Искусство политики (Артхашастра Каутильи) пер. А. А. Вигасина



Дата29.06.2016
өлшемі128.5 Kb.
#164947
Искусство политики" (Артхашастра Каутильи)

пер. А.А.Вигасина

 

По-видимому, уже в середине I тыс. до н. э. в Индии стали появляться специальные сочинения, посвященные царской власти. Они приписывались обычно легендарным советникам древних правителей или самих богов. Сохранилось устойчивое предание, согласно которому в основе всех наставлений первых учителей так называемой «царской науки» лежало освобождение политики от уз традиционной морали. Известное изречение гласило, что ради достижения выгоды правителю не следует останавливаться перед убийством не только друзей, но даже собственных родителей или детей. Постепенно сложился целый литературный жанр «артхашастра», букв, «трактатов о выгоде». Единственное сохранившееся до нашего времени древнее произведение этого жанра приписывается Каутилье. Последний отождествляется с Чанакьей — советником основателя общеиндийской державы Маурьев (конец IV в. до н. э.). Тщательное исследование текста Артхашастры Каутильи показывает, что он может быть датирован первыми веками н. э. Впрочем, ряд излагаемых в нем концепций вполне может восходить к значительно более древней эпохе — тому времени, когда происходило сложение всей данной традиции.



Артхашастра Каутильи — обширный памятник, состоящий из пятнадцати книг разной тематики и объема. В нем освещаются вопросы административного устройства государства и отправления судопроизводства, хозяйственной жизни и военного искусства. Отдельные книги посвящены также магическим средствам достижения успеха и самой методике научного изложения. Но, естественно, в центре внимания находятся вопросы внутренней и внешней политики, искусства дипломатии и политической интриги. Каждая глава книги заканчивается стихами, однако нельзя не заметить, что эти стихи порой явно заимствованы из других сочинений.

В настоящем издании дается полный перевод книги V Артхашастры. Эта книга трактует разнообразные сюжеты, связанные с отношениями между царем и его ближайшими приближенными: содержание царских слуг и их поведение при дворе, способы воздействия на царя и средства ограничения их произвола и т. д. Особенно большое внимание уделяется устранению тех сановников, которые представляют опасность для царя или династической преемственности власти. В связи с указанием тайных мер уничтожения опасных соперников или противников сообщаются и хитроумные способы пополнения царской казны в чрезвычайных обстоятельствах.

Артхашастра является наиболее важным и широко используемым в историографии источником по государственному устройству древней Индии. Материал переведенной небольшой ее книги ярко характеризует и саму древнеиндийскую «науку политики».

Перевод выполнен по критическому изданию санскритского текста: The Kautiliya Arthasastra/Ed. by R. P. Kangle. Bombay, 1960. Осуществленный. Р. П. Кан-гле полный английский перевод в настоящее время является наиболее достоверным. Заслуживает внимания также снабженный обширными комментариями немецкий перевод И. Я. Мейера: Das altindische Buch vom Welt — und Staatsleben. Leipzig, 1926. Исследование памятника и комментированный перевод книги III содержится в монографии А. А. Вигасина и А. М. Само-званцева «Артхашастра: проблемы социальной структуры и права» (М., 1984). В 1959 г. в серии «Литературные памятники» был опубликован подготовленный еще в начале 30-х годов русский перевод трактата («Артхашастра или наука политики». М.; Л.). Несмотря на имеющиеся в нем неточности и ошибки, он дает общее представление о содержании памятника.

 

АРТХАШАСТРА КАУТИЛЬИ



КНИГА V. СРЕДСТВА ПОЛИТИКИ

Глава 1. Тайные кары

1. Сказано было (в предшествующей книге) об устранении терниев1 для города и сельской местности.

1 В предшествующей книге (IV) речь шла о мерах по соблюдению общественного порядка — о следствии, допросах и пытках, о наказании преступников (именуемых «терниями»).

2. (Теперь) расскажем (о том же) для царя и царства2.

3. Если слуги3 подчинят себе царя или главенствующие лица4 будут действовать вместе с врагом, против них надлежит использовать тайных агентов или склонять к предательству людей из их окружения, как было сказано ранее5. Можно прибегать также к слежке и уговорам, подобно тому как будет изложено в разделе об осаде вражеских крепостей6. 4. Если же царству вредят фавориты7 или главенствующие лица соединяются вместе, так что невозможно открыто противодействовать злодеям8, против них (царю), возлюбившему дхарму9, надлежит использовать тайные кары.

5. Агент10, возбуждая негодного брата злодея-вельможи, пусть приведет его к царю. 6. Царь же его пусть натравит на брата, обещая ему передать права на владение имуществом злодея. 7. Когда же он погубит того мечом или ядом, то его надо казнить на месте: «Вот, мол, братоубийца». 8. Это относится к такому брату, который рожден от шудрянкип или от служанки.

9. Или пусть брат по наущению агента просит злодея-вельможу о наследстве. 10. И наемный убийца, прикончив его ночью у дверей дома того злодея или где-либо в ином месте, пусть скажет: «Вот, убит-де, потому что просил о наследстве». 11. И тогда, опираясь на сторонников убитого, другого брата можно покарать.

12. Или агенты, приближенные к злодею, могут смертью угрожать тому брату, просящему о наследстве.

13.  И ночью его... (и далее все) так же (как раньше).

14.   Или, если из двух злодеев-вельмож либо сын домогается жены отца, либо отец — жены сына, либо брат — жены брата, между ними может возникнуть ссора, спровоцированная агентом, действующим под видом ученика12... и (далее все), как прежде сказано.

15. Или агент пусть так настраивает самонадеянного сына злодея-вельможи: «Ты-де — царский сын и находишься здесь из-за боязни врага». 16. Если это западет ему в душу, царь наедине пусть сам ему скажет: «Только из-за боязни вельможи не посвящаю тебя в сан наследника престола, хотя и настало время». 17. А агент его пусть подготовит к убийству вельможи-(отца). 18. Преуспевшего в этом надлежит на месте казнить: «Вот, мол,— отцеубийца». 19. Или монахиня 13, войдя в доверие к супруге злодея, передавая ей любовное зелье, пусть добавит в него яд. 20. Так можно действовать через близких.

21. Или следует отправить вельможу-злодея покорить лесное племя или вражескую крепость, поставить местного правителя или правителя пограничной области в земле, отделенной джунглями (которую трудно удержать). (Можно также отправить его) подавить возмущение в городе или захватить караванный путь в приграничном районе. При этом военных сил у него пусть будет немного, а возле него находятся наемные убийцы. 22. И вот ночью или днем, когда начнется сражение, пусть (эти) убийцы или те, кто притворятся

разбойниками, умертвят его: «Убит он, мол, в стычке»,

23. Или, отправляясь в поход либо в увеселительную поездку, пусть призовет к себе вельмож-злодеев. 24. Придут они вместе с наемными убийцами, скрывающими оружие, а перед входом во внутренние покои,, в среднем дворе подвергнутся досмотру. 25. А убийцы, схваченные начальником стражи, пусть скажут: «Мы-де наняты (этими) злодеями». 26. И объявив об этом, тех злодеев пусть поразят. 27. А вместо убийц казнены должны быть другие.

28. Или, отправившись в увеселительную поездку за пределы (столицы), пусть злодеев почтит, (уделив им) близкие (к нему) покои. 29. И в тех покоях пусть будет схвачена женщина дурного поведения, притворившаяся царицей,— (и далее все) так же, как раньше.

30. Или пусть обратится с просьбою о пище и угощениях к злодею-вельможе, вознося хвалы: «У тебя,, мол, повар или кулинар превосходный», или где-нибудь в пути, за пределами (города) пусть попросит о питье.. 31. Подмешав туда яд, пусть предложит самим сначала, отведать. 32. И прикажет казнить, объявив отравителями.

33. Или мнимый знаток волшебства пусть предложит тому (вельможе), который имеет склонность к магическим ритуалам: «Ты, мол, достигнешь исполнения желаний, если отведаешь ящерицу или черепаху, краба или рогачаи с такими-то счастливыми признаками». 34. Когда он согласится на это, то во время совершения обряда его можно умертвить либо ядом,, либо железной булавою: «Убит, мол, в результате несчастного случая».

35. Или же мнимый лекарь, установив у злодея дурную или трудноизлечимую болезнь, пусть в снадобья или еду добавит яд. 36. Или подосланные лица под видом поваров и кулинаров могут устранить злодея с помощью яда.

37.   Это тайные меры устранения (злодея).

38.   А теперь — о мерах устранения двух злодеев.. 39. Туда, где находится злодей, подлежащий устранению, следует послать (другого) злодея же с небольшими силами, в составе которых есть наемные убийцы:

«Иди, мол, в такой-то крепости или местности набери войско или собери золото, или у (местного) властителя отними золото, или дочь уведи силою, или сделай что-либо из нижеследующего15 — крепость, оросительное сооружение, торговый путь, освоение целинной земли, разработка рудника, устройство заповедного леса с ценной древесиной или слоновника, или (поставь) правителя области или пограничной территории, а кто тебе станет противодействовать или откажется содействовать, того можешь схватить». 40. А тех пусть известит: «Такому-то не следует повиноваться, надлежит ему сопротивляться». 41. И когда между ними вспыхнет ссора или раздор по поводу неисполнения дела, наемные убийцы тайно с помощью оружия устраняют одного ;(из них). 42. А за то преступление можно покарать тех, других.

43. Между злодейскими городами, деревнями и семействами 16 может вспыхнуть ссора из-за пограничных полей и строений, из-за повреждения имущества, инвентаря, зерна и тяглового скота, а также во время зрелищ, празднеств и совместных обрядов. Она может быть и нарочно подстроена наемными убийцами. И последние, применив оружие, пусть объявят: «Так поступают с теми, кто ссорится с таким-то». 44. И за это преступление тех, других, можно покарать.

45. Или, устроив поджог полей и строений тех злодеев, которые находятся в давней ссоре (с другими), или умертвив их родных и близких, либо скот, пусть наемные убийцы признаются: «Мы-де наняты таким-то». 46. И за это преступление можно покарать тех, других.

47. Или тайные агенты организуют в крепости или в сельской местности приглашение одних злодеев другими в гости. 48. А там отравители используют яд. 49. И за это преступление тех, других, можно покарать.

50. Или монахиня подговаривает злодея-начальника области17: «Жена, мол, невестка или дочь (другого) злодея-начальника области влюблена (в тебя)». 51. А когда он поддастся на подговоры, надо взять у него украшение18 и указать на него хозяину 19: «Вот, мол, этот начальник с юношеским пылом домогается твоей жены, невестки или дочери». 52. Между ними ссора и ночью (далее все) так же, (как и раньше).

53. А по отношению к злодеям-зависимым правителям 20 следует действовать так:

наследник престола или военачальник, причинив его (территории) какой-либо ущерб, пусть удалится. 54. Тогда царь самих злодеев-зависимых правителей пусть пошлет (в погоню) с малыми силами и с наемными убийцами (в их окружении) — и далее то же самое, все эти средства одинаковы. 55. А кто из оставшихся в живых их сыновей не будет иметь враждебных помыслов, пусть и получит отцовское наследство.

56. Так и будет царская власть21 переходить к его детям и внукам, лишенная бед, причиняемых слугами. 57. Надлежит применять тайные кары и к своему окружению22, и к окружению врага терпеливо и без колебаний, и на будущее время, и для настоящего.

Глава 2. Пополнение казны

1.   Не имеющий казны (государь) в случае возникших затруднений пусть пополняет казну (следующим-образом):

2.  С земли, будь она обширной или небольших размеров, изобилующей зерном, где урожаи не зависят от погоды23, пусть потребует третью или четвертую часть зерна; если это земля среднего или низкого качества — в зависимости от (ее) плодородия. 3. Но не следует требовать (то же) с земли, большой или малой, обеспечивающей строительство крепостей, оросительных сооружений, торговых путей, освоение целины, (разработку) рудников, создание заповедных лесов с ценной древесиною и слоновников. 4. Поселенца же надлежит обеспечить зерном, скотом, деньгами и проч.24

5. Оставшееся после уплаты четвертой части зерно, а также за вычетом того, что идет на семена и на прокорм, может покупать за деньги. 6. Лесные плоды и имущество ученого брахмана надлежит освободить от уплаты налога. 7. Из милости25 может покупать и (это).

8. Или, если это не помогает, то слуги собирателя: налогов пусть заставляют земледельцев летом26 производить сев. 9. И в период сева пусть составляют документ о посеянном, объявляя, что потерянное по нерадению (должно быть) возмещено в двойном размере. 10. Когда же поспеет урожай, они пусть воспрепятствуют присвоению зелени и плодов, за исключением пары горстей овощей и зерна ради совершения пуджи27 в честь богов и предков или для коровы. 11. А колоски: пусть оставят для нищих28 и деревенских работников.

12. Кто попытается утаить свое зерно, пусть заплатит в восьмикратном размере. 13. Кто похищает чужое зерно — в пятидесятикратном; это о наказании для земледельца из той же общины29, а для чужака — смертная казнь 30.

14. Можно брать четвертую часть зерна, шестую — лесных продуктов, (а также) таких товаров, как хло-лок-сырец, лак, полотно, рогожа, хлопок, плетеный волос, шелк, снадобья, благовония, цветы, плоды, овощи и дрова, бамбук, мясо и сушеное мясо, половину — с бивней и шкур. 15. Кто же продает недозволенное — штраф первого вида. 16. Это меры в отношении земледельцев.

17. В виде налога (пусть заплатят) пятьдесят31 те, кто торгует золотом, серебром, алмазами, драгоценными камнями, жемчугом, кораллами, лошадьми и слонами. 18. Сорок (пусть заплатят) торговцы пряжей, тканями, медью, железом, бронзой, благовониями, лекарствами и крепкими напитками. 19. Тридцать (пусть платят) торговцы зерном, соками, чугунными изделиями, а также те, кто продает товар на повозках. 20—21. Двадцать (пусть платят) торговцы стеклянной (посудой) и крупные ремесленники; мелкие ремесленники и содержатели питомников32 — десять. 22. Пять (платят) торговцы дровами, бамбуком, камнем, глиняной посудой, готовой пищей и зеленью. 23. Актеры и проститутки пусть отдают половину заработка.

24. С мастеров надлежит взимать денежный налог и не прощать им никакого проступка. 25. Ведь они могут продавать (товар), выдавая его за чужой. 26. Таковы меры в отношении лиц, ведущих торговлю.

27. (Кто разводит) петухов и свиней, пусть отдаст половину (дохода); если мелкий скот — шестую часть; если коров, буйволов, мулов, ослов и верблюдов — десятую часть. 28. Содержатели проституток пусть обогащают казну, поставляя царских служанок, отличающихся особой красотою и молодостью33. 29. Это меры в отношении содержателей живого товара.

30. (Обложение) должно производиться один раз,, но не дважды. 31. Если же и это не помогает, собиратель налогов, указав причину, пусть просит горожан и сельских жителей (о добровольных взносах). 32. А тайные агенты при этом в первую очередь пусть заплатят особенно много. 33—34. И, приводя их в пример, царь пусть увещевает горожан и сельских жителей, а осведомители порицают тех, кто дает слишком мало.

35. Или пусть обращается к богатым людям с просьбою о деньгах в соответствии с их состоятельностью или же оказанными им услугами, или сколько они сами могут предоставить. 36. И за деньги пусть предлагает им посты34, зонты, тюрбаны и украшения.

37.  Ответственные лица могут передать в казну имущество общины иноверцев35 или храмовое имущество36, не предназначенное для использования учеными брахманами; делается это под предлогом, что оно помещено было туда лицом, (ныне) умершим или погоревшим.

38.   Управляющий (делами) храмов может сосредоточить в одном месте казну (различных) божеств крепостей и сельской местности, рассматривая (ее) как свою, и таким же образом предоставить (ее) в распоряжение (государя). 39. Воздвигая по ночам божественное святилище или чудесную сень святого мудреца, пусть он извлекает доход из паломничества и поклонения. 40. Или он может объявить о приходе божества, указывая на то, что цветы и плоды в необычное время появились на дереве в священной роще. 41. Или, изобразив на дереве страшного демона, мнимые святые пусть изгоняют его за деньги горожан и селян. 42. Или можно за деньги показывать многоголового дракона в колодце, куда ведет подземный ход. 43. На помещенное внутри изображение дракона или в дупло священного дерева или в отверстие муравейника можно положить змею, приведя ее в бессознательное состояние посредством пищи, и показывать верующим. 44. А неверующим 37 дать яд во время полоскания рта и омовения и объявить, что это проклятие божества; или можно сделать так, что змея укусит приговоренного к смерти.

45.  Или можно пополнять казну, (за деньги) предпринимая меры против волшебных явлений.

46.   Или мнимый торговец38 может действовать со множеством товаров и прислужников. 47. И когда он (под залог своих) товаров наберет много вкладов и закладов, его можно ночью ограбить. 48. То же относится и к браковщику монеты39, и золотых дел мастеру.

49. Или мнимый торговец, чья деятельность хорошо известна, под предлогом празднества пусть наберет в долг или в аренду множество золотой и серебряной посуды. 50. Или во время торжественных событий пусть наберет в долг множество золота и серебра и цену за :всякий товар. 51. И то и другое ночью можно похитить.

52. Возбудив злодеев при помощи женщин, притворяющихся порядочными, пусть захватят их в домах этих женщин и отнимут40 все их имущество. 53. Или, жогда возникнет ссора между родственниками-злодеями, то наемные отравители (одному из них) дадут яд. 54. И за это преступление имущество тех, других, подвергается конфискации.

55. Или осужденный на смерть пусть под благовидным предлогом требует у злодея товар, золото, данное на хранение, долг или наследство. 56. Или пусть объявляет злодея своим рабом, или жену его, невестку или дочь своей рабыней либо женою. 57. И, его умертвив у ворот дома злодея или где-либо в ином месте, наемный убийца пусть скажет: «Убит-де он потому, что добивался своего». 58. И за это преступление имущество тех, других, подвергается конфискации.

59. Или мнимый святой41 может прельстить злодея колдовскими познаниями, говоря: «Знаю я, как получить неиссякаемое золото, доступ в царский дворец, (как завоевать) сердце женщины, (обеспечить) болезнь врага, (себе) долгую жизнь или сына». 60. И когда тот согласится, то ночью на месте святилища пусть прикажет ему совершить ритуал с возлиянием множества крепких напитков42, с мясом и благовониями. 61—62. И там, где прежде была закопана золотая монета, в месте захоронения части тела покойника43 или на могиле ребенка, пусть достанет золотую монету и скажет: «Слишком мало. Ради изобилия золота ритуал надо повторить. Сам купи на эти деньги то, что будешь завтра приносить в жертву». 63. И с этим золотом во время покупки его можно схватить44. 64. Или он может быть обвинен женщиной, говорящей: «Мой сын тобою убит». 65. И наемные убийцы, умертвив приговоренного к казни, принесут к нему труп во время ночного жертвоприношения, жертвоприношения в лесу или игр, устроенных в лесу.

66. Или его может обвинить мнимый слуга, подбросивший фальшивую монету в полученное им жалованье. 67. Или мнимый работник45, делавший в доме работу, может подложить воровской инструмент либо орудия фальшивомонетчика; или мнимый лекарь (оставит там) яд под видом лекарства.

68.  Или тайный агент, сохраняющий близость к злодею, может его обвинить через посредство другого осведомителя, что хранит он сосуд для коронации и послание враждебного государя, и привести тому доказательство.

69.   Таким образом следует поступать со злодеями и неблагочестивыми людьми, но не с иными.

70. Как в саду (собирают) плод за плодом, так и в царстве надлежит собирать плоды. Избегать надо только зеленых, вызывающих смуту46, своей опасаясь погибели.

 

Глава 3. Содержание слуг47



 

1. Размер кормления (для царских слуг) необходимо устанавливать в соответствии с возможностями страны в виде четвертой части доходов или же (давая им) такое обеспечение, которое позволит исполнять обязанности. 2. Следует заботиться о сохранении основного капитала48 и не нарушать дхарму и артху.

3. Жрец, учитель, советник, домашний жрец, полководец, наследник престола, мать царя и супруга царя (могут получать) сорок восемь тысяч (пан) 49. 4. С таким содержанием у них не возникнет недовольства и возмущения.

5. Начальник стражи, хранитель царских покоев, управитель, собиратель доходов и казначей (могут получать) двадцать четыре тысячи. 6. С таким (содержанием) они будут деятельны.

7. Царевич, мать царевича, военачальник, глава города, мастерских, собрания советников, области и пограничной территории — двенадцать тысяч. 8. С таким (содержанием) они станут опорою, силой и помощью для господина.

9. Главы50 ремесленных корпораций, начальники над слонами, конями и колесницами, а также лица, следящие за порядком,— восемь тысяч. 10. Ведь с таким (содержанием) они будут пользоваться влиянием среди себе подобных51.

11.  Те, кто ведают пехотой, конницей, колесницами, (боевыми) слонами, а также лесами с ценной древесиной и слоновниками,— четыре тысячи.

12.   Колесничные воины, воины, сражающиеся на слонах, лекари, укротители коней, мастера и дрессировщики — две тысячи. 13. Предсказатели, истолкователи примет, астрологи, певцы и сказители, читающие пураны, помощники домашнего жреца и все надзиратели — тысячу.

14.   Искусные пехотинцы и те, кто принадлежат к разряду счетчиков и писцов и т. п.,— пятьсот.

15.   А актеры — двести пятьдесят, но для тех из них, кто изготавливает инструменты, жалованье вдвое больше.

16.  Ремесленники и художники — сто двадцать.

17.   Обслуживающая животных и людей прислуга, помощники, подчиненные и сторожа, те, кто исполняет повинности, (могут получать) жалованье в шестьдесят, а также приставленные к делам, наездники, юноши, камнетесы и вспомогательный персонал.

18.  Учителя и знатоки наук пусть получают почетное жалованье по заслугам — от пятисот до тысячи.

19.  Средний гонец — десять пан за йоджану52 (пути), если же более десяти (йоджан) — жалованье двойное, и так до ста йоджан.

20.  При жертвоприношениях, таких, как раджасуя 53, царь получает жалованье втрое больше, чем те, кто

равен ему по знаниям. 21. Возница царя (может получить) тысячу.

22. (Осведомители), действующие под видом учеников54, отшельников, нарушивших обет, домохозяев, купцов и аскетов,— тысячу. 23—24. (Действующие под видом) деревенских слуг, а также тайные агенты, убийцы, отравители и (осведомительницы-) нищенки получают двести пятьдесят (пан), или жалованье (их зависит) от успеха деятельности.

25. Сотники и тысячники55 пусть распределяют паек и жалованье, отдают распоряжения и делят (добычу).

26.   Нет раздела (добычи), если речь идет об охране царских владений, сельской местности и крепостей56.

27.   Постоянными (у них должны быть) начальники, и не один57.

28. Паек и жалованье тех, кто умер, исполняя долг, получить могут его жена и дети. 29. Малолетним, престарелым и больным из этих (членов семейства) следует оказывать поддержку. 30. (Царю) надлежит выказывать им уважение и помощь при церемониях по случаю смерти или болезни кого-либо из них, а также рождения ребенка.

31. Тот, у кого казна невелика, может давать (в виде кормления) сырье, скот и поля и немного золота. 32. Если же собирается осваивать пустующие земли, пусть дает только золото, а не деревню, чтобы не нарушать порядок, привычный деревне.

33. Таким образом пусть проводит различие в размерах пайка и жалованья в зависимости от знаний и дел для тех, кто получает кормления или не получает их. 34. Паек для того, чье жалованье определено в шестьдесят (пан), определить следует в (мерах) адхака58 в соответствии с деньгами. 35. Пехота, конница, войско на колесницах и слонах пусть проводят учения на восходе за пределами города (ежедневно), кроме дней полнолуния и новолуния59. 36. Царю надлежит быть всегда готовым (к учениям) и регулярно устраивать смотр их искусства.

37. На оружейные склады следует принимать оружие и доспехи, пометив их царским знаком60. 38. (Люди) пусть ходят невооруженными, если не имеют (на оружие) разрешения с печатью. 39—40. За пропавшее и погибшее (оружие) возмещать надо вдвое, и пришедшему в негодность следует вести счет. 41. Охранители границ отберут пусть оружие и доспехи у торговцев, пришедших с караваном, или же пусть разрешат сохранить их, дав на то документ с печатью.

42. Если же (царь) задумает поход, пусть снарядит свое войско. 43. Тогда мнимые торговцы61 пусть снабжают воинов всяческими товарами, с тем чтобы после похода им вернули вдвое. 44. Таким образом, будут проданы царские товары, а жалованье (также) вернется в (казну). 45. Если так следить за расходами и доходами, то ни войско, ни казна не потерпят ущерба. 46. Это правила о пайке и жалованье.

47. Честность и нечестность воинов пусть неустанно испытывают тайные агенты, проститутки, ремесленники и актеры, а также ветераны.

 

Глава 4. Поведение слуг



 

1. Тот, кто знает мирскую мудрость62, может найти службу у такого царя, который отличается как личными достоинствами, так и прочными устоями своего царства63. (Это можно сделать) через посредство людей, приятных (царю) и полезных. 2. Или же (можно обратиться) к такому (царю), о котором он думает так: «Как я хотел бы найти службу, так и он желает получить наставления; есть у него такие достоинства, которые привлекают к нему людей». К такому (царю) он может обратиться, даже если тот не имеет прочных устоев царства, но не следует обращаться к тому, кто не обладает личными достоинствами. 3. Ведь (царь), лишенный личных достоинств, вследствие нелюбви к искусству политики или же вследствие общения с негодяями, даже имея великую власть, (всего) лишится. 4. Получив доступ к (царю), имеющему личные достоинства, пусть дает ему наставления в согласии с шастрами64. 5. Ведь вследствие согласия (с шастрами) обретается прочность положения. 6. Спрошенный о делах, требующих размышления, пусть говорит, не боясь собрания65, разумно, достойно то, что соответствует дхарме и артхе и на будущее время и ныне.

7.   Если пользуется он расположением (господина), обратится к нему пусть с просьбою: «Не следует тебе просить наставления в дхарме и артхе у тех, кто этого не заслуживает, не следует налагать наказание на могущественных или на тех, кто со мною связан, не причиняй вреда ни мне, ни моему окружению, ни средствам моим, ни тайнам — я же предохранять тебя буду особыми знаками от наложения наказания под влиянием пристрастий или гнева».

8.   Призванный пусть войдет, куда сказано, испросив разрешения, и пусть сядет сбоку (от господина), на сиденье не слишком близкое и не слишком далекое (от него). 9. Избегает пусть враждебной, невежливой речи, слов, сказанных по секрету, недостоверных и лживых, громкой речи, беспричинного смеха, испускания ветров и плевания при разговоре. 10. Избегает пусть также переговоров в уединении, разговоров вдвоем во время общей беседы, одежды чопорной или крикливой, просьб относительно драгоценных камней или особых привилегий, пусть не подмигивает, не кривится, не хмурит брови, не перебивает говорящего, не ссорится с могущественными, пусть избегает связей, общения или объединения с женщинами, с теми, кто смотрит за женщинами, с послами соседей, с негодяями и представителями враждебной группировки.

11.   Пусть говорит о царском деле, не теряя времени, о своем деле — только с теми, кто приятен ему и полезен, о чужом деле — в (должном) месте и в (должное) время и (всегда) — то, что связано с дхармой и артхой.

12.  Будучи спрошен, пусть скажет то, что приятно и полезно, но не следует говорить то, что не будет полезно, хотя бы это и было приятно, даже неприятное пусть говорит, если это полезно, но (лишь) наедине, когда слушает его (господин) и соглашается (с ним).

13.   Если же он возражает, пусть промолчит и пусть не расписывает тех, кто царю ненавистен, и прочих; даже способные люди бывают (царю) неприятны, если не учитывают его настроения.

14.   И негодяи бывают приятны, если знают, как угодить (его) помыслам. Можно смеяться над теми, кто смешон, но жестоких насмешек надлежит избегать.

15.  Отвращать надо жестокие (речи царя) от другого и самому жестоких (речей) не говорить, и пусть сносит то, что относится к нему, будучи терпелив, как земля.

16.   Ибо мудрый прежде всего заботится о собственной безопасности, а жизнь царских слуг подобна существованию в огне.

17.   Огонь обжигает или сжигает тело, царь же может погубить (его) вместе с женою и детьми, а может и возвысить.

 

Глава 5. Образ действий (слуги)



 

1. Тот, кто приставлен к делам, пусть сообщает о (полученном им) доходе, за вычетом расходов. 2. И пусть указывает особо, какое дело является внутренним и внешним, тайным и явным, срочным и терпящим промедление.

3. Того царя, кто привержен к охоте, игре, пьянству, женщинам, пусть не поощряет к тому похвалами.

4. Сохраняя близость к нему, пусть стремится устранить (этот) порок и спасти (своего господина) от подговоров, обмана и хитростей врагов.

5. Пусть следит за его мимикой и жестами. 6. Ведь мудрый обеспечивает сохранение тайны совещания» (различая) по мимике и жестам чувства любви и ненависти, радости и печали, решимости и страха. 7. Если при виде его он радуется, словам его внимает, предлагает сиденье, принимает наедине, не опасается в сомнительном месте, наслаждается беседой (с ним), обращает внимание на то, о чем он сообщает, терпит увещевания, дает поручения, улыбаясь, касается рукой, не смеется над тем, что (в нем) достойно похвалы, говорит о его скрытых достоинствах, вспоминает о нем за едою, вместе с ним отправляется на прогулку, в случае несчастья приходит на помощь, его любимцев привечает, поверяет (ему свои) тайны, увеличивает почет, предоставляет блага и предотвращает беды — это признаки расположения (к нему господина).

8. Противоположное этому — (признаки) нерасположения. 9. И еще об этом мы скажем: Если при виде его гневается, слова его не слушает и перебивает, не смотрит на него и не предлагает сиденье, если у него меняется цвет лица и голос, брови хмурятся, глаза косят и губы кривятся, если он потеет, вздыхает, если появляется неуместная усмешка, если он советуется с другим, без причины уходит, возвышает другого, ногою или рукою чертит на земле, настраивает (против него) другого, неодобрительно отзывается о (его) знаниях, варне или месте рождения, порицает такой же недостаток, который есть и у него, не прощает любой его слабости, хвалит противоположное, не обращает внимания на его заслуги и рассказывает о его проступках, оборачивается к нему спиною, оставляет его одного, говорит ему неправду, (признаком нерасположения государя является) и изменение поведения царских слуг.

10. Следует наблюдать за изменением поведения даже животных. 11. «Он слишком высоко льет»,— (подумав так), ушел Катьяяна66. «Птица краунча (пролетела) слева»,— (заметив это, ушел) Канинка Бхарадваджа67. «(Здесь) трава,— (увидев это, ушел)* Диргха Чараяна68. «Одежда холодная»,— (обнаружив-, это), ушел Гхотамукха69. «Слон (меня) облил»,— (с этой мыслью ушел) Кинджалка. «Расхвалил он коня и колесницу»,— (так подумав, ушел) Пишуна, по» лаю собаки (догадался о нерасположении к нему государя) сын Пишуны.

12. Если (господин) отнимает почести и блага, (следует) уйти. 13. Или, узнав о (причине) настроения господина и о том, какую сам сделал оплошность, можно принять ответные меры. 14. К другу или близкому человеку (государя) следует отправиться

15. и, находясь там, вместе с друзьями способствовать уничтожению своей вины по отношению к господину, а затем при жизни государя или после-его смерти вновь можно вернуться (ко двору).

 

Глава 6. Укрепление власти. Единовластие



 

1. При кончине царя сановник70 пусть действует так. 2. Еще до смерти царя, опасаясь смуты, пусть, объявит, при содействии лиц близких ему и полезных, что можно его лицезреть не чаще, чем раз в месяц или в два: «Царь, мол, совершает обряд с целью отвращения бед от страны или для устранения противника, или ради обретения долгой жизни, либо потомства». 3. Можно подданным и послам от врагов и друзей показать подставного царя так, чтобы лица его не было видно. 4. Может он и переговоры с ними вести как обычно (они ведутся) через посредство сановника. 5. Пусть (сановник) через начальника охраны и начальника внутренних покоев позаботится о защите дворца, как уже было сказано71.

6. В отношении противодействующих пусть оказывает гнев или милость, в зависимости от того, что будет угодно подданным, а своим помощникам — только милость. 7. Казну и войско надлежит сосредоточить в отдаленных крепостях под охраной надежных людей, то же следует сделать с членами царской семьи, царевичами и главенствующими лицами, (вызвав их) под каким-либо предлогом. 8. То главенствующее лицо, что, обладая сильной поддержкой или опираясь на крепости и помощь лесных племен, ведет двойную политику, надлежит склонять на свою сторону уговорами. 9. Или отправить его в очень опасный поход или ко двору дружественного (правителя). 10. Если видит от кого-либо из соседей опасность, пусть пригласит его под предлогом празднества, свадьбы, ловли слонов, дарения коня, товара или земли или же с помощью своего друга72. 11. А затем заключит с ним нерушимый договор. 12. Или пусть его ввергнет в борьбу с вождями лесных племен и противниками. 13. Или настроит против него того, кто равен ему по знатности или же лишенного власти, обещая им часть земли (из его владений).

14. Или, подговорив царских родичей, царевичей и главенствующих лиц, пусть объявит о коронации царевича. 15. Или пусть он, подобно блюстителю порядка, уничтожив в царстве злодеев, управляет царством. 16. Если же какое-нибудь главенствующее лицо, один из соседей73 и прочих к мятежу склонится, пусть его пригласит, говоря: «Приходи, царем тебя сделаю», т убьет (его). 17. Или же пусть добивается цели средствами, рекомендуемыми в период бед. 18. Или постепенно на плечи наследника бремя царствования возложив, пусть объявит о смерти царя-

19. Если смерть царя произошла в чужой земле, пусть с помощью друга, притворившегося врагом, заключит мир с противником и уйдет (в свою землю с войском). 20. Или пусть отступит, оставив в его крепости кого-либо из (друзей) — соседа и т. п. 21. Или, совершив помазание царевича, пусть продолжает войну. 22. Если же он подвергся нападению врага, то следует действовать так, как сказано о времени бед. 23. «Таким образом сановник обеспечит пусть власть (династии)»,— так (говорит) Каутилья 74.

24. Это неверно, по мнению Бхарадваджи75. 25—26. «Когда царь умирает, сановник может поссорить царских родичей, царевичей, главенствующих лиц друг с другом или с (иными) главенствующими лицами, а победившего (в этой борьбе) погубить с помощью возмущения подданных. 27. Или может он устранить царских родичей, царевичей и главенствующих лиц тайными способами и сам захватить власть. 28. Ради власти ведь царь злоумышляет против сыновей, и сыновья против отца, что же (можно сказать) о сановнике, на котором только и держится царство. 29. Неследует ведь пренебрегать тем, что само идет в руки. 30. Так гласит популярное изречение — женщина, которая сама готова отдаться, проклинает того, кто ей в этом откажет.

31. Лишь однажды бывает удобный момент для того, кто ждет своего часа; трудно улучить его снова тому, кто намерен действовать».

32. Каутилья говорит: «Это чревато возмущением подданных, противно дхарме и ненадежно». 33. Надлежит поставить на царство сына царя, обладающего-личными достоинствами. 34. Если нет такового, (можно выбрать другого) царевича, (лишь бы он) не был порочным, или царевну, или беременную царицу. Собрав вельмож, пусть скажет им об этом: «Вот что вам доверяется, помните об отце его, благородном происхождением и душою. Он будет лишь знаменем, вы же — господами, или как вы предложите сделать?» 35. И агенты (его) пусть на это ответят: «Кто же еще, кроме него вместе с тобою, охранять сможет четыре варны?» 36. «Так (пусть и) будет»,— (ответит сановник и) помажет царевича, царскую дочь или беременную царицу, и покажет их родственникам и свойственникам, а также послам от друзей и противников. 37. И раздаст пусть он угощения и добавочное жалованье царским слугам и воинам, говоря: «Когда вырастет он, еще больше создаст процветание (ваше)». 38. Таким образом пусть он объявит главенствующим лицам в городах и сельской местности и, как следует, группировкам друзей и врагов. 39. И пусть стремится дать воспитание царевичу.

40. Или, обеспечив появление потомства у царевны от того, кто ей равен родом, сына ее пусть помажет на царство. 41. Чтобы мать (царевича) не испытывала душевных потрясений, к ней приставит пусть царского родича, не отличающегося смелостью, а также мальчика со счастливыми приметами76. 42. И в период между месячными пусть следит за нею.

43. И для себя пусть не устраивает никаких чрезмерных трат. 44. А для царя пусть обеспечит (надлежащие) повозки, верховых животных, украшения, одежды, женщин 77, жилища и домашнюю утварь.

45- Когда тот достигнет юности, пусть он попросит отпустить его на покой ради спасения души и покинет его, если (почувствует его) недовольство, а если (поймет, что господин им) доволен, пусть остается охранять его.

46.   Если он попадет в немилость, пусть уйдет в лес или совершает длительное жертвоприношение, указав (предварительно) тайным агентам все, что следует делать для охраны (царского) сына.

47.  Если царь окажется во власти главенствующих лиц, пусть он при содействии тех, кто ему любезен, просвещает его рассказами о былом78 и пуранами как знаток артхашастры.

48.  Или, приняв вид волшебника, пусть к царю применит надлежащие средства и, подчинив его своей воле, обрушит на злодеев тайные кары.

 

Примечания.



 

2  Слово «раджья» означает также и царскую власть.

3  Как явствует из дальнейшего, слугами называют всех царских приближенных.

4  Главенствующие лица — весьма неопределенное выражение, которое часто применяется по отношению к наследственным, выборным или же назначенным главам отдельных областей, городов

и т. д.


5  Как сказано ранее — в книге I Артхашастры, где речь идет о политике по отношению к враждебным царям.

6  Об осаде вражеских крепостей — ссылка на книгу XIII

трактата.



7  Фавориты — буквальное значение термина не всегда соответствует контексту. Иногда, видимо, речь идет просто о влиятельных представителях знати.

8  Так именуются все лица (или даже общины), которые противодействуют царю и потому вызывают кары с его стороны..

9  Дхарма — в данном случае царский долг (далеко не всегда совпадающий с нормами традиционной морали).

10  В Артхашастре отражена весьма развитая система осве-домительства и провокации. Речь, однако, идет не о профессиональных шпионах, а просто о подкупленных лицах, выполняющих указания царя.

11  Употребляемое здесь слово «парашава» применяется обычно к потомству брахмана и женщины из низшей варны — шудр. Дети от таких брачных связей не были уравнены в правах со своими более благородными братьями и сестрами; общественное мнение относилось к ним с пренебрежением.

12  В подробной классификации агентов, данной в книге I трактата, «брахманские ученики» имеют задания преимущественно провокационного характера.

13  Монахиня (или нищенка) — типичный персонаж среди лиц, выполняющих функции тайных агентов, как в политических трактатах, так и в других произведениях древнеиндийской литературы.

14 Рогач — смысл не совсем ясен, слово имеет различные истолкования.

15  Из нижеследующего — далее идет стереотипный перечень основных государственных мероприятий, неоднократно упоминаемых в трактате.

16  Семействами — слово «кула» может означать и более обширные союзы родичей (типа клана).

17  Начальника области — букв, «главенствующего лица в области», речь может идти о влиятельном местном аристократе.

18  Для подарка женщине.

19  Очевидно, хозяину женщины, то есть главе семьи, располагающему властью над своею женой, дочерью или невесткой.

20  Зависимым правителям — термин «дандопаната» буквально означает подчиненный силой», относится к зависимым правителям.

21  Очевидно, здесь уже речь идет о наследственности власти не во владениях зависимого правителя, а в государстве самого царя.

22   Окружению — употребляется тот же термин «пакта», то есть «группировка, сторонники», что и выше — V. 1.11.

23   Из-за наличия оросительных сооружений.                                         .

24   О льготах, предоставляемых тем, кто заселяет пустоши^ говорится в главе II.1 (см.: Хрестоматия по истории древнего мира. М., 1980. Т. 2).

25   То есть для того, чтобы оказать таким образом материальную поддержку,

26   Видимо, речь идет о дополнительном, втором за год севе,, который рассматривается как экстраординарная мера, вызванная тяжелым состоянием государственных финансов. Земледельцы при этом находятся в совершенно ином положении, чем при обычном ведении своего хозяйства.

27   Пуджа — религиозное приношение (обычно цветами, оре-, хами, плодами) для выражения почтения богам, предкам или свя-••' щенной корове.

28   Употребляется то же слово, что и для обозначения нищен-£ ствующих монахов, — бхикшу.

29  Общины — букв, группы, категории, (варга); вероятно, имеется в виду та же деревня как податная единица,.

30  Само слово (вадха) может интерпретироваться и как «телесное наказание», но в данном контексте явно должно означать «казнь».

31   В тексте прямо не сказано, какие именно «пятьдесят», «сорок» и т. д. должны быть заплачены. В литературе существуют разные предположения на этот счет. Нам представляется, что речь идет не о конкретных денежных единицах, а о процентах с выручки (как ранее говорилось о земледельцах и далее ■— о ремесленниках). В любом случае имеется в виду не обычное налогообложение, а чрезвычайные поборы.

32   Содержатели питомников — те, кто разводят животных, птиц и иной «живой товар».

33  Таким образом, предполагается наличие специальных заведений для воспитания девочек с целью их продажи. Казна не облагает их денежным налогом, но (как и со скотом) претендует на получение части выращенного «живого товара».

з* Посты — скорее всего речь идет о почетных местах, обеспечивающих известный уровень дохода; зонты, тюрбаны и украшения — знаки социального престижа, повышающие положение в обществе их обладателей.

35  Имеются в виду общины буддистов, джайнов или других представителей так называемых «неортодоксальных религий».

36   Речь идет об индуистских храмах.

37   Речь идет о паломниках-индусах, проявляющих скептицизм в отношении фальсифицированных «чудес».

38   Мнимый торговец — так именуется одна из разновидностей «агентов», речь, конечно, идет об инсценировке ограбления «банкира».

39   Очевидно, предполагается, что он тоже является частным лицом (скорее менялой, чем государственным чиновником).

40   Очевидно, угрожая скандалом и обвинением в прелюбодеянии (хотя вместо «порядочных» их и заманивали подставными — женщинами легкого поведения).

41   Мнимый святой — также одна из категорий «тайных агентов», перечисленных в книге I.

42   Употребление мяса и крепких напитков, вероятно, подчеркивает кощунственный характер ритуала.

43   В Индии преобладал обычай кремации, но кости и не до конца сгоревшие части тела покойного подвергали захоронению. Трупы малолетних детей обычно не кремировали.

44  Очевидно, золотая монета из погребения служила доказательством святотатства и основанием для казни преступника,.

45  Как и в предшествующих случаях, имеется в виду скорее подкупленный царскими людьми работник.

46   Неподготовленные (провокациями) кары сравниваются с поеданием неспелых плодов, а государственные смуты, очевидно, с пищевым отравлением.

47   Характерно, что в число «слуг» включаются все лица, получающие «кормление», в том числе мать, жена и дети царя.

48   Основного капитала — букв, «тела», в данном случае, очевидно, самого царства, приносящего доходы в виде налогов. Тот же термин употребляется и для капитала, вкладываемого в дело и отдаваемого в рост.

49   Сорок восемь тысяч — судя по дальнейшему (V.3.19), речь идет о таких денежных единицах, как паны. В историографии имеются различные мнения о том, какие паны подразумеваются в данном случае — медные, серебряные или золотые. Из текста неясно также, идет ли речь о месячном или годовом жалованьи. Несомненно, что существенное значение имеют не абсолютные величины, а установление самой шкалы категорий лиц, имеющих право на царское «кормление». Вполне вероятно также, что некоторые наименования, воспринимаемые нами как обозначение государственных должностей, фактически являются скорее почетными титулами, не связанными с исполнением конкретных функций в государственном аппарате.

50  Глава — употребляется тот же термин, который мы ранее переводили как «главенствующие лица».

51  Себе подобных — очевидно, своих подчиненных, членов той же корпорации; употребляется термин, который ранее (V.2.13) мы переводили как «община».

62 Йоджана — мера длины, равная 6—8 км (или 12—14 км).

53 Раджасуя — торжественное длительное жертвоприношение ведийского ритуала, обеспечивающее славу и мощь царя. Царь, исполняя свою роль во время раджасуи, получает символическое вознаграждение, так же как и остальные участники церемонии. Возница царя — один из наиболее активных участников всех царских ритуалов ведийского культа.

54   Дается полный перечень всех видов агентов (или скорее завербованных брахманских учеников, отшельников, купцов и т. п.), о деятельности которых уже говорилось выше.

55   Сотники и тысячники — военные должности (которые, впрочем, никак не соотносятся с упомянутыми прежде военачальником, полководцем и т. д.).

56   Данное правило, видимо, просто должно воспрепятствовать грабежу «охраняемых» войсками территорий. В той же Артхаша-стре неоднократно говорится о бедствиях, постигающих местность, наряду с эпидемиями и вражескими нашествиями при этом часто упоминаются и грабежи собственных войск.

57  Отсутствие единоначалия кажется необходимым для того, чтобы затруднить измену военачальника.

58  Адхака — мера сыпучих тел, обычно зерна (определяется как 250 «пригоршней»).

59  Дни полнолуния и новолуния являются праздничными в индийском религиозном календаре.

60   Во избежание хищений с оружейных складов.

61   Мнимые торговцы — то есть специальные царские агенты.

62   Мирская мудрость — понятие, в основном соответствующее артхашастре — науке о выгоде.

63   Согласно индийской политической теории, царство имеет семь элементов: сам царь, советник, крепости, сельская территория, войско, казна и союзники. Устоями царства в данном случае именуются его материальные элементы — крепости, казна и т. д.

64   Имеются в виду наставления политической науки — артха-шастры.

65  Речь идет о мантрипаришаде — собрании советников царя.

66 Катьяяна — возможно, имеется в виду советник царя Нан-ды (IV в. до н. э.).

67   Канинка Бхарадваджа — легендарный мудрец, в Махаб-харате содержатся его наставления о политической морали, суть которой заключается в том, что царь не должен никому доверять и для достижения своей цели ни перед чем не останавливаться.

68   Диргха Чараяна — военачальник царя Кошалы Прасенаджи-та (середина I тыс. до н. э.).

69   Гхотамукха — царский советник, упоминаемый в буддийских сочинениях как современник Будды.

Автор Артхашастры, очевидно, ссылается на широко известные в его время предания о мудрых царских советниках древности. К сожалению, записей этих легенд не сохранилось, и не всегда можно восстановить эпизод по крайне скудным намекам в трактате.



70  В данной главе особенно ясно, что речь идет о поведении главного советника царя, на которого возлагаются основные функции государственного управления. Он же в случае смерти своего господина предпринимает необходимые меры для сохранения стабильности династии. В древнеиндийской литературе (в том числе и в преданиях о Чандрагупте и Чанакье) нередко наиболее деятельной фигурой является именно советник, который ставит царя на престол и охраняет его. Это не препятствует тому, что и пассивный царь служит необходимым символом государственной власти (ср. в шахматах, имеющих индийское происхождение: борьба ведется за короля, но самой сильной фигурой является ферзь, то» есть главный советник, визирь).

71   В книге I Артхашастры в связи с мерами по обеспечению безопасности царского жилища.

72   Обычно имеются в виду союзники, связанные соответствующими клятвами и договорами.

73   Ранее уже отмечалось, что обычно имеются в виду зависимые правители.

74   Так (говорит) Каутилья — на подобного рода ремарках и основано убеждение, что автором Артхашастры является сам Каутилья или кто-либо из его учеников.

75   Имя Бхарадваджа является родовым и потому довольно-распространенным в Индии; возможно, имеется в виду тот же персонаж, который прежде был назван Канинка Бхарадваджа.

76  Царский родич, очевидно, составляет царевне просто компанию, а мальчик со счастливыми приметами магически обеспечивает рождение у нее сына-наследника также со счастливыми приметами (аналогичные верования отражались и в свадебной обрядности древней Индии).

77  Царская свита обычно состояла в значительной мере из женщин, в том числе и ближайшая вооруженная охрана царя (вероятно, со стороны женщин меньше приходилось опасаться честолюбивых замыслов и заговоров).

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет