Искатели бога и взысканные богом



бет1/3
Дата25.06.2016
өлшемі433.42 Kb.
#157617
  1   2   3
ИСКАТЕЛИ БОГА И ВЗЫСКАННЫЕ БОГОМ
"Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечей и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет?" Лк. 15; 8
Это сравнение - как все сравнения - следует понимать не внешне и буквально, а внутренне и духовно.
Женщина - это божественность. Свет, который она зажигает, утренний свет в человеке. Драхмы - это душа.
Три свойства имеют драхмы: свой вес, свою материю, они состоят из золота или серебра, и свой отпечаток, т. е. свой образ.
Душу не взвесить, она весит больше, чем небо и земля и все вместе, что в ней заключено. Когда в ней Бог, то весит она столько же, сколько Бог. Ее материал - золото божественной сущности, в которую она погружается, опускаясь со сверхсущностью своей божественной любви в дух, себя саму и целиком соединяясь и переплавляясь с собой, превращаясь в одно.
Чтобы осознать это и найти потерянные сокровища, ты должен идти другим путем, нежели тот, которым идет внешний человек, даже если это благородные пути духовного упражнения. Но какого?
Женщина зажжет свет и выметет дом. Что при этом загорается - это свет вечной мудрости Божией. И что она зажигает - это любовь. Она должна принести свет и для зажигания и для горения.
Но сколь немногие знают, что такое любовь! Любовь - не чувственное благополучие и не наслаждение обладанием, но любовь - неутолимое, жгучее желание полной самоотдачи, добровольного отказа от себя и послушной передачи себя воле Божьей, вот что это такое, для чего зажигается свет.
А теперь она метет дом и ищет золотые драхмы. Как происходит этот поиск? Это как дело, так и покой. Деятельные поиски происходят тогда, когда человек ищет, в покойных поисках он находит.
Деятельные поиски двояки: внешние и внутренние. Внешние поиски Бога заключаются в добрых делах и духовной работе, в привычке к кротости, тишине, отрешенности и другим добродетелям, которые можно приумножить упражнениями.
Все это хорошо, но еще выше над ними стоят внутренние поиски; они так же возвышаются над всеми земными поисками, как небо над землей, и совершенно с ними несравнимы. Они состоят в том, что человек уходит в глубину собственной души, в свою самую сокровенную суть и там ищет Бога по словам Христа "Царство Божие внутри вас".
Кто хочет найти это внутреннее царство - а это Бог со всем Своим богатством и Своей самовозвышающейся сутью - то должен искать его, где оно есть, а именно в самой глубине своего существа, где Бог намного ближе душе и роднее, чем она сама себе.
Эту внутреннюю душевную и Божескую глубину следует искать и находить. Человек должен войти в эту обитель Божию и погрузиться со всем, что познаваема чувствами и принадлежит внешним людям, что может быть постигнуто разумом в образах и формах, а также отвлечься от всего, что может быть создано фантазией и рассудком, исходя из внутренних образцов и целей.
Когда человек устремляется в такую глубину и ищет Бога там, тогда "выметен дом", и уже не он ищет Бога, а Бог ищет его. Вот что происходит с этим человеком: когда приходит он в эту обитель Божию и здесь, в глубине души ищет, то приходит Бог и полностью выметает дом.
А сейчас я выскажу кое-что, что не каждый поймет. Просвещены будут только те, кто уже затронут внутренним светом.
Взыскующее проникновенное зрение состоит не в том, чтобы то войти, то опять выйти и снова смешаться с тварным миром. Нет, истинное вхождение и внутреннее пребывание, при котором искатель Бога превращается во взыскуемого Богом, состоит также в том, чтобы, когда человек придет в этот дом, в сокровенную глубину, все у него, что не есть Бог, все бы от него целиком и полностью отдалилось, и все внутри него так бы полно перевернулось и преобразилось, как он никогда еще не испытывал, и так снова и снова.
Все знания и все светочи, все, что человек когда-либо испытал и узнал, все полностью преобразуется в этом поиске.
В эти преображение и превращение человек, если он полностью отдает им себя, забывает себя и подчиняется им, человек заходит невыразимо более далеко, чем всеми делами, знаниями и упражнениями, которые кто-либо может выдумать. Кто полностью себя оставит, тому станет легко и светло, так что, если он хочет, то в любой момент может войти вовнутрь и вознестись над всяким естеством.
Но это естество всегда привязано к людям и всегда может придумать что-то, к чему они имеют приязнь или склонность и в чем видят свою опору. Оно содействует тому, что большинство людей не знает покоя, поскольку они привязаны к своему Я и к вещам, не желая отказаться ни от одного, ни от другого, так что нужно много страданий, чтобы они научились.
Отрешенные люди могут освободиться и отказаться от всего, на чем держится естество, и не имея ни привязанностей, ни зацепок и ничего, на что бы опереться, проникают в глубину и при этом остаются совершенно бесстрастны и пусты, так что Бог должен войти в них и совершить полное их преображение.
Кто вошел таким образом внутрь себя и позволил себя преобразить, тот превзошел все дела и знания мира. Об этом слова Христа: "Кто хочет прийти ко мне, тот пусть откажется от себя самого и целиком посвятит себя мне!" Так должен человек отказаться от себя и уйти от всех крепостей, которые задерживают ею на пути истинного подъема и возвышения.
Беспокойные пребывают при этом в больших соблазнах и сомнениях. Они чувствуют себя потерянными, потому что не могут ни от чего отказаться, думают, что все у них пропало, пребывают во все возрастающем страхе и вопиют: “Господи, у меня украли все светочи и все дары!” Это кончится только тогда, когда они найдут покой или когда найдут Бога и позволят Богу найти себя. Тогда они обогащенные любовью к Богу превозмогут все.
Как-то мы сказали о драхмах, что у них есть свой вес, что они должны иметь свою тяжесть. Это значит: душа должна вследствие тяжести Богом все время сама собой падать вглубь и всплывать, пока она туда падает, во всей своей чистоте и ясности, какой она вышла из глубины света.
И, наконец, драхмы должны иметь свой отпечаток, свой образ: душа должна быть не только создана по образу Божию, а должна иметь тот же образ, что Сам Бог в Своей Собственной Божественной сути. Ибо в этом образе Бог любит, Бог взыскует, Бог познает и обретает Сам Себя.
Следовательно, душа становится совершенно подобной Богу, Богообразной и Богосхожей; она вся состоит из благодати, что присуще Богу по Его природе: погружением в Бога, соединением с Богом она через саму себя возвращается к Богу. И настолько она едина и богоподобна, что, если она может взглянуть сама на себя, она не увидит никакой разницы между Богом и собой. Или если она так взглянет, то увидит, что она того же цвета и мудрости, как Бог, и блаженна в этом видении, ибо Бог и душа полностью едины в своем соединении.
Блаженны те, кто ищет Бога подобным образом и позволяет Богу найти себя, чтобы Бог увлек ее в глубины души и Бога и соединился с ней в одно неизъяснимым образом. Это превосходит все, что может быть выражено словами.
Чтобы все мы шли этим путем, да поможет нам Бог!
ЧЕЛОВЕК - ХРАМ БОЖИЙ
“И, войдя в храм, начал выгонять

продающих в нем и покупающих,

говоря им “дом Мой есть дом

молитвы” Лк. 19. 45


Словами “дом Мой есть дом молитвы” Христос учил Своих, детей Божьих, что они должны делать, чтобы внутренний человек был местом самоотдачи Богу, так как внутренний человек по своей сути подобен Храму Божию.
Чтобы глубина нашей души стала достойной обителью Божией, сначала мы должны узнать продающих и покупающих, а именно нездоровый дух своекорыстия и стяжательства, стремление и жадность к внешним благам и все, что служит своеволию и Я. Затем, когда все, что не есть Бог, что несоизмеримо с Богом и неравно Ему, изгнано, душа снова становится такой, какой она должна быть по своей сути: Храмом Божиим, в котором Бог живет в истине.
Кто же те, что продают и покупают в храме? Это те, кто находит любовь и удовлетворение в рукотворных делах и вещах, те, кто прежде, чем подумать о Боге, сорок раз помечтают о внешних делах, так что своего внутреннего человека совершенно вытянут наружу и опустошат Храм Божий.
Так как не в том никакого сомнения: кто хочет, чтобы в нем жил и действовал Бог, тот должен устранить из себя все препятствия, все, что не имеет начала в Боге или не ведет к Богу. Он должен упражняться в том, чтобы снова и снова освобождаться от всех вещей и глядеть на Бога, пока Бог не станет ему милее всех вещей. Только тогда очистится храм, когда все рукотворное и все наслаждения будут вырваны из него с корнем и так, что мы не будем их иметь и сохранять ни по желанию, ни по склонности.
Только тогда мы истинные дети Божии, т. е. такие, кто знает Бога по сути и по присутствию, и по действию - в глубине своей души.
У тех, кто этого не знает, только придуманный и сделанный Бог.
Они лишены чувства живого присутствия Бога в них. Они больше привязаны к вещам, чем к Богу.
Истинные чада Божии отгоняют от себя внешние вещи, не погружаясь в них глубже, чем требует нужда, а все в чем у них нет нужды оставляют они без внимания. Они во всем ищут Бога и добираются до Бога через все что им послано, доброе или злое. Они не думают о том, что их удерживает, не сопротивляются ему, но во всем, что случается, смотрят только на Бога, одного Его взыскуют и остаются непреклонными во всей множественности своего единства с живым Богом в них.
Кто чувствует себя в такой степени Храмом Божиим и уверен в присутствии Бога в себе, тот не смутится и не собъется с пути делами и знаниями внешнего мира, что бы ни случилось, но он знает, что Бог совсем рядом в его душе и он осознает Его внутреннее присутствие.
Но если человек потерял покой от внешних дел и напастей, это показывает, что он не осознает, что он чадо Божие и не чувствует присутствия Божия в своей душе, и что его мысли, стремления и дела направлены более вовне, более на вещи, обладание ими и наслаждение, чем на Бога.
Если человек хочет уберечься от этого, он должен снова и снова обращаться вовнутрь, до тех пор пока его мысли не будут безгранично направлены к Богу и не будет он во всем желать Его и о Нем думать, и не вещей искать, а Его, и если делает что, то делать так, чтобы было Богу мило - не по своей воле, но по Божьей.
Ибо пока человек живет и действует, не зная в себе Бога, живет и движется он неуверенно, и все остается для него неопределенным. Про него слова Писания: “Горе тому, кто один; упадет он, и некому ему помочь”. Но если в его душе живет Бог, то никто и ничто ему ничего не сделают, он чувствует себя везде и всегда в безопасности и укрытии.
Второе - познание Бога: его находят тоже здесь, его не нужно искать в каком-то далеке, поскольку оно открывается изнутри. Здесь сияет Божественный свет, здесь вступают через правильные врата в Царство Божие.
О таких людях, которые знают, что они - Храм Божий, можно с полным правом сказать: “Царство Божие в вас!” Они нашли истину, которая может быть познана только теми, в ком она живет изнутри. Они находят в себе то, что превосходит все мыслимое и понимаемое: свет в свете.
Им более не надобны никакие внешние книги, нет, они читают в живой книге чудных дел Божиих и доходят до познания триединства Божия: как Отец родил Сына навечно, так и Слово навечно придано Отцовскому сердцу, как Святой Дух нисходит от обоих и как Божественная Троичность нисходит на людей. обращенных к Богу, и отражается в них и как они в свою очередь возвращаются к Богу в неизъяснимом блаженстве.
В этом заключается, как говорит Божественное слово “вечная жизнь, чтобы человек признал в себе Отца и Сына, Которого он послал”. Это истинная жизнь в Храме души; здесь Христос в своем жилище, здесь обретено Царство Божие - Живое присутствие Бога, которое разрешает все страдание и все страдания.
Кто его обрел, тот знает это. И кто обнаружил это при своей жизни внутри себя, тот в вечной жизни, в Царстве Божием, ближе всего к Богу.
Третье - это молитва. Обращение вовнутрь, преклонение молящегося к Богу и вхождение всех мыслей в Бога. В высшем смысле это объединяющее вхождение тварного духа в нетварный дух Божий, когда первый отдает себя и движимый вечностью Божией позволяет увлечь себя в отвлеченность нетварности.
Это случается с теми, кто умоляет Бога со Христом в Духе и Истине. В такой молитве теряют и обретают. Теряют храм и дух и все, что не есть Бог; все перетекает к Богу и исчезает. И становится одним духом с Богом, как сказано у Павла: “Кто привязан к Богу, становится с Ним одним духом.” - И найдено Единство.
Как это происходит, невозможно описать словами, лишь испытать на себе. Ибо все, что можно сказать об этом, так далеко от действительности и ничтожно, как песчинка по сравнению с небом.
Чтобы мы сами это испытали и достигли, да поможет нам Бог!
О БОЖЕСТВЕННОМ СОЗРЕВАНИИ
"Царство Небесное подобно хозяину дома,

который вышел рано поутру нанять

работников в виноградник свой."

Мтф. 20; 1


Евангелие сравнивает Царство Божие с виноградником, а Христа с хозяином, который вышел нанять работников для виноградника. Справедливо говорится, что вышел Он "утром" и "рано", ибо в вечном рождении вышел Он из Отцовского сердца и все же во все времена в нем остается.
В другом смысле Он вышел рано в человеческой природе, чтобы вернуть нас в Царство Божие.
В притче говорится, что Он нанимал работников после третьего и после шестого часа и еще раз после одиннадцатого: когда Он видел праздно стоящих людей, которые Ему на вопрос, почему они стоят праздно, отвечали: "Нас никто не нанял". И этих последних, которые еще не были привязаны к миру, еще были внутренне свободны и незаняты, но еще и не узнали соблазнов и искушений мира, посылал Он на праведный труд в свой виноградник.
Но все, кого Он звал, разными путями приходили к труду на винограднике.
Одни были начинающими, которые разумным образом посвящали себя внешним делам по собственному усмотрению и застревали в наружном. При этом они воображали, что тяжкими трудами, постом, коленопреклонением и молитвой они достигнут особых высот. Вместо того, чтобы заглянуть в глубину души, они смотрели вовне, на милости или немилости света, и из этого возникали высокомерие и своеволие, уныние и ожесточение, гнев и другие пороки.
Другие больше работали на самих себя, побеждая пороки и преодолевая ошибки, они сознательно и разумно достигали более высокой ступени и находили на ней такое блаженство и удовлетворение, что упускали тем самым наивысшую.
Но третьи, которые были Хозяину милей всех, поднимались, когда их нанимали, отдавая все что могли, и направляли все свои чувства и помыслы только и единственно на Бога в себе. Они не замечали ни удовольствия, ни пользы от того, что делали, не думали и о Божественном даре или силе, которая в них пробуждалась, но целиком внутренне обращались к Богу и Его одного имели в мыслях, чтобы лишь Его воля действовала в них и во всем сущем.
Тем самым они терпели и позволяли все, все воспринимали как волю и дар Божий, возвращали Ему все, что получили, чистым и незапятнанным и считали себя только и единственно Его собственностью.
Они следовали при этом примеру воды, которая вольно льется дождем на землю, собирается в ручейки и потоки и течет в реки, которые возвращаются к своей первопричине - морю: так и они несут все свои дары и силы обратно в глубину Божию, из которой они вышли, и снова текут туда обратно и Бог для них - единственная опора и надежда.
Но хотя такая направленность человека уводит его от себя и приводит к Богу, это не означает, что человек тем самым полностью освобождается от своего естества. Пока его тело на земле, оно подчинено всем своим законам.
Когда работник в винограднике, даже ради трудов там, ему требуется какое-то пропитание. Работа длится целый день, на еду же уходит только час, но она необходима, чтобы человек мог работать. Ибо то, что он ест, расходится по его плоти и крови, мозгу и костям и поглощается его работой. И когда все съеденное уйдет в работу, он снова немного поест с той же целью.
Точно также поступает достойный человек и с пищей духовной: когда он чувствует в себе склонность к самостоятельному созерцанию присутствия Божия, к осознанию внутреннего света, чтобы получить силу сверху, то он должен тратить на это по сравнению с его работой только короткое время, ожидая его как пищи, нужной чтобы только немного перекусить и взбодриться, пищи, которая уйдет в работу и таким образом снова вернется к Богу.
Такие дары Божии, как телесно, так и духовно - в его работе будут снова вознесены к Богу, питая его, таким образом не ради его самого, и такие люди получают больше даров от Бога.
Кто этого еще не испытал, тот должен целиком положиться на Бога и позволить Ему действовать через себя. Тогда он подобен благородной виноградной лозе, которая снаружи кажется черной и корявой, но в ней скрываются живоносные артерии и божественная сила, из которой произрастают самые благородные плоды.
Из таких происходят лучшие работники на винограднике Господнем: снаружи кажется, что они ничего собой не представляют, но внутри, в глубине души, в которой они ничего не хотят для себя, а хотят лишь, чтобы Бог один проявлял в них свою волю, они пронизаны живоносными артериями божественной жизни
Это - лозы, которые Виноградарь снабжает крепкими подпорками, чтобы они не упали. Затем он окапывает виноградник и выпалывает сорняки. Так же должен окапывать себя человек внимательно наблюдая за почвой своей души, нет ли там чего-то, что надо выполоть, чтобы божественное солнце достигло своим светом до самого дна и смогло проявить свою силу, так чтобы благородные грозди достигли полной зрелости. Кто так подготовит свой виноградник, чтобы Божье солнце могло бы действовать в нем беспрепятственно, тот проявит самое благородное, что в нем есть. Поскольку ничто низменное к нему не пристало и не помешало созреванию.
Даже если все злые силы сговорятся и выступят против такого человека, чтобы навредить ему - они тем самым только ускорят его созревание. И если они утянут его в глубины преисподоней, то даже и там раскроется в нем Царство Божие, и все сделается светлым и благостным. Тому, у кого в мыслях один только Бог, ничто не сможет навредить.
И, наконец, придет созревание, сдерживающие оболочки будут становиться все тоньше, пока внутренняя сладость не станет совершенной: так же и внешние препятствия делаются все меньше, и внутренний свет все ярче...
Каждый раз, когда человек обращается внутрь, внутреннее солнце Божие сияет ему все ярче, и так все существо его делается пронизанным Богом, так что он внешние дела видит в свете Божьем и Его глазами и все без препятствий получает и отдает.
Тогда сами собой отпадают все внешние знания, обеты и упражнения, поскольку он в них больше не нуждается. Поскольку его дух погружается теперь только в сладкое блаженство Божие, так что больше нет никакого различия между его сутью и сутью Божьей. Теперь господствует такое чистое тихое Единство, мгновение которого в тысячи раз полезней и блаженней и угодней Богу, чем сорок лет духовных упражнений.
Чтобы всем нам как плоду нашего внутреннего созревания досталось такое Единство, да поможет нам Бог!
ПЯТИКРАТНОЕ ОБУЗДЫВАНИЕ
“Восшед на высоту, пленил плен

и дал дары человекам.”Еф. 4; 8


Христос взошел на небо и взял с собой плен плененный. Что это значит:
Это пять оков, которые держат нас в плену времени и которые Христос снимает с нас, когда Он входит в нас.
Первые оковы состоят в любви к тварному и в привязанности к нему, живое оно или мертвое. В особенности - это любовь к людям, которая по своей природе из-за похожести людей встречается чаще всего. Одни люди целиком уходят в нее и страдают в разлуке друг от друга и при утрате, в то время как другие хорошо себя чувствуют и без этой любви, свершая добрые дела, служа и благоговейно молясь, чтобы еще больше насладиться им любовью и мирским - и при этом не замечают, насколько они закованы в кандалы и насколько лучше бы было, если бы они меньше молились о своем земном счастье и больше бы становились пленниками изнутри.
Вторые оковы состоят в том, что многие, если они освобождаются от первых оков, внешней любви к тварному, впадают в любовь к себе и в этой привязанности к себе во всех вещах ищут свое Я: свою пользу, свое удовольствие, свое утешение, свою приятность или славу. Они так поглощены и погружены в свое Я, что они во всех вещах, даже в Боге, ищут свое и ничего другого. Что найдешь, если заглянешь к ним в душу? То, что выдается за святость, - пустое сияние.
Как тяжело освободить таких людей из плена Я! Если так привязан к себе самому - кто поможет? Никто, кроме Бога.
Но когда такие люди получают то, что они любят, - свое удобство или друга, добро или что-то иное, что привязано к их Я, то благодарят Бога сердитыми или жалующимися словами, вместо того, чтобы сделать шаг от себялюбия к самопознанию.
Третьи оковы - оковы разума. Это тяжелые оковы, поскольку все, что в них попадает из рожденного в духе, освещается разумом и превращается в истину или познание такого рода, чтобы о ней можно было говорить и через нее прославляться и возвышаться.
Они богаты просвещающими словами, но бедны Просвещением и живыми делами.
Даже пример Христа воспринимают они одним только разумом. Если бы они смогли его перенести в свет божественного Разума, то поняли бы, что их мнение в сравнении с действительностью - так ничтожно и незначительно, как дневной свет в сравнении с солнцем. Равным образом любой природный свет ничтожен в сравнении с божественным светом.
Следует знать такие различия:
Природный свет разума светит наружу, в тщеславное самоотражение, в людскую славу, в мнения других. Он все отводит наружу и приводит к разрушению чувства и мысли.
Божественный свет, напротив, склоняется все ниже и ниже и идет вовнутрь, в глубину, в которой, там, где он светит, видно даже мельчайшее. И это справедливо, поскольку все, что там есть, - только от Бога.
Божественный свет все отводит внутрь, а не наружу. Он всегда указывает только на внутреннюю глубину, из которой родился. Туда он стремится и ведет всеми силами. Всякое дело такого человека идет внутрь, к первопричине.
Потому существует большая разница между теми, кто читает Писание, и теми, кто по нему живут. Те, кто читает его разумом, хотят возвыситься и прославиться, и они презирают и проклинают тех, кто по нему живет. Они не понимают слов Павла: “Буквы убивают, но Душа воскрешает”.
Четвертые оковы - радость духа. В этом заблуждались столь многие искатели истины, больше обращая внимание на то, что они получают на пути вверх, чем на сам путь и на цель, так что они полностью прилепляются к этим добытым силам и возможностям, они держатся за них и стараются с наслаждением обладать ими и их упрочнять. Так возникает у него радость Духа вместо того, чтобы обрести Бога.
Сможет ли кто устоять от таких соблазнов на пути и в следствие этого останется стоять неподвижно или все же продвинется вперед на пути к Богу, можно проверить по тому, испытывает ли он беспокойство и неудовольствие, когда полученные радости улетучиваются или отпадают, или по тому, будет ли он точно так же служить Богу и оставаться преданным Ему, как и прежде, когда их имел. Если Бог и без этих радостей остается для него единственной целью, - он на правильном пути, но если ему нужны только желанные дары и озарения - то нет.
Пятые оковы - своеволие, которое может зайти так далеко, что он даже во всех божественных вещах и в Самом Боге хочет иметь собственную волю и настаивать на своем. От этих сильных оков может освободиться только тот, кто самостоятельно осознает и решит: “Пусть будет не по моим дарам или по моей воле, но как Ты, Боже хочешь, я приму это и захочу этого; а то, чего Ты не хочешь, я легко оставлю и отрину”.
Когда оставляют с истинной покорностью все, чего жаждала собственная воля, получают и имеют больше, чем можно было получить и иметь по собственной воле.
Бесконечно полезней, чем все, чего человек может достичь или иметь по собственной воле, оставить себя и предоставить действовать Богу, все принимая с истинным самоотречением и отказываясь от своеволия. Поэтому отрешенный человек, у которого мало блеска и немного свершений, мне милее, чем человек, высокопоставленный по видимости и делам, но который мало что может оставить.
Когда Иисус был среди Своих учеников, люди так сильно его любили, что из-за абсолютной любви к Нему не могли достичь Божественности. Поэтому Он сказал: “Вам полезно, чтобы Я ушел от вас, иначе Святой Дух, Утешитель, не может прийти к вам.”


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет