Искусство в тоталитарной системе координат



Дата18.07.2016
өлшемі133.03 Kb.
Т. А. Мельник

3-й курс Института социальных наук

ОНУ имени И. И. Мечникова

Одесса (Украина)
ИСКУССТВО В ТОТАЛИТАРНОЙ СИСТЕМЕ КООРДИНАТ

Принцип тоталитаризма: «Один за всех, все – за…»

Михаил Генин

Искусство в целом, как форма духовной жизни и развития общества никогда не находится в застывшем состоянии, не может существовать отдельно от общества и исторического контекста. XX век был полон войн, событий и говудартсвенных экспериментов. В этот период существовали три «образцовые» тоталитарные системы – в Италии, СССР и Германии, которые были представлены как спасительная смена общественного уклада1.

Искусство должно было продолжать четкую иерархическую линию, которая четко просматривается на советском примере:

Идейность

Будущее


Вождь – культ личности (культовая функция)

Партийность

Настоящее

Партия – вера – коммунизм (религиозная функция)

Народность

Прошлое


Народ-масса – ментальность – интернационализм и советский патриотизм (социальная функция)2

В совокупности все 3 времени составляли мифологический временной континуум. Вождь в тоталитарном обществе и представлял собой воплощение совершенного представителя новой формации и олицетворял счастливое будущее, некий идеал. Настоящее представлено партией, как носителем новорелигиозной миссии. Задачей партии и коммунистической веры объединить настоящее и будущее. Народ занимает низшую ступень в этой строгой иерархии, так как является лишь переменной величиной, несовершенной формой, из которой по прихоти звеньев триады могут вылепливаться как враги, так и герои, как новые вожди, так и рабы3.

Предполагалось, что тоталитарное общество находится в начале «Новой эры» или «Нового мира», который закреплялся, на пример, новым летоисчислением ( в Италии с 1922, а у большевиков с октября 1917 года). Разрыв с историей подчеркивался знаменательным событием – «точкой разрыва» (Штурм Зимнего дворца в СССР, «Поход на Рим» в Италии, «Пивной путч» в Германии), а сама история, зачастую подменялась мифологией.

Тоталитарный режим состоит из системы верований и напоминает религию. Главное его отличие от ортодоксальных систем прошлого заключается в том, что эти системы не менялись, а если менялись, то медленно. В средневековой Европе церковь указывала, во что веровать, но хотя бы позволяла держаться одних и тех же верований от рождения до смерти4. Круг мыслей верующего заведомо ограничен, но этого круга он держится всю свою жизнь и никто не посягает на его чувства.

А тоталитарное государство, контролируя мысль, не фиксирует ее на чем-то одном. Выдвигаются догмы (нужные для абсолютного повиновения подданных), не подлежащие обсуждению, однако изменяемые со дня на день, поскольку нельзя обойтись без коррективов, диктуемых потребностями политики власть предержащих. Оруэлл приводит в доказательство очень интересный пример, когда немцу да сентября 1939 вменялось в обязанность испытывать к русскому большевизму отвращение и ужас, после сентября 1939 года — восторг и страстное сочувствие, и предполагает (как в последствии и произошло), что после начала войны между СССР и Германией требования вновь изменятся. Из этого следует, что чувства немца должны моментально изменятся и твердо занимать противоположную позицию. Подобный подход, непременно сказывается на литературе, как чувствах, которые нельзя контролировать вечно. Такие резкие эмоциональные переоценки, каких тоталитаризм требует от своих приверженцев, психологически невозможны и приводят к нивеляции и упадку искусства в целом и литературы в частности.

Каждое из тоталитарных обществ воспринимает себя как центр вселенной, местопребывания добра и зла. Герой этого общества представлен в трех образах:



  • «Вождь», как идеал, к которому нужно стремиться

  • «Простой человек», прежде всего, как образцовый исполнитель предписанного ему действия, носитель высшей солдатской доблести – самоотверженно исполненного долга. Новый герой происходил из толщи народа, отличался личной непритязательностью и дисциплинированностью, энтузиазмом в труде, беззаветной верой в справедливость и мудрость власти.5 

  • «Государство» – главный властвующий субъект, единственный полноправно действующий в стране персонаж, обладающий свойствмиа верховной личности, волей и целеполаганием в отношении всех ее граждан и, потенциально, в отношении всего мира6

Обожествление тоталитарного Государства превращает его в некое подобие Церкви, членство в которой определяется одним признаком – верой в его божественность.

Такое фанатичное восприятие героев находит свое отражение в произведениях искусства.

Так в гимне СССР, сочиненном Эль-Регистаном и С. Михалковским а 1943 году есть такие строки:

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,


И Ленин великий нам путь озарил,
Нас вырастил Сталин — на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил!
Простой человек предстает в образах “Пионера Павлика Морозова”, “комсомольца Павки Корчагина”, “шахтера Алексея Стаханова”, “ткачихи Валентины Гагановой”, “комдива Щорса”, “летчика Валерий Чкалова”.

Государство, как уникальный герой воспевается в песне о первом космическом полете Гагарина:

Родина слышит, 
Родина знает, 
Где в облаках 
Ее сын пролетает.
С изобретением в конце ХIХ века фонографа и радио происходит постепенный выход искусства из замкнуто-элитарного состояния в широкие массы. А с популяризацией кинематографа в XX веке сфера влияния искусства расширяется еще значительнее. Открывшиеся новые возможности стимулировали поиски художников на новые формы и эстетическую направленность искусства. Однако не только художников и прочих деятелей искусств заинтересовали новые раскрывшиеся горизонты.
«Ложь, сказанная сто раз, становится правдой»

Йозеф Геббельс

Именно такие свойства массового искусства привлекали внимание тоталитарных властей. Гитлер прекрасно понимал, что через искуссво и спорт контролировать мировоззрение немцев гараздо проще и эффективнее, чем через политику, так, как культура всегда была доступнее и ближе к простому человеку. Как известно Адольф Гитлер и лично был связан с этой сферой, он дважды пытался поступить в Венскую Академию Художеств.

Наибольшее влияние в фашистской Германии по этому вопросу сосредотачивается в руках у двух давних противников Альфреда Розенберга и Йозефа Геббельса.

Розенберг был инициатором создания журнала «Искусство в Третьем Рейхе», пытался сформировать теоретическую основу эстетически идеалов в своем труде «Миф XX века», был сторонником традиционного и классического и первым, кто начал борьбу против «вырожденного дегенеративного» искусства. С этой целью еще в 1929 году он создает Союз борьбы за немецкую культуру7, для вытеснения "еврейского засилья в культурной жизни Германии" и соблюдения чистоты нацистского искусства. Принципом оценки служило интуитивное восприятие или не восприятие произведения как такого, которое мог сделать чистокровный ариец.



Геббельс отличался более современным к на тот момент актуальному, авангарду именно он был назначен Гитлером заведующим вопросами культуры и искусства и возглавил Министерство просвещения и пропаганды, в подчинение которому входила, созданная в 1933 году, Имперская палата культуры8. Эта палата и была основным институтом контроля, в нее входили 7 отделений: радио, кино, изобразительного искусства, прессы, музыки, литературы, театра. Формально никто не обязывал вступать в Имперскую палату, но по-факту, не имея членства в соответствующем ее отделении, человек лишался права творить, продавать свои изделия и жить благодаря своим талантам.

Гитлер, позиционируя себя, как народного правителя, преследовал цели насаждения угодной идеологии, однако не забывал учитывать и вкусы толпы, тем самым, отдавая предпочтения умеренным взглядам Геббельса.

В СССР в первое десятилетие советской власти в культурной жизни страны существовал относительный плюрализм, действовали различные литературные и художественные союзы и группировки, но ведущей была установка на тотальный разрыв с прошлым, на подавление личности и возвеличивание массы, коллектива9. Серьезный поворот в 30ые годы, когда «железный занавес» диктует политику отделение от всего и мира, а главной идеей становится формирование «социалистической культуры», наряду с репрессиями творческой интеллигенции. В 1932 году, в соответствии с постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций», деятельность всех ранее существовавших творческих объединений - Пролеткульт, РАПП, ВОАПП - прекращается. А в апреле 1934 года открылся Первый всесоюзный съезд советских писателей. На съезде с докладом выступил секретарь ЦК по идеологии А.А. Жданов, изложивший большевистское видение художественной культуры в социалистическом обществе10. По подобию единого союза писателей СССР создавались союзы художников, композиторов, архитекторов. Объединенные в унифицированные союзы деятели искусства были поставлены под жесткий контроль, а неучастие в них вело к изоляции и невозможности донести свое творчество до потребителя, не говоря уже о возможных репрессиях и преследовании. Однако и участие в подобных организациях не обеспечивало в полной мере безопасность. Только из членов Союза писателей было репрессировано 600 человек.

В выступлениях И. Сталина, М. Горького и А. Жданова была сформулирована эстетическая программа нового искусства, названная «социалистическим реализмом» и признанная в качестве ведущего метода советского искусства. Его идеологической основой стал марксизм, а задачей – формирование «нового человека».

В кинематографии ярко запечатлены основные образы и идеи тоталитарной власти. Наиболее активно использовал кино в качестве инструмента пропаганды Геббельс. Коренное различие между сталинским и фашистским подходами кроется в выборе между «религиозным» и «эстетическим» подходами объяснения мира. Рыночная культура эстетизирует толпу (например вид толпы, массовые зрелища или массовые сцены в фильмах); фашистская тоталитарная культура только сужает и политически определяет это значение (изображая красоту высшей расы на парадах и спортивных праздниках); сталинская тоталитарная культура переосмысливает эту эстетизацию в религиозном духе (ритуальные встречи Творца и его творений, верующих масс), в то время как революционная культура стремится рационализировать толпу (например революционные массы, пробуждение самосознания масс, классовая борьба масс в немых фильмах 20-х годов)11. Как и сама система в целом, лидеры этих государств также имели определенные особенности. Так а статье «Тоталитарные культуры XX века: религия и рынок» Акош Силади представляет Сталина, как Бога-сына, он тот избранный, единственный, являющийся в свете, исходящем от Бога (Ленина) и Святого духа (Государства), кто по своей сути, согласно учению о Святой Троице, един с ними12, и исходя из божественной сути лично не снимается в кино и не акцентируется внимание на его земном происхождении, но незримо присутствует и руководит процессом, происходящим на экране. Гитлера же, представляет собой «звезду», он захватывает, завоевывает, подчиняет себе. Он и мир — две разные вещи, но он, лично он и только он обладает той волей, которая способна объединить «две эти вещи», которая способна с помощью неимоверных усилий сделать из двух одно. Гитлер должен заработать свое присутствие, добиться того, чтобы мир ему подчинялся13.

Юзеф Пилсудский или Бенито Муссолини также наделялись сверхчеловеческими качествами, превращаясь в символ тоталитарного государства.

Яркими представителями кинематографии этой эпохи стали Лени Рифеншталь и Сергей Эйзенштейн.

В архитектуре нашли свое отражение гигантские идеи. Гитлер планировал перестройку Берлина как столицы Тысячелетней Империи с грандиозным Народным Домом в центре города; Муссолини мечтал о создании в центре Рима зданий и сооружений, достойных величия фашистской эпохи; Сталин предполагал преобразовать Москву в «образцовый коммунистический город» с Дворцом Советов в центре, на месте снесенного храма Христа Спасителя14. Не смотря на то, что эти задумы, так и не удалось притворить в жизнь, но определенные шаги в этом направлении были сделаны. В СССР появилось целое стилистическое направление «сталинский ампир» («сталинский классицизм»), Гитлер строил циклопические стадионы для парадов и факельных шествий, подобный стиль в искусстве и архитектуре носит название монументального, Если же говорить о скульптуре, то преобладали изображения вождей. Характерным примером скульптуры соцреализма является работа Мухиной “Рабочий и колхозница ” на ВДНХ в Москве.
Выразителями идей нацистской эстетики стали Альберт Шпеер в архитектуре, Арно Брекер и Иозеф Токар в скульптуре. Среди советских архитекторов стоит выделить Бориса Иофана, Дмитрия Чечулина и Илью Голосова.

В музыке преобладали тяжелые монотонные мелодии, в основном марши и гимны. Военная музыка предназначалась для исполнения при проведении парадов, характерных для тех времен «народных торжеств» и массовых шествий, праздников спорта и при посвящений (комсомол или СС), для трансляции по радио, а также непосредственно при боевом обучении и воспитании войск, строевых смотров и других воинских ритуалов. Большое значение приобрели марши и песни, которые создавались по случаю побед, горьких событий, специальных дат, и воспринимались как гимны — символы тех событий. Кроме того, популярными среди народа были песни о подвигах, вожде и новом режиме.

Ленин всегда живой,
Ленин всегда с тобой:
В горе, надежде и радости;
Ленин в твоей судьбе,
В каждом счастливом дне,
Ленин в тебе и во мне…
Новым жанром в тоталитарном изобразительном искусстве стал плакат.
Существовал достаточно широкий спектр идей, воплощенных в плакатах,
но все они носили агитационный идеологический характер.

К ведущим живописцам – соцреалистам относят: Юрий Пименов (“Даешь тяжелую индустрию!”), Александр Дейнека (“Оборона Петрограда”, “Текстильщики”), Борис Иогансон (“Допрос коммунистов”).


Подводя итоги, можно сказать, что тоталитаризм, как система координат, охватывающая тотальным контролем все сферы жизни общества, не могла оставит без внимания столь важную и влиятельную его часть, как искусство.

Пытаясь воплотить утопическую идею, государство порой оставляло настолько узкие рамки, что его народ не мог существовать, не выходя за их границы, вне зависимости от того, какое наказание предполагалось за их нарушение. Так, в СССР немало деятелей культуры, например писатель А. Платонов, художники П. Филонов, К. Малевич и другие, были лишены возможности издавать свои книги, выставлять картины. Многие выдающиеся произведения, созданные в те годы, дошли до читателя и зрителя не сразу. Только в 1966 году был издан роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, в 1986-1988 годах увидели свет “Ювенильное море”, “Котлован” и “Чевенгур” А. П. Платонова, в 1987 году опубликован “Реквием” А. А. Ахматовой.

Пути идейно-политического самоопределения и жизненные судьбы многих людей искусства складывались в эту переломную эпоху непросто. По различным причинам и в разные годы за границей оказались большие русские таланты, такие как: И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.И. Куприн, М.И. Цветаева, Е.И. Замятин, Ф.И. Шаляпин, А.П. Павлова, К.А. Коровин и др. Раньше других осознал невозможность для себя жить и работать вне Родины А.Н. Толстой, вернувшийся из эмиграции в 1922 г.

В концентрационных лагерях, застенках НКВД погибли талантливейшие представители советской культуры: О. Мандельштам, написавший стихотворение «Мы живем под собою не чуя страны…», И. Бабель, ярко описавший события гражданской войны в произведении «Первая конная», режиссер В. Мейерхольд, журналист М. Кольцов.

Но искусство понесло жертвы и от освобождения от тоталитаризма. Так после свержения нацистского режима, архитектор Альберт Шпеер по решению Нюрберского процесса поплатился за свой талант тюрьмой.

Но все эти идеи власти и жертвы простых людей не остались забытыми и бессмысленными, а стали предметом тщательного изучения и анализа, с целью объективного оценивания неудач и достижений.


Литература

  1. Воробьев И. C. «Новорелигиозная миссия» тоталитарного искусства на примере кантатно-ораториального творчества советских композиторов 1930-1950 годов / Вестник РАМ им. Гнесиных 2011 №2

  2. Имперская палата культуры/Энциклопедия Третьего рейха//: [электрон. ресурс] - режим доступа:http://encyclopediya_3go_reicha.academic.ru/440/%D0%98%D0%BC%

  3. Кино тоталитарной эпохи. Международный симпозиум в рамках XVI ММКФ//ИК. 1990. № 2 : [электрон. ресурс]-режим доступа:// http://soveticus5.narod.ru/zhurn/kinotot.htm

  4. Культурология: Программа курса / Сост. Дорогова Л. Н., Пыханов Ю. В.; Мареева Елена Валентиновна; Мареев С.Н., Рябчун Н.П. / Тема 7. Советская культура и современная Россия / Федеральный фонд учебных курсов: [электрон. ресурс]-режим доступа: // http://www.ido.rudn.ru/ffec/cult/cu3-7.html

  5. Найдорф М. И. Тоталитаризм как простейшая форма “массовой культуры”. Статья 2: [электрон. ресурс] режим доступа://http://www.countries.ru/library/twenty/total_form_of_culture.htm

  6. Нестерова Т. П. Европейский феномен тоталитарной культуры // : [электрон. ресурс] режим доступа: http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/Philosophia/4_94683.doc.htm

  7. Оруэлл Д. Литература и тоталитаризм / сборник «Джордж Оруэлл: „1984” и эссе разных лет» — Изд. «Прогресс». — СССР, Москва, 1989. — 23 июня. — С. 247-262. : [электрон. ресурс] - режим доступа:// http://orwell.ru/library/articles/totalitarianism/russian/r_lat

  8. Оруэлл Д. Подавление литературы / сборник «Джордж Оруэлл: „1984” и эссе разных лет» — Изд. «Прогресс». — СССР, Москва, 1989. — С. 274-285. : [электрон. ресурс] - режим доступа: // http://orwell.ru/library/essays/prevention/russian/r_plit

  9. Силади А. Тоталитарная культупа XX в. // Общественные науки и современность. 1994. №3. С. 151-166

  10. Союз борьбы за немецкую культуру / Энциклопедия Третьего рейха // : [электрон. ресурс] - режим доступа:http://encyclopediya_3go_reicha.academic.ru/818/%D0%A1%D0%BE

1 Найдорф М. И. Тоталитаризм как простейшая форма “массовой культуры”. Статья 2. // http://www.countries.ru/library/twenty/total_form_of_culture.htm

2 Воробьев И. «Новорелигиозная миссия» тоталитарного искусства на примере кантатно-ораториального творчества советских композиторов 1930-1950 годов / Вестник РАМ им. Гнесиных 2011 №2

3 И. Воробьев «Новорелигиозная миссия» тоталитарного искусства на примере кантатно-ораториального творчества советских композиторов 1930-1950 годов / Вестник РАМ им. Гнесиных 2011 №2 с. 2

4 Джордж Оруэлл Литература и тоталитаризм / сборник «Джордж Оруэлл: „1984” и эссе разных лет» — Изд. «Прогресс». — СССР, Москва, 1989. — 23 июня. — С. 247-262. // http://orwell.ru/library/articles/totalitarianism/russian/r_lat

5 Найдорф М. И. Тоталитаризм как простейшая форма “массовой культуры”. Статья 2. // http://www.countries.ru/library/twenty/total_form_of_culture.htm

6 Там же.

7 Союз борьбы за немецкую культуру / Энциклопедия Третьего рейха // http://encyclopediya_3go_reicha.academic.ru/818/%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7_%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B1%D1%8B_%D0%B7%D0%B0_%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%86%D0%BA%D1%83%D1%8E_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%83

8 Имперская палата культуры / Энциклопедия Третьего рейха // http://encyclopediya_3go_reicha.academic.ru/440/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B0_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B

9Культурология: Программа курса / Сост. Дорогова Л. Н., Пыханов Ю. В.; Мареева Елена Валентиновна; Мареев С.Н., Рябчун Н.П. / Тема 7. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ / Федеральный фонд учебных курсов // http://www.ido.rudn.ru/ffec/cult/cu3-7.html

10 Культурология: Программа курса / Сост. Дорогова Л. Н., Пыханов Ю. В.; Мареева Елена Валентиновна; Мареев С.Н., Рябчун Н.П. / Тема 7. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ / Федеральный фонд учебных курсов // http://www.ido.rudn.ru/ffec/cult/cu3-7.html

11 Силади А. Тоталитарная культура XX в. // Общественные науки и современность. 1994. №3. С. 156

12 Там же. С. 160

13 Там же. С. 160

14 Нестерова Т. П. Европейский феномен тоталитарной культуры // http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/Philosophia/4_94683.doc.htm

Каталог: upload -> file -> file1
file -> Жаңақорған ауданы мәдениет саласының 2012 жылы атқарған жұмыстары жайлы мәлімет
file -> І. Балалардың құқықтарын қорғау саласындағы нормативтік құжаттар
file -> 2013 жылғы облыстық бюджеттің атқарылуы туралы есеп
file -> «Алматы қаласы Жер қатынастары басқармасы»
file -> Қазақстан Республикасы Президенттігіне кандидаттардың үгіттік баспа материалдарын орналастыратын орындар мен сайлаушылармен кездесу үшін берілетін үй-жайларды белгілеу туралы


Достарыңызбен бөлісу:


©dereksiz.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет