Исследование «Оценка состояния духовной культуры студентов моиуп»



Дата18.07.2016
өлшемі229.6 Kb.
түріИсследование
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ

УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА





Социологическое исследование
«Оценка состояния духовной культуры студентов МОИУП»


Руководитель проекта

проректор по НИР

к.т.н.А.В. Платов

Актуальность исследования

Современное состояние нашего общества с его глобальными проблемами востребует человека не столько информированного, разумно познающего быстро изменяющийся мир, сколько обогащающего «фонд» наличного духовного опыта общества, который, становясь источником развития духовной культуры человека, внутренней его опорой, позволяет ему созидать потребное духовное будущее. Тривиальное положение о том, что человек выступает главным действующим лицом всех социально-экономических перемен, оборачивается методологическим требованием: в трактовке любого явления исходить из духовного начала человека.


В законе «Об образовании» определено, что государственная политика в образовательной сфере должна основываться на приоритете общечеловеческих ценностей, способствовать охране жизни и здоровья человека, свободному и разностороннему развитию личности. Высшая школа должна быть не просто «кузницей кадров», а центром культуры, источником духовного развития человека. В связи с этим требуется реформирование сложившейся в вузе практики, новый взгляд на соотношение рационально-логической и эмоционально-образной форм познания и освоения мира в образовательном процессе. Появляется необходимость решения целого ряда актуальных проблем: создания дидактически обоснованных дисциплин, овладение содержанием которых способствует становлению у студентов духовного опыта, и инновационных педагогических технологий, стимулирующих духовное развитие студента. Социокультурное пространство вуза должно стать тем полем, которое сможет воссоздавать духовный контекст будущей профессиональной деятельности студента. Идея развития духовной культуры человека является не просто отображением тенденции развития общества, его переориентации на адекватные культурные (духовные) ценности, но стимулирует поиск способов и средств развития духовной культуры студентов в единстве с формированием у них профессиональной культуры действий. Появилось понимание того, что духовная культура включает в себя и познание человеком самого себя как субъекта универсального процесса творения своей собственной жизни, и готовность, способность к овладению и приумножению духовного опыта прошлого и настоящего.

В последнее время в отечественной и зарубежной педагогике все настойчивее подчеркивается значение принципа культуросообразности в построении теории и практики образования. Следует, однако, отметить, что идея культуросообразного образования вплоть до настоящего времени разрабатывалась преимущественно на базе и в рамках психологии детства. Однако реальное (и реалистическое) проектирование культуросообразных образовательных систем требует социологической проработки.



Методология исследования

Исследование имеет практический характер. Цель исследования – получение базовой информации для планирования и проведения мероприятий, нацеленных на совершенствование и повышение эффективности воспитательной деятельности в МОИУП.

Проблемная ситуация заключается в необходимости определения факторов и условий, способствующих повышению уровня общей культуры будущего специалиста.

Объект исследования – студенты МОИУП.

Предмет исследования – уровень духовной культуры студентов МОИУП.

Исследование было проведено в соответствии с разработанной и утвержденной программой, предусматривающей следующие этапы:

1. Разработка инструментария исследования.

2. Разработка нормативных и регламентных документов.

3. Подготовка материально-технической базы исследования: подготовка списков респондентов, тиражирование анкет.

4. Инструктаж лиц, занятых в проведении исследования.

5. Проведение опроса респондентов.

6. Проведение сводки данных, полученных в ходе опроса.

7. Анализ полученных социологических данных.

8. Подготовка отчета о проведенном исследовании.

Организационная форма исследования – специально организованное наблюдение.

Способ наблюдения – опрос посредством анонимного анкетирования.

Вид наблюдения:


  • для учебных групп очного отделения – сплошное,

  • для учебных групп заочного отделения – выборочное.

Тип сводки исходного материала наблюдения – централизованный.

В социологическом исследовании «Оценка состояния духовной культуры студентов МОИУП» приняли участие все группы очного отделения, группы заочного отделения 2 МЗЮ, 10 МЗБ, 4ИЗБ, 8 ИЗФ, 8 ИЗЮ, 10ИЗМ. Общее число респондентов составило 214 человек. Гендерная группировка в исследовании не проводилась, как нецелесообразная.


Программа наблюдения

Вопросы, включенные в программу делятся на четыре основных блока: аксиологическая ориентация, оценка общественных явлений и деятельности социальных институтов, культурная практика и культурная эрудиция. Вопросы программы являются закрытыми.



Аксиологическая ориентация  

1. Считаете ли Вы проблему духовности актуальной?

  1. Да

  2. Нет

  3. Затрудняюсь ответить


2. Хотели бы Вы повысить свой духовный уровень?

  1. Да

  2. Нет

  3. Затрудняюсь ответить


3. Нужно ли введение спецкурса, изучающего проблему духовности и нравственности в вузах?

  1. Да

  2. Нет

  3. Затрудняюсь ответить


4. Считаете ли вы себя культурным человеком?

  1. Да

  2. Скорее да, чем нет

  3. Нет

  4. Скорее нет, чем да


5. Понятие «духовность» у Вас ассоциируется?

  1. с гуманизмом

  2. с религией

  3. с другим


6. Ваше отношение к религии

  1. Верующий и соблюдаю религиозные обряды

  2. Верующий, хотя не соблюдаю религиозные обряды

  3. Отношусь к религии безразлично

  4. Убежденный атеист

  5. Затрудняюсь ответить


7. Представителем какой культуры Вы себя считаете?

  1. Русской

  2. Российской многонациональной

  3. Советской многонациональной

  4. Другого народа России

  5. Другой

  6. Затруднились ответить


8. Можно избавиться от многих проблем современного общества, повысив уровень духовности и нравственности?

  1. Да

  2. Нет

  3. Затрудняюсь ответить


Оценка общественных явлений и деятельности социальных институтов
1. Как, на Ваш взгляд, можно охарактеризовать нынешнее состояние духовной культуры нашего общества?

  1. Как значительное возрождение

  2. Как частичное обновление на пути к возрождению

  3. Как застой

  4. Как засилье бескультурья

  5. Иначе

  6. Затрудняюсь ответить


2. Что определяет сегодня социальное положение и престиж человека в нашем обществе?

  1. Владение материальными или другими ценностями

  2. Обладание властью

  3. Служебное положение

  4. Социальный статус семьи

  5. Достижения в образовании, профессиональной деятельности и т.д.

  6. Личные природные качества (привлекательность, ум, сила и т.д.)

  7. Уровень общей культуры

  8. Другое



3. Как Вы оцениваете место российской духовной культуры в мире?

  1. Она имела и сохраняет свое величие в общемировой культуре

  2. Временно утратила былое величие, но имеет большое будущее

  3. Навсегда утратила былое величие

  4. Никогда не занимала видного места в мировой культуре

  5. Затрудняюсь ответить


4. Ваша оценка роли православной церкви в развитии духовной культуры России

  1. Положительная

  2. Нейтральная

  3. Отрицательная

  4. Затрудняюсь ответить


5. Ваша оценка роли деятелей культуры в развитии духовной культуры России

  1. Положительная

  2. Нейтральная

  3. Отрицательная

  4. Затрудняюсь ответить

  6.   Не так давно считалось, что население нашей страны самое читающее в мире. Как Вы думаете, остается ли оно таким сегодня?

  1. Да

  2. Скорее да, чем нет

  3. Скорее нет, чем да

  4. Нет

  5. Затруднились ответить

    7. Если Вы отметили, что наше население перестало быть самым читающим в мире, то с чем связано падение интереса к книге



  1. С появлением Интернета и других источников информации

  2. С появлением людей, воспитанных на комиксах, видеофильмах

  3. Со снижением образованности части населения

  4. С тем, что сегодня образованность человека не влияет на достижение им успеха в жизни

  5. С тем, что хорошая книга многим не по карману

  6. С недостатком в продаже хороших книг

  7. С другими обстоятельствами


8. Как Вы относитесь к публикации в некоторых газетах, журналах и книгах нецензурных выражений и грубых анекдотов?

  1. Не вижу в этом плохого

  2. Безразлично

  3. Считаю, что это плохо

  4. Затруднились ответить


9. Как Вы относитесь к показу в кинофильмах насилия, «романтики» преступного мира?

  1. Не вижу в этом плохого

  2. Безразлично

  3. Считаю, что это плохо

  4. Затрудняюсь ответить


10. С какой оценкой нынешней ситуации в шоу-бизнесе Вы скорее бы согласились?

  1. Преобладает свобода творчества и эстетических вкусов

  2. Царит безвкусие и пошлость

  3. Другое

  4. Затруднились ответить


11. Часто в нашей повседневной жизни вместо русских слов стали употреблять английские: для названия фирм, в речах политиков и т.д. Как вы относитесь к этому?

  1. Положительно

  2. Равнодушно

  3. Отрицательно

  4. Затрудняюсь ответить


Культурная практика

1. Как Вы оцениваете доступность культурных благ для Вас лично?

  1. Все блага культуры мне доступны

  2. Какие-то доступны, а какие-то нет

  3. Круг доступных мне культурных благ очень ограничен

  4. Мне практически недоступно ничего из культурных благ

  5. Мне практически недоступно ничего из культурных благ

  6. Затрудняюсь ответить

7. Другое
2. Какой отдых наиболее типичен в Вашей повседневной жизни?

  1. Смотрю телепередачи, видеофильмы

  2. В гостях у друзей, знакомых

  3. Читаю книги, журналы, газеты

  4. Развлекаюсь с друзьями, близкими

  5. Отсыпаюсь

  6. Слушаю музыку

  7. Занимаюсь любимым делом (спорт, фото, музыка, рисование и т.д.)

  8. Провожу время за компьютером

  9. Посещаю зрелищные мероприятия, хожу в кино

  10. Расслабляюсь, выпиваю

  11. Бездельничаю, «убиваю» свободное время

  12. Другой вид отдыха


3. Какие телепередачи Вы стараетесь не пропускать?

  1. Информационные передачи

  2. Художественные фильмы, сериалы

  3. Развлекательные передачи

  4. Спортивные программы

  5. Документальные и образовательные передачи

  6. Информационно-аналитические программы

  7. Не смотрю телепередач

  8. Затрудняюсь ответить



4. Как часто Вы посещаете следующие учреждения культуры? 





Еженедельно


Не реже раза в месяц

От случая к случаю

Не посещаю

Кинотеатры













Театры













Концертные залы













Музеи













Выставки, вернисажи













Дворцы, дома культуры













Клубы, дискотеки













Фитнес, боулинг-центры












5. Как часто Вам удается что-либо почитать поми­мо учебников и специальной литерату­ры




  1. Каждый день

  2. Несколько раз в неделю,

  3. Раз в неделю,

  4. Не читаю

  5. Затрудняюсь ответить

6. Назовите Ваши предпочтения по жанрам литературных произведений



  1. Клас­сическая литература

  2. Совре­менная художественная литература

  3. Фантастика

  4. Приключения и детективы

  5. Научно-популярные издания

  6. Общественно-политическая лите­ратура

  7. Затрудняюсь ответить

7. Назовите Ваши предпочтения по жанрам кино



  1. драма

  2. комедия

  3. приключенческие фильмы

  4. детективные фильмы

  5. арт-хаус



8. Назовите Ваши предпочтения в:

  1. Музыке

  2. Изобразительном искусстве


Культурная эрудиция

Назовите, кем были или являются представленные ниже персоналии




  1. Андрей Рублев

  2. Жан-Поль Сартр

  3. Иван Алексеевич Бунин

  4. Сергей Васильевич Рахманинов

  5. Антуан де Сент-Экзюпери

  6. Вильгельм Рихард Вагнер

  7. Франц Кафка

  8. Абу-ль-Фатх Омар Хайям

  9. Тициан Вечеллио

  10. О. Генри (Уильям Сидни Портер) 

  11. Милош Форман

  12. Джордж Гершвин

  13. Модест Петрович Мусоргский

  14. Иван Константинович Айвазовский

  15. Евгений Александрович Евтушенко




  1. Джордж Оруэлл

  2. Джордж Ноэль Гордон Байрон

  3. Микеланджело Буонарроти

  4. Константин Сергеевич Станиславский

  5. Василий Иванович Баженов

  6. Винсент Ван Гог

  7. Фридрих Вильгельм Ницше

  8.  Илья Сергеевич Глазунов

  9. Федерико Феллини

  10. Фрэнсис Скотт Фицджеральд

  11. Фредерик Шопен

  12. Шарль Эдуар Ле Корбюзье

  13. Зураб Константинович Церетели

  14. Павел Александрович Флоренский

  15. Харуки Мураками




Результаты исследования

Аксиологическая ориентация marussya_07@mail.ru

Немногим более половины опрошенных (55%) признают проблему духовности актуальной, 18 % отрицательно ответили на этот вопрос и 27% не смогли определиться.. 55% студентов хотели бы повысить свой духовный уровень, 18 % - нет, 27% затруднились ответить. Тем не менее, в ответах на вопрос о необходимости введения спецкурса, изучающего проблему духовности и нравственности в вузах, такой тесной корреляции не просматривается: треть опрошенных высказалась за введение подобного предмета, треть против и треть затруднилась ответить.

Отмечается весьма высокая самооценка студентов своего культурного уровня. Подавляющее большинство респондентов относят себя к категории культурных людей: на вопрос «Считаете ли вы себя культурным человеком?» 41% ответили «да», 51% - «скорее да, чем нет». Лишь 8% ответили отрицательно (5% - «нет», 3% - «скорее нет, чем да»).

На вопрос о том, с чем ассоциируется у студентов понятие «духовность» были даны довольно неожиданные ответы. Почти половина (44%) опрошенных назвали религию, 29% - гуманизм и 27% затруднилась ответить. Понять причины такого распределения помогают ответы на вопрос об отношении студентов к религии. Большинство (69%) позиционируют себя как верующих, хотя основная часть (58%) религиозных обрядов не соблюдает. Убежденных атеистов всего 7%, безразлично относятся к религии 11%, не определились с ответом 13%. Данное распределение очень близко к соотношению указанных групп в российском обществе в целом.

На вопрос о культурной самоидентификации 51% студентов назвали себя представителями русской национальной культуры, 24% - российской многонациональной, 3% - культуры другого народа России, 7% - другой. Представителями советской многонациональной культуры назвали себя 5% респондентов (все из них студенты-заочники, получившие базовое образование до распада СССР). В отличие от предыдущего вопроса, эти данные с общероссийскими не коррелируют, подавляющее большинство населения России (около 80%) относят себя к русской национальной культуре.

Ответы на вопрос «Можно избавиться от многих проблем современного общества, повысив уровень духовности и нравственности?» практически повторяют ответы на первые два вопроса: утвердительно ответили 53%, отрицательно – 19%, затруднились с ответом 28% опрошенных.



Оценка общественных явлений и деятельности социальных институтов

Отвечая на вопрос о нынешнем состояние духовной культуры нашего общества, студенты дали следующие характеристики: застой - 33%, засилье бескультурья - 18%, частичное обновление на пути к возрождению – 13%. Оптимистичную оценку «значительное возрождение» дали только 6%. Четверть опрошенных затруднились дать ответ.

Факторы, определяющие сегодня социальное положение и престиж человека в нашем обществе, респонденты распределили следующим образом: на первом месте владение материальными или другими ценностями (42%), далее следуют обладание властью (29%), служебное положение (15%), достижения в образовании, профессиональной деятельности (15%), социальный статус семьи (12%), личные природные качества (12%). Уровень общей культуры выделили только 6% студентов.

Довольно оптимистично студенты оценивают место российской духовной культуры в мире: 39% считают, что она временно утратила былое величие, но имеет большое будущее, 22% уверены, что она и сейчас имеет и сохраняет свое величие в общемировой культуре, 21% затруднились ответить. Полную и безвозвратную утрату былого величия отметили 13% опрошенных и 5% считает, что российская культуры никогда не занимала заметного места в мировой культуре.

Оценка роли православной церкви в развитии духовной культуры России в среднем довольно сдержана, несмотря на преобладание верующих среди студентов: 39% - положительная, 34% - нейтральная, 17% затруднились с ответом, 10% дали отрицательную оценку, что в три раза больше, чем при общероссийском опросе.

Роль деятелей культуры в развитии духовной культуры России была оценена аналогично: 37% - положительная, 33% - нейтральная, 21% затруднились ответить, 9 % - отрицательная.

    На вопрос остается ли сегодня население нашей страны самым читающим в мире более половины ответили осторожно: 36% - скорее нет, чем да, 21% - скорее да, чем нет. Более кардинальные «нет» и «да» - 16% и 15% соответственно.

Падение интереса к книге около половины опрошенных (48%) связали с укреплением позиций Интернета и других источников информации, 20% видят причину в снижении уровня образованности населения, 18% в появлении людей воспитанных на комиксах и видеофильмах. 7% отметили, что образованность сегодня не влияет на достижение жизненного успеха, дороговизну хорошей литературы и ее недостаток в продаже обозначили 5% и 4% соответственно.

Свое отношение к публикации в некоторых газетах, журналах и книгах нецензурных выражений и грубых анекдотов студенты выразили следующим образом: одна треть (32%) считает, что это плохо, другая (34%) не видит в этом ничего плохого, четверти (25%) это безразлично, 9% не определились с ответом.

Близкое соотношение получилось в ответах на вопрос об отношении к показу в кинофильмах насилия и «романтики» преступного мира: 29% считает, что это плохо, не видит в этом ничего плохого 34%, безразличие проявили 29%. Эти результаты разительно отличаются от общероссийских, где свое отрицательное отношение к подобным явлениям высказало 75% опрошенных, а не видящих в этом ничего плохого в 5 раз меньше.

В оценке же нынешней ситуации в шоу-бизнесе полученный срез практически совпадает с общероссийским: 59% считают, что царит пошлость и безвкусица, 15% склонны видеть свободу творчества и эстетических вкусов.

Довольно спокойно студенты относятся к явлению, когда вместо русских слов употребляют английские: для названия фирм, в речах политиков и т.д. Отрицательно к этому отнеслись только 23%, 19% положительно, почти половина (49%) безразлично.


Культурная практика

По доступности культурных благ респонденты распределились на следующие группы: «Какие-то доступны, а какие-то нет» - 47%, что полностью совпадает с общероссийским результатом, 19% затруднились ответить, все блага культуры доступны для 18%, круг доступных культурных благ очень ограничен для 10%, для 3% практически недоступно ничего из культурных благ.

Наиболее распространенным видом отдыха в повседневной жизни респондентов оказалось время, проводимое у друзей и знакомых (17%), другие, такие как просмотр телепередач, видеофильмов, чтение книг, журналы, газет, развлечения с друзьями, близкими, прослушивание музыки, занятие любимым делом (спорт, фото, музыка, рисование и т.д.), проведение времени за компьютером, распитие алкоголя были выделены примерно одинаковыми группами (8-10%). Отсыпаются и предпочитают другой вид отдыха 6%, посещают зрелищные мероприятия, ходят в кино всего 5%, бездельничают, "убивая" свободное время 5%.

Несколько неожиданными оказались предпочтения по жанрам телепередач. Модальная группа (33%) предпочитает информационные передачи, развлекательные передачи и художественные фильмы привлекают гораздо меньшую аудиторию – 17 и 16% соответственно. Документальные и образовательные передачи интересуют 13%, спорт по телевизору смотрят 6%, информационно-аналитические передачи – 6%. Не смотрят телевизор 3% опрошенных.

В целом уровень включенности учащейся молодежи в художественную жизнь оказался достаточно низким. Совсем не посещают выставки и вернисажи 43%, дворцы и дома культуры 47%, театры 34%, концертные залы 32%, музеи 34%, фитнес и боулинг – центры 30%. Наименьший показатель в этой категории зафиксирован в отношении кинотеатров – 7%. Доля активно посещающих различные художественные мероприятия (еженедельно или хотя бы раз в месяц) не превышает нескольких процентов.

На вопрос как часто удается что-либо почитать поми­мо учебников и специальной литерату­ры почти четверть опрошенных (24%) ответили, что каждый день, 38% находят для этого время несколько раз в неделю, 27% делают это раз в неделю, 3% опрошенных не читает и 8% затруднились ответить.

Предпочтения по жанрам литературных произведений распределились следующим образом: фантастика - 28%, приключения и детективы - 23 %, клас­сическая литература - 16 %, совре­менную художественную литературу выбирают для чтения - 15%, научно-популярные издания – 12%, общественно-политическую лите­ратуру студенты практически не чи­тают и 6% затруднились ответить.

Среди различных жанров кино на первое место студенты поставили комедию (38%), за ними следуют приключенческие фильмы (23%), 17% отдают предпочтения детективным фильмам, 11% привлекает драма, поклонники арт-хауса составили 3%, 8% не смогли определиться.

На открытые вопросы о предпочтениях в музыке и изобразительном искусстве было получено незначительное число ответов, лишь около 20% анкет содержали ответы на эти вопросы. К тому же в отношении музыки они обладают значительной инвариантностью. В отношении изобразительного искусства вкусы респондентов оказались весьма консолидированными, почти все из полученных нами ответов указывают на русскую живопись ХIХ— начала ХХ века. Малый объем данных по этим вопросам делает эту выборку не репрезентативной и, таким образом, не позволяет провести серьезные обобщения.


Культурная эрудиция

С целью определения уровня культурной эрудиции респондентам был предъявлен список, в который вошли 30 имен, принадлежащих русским и зарубежным писателям, поэтам, художникам, режиссерам, композиторам, архитекторам, скульпторам, философам. Все они - бесспорные знаменитости, в большинстве своем мирового уровня, однако принцип отбора состоял в том, чтобы большая часть вошедших в список имен не относились к числу интенсивно заучиваемых в школе и, кроме того, не повторялись часто в средствах массовой информации.

Респондентам предлагалось провести группировку представленных персоналий, выбрав подходящий вариант из нескольких возможных (по некоторым позициям допускались 2 варианта ответов - например, Иван Алексеевич Бунин: писатель или поэт).

Анализ полученных данных позволяет утверждать, что общекультурная информированность молодежи за пределами хрестоматийного школьного знания в значительной мере хаотична.

Среди представленных писателей лучше всего студенты знакомы с творчеством И.А. Бунина (92%), популярны Антуан де Сент-Экзюпери (78%) и О. Генри (Уильям Сидни Портер) (70%), вошедший в моду несколько лет назад Харуки Мураками уже сдает позиции (36%). Бывшие в разное время весьма популярными среди студенческой молодежи Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Франц Кафка и Джордж Оруэлл оказались малознакомыми сегодняшним студентам, их правильно идентифицировали 21%, 10% и 15% опрошенных соответственно.

Результаты свидетельствуют, что отошло и столь характерное для духовной жизни 50–70-х годов массовое увлечение поэзией. Е.Евтушенко знают только 36%, при этом Омар Хайям знаком 45% респондентов, Джордж Ноэль Гордон Байрон, творчество которого рассматривается в школьной программе, известен лишь 34%.

Среди художников наиболее известными оказались иконописец А. Рублев (80%), маринист И. Айвазовский (90%) и импрессионист Винсент Ван Гог (75%). Илья Глазунов, чье имя некоторое время назад было известно в России очень многим, был правильно идентифицирован только 27% студентов, еще менее знакомым респондентам оказался художник эпохи Возрождения Тициан (19%).

У другого титана Возрождения, скульптора и художника Микеланджело Буонарроти примерно тот же результат - 20%. Наш современник Зураб Церетели узнаваем гораздо больше – 48%.

Весьма слабы представления студентов об архитектуре: Василий Баженов и Шарль Ле Корбюзье известны только 9%.

Неоднозначна картина с философами: Фридриха Ницше знают 64%, в то время как представителя экзистенциализма Жана-Поля Сартра всего 22%, несмотря на то, что это направление философии подробно рассматривается в вузовской программе уже на первом курсе. Русский философ Павел Флоренский известен 12% опрошенных.

Несколько лучше студенты информированы в музыкальной сфере. Отечественных композиторов Сергея Рахманинова и Модеста Мусоргского знают 76% и 69% соответственно, представителей мировой классической музыки Рихарда Вагнера и Фредерика Шопена определили 59% и 76%, однако Джорджа Гершвина как композитора идентифицировали только 14%.

Среди трех представленных в списке режиссеров Константин Сергеевич Станиславский оказался наиболее известным (68%), всемирно известного итальянского кинорежиссера Федерико Феллини отнесли правильную категорию всего 43%, американский кинорежиссера Милош Форман известен 22% респондентов.

 

 


1. Считаете ли Вы проблему духовности актуальной?

2. Хотели бы Вы повысить свой духовный уровень?

3. Нужно ли введение спецкурса, изучающего проблему духовности и нравственности в вузах?



4. Считаете ли вы себя культурным человеком?


5. Понятие «духовность» у Вас ассоциируется?



6. Ваше отношение к религии



7. Представителем какой культуры Вы себя считаете?


8. Можно избавиться от многих проблем современного общества, повысив уровень духовности и нравственности?




9. Как, на Ваш взгляд, можно охарактеризовать нынешнее состояние духовной культуры нашего общества?


10. Что определяет сегодня социальное положение и престиж человека в нашем обществе?


11. Как Вы оцениваете место российской духовной культуры в мире?



12. Ваша оценка роли православной церкви в развитии духовной культуры России


13. Ваша оценка роли деятелей культуры в развитии духовной культуры России

   14.   Не так давно считалось, что население нашей страны самое читающее в мире. Как Вы думаете, остается ли оно таким сегодня?

    15. Если Вы отметили, что наше население перестало быть самым читающим в мире, то с чем связано падение интереса к книге?





16. Как Вы относитесь к публикации в некоторых газетах, журналах и книгах нецензурных выражений и грубых анекдотов?



17. Как Вы относитесь к показу в кинофильмах насилия, «романтики» преступного мира?




18. С какой оценкой нынешней ситуации в шоу-бизнесе Вы скорее бы согласились?



19. Часто в нашей повседневной жизни вместо русских слов стали употреблять английские: для названия фирм, в речах политиков и т.д. Как вы относитесь к этому?


20. Как Вы оцениваете доступность культурных благ для Вас лично?



21. Какой отдых наиболее типичен в Вашей повседневной жизни?




22. Какие телепередачи Вы стараетесь не пропускать?


23. Как часто Вы посещаете кинотеатры ?


24. Как часто Вы посещаете театры ?


25. Как часто Вы посещаете концертные залы ?

26. Как часто Вы посещаете музеи?



27. Как часто Вы посещаете выставки, вернисажи ?


28. Как часто Вы посещаете дворцы, дома культуры?



29. Как часто Вы посещаете клубы, дискотеки?



30. Как часто Вы посещаете фитнес, боулинг – центры?




31. Как часто Вам удается что-либо почитать поми­мо учебников и специальной литерату­ры


32. Назовите Ваши предпочтения по жанрам кино


33. Назовите Ваши предпочтения по жанрам литературных произведений

Идентификация персоналий


34. Писатели



35. Поэты




36. Художники


37. Скульпторы


38. Архитекторы





39.Композиторы


40. Режиссеры

Достарыңызбен бөлісу:


©dereksiz.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет