Исследование архитектурного стиля Гауди



бет1/2
Дата25.06.2016
өлшемі2 Mb.
#158648
түріИсследование
  1   2


Фонд развития Международного Университета

НОУ СОШ «Росинка»



Исследование архитектурного стиля Гауди

Проектная работа

Автор работы: Дзуцева Тамара, 7 класс.

Руководитель работы: Алексеева Л.Ю.,

учитель ИЗО.

Москва


2010

Оглавление

Введение..................................................................................................................................3

Глава 1. Архитектурный стиль Гауди...................................................................................6

1.1 Художественный стиль модерн......................................................................................6

1.2 Особенности архитектуры Гауди...................................................................................11

1.3 Влияние творчества Гауди на искусство 20 века..........................................................16

Глава 2. Экспериментальное исследование осведомленности уч-ся

о творчестве Гауди.................................................................................................................25

2.1 Методы исследования и их описание............................................................................25

2.2 Описание результатов исследования.............................................................................26

2.3 Описание продукта проектной работы..........................................................................33

Заключение.............................................................................................................................34

Список источников информации.........................................................................................36

Приложения............................................................................................................................37

Приложение 1 Анкета

Приложение 2 Статья

Приложение 3 Фотоальбом

Введение

Путешествуя по Испании, посетив Барселону и впервые увидев архитектурные шедевры Антонио Гауди, я испытала потрясение. Нигде до этого я не видела ничего подобного. Мне стало интересно, что это за архитектурный стиль, не похожий ни на какой другой и есть ли в мире подобные архитектурные сооружения. Возникла потребность в серьезном изучении источников информации по архитектуре, в рассмотрении вопросов, связанных с творчеством Антонио Гауди.

Работа над данным проектом помогла мне не только изучить творчество Гауди, но и доказать актуальность выбранной мною темы: « Исследование архитектурного стиля Гауди».

Актуальность данной работы заключается в том, что к большому сожалению, у нас в России почти не знают творчества Гауди. Да и на западе его тоже не особенно пропагандируют. А он был гениальным архитектором. До него не было создано ничего подобного, а он повлиял на ВСЕ искусство 20 века. Он предвосхитил бионику в архитектуре, явился предтечей сюрреализма. Созданная им безопорная система перекрытий находит применение и по сей день.

Основные понятия проекта:

Архитектура- искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений в соответствии с их назначением.

Художественный стиль модерн- стилевое направление в изобразительном и прикладном искусстве конца XIX в. - начала XX в..

Архитектурная бионика - необычные формы в архитектуре, напоминающие формы живой природы.

Сюрреализм (фр. surrealite - сверхреальность) - художественное течение в рамках модернизма, особенностями искусства сюрреализма являются: фантастика абсурда, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость и изменчивость образов.

Проект реализуется в предметных рамках МХК, ИЗО.

Проект может быть квалифицирован как исследовательский, внутришкольный , долгосрочный.

Объектом исследования является архитектурный стиль модерн.

Предметом исследования является архитектурный стиль Гауди.

Гипотеза исследования заключается в том, согласно общепринятой классификации творчество Антонио Гауди принадлежит стилю модерн . В реальности поместить произведения Барселонского мастера в рамки какого либо стиля не представляется возможным. Я предполагаю , что мастер имел свой особый архитектурный стиль Гауди, который возник и развивался рядом со стилем модерн , был связан с ним, но жил по своим правилам и законам.

На основании вышеизложенного я ставлю перед собой следующую цель: выявить особенности архитектурного стиля Гауди.

Для реализации данной цели, мной были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить архитектурный стиль модерн в различных источниках

информации

2. Определить и описать архитектурный стиль Гауди

3. Выявить влияние архитектуры Гауди на творчество архитекторов и

художников двадцатого века.

4. Провести анкетирование учащихся с целью сбора дополнительной

информации по теме исследования.

5. Создать фотоработы об архитектуре Гауди, и организовать фотовыставку.

Методы исследования:

1. Анализ и синтез материала из различных источников информации

(энциклопедии, словари-справочники, научно-популярная и

художественная литература, ресурсы сети Интернет)

2. Наблюдение: экскурсия по Барселоне, натурные обследования архитектурных объектов, их фотофиксация;

3. Метод мысленного моделирования: создание фотоальбома

«Архитектура Гауди»

4. Интервьюирование (формализованное интервью) с целью получения

информации.

5. Анкетирование с целью сбора дополнительной информации по теме

исследования.

6. Обобщение данных в ходе работы

Практическая значимость:

Данный материал может быть использован на уроках МХК, Изо, Истории.

Продукт проекта и его форма:

1.Фото - выставка

2.Статья в школьную стенгазету

Глава 1 Архитектурный стиль Гауди

1.1 Художественный стиль модерн

Стиль модерн, к которому относят искусство Гауди, родился на рубеже 19 и 20 веков в европейской архитектуре как движение за создание стиля своей эпохи. Со второй половины 19 века по мере широкого использования новых строительных материалов, в первую очередь железобетона и стекла, развития инженерного дела, значение архитектурного творчества стало падать. Возникло разделение труда инженеров и архитекторов. К инженерам-строителям отошла значительная часть строительства зданий. За архитекторами осталась функция преимущественно оформительского приложения к победно шагавшей строительной технике. Архитекторы занимались в основном, декорированием сооружений, сконструированных инженерами без особых мыслей о целостности композиции. В архитектуре царило засилье эклектики и украшательства. В 90-х годах прошлого века модерн определился как архитектурный стиль. Он явился средством преодоления эклектизма, овладевшего европейской архитектурой. Модерн преследовал цель создания нового универсального синтетического стиля. Великие мастера модерна в одном произведении соединяли в сказочном организме архитектуру, пластику, живопись, декоративно-прикладное искусство. В архитектуре стиль модерн расцвел бурно и пышно. Он окрасил собой целый период истории архитектуры в конце прошлого века и вошел глубоким массивом вглубь нашего столетия.

"Стиль модерн" развивается главным образом в архитектуре городских особняков и дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач. Архитекторы модерна смело шли на применение асимметричных решений в группировке объемов и расположении оконных и дверных проемов. Здесь, в среде частной жизни весьма состоятельного заказчика, воображение архитектора обретает материальную опору и свободу творчества. Формы окон, дверей, лестниц становятся разнообразными чуть ли не до бесконечности. Декоративное убранство фасадов, а особенно интерьеров достигает невероятной изощренности. Огромное значение придается в нем выразительности текучих ритмов, цвета и фактуры узорной поливной керамической облицовки, кованного чугунного железа, оконных и дверных витражей. Витражи модерна уже не абстрактны, как готические, а несут в себе бионические природные формы. Для модерна характерны силуэты и орнаменты, стилизующие в плавных, легко изгибающихся линиях формы растений и водяных раковин. Фасады отличались округлыми, иногда фантастически выгнутыми контурами проемов, использованием решеток из кованого металла и глазурованной керамики сдержанного по тону цвета: зеленого, лилового, розового, серого. В зодчестве распространились плакучие, мягкие, словно бы самообразующиеся формы, в декоративном творчестве - стелющийся по поверхности, разрастающийся, обволакивающий стилизованный орнамент.

В модерне широко применялись как железобетон (теория расчетов которого появилась как раз в этот период), таки металл как конструктивно-декоративный элемент. Широко использовалось стекло в металлоконструкциях. Появление этих строительных материалов воздействовало на творческое сознание архитекторов и строителей. Они подсказывали необычные конструктивно-архитектурные решения, их развитие шло вразрез с укоренившимся в практике эклектизмом. Модерн пытается переосмыслить железобетон как новый строительный материал эстетически, а не как новое подсобное средство в строительстве. Несомненное завоевание модерна - целостный подход к оформлению отдельных помещений, стремление к ансамблевому их решению.

Модерн трактует стену не только как конструктивный и статичный по определению элемент. В эпоху модерна были заложены тенденции приближающегося к скульптуре выражения пластики стены в архитектурном объеме. Окна стали органичным выражением стиля. Впервые оконные и арочные проемы, их заполнения и декор становятся одинаково важной составляющей стиля как для фасада, так и в интерьере зданий.

Стены помещений окрашивались в пастельные тона - сиреневатые, зеленоватые, жемчужно-серые. С ними тонко сочеталась мебель новых форм. В мебели и гарнитурах преобладают тянутые, вялые волнистые очертания.

Родоначальником модерна считают бельгийского художника-архитектора Виктора Орта. Тип нового здания, возникший во времена формирования модерна как стиля, - универсальный магазин - наиболее интересен. Он требовал применения больших остекленных поверхностей. Новаторским с этой точки зрения можно назвать магазин "Инновассион", построенный Орта в Брюсселе в 1901 году. Сплошь остекленный, с металлическими переплетами, фасад этого здания освещал общий торговый зал первого этажа, торговые галереи верхних этажей и объединяющую лестницу.

Знаменитый дом Эмиля Тасселя (рис.1), профессора Брюссельского университета, стал своеобразным манифестом нового стиля.



Рис.1 Дом Эмиля Тасселя

В этом же стиле были построены еще два особняка - Эйтвельд и Сольвейг. Современников, которые совершали специальное паломничествов Брюссель для знакомства с творчеством Орта, поражали безордерность фасада особняка Тасселя, металлические переплеты больших окон эркера, как бы слившиеся с фасадом. В особняке Тассель Орта впервые применил линию, названную "удар бича". Она явилась образным выражением напряжения металла, воплощением нервного, напряженного духа эпохи, его эмблемой. Изящество ее изгиба стало образцом графического искусства и стилизации в окнах и витражах зданий стиля модерн.

В Германии новый стиль распространился несколько позже, чем в других странах Европы. Он получил название "югендстиль" ("Югенд" - художественный журнал, вокруг которого группировались сторонники этого течения). Программной постройкой немецкого модерна можно по праву считать фотоателье "Эльвира" (1897-1898) архитектора Августа Энделя.

Рис.2 Фотоателье "Эльвира"

Наиболее интересным в этом отношении является немецкий архитектор Бруно Таут (1880-1938). Его "Железный дом" - выставочный павильон (рис.3)

Рис.3 "Железный дом"

-был сооружен на строительной выставке в Лейпциге в 1913 году, в виде поставленных друг на друга, постепенно уменьшающихся объемов, увенчанных куполом. Каждая грань павильона отделена широкой полосой металла и со стороны воспринималась, как гигантская остекленная клетка. Другой павильон, сооруженный Таутом для выставки Веркбунда в Кельне и получивший название "Стеклянный дом", представлял собой прозрачный двенадцатигранный объем с большим куполом, состоящим из стеклянных пластин ромбовидной формы. В творчестве архитектора Ганса Пельцига (1869-1936) заметна подчеркнутая экспрессивность. Это вертикали больших окон в построенном им конторском здании (1911) в Бреслау, ритмически разнообразные по размеру и очертаниямокна промышленной химической фабрики в Леобане, близ Познани.

Модерн был не только элитарным явлением. Он стал зачинателем массовой культуры. Если рационализм получил широкое распространение за 50 лет, то семена модерна разлетелись по миру буквально за одну неделю благодаря появлению ротационных машин и, как следствие, массовому распространению печатной продукции - газет и журналов, развозимых поездами. Модерн господствовал в архитектуре 20-25 лет и получил продолжение в функционализме и экспрессионизме.

В России ведущими архитекторами модерна были Ф. Шехтель (рис.4),

Рис.4 Особняк Рябушинского

А. Щусев, Л. Кекушев, работавшие в Москве и создавшие великолепные особняки, каждый из которых - яркое, индивидуальное произведение искусства. Самыми интересными образцами московского модерна, безусловно, считаются особняк Рябушинского и особняк Дерожинской, построенные Ф. Шехтелем. Всё в этих зданиях, до последней лампы и дверной ручки, создано по проекту гениального архитектора. Огромной выразительной силой обладает чугунная решетка, которая готовит к восприятию беспокойных живых масс здания. Все признаки модерна здесь налицо - это развитие свободной внутренней планировки наружу, выявление ее на фасадах, отсутствие симметрии, активное включение живописных фрагментов (знаменитая мозаика "Ирисы"), использование цвета на поверхности стен. Особенно интересны интерьеры этих особняков, каждое помещение которых спроектировано гениально точно в соответствии с их назначением и до сих пор может служить образцом для современных дизайнеров, ничуть не утратив со временем своей художественной ценности. Образно-символический язык форм модерна здесь особенно ярок. Чего стоит хотя бы лестница особняка Рябушинского и ее перила, заканчивающиеся бурным всплеском с торшером- медузой на конце. Трепетное отношение архитекторов к природным качествам материалов и их "правдивой" демонстрации особенно хорошо чувствуется в постройках северного модерна, в Петербурге, в Финляндии. Использование местного строительного материала - пудожского камня - придало этим постройкам неповторимый суровый северный колорит. В своем романтическом порыве архитекторы модерна часто обращались за вдохновением и формами к своему национальному прошлому, черпая оттуда не столько конкретные архитектурные формы и детали, как это было в историзме, а пытаясь воспроизвести дух народной или древней архитектуры, создавая яркие архитектурные образы. Характерными примерами подобного подхода могут служить здание Третьяковской галереи, Построенной по проекту художника В. Васнецова и доходный дом Перцова, построенный по проекту художника С. Малютина. Модерн в своей поздней стадии немного "успокоился". Архитекторы стали создавать более рациональные и функциональные сооружения, иногда обращаясь за формами к элементам классической архитектуры. Модерн закончился с началом Первой мировой войны в 1914 году. Крах всех положительных основ старого мира и всех надежд означал и конец этого стиля - последней попытки спасти мир с помощью красоты.

Но архитекторы модерна никогда точно не цитируют природу, созданные ими формы совершенно абстрактны, придуманы, но наделены такой мощной динамикой, что кажутся живыми.



1.2 Особенности архитектуры Гауди

Гениальный каталонский архитектор Антонио Гауди-и-Корнет, родившийся 25 июня 1852 г., связал воедино старинные традиции и стилистику модерна, опираясь на национальную готику и характерные особенности народной каталонской культуры. Ле Корбюзье называл Гауди «конструктором ХХ в.», а современная критика подчеркивает его удивительную способность сочетать в себе таланты строителя, скульптора, художника и архитектора.

Его архитектура далека от, общепринятой. Гауди причисляют к каталонскому модерну, но полностью он не вписывается ни в какое архитектурное течение, т.к. он предпочитал перемешивать все архитектурные стили, создав свою собственную эклектику. Что, действительно, отличает его от всех — это связь архитектуры с природой. Гауди сумел перенести законы природы на архитектуру, добиться непрерывной текучести архитектурных форм, доступных лишь живой природе. Он применил параболические перекрытия и наклонные древовидные колонны. В его проектах нет ни одной прямой линии, как нет ее в природе.

Антонио Гауди окончил школу в 1868 году. В том же году он покинул родной город и отправился в Барселону для того, чтобы держать вступительные экзамены на факультет архитектуры Барселонского университета. По всей видимости, тогда поступить в высшее учебное заведение молодому Гауди так и не удалось – сохранившиеся документы свидетельствуют о том, что в период с 1873 по 1877 год он учился в Провинциальной школе архитектуры, что в Барселоне. По окончании архитектурной школы Антонио Гауди представил на суд специальной комиссии свою дипломную работу. После блестящей защиты председатель комиссии, знавший выступавшего как одного из наиболее упрямых и заносчивых студентов, воскликнул: «Перед нами либо гений, либо сумасшедший!» А сам выпускник тогда только подумал: «Похоже, теперь я архитектор…»

Основными вехами биографии испанского зодчего стали годы работы над главными его произведениями. О них и истории их создания речь пойдет в дальнейшем. А пока необходимо остановиться на характере творческих поисков художественного метода самого создателя знаменитого собора Саграда Фамилиа (рис.5), дома Висенс (рис.6),

Рис. 5 Собор Саграда Фамилиа



Рис.6 Дом Висенс

парка Гуэль и еще множества сооружений, которые стали настоящими сокровищами мировой архитектуры. В связи со становлением творческого метода Антонио Гауди необходимо прежде всего заметить, что во многом стиль зодчего сложился под влиянием архитектуры родного ему Реуса и Барселоны, в которой он прожил большую часть своей жизни. Барселона времен Гауди была интересна своими памятниками древности и архитектурными сооружениями, многие из которых являлись свидетельствами былого расцвета готического искусства в Испании. Именно так в архитектуру Барселоны пришел модерн, который стал своеобразной почвой для рождения и становления таланта настоящего мастера, каковым был Антонио Гауди.

В течение довольно короткого периода времени новый стиль – модерн – стал господствующим в архитектурном искусстве Испании конца XIX столетия. При этом его значимость для развития испанского зодчества рубежа XIX–XX веков можно определить двумя критериями: и по степени выразительности создаваемых произведений, и по их количеству. Многие исследователи творчества Гауди не раз говорили о том, что его произведения, даже несмотря на их ярко выраженный эклектизм, отличаются выразительностью и цельностью. Столь же цельной натурой, по мнению современников, близко знавших мастера, был и сам архитектор. Причем эта цельность характера и натуры Гауди была отражена уже в самых ранних его произведениях. Тогда первым успехом студента школы архитектуры стала оценка «отлично», полученная за созданный им проект двора здания Депутатского собрания. После этого жюри школьного конкурса приняло решение поручить столь даровитому и талантливому ученику разработать проект пирса. Во второй половине 80-х годов XIX века Антонио Гауди создает постройки, стиль которых выдержан в русле так называемого городского дизайна. В те годы появились проекты типового киоска, предназначенного для торговли цветами, и нескольких осветительных столбов для улиц и площадей Барселоны.

В том же 1883 году Антонио Гауди познакомился с доном Эусебио Гуэлем, который в дальнейшем стал основным заказчиком, лучшим другом и покровителем испанского мастера. Эусебио Гуэль впервые увидел Гауди во время постройки им одного из своих незначительных сооружений. Крупный магнат смог разглядеть в молодом зодчем настоящего мастера и вскоре пригласил его к себе для того, чтобы сделать свой первый заказ.

Знаменитый «Дом костей» – дом Батльо для текстильного короля Жозе Батльо-и-Касановаса был построен на улице Пассейж де Грасиа в знаменитом «квартале раздоров» между 1904 и 1906 годами.

рис.7 «Дом костей» – дом Батльо

Об этом доме Сальвадор Дали, мастер аллегорий, сказал: «Огромная, диковинная, многоцветная, сверкающая и переливающаяся мозаика с искрящейся игрой красок, откуда проступают водные стихии». В этом доме неподражаемый стиль Гауди проявился в своем блеске, не только в архитектурном проекте, но и во внутреннем дизайне помещений, а также в дизайне меблировки. В доме нет углов, прямых линий, наоборот, царят волнистые линии, формы, убегающие в пространство. Воображение поражает крыша здания, которая выполнена из черепицы в виде чешуи, колонны – в виде костей, балконы – черепов. Этот дом сравнивают с фантастическим драконом, и, наверное, это сравнение абсолютно справедливо. Венчает дание башня с крестом.

Храм Святого Семейства (Саграда Фамилиа) Гауди начал строить в 1884 году, он его строил почти 35 лет, и Храм остался незавершенным, хотя городские власти планируют завершить строительство Собора к 2030 году.

Рис.8 Храм Святого Семейства

Были построены склеп, абсида, Фасад Рождества. Уже после смерти Гауди, началось строительство Фасада Страсти Господней под руководством других архитекторов. Это – основное творение мастера, о котором он говорил, что это будет храм новой серии. Гауди считал его Храмом Искупления Грехов и символом Рождества Христова. Фасад Рождества – прекрасное творение с четырьмя башнями с необычными силуэтами. Фасад имеет три портала, центральный – портал Любви, левый – портал Надежды, правый – портал Веры. Множество скульптур, необыкновенное освещение – все это, в совокупности с фантастической готической формой, создает совершенно уникальное здание.

Ла Педрера – это здание Гауди строил с 1906 по 1910 год. В переводе на русский, название дома переводится, как «каменоломня».



Рис.9 Ла Педрера

Оно представляет собой огромную скалу с вырезанным в ней пещерным городом. Такое впечатление, будто океанская волна хлынула на тротуар, и когда она отошла, осталось такое здание – в виде застывшей океанской волны. На чердаке этого здания – музей Гауди, а еще необычный внутренний дворик.

На улице Каролинас – дом Мануэля Винсенса-и-Монтанера.

Рис. 10 дом Мануэля Винсенса-и-Монтанера.

Выполненный совсем в другой манере, с мавританскими веяними, яркое, праздничное зрелище, украшенное шахматным орнаментом, ягодами, литьями, шишками. В 1925 после переделок дом получил премию как лучшее сооружение года.

"Павильоны Гуэль" - "Финка Гуэль". Это остатки бывшего поместья графа Гуэля, которые включают весьма замысловатую, кирпично-чешуйчатую конюшню и кованые ворота с экстравагантными драконами.

Рис. 11 "Павильоны Гуэль"

Теперь это место прилегает к комплексу королевского дворца - "Дворец Педральбес".

Дворец Гуэль - первое крупное архитектурное сооружение Гауди.



Рис.12 Дворец Гуэль

Гауди построил этот дворец на заре своей профессиональной жизни в 1886-1889 гг для своего покровителя, текстильного магната Эусебио де Гуэль Бачигалупи. Заказчик не скупился на деньги, выделяемые для постройки здания, и Гауди достиг небывалого архитектурного совершенства. Архитектора и промышленника объединяли фанатичный каталонский патриотизм и общие родные места – окрестности Таррагоны.

Рис. 13 Башня Бельесгуард

«Башня Бельесгуард». Напоминающий по своему стилю средневековый замок, этот дом является данью уважения каталонской готике. Гауди использовал в строительстве фрагменты, сохранившиеся от королевского дворца. Изящной формы башня увенчана пятиконечным крестом, на котором изображено каталонское знамя в оригинальной интерпретации Гауди.

Парк Гуэль Гуди создавал в период между 1900-1914 годами.

Рис.14 Парк Гуэль

В зданиях этого парка Гауди пыталсяотразить в камне то прекрасное, что он видел в природе. Все постройки выглядят так, как будто за однуночь выросли из земли, причем, все они, несмотря на разнообразие форм, создают единый ансамбль.

Гауди нравилось создавать нестандартную мебель, решетки оград, ворота, перила. Он мыслил и чувствовал в «трех измерениях». Юнеско назвало 2002 год – годом Гауди, который был приурочен к 150-летию со дня рождения Антонио Гауди. Гауди жил и творил так, как он мыслил и чувствовал – в единении с природой, со своим пониманием ее, с собственным осознанием пространства. Антонио Гауди был сильной личностью, волевой и упорной, иногда даже упрямой. Он полностью отдавал себя служению искусству. Каждая его минута бодрствования оказывалась занятой работой над созданием очередного проекта. Это был человек, горячо и без остатка преданный единственному своему любимому делу – архитектуре.

1.3 Влияние творчества Гауди на искусство 20 века

Говоря о творчестве Антонио Гауди, величайшего мастера архитектурного искусства рубежа XIX–XX веков, искусствоведы часто называют его королем железа, архитектуры и модерна. Действительно, ему принадлежит заслуга создания в стенах Барселоны особой, волшебной страны под названием Архитектура, в которой воплотились принципы зодчества нового времени, принципы модернистского искусства. Пожалуй, архитектурные произведения, находящиеся именно в Барселоне, являются самой яркой иллюстрацией творчества талантливого мастера. Современную Барселону трудно спутать с каким-либо другим городом мира. Она является своеобразным хранилищем произведений выдающегося зодчего, ее архитектура неповторима и прекрасна. Современные искусствоведы говорят о том, что творческая манера Антонио Гауди выражает его эстетические взгляды на мир, а также его понимание искусства как науки и, наоборот, науки как искусства.

Однако подобная трактовка смысла произведений Гауди является только лишь одной стороной многогранника. Значение творчества знаменитого архитектора несколько шире и заключается в том, что автор стремился разглядеть и запечатлеть в архитектурных формах прежде всего человеческое начало и творческую натуру, созвучную природе.

В настоящее время все еще не существует школы Гауди и не появились работы, которые можно было бы охарактеризовать как продолжение и подражание манере знаменитого мастера. Однако в ряде работ современных архитекторов можно выявить те тенденции и художественные принципы, которые были разработаны знаменитым барселонским зодчим.

В начале 70-х годов XX столетия в архитектуре Западной Европы постепенно возникло новое направление, родоначальники и последователи которого, словно пытаясь противопоставить свои творческие принципы идеологии и идеалам искусства модернизма. Они именовали себя сторонниками постсовременного искусства, так называемого искусства эпохи постмодернизма. Символом нового художественного направления в архитектуре стал… Антонио Гауди. Дженкинс писал: «Если бы я был принужден указать на совершенно явного постмодерниста, я бы привел в пример Антонио Гауди. Но это невозможно, потому что он был предмодернистом. Я все же считаю Гауди именно пробным камнем для постмодернизма, образцом, с которым нужно сравнивать любые недавно построенные здания, чтобы увидеть, действительно ли они метафоричны, “контекстуальны” и богаты в точном смысле этого…»

Нужно сказать, что Оскар Нимейер, создатель Бразилиа, признанный корифей архитектурного искусства XX века, мастер, которого называли не иначе как творец города будущего, не переставал восхищаться произведениями Гауди, считая его зодчим нового поколения (и это несмотря на то, что Гауди жил и работал несколькими десятилетиями раньше!).

Рис.15 Музей Оскара Нимейера,

Анализируя современное ему искусство и творчество Антонио Гауди, он писал: «Современная архитектура, преодолев период борьбы, нанесший ей такой ущерб, пошла по пути художественной свободы, к новым решениям, насыщенным исканиями, новаторством и поэзией. Мы представляем себе образ мыслей Гауди, которые нас всегда привлекали, когда обращаемся к архитектуре барокко в нашем прошлом в надежде вернуть современной архитектуре причудливость, новизну и изысканность».

Стиль Гауди стал своеобразным отражением того времени, в которое жил и работал зодчий. Тогда искусство развивалось на основе смешения рационалистического и свободного от всяческих догм и традиций начал.

Вот почему произведения Гауди часто лишены связи с национальными тенденциями развития и нередко характеризуются как универсальные и космополитичные. Это подтверждает и тот факт, что архитектор для сооружения своих конструкций часто использовал всевозможные параболообразные арки, гиперболоиды, спирали, наклонные колонны. Подобные применявшиеся Гауди детали и геометрические линии опередили не только архитектуру второй половины XIX столетия, но и инженерные решения следующего, XX века.

Можно говорить о том, что художественный метод Гауди представляет собой воплощение определенного этапа развития мировой архитектуры. Талант мастера позволил зодчему шагнуть вперед в поиске новых художественных принципов изображения и опередить свое время.

Так, например, в ряде произведений Гауди заметны детали, которые напоминают (если не учитывать стилевое различие) работы таких американских зодчих, основоположников органичной архитектуры, как Луиса Генри Салливена и Фрэнка Ллойда Райта.

Рис.16 Архитектура Фрэнка Ллойда Райта

В связи с этим многие искусствоведы склонны считать Антонио Гауди предшественником экспрессионизма, причем больше с точки зрения художественного изображения (выставка фотографий сооружений Гауди, прошедшая в 1911 году во Франции, имела колоссальный успех у ценителей не только архитектурного, но и изобразительного искусства), чем архитектурного построения.

Как оказалось, по праву оценить творчество испанского зодчего смогли только европейские живописцы. Многие критики часто говорят о художниках XX века как о преемниках Гауди. Действительно, синтетичные и вместе с тем необычайно гармоничные творения архитектора стали провозвестниками такого направления в изобразительном искусстве, как сюрреализм.

Рис. 17 С.Дали

На самом деле архитекторы середины XX столетия, желая, видимо, почерпнуть новое с точки зрения методов художественного изображения, выражали живой интерес к творчеству провинциального мастера. Так, в 1955 году Х. Л. Серт в одной из своих статей, посвященных творчеству Антонио Гауди, писал: «В последних произведениях ряда современных инженеров и художников часто применяются легкие конструкции, напоминающие по своим формам раковины или другие произведения природы. Этим формам, многие из которых изогнуты, предстоит играть значительную роль в будущем. Нельзя дальше застраивать наши города, ограничиваясь зданиями-коробками, порожденными конструкцией плиты и опоры».

Другими словами, Серт словно бы заставляет современных ему мастеров отказаться от четких прямых линий и уделять больше внимания живой природной пластике и эстетичности создаваемых произведений – тому, что служило основой художественного метода Антонио Гауди. По его мнению, созданное из камня архитектурное сооружение должно жить подобно живому организму, радовать глаз зрителя, не подавлять волю, а, напротив, пробуждать в человеке разнообразные мысли и эмоции.

В работах многих архитекторов и художников начиная с этого времени можно проследить черты, напоминающие творения Гауди. Так, например, некоторые исследователи склонны считать, что влияние испанского мастера можно проследить в культовых сооружениях, созданных Д. Микелуччи (рис.18),

Рис.18 Музей почты Д. Микелуччи



а также частично в капелле, находящейся в Роншане, автором которой является Ле Корбюзье (рис.19).

Рис.19 Капелла Ле Корбюзье.

В середине XX века наиболее прогрессивные художники ставили своей задачей выработать множество новых архитектурных форм, которые противоречили бы основным принципам современного искусства. Именно такой целью и был обусловлен интерес к произведениям Гауди, которые отличались необычайной внешней пластичностью и выразительностью. Столь же богатой почвой для создания новых способов архитектурного изображения оказалось и разнообразие используемых испанским зодчим конструкций.

При этом влияние творчества Гауди более всего прослеживается не только у сторонников функционально-бионического направления в искусстве, одним из представителей которого был архитектор Юстус Дахинден (рис.20).

Рис.20 архитектор Юстус Дахинден

Чаще всего черты художественного метода Гауди можно увидеть в произведениях тех авторов, кто оказался духовно близок ему. Ярким примером этого является творчество такого же одинокого, как и Гауди, творца – Паоло Солери (рис.21),

Рис.21 Паоло Солери

который обладал той же мистической фантазией, отличавшей и создания испанского мастера.

Произведения Гауди отличаются разнородным характером с точки зрения архитектурного стиля. Однако, с другой стороны, все они представляют собой отдельные части (одновременно отличные и похожие друг на друга) единого целого, объединенные самобытным талантом автора, его творческими устремлениями. Исследователи творчества Антонио Гауди не раз отмечали местный колорит его произведений. В работах испанского мастера прослеживаются черты, присущие национальной традиции. Среди прочих необходимо отметить такие: выражение испанского варианта романского и готического стилей, барокко, наследие испано-мавританского искусства и выросших из него орнаментальной облицовки и потолков типа «артесонато», а также эстетичности и изобразительности архитектурных форм.

Так, всевозможные башни и башенки, украшающие сооружения Гауди, говорят о традиции искусства мусульманского Востока, а плавные линии стен зданий (например, павильоны парка Гуэль) (рис.22)

Рис.22 Павильон парка Гуэль

сходны со стенами знаменитого Дома с ракушками, который находится в Саламанке.(рис.23)

Рис.23 Дома с ракушками

Словом, можно согласиться с теми исследователями, которые считали творчество Гауди вестником рождения нового направления в искусстве XX столетия – постмодернизма. Именно оно позволило мастерам значительно обогатить и разнообразить художественный метод, выработанный архитекторами-модернистами конца XIX века.

Многие сооружения, появившиеся в Барселонском проектном коллективе «Архитектурная мастерская», напоминали художественный метод, выработанный Антонио Гауди.

Среди деталей и черт, делающих работы молодых испанских мастеров похожими на произведения Гауди, можно выделить следующие: гиперболизация и эмоционально напряженная образность, экспрессия и пластичность форм. Использование нового, до той поры никем из зодчих не применявшегося. Необычное сочетание материалов. Включение в композиции новых для того времени индустриальных конструкций.

Несомненно, использование в работе художественных методов и приемов архитектурного изображения, разработанных Гауди, только подчеркивало признание новым поколением зодчих таланта испанского мастера. Пожалуй, наиболее ярким и неопровержимым доказательством этого является тот факт, что одна из композиций, созданных барселонским проектным коллективом, была названа авторами «Предместье Гауди».

Указанные выше и используемые Гауди в работе художественные методы во многом перекликаются с творческими поисками таких служителей искусства, как теоретик Дж. Рескин (Раскин), художник У. Моррис, американский архитектор Г. Х. Ричардсон, а также русские живописцы, входившие в абрамцевский и талашкинский кружки.

Произведения испанского архитектора были признаны новаторскими в европейском искусстве конца XIX – первой четверти XX столетия, а также в национальной испанской культуре.

Как уже было замечено выше, все созданные Антонио Гауди конструкции значительно опередили свое время. При этом можно говорить о том, что именно необычное решение геометрических линий позволило мастеру сделать шаг вперед на пути создания нового художественного метода. Необходимо отметить тот факт, что в мировой архитектуре еще с последней трети XIX века стали появляться новые и неожиданные с точки зрения стилевого и технологического решения конструкции.



Выводы

Творчество Антонио Гауди стало своеобразным источником и показателем всех неиспользованных художниками рубежа XIX–XX столетий возможностей художественного изображения и отображения реальной действительности. Испанский мастер смог продемонстрировать все разнообразие архитектурных форм и линий, которые делают произведение эстетически и содержательно насыщенным. Действительно, все сооружения Антонио Гауди являются новаторскими. Однако все новое испанский зодчий так умело использовал в своих композициях, что, с другой стороны, в них отчетливо были видны и традиционные, выработанные многими поколениями талантливых мастеров стилистические и технологические элементы. Таким образом, даже самые смелые решения оказывались в произведениях Гауди, так или иначе, связанными с архитектурным наследием предыдущих эпох.

Содержательная сторона произведений Гауди также многопланова. Однако мастер мог составить композицию так, что суть работы и выраженная в ней авторская мысль были одинаково хорошо понятны как профессионалу, так и простому любителю архитектурного искусства, быть может, воспитанного на массовой культуре. Антонио Гауди создавал такие произведения, которые не разрушали, а скорее обогащали уже существовавшую традицию, а также архитектурный язык (как с морфологической, так и с синтаксической точки зрения). Веками складывавшиеся традиции, задействованные в произведениях Гауди, органично переплетались и создавали новый контекст, отвечавший всем требованиям времени.

В настоящее время архитекторы говорят о формировании в будущем такого направления в зодчестве, которое бы синтезировало в себе и воплотило собой черты разных искусств. Такому требованию и отвечает художественный метод Антонио Гауди. В этом его творчество уникально и стоит особняком в мировой культуре.

Произведения Гауди являются органичной смесью архитектуры, живописи и скульптуры. И все элементы трех искусств, используемые мастером, становятся неразделимым единством. Эти элементы представляют собой неразрывное целое, состоящее из множества разнородных деталей, переходы между которыми мастеру достаточно легко удалось завуалировать. Так, в произведениях Гауди архитектурные формы и линии незаметно переходят в скульптурные и, насыщаясь цветом, оживают и становятся живописными. Примером тому может стать оформление фасада здания дворца Гуэль. Антонио Гауди предвосхитил и другой метод художественного изображения в архитектуре. Одним из главных выразительных средств творчества испанского зодчего стал свет. Нужно заметить, что свет как средство художественного выражения авторского замысла стал широко использоваться мастерами только в середине XX века. Творчество Антонио Гауди стало своеобразным воплощением и выражением принципиально новой архитектуры, в которой синтезировались черты Востока и Запада, древности и современности, национальной самобытности и космополитичности. Кроме того, оно является ярким примером роли личного и личностного начал в процессе формирования и развития национальных черт той или иной культуры.

Деятельность Гауди представляла огромный интерес еще и потому, что мастер занимался не только возведением зданий. Как настоящий архитектор, он создавал самые разные конструкции: от предметов мебели и быта до крупных жилых и садово-парковых комплексов. Влияние личности и творчества Гауди возрастает с каждым днем. Оно выходит далеко за рамки собственно архитектуры, поскольку затрагивает вопросы не просто строительства, но формирования новой - созидательной - концепции пространства, с эффективным использованием света, цвета и декоративного оформления. Эту мысль лаконично выразил Норман Фостер, специалист по архитектуре хай-тек (high-tech): `Методы Гауди остаются революционными даже век спустя`.





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет