Информация по традиционным знаниям казахов скотоводов



Дата12.07.2016
өлшемі318 Kb.
#195099


ИНФОРМАЦИЯ

по традиционным знаниям казахов - скотоводов
1. Введение

Эксплуатация пастбищ является одним из многочисленных способов использования природных ресурсов. Наиболее древний и традиционный способ эксплуатации естественных пастбищ – это использование кормовых ресурсов кочевым и полукочевым скотоводством.

В ранний период истории, когда населения на современной территории Казахстана было относительно немного, а свободных выпасаемых просторов достаточно, пастбищные территории использовались определенными сезонными маршрутами, простиравшимися в вертикальной и широтной зональности на сотни километров. Это был период номадизма, когда кочевник «перекочевывая с места на место, пользовался не трудами своих рук, а челюстями своих лошадей, верблюдов и овец» (Сидельников Т., 1907). Для кочевника – казаха гурты скота составляют и предмет первой необходимости и богатство. «Скот дает ему все необходимое: молоком и мясом он питается, употребляя самое ограниченное количество хлеба в виде проса и муки; кожа и шерсть идут на приготовление одежды и жилища» (Смирнов Е, 1887). Таким образом, пастбищное животноводство, являвшееся одним из ведущих занятий казахов, наложило своеобразный отпечаток на все стороны их жизни и быта.

В связи с этим, в новых социально-экономических условиях имеется возможность широкого использования многовековых навыков и традиций пастбищного содержания скота. Это опыт выбора пастбища, определения их емкости, навыки в способах выпаса, отыскания мест для копки колодцев и их строительства, строительства помещений для скота и чабанов; предметы утвари, пища и многое другое.

Такой опыт необходим современным фермерам, которые занимаются возрождением кочевого скотоводства. Отсюда возникает необходимость в создании сборника, где будет собрана информация по традиционным знаниям, использование на практике которых поможет решать проблемы более эффективного хозяйствования в сочетании с вопросами охраны окружающей среды.


  1. Общее описание проблем использования земельных ресурсов в Казахстане

Казахстан занимает 272490 тыс. га, из которых: 21399,9 тыс. га – пашня; 135,8 – многолетние насаждения; 8759,4 – залежь; 5015,5 – сенокосы; 187081,8 – пастбища и 88,5 тыс. га – огороды.

Таким образом, пастбищные земли в общем землепользовании республики занимают 65 %, что и определяет их значимость с точки зрения экологии и экономики. Сегодня все убеждены в том, что ресурсы среды не безграничны ни в глобальном, ни в региональном аспекте. Это напрямую относится и к пастбищам, которые мы привыкли рассматривать как данные извечно и навеки. Оказывается, что даны они нам при одном условии – если мы научимся их сохранять и правильно эксплуатировать. Сейчас совершенно ясно, что при существующих масштабах развивающегося животноводства проблема охраны пастбищ не может решаться путем их отчуждения от хозяйственного использования. Нужен поиск новых подходов к рациональному использованию пастбищных ресурсов, в котором традиционные знания этого вопроса будут решать не последнюю роль.

Сегодняшнее состояние пастбищ можно характеризовать следующими критериями. Из имеющихся 187 млн. га используются пастбища, находящиеся на землях сельскохозяйственного назначения (61,3 млн. га) и на землях населенных пунктов (15,9 млн. га). Таким образом, используются 77 млн. га или 40,7%. При этом, по данным статистики, площадь обводненных пастбищ на землях сельхозназначения – 46,0 млн. га (75,4%) и на землях населенных пунктов 12,9 млн. га (81,1%).

Общая характеристика пастбищ по данным Агентства РК по управлению земельными ресурсами показана в таблице 1.


Таблица 1. Характеристика пастбищ по их культуртехническому состоянию
тыс. га

Наименование областей

Площадь пастбищ, всего

Корен-ное улучшение

Культуртехническое состояние природных пастбищ

чистых

по-кры-тых коч-ками

заку-старенных

залесенных

закаменелых

затыр-

сован-ных



сбитых

Акмолинская

6869,2

1036,2

1593,0

111,8

227,5

18,0

1271,1

593,3

2018,3

Актюбинская

25675,9




19274,9

37,3

949,6

137,9

0,3

1369,6

3906,3

Алматинская

14473,5

98,6

7826,1

142,9

1901,1

695,3

468,1

327,8

3013,6

Атырауская

9654,2

0,5

5069,5

2,5

281,8







93,9

4206,0

В-Казахстанская

19159,9

48,4

11250,9

140,9

4651,8

130,1

1566,9

912,4

458,5

Жамбылская

9397,1

173,9

5581,2

0,2

1812,2

460,9

101,5




1267,2

З-Казахстанская

11130,9

75,0

7002,6

42,2

359,8

2,4




704,6

2944,3

Карагандинская

34795,8

770,3

25860,7

359,8

3719,9

147,8

628,9

2255,1

1053,3

Кызылординская

10482,7




5124,4

29,9

2272,8

894,5




9,4

2151,7

Костанайская

12082,1

1094,2

8070,9

347,5

825,1

1,2

34,9

310,2

1398,1

Мангистауская

12670,3




9741,9

133,5

772,9

200,4

77,3

8,4

1735,9

Павлодарская

8085,8

715,6

4970,5

47,9

418,4

1,0

243,0

1057,2

632,2

С-Казахстанская

3517,3

609,6

2072,6

39,6

63,7

25,1

235,8

2,9

468,0

Ю-Казахстанская

9062,6

183,1

5046,1

0,1

1553,6

908,8

20,5

10,5

1339,9

г. Алматы

0,8










0,7




0,1







г. Астана

23,7

6,9

13,8




0,2




0,1

0,3

2,4

Итого

187081,8

4812,3

118499,1

1436,1

19811,1

3623,4

4648,5

7655,6

26595,7

Обращает внимание тот факт, что 14,2% пастбищных угодий относится к сбитым (деградированным). Много пастбищ закустаренных и затырсованных, что требует приведения культуртехнических работ и применения специфических способов их использования.


2.1 Причины возникновения проблем (природные, антропогенные, исторические и т.д.)

Сегодняшнее состояние пастбищ вызывает тревогу по ряду причин, вызванных антропогенными факторами:



  • более 80 % поголовья скота в стране находится у мелкого частника, который в силу ряда обстоятельств (прежде всего, экономических) не в состоянии вести мобильное животноводство. Поэтому, концентрация животных максимальна вокруг населенных пунктов, что привело к нарушению санитарно-экологической обстановки в местах проживания людей, деградации земли, потере пастбищ, как сельскохозяйственных угодий;

  • ограниченность водопоев также способствует деградации пастбищ, поскольку и в первом, и во втором случае допустимые экологически безопасные нормы нагрузки на используемую обводненную площадь превышают оптимальные в 3-5 и более раз;

  • поступательное развитие животноводства (пастбищного) сдерживается острым дефицитом стойловых (зимних) кормов. 2005 г. напомнил в ряде районов Жамбылской области о том, что возможны обильные снегопады, а отсутствие кормов, или их недостаток, может вызвать джут. Кроме того, отсутствие зимних запасов кормов, вызывает дополнительный выпас, что, в свою очередь, способствует усилению деградации пастбищ.

Вышеперечисленные факторы привели к тому, что на площади более 26 млн. га пастбища находятся в различной степени деградации. А это значит, здесь в 2-3 раза снизилась урожайность, на 3-6 % сократилось содержание в корме белка, произошла замена полезных растений на сорные и ядовитые, снизилось плодородие почвы за счет потери гумуса.

Ситуация на пастбищах, при сохранении сегодняшнего положения, может развиваться следующим образом. Закрепится экстенсивный способ ведения пастбищного животноводства. Продолжение активного использования приаульных пастбищ может привести к полному выходу их из хозяйственного использования. Отсутствие подножного корма на интенсивно используемых землях может стать причиной того, что часть мелких владельцев скота прекратят заниматься животноводством. Крупные частники, имеющие 1000 и более голов овец и другой скот, будут осваивать отдаленные пастбища и искать возможность их обводнения.

Нельзя преуменьшить негативные последствия на пастбищных землях, вызванных техногенным воздействием. Беспорядочное движение автотранспорта в районах разработки и добычи углеводородного сырья, особенно в сухих регионах, приводит к массовой деградации пастбищных земель. Здесь же в радиусе до 1 км от буровых скважин или выработок растительный покров полностью уничтожается. По данным 1997 г. таких нарушенных земель – около 200 тыс. га. Как правило – это пастбищные земли.

2.2 Последствия нерационального использования земельных ресурсов (социальные, экономические, взаимосвязь)

Некоторое время тому назад технологи и экономисты, с одной стороны, и природоохранители с другой, разговаривали на разных языках, поскольку непосредственные интересы защищаемых ими сфер деятельности казались противоположными. Сейчас, кажется, общий знаменатель найден. Он не может быть назван экономическим, технологическим или экологическим, но является одновременно и первым, и вторым, и третьим. В качестве этого общего знаменателя выступает эколого-социально-экономическая оценка природных ресурсов (в данном случае, пастбищных) и результаты хозяйственной деятельности. Разобщенность такого понимания, а, следовательно, и действий - в немалой степени способствовала развитию негативных явлений на землях пастбищного использования.

Пастбищная растительность является важнейшим энергетическим ресурсом в получении животноводческой продукции. Энергия переработанного пастбищного корма тратится на прирост живой массы животных, определяет шерстную продуктивность и качество продукции в целом. Таким образом, количество и качество пастбищного корма, составляющего более 70 % в годовом рационе животных, определяет продуктивность выпасаемого скота, а, следовательно, и его рыночную стоимость. Насколько полно сегодня животные обеспечены пастбищным кормом говорят данные о живом весе скота, реализуемого на мясо. Так, средний живой вес крупного рогатого скота. реализованного для убоя на мясо, составлял: в 2001 г. – 293 кг; 2002 г. – 292 кг; 2003 г. – 301 кг; 2004 г. – 299 кг и 2005 г. – 305 кг. По овцам и козам этот показатель составил: 39 кг; 40 кг; 38 кг; 38 и 37 кг соответственно. Приведенные показатели говорят о недостаточном обеспечении кормами животных. поскольку генетический потенциал разводимых пород КРС и МРС должен реализовываться на мясо весом на 30-35 % больше указанных величин. Недобор животноводческой продукции сказывается на благосостоянии собственников скота, на экономике хозяйств, занимающихся пастбищным животноводством.
2.3 Применение традиционных знаний, как возможность искоренения бедности и решение экологических проблем, связанных с нерациональным использованием ЗР на местном уровне

В основных традиционных регионах пастбищного животноводства, которые характеризуются крайне ограниченными водными источниками, годовой суммой осадков 200-250 мм и бедными по плодородию почвами, основным источником жизнеобеспеченности людей является пастбищное животноводство. Для того, чтобы продукция животноводства приносила прибыль и ее производство было экономически выгодным, мясо и шерсть должны быть конкурентоспособными на рынке. Это вполне возможно только в случае полноценного кормления скота и поставки на рынок экологически чистых продуктов питания. Отсутствие этого ведет к снижению конкурентной способности продукции и бедности людей, ее производящую. Причиной этого является недокорм скота, связанный с низкой продуктивностью и потерей качества пастбищной растительности.

Привлечение для решения этой проблемы традиционных знаний может снизить напряженность в обсуждаемом вопросе. Например, кочевник никогда не держал скот на одном месте продолжительное время. У казахов-кочевников была поговорка: «На одном месте жена толстеет, а скот худеет». И, действительно, по данным исследователей того времени весенне-летне-осенние стоянки редко были более 30 дней. В отдельные годы скот перемещался с одних пастбищ на другие даже зимой. Особенно ценным при этом является способность кочевников использовать воду для поения животных, которой так не хватает на пастбищах. Зимовавшие в песках Мойынкум, в тростниковых зарослях реки Чу, на побережье Аральского моря ранней весной уходили на север «за снегом». До наступления жары они проходили пустыню Бетпакдала, пока на ней сохранялись дождевые ямы с водой. В течение лета они выпасали скот на степных, достаточно обводненных пастбищах Сары-Арка, а когда начинались заморозки, кочевали обратно. Здесь уже кочевники двигались «по снегу» - главному источнику водопоя для перегоняемого скота. В ноябре они достигали своих зимних пастбищ. Кормление скота, при такой форме использования пастбищ, позволяло получать продукцию высокого качества. Этнограф и путешественник Казахстана Георги писал в 1771 г.: «Мясо здешних овец, слаще чем других. Ягнята так вкусны, что ежегодно посылается некоторое число оных из Оренбурга в Санкт-Петербург для придворного стола». Таким образом, увеличение кочевок было естественным способом эффективного использования пастбищ. Оно обеспечивало, говоря словами А. Ваузена «снятие сливок» с травостоя и позволяло осуществлять «избирательный сбор», обеспечивающий животных богатым рационом. Этим и объясняется необходимость больших площадей пастбищ для кочевых хозяйств.

По заключению Ф.А. Щербины, «казах – превосходный ботаник: у него существует довольно сложная и разнообразная номенклатура для обозначения разного рода растений и широкое знакомство с кормовым значением каждого растения для разных видов скота и в разные времена года. В материалах Киргизского землепользования приводится «номенклатура» пастбищ:



  • бозот – степные пастбища, где произрастают злаки: коде, тетеге, селеу, тархау и разные туганы;

  • караот – темный корм, представленный акжусаном, каражусаном, изенем, кейреухом, караматау, кокпеком и другими кустарниками;

  • алажамыр – степь с плешинами солонцов, где растительность покрыта налетом соли;

  • ашши – пастбища на засоленных почвах;

  • чубар – увалистая местность, где по низинам. Наряду с травянистой растительностью, встречаются заросли таволги и караганы;

  • карабаур – пастбища на склонах, с которых снег сгоняется ветром.

М. Красовский, отмечая качество пастбищ и искусство кочевников в их использовании, писал: «Двух весенних недель достаточно, чтобы совершенно поправить отощавших за зиму баранов и добиться их веса в 5,0-5,5 пудов».
3. Традиционные знания

Кочевание казахов-животноводов было неотъемлемой частью их хозяйствования и имело своей целью сохранение пастбищ, обеспечение скота дешевым и питательным кормом, повышение роста поголовья и качества животноводческой продукции.



Зимние кочевания

Местом зимнего кочевания большинства казахских родов были песчаные пространства с достаточно богатой флорой, пригодной для зимнего выпаса овец, лошадей, верблюдов.

Песчаные пастбища отличаются тем, что на 70-80% покрыты растительностью. Другой особенностью песков является то, что они в основном тянутся правильными рядами холмов, а между ними имеются глубокие впадины. Поэтому здесь в самые холодные зимние месяцы не бывает сильных ветров, метелей, тем более буранов. Скотоводы, зимовавшие в песках, легче переносили джуты, т.к. в песках он не приносил особого вреда.

Для зимних стоянок казахи разбивали свои летние аулы на более мелкие единицы, так как зимняя пастьба, при условии достаточно редкого растительного покрова не представляет таких удобств, как летняя пастьба. Каждая зимовка имела разборно-переносные ограды из плетеных циновок, деревянных кольев диаметром 8-10 см и длиной 2-2,5 м (қора ағаш). Их ставили на расстоянии 3-4 шагов друг от друга, в результате образовывая круг площадью в зависимости от наличия скота. Колья затягивались веревками, к которым крепились циновки. Зимняя пастьба животных – трудный процесс, поэтому ее поручали не подросткам-пастухам, а взрослым, имевшим опыт в определении качества пастбищ, возможный перемене места и т.д.

Стадо овец, как правило, не превышало 400-500 голов. На 100 лошадей выбирался 1 табунщик. Отлавливались лошади особым приспособлением - куруком. Курук – состоит из длинного шеста 4-5 м к которому привязывается веревка; один конец ее укрепляется на конце шеста, а другой – на середине его образуя большую петлю. Петля накидывается на шею намечаемой лошади, и та оказывается в плену.

Выбор зимних пастбищ определялся еще летом и осенью. Кочевник следил за состоянием пастбищ, густотой и высотой растительности, сроками последнего использования участка. Учитывалось и наличие колодцев. Сочетание этих природных факторов позволяло надеяться на благополучную зимовку.

Казахские скотоводы считали, что от ночевок на сыром месте у овец может быть воспаление печени (бауыр курт). Зимой от сырости мест ночлега у овец появлялась болезнь, которая называлась «басбах». Если зимой аул продолжительное время пребывал на одном месте, то каждое утро после ухода стада надо было собирать в кучи верхний слой навоза, толщиной 10-15 см, во избежание его замерзания. Вечером, во время возвращения стада, кучи разравнивали. По истечении 20-25 дней на месте ночлега овец образовывался плотный, толстый и влажный слой навоза (сары ки), сгребать который становилось невозможно, и он промерзал. На таком месте казахи не устраивали овец на ночь. Слой разрубался на части и убирался, используясь в последующем на топливо (кизяк). В противном случае ночевка на мерзлом месте приводила к массовому заболеванию овец «басбахом», результатом которого был выкидыш у маток и их падеж.



Весенне-летнее кочевание.

Время весеннего кочевания – это массовый приплод овец и коз и выращивание молодняка до такого состояния, когда он мог переходить со стадом 8-10 км ежедневно. В это время проводилась стрижка овец и верблюдов. Верблюжья шерсть делилась на 3 сорта: 1) длинная шерсть (шуда), снимаемая с шеи, предплечья и горбов, шла на приготовление очень прочных ниток, которыми казахи шили попоны, мешки, юрты и т.д.; 2) со спины и боков снимается жабагы, идущая на изготовление шуб и одеял; и 3) шерсть, снимаемая с остальных частей тела (тус жун), идет на приготовление грубого сукна для чапанов, изготовление веревок, мешков.

Массовое весеннее кочевание проводилось в мае. Решался вопрос о темпах движения и маршрута кочевок.

В начале июня проводили кастрацию ягнят, бескровным способом (разрывом семенного канатика). В конце июня проводилась первая стрижка ягнят. До этого их вместе со стадом несколько дней подряд загоняли в реку или озеро. За лето хорошие овцеводы мыли стадо баранов не менее 2-х раз в месяц, что способствовало исчезновению нарушений кожного покрова, быстрому росту шерсти и укреплению организма животных.

С мая по сентябрь проводился ежедневный осмотр животных на предмет освобождения их от клещей и других паразитов, борьбы с язвами, чесоткой и т.д.

Для этого использовалось так называемое навозное масло (кый-майы). Лечебную мазь скотоводы готовили сами. На ровную площадку высыпалось 5-6 мешков конского сухого навоза, который поджигался. Когда масса прогорала, добавляли 3-4 мешка просеянного овечьего навоза. Кучу обсыпали золой, кошмой и землей. В центр этой кучи вставлялась металлическая труба, из которой за сутки накапывало до 1 метра пахучей вязкой жидкости (кый-майы). Эта мазь очень ценилась кочевниками, и они обменивали ее на животных, кошмы и другие изделия.

В начале сентября проводили осеннюю стрижку овец. Свежестриженная шерсть использовалась для приготовления кошм. Набирали шерсть одного цвета, раскладывали ее на сухой бычьей или лошадиной шкуре и начинали выбивать ее прутьями. В результате шерсть делалась пушистой, и ее раскладывали на циновке из чия определенного размера слоями желаемой толщины. На лицевую сторону пускали белую шерсть. После этого кошму поливали горячей водой, прижимали ладонями и скатывали вместе с циновкой в трубки. Такую операцию проделывали до тех пор пока не получали кошму требуемой плотности. Приготовление кошмы заканчивалось тем, что ее складывали пополам, сшивали нитками края и начинали мять, пока кошма не становилась мягкой.

С окончанием стрижки и приготовления кошм заканчивался весенне-летний пастбищный сезон.



Осеннее кочевание.

Во второй половине сентября кочевники совершали обратный путь с летних пастбищ на зимние. Использовались те же пастбища, по которым кочевали весной, где за лето травы отрасли и обсеменились. В день проходили по 25-30 км. На осенних пастбищах проводилась случная компания. В ноябре заготавливали на зиму мясо (согым). Если мужчины при осенней кочевке находились рядом с табунами и отарами пасущихся гоном животных, то женщины и дети кочевали на верблюдах в специально устроенных «кошалау». По бокам верблюда на уровне горбов крепилось 2 сундука и сверху покрывали их двойной кошмой, в результате получалось как бы углубление, в которое усаживались женщины. Сундуки и кошма защищали их от ветра. Женщины с грудными детьми брали с собой люльку (бесік).

Сезон осенних кочевок (куздеу) заканчивался в конце ноября.
Традиционные знания по использованию пастбищ в табунном коневодстве

Как только начнут отцветать весенние эфемеры, типчак и ковыль, табуны выпасали на южных склонах сопок, где обычно снежный покров сходит раньше и начинается вегетация пастбищной растительности. Когда высота кормовой растительности достигает 7-10 см, лошадей переводили на ровные участки. Распорядок дня в маточном табуне в этот период такой: лошади находятся на пастбище в течение суток, водопой с 7 до 8 часов утра и 17-18 часов дня. Ранней весной на ночь табун перемещается на подсыхающие участки пастбищ, во избежание простуды жеребят, которые подолгу спят лежа. Если на месте пастьбы имеется водопой (ручьи), образующиеся от талого снега, весенние речки, то перегонять лошадей к водопою не следует.

Во время сильного холода и ветра, холодных весенних дождей, идущих нередко вперемежку со снегом, табун располагали таким образом, чтобы лошади паслись по ветру и следовали к месту естественных затиший. В период массовой выжеребки, маточный табун выпасали вблизи водопоя, рассредоточивая косяки, поскольку нельзя допускать частого скучивания и перегона лошадей, ибо кобылы при этом нередко теряют жеребят, что ведет к появлению сирот и падежу молодняка.

С момента выгорания трав табуны переводили на пониженные участки рельефа, где растительность еще продолжает вегетацию.

Высокая температура воздуха, кровососущие насекомые и мухи летом препятствуют дневной пастьбе лошадей, поэтому в жаркие дни (температура воздуха выше +250С) их пасли с 17-18 часов вечера до 9-10 часов утра. Днем лошади непрерывно тырловали. Место для тырла выбирали недалеко от жилья табунщиков, на возвышенном, хорошо продуваемом месте. Лучше, когда табуны тырлуют косяками, ибо большая масса лошадей, сосредоточенная на одном месте, выбивает копытами растительность и выводит травостой пастбищ на годы. Нельзя оставлять лошадей на тырловку и у мест водопоя на родниках, плесах, так как животные загрязняют воду и делают ее непригодной к использованию. Как только спадала дневная жара (обычно к 17-18 часам), табун направляли к водопою. Напоив, перегоняли к месту ночной пастьбы. Маршрут строили с таким расчетом, чтобы к 7-8 часам утра лошади подошли к водопою. Для этого «голову» табуна все время ориентировали с таким расчетом, чтобы во второй половине ночи направление пастьбы табуна было в сторону водопоя. Избегали многократного движения лошадей по одному и тому же следу, так как это отрицательно сказывается на состоянии пастбищ, а в последующем – и на самих животных. При организации ночной пастьбы, учитывали, что табунные лошади отдыхают в течение ночи дважды, обычно первый отдых наступает в 22-23 часа, второй – около 3-4 часов. В это время значительная часть лошадей спит стоя, а жеребята и молодняк до двух лет спят лежа, особенно крепко спят жеребята. Продолжительность отдыха длится от 30 минут до часа и больше.

В середине и в конце лета табуны выпасали на злаковых и разнотравных пастбищах, в местах наибольших понижений рельефа и близким залеганием грунтовых вод. Обычно это глубокие лога, природниковые участки, непригодные к сенокосу и т.д.

Когда ложится устойчивый снежный покров, лошадей перегоняли на злаково-разнотравные пастбища. Особенно хорошо они нажировываются в это время года, на участках пастбищ с мелким снежным покровом.

По окончании осенней нажировки в условиях Центрального Казахстана, обычно в первой декаде ноября, табуны перегоняли на зимние пастбища. Перед перегоном тщательно осматривали поголовье лошадей. Больных, слабоупитанных животных отбивали. Под зимние пастбища отводили участки, не используемые в другое время года.

Еще осенью проводили осмотр всех зимних пастбищ, определяли их примерный кормозапас и намечали нахождение табунов на том или ином участке. При этом имели в виду, чтобы к началу выжеребки, маточные табуны подошли к ранне-весенним пастбищам. Зимние пастбища должны удовлетворять следующим требованиям:


  • иметь достаточную площадь, урожайность и необходимый видовой состав трав. В зависимости от урожайности на 1 кобылу с жеребенком на зимний период (со второй половины декабря по 10-12 марта), требуется 10-15 га тебеневочной площадки.

Пастбища, где трава низкая, использовали в начале зимы, потому, что во второй половине, когда лежит глубокий и плотный снег, лошадь затрачивает много энергии на добывание корма, но не может восполнить ее за счет потребляемых питательных веществ, и будет резко снижать упитанность. Лучшим тебеневочным кормом для лошадей считали: из злаковых – типчак, ковыль, разнотравье, а также полыни, особенно черная (майкара);

  • на пастбище желательно иметь естественные или искусственные затиши, позволяющие укрыться во время метелей или буранов.

В погожие зимние дни (декабрь, январь), когда снежный покров неглубок и не так плотен, как в марте, табуны выпасали на равнинных участках.

При этом большие массивы зарослей кустарников оставляли нетронутыми. Табун располагали как бы вокруг этих зарослей. В ветреные дни, во время бурана, метели табун помещали непосредственно в кустарники, где пастбищная растительность богаче, снег рыхлей и сила ветра слабее. Все это позволяло находиться лошадям на этих пастбищах сравнительно длительное время, не передвигаясь на значительные расстояния.

Во время ночной тебеневки в зарослях кустарника на лошадей часто нападают волки. Поэтому, имея ночную охрану, табунщики периодически стреляли из ружей, отпугивая хищников.

Во второй половине зимы отдельные участки пастбищ становятся труднодоступными, а зачастую тебеневка на них делается вообще невозможной из-за глубокого и плотного снежного покрова.

Если вторая половина зимы отличается малоснежностью, то табуны переводили в сопки, где одна из сторон всегда менее занесена снегом, что позволяло лошадям сравнительно легче, чем на других участках, добывать корм.

Осенью или в начале зимы, когда снежный покров неглубок и большая часть надземной массы растений открыта, прошедший дождь образует на стеблях и листьях трав ледяную корку. Поедание такого корма жеребыми кобылами приводит к массовым абортам. Если поблизости есть солянковые пастбища, то табун немедленно перегоняли туда. Благодаря наличию на почве и в растениях большого количества соли на солянках ледяная корка не образуется и лошадей безбоязненно можно выпасать здесь до конца гололедного явления. Особенно ценны в этом отношении кокпековые пастбища, но если их поблизости нет, то применяли особую технику пастьбы. Когда в сравнительно теплую погоду прошел дождь и есть надежда, что лед к полудню растает, собирали табун и держали лошадей, не давая им пастись. Но, если же через несколько часов лед не растает, то табун прогоняли на 500-600 м плотной группой, а затем, развернув на 1800, давали возможность пастись, по только что пройденному следу, так как, двигаясь скученно, лошади копытами отбили лед на растениях, и их поедание становилось безопасным.



Знания по обводнению пастбищ

В общем, балансе водоснабжения в условия кочевого скотоводства колодцы составляли 20-25%. Они были не единственным и решающим источником водоснабжения кочевников. Поение животных во время перекочевок производится казахами, смотря по местности, из рек, озер, болот, оврагов, котловин, в которых собирается весенняя вода, или же из вырытых колодцев. В зимнее время, когда на земле лежал снег, кочевники совсем не поили скот и в основном использовали травостой безводной пустыни (шуль), не устраивая колодцев.

Выпас «под снег» предохраняет овцу и лошадь от простуды и способствует лучшему усвоению сухого зимнего корма. Казахи говорили: «Зимний водопой жир сгоняет».

Под колодцами кочевые казахи обычно понимали те места на своем кочевом пути, где можно было бы на скорую руку вырыть ямы-копани небольшой глубины, чтобы из них получить воду. Обычно – это понижения, на которых произрастает чий. Колодцы в Казахстане можно разделить на 3 группы: к первой относились так называемые «таизы» глубиной 1-5 м; ко второй – «терены», глубиной -10 и к третьей – «шинграу», глубиной более 10 м.

Стенки мелких колодцев не укреплялись. Эти колодцы были недолговечны и их приходилось подновлять ежегодно. Колодцы глубже 5 м обкладывались внутри или саксаулом или песчаной акацией. Такие колодцы сохранялись десятки лет и отношение к ним было весьма бережное.

Кочевники-скотоводы Кызыл-кумских и Каракумских пустынь запасались водой на весенний период следующим образом. С северной стороны песчаных барханов выкапывали огромные ямы (до 15 м в диаметре и до 3 м глубиной), которые обкладывались травой и зимой забивались снегом. Сверху еще набрасывали кустарники и траву. Таким запасом воды кочевники пользовались до лета, а затем переходили в места с глубокими колодцами.

В целях сохранения пастбищ вокруг колодцев кочевники использовали метод последовательного выпаса по участкам. Сущность этой системы, представляющей упрощенный пастбищеооборот, заключается в поочередном выпасе скота в течение нескольких дней по каждому из восьми радиальных секторов круга, центром которого является колодец. Вокруг колодца выделяется участок, обеспечивающий выпас 1-2 отар овец в течение 30-32 дней. Каждый из восьми загонов используется 4 дня, при очередной их смене от первого до восьмого.

При среднем запасе сухого поедаемого корма в 2 ц/га на 2 отары в 1200-1400 голов овец потребуется на 32 дня пастьбы 700-800 га пастбищ. В этом случае каждый загон четырехдневного выпаса будет равен 90-100 га, а радиус пастьбы от колодца до 2,0 км.





Знания по приготовлению пищи

Специфика кочевого скотоводческого хозяйства в весенне-летний сезон выражалась еще в том, что в этот период основным источником питания населения было овечье, козье и верблюжье молоко. Примечательно, что казахи его никогда не употребляли в сыром виде, а приготавливали различные пищевые продукты: сусыз-сут, сапырма-сут, айран, катык, койртбах, иримчик, сары-су, курт, сузбе, сары-май, шубат, а из кобыльего молока широко популярный для всех казахов целебный напиток – кумыс.

Они употребляли в пищу чаще всего продукты из овечьего молока. Познакомимся с приготовлением некоторых из них. Котел со свежим цельным молоком ставили на огонь, в него добавляли немного айрана (полстакана на ведро) и, все время помешивая, доводили молоко до кипения, держали на огне не более пяти минут и затем снимали, в результате получалось несколько сгущенное молоко с весьма приятным вкусом (сапырма-сут).

Айран – кислое молоко, также приготавливали из свежего молока, которое наполовину разбавляли водой, кипятили, охлаждали, а потом добавляли кислого молока из расчета стакан на ведро молока. После чего котел закрывали деревянной крышкой, укрывали сверху шерстяной мешковиной или кошмой и выдерживали 5-6 часов.

Катык – это разновидность кислого молока. Разница между ним и айраном состоит в том, что айран приготовляли из разбавленного водой молока, а катык - из цельного. Катык употребляли, главным образом, как пищу, а айран как напиток. Правда, у бедняков он был весной и летом основным продуктом питания.

Курт и сары-май (масло) получали одним способом. Брали четыре-пять ведер катыка, наливали в кожаный сосуд (мес). В него ежедневно добавляли свежее овечье молоко, чтобы шел процесс брожения. Такую молочную массу называли иркитом и накапливали ее почти неделю. В состоятельных хозяйствах иркитом заполняли несколько сосудов, иногда даже 10, затем в них наливали холодную воду, примерно 1/10 емкости, надували, завязывали и начинали катать взад и вперед на застланном кошмой полу. На такое взбалтывание уходило 2-3 часа. Во время же кочевания надутые месы укладывали на верблюдов, и благодаря движению происходило длительное механическое взбалтывание. После этого месы развязывали и выбирали масло, а иркит выливали в большие котлы и кипятили. Когда казахи хотели образно сказать о сытой жизни, то говорили: «Изо рта собаки течет сало, на голову льется иркит» («ауызынан ақ май ағып, ит басына іркіт төгіліп жатыр»).

Иркит, равномерно помешивая, чтобы не подгорел, кипятили в течение 2-3 часов. После этого котел снимали с огня и оставляли на ночь остывать. Утром все содержимое переливали в чистый мешок, жидкость стекала и оставалась сырковая масса (құрт), из которой делали комочки величиной немного больше лесного ореха. Их раскладывали на плетеной циновке и сушили.
4. Практический опыт применения традиционных знаний на примере пилотных проектов
Традиционные знания по использованию земель в пастбищном животноводстве – лежит в основе рациональной эксплуатации возобновляемых растительных ресурсов, которыми являются кормовые растения. И сегодня, спустя столетие, устойчивость этих традиционных знаний – велика. Сам подход современного пастбищного животноводства базируется на перемещении животных по сезонным пастбищам с оставлением части пастбищной растительности, способной к возобновлению. Ознакомление с традиционными знаниями по использованию пастбищных земель, говорит о несовместимости развития пастбищного животноводства с практикой бессменного использования выпасов. Вследствии того, что условием успешного ведения пастбищного скотоводства является «необходимость в известное время года часто менять пастбища, то все остальные удобства, которые могла бы доставить казаху оседлость, были принесены в жертву крайней необходимости кочевать. Без этого, существование казаха было бы немыслимым» (М. Красовский, 1868 г.).

Подтверждением этому могут быть пилотные проекты ГЭФ, где местные общины, находясь в различных природных зонах (пустыня Кызылординской, полупустыня Восточно-Казахстанской, сухая степь Акмолинской областей) ставят одну задачу: необходимость перемещения скота с учетом использования сезонных пастбищ. В каждой из этих МО разная ситуация в пастбищном животноводстве, связанная с обводнением, урожайностью и т.д., но существо решаемых вопросов одно – перемещение скота с одних участков пастбищ на другие. Это еще раз подчеркивает устойчивость знаний и их эффективность во времени.


5. Заключение
В Казахстане, где жизнь кочевника была связана с пастбищами и скотом, сохранились традиционные знания по рациональному использованию кормовых ресурсов и содержанию на пастбищах сельскохозяйственных животных. Эти знания имеют устойчивость в силу их глубокой связи с деятельностью человека и его отношению к сбережению и рациональному использованию природных ресурсов (растения, вода, земля).

На протяжении 3-х тысячелетий кочевники-животноводы использовали нынешнюю территорию Казахстана в качестве пастбищ. Но до нас не дошло ни одного факта глобальных (да и локальных) изменений пастбищных земель от прямого воздействия человеческой деятельности. История донесла до нас катастрофические джуты, проходящие периодически в казахстанской степи под действием климатических факторов (снежные зимы, чрезмерно засушливые годы), но фактов деградации земель от перегрузки или бессменного выпаса – история до нас не донесла. По всей вероятности, из-за того, что их не было. Разумеется, кочевое ведение хозяйства определяло всю жизнь номадов. Поэтому, наряду с традиционными знаниями по использованию пастбищ, большой интерес представляют знания по водообеспечению, уходу за животными, приготовлению малопортящихся продуктов питания во время кочевок. Опыт применения всех этих знаний имеется и его избирательное использование позволит расширять и возрождать традиционное пастбищное животноводство в наши дни.





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет