Исследованием глубин понятий «Число»,



Дата19.06.2016
өлшемі114.07 Kb.
#146571
түріИсследование




Дмитрий Савченко
Из 2 тома креатологии:"Креатология. Число. Гармония. Метафизика Света." Введение в проблему пифагорейского учения о числе

Через 24 столетия изучением и исследованием глубин понятий «Число», «Гармония» занялся великий русский гений А.Ф.Лосев. Размах поставленной им проблемы огромен: Космос Пифагора и пифагорейцев, Платона, Плотина, Прокла и отчасти Николая Кузанского, глубины метафизики неопифагорейцев, Филона Александрийского, теологию числа и гармонии Порфирия, Ямвлиха, Саллюстия, Юлиана. Лосев совершенно по – новому представил учение Платона, навеянного Пифагором, об идеях.

Оказалось что его знаменитые «эйдосы» имеют четное зрительное умственное очертание, вполне зримые геометрические фигуры. Пирамида – душа огня, сфера – душа воды, куб – душа земли и т.д. в «Истории античной эстетике. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1, с. 513»: «У Плотина ярко фиксируется и кристаллическая раздельность числа, и его континуальная текучесть, и его сущностный (а не практически-вещественный) характер, и, наконец, его чисто смысловая и в то же время творческая эманация, общность которой иерархически располагается, начиная от сверхинтеллектуальной полноты, проходя через интеллектуально построенную систему и космически-душевную самодвижность и кончая растворением и дохождением до нуля в чисто материальной области».

Александрийский и восточный раннехристианский неоплатонизм, неоплатоники латинского Запада, эпоха синкретизма – халдаизм, герметизм, гностицизм – все эти влияния Пифагора на тысячелетнюю эволюцию философии и эстетики исследованы А. Лосевым в контексте Красоты и Гармонии. Красота живого античного Космоса, заключенная в геометрически-астрономических пропорциях, звучащая в музыке сфер, всё это изучено и дано Лосевым четко и точно.

Аза Тахо-Годи, близкий друг и жена Лосева, пишет в своей книге «Лосев»:
А. Ф. Лосев считал себя не только логиком и диалектиком, но и «философом числа», полагая математику «любимейшей» из наук (письмо 1I/HI–1932). Математика и в жизни и в философии Лосева играла одну из главенствующих ролей, будучи связана особенно в античных штудиях Алексея Федоровича с астрономией и музыкой. Известно, что Алексей Федорович серьезно занимался рядом математических проблем, особенно анализом бесконечно малых, теорией множества, теориями комплексного переменного, пространствами разного типа. Он общался с великими русскими математиками Н. Н. Лузиным и Д. Ф. Егоровым, который был близок ему глубоко мировоззренчески, в плане философско-религиозном, имяславском. Не забудем, что и супруга А. Ф. была математиком и астрономом, ученицей академика В. П. Фесенкова и профессора Н. Д. Моисеева, помощницей А. Ф. в научных трудах (не говоря уже о практической жизни), целиком разделявшей все его взгляды. Обсуждение философско-математических проблем было для Лосева не только обычным, повседневным делом, но еще и глубоко внутренним, даже интимным. А. Ф. мечтал, будучи принципиальным диалектиком, о диалектической разработке математики. Для него вместе с Валентиной Михайловной существовала их общая наука, которая есть и астрономия, и философия, и математика. В тюрьме он прошел «подробный курс дифференциального и интегрального исчисления (65).
Мощь и размах личности Лосева А.Ф. реализован в его трудах, его библиографии. Аза Тахо-Годи приводит в (65) главные печатные труды А. Ф.Лосева, откуда видна его роль в создании глубины и широты гуманитарного знания цивилизации ХХ века с последующим воздействием на облик общечеловеческого знания ХХI века. Здесь же приводятся основные даты жизни и творчества Алексея Федоровича Лосева.

Автор настоящей монографии считает А.Ф. Лосева гением и великим человеком. Создать за короткое время человеческой жизни столь глубокую концентрацию гуманитарного знания был по силам лишь нескольким личностям. Назовем, например, некоторых из них: Пифагор, Леонардо да Винчи, Николай Кузанский. Мужество Лосева А.Ф. в том, что его не сломили ни лагеря, ни замалчивание его работ, ни долгая по времени невозможность напечататься.


КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Главные печатные труды А. Ф. Лосева (65)
1. Эрос у Платона // Юбилейный сборник профессору Г. И. Челпанову от участников его семинариев и Киеве и Москве. М., 1916, с. 52–79.

2. Античный космос и современная наука. М., 1927, 550 с.

3. Музыка как предмет логики. М., 1927, 262 с.

4. Философия имени. М., 1927, 254 с.

5. Диалектика художественной формы. М., 1927, 250 с.

6. Диалектика числа у Плотина. М., 1928, 194 с.

7. Критика платонизма у Аристотеля. М., 1929, 204 с.

8. Очерки античного символизма и мифологии, т. 1. М., 1930, 912 с.

9. Диалектика мифа. М., 1930, 250 с.

10. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957, 620 с.

11. Гомер. М., 1960, 350 с. 2-е изд. – серия «ЖЗЛ», 1996.

12. Античная музыкальная эстетика. М., 1960–1961, 304 с.

13. Введение в общую теорию языковых моделей. М., 1968, 294 с.

14. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976, 368 с.

15. Античная философия истории. М., 1977, 207 с.

16. Платон. Жизнеописание (в соавторстве с А. А. Тахо-Годи). М., 1977, 223 с.

17. Эстетика Возрождения. М., 1978, 632 с. 2-е изд. – 1982.

18. Эллинистически-римская эстетика I – II вв. н.э. М., 1979, 415 с.

19. Диоген Лаэрций – историк античной философии. М., 1981, 192с.

20. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М., 1982, 478 с.

21. Аристотель. Жизнь и смысл (в соавторстве с А. А. Тахо-Годи). М., 1982, 286с.

22. Языковая структура. М., 1983, 375 с.

23. Вл. Соловьев. М., 1983, 208 с.

24. Дерзание духа. М., 1988, 360с.

25. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989, 205 с.

26. В поисках построения общего языкознания как диалектической системы. – В кн.: Теории и методы исследования языка. М., 1989, с. 3– 92.

27. Страсть к диалектике. М., 1990, 320 с.

28. Вл. Соловьев и его время. М., 1990, 720 с.

29. Из ранних произведений. М., 1990, 855 с.

30. Философия. Мифология. Культура. М., 1991, 525 с.

31. Платон. Аристотель. Серия «ЖЗЛ» (в соавторстве с А. А. Тахо-Годи). М., 1993, 383 с.

32. История античной эстетики, тт. I – VIII. М., 1963–1994.

33. Жизнь. Повести. Рассказы. Письма. М., 1993, 534 с.

34. Бытие. Имя. Космос. М., 1993, 958 с.

35. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993, 959 с.

36. Миф. Число. Сущность. М., 1994, 919 с.

37. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995, 944 с.

38. Мифология греков и римлян. М., 1996, 975 с.

39. Dialektikdes Mythos. Hamburg, 1994, 209 p.

40. Имя. СПб., 1997, 616 с.

Библиографию трудов А. Ф. Лосева см. также в изданиях: «Вопросы классической филологии», вып. VII – XI. М., 1980–1996.
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА АЛЕКСЕЯ ФЕДОРОВИЧА ЛОСЕВА
1893, 10 сентября по ст.ст./23 по н.ст. В г. Новочеркасске, столице Области Всевеликого Войска Донского, на ул. Михайловской (бывш. Западенская), 47 родился Алексей Федорович Лосев.

1903–1911. Классическая гимназия в Новочеркасске. Окончил с золотой медалью.

1911–1915. Московский Императорский Университет, который закончил по двум отделениям историко-филологического факультета – философскому и классической филологии.

1915. Дипломная работа «О мироощущении Эсхила».

23 июня. Оставлен при Университете на кафедре классической филологии для подготовки к профессорскому званию. Начал преподавать в гимназиях Флерова и Пичинской.

1916. Издание первых статей: «Эрос у Платона» и других.

1917. май. Снимает комнату на Воздвиженке, 13, квартира 12 у М. В. и Т. Е. Соколовых. Знакомится с их дочерью Валентиной Михайловной. Лето. Последняя встреча в станице Каменской с матерью, Наталией Алексеевной.

1918. 1 августа. Начинает преподавать в советской трудовой школе.

1919. 1 февраля. Профессор университета в Нижнем Новгороде.

7 сентября. Профессор Высших педагогических курсов иностранных языков.

1921. 1 сентября. Действительный член Государственного института музыкальной науки.

1922. 5 июня. Обвенчан с В. М. Соколовой о. П. Флоренским в Сергиевом Посаде.

Действительный член Государственной Академии Художественных Наук.

I сентября. Профессор Московской Государственной Консерватории.

1923. 15 сентября. Утвержден в звании профессора Государственным ученым советом РСФСР.

1924. 1 июня. Профессор 2-го Университета. 1927. Начало издания «восьмикнижия».

1928. Проработка в советской печати в связи с издаваемыми книгами.

1929. 3 июня. Тайный монашеский постриг, совершенный о. Давидом.

1930. 18 апреля. Арест под предлогом незаконных вставок в «Диалектику мифа». Четыре с половиной месяца одиночки и затем 17 месяцев пребывания во внутренней тюрьме Лубянки.

4 июня. Похороны о. Давида.

5 июня. Арест Валентины Михайловны Лосевой и о. Митрофана. 28 июня. Речь Л. М. Кагановича на XVI съезде ВКП(б), в которой Лосев объявлен классовым врагом.

1931. 3 сентября. Вынесение приговора.

II сентября. Переведен в Бутырки.

20 сентября. Объявлен приговор: А. Ф. Лосеву 10 лет лагерей и В. М. Лосевой 5 лет лагерей.

28 сентября. Этап в Кемь. Далее – Свирьстрой на Беломорско-Балтийском канале, поселок Важины.

12 декабря. Статья М. Горького в «Правде» и «Известиях» «О борьбе с природой» с обвинением Лосева как врага народа.

1932. 24–28 апреля. В. М. Лосева едет из Боровлянки (Сиблаг на Алтае) на станцию Медвежья гора (Белбалтлаг).

7 сентября. Освобожден из заключения постановлением коллегии ОГПУ.

8 октября. Принят на службу вольнонаемным в Белбалтлаг ст. корректором проектного отдела.

21 октября. Объединение А. Ф. Лосева и В. М. Лосевой на Медвежьей горе в Арнольдовом поселке. Ноябрь. Начал писать в лагере философскую прозу. Повесть «Театрал».

1933. 4 августа. Постановлением ЦИК СССР снята судимость и А. Ф. Лосев восстановлен в гражданских правах. 3 октября. Уволен со службы на Беломорско-Балтийском канале по собственному желанию.

11 октября. Трудовой экспертной комиссией Московского городского совета профсоюзов признан инвалидом Ш категории. 1935–1940. Почасовая работа в московских вузах. 1935–1937. Путешествие на Кавказ и посещение Новочеркасска. 1938–1941. Поездки в провинциальные вузы для чтения лекций (Куйбышев, Чебоксары, Полтава).

1935–1941. Работа над большой «Античной мифологией», «Историей античной эстетики», Гомером, переводами. Невозможность печататься.

1941. в ночь на 12 августа. Гибель от бомбежки дома на Воздвиженке, где жил Лосев.

1942. 1 сентября. Работа на философском факультете МГУ, откуда Лосев удален 15 мая 1944 года как идеалист.

1943. 16 октября. Утвержден в степени доктора филологических наук без защиты диссертации (honoris causa).

1944. 15 мая. Перевод в МГПИ имени Ленина и работа там на кафедре классической филологии, кафедре русского языка и кафедре общего языкознания до своей кончины.

Октябрь. В дом Лосевых (Арбат, 33, квартира 20) приходит аспиранткой кафедры А. А. Тахо-Годи.

1945–1952. Работа над «Олимпийской мифологией» и «Эстетической терминологией» и др. трудами мифологического цикла и античной литературы.

1953. Выход «Олимпийской мифологии», первой печатной работы после 23-летнего вынужденного молчания. Издательство МГПИ.

1954. 29 января. Кончина В. М. Лосевой.

Декабрь. Регистрация брака с А. А. Тахо-Годи.

1956. Начинается работа в «Философской энциклопедии».

1957. «Античная мифология в ее историческом развитии» – первая свободно написанная книга после 1930 года. С 1957 года начинается регулярное издание работ А. Ф. Лосева.

1963. Лосев издает т. I «Истории античной эстетики» (изд. «Высшая школа»).

1966. Лосев на Всесоюзной конференции по классической филологии в Киеве.

Лето. С этого года каждое лето – в Отдыхе, на даче у А. Г. Спиркина. 1968. Лосев на Всесоюзной конференции по классической филологии в Тбилиси. А, Ф. Лосеву 75 лет. Его первый юбилей.

1969. Издательство «Искусство» выпускает т. II «Истории античной эстетики». Все дальнейшие тома выходят в этом издательстве.

1970. Завершение «Философской энциклопедии», где Лосев напечатал 100 статей.

1976. «Проблема символа и реалистическое искусство». 1978. «Эстетика Возрождения» (изд. «Мысль») и связанные с ее выходом события. 1983. «Вл. Соловьев». Запрет этой книжечки.

А. Ф. Лосеву – 90 лет. Орден Трудового Красного Знамени. Юбилей.

1985. Интервью в «Вопросах литературы».

Присуждение звания лауреата Госпремии СССР по философии (тт. I–VI «Истории античной эстетики»). Указ подписан Горбачевьм.

1986. 12 августа. Пожар на даче А. Г. Спиркина. Начало болезни А. Ф. Лосева.

1987. с 10 февраля по 25 марта. А. Ф. Лосев в больнице.

Осень. Съемки фильма «Лосев» В. Косаковским с участием Ю. А. Ростовцева.

1988. 23 мая. Сигнальный экземпляр «Истории античной эстетики», т. VII, кн. 1.

24 мая. День св. Кирилла и Мефодия. Кончина А. Ф. Лосева на 95-м году жизни в 4 часа 45 минут утра. 26 мая. Похороны на Ваганьковском кладбище. Октябрь. Конференция памяти А. Ф. Лосева в Тбилиси. 18 октября, в день его Ангела, заупокойная служба в Сионском соборе во главе с католикосом Илией II.

26 октября. В «Литературной газете» статья А. А. Тахо-Годи «А. Ф. Лосев», открывшая серию статей о русских религиозных философах XX века.

1989. май. Конференция памяти Лосева в МГУ.

Октябрь. Конференция памяти Лосева в Ростове-на-Дону.

3 декабря. Конференция памяти Лосева в Московской духовной академии.

1990. Основано общество «Лосевские беседы».

1991. Съемка и выпуск телевизионного фильма «Лосевские беседы» (реж. О. В. Кознова).

1992. Выход в свет т. VIII «Истории античной эстетики», кн. 1.

1993. А. Ф. Лосеву – 100 лет. Международная конференция под эгидой ЮНЕСКО в МГУ. «Лосевские Донские чтения» в Ростове-на-Дону.

1994. Выход в свет т. VIII ИАЭ, кн. 2.

1995. 25 июля. Возвращение рукописей Лосева из Архива ФСБ А. А. Тахо-Годи.

1993–1996. Выход в свет сочинений А. Ф. Лосева в 5-ти томах в издательстве «Мысль».

1996, 24 мая. Начало реконструкции Дома Лосева на Арбате. Официальное открытие. Молебен. По постановлению Московского правительства здесь должен открыться Центр русской философской мысли (93).


Итак, вернемся к Лосеву. Лосев А.Ф. ставит задачу так:
И пусть не удивляются, почему это в течение нескольких столетий не было учений, аналогичных учениям древней физики, а теперь они вдруг появились. Ответить на это удивление легко: разве когда-нибудь наука переживала столь острый кризис и смену физического миросозерцания, как это наблюдаем мы теперь? И разве шел когда-нибудь в науке спор о столь фундаментальных понятиях? Не мудрено, что многие физические теории древности опять всплывают, но уже в оболочке точного знания. И эта мысль высказывалась уже до меня, и не раз (33, с. 63).
Перейдём к проблеме пифагорейского учения о числе.

С личностью Пифагора и самим Пифагором связано так много чудесных историй, которые подтверждены свидетельствами современников его, которые чрез призму неоплатонической литературы дошли до нас и мощь влияния пифагорейства на науку и искусство особенно ощущается в наше время.

Так, например, Ю.А. Урманцев, выдающийся ученый-энциклопедист современности, имеющий научную номинацию: «Интеллектуал ХХ века» дал научному озарению Пифагора самую высокую оценку. О том, что дали Пифагор и пифагорейцы современной науке, психологии, эстетике, философии показано в его книге: «Симметрия природы и природа симметрии». Он пишет:
Диалектичность и современность: «мир – множество и состоит из противоположностей»; «то, что приводит противоположности к единству и создает всё в космосе», есть симметрия; симметрия «заключается в числовых отношениях». Сейчас создано несколько теорий симметрии противоположностей. Одна из них, Хееша-Шубникова, так и называется – «теория антисиметрии», получившая широкое применение в кристаллографии, физике, биологии. Законы симметрии, а в их число включаются и законы сохранения, «контролируют» ход, направление, результаты физических и химических реакций. Есть сведения, что особые законы сохранения «контролируют» также биологические и логико-психологические процессы. Посредством принципов симметрии строятся или построены естественные классификации элементарных частиц (Гелл-Манн, Нееман и др.), атомов (таблица Менделеева), молекул, кристаллов (Гессель, Федоров и др.), организмов (Беклемишев и др.).

Глубину: «число есть сущность всех вещей, и организация Вселенной в её определениях представляет собой вообще симметрическую систему чисел и их отношений».

Этот вывод пифагорейцев, прокомментированный в свое время Аристотелем, следовал из установления им того факта, что законы природы могут быть выражены числами. Сейчас же, когда математику сознательно и не без трудностей внедряют – вследствие внутренней логики развития науки и общественной практики – в самые различные естественные и общественные дисциплины, говорить о колоссальной важности математики для познания материи не имеет смысла (68).
Однако застарелый нигилизм в отношении ведущей роли чисел, - рассуждает Урманцев, велик. Между тем числа определяют всё на самых «горячих» точках науки: то при изучении распределения планет в Солнечной системе, то при объяснении сущности кода наследственности, то при выводе фундаментальных инвариантов в теоретической физике, то при объяснении периодической природы музыкального ряда и ряда таблицы Менделеева. Ю. Урманцев продолжает:
Бесконечно многообразный мир чисел выражает важные особенности бесконечно многообразного мира вещей и идей. Но какие именно? И почему очень часто числа сигнализируют о фундаментальных законах бытия? Безусловно, Пифагор был неправ, когда отождествлял мир вещей с миром чисел, однако он сумел нащупать в мире вещей мир чисел, т.е. нечто действительно фундаментальное и действительно – до сих пор! – загадочное (68, с. 17).
Но вернемся к древнему пифагорейству, к числовым структурам в исследованиях Лосева А.Ф. Могущественное течение мысли, которому суждено было существовать два с половиной тысячелетия, течение мысли волнующее современные умы, пифагорейское учение о числах, не сразу было признано.Однако, несмотря на доводы противников уже с ранних времен античной философии стали раздаваться мощные голоса в защиту изучения числа и его всеобщей значимости. Своим учением о числе пифагорейцы охватили всё бытие. Это учение:
1) о числах самих по себе, или о богах как числах;

2) о космосе как числе;

3) о вещах как числах;

4) о душах как числах;



5) об искусстве как числе (34, с. 285).

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет