора до начала письма осуществлялась резьба по левкасу. Потом рельеф золотили.

На подготовленной поверхности грунта делался рисунок. Сначала выполнялась первая прорисовка изображений, а затем вторая, более подробная. Первую прорисовку делали легким касанием мягкого угля из веток березы, вторую — черной или коричневой краской.

Некоторые иконы воспроизводились по "подлинникам" или по прописям, полученным с икон, которые служили образцами.

После этого начиналось собственно письмо. Сначала золотили все, что требовалось: поля иконы, свет, венцы, складки одежды. Затем писались одежды, строения, пейзаж. На заключительном этапе создания иконы писались лики. Готовое изображение покрывали особого рода масляным лаком — «олифили».

Работа красками выполнялась в строго определенной последовательности. И иконное письмо, и его последовательность не были одинаковыми в разных иконописных школах и менялись во времени.

Сначала участки, ограниченные контурами рисунка, покрывались тонкими слоями соответствующих красок в таком порядке: фон (если он не золотой), горы, строения, одежды, открытые части тела, лики. После этого делалось пробеливание, при котором высветлялись выпуклые детали предметов (кроме ликов и рук). Постепенно добавляя к краске белила, покрывали все меньшие и меньшие участки высветления. Последние штрихи наносились уже чистыми белилами.

Для создания большей объемности изображаемого на затемненные и углубленные участки наносился тончайший слой темной краски. После темной краски тонкими линиями прорисовывались все черты лица и волосы.

Потом наносились светлые блики на выпуклые части лица: лоб, скулы, нос, пряди волос белилами или охрой с большим добавлением белил. Затем наносились "румяны". Красную краску тонким слоем наносили на губы, щеки, кончик носа, в уголки глаз, на мочки ушей. После этого жидкой коричневой краской прорисовывались зрачки глаз, волосы, брови, усы, борода.

Руководством к написанию икон служили образцы — "подлинники". Подлинники содержали указания, как должно писать тот или иной образ.

Темперная живопись требует виртуозной техники и высокой культуры письма. Этого достигали в течение долгих лет ученичества. Иконописание было великим творчеством. Изограф специально готовился к совершению "дела иконотворения".

Это было актом общения с миром иным и требовало духовного и физического очищения, когда все плотское по возможности подавлялось: «...он, когда писал святую икону, только по субботам и воскресениям касался пищи, не давая себе покоя день и ночь. Ночь проводил в бдении, молитве и поклонах. Днем же со всяким смирением, нестяжанием, чистотою, терпением, постом, любовию, Богомышлением предавался иконописанию».

Имен древнерусских художников сохранилось очень мало. Ведь считалось, что руками иконописцев писал икону сам Бог, и потому казалось неуместным называть имя человека, чьими руками Бог воспользовался.

С другой стороны, иконописание было воистину сокровенным общением с миром иным, и называть себя было не нужно: ведь Бог сам знает того, кто творит образ, точнее, молитвенно и смиренно пытается воспроизвести Прообраз.

К сожалению, масляный лак — олифа со временем темнеет, и примерно через восемьдесят лет после нанесения лака икона становилась черной. Иконы приходилось "поновлять". Наносилась новая живопись, которая, по замыслу художника, была призвана восстановить то, что скрыто под почерневшей олифой. На древние иконы наносились слой за слоем. Иногда писался новый, другой образ.

Таким образом, изучение литературных источников позволяет сделать выводы.



  1. Православная икона – явление совершенно уникальное в мировой культуре. Икона есть окно в Горний мир, мир Божественного бытия. Такое духовное, прежде всего молитвенное назначение иконы определяет её изобразительные особенности.

  2. Иконотворчество было на Руси делом особо авторитетным и чрезвычайно ответственным. Рассматривалось как подвиг, требующий от мастера соответствующей жизни: праведной, смиренной, монашеской, поэтому писали иконы иноки. На Руси сложились со временем очень строгие каноны иконографии.

3) Икона состоит из нескольких слоев.


2. ВОЛШЕБНЫЙ МИР ПИГМЕНТОВ
Краски – что это такое? Оказывается, охра, мел и сажа – не краски, а всего лишь пигменты. Дело в том, что любая краска представляет собой систему, обязательными компонентами которой являются окрашивающее вещество – пигмент – и связующее. Для приготовления красок всех типов используются одни и те же пигменты и различные связующие.

По происхождению, химическому составу и строению всевозможные древние и современные красители делятся на две основные группы: минеральные и органические. Они обладают важными свойствами: нерастворимы в воде, масле, спирте и, если растереть на каком-либо связующем, окрашивают только поверхность материала.

Классификацию минеральных красителей можно представить в следующей схеме:

НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ПИГМЕНТЫ

line 3line 6line 4line 5

оксиды металлов ВМС

ZnO – цинковые белила 2Na2O • 3Al2O3 • 6Na2S –

TiO2 –титановые белила ультрамарин

Pb3O4 – свинцовый сурик

Cr2O3 – хромовая зелень

углерод

жжёная кость

ламповая копоть

персиковая, чёрна



соли

line 7line 8

сульфиды другие соли

HgS – киноварь CuCO3 •Cu(OH)2 – малахит

CdS – жёлтый кадмий 2PbCo3 • Pb(OH)2 – свинцовые

As2S3 – аури-пигмент белила

Fe3(PO4)2 • 8H2O –вивианит
2.1. Разнообразие пигментов

Существует огромное множество пигментов. Некоторые из них

представлены в ниже приведённых таблицах.
Таблица 1. Оксиды.



Краска

Оксид – пигмент красок

Цвет

Примечания

Массикот

PbO

Ораньжево-жёлтый, не яркий

Применяются с древности. Используются при варке олифы

Свинцовый сурик («голубиная кровь»)

Pb3O4

Красный

Красная охра

Fe2O3 в смеси с SiO2 и Al2O3 ↑обжиг

Красный

Применяются с

древности. Очень прочные и светостойкие. «охра» - желтоватая



Натуральная охра

Fe2O3 nH2O с примесями каолина и силикатов

Жёлтый

Сиена жжёная

Fe2O3 с примесями MnO2 и глины

Коричневый

Названия произошли от г. Сиены (Италия), где добывались эти земляные краски

Умбра жжёная

Fe2O3, MnO2

Коричневый

Коричневая Ван Дейка

Смесь органических веществ Fe2O3, Al2O3, SiO2

Коричневый

Применяется с XV века Добывалась в Германии

Синий кобальт

CoOAl2O3

Зеленовато -синий

Очень прочные, светостойкие

Церелиум

CoOSnO2

Синий

Получена в 1800г

Зелёная хромовая

Cr2O3

Оливково -зелёный

Прочная, светостойкая, термостойкая

Цинковые белила

ZnO

Белый

Промышленный выпуск налажен с 1850-х годов

Титановые белила

TiO3

ـ

Применяется с начала XX века

Таблица 2. Соли




Техническое название соли

Соль

Цвет

Примечания

Мел

CaCO3

Белый

Входят в состав грунтов и клеевых красок

Гипс

CaSO4 • 2H2O

Белый

Свинцовые белила

2PbCO3• Pb(OH)2

Белый

Один из древнейших пигментов, токсичен, темнеет под действием H2S

Бланфикс (баритовые белила)

BaSO4

Белый

Промышленный выпуск в1830 г.

Цинковая жёлтая

ZnCrO4

Жёлтый

Получена в XIX веке

Баритовая жёлтая

BaCrO4

Желтый

Азурит(горная синяя)

2CuCO3•Cu(OH)2

Синий

В природе часто встречается с малахитом

Берлинская лазурь (прусская синяя)

Fe4[Fe(CN)6]3

Синий

Под действием щёлочей разрушаются с образованием оксида железа. Не применимы во фресковой живописи

Вивианит

Fe3(PO)2• 8H2O

Синяя

Швейнфуртская зелень

Cu(CH3COO)2•3Cu(AsO2)2

Зелёный

Очень токсичная

Малахит (горная зелень)

CuCO3•Cu(OH)2

Зелёный

Широко применялась в старину, сейчас практически не используются

Ярь-медянка

Cu(CH3COO)2•3Cu(OH)2

Зелёный

Тёмный кобальт

Co3(PO4)2

Фиолетовый

Получен в 1859 г.

Нюрнбергская фиолетовая

(NH4)3PO4•MNO2

Фиолетовый

Получена в XIX в

2.2. Икона глазами химика


Древняя икона и написанная вручную современными иконописцами

представляет собой несколько последовательных слоёв. Схема иконы

представлена на рис.1.

Рис.1. Схема иконы.

1. Основание. Основанием служит доска, или несколько склеенных досок, соответствующим образом обработанные и подготовленные для нанесения последующих слоев.

2. Слой клея. Подготовленная доска проклеивается горячим и жидким столярным клеем. Предпочтение обычно отдавалось мездровому клею, в крайнем случае, может быть использован пищевой, или технический желатин. В настоящее время существуют технологии позволяющие обойтись без проклейки.

3. Паволока. После проклейки на доску наклеивается паволока из редкой ткани. Обычно используется марля, или ей подобная ткань.

4. Грунт. Грунт (левкас) представляет смесь столярного клея с мелом. Для грунта используется клей более крепкий, чем для проклейки доски. В нынешнее время используются и иные по составу грунты, в частности акриловые, качество которых превосходит качество мелового грунта.

5. Позолота. Если икона должна иметь позолоченный фон, или другие элементы, то позолота выполняется перед нанесением красочного слоя. Обычно слой позолоты не покрывается лаком, но в отдельных случаях, обычно когда имеется позолоченный фон, часть позолоты может быть под слоем лака.

6. Красочный слой. Или слой живописи. В иконописи традиционно используется яичная темпера. Краски натуральной яичной темперы приготовляются из натуральных пигментов и яичной эмульсии.

7. Защитный слой. После того как икона написана ее необходимо предохранить от неблагоприятных воздействий внешней среды, для чего живописный слой покрывается тонким слоем олифы или масляного лака.

Вариант красочного слоя представлен на рис. 2.


Малахит CuCO3•Cu(OH)2

Азурит 2CuCO3•Cu(OH)2

Охра золотисто-жёлтая

Fe2O3•H2O



Ярь-медянка Cu(CH3COO)2 • nCu(OH)2





Берлинская лазурь Fe4[Fe(CN)6]3

Свинцовый сурик Pb3O4





Ярозит КFе3(SО4)2(OH)6



Баритовые белила BaSO4





Умбра Fe2O3+MnO2+nH2O+SiO2+Al2O3



Баритовые белила BaSO4

Баритовые белила BaSO4

Баритовые белила BaSO4

2.3 Пигменты своими руками


В соответствии с выдвинутой гипотезой о возможности получения веществ, используемых в иконописи, мы провели химический эксперимент в лаборатории нашей школы.

В результате исследования мы получили пять пигментов.

1. Получение берлинской лазури - синего пигмента. Для этого использовали

3 K4[Fe(CN)6] +4FeCl3 = Fe4[Fe(CN)6] + 12KCI

2. Получение зелёной хромовой - зелёного пигмента. Для этого использовали разложение бихромата аммония при нагревании по реакции
(NH4)2 Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + 4H2O
3. Получение баритовых белил - белого пигмента. Для этого использовали реакцию обмена между хлоридом бария и сульфатом натрия по реакции
BaCl2 + Na2SO4 =BaSO4 + 2NaCl
4.Получение баритовой жёлтой – желтого пигмента. Для этого использовали реакцию обмена между хлоридом бария и хроматом калия по реакции
BaCl2 + K2CrO4 = BaCrO4 + 2KCl

5. Получение тёмного кобальта - фиолетового пигмента. Для этого использовали реакцию обмена между сульфатом кобальта(II) и фосфатом натрия по реакции


3CoSO4 + 2Na3PO4 = Co3(PO4)2 + 3Na2SО4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведённой работе, можно сделать следующие выводы.

1. Православная икона – явление совершенно уникальное в мировой культуре. Один святой сказал: « Икона – это Божественное откровение, только написанное не буквами, а краскам». Икона есть окно в Горний мир, мир Божественного бытия. Такое духовное, прежде всего молитвенное назначение иконы определяет её изобразительные особенности.

2. В 988 году Древняя Русь, став христианским государством, перенимает от Византии православные традиции, в том числе и в сфере церковного искусства. Иконотворчество было на Руси делом особо авторитетным и чрезвычайно ответственным. Рассматривалось как подвиг, требующий от мастера соответствующей жизни: праведной, смиренной, монашеской, поэтому писали иконы иноки.

3. На Руси сложились со временем очень строгие каноны иконографии. Пишут иконы на древесных досках, используя сосну, липу. Краски замешивались на натуральном желтке и долго сохраняли яркость цвета. Но вместо лака использовали олифу, которая через 70 — 80 лет изменялась. Поэтому становилось тёмным само изображение.

4. Основой красок всех типов являются пигменты. В иконописи используется большое множество природных минеральных пигментов.

5. В соответствии с нашей гипотезой о возможности получения веществ, используемых в иконописи, мы провели химический эксперимент в школьной лаборатории. Нам удалось получить пять пигментов: берлинскую лазурь, зелёную хромовую, баритовые белила, баритовую жёлтую, тёмный кобальт. Наша гипотеза подтвердилась.

6. Мы создали буклет « Икона глазами химика», который может служить учебным пособием как познавательный материал при изучении типов химических реакций, теории электролитической диссоциации, применения оксидов и солей.


БИБЛИОГРАФИЯ


    1. Бородина А.В. Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступени общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: издательский дом «Покров», 2003.

2. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2007.

3. Оржековский П.А., Мещерякова Л. М., Понтак Л. С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений – М.: АСТ: Астрель, 2005.

4. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья: учебное пособие. – М, 2007.

5. Титова И.М. Вещества и материалы в руках художника: Пособие для учителей химии. – М.: МИРОС, 1994





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет